Особенности теле- и радиориторики

Огромную роль в современной информационной среде играют радио и телевидение. Большинство людей охотнее смотрит и слушает электронные СМИ, нежели читает газеты и журналы. Юристу, бизнесмену, политику, литератору, педагогу, любому общественному деятелю может представиться шанс высказаться в эфире. Что следует иметь в виду, выступая перед микрофоном в студии? (См. рис. 18).

Рис. 18. Телерадиориторика
1. Универсальность адресата. Ваши слушатели в своей массе — это среднестатистические граждане, многие из которых просто случайно наткнулись на передачу. И если ваша речевая цель предполагает массовый охват публики, то следует в первую очередь удержать тех, кто вольно или невольно начал вас слушать, усилив в выступлении моменты, общие для наиболее широкого круга адресатов. Данный принцип можно условно назвать принципом ромашки, когда
выделяется тематическая сердцевина и 5-6 важнейших групповых интересов («лепестков»)1. Причем говорить следует четче и ярче, чем в обычной речи, поскольку здесь никто не попросит уточнить высказанные положения, а повторяться в эфирной речи — значит не только тратить драгоценное время, но и производить на слушателей крайне дурное впечатление. Любая ошибка в эфирном выступлении воспринимается слушателями в 4-5 раз критичнее, чем со сцены зала. Если вы наделали массу мелких лексических или даже концептуальных ошибок в беседе с публикой в аудитории, их могут и не заметить, особенно если тема весьма актуальна, а слушатель не слишком квалифицирован, но малейшая ваша оплошность в эфире пойдет гулять по народным устам с насмешливыми комментариями, заслоняя подчас самую суть сказанного. Все дело в оценочном стереотипе публики: на сцене оратор — обычный собеседник, мало чем отличающийся от сидящих в зале, и спрос с него соответствующий. В эфире его сравнивают уже с дикторами — профессионалами слова. Поэтому готовить эфирную речь надо гораздо тщательнее, чем обычную. Следует избегать малейшего разбавления речи любыми малосодержательными вставками и лирическими отступлениями: утеряв внимание слушателя, вы уже не вернете его. Введение должно быть не более одной фразы, в коей следует моментально брать быка за рога. Материал излагается плотно, лаконично; каждые 30-40 секунд вбрасывается освежитель внимания — яркий троп, эпитет или риторическая фигура, поговорка, пословица, афоризм или короткий анекдот (особенно из свежих), которые не только оживляют интерес публики к теме, но и позволяют быстро перейти от одного вопроса к другому. К тому же все эти «цветы красноречия» заметно снижают изначально высокий критицизм эфирного слушателя. Фразы должны быть существенно короче, чем в обычной речи с кафедры. Концовка должна быть бодрой, энергичной, непременно оптимистичной, состоящей из одной-двух подчеркнуто завершающих фраз или лозунгов, как, например, в предвыборной речи кандидата: «Я буду добиваться трудоспособным — работы, работающим — зарплаты, пенсионерам и инвалидам — социальной помощи и всем — бесплатного медицинского обслуживания».

Подробнее о принципе ромашки см. тему 8.
Эмоциональные всплески следует передавать не увеличением громкости голоса и не повышением его тона, что подчас уместно в речах со сцены, а усилением выразительности, т.е. углублением интонационных перепадов и изменением тембра (звуковой окраски). Голос может делаться более проникновенным, взволнованным, доверительным, задушевным, решительным, чем обычно. Эту тембровую палитру надо использовать сполна, но нельзя ни кричать, ни шептать в микрофон. Не следует также «мычать», причмокивать, кряхтеть. Весьма часто подобные ошибки происходят от элементарного волнения, но могут производить впечатление речевого бескультурья. Их надо преодолеть в процессе репетиции и психологической самонастройки. Ни на радио, ни на телевидении не следует стесняться читать речь по бумажке, если только вы не обладатель идеальной памяти или виртуоз слова. В конспекте следует выделить опорные слова и фразы подчеркиванием или значками на полях. Подобная запись называется внутренним конспектом. Ранжируйте смысловые кванты и блоки эфирного речевого материала по важности и отметьте в конспекте, чем вы можете пожертвовать, если попадете в цейтнот, и что можете добавить при избытке времени. И то, и другое в любом случае — второстепенный материал (резервный текст); главное должно прозвучать при любых обстоятельствах. Сидя перед телекамерой, примерно треть всего времени следует глядеть в конспект, еще треть — в объектив и еще столько же уместно «побегать глазами по сторонам», градусов на 10-15 вправо — влево от объектива. Это неплохая имитация естественного поведения, вполне приемлемая для новичка, но, очевидно, излишняя для завсегдатая телестудий. Эфирные выступления следует репетировать в 3-4 раза дольше, чем обычные, и делать это надо с использованием магнитофона в присутствии сведущих в риторике лиц. 7-8-минутную речь надо прочесть не менее 30 раз, учитывая абсолютно все, в том числе самые пристрастные замечания. Не возражайте и не оправдывайтесь, даже если в корне не согласны с критиками: вам предстоит выступать перед предельно широкой аудиторией, которая всегда права, и нужно не подставивать ее под себя, а самому подлаживаться к ней. Это, естественно, касается лишь формы выступления, содержа-
Подготовка к выступлению:
внеречевой инструментарий ораторского искусства
ние же, как и всегда, определяется наложением речевых целей оратора и аудитории. Многие ораторы, особенно новички, замечают при репетиции удивительный эффект: 10-минутная речь при повторном чтении превращается в 8-минутную, при третьем — в 7-минутную и далее не меняется. Причиной этого является сокращение пауз размышления, затрачиваемых на осмысление и эмоциональное усвоение малознакомого текста. Если, тщательно отрепетировав речь, отложить ее на несколько дней, то обнаружится, что она вновь удлинится почти до исходной величины. Поэтому необходимо проводить последние репетиции непосредственно перед визитом в студию. В самой же студии, ожидая очереди в эфир, ничего репетировать уже не надо: следует сосредоточиться и успокоиться. Подготовив текст выступления, полезно разметить его интонационными знаками, отмечающими паузы, повышения и понижения тона, и пользоваться им как на репетиции, так и в студии. Подобный эскиз выглядит следующим образом:


Интонационный эскиз не следует отягощать опорными словами и выражениями во избежание путаницы. Выберите тот тип записи, который вам больше подходит. Главные критерии выбора — уверенность и легкость чтения. На теле-диспуте в прямом эфире не старайтесь обострять полемику, и так неизбежно возникающую между принципиальными соперниками. В глазах телерадиоаудитории солиднее смотрится не тот, кто разносит в пух и в прах всех и вся, а тот, кто сможет порадовать публику чем-то позитивным. Как правило, чем менее сведущ слушатель в предлагаемой теме, тем больше значения имеет в его оценке выступления чисто личностный аспект — имидж оратора.
Если вы выступаете в эфире как представитель какого- либо сообщества или организации, то имейте в виду, что в большинстве случаев вы будете «тащить» ваш коллектив, а не он вас. Именно по вашей речи будут судить обо всем сообществе, поскольку вы удостоились всенародно представлять его по воле его руководства. Случайных людей к микрофону не подпускают — таков, в общем, справедливый оценочный стереотип телерадиоаудитории. В эфире вы работаете на команду, за исключением тех случаев, когда команда выдвигает вас кандидатом на выборный пост. «Кто паровоз, а кто вагон» — это надо весьма четко, но корректно дать понять слушателям.
Следует помнить, что хорошо режиссированное эфирное слово обладает большей внушающей силой, чем печатное.
В целом о подготовке устных выступлений любого жанра следует сказать, что это необходимый этап работы для оратора любой квалификации; если оратор очень сильный, то от него и ждут многого. И если вы очень занятой человек и речи вам пишет кто-то другой, то психологическую самонастройку и репетицию за вас не выполнит никто.

Основные трудности публичного выступления

Хорошая публичная речь — это искусство. Почему так трудно бывает хорошо выступить? Причин здесь обычно несколько: ора­тор волнуется, он забывает, о чем собирался говорить, боится вопросов, опасается, что не уложится в отведенное время, боит­ся, что его не поймут, не поверят ему, не уверен в себе и т.д.

Американский специалист в области ораторского искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности оратора:

— нельзя прервать выступление, когда хочется;

— нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит только от вас;

— трудно понять отношение аудитории к себе;

— слушатели сопоставляют вас с образцовыми ораторами, с теми, кого видят по телевизору;

— нельзя вести себя свободно, так, как хочется;

— по вашему выступлению о вас соста­вят мнение, которое потом будет трудно изменить.

70% начинающих ораторов считают неконтролируе­мый страх, охватывающий их перед началом выступления и продолжающийся во время речи, проблемой номер один.

В состояние аудиторного шока могут впадать не только начинающие ораторы, но и люди почтенные, прекрасно владеющие языком, письменной речью, но теряющие этот дар в многолюдном собрании. «Нечто подобное рассказы­вают про известного критика В.В. Стасова, который в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую, постоял на эстраде, помялся да с тем и ушел, не сказав ни единого сло­ва».

Лучшим средством против страха является непрерыв­ная практика публичных выступлений. Очень страшно бывает в первый раз. Но даже первое выступление позво­лит оратору накопить некоторый опыт — знания о себе, о причинах своего волнения, о своих недостатках. Значит, есть надежда уже во второй раз многое предвидеть и мно­гого избежать.

Еще одно важное условие преодоления аудиторного шока — хорошая подготовка. Как говорил А.Ф. Кони, «размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду». Кроме того, первые выступления начинающего оратора должны проходить в небольшой, хорошо знакомой аудитории, и лишь когда первые навыки произнесения речи закрепятся, можно переходить в боль­шую и незнакомую аудиторию.

Конечно, следует отличать страх, когда сознание и воля парализованы, от волнения, творческого подъема. Большинство риторов указывает, что волнение, в отличие от страха, в небольших дозах даже полезно. Опасен стресс, причем не только для говорящего, но и для слушателей, которые, не разгадав истинного состояния выступающего, могут настроиться агрессивно против него и речи, так как внешние проявления стресса могут быть восприняты как сигнал агрессивного поведения оратора (резкий высокий тон, быстрый темп речи, нарушение ритма).

Действительно, трудностей много, поэтому первые выступле­ния людей часто оказываются неудачными. Надо учиться анали­зировать и исправлять свои ошибки.

Кто автор статьи телевизионный оратор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *