• Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Железовская Г.И. 1 Гудкова Е.Н. 1 Маторин Д.О. 1 1 ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» В статье рассматривается креативное коммуникативное поведение, как совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Фактически оно основано на способности человека быть участником, субъектом процесса, создавая условия для всестороннего проявления и реализации своих возможностей. Основным результатом этого поведения, представляется исследователями проявление творческого подхода, выражающегося в креативном коммуникативном поведении как самого педагога, так и студента. В этом же контексте определены основные его понятия: параметры креативности, методологическая база, направления, современные аспекты описания креативности, модель креативного коммуникативного поведения; обозначаются связи между понятиями интеллекта и креативностью, характеризуется креативная личность. Подведены итоги, обозначающие то, что креативное коммуникативное поведение человека позволяет ему, отказавшись от фиксированных представлений, воспринимать свое актуальное положение в процессе обучения и тем самым создавать условия для всестороннего проявления и реализации своих возможностей. 289 KB креативное коммуникативное поведение креативное образование профессиональная деятельность творческий подход параметры креативности 1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. – М., 1996. – C. 30–42. 2. Голованова А.А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: автореф. дис. … канд. псих. наук. – Казань, 2003. – C. 4–5 3. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – С. 83–93. 4. Железовская Г.И., Абрамова Н.В., Гудкова Е.Н. Коммуникативная система формирования культуры речевого общения // Проблемы современного образования: материалы IV международной научно-практической конференции 10–11 сентября. – 2013. – С. 97–98. 5. Коростылева Л.А. Самореализация. Основные сферы жизнедеятельности: дис. … д-ра психол. наук. – СПб., 2001. 6. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2009. – C. 122–134. 7. Маторин Д.О. Развитие волевых качеств у подростков средствами физической культуры / Д.О. Маторин, Г.И. Железовская // Южный федеральный университет. Педагогический институт. Кафедра управления образованием. Образование. Наука. Инновации: Южное Измерение. – Ростов-на-Дону. – 2014. – № 2(34). – С. 82–92. 8. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1988. – С. 21–25. 9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. – С. 57–60. 10. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования. – Воронеж, 2000. – C. 20–44. 11. Стернин И.А., Ларина Т.В., Стернина М.А. Очерк английского коммуникативного поведения. – Воронеж, 2003. – C. 70–72. 12. Суворов В.В. Интеллект и креативность в постнеклассической науке. Интеллект неискусственный. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – С. 112–120. 13. Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии . – URL: http://voppsy.ru/journals_all/issues/1998/984/984123.htm (дата обращения: 22.01.2014). 14. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. – СПб.: Питер, 2004. – C. 32–35. 15. Guilford Y.P. The nature of human intelligence. – N. Y.: Mc-Graw Hill, 1967. – С. 70–84. 16. Sternberg R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. – 1985. – Р. 5–31. 17. Sternberg R.Y. Inside intelligence // American scientist. – 1986. – Vol. 74, 32. – P. 137–143.

Необходимость подготовки студентов вуза к проявлению креативности объясняется появлением такого феномена, как «креативная экономика». Высшее профессиональное образование должно реализовывать концепцию человеческого капитала, что требует применения творческих подходов к построению образовательного процесса, главный из которых – переход от образования предметно-информационного к профессионально-деловому, от констатирующего – к опережающему и перспективному, от репродуктивного – к креативному.

Креативное образование (и креативная педагогика – его теоретическая основа) – это образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека и закрепление в его профессиональном сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности; мотивирующее самостоятельное осмысление действительности, самопознание собственной индивидуальности, превращение знаний в потенциал мышления и саморазвития.

Состояние готовности студента вуза к проявлению креативности в профессиональной деятельности – это одно из профессионально-личностных новообразований, заключающееся в состоянии личности студента, обеспечивающем умение сохранять творческость, нестандартность, гибкость при выполнении различных видов учебной и профессиональной деятельности .

Подготовка такого студента определяется и системой требований, предъявляемых к образовательному процессу, и сторонам, включенным в него: и в педагогах, и в учащихся приветствуются самостоятельность, инициативность, творческий подход к делу .

Современная система образования должна нацеливать обучающегося не на пассивное накапливание информации и опыта, а сформировывать у него потребность и умение мыслить, причем мыслить самостоятельно и творчески; и особую актуальность приобретает развитие способностей, позволяющих находить оптимальные решения при неопределенности условий и многовариантности ответов.

Проявление творческого подхода как раз и выражается в креативном коммуникативном поведении как самого педагога, так и студента.

Изучению психологических аспектов творческой деятельности и креативности посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей: Дж. Гилфорда, Е. Торренса, К. Роджерса, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Я.А. Пономарева, С.А. Медника, Б.М. Теплова, В.Н. Дружинина, В.С. Юркевича, Д.Б. Богоявленской, М.А. Холодной, Т.А. Барышевой и др.

Впервые понятие креативности (от лат. сreatio – созидание) использовал Д. Симпсон в 1922 году. Он определил её как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Однако, по мнению В.В. Суворова, «креативность лишь недавно (немногим более полувека) приобрела в психологии значение реального феномена, признанного предмета исследования…» .

Термин «креативностъ» заимствован из англоязычной литературы и часто используется как синоним термина «творческое мышление».

Под креативностью в узком смысле традиционно понимается дивергентное мышление, характеризуемое разнонаправленностью (Дж. Гилфорд, Э. Де Боно), готовностью к генерации идей (М.А. Холодная), способностью видеть в ответе новые задачи (Д.Б. Богоявленская), сензитивностью к интуитивным образованиям и мотивационной напряженностью (А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев).

Дж. Гилфорд выделяет четыре основных параметра креативности:

1) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации и необычные ответы;

2) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

3) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации .

Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию идей;

3) способность к продуцированию идей – гибкость;

4) способность нестандартно отвечать на раздражители – оригинальность;

5) способность к усовершенствованию путем добавления деталей;

6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу .

В середине XX в. насчитывалось более 60 определений креативности, среди которых различались гештальтистские (описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего), эстетические или экспрессивные (делающие упор на самовыражении творца), психоаналитические или динамические (описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я), инновационные (ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта), проблемные (определяющие креативность через ряд процессов решения задач) .

Отметим, что право называться основателем психологии творчества как в отечественной, так и в зарубежной науке принадлежит Я.А. Пономареву. Он подготовил концептуальную, методологическую и экспериментальную базу для системного описания основных феноменов творческого процесса. Разработанная Я.А. Пономаревым структурно-уровневая модель организации творческого процесса обосновывает положение о взаимодействии логического и интуитивного начал .

Методологическую базу исследований креативности в отечественной психологической науке составляют, наряду с концепцией Я.А Пономарева, теория творческого мышления A.M. Матюшкина, рассматривающая творчество как продуктивный процесс личностного роста и психологического развития; социально-психологический подход к исследованию креативности В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой, определяющий креативность в качестве способности, требующей актуализации в соответствующей микросоциальной среде. В частности, В.Н. Дружинин связывает развитие креативности со следующим механизмом: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и в результате общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности) .

Исследовательские позиции в области креативности охватывают ряд направлений:

1) подход к изучению продуктов творчества через анализ текстов – «искусствоведческая»;

2) психология искусства и эмпирическая эстетика (В.М. Петров, Г.А. Голицын, М.Н. Георгиев); другая традиция развивает когнитивные представления о креативности и рассматривает в качестве ее важнейших атрибутов оригинальность и функциональность порождаемых идей (Г. Айзенк, К. Мартиндэйл, Дж. Гилфорд);

3) изучение креативных личностей. Прежде всего, это исследование мотивов и личностных черт, а также феномена самоактуализации (Ф. Бэррон, М. Чихуентмихалин, Д. Дамма-Рой, Д. МакКиннон, Ж. Желад, Х. Гоу)

По мнению В.Н. Дружинина, креативности соответствует мотивация самоактуализации и творческая деятельность, интеллекту – мотивация достижения и адаптивное поведение. По мнению Холодной М.А., креативность наряду с конвергентными способностями, обучаемостью и познавательными стилями характеризует особенности функционирования интеллекта .

А.В. Брушлинский связывал интеллект с психической активностью, а креативность – с саморегуляцией .

Также возможно понимание под интеллектом общих интеллектуальных способностей, а под креативностью общих способностей к творческой деятельности.

Интеллект и креативность могут быть связаны посредством различных аспектов интеллектуальной деятельности. Р. Стернберг, автор «теории инвестирования», выделяет три типа интеллектуального поведения: адаптацию, выбор внешней среды и ее преобразование.

В последнем типе отношений реализуется творческое поведение, определяемое следующей совокупностью взаимодействующих между собой факторов: лежащей в основе творческого процесса интеллектуальной способностью, знанием, стилем мышления (когнитивным, познавательным, эпистемологическим), индивидуальными чертами, мотивацией, внешней (творческой) средой. При этом «суммарный» эффект от их взаимодействия не может быть соотнесен с влиянием каждого компонента в отдельности: внутренняя мотивация может частично компенсировать отсутствие творческой среды, а взаимодействие мотивации и интеллекта значительно повышает уровень креативности.

Согласно Р. Стернбергу важнейшими для творчества являются готовность к разумному риску, а также определенным образом сочетающиеся синтетические, аналитические и практические способности интеллекта. Синтетические способности подразумевают оригинальное видение проблемы, преодолевающее границы обыденного сознания, самостоятельность мышления, его независимость от стереотипов и внешнего влияния, толерантность к неопределенности. Выявление идей, достойных дальнейшей разработки, характеризует аналитические способности. Умение преодолевать сопротивление среды, убеждая в ценности выявленных идей, составляет содержание практической способности .

В настоящее время для описания креативности часто используется подход, рассматривающий четыре аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду (социокультурный контекст). При этом к числу наиболее существенных современных тенденций развития психологии творчества следует отнести постепенное вытеснение принципа деятельности принципом взаимодействия (на это указывает множество обстоятельств, в частности, выдвижение на передний план исследований диадического и группового, коллективного творчества), а также объединение когнитивного и личностного аспектов творчества.

Большой вклад в изучение креативного коммуникативного поведения внес И.А. Стернин. Он один из первых предложил уникальную модель описания этого явления. По его мнению, коммуникативное поведение той или иной общности еще не было представлено в систематическом комплексном описании. Это связано, во-первых, с неразработанностью теории и методики такого описания, а, во-вторых, с тем, что до сих пор неясно, представители какой науки должны этим заниматься . Коммуникативное поведение представляется нам синтетической филологической и социально-антропологической наукой будущего. Описание любого языка как культурно-исторического феномена предполагает описание коммуникативного поведения как его составной части. Коммуникативное поведение основано на определённых нормах, среди которых исследователи различают общекультурные, ситуативные и индивидуальные нормы. Таким образом, коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Оно реализуется в устной и письменной речи участников процесса коммуникации, а также в невербальных проявлениях общения и служит средством самореализации.

Концепция самореализации непосредственно связана с развитием гуманистической психологии. Это прослеживается в первую очередь в трудах психологов гуманистического направления (К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу и т.д.).

По мнению А. Маслоу, человек обладает врожденными потребностями, способностями. Здоровое и нормальное развитие состоит в актуализации этой природы, в реализации этих возможностей. А внутренняя природа, как говорит А. Маслоу, «слаба, хрупка, тонка, легко одолевается привычкой, давлением культуры, неправильным к ней отношением. Но… она вряд ли исчезает у здорового человека – а быть может, и у больного. Даже отвергаясь, она продолжает подпольное существование, вечно стремясь к актуализации». А. Маслоу ввел прагматический критерий успешности для оценки степени самоактуализации как внешнего проявления креативных процессов. «Проблема креативности – это проблема креативной личности (а не продуктов креативной деятельности, не креативного поведения и т.п.). Креативная личность – это особая, даже особенная разновидность человека, а не просто человек, приобретший некое новое умение, вроде умения кататься на коньках, и не человек, делающий какие-то вещи, на которые он «способен», но которые не являются его сущностью, не заложены в его природе». А. Маслоу определяет креативность личности как важную характеристику самореализации и самоактуализации личности. А творчество при этом «это универсальная функция человека, которая ведет ко всем функциям самовыражения». Креативность применима к любой сфере в обществе, в том числе и в профессиональной деятельности, поскольку креативная личность реализует свой потенциал, применяет свои способности и таланты . Исследования Л.А. Коростылева доказывают тот факт, что креативность является фактором самореализации личности. Он выделяет креативность и способность к инновациям как умение генерировать новые идеи в сфере профессиональной самореализации .

Таким образом, креативное коммуникативное поведение представляет собой совокупность норм и традиций общения определенной группы людей, основанное на способности человека быть участником, субъектом процесса, отказаться от фиксированных представлений, воспринимая актуальное положение и тем самым создавая условия для всестороннего проявления и реализации своих возможностей.

Рецензенты:

Фирстов В.Е., д.п.н., профессор кафедры компьютерной алгебры и теории чисел, СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов;

Жуковский В.П., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессионального образования, Саратовский областный институт развития образования, г. Саратов.

Работа поступила в редакцию 28.01.2015

Библиографическая ссылка

Железовская Г.И., Гудкова Е.Н., Маторин Д.О. КРЕАТИВНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-1. – С. 135-139;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36632 (дата обращения: 30.05.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.829 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.641 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.741 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.731 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.460 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Креативность и девиации поведения

Идеальная поведенческая норма подразумевает не только «сообразность поведения» (по В.А.Петровскому), но и творческую его направленность — креативность, или плодотворность (по Э.Фромму). Гармония не может основываться лишь на «критерии выживаемости» — способности человека быть адаптивным. Она не может даже базироваться на критерии «удовлетворенности собой приспособившимся». Идеальной поведенческой нормой следует признать сочетание гармоничной нормы с креативностью индивида. Одной из форм такого поведения признается поисковая активность, направленная на удовлетворение потребности в новой информации, в новых переживаниях, расширении своего опыта (В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский). Обыватель не склонен к поисковой активности, не склонен и не ищет знаний, ощущений и переживаний. Девиант, напротив, излишне любознателен, крайне нестабилен и в высшей степени склонен к риску и существованию в неопределенности.

Парадокс заключается в том, что девиантное и креативное поведение могут носить сходные черты. Отличие заключается в том, что для подлинного творчества (идеальной нормы) удовольствие составляет сам процесс поиска, а отрицательный результат только усугубляет знание о предмете и сигнализирует о том, что направление поиска должно быть изменено, в то время как для девиантной разновидности поисковой активности основной целью является результат — удовольствие.

Креативное мышление, характерное для идеального поведения, имеет свои особенности. Во-первых, оно пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два. Во-вторых, оно подвижно: для творческого человека не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения. И, наконец, оно оригинально, так как порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Ж.Годфруа).

Креативность личности (по Д.Симонтону):
— Сила «Я», связанная с возможностью автономного функционирования и устойчивостью к давлению социального окружения
— Независимость взглядов и неконформность суждений
— Стремление выйти за рамки, «нарушить границы», оригинальность и нестандартность
— Открытость ко всему новому и необычному
— Устойчивость к неопределенным ситуациям
— Конструктивная активность в предметной деятельности
— Чувствительность к красоте в широком смысле слова

Девиант (аддиктивная личность):
— Неконформность, неадаптивность поведения и суждений вследствие скрытого комплекса неполноценности
— «Жажда острых ощущений», необычных переживаний, склонность к риску, эпатажность
— «Жажда острых ощущений», новых запредельных переживаний, необычных и нетривиальных способов достижения удовлетворения
— Хорошая переносимость кризисных ситуаций в сочетании с плохой адаптацией
к обыденным ситуациям
— Высокий уровень поисковой активности в сфере девиантных интересов
— Независимость в недевиантных сферах деятельности, сочетаемая со стремлением обвинять окружающих и с зависимостью в сфере аддикции
— Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими контактами
— Стремление уходить от ответственности
— Стремление говорить неправду
— Тревожность

46 способов, как развить творческие способности

Обычно творчество ассоциируется с художниками, писателями, актёрами. Однако для того, чтобы увеличить продуктивность и прибыльность бизнеса, его владелец просто обязан быть творческой личностью. Прежде всего вы должны осознавать, что собираетесь внести в своё дело творческий подход. Однако в процессе развития вы можете столкнуться с тем, что у вас закончатся идеи.

Существует 46 простых способов, как развить в себе творческие способности:

  1. Подбивайте свои счета без помощи калькулятора.
  2. Добейтесь одинакового владения обеими руками. Заставляйте себя делать письменные заметки, набирать номер телефона, резать мясо недоминирующей рукой.
  3. Прочтите первых десять страниц бульварного романа. Завершите эту историю сами.
  4. Раскладывая на обеденный стол салфетки, сворачивайте их в причудливые формы.
  5. Сидя в транспорте, замечайте номерные знаки соседних автомобилей, без бумажки суммируйте Цифры, результат возводите в квадрат, а потом делите на семь.
  6. Смотрите телевизор с выключенным звуком и пытайтесь понять, что происходит на экране. Сочините свою историю.
  7. Направляясь в магазин за покупками, не делайте список требуемого.
  8. В следующий раз, когда сядете играть в бридж или покер, следите за сданными картами, не перекладывая свои по мастям.
  9. Вырежьте из журналов несколько фотографий: рисунки отдельно, подписи к ним отдельно. Перемешайте всё и распределите подписи к карикатурам наугад. Получилось что-нибудь интересное? Не наталкивает на мысли о новой подписи или новой карикатуре?
  10. Делайте перечни подпроблем, на которые можно разделить сложные проблемы.
  11. Каждый день открывайте наугад словарь и прочитывайте страницу целиком, с примерами.
  12. В следующий раз, когда доведется попасть в незнакомый город, не берите с собой карту. Читайте дорожные знаки и указатели. Попробуйте определить, у какого местного жителя можно спросить дорогу.
  13. Придумайте новое блюдо из остатков, которые можно собрать в холодильнике, и припасов, застрявших в укромных уголках кухонных шкафчиков.
  14. Прочитайте что-нибудь из выученного наизусть, но с конца.
  15. Всюду носите с собой карандаш (или ручку) и бумагу. Сидя в метро, в приемной своего врача и т.д., зарисовывайте всё, что видите. Не обязательно работать на персональную выставку в Эрмитаже. Зарисуйте, например, кофейник, поставленный на корешок депозитного чека. Нарисуйте стул на полях журнала. Попробуйте изобразить все его четыре ножки в пространственной перспективе.
  16. В следующий раз, когда сломается какой-то предмет кухонного или садового инвентаря, не торопитесь покупать новый. Почините его или сымпровизируйте какую-нибудь замену.
  17. Удовлетворяйте свое любопытство. Если вы чем-то заинтересуетесь, посмотрите в справочниках, позвоните кому-нибудь, спросите.
  18. Придумайте хотя бы десять способов использования треснутых чашек.
  19. Начните изучать иностранный язык.
  20. Будьте смелы в любом деле. Добавьте, например, макароны в консервированную фасоль.
  21. В каждом четвертом походе в гастроном кладите в свою тележку только те продукты, которых до сих пор не покупали.
  22. Делайте анаграммы из слов, увиденных на дорожных знаках.
  23. Вспомните и перечислите письменно все предметы одежды, которые висят в вашем шкафу в спальне.
  24. Рассмотрите какое-нибудь рекламное объявление в журнале или газете. Подумайте, что бы вы улучшили в его графическом оформлении? Придумайте новый рекламный лозунг для этой продукции. Предложите лучшее се коммерческое название.
  25. По меньшей мере раз в день усиливайте приток крови к мозгу, стоя на руках, свесив голову с края кровати или долго завязывая шнурки в наклоне, не сгибая коленей.
  26. Практикуйтесь в измерениях объема и веса на глаз, когда готовите пищу.
  27. Если ваше домашнее животное незатейливо зовут Тузик, Мурка или Жучка, постарайтесь придумать новое имя, более подходящее ему по характеру. Попробуйте экспериментировать с прилагательными или глаголами. Если осмелитесь, то переименуйте и своих детей.
  28. Перечислите как можно больше слов, оканчивающихся буквами «ция».
  29. Сделайте краткий конспект рассказа из какого-нибудь литературно-художественного журнала.
  30. Приучите себя просматривать содержание и указатели каждой научной, научно-популярной или учебной книги. Примечайте также имя автора.
  31. Наметьте цели и составьте план действий на следующие пять лет в отношении чего-то серьезного: служебной карьеры, воспитания ребенка, выращивания сада или сортировки старья в подвале.
  32. Даже если вам поначалу не понравится, заставьте себя разгадывать кроссворды, анаграммы и прочие головоломки в какой-нибудь газете. Проверяйте свои ответы, они печатаются в этом же или следующем номере газеты.
  33. Разбейте какую-то повседневную процедуру (например, процесс одевания или путь на работу) на составные элементы.
  34. Научитесь играть в игры, требующие разработки стратегии, например, бридж, шахматы, покер на деньги.
  35. Подпевайте включенному радио в машине. Старайтесь петь в унисон. Если не знаете, что это такое, подумайте об уроках музыкальной грамоты.
  36. Когда вы с друзьями отправляетесь в бар выпить, то в перерывах между тостами попытайтесь играть в фамилии. Например: «Если Элла Фицджеральд выйдет замуж за Филиппа Киркорова, то ее фамилия будет…» (а те, кто не умеет играть в эту игру, будут, конечно, завидовать.)
  37. Возвратитесь нынче с работы домой по новому маршруту. Замерьте время. Сравните со временем, которое затрачивали на старом пути.
  38. Каждую вторую ночь ложитесь спать, повернувшись ногами к изголовью кровати.
  39. Сколько различных способов применения вы найдете для зубной щетки? (Например, вылавливать носки из раковины умывальника, щекотать друзей, причесывать кошку. А две зубных щетки можно использовать в качестве китайских палочек для еды.) Оставайтесь без сладкого на ночь, если сможете сказать только: «Для чистки зубов».
  40. Если сможете выдержать, освойте какую-нибудь видеоигру.
  41. Если не можете послушать радиопьесы по радио, то установите яркость экрана своего телевизора на минимум и попытайтесь только по звуку понять, что происходит.
  42. Попробуйте написать текст, в котором каждое новое слово начинается с последующей буквы алфавита (например: «Арбузы Бывают Всякие…»).
  43. Откройте словарь и выберите наугад какое-то слово. Попробуйте придумать с ним каламбур. Или анаграмму. Или ключевую фразу (изюминку) для юмористического рассказа.
  44. Возьмите за правило раз в неделю по десять минут ходить между шкафами со справочной литературой в книжном магазине или библиотеке. Смотрите на эти книги.
  45. Нарисуйте план своего дома. Оцените на глаз размеры всех укромных уголков и закоулков.
  46. Если сможете отыскать какой-нибудь старый учебник латинского языка, пропустите грамматический материал по спряжению глаголов и т. п. и заучите лексику к урокам — ваш русский тоже значительно улучшится. Люди имеют склонность судить о вас по тому, как вы говорите. Если они будут думать, что вы умны, то они и отвечать вам будут, как умному. А вы неизбежно постараетесь подтянуться.

Игры

Первым методом, с помощью которого получится натренировать фантазию с воображением, являются игры. Они отлично подойдут взрослым или детям любого возраста. Большим плюсом таких тренировок станет возможность весело провести время и развить образную память.

Развивать фантазию можно следующими играми:

  1. Применение предметов. Задачей участников является поочередное придумывание новых вариантов применения тех или иных вещей. Важно, чтобы они были необычными, но достаточно логичными. В игре может участвовать от 2 до 10 человек, она хорошо подходит для проведения семейного вечера.
  2. Рисование фигур. Игра начинается с того, что первый участник рисует любую фигуру, а все остальные по очереди дорисовывают к ней различные закорючки, создавая законченное изображение. Продолжать можно до полного заполнения листа, но желательно приводить картину в логический вид.
  3. Вопросы. В игре принимают участие только 2 человека. Лучше всего она подходит для развития детей дошкольного возраста. Родитель должен задавать ребенку неожиданные вопросы. Например, «что, если бы у тебя были деньги» или «как бы ты выбрался из леса». Такие вопросы стимулируют пространственное воображение и логическое мышление.
  4. Воображаемый друг. Практически каждый ребенок придумывал себе воображаемого друга, с которым общался, играл и даже ссорился. Это помогало отвлечься от скуки, а также почувствовать себя более социальным. Такая простая игра отлично подойдет даже для взрослых. Нужно просто воображать несуществующего друга, а потом с ним общаться, советоваться или обсуждать разные события.
  5. Кто, с кем, где, когда. Сутью игры являются вопросы, аналогичные ее названию. Все их нужно поочередно обдумывать каждому участнику. В процессе берется лист, на котором каждый отвечает на свой вопрос, а потом загибает свою надпись. Когда все напишут придуманные слова, нужно вслух зачитать получившееся предложение. Игра может подойти для людей любого возраста.
  6. Кукольный театр. Многие дети очень любят театральные постановки, представленные в игровой форме. Из этого увлечения можно получить большую пользу. Достаточно лишь дать детям возможность лично создавать все сценки. Зрителями в такой игре могут выступать сами родители.
  7. Игры со словами. Очень простая игра, суть которой заключается в составлении разных предложений. От участников требуется придумать необычные предложения, включив в них три изначально заданных слова. После этого все должны зачитать их вслух.

Играть можно каждый день, но такие тренировки следует дополнять другими методами воздействия на фантазию. Чем больше заниматься, тем лучше будет эффект.

Утренняя гимнастика для ума по методу Толстого тоже может оказаться очень эффективной игрой. Ее суть в том, чтобы описать любой предмет так, словно никогда не приходилось его видеть.

Упражнения

Тренировать свою фантазию можно с помощью специальных упражнений. Они, как игры, могут применяться не только для взрослых людей. Заниматься рекомендуется каждый день. При желании тренировку можно проводить несколько раз.

Основные упражнения:

  1. Формирование образов. Нужно взять два любых слова, которые придут в голову. Из них отбрасываются половинки, а оставшиеся соединяются вместе. Для нового слова нужно также придумать внешний вид, описание, назначение и т.д.
  2. Оглаголивание. Во время выполнения упражнения требуется взять два существительных, но одно из них переделать в глагол. Например, «иголить небо». После этого нужно проявить метод визуализации и представить придуманное действие.
  3. Комбинирование образа с действием. Нужно выбрать два любых предмета, а потом поменять их основные действия между собой. К примеру, «очки ходят по носорогу» или «носорог увеличивает очки». Из таких предложений нужно развить необычную историю. Упражнением получится улучшить не только фантазию, но и мышление.
  4. Новые названия. Целью человека станет придумать для привычных предметов новые варианты названий, связанные с их главным способом применения. Например, назвать лопату «землекопалка». Применение такого упражнения для развития воображения может влиять на психологию, что улучшит восприятие мира.
  5. Изобретательство. Простое упражнение, которое будет способствовать развитию фантазии, креативности и интеллекта. Нужно лишь попробовать собрать что-нибудь из подручных вещей. Например, смастерить машину из монеток. Хорошим помощником в таком деле станет конструктор LEGO.

Если регулярно тренироваться, то можно стать очень развитым человеком во всех сферах. Особенно заметным эффект занятий будет в фантазии, воображении, зрительной памяти, мышлении, а также понимании устройства окружающего мира.

Улучшать результат можно с помощью нестандартного решения имеющихся проблем. Для этого нужно составить список особенных вариантов, как прийти к желаемому результату.

Творчество

Отличных результатов сможет достичь человек творческий. Творчество очень сильно влияет на фантазию, развивая ее при каждом занятии любимым делом, поэтому ею могут похвастаться архитекторы, художники, дизайнеры, музыканты, писатели, сценаристы и люди других подобных профессий. Если им кажется, что их фантазия недостаточно развита, а воображение работает плохо, то решить проблему получится намного проще, чем обычному человеку.

С помощью какого творчества получится развить фантазию дома:

  1. Рисование. Можно просто рисовать карандашом или приступить сразу к живописи. Любое изобразительное искусство позволяет добиться прекрасных результатов за короткое время. Особенно эффективными будет рисование необычных явлений. Например, утреннее время на другой планете. К минусам такого метода можно отнести важность присутствия вдохновения, без которого может ничего не выйти.
  2. Придумывание историй. Начинать лучше всего с сочинения небольших историй, которые не потребуют много времени. После можно приступить к написанию крупных рассказов. Во время создания истории придется активно фантазировать, придумывая необычные ситуации.

Если повышать качество фантазии с воображением нужно у ребенка, то стоит обратиться к помощи пластилина. Создание различных скульптур также может задействовать навыки фантазии. А тем, кто умеет сочинять музыку, можно попробовать написать новую песню или создать необычную музыкальную композицию.

Творческие люди могут похвастаться особенно развитым чувством вкуса и широкими взглядами на окружающий мир.

Дополнительные советы

Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.

Советы:

  • Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
  • Заниматься саморазвитием;
  • Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
  • Искать новое вдохновение;
  • Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
  • Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
  • Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
  • Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
  • Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
  • Иногда использовать одну руку вместо другой;
  • Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
  • Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
  • Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
  • Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
  • Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
  • Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.

Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.

Большое значение имеет отказ от вредных привычек и перестроение на правильное питание.

Как развивать креативность

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *