Искусство приказывать.Как управлять подчиненными

Библиотека » Бизнес-психология » Искусство приказывать

© Виктор Сороченко

Давно прошли те времена, когда подчиненные готовы были терпеть все придирки и капризы своего начальника из-за опасности оказаться на улице. Сегодня руководитель все чаще имеет дело не с безропотной «серой массой», а с честолюбивыми и амбициозными сотрудниками, знающими себе цену. По уровню интеллекта, образования или профессионального опыта, и вообще, как человек, как личность подчиненный может ни в чем не уступать своему боссу. А нередко и превосходить его по всем этим параметрам. Угрозы, претензии со стороны начальства и перспектива увольнения его отнюдь не пугают. Высококвалифицированный специалист настолько уверен в своих силах и профессиональной состоятельности, что при случае легко может «хлопнуть дверью» и уйти от вас работать в другую компанию. Поэтому опытные руководители сегодня заинтересованы, в первую очередь, в мягких и бесконфликтных методах управления. Создание неагрессивной, неоскорбительной атмосферы формирует благоприятный психологический климат взаимного доверия и сотрудничества. Методы мягкого «поглаживания» гораздо лучше стимулируют труд, чем оскорбления и наказания.

Причина неудач молодых руководителей не обязательно кроется в низкой профессиональной квалификации и недостатке знаний, — утверждают психологи. Гораздо чаще новоиспеченные шефы терпят провал из-за неспособности правильно построить отношения с подчиненными. Не последнюю роль в этом играет умение приказывать. Это искусство, овладеть которым необходимо каждому руководителю.

Почему не исполняются приказы?

Успех деятельности любой организации во многом зависит от четкого и слаженного исполнения приказов руководства. И чем выше управленческое звено, тем дороже обходится невыполнение или неправильное выполнение распоряжений. Среднестатистический руководитель отдает за день десятки, а то и сотни приказов. Большинство из них, на первый взгляд, настолько очевидны, что не требуют особых усилий для их понимания и исполнения. Поэтому руководители редко задумываются над тем значением, которое имеет правильное формулирование своих требований. И совершенно напрасно! Какие же ошибки может допускать руководство, формулируя приказы? Что необходимо учитывать при отдаче распоряжений?

Существует несколько причин невыполнения или плохого выполнения распоряжений. Первая — простое непонимание вашего приказа. Ведь это только кажется, что мы все разговариваем на одном языке. На самом деле одни и те же слова разные люди могут воспринимать совершенно по-разному. Существует ряд условий, от которых зависит, будут ли подчиненные понимать суть вашего распоряжения:

  • единство профессионального языка,
  • уровень интеллекта,
  • уровень образования,
  • логичность изложения,
  • концентрированность внимания (ведь часто подчиненный слушает начальника, но не слышит его, а «витает в облаках», потому что его сознание заблокировано своими мыслями)
  • и мн.др.

Самая распространенная причина непонимания — неконкретные приказы. К сожалению, многие руководители уподобляются персонажам из детской сказки, постоянно требуя от подчиненных что-то вроде: «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Результат — соответственный. Часто руководители путают приказ (который всегда конкретный: «копать от забора и до обеда…») с абстрактным призывом («работай эффективно…»). Функция первого — распорядительно-побудительная, а второго — оценочно-мотивационная.

Однако понимание приказа — не самое главное. Опытные руководители знают, что подчиненные могут очень хорошо понимать, что хочет от них начальник. Вот только выполняют это далеко не всегда. Часто они просто делают вид, что не понимают, играют в «непонимающего». О причинах говорить можно долго. Чаще всего проблема лежит на уровне межличностных симпатий/антипатий.

Отсюда следует вторая причина невыполнения приказов — непринятие подчиненным требований руководителя (и самого руководителя как личности). Ведь понять — это еще не значит принять. Дело обычно заключается не в отсутствии понимания (на что жалуются многие руководители), а в достижении согласия подчиненного с позицией начальника.

Непринятие может принимать различные формы: от публичного оспаривания полученного приказа до скрытого саботажа. Здесь руководители часто делают большую ошибку: говорят «Сейчас я тебе докажу…» и начинают изливать на голову подчиненного поток аргументов. А дело-то совсем не в том, чтобы убедить человека в пользе для дела! Отторжение обычно происходит не потому, что сотрудник чего-то там недопонял или не видит практических выгод для организации. В первую очередь он не видит выгод для себя лично! Важно понимать, что у персонала, в большинстве своем, совсем другие цели и задачи: они пришли не ДЕЛО делать, а как-нибудь отработать положенную им зарплату. Ведь это НЕ ИХ ФИРМА!

Обязательно нужно выяснить, почему подчиненный не принимает вашу точку зрения. Что стоит за непринятием? Несогласие с вашими взглядами на ведение бизнеса или чисто «шкурный» интерес и амбиции конкретного сотрудника, какими бы красивыми аргументами они не маскировались («Я забочусь о благе организации» и проч.)? Несогласие с методами руководства или личная неприязнь к начальнику? Отсюда вывод: воздействовать надо не на внешние проявления («ничего не понимает…»), а на внутреннюю причину.

Следует помнить, что конфликты между руководителем и подчиненным носят не столько открытый, сколько скрытый, завуалированный характер. Причины понятны — ведь далеко не каждый решится открыто выступить против начальника. И чаще всего они возникают как раз при выдаче распоряжений. Ведь именно на этой стадии управленческого общения руководитель больше всего вторгается в privacy другого человека, т.е. активно принуждает к каким-либо действиям, которые могут кардинально противоречить его взглядам, убеждениям, жизненным ценностям.

Несколько секретов

Для повышения эффективности распоряжений психологи советуют придерживаться нескольких простых правил. Они могут быть продуктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов. Во-первых, для поднятия имиджа руководителя. Во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого, увы, не может ни один начальник. В-третьих, для устранения противоречий между личными желаниями подчиненных и целями деятельности организации.

1. Учет информационного фонда партнера по общению

Все слова, обращенные к нему, человек соотносит с собственным информационным словарем, сформированным на основе уникального жизненного опыта. В нем хранятся интерпретации очень многих терминов. Во избежание непонимания начальнику всегда нужно учитывать интеллект подчиненного, уровень образования (закончил человек 5 классов или университет) и соответственно корректировать свою речь.

2. Один смысл

Приказ не должен нести иронии или двойного смысла. Тем более, он не должен содержать абстрактных метафор и прочих художественных образов, которые разными людьми могут восприниматься по-разному. Приказ должен быть максимально конкретным, исключающим двойное толкование. Помните старую мудрость: «Если что-то может быть понято неправильно, оно обязательно будет понято неправильно».

3. Не персонифицировать

Не стоит говорить безапелляционным тоном «Я хочу…», «Мне нужно…», «Я сказал…», поскольку в сознании подчиненного сразу происходит трансформация «Я хочу…» в «Ах, видите ли, он хочет…». Возникает эмоционально отторжение. Руководитель невольно переводит служебное распоряжение в плоскость межличностных отношений. А личное желание начальника можно и не выполнять, а если выполнять, то чисто формально, кое-как. Более предпочтительны следующие варианты: «Это нужно для нашей фирмы…», «Будет лучше, если Вы…», «Это необходимо, чтобы у нас не случилось…». Таким образом требования соотносятся не с прихотью большого босса, а потребностями и целями организации.

4. Помните об интонациях!

Бывает, руководитель говорит вполне правильные вещи, но делает это очень грубо, агрессивно, в оскорбительной для сотрудника форме. Сюда относятся и сопровождающие приказ обидные шуточки в адрес подчиненного, и иронические замечания, и саркастические улыбки, и вежливо-пренебрежительный тон распоряжений, и презрительные нотки в голосе босса… Процесс отдачи распоряжений нередко используется как лишний повод показать свое превосходство. Таким способом некоторые руководители пытаются решать за счет подчиненных собственные психологические проблемы.

Понимание приказа, отданного в такой форме, всегда затруднено. Все внимание подчиненного концентрируется не на сущности распоряжения, а на отношении к его личности. Сразу возникает защитная эмоциональная реакция, которая блокирует анализаторную деятельность мозга, и слова почти не осознаются. Понимание приказа блокируется. Такими уж нас всех сделала матушка-природа: человеческий мозг может одномоментно работать либо с логикой, либо с эмоциями. Причем возникающие негативные эмоции всегда блокируют логичность мышления!

Важно, чтобы приказ выполнял свою функцию и в то же время психологически не травмировал сотрудника, не был обидным или оскорбительным. Прошли те времена, когда подчиненные готовы были терпеть все выходки начальства из-за угрозы оказаться на улице! Это во второй половине 90-х квалифицированных специалистов до смерти пугал призрак безработицы. Сегодня же руководитель все чаще имеет дело не с безропотной «серой массой», а с честолюбивыми, амбициозными, знающими себе цену сотрудниками. По уровню интеллекта, образования или профессионального опыта, и вообще, как человек, как личность подчиненный может ни в чем не уступать руководителю, а нередко и превосходит его по всем параметрам. Угрозы со стороны начальства и перспектива увольнения их отнюдь не пугает. Поэтому опытный руководитель заинтересован, в первую очередь, в мягких методах управления, щадящих самолюбие подчиненного. Создание неагрессивной, неоскорбительной атмосферы формирует благоприятный психологический климат взаимного доверия и сотрудничества.

Не следует также забывать, что сотрудник, обиженный слишком жестким поведением начальника, может попытаться отомстить. Например, не так давно сотрудник крупной российской фармацевтической компании, возмущенный хамскими повадками своего босса, в качестве мести не нашел ничего лучшего, как проинформировать заинтересованные органы об «особенностях работы» своей фирмы. Результат — судебное разбирательство со всеми вытекающими. Конечно, никто не застрахован от «стукачей», однако вести себя с теми, кто имеет доступ к конфиденциальной информации, руководителю все-таки следует осторожно, чтобы не спровоцировать «подставу».

5. Без негатива!

Распоряжение не должно начинаться с негативных слов, чтобы не формировать у подчиненного отрицательную установку еще до того, как он узнал его содержание. Восприятие не должно проходить на отрицательном эмоциональном фоне (см. предыдущий пункт). По той же причине нельзя совмещать отдачу приказа с критикой, говорить одновременно о сущности предстоящей работы и о личностных или профессиональных недостатках сотрудника. При формулировании распоряжений следует избегать критических «приправ» типа — «Сделай это, но только не так, как в прошлый раз…».

6. Правило «Имя собственное»

Обращение к подчиненному по имени-отчеству всегда предпочтительнее безликого: «Эй ты, как там тебя…». Для человека нет приятнее звуков, чем звуки его имени, — утверждали древние. Обращение к человеку по имени подчеркивает уважение к его личности, подспудно рождает чувство удовлетворения, положительные эмоции (которые, кстати, не всегда осознаются) и как следствие — вызывает расположение к источнику положительных эмоций. Психологи установили, что при прочих равных условиях подчиненные легче принимают распоряжения того руководителя, к которому у них положительное отношение и намного чаще отвергают (оспаривают) требования того, к кому испытывают антипатию.

7. Использование комплиментов

Если подчиненный настроен резко отрицательно, руководители могут попытаться уменьшить сопротивление похвалой или комплиментами в начале разговора. Самый эффективный комплимент — это комплимент на фоне небольшого антикомплимента себе (особенно с теми сотрудниками, которые, предположительно, испытывают антипатию к своему шефу). Пример: «Как Вам удается решать так быстро эти вопросы? Я вчера два часа потратил, а Вы за десять минут все уладили. Пожалуйста, сделайте еще и…». Естественно, каждому сотруднику приятно выглядеть в конкретном вопросе лучше, чем его начальник. Особенно если сам босс подчеркивает это. Так удовлетворяется потребность человека в признании.

Напомню, что комплиментом считается НЕБОЛЬШОЕ преувеличение реально существующих достоинств, которые собеседник видит или желает видеть в себе. Этим комплимент отличается от грубой лести, которая имеет гораздо больше шансов быть отвергнутой. Все люди любят похвалу. Это удовлетворяет их потребность в положительных эмоциях. А положительные эмоции, как уже было сказано, рождают расположенность к их источнику. Возникает эффект внушения.

К сожалению, в нашей стране сложилась традиция достаточно жесткого обращения с подчиненными. Хвалить сотрудника, а тем более публично, многие руководители не любят. Боятся «перехвалить», «разбаловать». Гораздо чаще наши начальники прибегают к понуканиям и запугиваниям, стремясь таким нехитрым способом «замотивировать» персонал. В тоже время давно установлено, что методы мягкого «поглаживания» гораздо лучше стимулируют труд, чем оскорбления и наказания.

8. «Ход конем»

Если ожидается пассивное или активное сопротивление распоряжению, лучше не отдавать приказ «в лоб», а использовать хитрый обходной маневр: вначале спросить совета у подчиненного. Что-то типа «Как Вы думаете…?» и т.п. Когда с человеком советуется стоящий на более высокой иерархической ступени, это всегда вызывает чувство самоуважения, что, естественно, сопровождается положительными эмоциями, которые по закону ассоциации связываются с их источником. Такая тактика гарантирует руководителю преданность и благодарность сотрудника. Но практиковать такой метод можно далеко не со всеми, да и силу воздействия он со временем теряет. Есть люди, которые не ценят великодушных жестов. «Человеческое» отношение к ним они могут принять за слабость руководителя и возможность «сесть ему на голову».

9. Вопросительная форма

В большинстве случаев подчиненными лучше всего воспринимается вопросительная форма распоряжения. Все понимают, что просьба начальника — это завуалированный приказ, однако при такой форме психологически труднее отказать: «Уважаемый В.В., смогли бы Вы завтра…?», «Согласились бы Вы…?», «Есть ли у Вас возможность…?»

10. Правило личной выгоды

Приказ будет выполнен гораздо эффективнее, если подчиненный увидит в нем не только пользу для организации, но и выгоду для себя лично. Когда человек трудится без личного интереса, он делает лишь столько, сколько надо (на «троечку»), чтобы формально удовлетворить требования начальства.

Высший пилотаж

Наилучшим образом работник исполняет то, что он сам считает необходимым, а не то, что велит начальство (как известно, это совпадает далеко не всегда). Поэтому желательно, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя. Задача последнего — подтолкнуть сотрудника к самостоятельным действиям, помочь ему самостоятельно сделать правильные выводы. В идеале руководитель должен не приказывать, а создавать ситуацию, в которой подчиненный сам приходит к нужному решению. Это представляет собой специфический стиль менеджмента — особым образом организованный процесс общения руководителя со своими подчиненными. На Западе данный стиль в настоящее время очень популярен. Управление сотрудниками строится таким образом, что они действуют фактически самостоятельно, оставаясь при этом под наблюдением менеджера-наставника. Такое наблюдение включено в повседневное деловое общение руководителей и подчиненных: консультирование во время совещаний, переговоров, текущий контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и т.д.

Естественно, это требует хорошего знания психологии, мотивации подчиненных. Это — настоящее искусство, высший класс руководства людьми, которые в данном случае чувствуют себя полностью самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, демонстрация уважения к подчиненным — наилучшая мотивация их эффективной деятельности. И они с большей охотой идет на работу, более инициативны и удовлетворены своим трудом.

К сожалению, при сегодняшнем уровне развития управленческой и деловой культуры в нашей стране такой стиль руководства воспринимается не иначе как научная фантастика. Увы. Поэтому в наших условиях создание желаемых ситуаций может осуществляться, например, простым задаванием цепочки вопросов, позволяющих подвести собеседника к нужному решению. Логика последовательно задаваемых вопросов такова, что после каждого ответа сужается число степеней свободы отвечающего, ведь, отвечая на каждый вопрос, человек определяет свою позицию, становится пленником предыдущих ответов.

Например, нужно дать задание нерадивому сотруднику, который (это известно по опыту) обязательно начнет возмущаться, доказывать, что это не входит в его обязанности и т.п. Здесь возможен такой вариант диалога:

Шеф: «Вам, конечно же, знакома должностная инструкция, где изложены Ваши служебные обязанности?»
Подчиненный: «М-м-м-да, разумеется».
Шеф: «В таком случае Вы должны хорошо помнить параграф пятый пункта четвертого раздела второго?»
Подчиненный: «Э-э-э, а что такое?»
Шеф: «Этот пункт прямо адресуется Вам: нужно сделать…» (дается приказ и определяется срок выполнения).

Нерадивый подчиненный, конечно же, плохо знаком с должностной инструкцией, а если и читал ее когда-либо, то давно забыл содержание. Но сказать «нет» начальнику он не решится. А сказав «да», он отрезает себе пути отступления.

Мишенью воздействия также могут выступать различные личностные качества подчиненного: честолюбие, амбиции, желание доказать свою исключительность, особенности темперамента и характера, проч. Автор этих строк однажды стал свидетелем ситуации, когда начальник отдела говорил своему сотруднику: «Василий Игнатьевич, нужно выполнить одно задание. Не буду скрывать, это очень сложное задание. Поэтому Вам, очевидно, оно не под силу (прозрачный намек: мол, не с твоей квалификацией…). Как Вы думаете, кому из Ваших коллег его можно поручить?» Честолюбивый и амбициозный сотрудник, любящий во всем перечить своему шефу и выискивающий возможность показать, что это его нужно было назначить боссом, а не нынешнего, тут же вспыхивает:

— Отчего же? Я тоже способен его выполнить!
— Вы шутите?
— Нет, не шучу. Я знаю, как быстро все сделать!
— Неужели?
— Точно!
— Вот это да! Фантастика! (начальник разыгрывает искреннее удивление)
— Через 3 дня принесу Вам результат!
— Вы просто молодец! Вот спасибо! Прямо груз с души сняли! Через 3 дня доложите о выполнении! и т.д.

«Завалить» такое дело — значит расписаться в своей полной профессиональной несостоятельности, поэтому к выполнению этого задания работник подойдет намного ответственней, чем к обычному приказу руководства, спущенному «сверху».

Психология на работе: налаживание отношений начальник — подчиненный.

Эффективность и удовлетворенность работой как начальника, так и подчиненного напрямую зависят от того насколько налажены их отношения друг с другом. Под отношениями будем подразумевать коммуникативный процесс, общение, обмен информацией.

Деловое общение – это формальные отношения в рамках профессиональной деятельности, но несмотря на это люди остаются людьми, даже будучи на работе. Включение в общение руководителя — сотрудника психологического элемента, учитывающего не только хладнокровную логику, но и эмоциональную составляющую, значительно повышает эффективность работы, устраняет помехи во взаимопонимании, стимулирует работу подчиненных и даже дает возможность оказывать влияние на руководителя.

Чаще всего сотрудники вспоминают об эмоциях, когда это касается их личных переживаний, забывая о способности чувствовать руководителя, например, чтобы отпроситься с работы, не выполнять задание или оправдать свои промахи. Руководители же вспоминают о способности подчиненного чувствовать, когда нужно подчеркнуть, преувеличить негативные личностные качества сотрудника или хотят самоутвердиться, пользуясь, злоупотребляя управленческим статусом. И как результат — эффективность работы не меняется в лучшую сторону. Что делать?..

Намного результативнее помнить о внутреннем мире другого человека с целью добиться своих же целей, причем со знаком плюс (стратегия достижения успеха, а не избегания неудач). Другими словами, чтобы повысить эффективность работы (что нужно руководителю) или увеличить оплату труда, наладить отношения с начальством, добиться продвижения по карьерной лестнице (потенциальная цель сотрудников).

Пределом мечтания как руководства, так и подчиненных НЕ является работать меньше, и получать больше. То время, что люди не работают, они на что-то тратят, или хотели бы потратить, и деньги – всего лишь средство достижения других целей, не важно, насколько они сознательно выбраны.

Зрелой личности, разобравшейся в своих потребностях, доставляет больше радости, интереснее не бесцельные развлечения или общение только чтобы скоротать время или избавиться от скуки, а деятельность, а причем такая, которая отвечает ее личным мотивам (см. далее), при этом она видит результат, ценность своей работы.

Мотивы как способ стимулирования труда.

  1. Потребность в общении (быть частью коллектива);
  2. Самоутверждение (карьерный рост);
  3. Самостоятельность (быть начальником самому себе);
  4. Стабильность (надежность, уверенность в будущем);
  5. Рост как профессионала (любознательность, интерес именно к этой деятельности);
  6. Справедливость (потребность в поощрении за хорошо проделанную работу);
  7. Потребность быть лучше (соревновательность).

“Дайте человеку то, что он хочет, чтобы он захотел дать вам то, чего хотите вы”. Единственное, если вашим ведущим мотивом является, например, стабильность, вовсе не обязательно, что у вашего руководителя или подчиненного она также на первом месте.

Например, Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера) или Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной позволяет выявить направленность личности, которая может им самим даже не до конца осознаваться и “подобрать ключик” к человеку.

Налаживает отношения начальник подчиненный понимание того, чем именно в первую очередь удовлетворен другой человек (или в наименьшей степени). Отбросим, на какое то время, финансовую сторону. В статье “Психология богатства и бедности. Сколько денег нужно для счастья?” уже упоминалось какие скрытые, бессознательные или плохо осознаваемые мотивы могут толкать человека к обогащению ради обогащения, власти ради власти, иначе, к зависимости от денег.

Работа должна стать не просто местом, куда человек ходит, чтобы получить гарантированную зарплату, а чем-то большим. В противном случае понадобится просто космическая сумма и даже она, вполне возможно, не будет отвечать главным мотивам человека. Сейчас речь не идет о накоплении крупной суммы за короткий срок с дальнейшим увольнением (дауншифтинг, например). Работа делает человека счастливым, если он может на ней раскрывать свой потенциал, приложить свои способности, видеть свой профессиональный рост, результативность труда, чувствовать себя компетентным, ценным, нужным.

Поэтому в интересах, как руководителя, так и начальника знать о ведущих мотивах друг друга, иметь представление насколько они удовлетворены, и подчеркивать, как успех работы способствует достижению личных целей человека.

В данной ситуации у руководителя больше возможностей, ему легче выявить ведущую потребность сотрудника, и сделать упор в работе на важные для сотрудника мотивы.

Когда вам приходится общаться с начальником, следует помнить, что он такой же человек, и его статус, полномочия и обязанности не лишают его простых человеческих черт, личностных свойств. Вовсе не обязательно напрашиваться в друзья к руководству. Но видеть под маской руководителя человека, знать его ценности (именно знать, а не предполагать исходя из своих) – обязательно для налаживания отношений и комфортного общения.

Поэтому в общении должна присутствовать обратная связь. К примеру, если вы как начальник объясняете одному из подчиненных, как нужно изменить работу, это только начало передачи информации. Чтобы общение стало эффективным, ваш сотрудник должен сообщить вам, своими словами, как он понимает задание и ваши ожидания в отношении результатов его деятельности. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона дает информацию, а другая принимает ее. В случае если вам что-то не понятно или объективно не устраивает в поведении руководителя, следует сказать об этом, делая упор на ожидаемый им успешный результат. Вы имеете право всегда самостоятельно давать оценку своего состояния во время общения с руководителем. Главное, чтобы ваши слова не звучали как оправдание не желания выполнять задание или критика поведения руководителя.

5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating 5.00 (3 Votes) Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Способы и приемы наладить отношения руководитель — подчиненный.
  • Этика руководителя. Слова поощрения и конструктивная критика.
  • Основа влияния на других. Качества лидера.
  • Тайм менеджмент. Тест-опросник самоорганизации деятельности (ОСД). Психодиагностика управления временем.
  • Тест-опросник: Мотивация и стимулирование персонала. Анкета для определения типа трудовой мотивации работника.
  • Назад: Психология рекламы: приемы воздействия маркетинга – найти и обезвредить.

15 типов подчиненных, которых обожают начальники

«Наипервейшая обязанность придворного состоит в каждодневном упражнении спинного хребта, дабы последний приобрел необходимую гибкость», – говаривал еще Ходжа Насреддин. Восхитившие эмира слова до сих пор берут на вооружение подчиненные всех мастей.

Но что еще, кроме гибкости, «удобства» и исполнительности, ценят в персонале начальники? У каких сотрудников больше шансов расположить руководство?

HR-tv.ru расспросил экспертов.

1. Понимающие руководителя с полуслова

Варя Афанасьева, бренд-менеджер «Лаш Раша» (Lush Russia):

«Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит, в первую очередь, от самого руководителя, его темперамента. Для одного важно, чтобы сотрудник генерировал идеи, и излучал энергию, другому удобнее работать со спокойными надежными исполнителями. Важно, естественно, и то, чем именно занимается сотрудник. Наверное, можно сказать, что «выигрывают» сотрудники, которым удается понять, что необходимо руководителю, и в соответствии с этим выстраивать свое общение с коллегами и с руководителем и свой стиль работы».

Читайте также: Ты руководитель: как работать над собой

2. Несущие непомерный груз с улыбкой

Юлия Левина, старший тренер-консультант, CBSD/Thunderbird Russia: «В идеальном мире, вернее, в рациональном мире, это были бы подчиненные, которые выполняют или перевыполняют поставленные перед ними планы. Однако мир наш далек от рациональности весьма! Слишком зависят наши с вами решения от эмоции и чувств, гормонов и всей лимбической системы. В связи с тем, что начальники тоже люди и, так же, как и все остальные, имеют эмоции, испытывают необъяснимое «нравится – не нравится», «обожаю – ненавижу» и так далее, однозначного рецепта, как нравится начальникам, конечно, нет. В любом случае, руководители будут ценить сотрудников, которые поддерживают их и помогают реализовывать их идеи.

Очень мал процент руководителей, готовых ценить и уважать подчиненного, открыто высказывающего противоположное мнение. Вывод: хотите нравиться – работайте много и воплощайте идеи и мечты руководства в реальность, при этом желательно с минимальными затратами и улыбкой на лице. Еще стоит развивать EQ (эмоциональный интеллект) – поможет не только с начальниками отношения выстраивать, но и вообще со всеми окружающими. Приручить начальника можно только хорошо его понимая, а это и есть EQ».

3. Стрессоустойчивые люди с навыками планирования

Ольга Костюхина, бизнес-тренер Центра обучения и развития:

«Как правило, руководители – это уверенные в себе и своей правоте люди. Они склонны доминировать и любят одерживать победы. Поэтому качества сотрудников, которые позволяют вызвать особое расположение у таких людей – это гибкость, умение подстроиться, слушать, соглашаться, а также хорошая исполнительность. Начальник должен быть уверен, что его указания услышаны, приняты, одобрены и будут четко и в срок исполнены.

Также сотрудникам необходимо иметь навыки планирования, обладать стрессоустойчивостью, что позволит эффективно справляться с многозадачностью».

Читайте также: 5 качеств, которые раздражают в подчиненных

4. Несогласные

Наиля Замашкина, коммерческий директор «МОБИ.Деньги»:

«Мой личный рецепт – начальники обожают подчиненных, с которыми интересно. Которые не всегда согласны с любым мнением начальства, которые могут сказать – «я, конечно, сделаю, как вы скажете, но получится плохо». Да, это не самая лучшая – и уж точно не самая стабильная позиция в компании.

Но точно интересная и способствующая профессиональному росту. А при профессиональном росте и смена работы не страшна».

5. Креативные

Михаил Смущенко, генеральный директор ТСК «Гельстер»:

«Разные руководители ценят в своих сотрудниках разные качества. Те, кто нацелен в первую очередь на результат и финансовый успех компании, выделяют ответственных, исполнительных, инициативных сотрудников, которые не только предлагают новые решения, но и готовы заниматься их качественным внедрением.

Но некоторые руководители ставят во главу угла собственный комфорт от потрясающей самовлюбленности на рабочем месте, поэтому выбирают «любимчиков» из тех, кто всегда согласен с их мнением, никогда не спорит и причиняет меньше всего неудобств. Возможно, такие начальники как раз и ценят в сотрудниках отражение собственной неотразимости и власти».

Читайте также: Топ-5 сотрудников, ворующих информацию

6. Люди-«провидцы»

Маргарита Кашуба, директор по маркетингу Englishdom:

«Я уже много лет руковожу разными командами, как в больших корпорациях, так и в стартапах. Могу точно сказать, что я люблю ответственных за свою жизнь и рабочую деятельность людей, на которых можно положиться и которых не надо пинать и постоянно контролировать. Чтобы я могла спокойно уйти в отпуск или поручить сложно задание и спать спокойно, а не ломать пальцы с мыслью: «О небеса, что же в этот раз он сделает не так».

Любой руководитель любит исполнительных думающих сотрудников, которые делают все во время, умеют смотреть на несколько шагов вперед и которые не создают проблемы, а решают их. Плюс важно, чтобы подчиненных рос и развивался. Ибо как говорят: «Вы не боитесь, что ваши сотрудники научатся полезному и уйдут?» Ответ: «Нет, я боюсь, что они ничему не научатся и останутся».

7. Умные люди с широким кругозором

Людмила Смолина, директор по развитию бизнеса AVRIO Group Consulting:

«Начальники любят, когда подчинённый ответственный, неконфликтный, исполнительный, инициативный профессионал. Способный решать производственные проблемы, что называется, на своём уровне, не вовлекая руководителя во все перипетии вопроса. Умный, конечно же, и с широким кругозором. Готовый к саморазвитию и самообучению. Имеющий собственное мнение и точку зрения на решение рабочих задач и умеющий так её подать, чтобы руководитель воодушевился и принял как собственную.

Самостоятельный и гибкий одновременно. Это идеальный образ подчинённого, подумаете вы, и спросите: «Встречаются ли такие люди в реальной жизни?» Да. Работать с такими сотрудниками – большое профессиональное удовольствие».

8. Профессиональные подсказчики

Татьяна Паклинская, начальник отдела подбора и развития персонала ООО «Балтийский завод – Судостроение», назвала качества подчиненных, которые особенно ценят руководители:

«На мой взгляд, это исполнительность, отсутствие сопротивления, когда руководитель ставит задачу «не по адресу», работоспособность, экспертность – умение снять с «шефа» груз решения задачи, подсказать способ решения, скорость и качество решения задач».

9. Пунктуальные

Вячеслав Баженов, генеральный директор компании Bridge group:

«Все зависит от того, с кем вам приходится работать. Понятно, что от дизайнера вы будете ждать не того же самого, что от главного бухгалтера. Я работаю больше с бухгалтерами, аудиторами, специалистами по кадрам и жду от них, в первую очередь, собранности, пунктуальности, обязательности, умения планировать свой рабочий день и делать работу в срок. На любого работодателя человек, который приходит на работу вовремя и не срывает сроки – самый лучший специалист. Как ни странно, для работников творческих профессий эти же качества тоже очень желательны.

Если человек работает с душой, у него креативный подход, ему можно простить отступления от графика или опоздания на работу, но если при этом он еще и пунктуален – ему просто цены нет!»

Читайте также: Оцените юмор: 5 идей подарка боссу

10. Ценные профессионалы

Игорь Можаровский, ведущий консультант Консалтинг-центра «ШАГ»:

«Нужно ли стремиться вызвать «особое расположение» руководства, тем более такие чувства, как обожание? Начальники – тоже люди, вкусы, предпочтения бывают разные. К сожалению, не всегда отношение к подчиненным основываются на результатах работы и деловых качествах. Скажи, кто твой любимый подчиненный, я скажу какой ты руководитель. Классик справедливо заметил: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Обычно любви в деловых отношениях ищут люди незрелые, часто с глубокими эмоциональными проблемами. Либо те, кто осознанно нацелен на «отношения» с начальником.

Хотя от любви до ненависти, как известно, дистанция не столь уж большого размера. Фавориты сменяются не только при дворах, но и в организациях… Словом, если Вы стремитесь к карьерному росту и профессиональному успеху, лучше (и безопасней) быть не обожаемым, а ценным сотрудником».

11. Растущие вместе с начальством и перерастающие его

Андрей Третьяков, исполнительный директор АО «ТРОЙКА-Д БАНК»:

«Меня особенно радуют в подчиненных способность не просто быть исполнителями, пассивно выполняя поставленные задачи, но улучшать имеющиеся участки, развивать их, предлагать новые решения, брать на себя ответственность. Активность и самостоятельность – то, что нужно от подчиненного сегодня. Такие сотрудники получают повышения, растут вместе с начальником, а, иногда, и становятся с ним на один уровень и перерастают в партнеров».

Читайте также: 17 мгновений весны, или список заблуждений молодых (да и не только) лидеров

12. Люди, у которых все «по чесноку»

Галия Сайфутдинова, руководитель отдела корпоративных коммуникаций BDO Unicon Outsourcing:

«Стоит подчеркнуть, что мы говорим о профессиональных качествах сотрудников, а не о личных предпочтениях руководителей.

Во-первых, ответственные, пунктуальные и в достаточной мере самостоятельные сотрудники. Руководитель, по сути, делегирует часть своей работы подчиненному. Во-вторых, те, кто не боится задавать вопросы. Самостоятельность – это важно, но иногда лучше сначала спросить у более опытного коллеги. В-третьих, те, кто не побоится спорить и высказывать альтернативную точку зрения. Очень важна честность и способность адекватно оценивать свои силы. Лучше сказать, что не успеваете доделать работу вовремя и сориентировать руководителя по новым срокам, чем обещать сдать все вовремя, а потом придумывать оправдания».

13. Вежливые люди

Олег Грибанов, генеральный директор Darenta:

«Какие типы подчиненных обожаемы начальниками:

инициативные, проактивные, исполнительные, внимательные, вежливые. Какие качества позволяют вызвать особое расположение руководства – желание развиваться, умение концентрироваться и фокусироваться на тактических задачах, планирование своих сроков по выполнению заданий».

Читайте также: 6 принципов удержания авторитета

14. Требовательные (к себе и начальству)

Дмитрий Гусенко, управляющий партнер, сертифицированный бизнес-тренер компании BogushTime Россия:

«Начальник или руководитель любит следующих сотрудников:

— которые не боятся задавать вопросы; вопросы должны быть связаны с выполнением задач;

— разделяющих идеи компании;

— требующих от начальника, если выполнение задачи зависит от этого начальника;

Сотрудник должен не молчать, если ему что-то непонятно или он не может выполнить поставленную задачу, должен приносить руководителю не проблему, а описание ситуации и вариант/варианты решения проблемы, должен уметь принимать на себя ответственность в рамках круга обязанностей».

15. «Душа компании»

Альберт Мицевич, руководитель отдела по работе с персоналом «Честное слово»:

«Прежде, чем ответить на эти вопросы, нужно осознать одну простую истину: руководитель – такой же работник, перед которым компания ставит свои задачи, за выполнение которых он отвечает. Для хорошего руководителя подчиненные являются своего рода инструментом, при помощи которого можно добиться успеха или «провалить миссию».

Поэтому от подчиненных чаще всего требуется исполнительность, лояльность к шефу и конструктивность. Это те качества, которые значительно облегчают работу команды и ускоряют достижение результата.

Если углубляться в вопрос, то к перечню ценнейших качеств можно добавить инициативу сотрудника, когда он идет дальше простого исполнения задач, предлагая новые пути и методы достижения наилучших результатов. Этого можно ждать не только от опытного, но и от заинтересованного работника. Немаловажным в работе коллектива является наличие «души компании» – человека, который улучшает внутренний климат в команде, способствуя улучшению личных отношений между сотрудниками, что, в конечном счете, сказывается на росте продуктивности всего отдела».

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала HR-tv.ru обязательна

Как правильно руководить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *