Содержание
Как правильно работать с целями, чтобы получить результаты
Я часто получаю вопросы от людей, которые разочаровались в себе, чувствуют себя ленивыми, неумелыми, ни на что не способными. Вот один из них: «Все говорят о постановке целей на следующий год. А я не знаю, есть ли смысл их ставить. Каждый год пишу цели и ничего не достигаю. Недавно написала список из 50 возможных целей на 2019-й, но голос внутри говорит: «Ха-ха, максимум 2-3 цели достигнешь, остальное так и останется висеть в списках». Я уже не верю в себя. Можно ли с этим что-то сделать?»
⠀
Отвечаю: это стандартная типичная ситуация для большинства людей. Все говорят о целях, но никто не говорит о том, как работать с ним, чтобы получить результаты. Максимум, что вы можете сделать: поставить измеримые цель, разбить её на этапы, выполнить каждый этап в срок.
⠀
Но мало кто пишет о том, как бороться с прокрастинацией, внутренним сопротивлением, нехваткой времени, сил и забывчивостью. Здесь важно поработать в трёх направлениях: поставить правильные цели, которые исходят из внутренних ценностей, те, настоящее, которые манят двигаться вперёд и вдохновляют вас!
⠀
Второе – обеспечить себя энергией для работы с целями. У многих уровень энергии настолько низкий, что его едва хватает на обыденные дела, на выживание. О целях не идёт и речи. Недавно я дала тест про энергию, пройдите его, чтобы получить мой совет лично для вас, как вам исправить ситуацию.
⠀
Также нужна система ежедневного движения к цели. Это не такой простой вопрос, как кажется на первый взгляд. Просто записать в список шаги и постараться их сделать, не работает, и вы сами это прекрасно знаете. Существуют принципиально разные подходы к тайм-менеджменту: гибкий и жёсткий.
⠀
И самый главный совет: начните с малого! Если вы разочаровались в своей работе с целями и планами, вам необходимо научиться ставить очень маленькие, краткосрочные цели, до которых вы точно сможете дойти, чтобы почувствовать вкус победы, и после этого иметь возможность замахнуться на большее!
⠀
Поделитесь, сколько целей на год вы обычно берёте?
Как правильно работать с книгами
Люди на протяжении многих веков выписывали мудрые цитаты. А записи таких известных фигур, как Марк Аврелий, Петрарка, Томас Джефферсон, Наполеон, давно стали достоянием общественности. Из наших современников стоит упомянуть Билла Гейтса, который ведет заметки о понравившихся книгах в своем блоге The Gates Notes.
Если регулярно выписывать интересные идеи, цитаты и наблюдения, за несколько лет у вас соберется собственная книга мудрости, к которой можно обратиться за помощью в любой ситуации.
Как же делать это правильно?
Вот несколько полезных советов, которые могут вам пригодиться.
1. Читайте обо всем и будьте открытыми – так и находится самое интересное.
2. При чтении помечайте все, что привлекает ваше внимание: отдельные словосочетания, целые абзацы, интересные истории. Загибайте края страниц, помечайте отдельные места, к которым хотите вернуться, карандашом или текстовыделителями.
3. Делайте записи на полях во время чтения. Ведите разговор с автором книги. Не бойтесь критиковать, сомневаться и восхищаться, записывайте все, что приходит вам в голову.
4. Выписывайте мудрые мысли, но не факты. Суть этих выписок не в сборе информации, а в накоплении советов, которые смогут поддержать или вдохновить вас в разных жизненных ситуациях.
5. Закончив читать книгу, отложите ее примерно на неделю. Дайте информации отстояться у вас в голове. Потом просмотрите все помеченные места или записи на полях и перенесите их в свой блокнот.
6. Ведите записи на бумаге. Конечно, проще хранить любимые цитаты на компьютере или в приложении, но проще не значит лучше.
Когда мы тратим энергию на то, чтобы переписать слова на бумагу, мы с большей вероятностью извлечем из них пользу.
Длинные отрывки можно набрать на компьютере и распечатать.
7. Если вам не нравится идея с блокнотом, можно использовать небольшие картонные карточки. Выписывайте на них цитаты и раскладывайте по категориям.
8. Не переживайте из-за организации своих записей, по крайней мере поначалу. Выписывайте то, что для вас важно, а темы со временем проступят сами.
9. Не накапливайте много книг. Старайтесь выписывать понравившиеся мысли через неделю после прочтения книги. Если наберется подборка книг с пометками, выписка цитат превратится в утомительную обязанность, от которой вам захочется отказаться.
10. Выписывайте не только цитаты из книг, но и фразы из разговоров, фильмов, собственные мысли и наблюдения.
11. Применяйте записанное в жизни. Даже если вы не журналист и не писатель, вы ведь пишете сообщения, записки, поздравления, даете советы, общаетесь, утешаете близких. Все это – отличные возможности применить мудрые мысли, которые встретились вам при чтении.
12. Начинайте прямо сейчас.
Эффективные презентации: учет психологии аудитории
Аудитория на презентациях почти во всех случаях приглашается самими ведущими или их организацией, при этом стремление ведущего сообщить информацию обычно превышает желание аудитории получить ее. Ведущий обращается к аудитории с уважением подчиненного к людям более высокого положения. Он не может потребовать их внимания, самое большее, что он может, — это заслужить его. Обычно презентация бывает успешной, если она разжигает любопытство и стимулирует желание получить как можно больше информации.
Первые несколько минут презентации крайне важны, хотя это не имеет никакого отношения к их содержанию. Выступающему необходимо, чтобы слушатели его приняли, и если он даст понять, что у него с аудиторией много общего, то его выслушают с гораздо большим интересом. Существует множество психологических приемов, предназначенных для того, чтобы расположить к себе слушателей. Таковыми являются, например, любое выражение искренних чувств выступающего, какое-нибудь откровение о самом себе, возражение собственным доводам во время презентации и многие другие.
По шутливому замечанию Энтона Джея, слушатели в начале презентации похожи на лошадей перед скачками — рассеявшимися по помещению и глядящими в различных направлениях. Судья на старте должен выстроить их в одну линию, чтобы все они стартовали одновременно и помчались в ^нужном направлении. Аналогичная задача у ведущего — он должен сделать нечто подобное, ибо в противном случае он рискует рвануть галопом с самого начала и блестяще промчаться в одиночестве, даже не заметив, что остальные все еще у стартовых ворот.
Продолжительность презентации в каждом конкретном случае зависит от представляемого материала. Естественной особенностью всякой презентации является ограниченность ее продолжительности. Поэтому первый вопрос ведущего презентации такой: «Сколько времени может уделить этому аудитория?»
Впрочем, здесь уместен вопрос иного рода: а что наполняет содержанием понятие «аудитория»? Психологами установлено, что аудиторию определяют следующие факторы:
— собраны ли зрители плотно или они рассеяны по помещению;
— насколько хорошо они знают друг друга или не знают вовсе;
— видели ли они ведущего раньше и если да, то как часто;
— тип помещения: высокое или низкое, светлое или мрачное, уютное или некомфортное, большое или маленькое и т.п.;
— расстояние между ведущим и первым рядом и др.
Оказывается, что и характер внимания, с которым присутствующие воспринимают все, что происходит на презентации, существенным образом зависит от типа аудитории. Какой же бывает аудитория?
Существует три различных типа аудитории, различаемые по количеству в ней физических лиц и с точки зрения того, как она реагирует на ведущего:
— большая аудитория. Это группа от 100 до 200 человек;
— средняя аудитория. Это группа от 15 до 100 человек;
— маленькая аудитория. Это группа до 15 человек. Считается, что главный парадокс аудиторий состоит в том, что чем они огромнее, тем больше похожи на одного человека, тем больше однородность.
Есть проблема и для ведущего: чем больше аудитория, тем меньше она реагирует на то, что презентуется, и тем больше — на человека, который презентует, то есть на ведущего. Характерен ряд важных особенностей для людей, собранных в большую группу в одном месте:
— они объединяются и солидаризируются;
— они единодушно принимают и одобряют чье-то лидерство;
— здесь неуместны детальные и обстоятельные дискуссии;
— здесь труднее построить доводы так, чтобы аргументы были уместны и понятны любому, а не некоторым;
— здесь на идеи реагируют не личности, а группа;
— действуют групповые стандарты поведения;
— публично определяются угрозы для группы;
— провозглашается совместное решение идти вперед к …;
— бурно приветствуются те, кто этих людей туда поведет. При проведении презентаций существенную роль играет одно
обстоятельство: аудитория меньше 50 человек или больше 200, поскольку в середине находится область неопределенности. Поэтому устроителям презентации приходится с самого начала решать вопрос: какого размера аудитория им нужна? Потому что то, что можно сказать обычным голосом группе в 30 человек, совершенно бессмысленно, хотя и возможно, прокричать в микрофон для 200 и более человек.
Психологи отмечают ряд подводных камней для хороших ведущих. К ним относятся:
— высокомерие, в том числе и неумышленное. Выступающие на презентациях в одиночку находятся на возвышении, в то время как люди, нередко превосходящие ведущих по статусу, сбились в группу, которая их слушает. Ведущий занимает такое положение благодаря своему авторитету в собственном предмете. Опасность возникает, если он начинает высказывать предположения, даже если и верные, по предмету, в котором аудитория, как она в этом изначально уверена, более компетентна;
— желание махать кулаками, когда можно применять приемы дзюдо. Презентация — малоподходящее место для убеждения присутствующих в том, что их представления ошибочны. Лучшее, что можно сделать в таких ситуациях, это принять их убеждения, но дать понять, что имеют место и неверные заключения;
— публично отвечать на вопросы, способные нанести вред презентации. Лучше это сделать индивидуально в неофициальной обстановке после презентации;
Ведущему полезно знать типы вопросов, способных нести опасность для презентации. Это:
— вопрос—скрытое возражение;
— оборонительный вопрос;
— испытующий вопрос;
— вопрос-демонстрация;
— вопрос-вызов.
Вопрос—скрытое возражение. Задается с неодобрением в ситуациях, существенно угрожающих интересам того, кто этот вопрос задает. Справиться с этим можно при помощи обычных приемов:
— не становиться в оборонительную позицию;
— переформулировать вопрос для себя;
— не вступать в спор;
— упомянуть о выгодной стороне дела.
Оборонительный вопрос. Обычно его задают в случаях, когда предложение ведущего может задеть интересы того, кто вопрос задал. Единственный способ успешно справиться — это переадресовать этот вопрос самому задающему, добиться, чтобы он разговорился, затем, если есть затруднение разрешить вопрос на фактическом уровне, передать его другим членам группы.
Испытующий вопрос. Предназначен для проверки знаний и опыта ведущего. Золотое правило — не блефовать и не оправдывать своего незнания. Полезно пообещать задавшему вопрос выяснить неизвестное и выполнить это обещание.
Вопрос-демонстрация. Обычно его задают с целью показать коллегам, как хорошо задающий вопрос информирован. Ничто не сделает этого человека счастливее, чем публичная похвала его знаний, подтверждения того, как он умен.
Вопрос-вызов. Возникает, когда ведущий высказывает некоторое суждение, неосторожно посягающее на область знаний одного из зрителей. Самое лучшее — мгновенно отступить, сохраняя достоинство, возвращая ему права в его владениях и по возможности спросить у него совета.
В целом трудные вопросы лучше всего переадресовывать коллеге-эксперту, другому члену аудитории, предложить для всеобщего обсуждения.
Можно отметить различия между большими и малыми группами, которые необходимо учитывать ведущему во время презентации.
Большая аудитория:
— максимум ораторского искусства;
— максимум четкости в работе с визуальными средствами;
— минимум вопросов. Маленькая аудитория:
— максимум вопросов и ответов;
— максимум неофициальности;
— максимум гибкости в последовательности и содержании;
— максимум знаний своего предмета;
— средние навыки оратора и навыки в обращении с визуальными средствами.
Несколько соображений о месте проведения презентации. Полезно придерживаться следующих рекомендаций:
— если есть возможность провести презентацию в своем помещении, сделать это;
— если приходится выбирать между залом, который чуть маловат, и тем, который слишком велик, то с учетом размеров аудитории, лучше выбрать меньший: много пустого пространства действует угнетающе;
— из различных способов рассаживания аудитории стоит воспользоваться:
квадратным расположением — самое лучшее; относительно узко и глубоко — хорошо для шоу; широко и неглубоко — является неофициальным и удобно для участия аудитории.
Требования к одежде ведущего-мужчины:
— высококачественная одежда;
— пиджак; если он двубортный, должен быть застегнут, когда ведущий стоит;
— 15 мм манжеты рубашки должны быть видны из-под рукава;
— носки должны быть того же цвета, что обувь или брюки;
— карманный платок должен гармонировать с галстуком или рубашкой по цвету, но ни в коем случае не быть точным по цвету;
— темные нейтральные тона, которые ведущему идут;
— галстук должен быть точно до пояса, не выше и не ниже;
— ремень хорошего качества;
— пояс брюк должен проходить через пуп;
— брюки — достаточной длины, внизу — закрывать щиколотки, но не «подметать» пол;
— хорошая ручка.
Требования к одежде ведущего-женщины;
— изящные серьги, однако, не слишком длинные и не бренчащие;
— каблук обуви не слишком высокий;
— цвет обуви не должен быть светлее платья или юбки;
— насыщенные и яркие тона в деталях поближе к лицу, чтобы привлечь взгляд именно туда.
Полезно избегать:
— старомодной одежды;
— крайностей Моды;
— открытой одежды;
— тесной одежды, затрудняющей движения и жесты; -г сильного запаха духов или лосьона для бритья;
— новой одежды или обуви, впервые надетой;
— избытка крупных узоров и ярких цветов на большом пространстве.
В ходе самой презентации участники-устроители должны усвоить и обеспечивать непринужденный подход. Не должно звучать никакой критики, никаких обвинений. Господствует абсолютная уверенность в том, что все пройдет гладко, «как надо». Не должно быть никаких срочных переговоров шепотом, после которых кто-то срывается с места, даже не пытаясь скрыть поспешность. Особо обращать внимание на то, чтобы какую-то неполадку, промах превратить в шутку, юмор, успех. Провал — не всегда провал. Иногда это просто неправильная реакция на него ведущего.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы психологические цели презентации?
2. Каковы основные разделы сценария презентации?
3.Каковы психологические требования к ведению презентации, касающиеся ведущего?
4. Каковы психологические требования к текстам выступлений на презентации?
5.Раскройте психологические ресурсы и ограничения визуальных средств презентации:
— плакатов;
— схем;
— слайдов;
— белых досок;
— эпидиапроектора;
— проектора;
— сборных визуальных средств;
— видеороликов;
— отдельных предметов;
— действующих моделей.
6. Охарактеризуйте психологические особенности различных типов аудитории, присутствующей на презентациях:
— большой;
— средней;
— маленькой.
7. Охарактеризуйте типы вопросов, которые могут быть заданы на презентациях ведущему, и наиболее эффективные стратегии ответов на них:
— вопрос—скрытое возражение;
— оборонительный вопрос;
— испытующий вопрос;
— вопрос-демонстрация;
— вопрос-вызов.
8. Охарактеризуйте психологические особенности внешнего вида ведущего презентацию.
6.1. Какого размера аудитория вам нужна?
Первый вопрос, который вам стоит задать себе, — действительно ли вам нужна большая аудитория? Все зависит от того, чего вы хотите добиться:
• Пытаетесь ли вы оказать воздействие на небольшие группы людей, которые принимают ответственные решения (маленькая)?
• Хотите ли вы воздействовать на большое количество подчиненных (большая)?
• Состоит ли ваша цель в том, чтобы объединить и поднять боевой дух большого количества людей (большая)?
• Является ли вашей целью повлиять на отношения, идеи и намерения нескольких важных людей, которые не являются вашими подчиненными (маленькая)?
Там, где дело касается большой аудитории, вы должны полностью владеть вопросами времени, места проведения и списком приглашенных. Так что сделайте следующее: закажите больший зал и разошлите приглашения всем высокопоставленным менеджерам и руководству компании. Если лучшим средством является маленькая аудитория, а прийти хотят триста человек, проведите пять повторов в день или в последующие дни (и помните, что со временем они должны становиться лучше, так что, наверное, самой эффектной будет последняя презентация).
При аудитории в пятьдесят-двести слушателей вы можете как-то влиять на происходящее, уплотняя аудиторию или рассеивая ее, изменяя освещение, а в основном манерой поведения ведущего (официальной или свободной, стоя за кафедрой или сидя на краю стола и т. д.).
Теперь рассмотрим порядок проведения презентации в разных типах аудитории.
6.2. Публичная презентация
Она рассчитана на большую аудиторию.
Публичные презентации бывают массовыми(от 50 человек до 200 и более) игрупповыми(от 15 до 50 человек). Заметим, что четкой границы между этими видами провести невозможно, так как поведение аудитории, ее характеристики зависят не только от количества слушателей, но и от многих других обстоятельств.
Публичная презентация представляет собой, как правило, хорошо спланированное и подготовленное мероприятие. Обычно она проводится в соответствии с заранее разработанным сценарием, в котором четко определены роли всех участников, содержание и порядок их выступлений, использование визуальных вспомогательных средств (плакаты, схемы, таблицы, слайды, фильмы и др.). Специальное время отводится ответам на вопросы.
Публичная презентация проходит чаще всего в течение 1,5—2 часов. Начинать ее рекомендуют примерно в 15.00—16.00 часов.
После презентации организаторы предлагают коктейль или фуршет (17.00-19.00).
Соответствующим образом готовится помещение для презентации. Зал заседания, фойе оформляются рекламными плакатами, стендами, иллюстративными материалами и т. п.
Хорошее впечатление на участников презентации производит вручение им рекламных подарков, в качестве которых используют недорогие предметы: авторучки, записные книжки, календари, значки, проспекты, печатная продукция организации и др.
Принято сообщать о предстоящей презентации в средствах массовой информации, а участникам и гостям присылать пригласительные билеты.
При проведении публичной презентации очень важно учитывать особенности поведения и реакции людей в большой аудитории. Вот что пишет по этому поводу Э. Джей в книге «Эффективная презентация»: «Главный парадокс аудиторий состоит в том, что чем они больше, тем больше похожи на одного человека. Вместо того, чтобы стать более разрозненной, она становится более однородной. В связи с увеличением размера аудитории у ведущего возникает дополнительная проблема: чем больше аудитория, тем меньше она реагирует на то, что презентуется, и тем больше на человека, который все это презентует».
В БОЛЬШОЙ АУДИТОРИИ
• На идеи реагируют не личности, а группа.
• Действуют групповые стандарты поведения.
• Публично определяются угрозы для группы.
• Провозглашается совместное решение идти вперед к залитым солнцем вершинам.
• Бурно приветствуются те, кто нас туда поведет.
Автор подчеркивает, что с людьми в большой аудитории происходят две важные вещи, которых трудно добиться при других обстоятельствах:
— они объединяются и солидаризируются;
— они единодушно принимают и одобряют чье-то лидерство.
Когда одну французскую певицу спросили, как она реагирует на театр, полный людей, которые пришли послушать ее, она ответила:
«Я стараюсь превратить их всех в одного человека, затем стараюсь заставить его полюбить меня. Если мне это неудается, я ухожу домой».
Следует иметь в виду, что большая аудитория не предназначена для дискуссионного обсуждения вопросов, в ней трудно использовать аргументы, уместные и понятые для всех присутствующих. Здесь очень важны ораторские способности презентатора, его умение управлять слушателями и воздействовать на них.
Большое внимание необходимо уделить подготовке презентационной речи. Заметим, что количество выступающих на презентации определяется сценарием, диктуется обстоятельствами и целесообразностью.
Рассмотрим, какие же структурные элементы, как правило, содержит выступление на публичной презентации.
Пример.
В качестве примера используем текст речи, опубликованный в книге Е. Н. Зарецкой «Логика речи для менеджера».
Презентатор обратился к присутствующим со следующими словами:
«Уважаемые дамы и господа!
Сегодня мы собрали вас для того, чтобы представить проект, над которым компания EuropaInternationalактивно работала два последних года. С большой долей уверенности мы можем заявить, что этот проект в скором времени станет главным маяком в необъятных просторах рынка безналичных платежей.
Итак, мы представляем вашему вниманию принципиально новую чип-карту Glip, которая отвечает интересам современного человека. Хотелось бы обратить внимание на то, что поведение потребителя, в том числе и потребителя банковских услуг, меняется на глазах. Современный потребитель все больше ценит комфорт и безопасность. И, конечно, готов за это платить».
Как видим, оратор сразу же представляет компанию, осуществляющую проект разработки и реализации чип-карты. Он говорит о солидности предлагаемого проекта, глобальности его охвата, характеризует рынок сбыта и современного потребителя.
Значительная часть речи посвящена характеристике чип-карты Glip. Презентатор подчеркивает, что это действительно революционный продукт, который в скором времени займет главенствующее положение на рынке. Он описывает следующие качества карточки: во-первых, она многофункциональна (может работать как международная платежная карта, как специальный платежный инструмент, например, на автозаправках, как медицинский и страховой полис, как пропуск на работу или ключ от дома и т; д.); во-вторых, удобна и проста в использовании (ее можно загрузить с банкомата, по телефону или через компьютер, наличными, с другой карты или с банковского счета, а перезагрузить прямо в торговой точке); в-третьих, она гораздо более безопасна, чем карточка с магнитной полосой (микросхема содержит уникальную и не подлежащую изменению формулу); в-четвертых, обладает широкими возможностями развития (с помощью карточки предполагается совершать покупки по телефону, через телевизор или компьютерные сети в любой стране мира).
Конечно, у Glip есть свои недостатки, и оратор не скрывает их, говорит о них открыто, объясняет, с чем они связаны, каковы перспективы их преодоления, и подчеркивает, что достоинства системы почти полностью компенсируют ее недостатки. «По всей видимости, — говорит оратор, — Glip, будучи действительно передовой технологией, в ближайшее время вытеснит с рынка все существующие платежные системы. Это касается России, несмотря на тот дождь пластиковых карт, который обрушился на российский рынок в последнее время».
Закончил он свое выступление так: «Я полагаю, что данная информация оказалась для вас полезной и интересной. Наши эксперты готовы ответить на ваши вопросы, а некоторое время спустя мы представим оборудование, с помощью которого и будет функционировать вся система.
Смотрите, испытывайте, спрашивайте, анализируйте. Надеюсь, что уже в скором будущем мы станем с вами партнерами по продвижению на рынке абсолютно новой и перспективной системы безналичных платежей Glip компании Europa International» .
Таким образом, для публичной презентации характерны, прежде всего, строгая регламентированность процедуры ее проведения (порядок выступлений, распределение ролей, согласование тематической направленности речей, ответы на вопросы и т. п.) и четкое структурирование презентационных речей. При демонстрации предмета презентации особенно важно обратить внимание на такие параметры: актуальность решаемой задачи, новизна и оригинальность решения, перспективы развития, коммерческая эффективность, готовность общества к восприятию данного проекта.
Особое значение при проведении презентации в большой аудитории имеет квалификация ведущего или ведущих, так как именно от того понравится аудитории презентация или нет, очень часто зависит окончательное решение. Э.Джей отмечает по этому поводу:
«Может показаться нелепым предположение, что важные решения впоследствии могут зависеть от того, понравился кто-то аудитории или нет — и конечно, люди никогда не согласятся с этим, — но очень часто именно это и является решающим фактором. Речь идет не о первостепенных решениях — дело не в том, нужны ли компании самолеты, дело в том, чьи самолеты она купит. Обсуждение будет касаться вопросов их ремонта и дальности полета, потребления горючего, привлекательности для пассажиров и финансовых условий, и стоимости, и если один самолет явно превосходит своих соперников, то, конечно, выбор остановят именно на нем.
Но обычно все бывает не так уж ясно, и тогда над разумом начинают брать верх иррациональные доводы, чувства главенствуют над аргументами, эмоции побеждают логику. Люди все еще говорят об объективных критериях — стоимости, потреблении и ремонте, но теперь ими пользуются не для того, чтобы сделать разумное заключение, а чтобы подкрепить иррациональные выводы.
Вплоть до презентации объединяющей основой между сторонами должны быть знание бизнеса, опыт, и т. д.: презентация часто добавляет слушателям дополнительные составляющие для принятия решения — общее чувство относительно людей, которые стараются убедить их. Люди будут и до этого иметь какие-то личные чувства и мнения, но именно презентация даст возможность поделиться ими. Чем больше людей из авиакомпании будет на презентации, тем сильнее будет это чувство (на благо или во вред). Это будет что-то вроде общего мнения.
Это оказывается гораздо более важным фактором, чем хотелось бы признавать, и во многом он основан на впечатлении, которое несколько человек производят на других нескольких человек в процессе презентации».