Креативное предприятие и модульное производство

Другим решающим элементом социальной структуры креативности являет­ся развитие новых институтов и систем производства. Креативная транс­формация не ограничивается созданием новой продукции, но затрагивает также способы ее изготовления. Крупные японские корпорации, такие как Toyota и Matsushita, сделали первый шаг в этой производственной револю­ции еще после Второй мировой войны, и их основные принципы с тех пор распространились по всему промышленному миру21. Результатом стало раз­витие креативных предприятий, где помимо физического труда рабочих ис­пользуются также их идеи и творческие таланты.

Японцы восхищались уже существующей «тэйлористской» или «фордистской» системой массового производства, но считали необходимым повысить ее эффективность. Один из способов сделать это заключался в устранении некоторых недостатков сборочного конвейера, к примеру, не­обходимости в запасах деталей и материалов, сосредоточенных в опреде­ленных местах во избежание остановки конвейера. Японцы довели до со­вершенства технологии «нулевых запасов», при которых каждая деталь подается и каждая операция осуществляется «точно в срок». Они также выработали технологию «тотального качества», сокращая количество бракованных изделий, которые ранее приходилось списывать, перерабатывать или, в худшем случае, поставлять заказчику. Оба этих метода требовали во­влечения интеллектуальных и творческих способностей всех людей, работа­ющих на заводе, в процесс непрерывного усовершенствования. Даже про­стой заводской рабочий имел право — о ужас! — остановить поточную линию, если он замечал брак.

В 1970-е Таиити Оно, главный создатель прославленной производствен­ной системы компании Toyota, рассказал о том, как один из менеджеров другой фирмы посетил его головное предприятие. Этот человек надеялся уз­нать секрет успеха компании и, очевидно, предполагал увидеть сказочную страну высоких технологий. Вместо этого пораженный гость «понял, что машины устаревшего образца, от которых он сам уже давно отказался, пре­красно работали на Toyota». Ключ к секрету, объяснил Оно, лежит в том, чтобы создать завод, где «деятельность рабочих не задерживает производст­во, а согласуется с ним» — а отнюдь не в том, чтобы «спешить приобрести высокоэффективное оборудование самых последних моделей»24. Акио Морита. основатель и бывший председатель правления корпорации Sony, сформулировал это так: «Компания далеко не уедет, если голова там работа­ет только у руководства. Каждый служащий обязан внести свой вклад, и для сотрудников низшего звена это означает не только физический труд. Мы требуем от всех наших сотрудников интеллектуального вклада»25. Посте­пенно эта идея начала проникать и в другие корпорации. Давний лозунг IBM — «ДУМАЙ» — обрел новую жизнь и перестал звучать как ирониче­ское клише. Так промышленное предприятие превратилось в креативное предприятие.

Другой значительный успех в производстве был достигнут благодаря раз­витию системы аутсорсинга (контрактного производства), состоящей в привлечении специализированных субподрядчиков. Многие люди воспри­нимают аутсорсинг почти как ругательство: крупные компании якобы дела­ют это, чтобы сократить расходы и число штатных сотрудников. Разумеет­ся, часто использование субподрядчиков бывает вызвано именно этими мотивами. Однако нельзя отрицать положительное влияние аутсорсинга на креативность. Во многих отраслях промышленности наличие надежных контрактных производителей помогает новым фирмам вступить в конку­ренцию и позволяет всем, кто в ней участвует, сконцентрироваться на креа­тивном компоненте своей деятельности. Как показал Тимоти Стерджен из Центра промышленной производительности при Массачусетском техноло­гическом институте, эта система обладает двумя преимуществами. С одной стороны, она позволяет креативным фирмам не отвлекаться на производст­во и сосредоточить усилия на разработке новых продуктов или технологий. Так с ее помощью производственная деятельность разбивается на отдельные элементы, повышается специализация и эффективность разделения труда. С другой — она помогает субподрядчикам расширить свои возможности, распределить риск и извлечь выгоду из положительного эффекта масштаба производства26.

Данную модульную систему производства компании США выработали в ответ на конкурентные преимущества крупных интегрированных японских производителей. Когда в середине 1980-х я брал интервью у основателей компании Fairchild Semiconductor, они сказали, что в начале своей карьеры им приходилось самим делать практически все инструменты и оборудова­ние, необходимые для производства полупроводниковых чипов27. В то вре­мя без этого нельзя было обойтись, потому что полупроводники оставались совершенно новым видом продукции, для изготовления которого требова­лись особые производственные технологии. С тех пор чипы стали куда сложнее, а современная линия производства чипов по-прежнему обходится очень дорого — в 2000 году на них ушло не менее 2 млрд. долларов. Если бы собственная линия производства была необходимым условием участия в этом бизнесе, компаний, выпускающих чипы, было бы не больше, чем про­изводителей автомобилей. При существующем положении вещей крупные фирмы, наподобие Intel и Motorola — выпускающие чипы памяти большо­го объема для персональных компьютеров, — имеют свои линии, однако все чаще передают производство субподрядчикам. Многие мелкие чипы специ­ального назначения, применяемые в сотовых телефонах, бытовых устрой­ствах и других изделиях, создаются полупроводниковыми компаниями, которые сами не занимаются производством, а заключают контракты с фирмами, специализирующимися на изготовлении полупроводников.

Сборка электронной продукции — соединение чипов и остальных час­тей — почти на 100% осуществляется контрактными производителями. Та­кие компании, как Solectron и Flextronics, делают практически все элек­тронные устройства, которые мы используем, от ноутбуков и персональных компьютеров до сотовых телефонов и игровых модулей. В различных стра­нах мира предприятия, оснащенные по последнему слову техники, собира­ют прецизионную электронику для корпорации Solectron, основанной в 1971 в Силиконовой долине. Выгода от этого взаимная: компания, под чьим именем выпускается продукция, может сосредоточиться на разработке из­делий, тогда как субподрядчик совершенствует методы производства. При­надлежащий Solectron завод в Гвадалахаре, Мексика, где мне приходилось бывать, отмечен многочисленными наградами за качество, в том числе пре­мией Малколма Болдриджа, которую часто сравнивают с Нобелевской пре­мией в области промышленного производства.

Эта субконтрактная или модульная система не ограничивается высоко­технологичной электроникой. Благодаря ей многие секторы экономики переживают подъем креативности. Прекрасным примером служит индуст­рия моды. Келвин Кляйн и Томми Хилфигер — дизайнеры; они не занима­ются непосредственно производством одежды. В Израиле, на современном швейном предприятии в районе Кармиэль-Мисгав неподалеку от Хайфы,

которое я осматривал в 1999 году, поточные линии выпускали дизайнер­скоебелье практически всех крупнейших марок — от Ralph Lauren и Calvin Klein до Banana Republic, The Gap и множества других. Или возьмите изда­тельское дело, где старое изречение «свобода печати принадлежит владель­цу печатного станка» буквально не соответствует действительности. Мало кто из издателей книг, журналов или газет (кроме ежедневных) имеет соб­ственную типографию. Многие просто пользуются услугами полиграфиче­ских предприятий.

Хотя в автомобильной промышленности не применяется классическая субконтрактная практика per se, в производстве автомобилей международ­ная сеть поставщиков выполняет функции субподрядчиков. На автомо­бильных заводах нового поколения, которые я посетил вместе со Стердженом из Массачусетского технологического института в 1990-х, мы видели рабочих, собирающих машины из готовых «модулей», изготовленных по­ставщиками28. На некоторых заводах сборкой машин занимаются предста­вители предприятия-поставщика; на таких конвейерах редко (если вообще) работают сотрудники компании, название которой носит машина. Напри­мер, две компании, Johnson Controls и Lear Corporation, производят боль­шую часть сидений — или готовых внутренних блоков — для автомобилест­роителей многих стран мира. Немецкая корпорация Bosch и японская Denso выпускают значительную массу передовой электроники. Чарльз Файн, содиректор Международной программы по автомобилестроению Массачусетского технологического института, рискнул предположить, что эта система привела в автомобильной промышленности к «передаче влас­ти» от традиционных компаний-сборщиков (под чьими названиями выпус­кались машины) к новому типу субподрядчиков и международных постав­щиков. Согласно Файну, в области высокотехнологичной электроники сходную роль выполняет корпорация Intel: большинство компьютеров име­ют логотип Intel Inside и процессоры этой фирмы, которая обладает огром­ным влиянием, хотя сама и не занимается производством компьютеров24.

Разумеется, дизайнеры одежды, издатели и производители электроники должны платить субподрядчикам и тратить деньги на маркетинг и дистри­буцию. Однако и эти услуги часто осуществляются на контрактной основе. Крайним проявлением этого феномена стали «виртуальные компании», ко­торые передают субподрядчикам практически все функции — производст­во, хранение и реализацию, рекламу, бухгалтерские услуги, — сохраняя при этом небольшой штат администраторов, специалистов по маркетингу и раз­работчиков. Фирма удерживает за собой только те функции, которые связа­ны с производством интеллектуальной собственности, творческими разра­ботками или самой торговой маркой. Даже в менее экстремальных случаях контрактная система помогает устранить барьеры на пути начинающих фирм, которым теперь не обязательно воссоздавать целиком традиционный вариант компании, со всеми его подразделениями.

1. Как искать и выбирать производителя

Во-первых, оцените масштабы своей затеи. Если речь идёт, условно говоря, о сотне мобильных устройств или двухстах LED-светильниках, проще и дешевле, конечно, работать через посредников. Но если у вас «наполеоновские» планы, то необходим производитель, искать которого целесообразнее всего на выставках.

Hardware-компании из Китая можно найти в Гонконге. Прежде всего, обратите внимание на выставку Hong Kong Electronics Fair, которая проходит ежегодно в две сессии, весной и осенью. Кроме того, имеет смысл посетить и Кантонскую выставку в Гуанчжоу. Электроника обычно выставляется в течение нескольких дней.

У производителей в приоритете сотрудничество с заказчиками, которые планируют выпускать не менее тысячи единиц товара. Однако если вы хотите «прощупать» рынок, договаривайтесь о тестовой партии. Китайцы, не всегда охотно, но всё же идут на это.

Работайте с производителем напрямую и избегайте посредников, иначе любая проблема (а без них не обойтись), превратится для вас в неразрешимую головоломку.

Помните — хороший стенд с огромным логотипом на выставке не гарантирует того, что перед вами производитель, а не посредник. Отправляйтесь на фабрику и удостоверьтесь, что ее название соответствует названию, заявленному на стенде.

Что делать крайне не рекомендуется

Искать производителей на сайте Alibaba и других интернет-площадках. Это похоже на игру в лотерею — вероятность найти что-то полезное ничтожно мала. Возможно, существуют счастливчики, которым везло, но личным знакомством с такими я похвастаться не могу.

2. Как общаться

Исходя из собственного опыта, мы пришли к выводу — взаимоотношения с китайскими контрагентами специфичны, однако наладить партнёрские связи с ними более чем реально.

Сотрудники и представители фабрики, которых вы встретите на выставках, обычно говорят по-английски. Плохая новость заключается в том, что они не принимают никаких решений. С ними можно обсудить общие моменты, но решать фундаментальные, серьезные вопросы бессмысленно. Деловое сотрудничество нужно налаживать непосредственно с «большим боссом» («лаобань», 老板). Здесь еще одна плохая новость — «лаобань» обычно не говорит по-английски.

Выход есть — нужно искать китайца, владеющего русским. Однако тут тоже есть свои тонкости:

  • Желательно, чтобы он был из той же провинции, в которой находится фабрика. Китаец с севера зачастую не понимает китайца с юга. Они могут долго и вроде бы продуктивно общаться, но по факту вопрос не будет решен. И есть вероятность того, что узнаете вы об этом не сразу.
  • Ищите переводчика по рекомендации. Подспорьем в поиске могут стать форумы о Китае, например, polusharie.com.

Что делать крайне не рекомендуется

Говорить с переводчиком на английском. Ещё один иностранный язык только усложнит понимание между вами.

Китаец всегда вас понимает, но вы никогда не знаете, правильно или нет.

3. Как оценить фабрику

У вас не хватает компетентности, чтобы оценить производственные возможности фабрики? Возьмите с собой технолога. Обратить внимание нужно на следующие моменты:

  • количество работников на фабрике;
  • уровень технической оснащенности;
  • способы тестирования готовых изделий.

Китайцы могут гордиться известными на рынке именами своих бывших клиентов и много рассказывать о них, чтобы произвести на вас впечатление. Но не попадайтесь на эту удочку — попросите показать готовую продукцию. Не верьте, если будут возникать предлоги для отказа — конфиденциальность, «прямо сейчас забрали готовую партию, а следующая будет через неделю» и так далее. Настаивайте на своём.

Перед запуском производства обязательно получите утвержденный образец — лекало, по которому будет изготовлена вся партия. Подчеркиваю — утвержденный.

Распространенная отговорка: «сейчас это инженерный образец, поэтому он и сделан плохо, и софт работает неважно. А вот при конвейерной сборке мы всё поправим». Не попадайтесь в ловушку. Вы должны утвердить эталонный прототип в качестве шаблона для последующего производства. Именно к нему будут апеллировать, если вы окажетесь недовольны качеством изготовленного продукта.

Что делать крайне не рекомендуется

Подписывать контракт, не проверив всё до мелочей или запускать массовое производство, не имея на руках полностью удовлетворяющего образца.

5. Как устанавливать сроки

Сроки в Китае носят очень условный характер. Смело умножайте декларируемые сроки на два. Для верности — лучше на три. Английская газета The Guardian пишет, что «производство занимает не больше недели от прототипа до образца, готового к серийному производству». Это не соответствует действительности.

Вот, например, случай из личной практики. Перед тем, как покинуть Китай и передать вопросы контроля нашему технологу, я хотел довести партию до приемлемого уровня. Уже имея определённый опыт в работе с китайцами, я решил освободить квартиру, которую я снимал, на неделю позже срока приёма товара.

Но даже спустя неделю китайские партнёры сказали, что не успевают в срок и обещают в течение трёх дней решить все оставшиеся вопросы. Хорошо, на эти три дня я снял гостиницу. В итоге продлевать гостиницу мне пришлось девять раз и прожить там 32 дня.

При наличии контракта и договоренности, что вы будете делать заказы у фирмы в дальнейшем, китайцы идут на доработки достаточно легко. Количество этих доработок может измеряться десятками.

Что делать крайне не рекомендуется

Переносить сроки из контракта с китайцами в контракт с контрагентами, для которых вы выступаете поставщиком.

Подготовка бизнеса

Для формирования собственного бизнеса с нуля необходимо пройти определенные этапы, предполагающие решение следующих организационных вопросов:

  • Формирования идеи. Одной мечты недостаточно, предприниматель обязан иметь особые навыки в выбранной отрасли производства. Не всегда стоит оригинальничать и создавать новое, дело может не прижиться. Разумнее позаимствовать определенную раскрученную идею, добавив в немного личного или полностью скопировав задумку.
  • Обдумывание и создание бизнес-плана – фундаментальный момент, с проработкой технических и финансовых деталей производства с нуля.
  • Выбор помещения. Чтобы открыть бизнес, в зависимости от вида производства, придется учесть соблюдение санитарных норм и ГОСТ. При необходимости, стоит определиться с площадью помещения и складов.
  • Оформление необходимых документов с нуля. Стоит заранее узнать о документации для собственного бизнеса, различных лицензиях и сертификатах. Готовый пакет документов ускорит создание производства. Предприниматель должен заранее изучить законы, касающиеся бизнеса. Нельзя забывать о своевременной выплате налогов, во избежание проблем с налоговой инспекцией, что позволит легко открыть дело.
  • Поиск квалифицированных сотрудников. Чтобы открыть дело, приносящее прибыль, нужно иметь хороший персонал. В определенных видах бизнеса работникам потребуются санитарные книжки.
  • Подбор поставщиков. Нужно рекламировать свое предприятие, иметь качественную продукцию для получения безупречной клиентской базы для сбыта товара.
  • Реклама бизнеса и поиск клиентов с нуля. Не разбираясь в рекламных приемах, следует обратиться к специалистам, в частности, к людям, занимающимся СММ-услугами. Профессионалы помогут с коммуникативными инструментами и продвижением производства в социальных сетях. Лучшая тактика в сотрудничестве с клиентами и наработке собственной базы – давать больше чем ожидается, тогда клиенты станут постоянными.

Банк идей и предложений

Акбулакская средняя школа №1

Проект

Изготовление швейного изделия «Ночная сорочка»

Выполнила Журавлева Татьяна ученица 7 кл. Руководитель Журавлева М.А. учитель технологии

Акбулак 2007

Введение………………………………………………………………………….….3

Основная часть……………………………………………………….………… …4

1 Исследование проблемы…………………………………………………. ….4

2 Банк идей и предложений……………………………………………….. ……6

3 Технологическая последовательность………………………………………..8

4 Экономическая оценка…….………………………………………………….9

5 Экологическая оценка……………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы……………………………………………11

Введение

Темой своего проекта я выбрала изготовление швейного изделия – ночная сорочка, так как это изделие мне необходимо! Ночью я люблю спать, переодевшись в ночную сорочку. Конечно же, её можно купить в магазине, но можно и сшить самой, тем более что на уроках технологии мы учимся шить. Если я сошью изделие сама то, во-первых, я приобрету, опыт в пошиве изделий, во-вторых, я выиграю в денежном отношении, то есть немного сэкономлю семейный бюджет.

Моя ночная сорочка должна быть удобной, легкой, хорошо стираться и гладиться и чтобы в ней мне крепко спалось. Поэтому мне надо правильно подобрать для пошива ткань.

В процессе выполнения проектной работы я ставлю перед собой следующие задачи:

— изучить что такое сорочка, как она называлась раньше;

— исследовать когда появились выкройки;

— исследовать виды тканей, из которых можно сшить изделие;

— описать процесс изготовления ночной сорочки;

— сшить аккуратную ночную сорочку.

Основная часть

Исследование проблемы

Плечевая одежда берет свое начало от первобытных плащей-шкур. Через тысячелетия одежда видоизменилась и стала представлять собой несколько кусков ткани, которые не сшивались, а драпировались на фигуре человека. Костюм состоял из двух частей: нижней рубашки – хитона, и верхней накидке – гиматия. Эта накидка перекидывалась через левое плечо на спину и грудь.


В России первые сведения об одежде относятся к периоду между VIII – XII веками. Женщины того времени носили длинную холщовую рубаху – сорочицу, широкого прямого покроя, подпоясанную по бёдрам и расшитую по краям.

В XV – XVI веках появились ночные сорочки и панталоны, которые долгое время были принадлежностью туалета только привилегированных слоёв населения. В настоящее время ночными сорочками пользуются все, не зависимо от места положения в обществе.

В.И.Даль в своем толковом словаре русского языка дает определения словам «сорочка» и «рубаха».

«Сорочка – рубаха, рубашка; женская кисейная манишка, до пояса; блуза, круглая, верхняя одёжа, верхняя рубашка, рабочая, охотничья и прочее».

«Сорочица, род белой рубахи с алыми щитками, которую крестьянки носят сверх рубашки и сарафана».

«Рубаха, рубашка – сорочка, кошуля, тельница; одежда из числа белья, надеваемая под низ, на тело».

Из таких определений В.И.Даля следует, что название «рубаха» более подходит к ночной сорочке нашего времени.

И всё-таки почему «рубаха», а не как–то иначе? Вероятно, в давние времена кусок ткани всего лишь «подрубался», отсюда и «рубаха». Как правило, рубахи были широкими, скроенными из прямых полотнищ. Даже пословица есть: «Бабьи

рубашки те же мешки: рукава завяжи да что хошь положи».

Выкройка – это вырезанная из бумаги деталь изделия для раскроя ткани. Но как давно она существует? Оказывается, очень давно – с X века. Тогда выкройки являлись собственностью членов портновских цехов и их тщательно оберегали от копирования. Портные берегли свои секреты.

Бумажные выкройки, примерно такие же, какими мы пользуемся теперь, появились в XIX веке сначала в Англии, а затем во Франции. Публиковать в журналах их стали только в 1850году в качестве приложения, а до этого времени было только описание и искусно выполненные гравюры. В 1860 году началось промышленное производство бумажных выкроек. Основателем фирмы, выпускающей выкройки считают итальянца Е. Баттерико.

Ночные сорочки можно шить из различных тканей, например: из шёлка, из льна, из трикотажного полотна, из хлопчатобумажной ткани.

Льняные ткани имеют гладкую, блестящую поверхность, отличаются

большой прочностью и слабой растяжимостью. Они легко впитывают влагу, хорошо отстирываются. Недостатком их является то, что они быстро сминаются, однако так же быстро и разглаживаются. На ощупь эти ткани жесткие.

Шелковые ткани на ощупь мягкие и гладкие, обладают приятным блеском, гигроскопичны и воздухопроницаемы, но они сильно растягиваются, осыпаются, имеют значительную усадку. Из таких тканей очень трудно шить не имея навыков и опыта.

Трикотажное полотно мягкое, гигроскопично, но в процессе пошива требует специальных машин или специальной иглы, так как трикотажное полотно сильно растягивается.

По данным историков и археологов, ткани из хлопка производились в далекой Индии еще в XI веке до нашей эры.

Во время похода Александра Македонского греки были восхищены искусством индусов, умеющих получать ткани из «шерсти, добытой из орехов»

(так они называли хлопок). До конца XIII века в Европу ввозились только готовые изделия из хлопка. В 1772 году в Англии началось производство хлопчатобумажной ткани. Она отличалась своеобразной фактурой и окраской.

Название «ситец» пришло к нам таким, что трудно даже сразу понять его первоисточник. Бенгальское название пёстрой хлопчатобумажной ткани «читс» было переделано голландцами на «ситс», а у нас она стала называться ситцем.

Хлопчатобумажные ткани обладают значительной прочностью и гигроскопичностью, быстро намокают и высыхают. Они удобны в носке, хорошо переносят стирку и утюжку.

Банк идей и предложений

Модель № 1

Сорочка ночная из льняной ткани

с цельновыкроенными рукавами,

с квадратным вырезом горловины

Модель № 2

Сорочка ночная из шёлковой ткани

с цельновыкроенными рукавами,

с вырезом горловины «углом».

По низу сорочки оборка.

Модель № 3

Сорочка ночная

из трикотажного полотна

с цельновыкроенными рукавами,

с круглым вырезом горловины,

с кокеткой округлой формы.

Модель № 4

Сорочка ночная

из хлопчатобумажной ткани

с цельновыкроенными рукавами,

с круглым вырезом горловины.

Длина сорочки – короткая.

Банк идей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *