Обязательные медицинские осмотры работников

Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников организаций проводятся в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 №302н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах ива работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее при­каз Минздравсоцразвития России № 302н).

Порядок проведения обязательных медосмотров устанавливает Правила проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) меди­цинских осмотров (обследований) лиц, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), на работах, связанных с движением транспорта, а также на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Обязательные предварительные медосмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего па работу, поручаемой ему ра­боты, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

Обязательные периодические медосмотры (обследования) про­водятся в целях:

  • динамического наблюдения за состоянием здоровья работ­ников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм про­фессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профзаболеваний;
  • выявления заболеваний, состояний, являющихся медицин­скими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воз­действием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ при выполнений которых обязательно проведение пред­варительных и периодических медосмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
  • своевременного проведения профилактических и реабилита­ционных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и вос­становление трудоспособности работников;
  • своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • предупреждения несчастных случаев на производстве.

Предварительные и периодические медосмотры проводятся ме­дицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право па проведение обязательных медосмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности.

Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия, состав которой утвержда­ется приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.

Перечень профессий

Единого официального перечня, в котором были бы указаны все профессии, работники которых подлежат прохождению медосмотров в обязательном порядке, нет. Такой перечень должен утвердить каждый работодатель, исходя из того, какие профессии и должности есть в его компании и какие условия труда организованы в этой компании. При составлении такого перечня нужно руководствоваться перечнями опасных факторов и работ, указанными выше. При этом не имеет значения, как именно называется профессия. Если работа связана с той работой, что указана в перечне, или выполняется в опасных или вредных условиях, эту профессию (должность) нужно включить в список.

Форма такого списка (перечня) не утверждена, поэтому составляется документ в свободной форме.

В списке необходимо указать следующее:

1) профессии (должности) по штатному расписанию, по которым предполагается работа с вредными производственными факторами, указанные в Перечне N 302н;

2) вредные производственные факторы. Наличие или отсутствие этих факторов выявляется путём проведения специальной оценки условий труда.

После утверждения этого списка работодатель направляет его в течение 10 дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в полномочия которого входит реализация федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по своему фактическому месту нахождения.

Организация проведения осмотра

В первую очередь работодатель составляет поимённый список сотрудников, которые должны проходить медосмотры.

В таких списках должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество, профессия (должность);
  • наименование вида работы или вредного производственного фактора;
  • название структурного подразделения (если есть).

Далее работодатель выбирает медицинскую организацию, которая будет проводить осмотры, и согласовывает дату их проведения. За 2 месяца до этой даты работодатель направляет в медорганизацию подготовленный список лиц, которые будут проходить медосмотр.

Медицинская организация в свою очередь, получив поимённый список, составляет календарный план. Этот план согласовывается с работодателем и утверждается сторонами.

Перед тем, как направить своего работника на медицинское обследование, работодатель должен вручить ему направление и ознакомить с календарным планом.

Работник в указанный в плане день должен явиться в медорганизацию со всеми необходимыми документами. На этого работника оформляются медкарта и паспорт здоровья. После чего его допускают непосредственно к осмотрам и обследованиям (лабораторным и функциональным исследованиям).

Порядок проведения периодических медицинских осмотров работников

Разберем по шагам, как проводится и как оформляются результаты периодического медосмотра работников организации.

  1. Составление списка контингента работников. В течение 10 дней его необходимо направить заказным письмом с уведомлением в территориальный орган Роспотребнадзора.
  2. Составление поименных списков (на основании списка контингентов). Они должны быть утверждены за 2 месяца до даты осмотра и направлены в медучреждение.
  3. Медорганизация в течение 10 дней после получения поименного списка оформляет календарный план проведения периодического медицинского осмотра. Он должен быть согласован с работодателем.
  4. Заключение соответствующего договора с медучреждением с указанием согласованного графика и сроков обследования.
  5. Оформление Приказа о проведении медосмотра и ознакомление с ним коллектива под подпись. В нем должна быть следующая информация:
    • название организации;
    • дата и номер приказа;
    • ссылка на нормативно-правовые акты;
    • медицинская организация, которая будет проводить профосмотр;
    • график проведения обследования;
    • лицо, ответственное за проведение профосмотра;
    • список сотрудников, подлежащих прохождению медосмотра.
  6. Выдача сотрудникам направления на медосмотр. В нем нужно указать условия труда, что поможет медкомиссии выбрать критерии оценки состояния здоровья и принять решение о продолжении труда.
  7. После проведения осмотра и получения результатов анализов в отношении каждого работника оформляется заключение. Оно подписывается в двух экземплярах — один для работника, а другой остается в учреждении, проводившем медосмотр.
  8. В течение 30 дней после завершения профосмотра медицинский центр, представители работодателя и санитарно-эпидемиологической службы составляют заключительный акт. После утверждения председателем врачебной комиссии акт распечатывается в четырех экземплярах: для медучреждения, работодателя, территориального органа Роспотребнадзора и центра профпатологии для исследовательских целей и статистики.
  9. Результаты предварительных и периодических профосмотров фиксируются в личной медицинской книжке сотрудника.

Кто должен проходить медицинский осмотр

Статья 213 ТК РФ и Приказ содержат подробную информацию о том, какие категории работников должны проходить периодический осмотр в обязательном порядке. Но законодатель не запрещает направлять на обследование представителей других профессий, если достигнуто соглашение между руководством и коллективом.

Обязательно проводятся регулярные медицинские осмотры лиц, не достигших 21 года, а также людей, которые трудятся:

  • на вредном и опасном производстве;
  • на высотных работах;
  • на транспорте (водители, машинисты и т. п.);
  • в сфере общепита;
  • в образовательных и детских учреждениях;
  • в фармацевтических, медицинских и санитарно-гигиенических учреждениях (спа, сауны и прачечные);
  • в салонах красоты, которые оказывают парикмахерские и косметологические услуги;
  • в клининговой службе;
  • в сфере водоснабжения;
  • на животноводческих предприятиях и птицефабриках.

Эти категории сотрудников должны обследоваться не реже одного раза в 1–2 года, при этом частота зависит от условий работы и производственной среды и подробно указана в Приложении № 1 к Приказу.

Медосмотры: права и обязанности работодателя

Трудовым кодексом на работодателя возложена обязанность по проведению медицинских осмотров работников в случаях, предусмотренных российским законодательством. Такие случаи установлены во множестве разноуровневых нормативных актов, что затрудняет выяснение вопроса о необходимости проведения медосмотра для того или иного конкретного работника.

Рассмотрим требования трудового законодательства, направленные на обеспечение здоровья работника, а также случаи, когда работодатель вправе или прямо обязан организовать и оплатить медицинские осмотры сотрудников.

Права и обязанности работодателя

Обязанность работодателя по проведению медосмотров закреплена в ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров.

Предварительный медосмотр осуществляется при приеме на работу, периодические — в течение трудовой деятельности работников с частотой, порядок определения которой устанавливается нормативными актами, предусматривающими обязательные периодические медосмотры для данной категории работников. Причем таким актом может быть не только сам Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон, но и любой подзаконный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

Более того, в ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что при необходимости на основании предложений органов санитарно-эпидемиологического надзора решениями региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Работодатель должен быть в курсе всех подобных требований, установленных государственными и муниципальными нормативными актами, поскольку ст. 212 ТК РФ запрещает допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных, то есть предусмотренных органами государственной власти или местного самоуправления, медицинских осмотров. Работника, не прошедшего соответствующего медосмотра и приступившего к работе, работодатель согласно ст. 76 ТК РФ должен отстранить от работы.

В период недопущения к работе и отстранения от нее заработная плата работнику не начисляется. Но если работник не прошел обязательный мед­осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В статье 214 ТК РФ определено, что прохождение обязательного предварительного и периодических медосмотров — обязанность работника. Вместе с тем в ст. 219 ТК РФ сказано, что прохождение внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями является уже правом работника, которое он может реализовывать по своему усмотрению. Обеспечение и обязательных, и внеочередных медосмотров, а также сохранение за работником места и среднего заработка на время таких медицинских осмотров — обязанность работодателя.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда в ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для работодателя установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб., юридических — от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Обязательные медосмотры

В статье 69 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить медицинский осмотр несовершеннолетних работников при заключении трудового договора. Аналогичная обязанность распространяется и на иных работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В статье 213 ТК РФ указано, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры. Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок проведения таких осмотров определяются нормативными правовыми актами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Для большинства профессий правила проведения обязательных медицинских осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Согласно подп. 3.3 этих правил частота проведения периодических медосмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. При этом периодические мед­осмотры должны проводиться не реже одного раза в два года.

Для отдельных профессий, например для работников автомобильного транспорта, верхолазов, порядок прохождения медицинских осмотров утвержден специальными нормативными актами. А для сотрудников ведомственной охраны в самом Федеральном законе от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлена ежегодная периодичность проведения обязательных медицинских осмотров.

Дополнительная диспансеризация

При всей схожести процедур, осуществляемых при обязательном медосмотре и дополнительной диспансеризации, правовое регулирование этих двух видов медицинских мероприятий различно.

Дополнительная диспансеризация охарактеризована в приказе Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» (далее — приказ № 55н) как осуществляемые учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения, функционирующими в системе ОМС, медицинские осмотры, направленные на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. В отличие от обязательных медицинских осмотров в диспансеризации могут участвовать работники всех профессий. Кроме того, участие в диспансеризации является для работника правом, а не обязанностью.

Законодательство не предусматривает и ответственность работодателя за непрохождение его работниками дополнительной диспансеризации. В письме от 07.10.2008 № 7694-ВС «О дополнительной диспансеризации» Минздравсоцразвития России не относит диспансеризацию к обязательным медицинским осмотрам, а значит, все изложенные выше требования, связанные с обеспечением обязательных медицинских осмотров, на участие работодателя в диспансеризации не распространяются.

Таким образом, обеспечение прохождения сотрудниками диспансеризации в рабочее время, равно как и сохранение за ними места и среднего заработка на время прохождения диспансеризации, по общему правилу является правом, а не обязанностью работодателя. Обязанностью это право становится лишь в случае прохождения диспансеризации, предусмотренной ст. 254 ТК РФ, беременными женщинами в соответствии с положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2006 № 224.

Дополнительная диспансеризация в 2010 г. осуществляется в соответствии с приказом № 55н. Дополнительной диспансеризации в 2010 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными условиями труда, независимо от сроков прохождения предыдущих углубленных медицинских осмотров. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 № 860 и от 24.12.2007 № 921 граждане, в отношении которых проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008 или 2009 г., повторно дополнительной диспансеризации в 2010 г. не подлежат.

Приказом № 55н региональным органам исполнительной власти рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. На работодателей обязанности по участию в обеспечении диспансеризации этим приказом не возложены.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1146 «О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» дополнительная диспансеризация осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Налоговый учет

Расходы на проведение обязательных медосмотров работодатель вправе учесть при расчете налога на прибыль. Указанные затраты признаются в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что прямо указано в письмах Минфина России от 07.11.2005 № 03-03-04/1/340 и от 07.08.2007 № 03-03-06/1/543. При этом необходимо помнить, что расходы работодателя на обязательные медосмотры должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованны, документально подтверждены и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

При исчислении налога на прибыль учитываются расходы как на периодические, так и на предварительные мед­осмотры. Об этом говорится в письме Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/648. В нем отмечено, что затраты на предварительные медосмотры лиц, которые по результатам осмотра или по иным причинам не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Начисленный работнику средний заработок за время прохождения обязательного медосмотра работодатель включает в расходы на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ. С этих сумм среднего заработка работник в общем порядке уплачивает НДФЛ, а работодатель — страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Вместе с тем ни НДФЛ, ни страховые взносы не уплачиваются с сумм расходов, произведенных работодателем на оплату стоимости обязательных мед­осмотров. На это Минфин России указывает в письме от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84.

Предусмотренные законодательством обязательные медосмотры

Профессия

Обязательный предварительный медосмотр

Обязательные периодические мед­­осмотры

Нормативное обоснование

Лица, не достигшие 18 лет

+

Ст. 69 ТК РФ

Работники организаций пищевой промышленности

+

+

Ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

Работники организаций общественного питания

+

+

Ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ

Работники организаций торговли

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники водопроводных сооружений

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники лечебно-профилактических учреждений

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники детских учреждений

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники, выполняющие работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

+

+

Ст. 328 ТК РФ

(О порядке проведения медицинских осмотров работников автомобильного транспорта см. приказы Минздрава СССР от 29.09.89 № 555, Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90)

Спортсмены

+

+

Ст. 348.3 ТК РФ

Работники, занятые в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки

+

+

Ст. 22 Федерального закона от 02.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

Персонал, занятый в процессе производства пищевой масложировой продукции

+

+

Ст. 16 Федерального закона от 24.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию»

Педагогические работники

+

Ст. 51 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»

Работники ведомственной охраны

+

Ст. 6 Федерального закона от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»

Работники на производстве, предусматривающем обращение с источниками ионизирующего излучения

+

+

Ст. 14 Федерального закона от 09.01.96 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

Персонал объектов по хранению и по уничтожению химического оружия

+

+

а также медосмотры до и после смены

Ст. 14 Федерального закона от 02.05.97 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»

Кандидаты в водители и водители транспортных средств

+

+

а также предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры водителей

Ст. 23 Федерального закона от 10.12.95 № 19 6-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Работники на работе, непосредственно связанной с движением поездов

+

+

а также предрейсовые или предсменные медицинские осмотры работников, профессии которых входят в перечень приказа Минтранса России от 28.03.2007 № 36

Ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Работники объектов использования атомной энергии

+

+

Постановление Правительства РФ от 01.03.97 № 233

Верхолазы (верхолазными считаются все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является предохранительный пояс)

Крановщики (машинисты крана)

Лифтеры скоростных лифтов

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)»

Работники, обслуживающие действующие электро­установки с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники лесной охраны

Работники на валке, транспортировке и первичной обработке леса

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники нефтяной и газовой промышленности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники гидрометеорологических станций и сооружений связи, расположенных в полярных, высокогорных, пустынных, таежных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, в сложных климатических условиях

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Геологоразведчики, топографы, строители и т.п. в отдаленных, малонаселенных, труднодоступных, тундровых, заболоченных и горных районах (в том числе работающие вахтово-экспедиционным методом)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники взрыво- и пожароопасных производств

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники военизированной охраны, служб спецсвязи, инкассации и других ведомств, которым

разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на производствах, связанных с обслуживанием установок и емкостей с внутренним давлением газов и жидкостей выше 1,1 атм.

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на работах, выполняемых в условиях измененного геомагнитного поля (экранированные помещения, заглубленные сооружения)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на подводных работах

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на подземных работах

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники служб по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Работники газоспасательной службы и газоспасательной дружины

Работники отрядов по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов

Работники военизированных горных и горноспасательных служб

Работники пожарной охраны

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники, осуществляющие деятельность с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полномерной лицевой частью

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на судах

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники, осуществляющие деятельность в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Учащиеся образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники организаций бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники бассейнов и водолечебниц

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники гостиниц, общежитий, пассажирских вагонов (проводники)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Обязательные медицинские освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции

Врачи и медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом

+

+

Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877

Врачи и медицинский персонал лабораторий, которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом

+

+

Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877

Научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус

+

+

Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877

Особенности труда молодых специалистов

По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. При этом статьей 68 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) предусмотрены случаи заключения трудового договора с лицами, достигшими 15 и 14 лет. Принимая на работу молодого специалиста, работодатель должен помнить, что для этой категории работников трудовым законодательством установлены определенные особенности их трудовой деятельности. На что следует обратить внимание при использовании труда молодежи, и как обезопасить себя от возможных претензий проверяющих органов, мы постараемся разобрать в этой статье.

Молодежная квота

Одним из оснований, которое может повлечь в результате проверки неблагоприятные последствия для работодателя, является выполнение последним требований о квотировании. Дело в том, что в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» такие категории граждан как несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые, признаются гражданами, испытывающими трудности в поиске работы. Осуществление мероприятий, способствующих их занятости, является одним из приоритетных направлений государственной политики. Законами некоторых субъектов Российской Федерации устанавливается минимальное количество мест, которое работодатель обязан выделить для трудоустройства определенных категорий граждан — квота. Например, в ст. 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. N 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон) определено, что квотирование осуществляется, в том числе, для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые. В ст. 3 Закона для трудоустройства категорий молодежи установлена квота в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников. Это касается работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек. При этом квота считается выполненной, если организация трудоустроила вышеуказанных лиц, что подтверждено заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней. Также Законом предусмотрена альтернатива выполнения установленной квоты. Так, ежемесячная уплата в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты, приравнивается к выполнению квоты.

Некоторые работодатели для выполнения установленного требования о квотировании заключают трудовые договоры по совместительству, тем самым совершая дополнительные правонарушения. Во-первых, в соответствии со ст. 282 ТК РФ, работа по совместительству несовершеннолетних не допускается. А во-вторых, лица, принятые на работу по совместительству из других организаций в списочную численность не включаются (п.10 и 10.1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников», утвержденных приказом Федеральной службы государственной статистики от 13 октября 2008 г. N 258), следовательно, не заполняют квотированные места. Избежать вышеуказанных нарушений можно, заключив трудовой договор на неполную ставку.

Оформление трудовых отношений

Трудовой договор, заключаемый с несовершеннолетним лицом, ничем не отличается от трудовых договоров с другими работниками, в нем присутствуют все реквизиты и условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть оговорено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Это условие не распространяется на лиц, не достигших 18 лет, и лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения (ст. 70 ТК РФ). Следует обратить внимание на совокупность условий, предоставляющих право гражданину устроится на работу без испытания. Так, например, для работника, закончившего институт, не имеющий государственной аккредитации, или устроившегося на работу не впервые, испытательный срок может быть установлен.

От соискателя при трудоустройстве требуются документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ. Отметим, у лица, устраивающегося на работу впервые, нет трудовой книжки, и может не быть страхового свидетельства государственного пенсионного страхования. Эти документы оформляет работодатель (ст. 65 ТК РФ). Об обязанности работодателя оформить впервые поступившему на работу сотруднику страховое свидетельство также оговорено в пункте 2 ст. 7 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Для оформления страхового свидетельства работник должен заполнить «анкету застрахованного лица» (форма АДВ-1, утверждена постановлением Правления ПФР от 31 июля 2006 г. N 192п). Анкету застрахованного лица вместе с описью документов (форма АДВ-6-1, также утвержденная постановлением Правления ПФР N 192п), не позже двух недель с момента заключения трудового договора с молодым специалистом работодатель направляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Эта обязанность установлена пунктом 6 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 318 (далее — Инструкция). Страховое свидетельство работника работодатель получит из территориального органа Пенсионного фонда РФ в трехнедельный срок, и в течение недели после этого он выдает его молодому специалисту. В свою очередь, работник должен расписаться в сопроводительной ведомости, которая в месячный срок пересылается работодателем обратно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Именно такой алгоритм действий и временные периоды установлены пунктами 10, 11, 14 Инструкции.

Работа только для взрослых

Статья 265 ТК РФ запрещает применение труда несовершеннолетних на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на подземных работах. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 среди них:

  • работы, связанные с подъемом и перемещением тяжестей вручную,
  • горные работы, строительство метрополитенов, тоннелей и подземных сооружений специального назначения,
  • геологоразведочные и топографо-геодезические работы,
  • черная металлургия,
  • добыча и переработка торфа и другие.

Предельно допустимые нормы нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждены постановлением Минтруда РФ от 7 апреля 1999 г. N 7. Так, например, масса груза, поднимаемого и перемещаемого вручную, постоянно в течение рабочей смены не должна превышать для юношей 14 и 15 лет — 3 кг, 16 и 17 лет — 4 кг, а для девушек 14 и 15 лет — 2 кг, 16 и 17 лет — 3 кг. При этом в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. Указанные нормативы распространяются на выполнение обязанностей несовершеннолетнего, непосредственно связанных с постоянной профессиональной деятельностью. Следовательно, на лицо, принятое на работу, например, консультантом в торговом (демонстрационном) зале эти требования не применяются, и при необходимости он может помочь клиенту достать с витража увесистый товар.

Также несовершеннолетним запрещается трудиться на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Установленного перечня таких профессий нет, однако законодатель в их число относит игорный бизнес, работу в ночных кабаре и клубах, производство, перевозку и торговлю спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами. Работодатель в своей организации должен самостоятельно определять должности, исключающие указанные неблагоприятные воздействия на несовершеннолетнего.

В соответствии со ст. 298 ТК РФ работники в возрасте до 18 лет не могут привлекаться к работе вахтовым методом. По условиям ст. 244 ТК РФ с ними запрещается заключать договоры о полной материальной ответственности. Также несовершеннолетние не могут работать в религиозной организации (ст. 342 ТК РФ).

Медицинские осмотры

По требованию ст. 266 ТК РФ, перед тем как принять на работу несовершеннолетнего, работодатель, за свой счет, обязан провести ему предварительный медицинский осмотр, с целью определения соответствия состояния его здоровья поручаемой работе. В рассматриваемой статье, для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, предусмотрены ежегодные обязательные медицинские обследования. В соответствии с пунктом 4.1 Положения о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, утвержденного приказом Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. N 90, для проведения медосмотра работодатель обязан своевременно направлять работников на периодические медицинские осмотры, а лиц направляемых на предварительные медосмотры, обеспечить бланками направлений, куда будут внесены результаты медицинских обследований и заключение о возможности выполнения по состоянию здоровья поручаемой им работы.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 213 ТК РФ предварительные и ежегодные медосмотры обязательны для работников в возрасте до 21 года, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта. Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. N 83.

Дополнительные привилегии

Молодым работникам (до 18 лет) положен удлиненный основной оплачиваемый отпуск — 31 календарный день. При составлении графика отпусков следует учитывать, что несовершеннолетний берет дни отдыха в удобное для себя время. При этом отпуск за первый год работы ему может быть предоставлен до истечения шести месяцев непрерывного труда в вашей организации (ст. 122 ТК РФ). Отзыв из отпуска работника до 18 лет запрещен. Если молодой специалист совмещает работу с обучением, ему также положены дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы. Условия и сроки предоставления таких отпусков определены в ст. 173 — 175 ТК РФ.

В соответствии со ст. 92 ТК РФ, лицам до 16 лет положено работать не более 24 часов в неделю, до 18 лет — не более 35 соответственно. А продолжительность ежедневной работы не может превышать 5 часов для работников в возрасте от 15 до 16 лет, а для работников от 16 до 18 лет — 7 часов (ст. 94 ТК РФ).

Статья 268 ТК РФ запрещает направлять несовершеннолетних в служебные командировки, привлекать их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключение составляют творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций и цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.

Если в процессе трудовой деятельности несовершеннолетний совершит проступок, за который статьей 81 ТК РФ предусмотрено увольнение, либо при намерении сократить этого работника, работодатель, при расторжении трудового договора с ним, помимо соблюдения общего порядка должен получить согласие инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Роман Ларионов,
юрисконсульт компании «Гарант»

Медицинский осмотр работников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *