Содержание

Положение о ревизионной комиссии (ревизоре) общественной организации

УТВЕРЖДЕНО

Правлением
Общественной организации
Протокол N ______________
от «__»__________ ____ г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Ревизионная комиссия (ревизор) является органом контроля Общественной организации «_______________» (далее по тексту — Организация) и осуществляет функцию контроля над финансово-хозяйственной деятельностью Организации в целом, ее филиалов и представительств (обособленных структурных подразделений).

1.2. Ревизионная комиссия (ревизор) в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, действует на основании Устава Организации и настоящего Положения, утвержденного общим собранием участников Организации.

2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ (РЕВИЗОРА)

2.1. Основной задачей Ревизионной комиссии (ревизора) является контроль за уставной и финансово-хозяйственной деятельностью Организации в целом, ее филиалов и представительств.

2.2. Функциями Ревизионной комиссии (ревизора) являются:

— контроль за уставной деятельностью Организации;

— контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Организации.

2.3. При выполнении своих функций Ревизионная комиссия (ревизор) вправе:

— проверять финансовую документацию Организации, ее филиалов и представительств;

— знакомиться с протоколами заседаний руководящих органов Организации;

— вносить вопросы в повестку дня общего собрания членов Организации;

— получать от органов управления и должностных лиц Организации документы, необходимые для ее работы, материалы, изучение которых соответствует функциям и полномочиям Ревизионной комиссии (ревизора);

— получать разъяснения от работников и должностных лиц Организации по вопросам, находящимся в компетенции Ревизионной комиссии (ревизора).

3. СОСТАВ И ВЫБОРЫ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ (РЕВИЗОРА)

3.1. Ревизионная комиссия (ревизор) избирается путем открытого голосования на Конференции (Съезде) членов Организации, проводимой в соответствии с Уставом Организации, сроком на _____ (__________) лет.

3.2. Численность Ревизионной комиссии определяется путем открытого голосования, однако не может быть менее _____ (__________) человек.

3.3. Избранным в Ревизионную комиссию может быть любое физическое лицо с неограниченной дееспособностью.

3.4. На первом заседании Ревизионная комиссия путем открытого голосования избирает из своего состава председателя и секретаря.

3.5. Председатель Ревизионной комиссии осуществляет руководство работой комиссии, распределяет между членами Ревизионной комиссии обязанности по контролю за различными участками деятельности, созывает заседания для рассмотрения и утверждения плана работы, обсуждения порядка проведения ревизий и их результатов.

3.6. Секретарь Ревизионной комиссии оформляет акты ревизий, ведет протоколы заседаний, исполняет обязанности председателя в его отсутствие.

3.7. Члены Ревизионной комиссии (ревизор) обязаны:

— лично участвовать в проведении проверок уставной и финансово-хозяйственной деятельности руководящих выборных и исполнительных органов Организации;

— соблюдать режим конфиденциальности получаемых сведений и не допускать несанкционированного разглашения информации, ставшей известной в процессе проведения ревизий и проверок.

3.8. Заседания Ревизионной комиссии созываются перед проведением ревизий и проверок, а также после их проведения.

3.9. В ходе заседания, проводимого по итогам ревизии или проверки, члены Ревизионной комиссии:

— подводят итоги проведенного мероприятия;

— делают выводы и готовят предложения для рассмотрения руководящими органами и структурными подразделениями Организации;

— утверждают заключения Ревизионной комиссии по итогам проведенного мероприятия;

— решают иные вопросы.

3.10. Ревизионная комиссия вправе принимать решения при наличии более половины ее членов. Голосование по вопросам повестки дня заседания Ревизионной комиссии принимается большинством голосов ее членов. Каждый член Ревизионной комиссии обладает одним голосом. В случае равенства голосов голос председателя Ревизионной комиссии является решающим.

3.11. Протокол оформляется не позднее чем через _____ (__________) дней со дня проведения заседания Ревизионной комиссии. Протокол заседания составляется в двух экземплярах, подписывается председателем и секретарем Ревизионной комиссии.

3.12. В протоколе заседания указываются:

— место и время его проведения;

— лица, присутствующие на заседании;

— лица, заявившие особое мнение по принимаемым решениям;

— повестка дня заседания;

— вопросы, поставленные на голосование, итоги голосования по ним;

— принятые решения.

3.13. Члены Ревизионной комиссии несут ответственность перед Организацией за ущерб, причиненный ей в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, определенных Уставом Организации и настоящим Положением, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну Организации, в соответствии с законодательством.

3.14. При обнаружении фактов недобросовестной работы Ревизионной комиссии (ревизора) Конференция (Съезд) членов Организации вправе переизбрать отдельных членов или весь состав Ревизионной комиссии (ревизора) до истечения срока их полномочий.

3.15. По решению Съезда (Конференции) членам Ревизионной комиссии (ревизору) Организации в период исполнения ими (им) своих обязанностей (не) выплачивается вознаграждение и (или) компенсируются расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением Съезда (Конференции) Организации.

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК И РЕВИЗИЙ

4.1. Плановая проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Организации осуществляется по итогам деятельности Организации за год.

4.2. Акт плановой проверки (ревизии) должен быть представлен Организации не позднее чем за _____ (__________) рабочих дней до проведения очередного (годового) заседания Правления Организации.

4.3. Внеплановая проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности Организации осуществляется в любое время по:

— инициативе самой Ревизионной комиссии (ревизора) Организации;

— требованию членов Правления Организации;

— требованию Президента Организации;

— требованию аудитора Организации.

4.4. По итогам ревизии составляется и утверждается Правлением Организации акт, в котором отражаются:

— подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах Организации;

— информация о фактах выявленных нарушений установленного правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета, а также иных нарушений правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

4.5. Инициаторы проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности Организация вправе в любой момент до принятия Ревизионной комиссией (ревизором) решения о проведении проверки (ревизии) отозвать свое требование, письменно уведомив Ревизионную комиссию (ревизора).

4.6. В актах Ревизионной комиссии (ревизора) по результатам проверок (ревизии) указываются:

— место и время проведения проверки (ревизии);

— члены Ревизионной комиссии, принимающие участие в проведении проверки (ревизии);

— основания проведения проверки (ревизии);

— описание обнаруженных нарушений законодательства, нормативных правовых актов, требований Устава и внутренних документов Организации;

— указание на лиц, допустивших нарушения законодательства, нормативных правовых актов, требований Устава и внутренних документов Организации;

— ссылки на нормы законодательства, нормативных правовых актов, Устава и внутренних документов Организации, нарушение которых выявлено в ходе проверки (ревизии).

4.7. По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации за год составляется отчет, в котором содержатся:

— подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах Организации;

— информация о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, установленных действующим законодательством Российской Федерации, и иных нарушениях, выявленных в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации.

4.8. Ревизионная комиссия (ревизор) представляет отчет по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации Правлению Организации не позднее чем за _____ (__________) дней до проведения его заседания.

4.9. Отчет Ревизионной комиссии (ревизора) утверждается Правлением Организации простым большинством голосов.

4.10. По требованию Ревизионной комиссии (ревизора) Организации лица, занимающие должности в органах управления Организации, и работники Организации обязаны представить все необходимые документы и требуемую информацию о деятельности Организации.

4.11. Ревизионная комиссия (ревизор) обязана требовать созыва внеочередного общего собрания участников Организации, если при осуществлении своих полномочий Ревизионная комиссия (ревизор) установила или подозревает наличие угрозы интересам Организации.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся и утверждаются решением Правления Организации.

5.2. Любые изменения и дополнения к настоящему Положению вступают в силу с момента их утверждения Правлением Организации.

5.3. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения его Правлением Организации и действует до принятия Правлением Организации иного положения, регламентирующего деятельность Ревизионной комиссии (ревизора).

Внутренний контроль за деятельностью общественных объединений и органы его осуществляющие

Необходимость внутреннего контроля за деятельностью общественных объединений обусловлена заинтересованностью создавших её граждан (физических лиц) и юридических лиц — общественных объединений в достижении целей, ради которых создано общественное объединение.

Система внутреннего контроля общественного объединения это процесс оценки результативности и эффективности проводимых мероприятий, на соответствие их законодательству Российской Федерации и решениям высших и руководящих органов.

Особенность внутреннего контроля заключается в том, что даже в случае обнаружения в деятельности общественного объединения нарушений, к нему не применяются санкции, возможно лишь наложение взыскания на конкретное должностное лицо организации. Это связано с тем, что проверка проводится силами самой организации и её результаты используются, прежде всего, внутри организации.

Наличие контрольно-ревизионного органа является одним из обязательных условий существования общественного объединения. Он формируется при создании организации. В зависимости от масштабов и территории деятельности организации, контрольный орган может быть или коллегиальным (Контрольная комиссия, Контрольно-ревизионная комиссия, Ревизионная комиссия), или единоличным Контролер-ревизор, Ревизор). При наличии коллегиального органа из его членов избирается Председатель, который организует деятельность комиссии, решения принимаются всеми её членами. При наличии единоличного органа, деятельность осуществляется им самим и решения он принимает самостоятельно.

Согласно статье 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать контрольно-ревизионный орган. В уставе также должны быть закреплены: порядок формирования ревизионного органа, срок на который он избирается, основные полномочия и периодичность проведения проверок ревизионным органом, а также порядок отчетности перед высшим органом.

Еще одной особенностью внутреннего контроля общественного объединения является тот факт, что законодательно к членам контрольно-ревизионного органа не закреплено требование в части наличия специального образования (подготовки), то есть любой совершеннолетний член организации может быть избран в состав контрольно – ревизионного органа.

Контрольно ревизионный орган осуществляет:

  • контроль за соблюдением членами общественного объединения устава и решений высшего руководящего и выборного (постоянно — действующего исполнительного) органов;
  • проверку исполнения бюджета общественного объединения;
  • проверку правильности, полноты и своевременности уплаты вступительных и членских взносов;
  • проверку финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • контроль за деятельностью выборного органа на предмет соответствия его деятельности уставу общественного объединения и законодательству Российской Федерации (в том числе контроль за соблюдением сроков полномочий выборных органов, периодичностью проведения их заседаний, за правильностью оформления документов);
  • и другие контрольные функции.

Для осуществления своих полномочий Ревизор (Контрольно – ревизионная комиссия) имеет право знакомиться со всей документацией общественного объединения.

Периодичность проведения проверок определяется уставом. Как правило, один раз в год, перед очередным собранием высшего органа, а также в случае необходимости. Проведение проверок является не только правом контрольно-ревизионного органа, но и его обязанностью. Деятельность контрольно — ревизионного органа подотчетна высшему органу общественного объединения.

Такая периодичность проведения проверок и порядок деятельности контрольно — ревизионного органа обеспечивают реализацию права членов общественного объединения знать о результатах деятельности органов организации и исполнении решений высшего органа, принятых для достижения целей, ради которых и создавалось общественное объединение.

6.4. Общественная защита прав потребителей. Полномочия общественных организаций потребителей

Общественная защита прав потребителей осуществляется общественными объединениями потребителей, которые создаются по территориальному признаку (районные, городские, областные и т. д.), а также с учетом конкретного интереса группы потребителей.

Общественные объединения потребителей осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно настоящему Закону право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

В статье 5 ФЗ «Об общественных объединениях» дано понятие, что же такое общественное объединение. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В соответствии с вышеуказанным Законом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что деятельность общественных объединений потребителей основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Они свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Деятельность общественных объединений потребителей гласная, а информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Согласно ст. 52 ГК РФ общественное объединение потребителей (их ассоциации, союзы) функционирует на основании устава, утверждаемого на съезде (конференции) или общим собранием членов объединения. Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения (ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»).

В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

4) распространять информацию о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав, результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

5) вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством РФ о техническом регулировании обязательным требованиям;

6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам РФ; 8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Кроме того, в соответствии со ст. 27 ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения имеют право:

1) свободно распространять информацию о своей деятельности;

2) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами;

3) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

4) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

5) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

6) осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

7) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

8) участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством РФ.

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 ФЗ «Об общественных объединениях», предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т. е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм потребительского законодательства, устанавливающих эти права.

Таким образом, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенными мерами являются разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.

В государственном докладе по защите прав потребителей было отмечено, что в настоящее время в РФ действуют более 600 общественных объединений местного, регионального и межрегионального уровней. На международном и национальном уровнях общественные объединения России представлены соответственно Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП), Союзом потребителей Российской Федерации (СП РФ), Всероссийской лигой защитников потребителей (ВЛЗП).

Государственным докладом о защите прав потребителей специально обращено внимание на следующие организации по защите прав потребителей.

Деятельность конфедерации обществ потребителей, объединяющей общественное движение России и ряда стран – членов СНГ, сконцентрирована на законотворческой работе, проведении ряда специальных исследований, дальнейшем развитии потребительского образования, в том числе и на уровне СНГ.

Так, конфедерация обществ потребителей совместно с Институтом национального проекта «Общественный договор» выступила инициатором разработки пакета законопроектов, направленных на снятие административных барьеров в экономике. Разработаны проекты Федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц», «О стандартизации и подтверждении соответствия», «Об основах государственного контроля (надзора) на рынке товаров, работ и услуг», «Об организациях саморегулирования», новая редакция Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», поправки к Закону РФ «О защите прав потребителей».

Союз потребителей РФ – наиболее крупное национальное общественное объединение потребителей национального уровня – включает более ста региональных обществ. Деятельность Союза потребителей РФ направлена как на представительство интересов потребителей в различных органах федерального уровня, так и на проверки соблюдения прав потребителей, судебную защиту, проведение независимой экспертизы качества товаров. Одна из основных задач Союза – участие в выработке решений, затрагивающих права и интересы потребителей и оппонирование властям по решениям, эти права и интересы ущемляющим.

Всероссийская лига защитников потребителей в отличие от конфедерации обществ потребителей и Союза потребителей РФ объединяет профессионалов в области защиты прав потребителей, что и определяет специфику работы этой организации. В качестве наиболее важных направлений определены просвещение и информирование потребителей, тестирование товаров, независимая потребительская экспертиза, анализ нормативной базы, касающейся прав потребителей.

Всероссийская лига защитников потребителей имеет около пятидесяти региональных отделений, на правах национальной организации входит в Координационный Совет конфедерации обществ потребителей, является его членом. Кроме того, Лига представляет интересы потребителей в ФЭК, Ассоциации потребителей электроэнергии, Межведомственном совете по защите прав потребителей, Общественном совете по рекламе.

Лига разработала систему организации защиты прав потребителей в регионе. Одновременно с разработкой системы началось ее частичное внедрение в регионах. В развитие системы организации защиты прав потребителей Лига разработала Программу регионального потребительского сравнительного тестирования товаров, работ, услуг (РПСТ), которая подразумевает независимую экспертизу и испытания качества и безопасности ряда образцов товаров, работ, услуг. Уделяя большое внимание вопросам потребительского образования, Всероссийская лига защитников потребителей разработала программу школьного потребительского образования, которая включает обучение потребительским знаниям в течение всего срока пребывания в общеобразовательной школе.

Особое место в реализации потребительской политики занимает некоммерческая благотворительная организация – Национальный фонд защиты потребителей. При поддержке девяти федеральных органов исполнительной власти, ряда научных центров и десятков крупных хозяйствующих субъектов фонд последовательно осуществляет выполнение целевых программ и проектов по организации системы независимой экспертизы качества товаров, работ, услуг, объединению интеллектуального и финансового потенциала структур всех форм собственности для защиты потребительского рынка от фальсифицированной и некачественной продукции, формированию нового типа поведения потребителей в России.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1″О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется , а также на сайте , где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Консультации по защите прав потребителей

Если Вам нужна помощь по защите прав потребителей или противодействию незаконным действиям со стороны общественных организаций с использованием прав потребителей по отношению к Вашей организации, мы можем помочь Вам. Стоимость услуг зависит от количества затраченного времени и квалификации сотрудников, проводившего консультацию и определяется, исходя из действующих часовых ставок:

Должность Часовая ставка
Партнер 9 000 рублей/час
Старший юрист/руководитель проекта 6 000 рублей/час
Юрист 4 500 рублей/час
Младший юрист 3 000 рублей/час
Помощник юриста 2 000 рублей/час

Задать вопрос, обратиться за помощью к специалистам нашей компании Вы можете по телефонам и электронной почте, указанным в разделе Контакты

Другие материалы из раздела «Юридическая консультация»

Тема 1. Предприятие — основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятий

1. Предельно допустимая численность работников малого предприятия в промышленности:

1) до 100 чел

2) до 80 чел

3) до 60 чел

4) до 50 чел

2.Является ли предприятие в условиях рыночной экономики:

Самостоятельным хозяйственным субъектом

Не является самостоятельным хозяйственным субъектом

Правильный ответ: 1

3 Производственная деятельность предприятия заключается в:

Производстве продукции на рынок

Посредничество при внедрении товаров на рынок

Оказание консультационных услуг

Правильный ответ: 1

4.Коммерческая деятельность предприятия заключается в:

Продаже продукции

В организации нового производственного процесса на самом предприятии

Оказания консультационных услуг

Правильный ответ: 1

5. Может ли предприятие считаться несостоятельным, если оно не обеспечивает требование кредитов в течении:

Двух месяцев со дня поступления сроков выполнения

Ста дней со дня наступления сроков выполнения

Правильный ответ: 2

6.Могут ли к предприятию-должнику применятся метод санации (оздоровления) на срок:

Менее 18 месяцев

Более 18 месяцев

Правильный ответ: 1

7.Может ли к предприятию-должнику применяется мера принудительной ликвидации:

Под контролем кредиторов

Без контроля кредиторов

Правильный ответ: 1

8. Имеют ли право при распределении имущества предприятия должника вне очереди удовлетворять следующие расходы:

Выплата вознаграждений арбитражному и конкурсному управляющим

По погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды

Правильный ответ: 1

9.Являются ли привилегированными кредиторами следующие лица:

Граждане, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда их здоровью

Конкурсные кредиторы

Прочие собственники

Правильный ответ: 1

10. К средним предприятиям относятся:

Российское предприятие с числом занятых 550 человек

Российское предприятие с числом занятых 480 человек

Американское предприятие с числом занятых 490 человек

Правильный ответ: 2

11.К крупным предприятиям относятся:

Предприятия с числом занятых 480 человек

Предприятие с числом занятых 510 человек

Правильный ответ: 2

12.Согласно ГК РФ в зависимости от основной цели своей деятельности выделяют … организации

Малые, Средние, крупные

Коммерческие и некоммерческие

Публичные и непубличные

13.Высший орган управления ОАО

Генеральный директор

Председатель совета директоров

Общее собрание акционеров

14. Коммандитисты –

руководящее звено коммандитного товарищества

все члены коммандитного товарищества

вкладчики, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

15.В зависимости от целей деятельности юридические лица делятся на следующие две категории:

коммерческие и некоммерческие организации

частные и государственные

индивидуальные предприниматели и коммерческие организации

16.В каком законодательном документе определены виды основных организационно-правовых форм?

Гражданский кодекс РФ

Налоговый кодекс РФ

Трудовой кодекс РФ.

17. Что из себя представляет акционерное общество?

1. +Это объединение нескольких физических лиц, нескольких предприятий, формирующих свой капитал посредством выпуска и продажи акций.

2. Группа предприятий выполняющих какую-то общую работу.

3. Группа предприятий, производящих одинаковую продукцию.

4. Группа предприятий, делящих прибыль на каждого работника одинаково.

5. Группа предприятий, торгующих ценными бумагами.

18. Что подразумевается под понятием предпринимательство?

1. +Это самостоятельная деятельность людей и их объединений на свой риск и под свою имущественную ответственность.

2. Это группа людей, занимающаяся торговлей своих товаров.

3. Это группа людей, занимающаяся перепродажей товара.

4. Это группа людей, которая занимается благотворительной деятельностью.

5. Это люди, которые уклоняются от уплаты налогов

19. Бизнес это:

1. Это торговая деятельность.

2. +Иниацивная экономическая деятельность, осуществляется за свой счет на свой риск и под свою имущественную ответственность.

3. Это оказание различных платных услуг.

4. Это выполнение различных работ.

5. Это теневой вид деятельности.

20 Предприятие (с правовой точки зрения) — это …

самостоятельный субъект предпринимательской деятельности

имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности

совокупность всех ресурсов, необходимых для производства продукции

Предприятие — основное звено экономики. Организационно-правовые формы предприятий

1 Имеет ли право предприятие:

Самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией

Нанимать и увольнять работников

Отказываться платить налоги в местные, региональные и федеральные органы власти

Правильный ответ: 1, 2

2.Имеет ли право предприятие:

Самостоятельно составлять планы деятельности

Выходить со своей продукцией на мировой рынок

Производить военную продукцию без разрешения властей

Правильный ответ: 1, 2

3 Финансовая деятельность предприятия заключается в:

Взаимодействие с банками

Организации информационного процесса на предприятии

Взаимоотношениях с местным, региональным и федеральным бюджетам

Правильный ответ: 1, 3

4.Консультационная деятельность предприятия заключается в:

Получении консультаций со стороны научных организаций

Получении консультаций со стороны высших учебных заведений

Получении директивных документов от органов федеральной власти

Правильный ответ: 1, 2

5Результатом производственной деятельности предприятия являются:

Рост прибыли

Увеличение цен на продукцию предприятия

Повышение рентабельности производства

Правильный ответ: 1, 3

6.Имеет ли право предприятие выпускать такие ценные бумаги:

Векселя

Акции и облигации

Акции и облигации от имени другого предприятия

Правильный ответ: 1, 2

7. Относится ли к справедливой конкуренции такие действия предприятия, как:

Снижение издержек на выпуск продукции

Производство новой продукции

Использование торговой марки других предприятий

Правильный ответ: 1, 2

8.Относятся ли к несправедливой конкуренции такие действия, как:

Использование торговой марки конкурентов

Распространение ложных сведений

Снижение затрат на выпуск продукции

Повышение качества продукции

Правильный ответ: 1, 2

9. Организационно-правовые формы предприятий это:

Государственное предприятие

Малое предприятие

Общество с ограниченной ответственностью

Совместное предприятие

Акционерное общество открытого типа

Правильный ответ: 2, 3, 5

10.К малым предприятиям относятся?

Российское предприятие с числом занятых 50 человек

Российское предприятие с числом занятых 400 человек

Американское предприятие с числом занятых 250 человек

Правильный ответ: 1, 3

Преимущества крупных предприятий:

Возможность быстрого переналаживания продукции

Наличие научно-технических подразделений в составе предприятия

Легкость получения кредита

Возможность снижать затраты на производство продукции за счет массового производства

Правильный ответ: 2, 3, 4

12.Недостатки крупных предприятий:

Большое загрязнение окружающей среды

Трудности управления из-за размеров предприятия

Слабо развитая социальная сфера

Сложности с переходом на выпуск новой продукции

Правильный ответ: 1, 2, 4

13.Преимущества средних предприятий:

Легкость получения кредита

Более эффективное, по сравнению с крупным предприятием, управление из-за меньших размеров

Быстрее, чем крупные предприятие, переходит на выпуск новой продукции

Правильный ответ: 2, 3

14.Недостатки средних предприятий:

Большое загрязнение окружающей среды

Отсутствуют научно-технические подразделения

Труднее, по сравнению с крупным предприятием, получить кредит в банке

Правильный ответ: 2, 3

15.Преимущества малых предприятий:

Гибкое реагирование на изменения рынка

Эффективное управление из-за малых размеров

Защищенность от контроля со стороны криминальных структур

Возможность легкого получения кредита в банке

Правильный ответ: 1, 2

16.Недостатки малого предприятия:

Неустойчивость в условиях рынка

Возможность контроля со стороны криминальных структур

Отсутствие научно-технических подразделений

Возможность получения кредита в банке

Правильный ответ: 1, 2, 3

Кто проверяет общественные организации?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *