Стоило сказать сыну: «Перед сном убирай игрушки», и он начал каждый вечер исправно складывать их в коробку? Да это настоящее чудо! Чаще бывает совсем не так: приходится много раз говорить одно и то же на все лады. Есть несколько причин, почему дети нас не понимают, и семь способов говорить так, чтобы они прислушались к нам.
Мы публикуем советы из книги детских психологов, мамы и дочери Заряны и Нины Некрасовых «Без опасности: от рождения до школы».
Причины непонимания
Дети считают себя бессмертными существами (что само по себе неплохо), и ни одному ребенку как-то не верится, что именно с ним может произойти несчастье. Отсюда — тот самый налет легкомысленности или пофигизма, на который мы так часто натыкаемся, особенно когда беседуем с подростками.
Дети вообще устроены иначе, чем взрослые. И из-за этой «инаковости» они действительно часто не понимают нас. Или понимают, но совсем не так, и видят совсем не то, что мы имели в виду. Бывало, скажешь дочке или сыну: «Убери в своей комнате», ребенок трудится, убирает и вроде старается, а в результате вы обнаруживаете все тот же хлам и мусор, только переставленные в другом порядке. С вашей точки зрения, это безобразие. С детской — полный порядок, потому что ценные (красивые!) и нужные вещи глупо засовывать куда подальше.
То же самое происходит, когда мы о чем-то предупреждаем, или о чем-то просим, или в чем-то пытаемся убедить детей. Детское мышление конкретно и практично. До высоких абстрактных истин оно дорастает к средним, а чаще — к старшим классам. Потому общие рассуждения, как правило, не задевают их. А нотации и назидания вообще вызывают зевоту.
Кстати, о поддакивании. Родителей это раздражает: кивает детка головой, соглашается, вроде все понял, а потом выясняется, что не понял ни-че-го. Но обижаться не стоит. Думается, что умные дети поддакивают нам из самых гуманных соображений:родители стараются — и так не хочется их огорчать.
Что же делать? Говорите с детьми на их языке, и они прекрасно поймут, от чего вы хотите их предостеречь.
1. Объясняйте наглядно и образно
Чтобы ребенок как следует запомнил что-либо, ему мало услышать. Он должен:
* увидеть
* ощутить
* воспринять через органы чувств и эмоционально (к слову сказать, наше подсознание работает так же, как для него родной язык — образы и чувства)
Итак, хотите, чтобы ребенок вас понял, по-настоящему понял, — создайте образ и задействуйте его органы чувств. Образ полезнее, чем долгие речи и слова, не только для маленьких детей, но и для подросших. Он прямым ходом идет в подсознание, а что туда попало — никогда не пропадет.
2. Играйте
Игра — лучший способ донести до ребенка нужные сведения. Причем так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда.
Пока ребенок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так —неназойливо, в игровой форме. Впрочем, и дети постарше усваивают важные понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи» объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать.
Когда играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.
3. Рассказывайте сказки
Один из лучших способов что-то донести до ребенка — рассказать сказки, где в такие ситуации попадают милые персонажи, которых ребенок, может быть, несознательно соотносит с собой.
4. Уроки между делом
Вспомните ненавистный предмет перед экзаменом и то, как быстро и благополучно вы его забыли, как только сдали. Тут то же самое. То, что надоело и из-под палки, — усваивается с трудом. Виноват тот самый внутренний протест!
Уроки безопасности тоже лучше всего проводить:
* неназойливо
* вызывая любопытство и желание узнать
* интересно — чем интереснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично»
Главный принцип обучения — учить так, чтоб ребенок захотел учиться.
Посадить ребенка и прочитать ему лекцию — это возможно. Невозможно заставить его слушать это целый час. Если вы начали говорить, говорить, говорить и видите, что глаза он поднял к потолку, рукой подпер голову, голову склонил вбок, шевелит губами, дергает ногой или что-то рисует, — можете быть уверены, он уже давно не в этой комнате, не с вами.
Лекции можно читать, если вы:
— хороший оратор и обладаете даром убеждения
— чувствуете неутихающий интерес ребенка
Лекция даже взрослыми усваивается и откладывается в долгую память процентов на пять. Так что говорите четко, кратко и образно.
5. Покажите, как надо делать правильно
Если вы хотите дать ребенку расти и развиваться, вам придется научиться противостоять общественному мнению. Трафаретам, привычкам, правилам давней давности, мнению каких-то прохожих, которым до всего есть дело.
Легче согласиться с воплями из подворотни, а лучше — думать своей головой. Но думать придется или заранее, или о последствиях. Кстати, и ребенку тоже не помешает учиться сначала думать, а потом делать (лазить, прыгать, бегать, скакать…).
6. Коварное «нет»
О коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не…» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!
Любой запрет наша психика встречает в штыки. И чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу — не буду».
Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они — народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов, у него «бананы в ушах». Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…».
С риторическими вопросами происходит почему-то то же самое: и детей, и даже ваше подсознание они скорее раздражают, потому что на них не требуется ответа. Особенно злятся подростки, когда из-под вашего вопроса выглядывает что-то ехидное и запретительное типа «Я тебе русским языком говорю: до каких пор… ?!».
Что из этого следует?
* Старайтесь строить фразы так, чтоб обойтись без «не», «нет» и «нельзя»
* Избегайте риторических вопросов (особенно когда у вас плохое настроение)
* Будьте осторожно-тактичны со слегка ироничными намеками, это очень часто выглядит как вариант этакого изощренного подкалывания и тоже сердит, особенно подростков (они и так не уверены в себе)
* А если вам все-таки приходится говорить «нет», подсластите пилюлю
* Итак, ваша речь должна быть положительна и конкретна, добра, но не иронична
7. Повторяйте по-разному
Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в память долговременную, то есть запомнится надолго.
Информация переходит в долговременную память:
— когда информация яркая, эмоциональная
— когда человек повторяет ее, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: мне пригодится, это важно, помни!
В идеале должно быть так: освоил новый материал, затем — повторять: через три дня, через неделю — через месяц. И повторение должно проходить разными способами: так интереснее и запоминательнее! Об одном и том же — по-разному.
Последовательно, постепенно углубляя и возвращаясь к пройденному, надо говорить и о простых и о более сложных вещах. Ребенок растет, но правила не меняются. Они лишь дополняются и расширяются, появятся новые подпункты, новые повороты, но суть одна.
Содержание
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
будущ. | прош. | повелит. | |
---|---|---|---|
Я | доведу́ | довёл довела́ |
— |
Ты | доведёшь | довёл довела́ |
доведи́ |
Он Она Оно |
доведёт | довёл довела́ довело́ |
— |
Мы | доведём | довели́ | — |
Вы | доведёте | довели́ | доведи́те |
Они | доведу́т | довели́ | — |
Пр. действ. прош. | дове́дший | ||
Деепр. прош. | доведя́ | ||
Пр. страд. прош. | доведённый |
до-ве-сти́
Глагол, совершенный вид, переходный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 7b/b. Соответствующий глагол несовершенного вида — доводить.
Приставка: до-; корень: -вес-; глагольное окончание: -ти .
Произношение
- МФА:
(файл)
омофоны: довезти
Семантические свойства
Значение
Общее прототипическое значение — своими действиями привести кого-либо или что-либо в некое место или состояние.
- ведя, доставить куда-либо ◆ довести ребенка до школы
- проложить до какого-либо места, предела ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- с до + род. п. своими действиями, поведением вызвать определённое состояние ◆ доведение до самоубийства
- с до + род. п. изменяя количественную характеристику, сделать ее равной определённой величине ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- разг. затянуть выполнение чего-либо до предела, исчерпав запас времени ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- сообщить, передать информацию ◆ доводить до сведения сотрудников
- разг. рассердить, вызвать раздражение ◆ довести до белого каления
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: доведение, довод, доводчик
- глаголы: доводить, доводиться; вести, водить
Этимология
Образовано из до- + вести, далее от праслав. *vedti, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. ведѫ, вести (греч. ἄγω, ὑπάγω), aop. привѣсъ (из *вѣдсъ), русск., укр. веду́, вести́, болг. веда́, словенск. vesti, чешск. vedu, vést, словацк. vediem, viesť, польск. wieść, в.-луж. wjesć. Родственно лит. vedù, vedžiau, vèsti, латышск. vedu, vest «вести, жениться» (ср. др.-русск. вести жену «жениться»), др.-прусск. weddē (ср. основу прош. вр. ст.-слав. ведѣаше), лит. vẽdė, латышск. диалект. vede, др.-инд. vadhū́ṣ ж. «невеста, (молодая) жена», авест. vađu- — то же, ирл. fedim «веду, несу», авест. vāđayeiti «ведёт, приводит», возм., также алб. vjeth «краду, ворую» (аор. vodha). Отсюда же водить, обод, а также др.-русск. водимая «жена, супруга», русск. повод, воевода; ср.: лит. vadà «повод, причина», jaut-vadá «повод, за который ведут вола». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- довести до белого каления
- довести до ручки
- довести до ума
Перевод
доставить
- Французскийfr: amener, déclencher, faire apparaitre
вызвать состояние
- Французскийfr: provoquer, apporter
изменить до определенного уровня
- Французскийfr: mener à, enclencher, rapporter
сообщить
- Французскийfr: ]
раздражить
Анаграммы
- седовит
Библиография
- Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
- Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
- Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Если вы запутались в том, как писать «донести» или «довести», то толковые и орфографические словари помогут увидеть разницу между этими лексемами. Разберемся вместе.
>Как правильно пишется
Рассматриваемые глаголы соответствуют орфографической норме, но имеют разные значения – донести, довести.