Лекция № 3. Психология цветовосприятия.

Люди имеют разные физиологические, психологические, культурные и эмоциональные реакции на цвета. Мы говорим: «Она сошла с ума от ярости, у нее красная пелена перед глазами», «Он позеленел от зависти» и т.д. В нашем сознании мы ассоциируем цвета с эмоциональным состоянием. Артисты, художники и декораторы знают, что теплые цвета (красный, оранжевый и желтый с их оттенками) пробуждают активность и возбуждение, а холодные (синий, фиолетовый, багровый, серый) имеют умиротворяющее и успокаивающее действие.

Использование цвета в пользовательском интерфейсе может вызывать трудности у людей, имеющих некоторые проблемы со зрением, такие как цветовая слепота (данный тип зрительного дефекта присущ 8% мужского населения и менее 1% женского).

Учитывая, что пользователями компьютеров являются люди разного возраста и состояния здоровья, разработчикам приходится учитывать множество нюансов.

«При правильном использовании цвет может быть мощным инструментом, повышающим информативность системы. Неправильное использование цвета может существенно снизить качество такой системы» (Джеральд Мерч).

Цвет часто применяется для качественного выделения, представления различий в характеристиках, и для количественного выделения, чтобы показать различия в количестве.

Цвет привлекает внимание человека. Это свойство интенсивно используется в области коммуникации и рекламы. На что вы скорее обратите внимание – на черно-белую или на цветную рекламу? Уэйн констатирует: «Научные исследования в области печатных форм показали, что цвет на 32% эффективнее для привлечения внимания и на 25% — для вызова ответных действий читателей». Это действует практически на уровне подсознания.

Поскольку цвет является сильным средством привлечения внимания, обилие оттенков заставит пользователей обратить внимание на экран. Это помогает сделать интерфейс более дружелюбным и легким в использовании. Однако данный «эффект Лас-Вегаса» может и отвлекать пользователей при работе. При выборе цвета необходимо определить, подходит ли он для длительной работы за компьютером.

Операционные системы предлагают стандартные цветовые палитры и схемы. Вы должны использовать их при разработке интерфейса. Они созданы, потому что цвета сложно согласовывать и люди часто ошибаются при выборе цвета или цветовой комбинации.

Цвет как визуальный атрибут отображаемой информации.

Удачный (в смысле продуманный) выбор визуальных атрибутов отображаемой на экране информации – это значительно больше, чем просто красивое внешнее оформление приложения. Качество визуального проектирования в значительной степени влияет на психофизиологическое состояние пользователя, и на эффективность его работы в целом. Вследствие этого даже достаточно мощный по своим возможностям программный продукт может оказаться недостаточно функциональным, если визуальное представление его интерфейса не удовлетворяет соответствующим требованиям.

Цвет является одним из важнейших визуальных атрибутов интерфейса. Поскольку цвет имеет способность привлекать взгляд, используйте его для идентификации тех элементов интерфейса, на которые вы хотите обратить внимание пользователя (например, для выделения текущего выбора). Цвет также имеет ассоциативный аспект; во многих случаях объекты одного цвета воспринимаются людьми как взаимосвязанные. Цветовая гамма может также оказывать определенное эмоциональное или психологическое воздействие; не зря, например, разделяют цвета на «холодные» и «теплые».

Области, фон которых представлен более теплыми оттенками красной части спектра, кажутся крупнее, чем области, цвет фона которых смещен к голубой части. Объекты экрана на белом фоне или на фоне цвета из средней части спектра кажутся ярче и легче воспринимаются при разном внешнем освещении.

Наибольший контраст между двумя областями экрана достигается в том случае, если цвет фона одной из них – черный или близок к любой из границ спектра, а цвет фона другой – белый или взят из средней части спектра.

Данные рекомендации справедливы и для соотношения между цветами символов и фона. Следует учитывать, что некоторые комбинации цвета, например голубой цвет символов на красном фоне, неприятны для глаз.

Различные психологические состояния человека характеризуются различными предпочитаемыми (наиболее приятными) цветами. Помимо этого отмечена обратная зависимость – влияние цвета на настроение и работоспособность. В работах, посвященных исследованию психологического воздействия различных цветов, приводятся такие данные:

Голубой – успокаивает;

Красный – волнует и утомляет;

Зеленый – настраивает на добродушный и безынициативный лад;

Желтый – веселый, оптимистичный, вызывает легкомысленный настрой;

Оранжевый – раскрепощает фантазию;

Фиолетовый – гибелен для глаз, цвет зависти, тревоги, неудовлетворенности;

Коричневый – угнетает умственную активность;

Черный – мрачный, способствует возникновению головных болей, но снижает число ошибок.

Таким образом, непродуманное использование цвета может вызвать у пользователя негативное эмоциональное состояние или даже отвлекать его от работы, мешая сосредоточиться на выполняемом задании.

Кроме того, при выборе цветовой палитры следует учитывать целый ряд дополнительных факторов:

 Хотя вы можете использовать цвет, чтобы отразить связь между теми или иными объектами, ассоциация между выбранным вами цветом и конкретным значением не всегда будет очевидна или легко узнаваема для пользователя.

 Цвет является очень субъективной характеристикой, поэтому то, что нравится вам, совсем не обязательно будет приятно пользователям.

 Некоторые пользователи могут иметь проблемы с цветовосприятием.

В силу приведенных выше обстоятельств, цвет должен использоваться только как дополнительная форма передачи информации.

Еще один вывод состоит в том, что целесообразно в рамках одного приложения использовать ограниченное множество цветов, причем предпочтение следует отдавать приглушенным, пастельным тонам.

При подборе цветового оформления следует учитывать тот факт, что оттенок цвета изменяется под воздействием соседних цветов.

Цвет достигает наибольшей выразительности, если добавить немного контрастного цвета (не в равных пропорциях!). Контрастные (дополнительные цвета) при визуальном смешении дают белый и серый цвета. Приведем пары цветов, в которых первый цвет является основным, а второй – дополнительным:

Красный – голубой

Оранжевый – голубовато-синий

Желтый – синий

Желто-зеленый – фиолетовый

Зеленый – пурпурный

При этом следует учитывать то, что пары не являются взаимно-обратными. Например, если основным цветом является синий, то дополнительным будет оранжевый, а для основного желтого — дополнительным будет фиолетовый и т.д.

Поскольку цвет является субъективным фактором, разрешите пользователю самому настраивать цветовую гамму, где это возможно. Для стандартных элементов интерфейса система обеспечивает стандартные цветовые схемы. Если при создании приложения вы будете их использовать в качестве основы, то это позволит избежать включения в интерфейс дополнительных элементов управления. Кроме того, указанный подход гарантирует, что ваши собственные визуальные элементы не будут выпадать из общего ряда, когда пользователь изменяет системные цвета.

Создавая ваш собственный интерфейс для изменения цветов, учитывайте сложность выполняемого задания и уровень подготовленности пользователя.

Характеристики цветов.

Белый. Считается нормой цветовосприятия. Как и серый, и черный, белый – это фон для цвета. И этот фон сильно повышает интенсивность находящегося рядом с ним цвета.

Серый. Согласно Люшеру, нейтральный серый цвет не вызывает никаких психологических реакций. Не успокаивает и не возбуждает, хотя и создает внутреннюю стабильность, частично отгораживая от внешних воздействий.

Красный. Вызывает волнение, беспокойство, усиливает нервное напряжение, фокусирует внимание, повышает уровень тревожности. Поэтому мощное возбуждение психики от красного цвета имеет весьма навязчивый характер. В этом возбуждении участвует весь организм: пульс учащается и усиливается, увеличивается артериальное давление крови и внутриглазное давление, дыхание учащается и углубляется, активизируется мускульная система. Увеличивается скорость движений, т.к. время в красном цвете переоценивается. В целом, за счет возбуждения нервной системы, красный цвет вызывает вначале резкий подъем работоспособности.

Например, производительность труда уже через 10 мин. повышается на 26% (за счет увеличения мышечного напряжения и скорости движений, ускоряется реакция «счет чисел»). Однако, при адаптации к красному цвету число правильно решенных задач снижается на 20%, а производительность труда – на 34% (после 20 мин. адаптации). Появляется цветовое утомление, приводящее к дальнейшему понижению работоспособности.

Оранжевый. Цвет тепла. Действие оранжевого вызывает у нас некоторое возбуждение – менее сильное, чем от красного, создает ощущение благополучия и веселья. Имеет сильное стимулирующее влияние на чувства. Увеличивает силу сжатия кисти в 1,5 раза по сравнению с белым цветом.

Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность при условии периодического отдыха от него.

При длительном восприятии оранжевого может появиться утомление и даже головокружение.

Легкое ускорение кровообращения практически не сказывается на давлении крови. Незначительно учащает пульс и дыхание.

Желтый. Восприятие желтого цвета вызывает более нежное, по сравнению с оранжевым, действие на пульс и дыхание – бодрое, веселящее возбуждение. Наиболее благоприятен для большой скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и остроты зрения. Стимулирует деятельность мозга. Наиболее благоприятен зеленовато-желтый оттенок – в нормальных условиях не утомляет зрение.

Зеленый. Благоприятно воздействует на человека. При воздействии на нервную систему человека проявляет промежуточные свойства между холодными и теплыми цветами. Нормализует кровяное и внутриглазное давление. Увеличивает остроту зрения.

Приводит к нормализации дыхания и пульса. Уменьшает величины мускульной реакции.

Создает несильный, но прочный подъем умственной работоспособности. Благоприятствует концентрации внимания. После привыкания к зеленому число правильно решенных задач увеличивается на 10% при сокращении числа ошибок на 20%.

Наблюдается небольшое замедление реакции «счет чисел», поскольку возникает определенная недооценка времени.

Оказывает уравновешивающее, успокаивающее действие.

Голубой. Не воспринимается при дальтонизме (порядка 10% взрослого населения не воспринимают голубой цвет).

При восприятии голубого цвета время еще более, чем в зеленом, недооценивается.

Уменьшает уровень тревожности. Успокаивает и расслабляет. Снижает мускульное напряжение и кровяное давление. Дыхание замедляется, становится менее глубоким. Немного снижается частота и сила пульса (после адаптации — наоборот).

В то же время, злоупотребление голубым может вести к некоторой усталости и угнетенности.

Синий. Может оказывать тормозящее действие на человека, порождать своеобразное беспокойство, печаль, усталость и слабую угнетенность. Одна из причин этого – обычная для человека близорукость к синему цвету (поверхность синего цвета как бы удаляется от смотрящего на нее).

Дыхание становится менее глубоким, чем при голубом. Пульс становится реже и ослабляется.

Снижается мускульное напряжение. При длительных физических работах отрицательно сказывается на производительности труда. Время недооценивается.

Цвет душевного покоя. Низкий уровень тревожности.

Фиолетовый. С одной стороны – наблюдается максимальная степень замедления и ослабления дыхания, замедляется и слабеет пульс. Даже при кратковременном воздействии фиолетовый понижает работоспособность более, чем полная темнота. Максимально замедляется реакция «счет чисел». Оказывает подавляющее действие на интеллект, вызывает депрессию.

С другой стороны, положительно влияет на сердце, легкие, кровеносную систему, увеличивая их выносливость.

Пурпурный. Сочетает «теплые» свойства красного и «холодные» синего. Реакция организма на него обычно благоприятна.

Ощущение и восприятие цвета.

Любой начинающий дизайнер задается вопросом о том, каким цветом и на каком фоне лучше оформлять текст. Ответ на этот вопрос можно искать в рассуждениях о сочетаемости цветов и таблицах удачных и неудачных сочетаний. Однако есть и другой подход к решению этого вопроса (собственно психологический). Известно, что рецепторы освещенности эволюционно более древние и в этом смысле базовые по отношению к рецепторам цвета. Восприятие контраста как разницы в освещенности происходит раньше, чем восприятие цветового тона. Проиллюстрируем это:

А

Б

В

Г

На рисунке А изображены три цветные фигуры (зеленая, красная, синяя) на черном фоне. Если убрать информацию о цвете (Б), то мы получим черно-белый аналог, который наглядно показывает разницу в освещенности фигур по сравнению с фоном. Очевидно, что верхняя фигура (зеленая) отличается от фона сильнее, чем красная и синяя, другими словами, сильнее контрастирует с фоном, а наиболее сливающейся с фоном по освещенности является синяя. Отсюда мы можем вывести правило, что по черному фону лучше всего из предложенных цветов писать зеленым.

В случае же если фон белый (рисунки В и Г), из фона лучше выделяется синяя фигура, и тогда второе правило: из предложенных цветов, на белом фоне лучше писать синим. Конечно, все мы как читатели знаем, что наиболее распространенным является сочетание черного текста на белом фоне, но сочетание белого и черного слишком контрастно и вызывает чрезмерное напряжение сенсорной системы.

Необходимо помнить о такой особенности контрастных сочетаний: белый цвет подавляет более темные. Приведем распространенную иллюстрацию этого явления.

Белый квадрат на черном фоне кажется больше, чем черный на белом, хотя на самом деле они абсолютно идентичны по своим размерам. Это явление в психофизике досконально изучено и объясняется при помощи концепции сенсорного оператора. Но, не углубляясь в психофизику, мы можем сформулировать рабочее правило: чтобы белые буквы на черном фоне казались такими же, как черные буквы на белом фоне, черные буквы должны быть чуть больше белых.

Рекомендации по использованию цвета.

Знание теории восприятия и особенностей зрения привело к созданию очень важных фундаментальных рекомендаций по использованию цвета вне зависимости от средств представления информации. Данные рекомендации применимы к использованию цвета в печатных материалах, широковещательных средствах, а также на компьютерных дисплеях.

Мерч, автор широко известных исследований в области психологических и физиологических аспектов цвета, предлагает три основные группы рекомендаций: с точки зрения физиологии, восприятия и познавательности.

Рекомендации с точки зрения физиологии.

1. Не применяйте одновременно высоконасыщенные и спектрально-интенсивные цвета.

2. Избегайте насыщенно-синего цвета для текстов, тонких линий и малых форм.

3. Не используйте близкие цвета, отличающиеся только количеством синего.

4. Для четкого различения цветов старшим по возрасту операторам назначайте более высокие уровни яркости.

5. Не забывайте о том, что цвета меняют свои оттенки в зависимости от цвета окружения.

6. Помните: величина заметного изменения оттенка варьируется в диапазоне спектра.

7. Старайтесь выделять края не только цветом.

8. Избегайте красного и зеленого цветов на периферии.

9. Сочетайте противоположные цвета (красный – зеленый или синий — желтый).

10. Для пользователей с дефектами зрения в различении цветов не применяйте близких цветов.

Рекомендации с точки зрения восприятия цветов.

1. Не все цвета одинаково хорошо различаемы.

2. Освещенность не равна яркости.

3. Различные оттенки, по существу, имеют различные уровни насыщенности.

4. Освещенность и яркость различимы на отпечатанном документе, но не на цветном дисплее.

5. Не все цвета одинаково разборчивы и читаемы.

6. Оттенки изменяются при перемене интенсивности и цвета фона.

7. На малых поверхностях цветовые различия плохо заметны.

Рекомендации с точки зрения познавательности.

1. Не злоупотребляйте цветом.

2. Учитывайте, что цвета на экране и печатных копиях различаются.

3. Группируйте взаимосвязанные элементы с помощью общего фона.

4. Помните: аналогичным значениям соответствуют аналогичные цвета.

5. Не забывайте: яркость и насыщенность привлекают внимание.

6. Свяжите степень изменения цвета с важностью события.

7. Размещайте цвета в соответствии с их спектральным расположением.

8. Теплые и холодные цвета должны указывать на уровень действия.

Существуют дополнительные рекомендации по использованию цвета. Арон Маркус – известный разработчик интерфейсов и консультант в области компьютерной индустрии применяет следующие принципы использования цвета: организация, экономия, выделение, взаимодействие, символизм и коммуникация. Его «10 заповедей по использованию цвета» являются хорошим добавлением к рекомендациям Мерча:

1. Используйте от трех до семи цветов.

2. Применяйте цвета, расположенные в центре и на периферии, следующим образом: красный и зеленый – в центре визуального поля; синий – для слайдов, фона и выделения границ экрана.

3. При модификации размеров и изобразительного ряда выбирайте цвета, которые изменяются минимально от кадра к кадру.

4. Не используйте одновременно цвета высокой интенсивности и спектрально-экстремальные.

5. Применяйте соответствующее кодирование для стандартных элементов.

6. Для элементов, принадлежащих к одной группе, назначайте один и тот же цвет.

7. Выбирайте один и тот же цветовой код, для тренинга, тестирования, приложений и публикаций.

8. Для привлечения внимания пользуйтесь интенсивными и насыщенными цветами.

9. По возможности обращайтесь к избыточному кодированию форм с помощью цвета.

10. За счет добавления цвета улучшайте восприятие информации.

Цвет в интерфейсе необходимо применять осторожно и экономно, чтобы каждое дополнение было оправдано с точки зрения затрат. Дисплей может показывать огромное количество цветов одновременно, однако не увлекайтесь. Основной принцип: разработайте пользовательский интерфейс сначала в черно-белом варианте и позже, при необходимости, добавьте цвет.

В лекции использованы материалы книг

А. Гультяев, В. Машин. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса.

Тео Мандел. Дизайн Интерфейсов.

Статья Дмитрия Сатина о психологии человеко-машинного взаимодействия.

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

Что значит когда нравиться один цвет и не нравиться другой? Почему красный цвет означает «стоп», а зеленый – «идите»? Невеста – в белом, а черный – цвет траура и печали? Счастливый все видит «в розовом цвете», а романтик упивается «голубыми мечтами»… Это всего лишь дань традиции, скажут некоторые, и будут правы… отчасти. Поскольку на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и физиологические факторы. Вернее, физиология здесь первична, а уже потом возникли традиционные значения цветов.

С одной стороны, восприятие цвета зависит от физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, от жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой стороны, из школьного курса физики мы знаем, что цвета — это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Глаз воспринимает цвет, и мгновенно в мозге начинается процесс, отзывающийся в периферийной нервной системе.

Например, так называемые «горячие» цвета — красный, оранжевый и желтый — имеют наибольшую длину волны, что требует для восприятия значительного количества энергии. Это цвета активно-наступательного характера, они оказывают стимулирующее воздействие на мозг, увеличивают чистоту пульса и дыхания. И напротив, холодные цвета, зеленые и голубые — коротковолновые, и поэтому легко воспринимаются. Вызываемое ими успокоение связано с замедлением метаболизма.

Помимо естественной реакции нашего организма, в восприятии цвета немаловажную роль играет жизненный опыт. Цвет одежды также красноречив. Например, кого из женщин-специалистов вы выберете в качестве финансового советника — ту, которая носит темно-синий костюм, или девушку в ярко-розовой кофточке? Понятие «цветовой коммуникации» относится не только к области одежды, но и к убранству дома, рекламе, дизайну новой продукции и оформлению торговых предприятий.

Давайте посмотрим, какое именно влияние оказывают цвета на повседневное поведение людей.

Психология восприятия цвета — оранжевый

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать.

Это отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

• Оранжевый обладает стимулирующими свойствами, создает впечатление дружелюбия, открытости и склонности к авантюрам.

• Ярко-оранжевый хорошо заметен, что обеспечило его использование в предупреждающих сигналах.

• Пикантные (осенние) тона оранжевого цвета теплы, экзотичны и привлекательны.

• Предпочитающие оранжевые цвета способны к креативному мышлению, полны энтузиазма, но склонны к безответственности.

• Оранжевый активен, и поэтому любим детьми и спортсменами.

Предпочтение оранжевого цвета означает активность, позитивное самоощущение, желание перемен, открытость.

Отклонение оранжевого цвета: переизбыток энергии, желание уединения, тишины, спокойствия, стремление к бездействию.

Ключевые значения и символика:

• движение,

• скорость,

• ритм,

• радость,

• эмоции,

• чувственность,

• жизнерадостность,

• общительность,

• лень,

• зависимость,

• избалованность

Психология восприятия цвета — желтый

Это яркий, радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.

Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.

• Желтый цвет — самый счастливый цвет спектра, он олицетворяет тепло, оптимизм и радость.

• Желтый активно выступает в пространстве, и поэтому считается самым заметным цветом; его предпочитают для дорожных знаков и различного рода упаковок.

• Желтый цвет стимулирует ясное мышление.

• Желтый цвет активизирует другие цвета, делая горячие гаммы сияющими и оживляя прохладные цвета.

• Обилие желтого может утомить. Его приглушенные тона располагают к общению, а золотистые связаны с представлением о богатстве.

Предпочтение желтого цвета означает желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения. Иногда: самообольщение, самопринуждение, поверхностность, неуверенность в будущем.

Отклонение желтого цвета: разочарование, тревожное состояние, утомление от зрительных впечатлений.

Ключевые значения и символика:

• солнце,

• день,

• свобода,

• праздник,

• веселье,

• терпимость,

• упрямство,

• критичность,

• беспокойство,

• предательство

Психология восприятия цвета — зеленый

Это жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

• Бледно-зеленый — успокаивающий и расслабляющий цвет. Способствует улучшению зрения.

• Ярко-зеленые цвета напоминают о весне и энергии молодости.

• Темно-зеленые цвета ассоциируются со стабильностью и ростом.

• Во всем мире зеленый цвет является символом безопасности. Поэтому принят для обозначения начала движения в светофорах.

• Люди, предпочитающие зеленый цвет, надежны и великодушны.

Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Иногда: сомнение в себе, низкий уровень притязаний и пассивное отношение к собственному социальному положению.

Отклонение зеленого цвета: перенапряжение нервной системы, страдание от гнета или суровой ситуации.

Ключевые значения и символика:

• природа,

• жизнь,

• вера,

• гармония,

• экстравертность,

• естественность,

• доброта,

• мягкость,

• ипохондрия,

• эгоизм

Психология восприятия цвета — изумрудный

Ключевые значения и символика:

• благополучие,

• солидность,

• изоляция,

• требовательность,

• последовательность.

Психология восприятия цвета — голубой

Прежде всего, это успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

• Почти все наши ассоциации с голубым имеют положительный характер, что подтверждает его ободряющее и умиротворяющее воздействие.

• Цвет морской волны внушает уважение, выражает лояльность, доверие, надежность и целостность.

• Голубой может раздвигать пространство, и кажется, что время в его присутствии течет медленнее.

• Во многих культурах темно-синий отождествляется с богатством, а лидеров награждают «голубой лентой».

Предпочтение голубого цвета означает стремление к покою, гармонии с окружающими и с самим собой, верность, склонность к эстетическим переживаниям и глубокомысленными размышлениям. Флегматичный темперамент.

Отклонение голубого цвета: бегство от разрядки и покоя, слабость, длительная депрессия, недостаток дружеских связей в коллективе, неудовлетворенное честолюбие, стремление к превосходству.

Ключевые значения и символика:

• ветер,

• небо,

• холод,

• лед,

• чистота,

• искренность,

• разговор,

• тактичность,

• замкнутость,

• равнодушие,

• манипулирование.

Психология восприятия цвета — черный

Обладает парадоксальными свойствами: вызывает чувство защищенности, утешения, ощущение тайны, он связан с тишиной, бесконечностью, с женской жизненной силой. Но может тормозить принятие решение и изменения в жизни.

• Черный цвет авторитарен и в больших дозах может произвести впечатление агрессивности.

• Черный цвет считается консервативным и внушающим уважение.

• В геральдике черный цвет — символ скорби.

• Черный дает ощущение веса и глубины. Людям кажется, что фигуры черного цвета весят больше, чем такие же фигуры белого цвета.

Предпочтение черного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то очень важного, чувство смерти, ощущение судьбы, религиозность, наступление депрессии, отвержение окружающих. Иногда: выражение протеста, негативизм, агрессия, способность терпеть лишения, умение ограничивать собственные притязания, готовность к компромиссам.

Отклонение черного цвета: предприимчивость, смелость, умение преодолевать помехи, презрение к угрозам.

Ключевые значения и символика:

• ночь,

• покой,

• тьма,

• тайна,

• вызов,

• печаль,

• подавление,

• смерть.

Дефекты и нарушения цветного зрения

Примеры видения разных цветов людьми с разными нарушениями цветового зрения (слева сверху — у человека с нормальным зрением)

Расстройства цветового зрения бывают врождёнными и приобретёнными. Приобретённые расстройства цветового зрения наблюдаются при различных заболеваниях сетчатки и зрительного нерва, особенно их атрофиях; чувствительность при этом снижается ко всем трём основным цветам: красному, зелёному и синему. Врождённые расстройства именовались ранее дальтонизмом (по имени английского учёного Дальтона, описавшего нарушения цветового зрения). Цветовая слепота (невозможность различения цвета) бывает полной и частичной. При полной цветовой слепоте все цвета представляются одинаковыми (серыми) и отличаются только яркостью. Полная цветовая слепота встречается редко, при этом наблюдаются также другие изменения глаз: светобоязнь, центральная скотома, низкая острота зрения. Частичная цветовая слепота заключается в невосприятии одного из трёх основных цветовых ощущений. Цветовую слепоту преимущественно на красный свет называют протанопией, на зелёный — дейтеранопией, на синий — тританопией (получили название от изотопов водорода: протия (1H), дейтерия (2D или 2H) и трития (3T или 3H), имеющих характерный спектр испускания). При частичной цветовой слепоте все возможные цветовые оттенки слагаются только из двух цветов. Чаще всего слепота бывает на красный и зелёный цвета.

Цветоощущение — как оно функционирует?

Цветоощущение — это одна из функций зрения, благодаря которой человек воспринимает мир во всем разнообразии цветов и оттенков. За формирование изображения отвечают преломляющая система глаза и сетчатка, на которой собираются световые лучи после преломления их хрусталиком и роговицей. За цвет картинки отвечает центральная точка сетчатой оболочки — макула, а точнее — колбочки. Эти фоторецепторы обеспечивают цветное зрение и участвуют в фотопическом (дневном) зрении.

Всего в природе существует три основных цвета: красный, зеленый, синий. Все многообразие оттенков, которых насчитывается несколько десятков тысяч, образуется путем смешения этих трех главных тонов. Данную теорию выдвинул еще Ломоносов в 1756 году. В этом же направлении вел свои исследования Т. Юнг. Впоследствии идея трехкомпонентности цветовосприятия была дополнена Г. Гельмгольцем и его учениками. Есть три вида колбочек, каждый из них содержит определенный пигмент. Иными словами, в макуле находятся синие, красные и зеленые колбочки. При этом цветовые волны, независимо от их длины (спектра), воздействуют сразу на весь колбочковый аппарат. При наличии каких-либо дефектов в нем восприятие цвета будет неправильным. В этом случае речь идет о нарушениях цветоощущения. К ним приводят патологии зрительного нерва, сетчатки, нервной системы.

Расстройства цветового зрения встречаются редко. Примерно 8% всех мужчин имеют врожденные нарушения этой зрительной функции, но это не означает, что они совсем не могут различать цвета. В большинстве случаев им оказывается недоступен один из спектров. У женщин проблемы с восприятием цветов встречаются еще реже (примерно 0,5% случаев). Нарушения цветоощущения могут создать некоторые трудности при выборе рода деятельности. Информация довольно часто подается в форме цветовых сигналов — в транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и других сферах.

Особенности восприятия цвета

Восприятие цвета человеком является субъективным. Одному нравятся более теплые оттенки, другие предпочитают холодные тона. Более того, один и тот же цвет может по-разному восприниматься людьми. Конечно, есть общие закономерности. Так, по результатам опросов, большая часть людей любит голубой цвет. Почему именно его? Что определяет выбор оттенка?

Существует три теории, объясняющие этот вопрос:

  • эволюционная;
  • теория гендерных схем;
  • теория экологической валентности.

В чем суть каждой из них?

Биология или эволюция. Согласно этой теории, биологические механизмы, сформировавшиеся в ходе эволюции, определяют цветовые предпочтения человека. Так, изначально синий цвет ассоциировался с ночью, а значит, и со спокойствием, пассивным времяпрепровождением. Желтые оттенки, которые напоминают солнце, соотносились с активностью. Почему же в таком случае мужчины любят синий, а женщины — розовый? К этим различиям привели эволюционные изменения, произошедшие еще во времена собирательства и охоты. В раннюю эпоху женщины должны были готовить еду, собирать фрукты. Они в основном красные и желтые и хорошо различаются на фоне зеленой листвы. Именно по этой причине представительницы прекрасного пола предпочитают всевозможные оттенки красного и желтого. Доказать данную теорию достаточно трудно. Другие две гипотезы, объясняющие цветовые предпочтения, выглядят более убедительно.

Теория гендерных схем. На формирование цветовых предпочтений влияет половая принадлежность. Так утверждают сторонники этой теории. Закладывается цветовосприятие, с психологической точки зрения, еще в детстве, как только ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность. После этого они ищут в окружающем мире информацию, в том числе цветовую, которая ассоциируется с их полом. Родители же укрепляют гендерные стереотипы. Мальчиков они одевают в одежду голубых или темных тонов, девочек — в розовую. Из-за этого девушки впоследствии тяготеют к этому цвету, а парни — к синему. Было проведено исследование, в котором специалисты наблюдали за детьми от 7 месяцев до 5 лет. Мальчики все больше отстранялись от розовых тонов, чем больше они узнавали про собственный пол. Такая же закономерность была выявлена среди девочек. Они все чаще отдавали предпочтение розовым оттенкам.

Теория экологической валентности. Предыдущие концепции частично объясняют цветовые предпочтения людей. Но эти теории являются общими. Ответить на вопрос, почему человек любит темно-синий, светло-голубой, нежно-розовый и другие оттенки, они не способны. Откуда такое разнообразие вкусов? Ответ на этот вопрос попыталась дать теория экологической валентности. Согласно ей, восприятие цвета формируется на основе эмоционального опыта. Человеку больше будут нравиться те оттенки, которые у него ассоциируются с чем-то положительным, радостным, приятным.

Чтобы доказать эту теорию, ученые провели исследование. В нем испытуемым предлагались две ручки разного цвета с музыкальным сопровождением. Один цвет сопровождала неприятная музыка, второй — позитивная. Большинство людей выбрали ручки, которые ассоциировались с хорошей музыкой. Преимущество этой теории еще и в том, что она не отвергает идеи предшественников, оформивших теорию гендерных схем. Обратите внимание, что мальчикам дарят чаще голубые игрушки, а девочкам — розовые. Игрушки вызывают положительные эмоции. В дальнейшем и цвет будет ассоциироваться только с хорошим. По экологической валентностью, которая дала название теории, понимается способность адаптироваться к факторам внешней среды.

Восприятие человеком цветов и их значений

Эмоциональный фон, который окружает тот или иной оттенок, может объяснить теория экологической валентности. Однако она бессильна в осмыслении проблемы семантического значения цвета. Почему каждый из них ассоциируется с чем-либо? Например, красный — со страстью? Ответы на подобные вопросы дает теория ассоциативных сетей. В головном мозге в течение жизни человека складывается сеть взаимосвязанных знаний. Они основаны на эмоциях, чувственном опыте и семантическом смысле. В данной теории эти факторы называются «узлами». Для каждого цвета в головном мозге есть свой узел. Он может меняться в ходе жизни, то есть в результате получения нового опыта. Важные события формируют крепкие узлы. Так, например, если человека сбил автомобиль красного цвета, в голове сформируется узел именно этого тона. Он будет ассоциироваться с определенными эмоциями. Впоследствии к ним могут добавиться другие чувства.

Психологи часто наделяют цвет тем или иным значением. Голубой признан спокойным, черный — приземленным, желтый — веселым. Собственно, такое представление о цветах свойственно многим, но сама цветовая психология не так проста. Одного значения, которое бы максимально полно и емко описывало цвет, не существует. Люди могут вкладывать совершенно разные противоречивые смыслы в конкретный оттенок, основываясь на собственном опыте. К примеру, работники ритуальных служб привыкли находиться среди предметов черных тонов. Нет ничего удивительного в том, что они ассоциируются у них со скорбью. Люди, которые любят кататься на лыжах, воспринимают белый цвет положительно. Он ассоциируется со снегом и приятными эмоциями, получаемыми во время лыжных прогулок.

Это не все факторы, влияющие на восприятие цвета. Важную роль в этом играет культура. Есть некоторые закономерности: на Западе люди предпочитают голубой. На Востоке этот же цвет воспринимается холодным, он ассоциируется с негативом и даже злом. Многие народы Африки воспринимают белый цвет, как отрицательный, черный же для них, по понятным причинам, является предпочтительным.

Есть и еще один весомый фактор — контекст. Красный цвет в быту у многих ассоциируется со страстью. В годы революции красные тона символизируют пролитую народом кровь. Для чего важно изучать подобные вопросы? Какую пользу может принести эта информация?

Во-первых, лично для каждого человека будет проще организовать рабочее пространство или быт. Зная свои цветовые предпочтения и вкусы своих родственников, Вы можете создать дома более уютную атмосферу. Во-вторых, изучение восприятия цветов может пригодиться в маркетинге. Прежде чем приступить к реализации продукта, изучите целевую аудиторию. Продавая кастрюли и сковородки, Вы можете выбрать черный цвет ручек — он в этом случае более практичен. В-третьих, цвета помогают лечить. На этом положении основана цветотерапия. Специалист может выяснить, какие оттенки для человека являются положительными и отрицательными, а потом использовать их для того, чтобы повлиять на психоэмоциональное состояние пациента.

Как можно сделать цвет «хорошим»?

Итак, ранее было отмечено, что восприятие цветов человеком субъективно. Каждый может видеть разные оттенки, ассоциируя их с хорошими или плохими эмоциями. Но при этом почти любой цвет можно сделать положительным. При подборе оттенка учитывайте три фактора: уместность, эстетику, значение. О значении цвета было рассказано выше. Что касается уместности, то здесь все достаточно просто. Стол, например, лучше выбирать коричневый, а не голубой. Эстетика является более сложным фактором. Здесь важно полагаться на хороший вкус. При оформлении квартиры или офиса, подборе одежды учитывайте мнение дизайнеров, стилистов и прочих специалистов в данном вопросе.

Цветотерапия — это не наука, а учение, один из методов лечения. При этом он не может быть шаблонным. Психологи постоянно изучают проблему восприятия человеком цвета. С одной стороны, Вы сами можете попробовать определить, как тот или иной оттенок влияет на Ваше настроение. С другой — каких-то абсолютных закономерностей не существует. В течение жизни предпочтения могут меняться.

Психология восприятия цвета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *