РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • сущность и содержание основных понятий налогового права, используемых при установлении, введении и взимании региональных налогов; правовых статусов налогоплательщиков;
  • • содержание важнейших налогово-правовых документов;
  • • особенности правового регулирования установления, введения и взимания региональных налогов;

уметь

  • • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • • анализировать практику применения норм налогового права, связанных с уплатой региональных налогов;
  • • свободно оперировать юридическими понятиями и категориями налогового права;
  • • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними налогово-правовые отношения;
  • • анализировать, толковать и правильно применять нормы налогового права, регулирующие порядок уплаты региональных налогов;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации в области налогового права;

владеть навыками

  • • пользования специальной правовой литературой;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере установления, введения и взимания региональных налогов; анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
  • • разрешения правовых проблем и коллизий в сфере налогово-правовых отношений, связанных с установлением, введением и взиманием региональных налогов;
  • • реализации норм материального и процессуального права, принятия необходимых мер защиты прав налогоплательщиков;
  • • анализа различных правовых явлений в сфере налогов и налоговой деятельности государства, юридических фактов, налогово-правовых норм и налогово-правовых отношений, являющихся объектами нормотворчества;
  • • работы с текстами налогово-правовых документов.

Общая характеристика региональных налогов

Региональные налоги являются основным источником дохода бюджетов субъектов РФ. Огромное значение для финансовой устойчивости субъектов РФ имеет установление и введение предусмотренных НК РФ региональных налогов. Согласно ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Исходя из положений ст. 8, 12 НК РФ под региональным налогом можно понимать обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения задач и функций субъектов РФ.

Региональный налог обладает общими юридическими признаками налога, но при этом имеет свои особенности:

  • — устанавливается и вводится НК РФ и законом субъекта РФ;
  • — взимается на территории субъекта РФ; предназначен для финансового обеспечения задач

и функций субъекта РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Действующим законодательством о налогах и сборах РФ установлено разграничение налоговой компетенции между Российской Федерацией и субъектом РФ. Так, при установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Статьей 14 НК РФ установлен следующий перечень региональных налогов:

  • 1) налог на имущество организаций;
  • 2) налог на игорный бизнес;
  • 3) транспортный налог.

38.Региональные налоги и сборы: виды, характеристика элементов

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать как прямой, региональный, налог с юридических лиц, общий, имущественный. Плательщиками налога являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК.

Объектом обложения для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Ставка налога устанавливается законами субъектов Федерации и не может превышать 2,2%. Налоговая база- среднегодовая стоимость имущества.

Налог на игорный бизнес — налог с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно — с организаций, имеющих игровые столы, игровые автоматы, процессинговый центр тотализатора, пункт приема ставок тотализатора, процессинговый центр букмекерской конторы, пункт приема ставок букмекерской конторы.

В России это региональный налог. Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Объекты налогообложения:

1) игровой стол;

2) игровой автомат;

3) процессинговый центр тотализатора;

4) процессинговый центр букмекерской конторы;

5) пункт приема ставок тотализатора;

6) пункт приема ставок букмекерской конторы.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;

2) за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;

3) за один процессинговый центр тотализатора — от 25000 до 125000 рублей;

4) за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей;

5) за один пункт приема ставок тотализатора — от 5 000 до 7 000 рублей;

6) за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5 000 до 7 000 рублей.

В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:

1) за один игровой стол — 25000 рублей;

2) за один игровой автомат — 1500 рублей;

3) за один процессинговый центр тотализатора — 25000 рублей;

Транспортный налог является региональным, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).

Объект налогообложения -автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Основные элементы региональных налогов

Местные бюджеты формируются с целью финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления по решению задач функционирования и развития муниципальных образований. Эти задачи в российском законодательстве трактуются в качестве «вопросов местного значения». Их юридическое закрепление означает признание местных интересов как основы самостоятельности местных сообществ, а реализация этих интересов требует выполнения органами местного самоуправления определенного набора функций, которые, впрочем, вытекают не только из местного, а из более широкого круга интересов.

«Вопросы местного значения» производны от состава и объема социальных и экономических обязательств государства и определяются форматом распределения ответственности за их исполнение (финансирование) между всеми уровнями власти, включая местное самоуправление. Принципиальные основы такого разграничения закреплены, как известно, в Конституции РФ, которая определяет предметы ведения и полномочия трех уровней власти — федерального, регионального и местного. Конкретный перечень «вопросов местного значения» установлен в статье 6 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Юридическое определение местных полномочий, если исходить из положений Конституции РФ и соответствующего федерального законодательства, не вызывает особых критических замечаний, и стандарты правового государства в этом отношении соблюдаются в Российской Федерации по признанию самих же зарубежных экспертов даже лучше, чем во многих других странах2 . Но, как часто бывает, то, что кажется на первый взгляд бесспорным достоинством, в реальной жизни нередко оборачивается недостатками. Законодательный перечень полномочий органов местного самоуправления настолько широк, что заставляет задуматься о возможности их реализации в принципе. Не в этом ли заключается исходная предпосылка тех трудностей, с которыми сталкиваются местные власти в бюджетном процессе? Огромная сфера полномочий при слабости финансовой базы муниципалитетов объективно не может не ставить местное самоуправление в сильную бюджетно-налоговую зависимость от вышестоящих уровней власти.

Федеральное законодательство обязывает органы местного самоуправления обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения (отнесенных к компетенции органов власти муниципальных образований) на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов. С их учетом должны рассчитываться так называемые минимальные местные бюджеты. Однако поскольку до сих пор указанные стандарты не разработаны, то органам местного самоуправления при формировании местных бюджетов предписано применять уточненные правительством РФ социальные нормы и нормативы.

В настоящее время расходы минимальных местных бюджетов исчисляются по установленным на основании действующих правовых актов единым или групповым минимальным социальным и финансовым нормам и нормативам в пределах финансовых возможностей бюджетов всех уровней, прежде всего доходов местных бюджетов. Именно последнее условие — определение уровня бюджетных расходов исходя из планируемых доходов, а не наоборот (как того требует общепризнанная теория формирования бюджетов), является исходным и главным методическим принципом нынешней российской практики разработки местных бюджетов.

В связи с этим в бюджетном планировании доминирует задача определения возможных будущих доходов местных бюджетов. Для этого используются специальные методики оценки доходных (налоговых) потенциалов, производятся вариантные расчеты и т.д. Определение же расходов местных бюджетов носит вторичный характер, они планируются исходя из потребностей не населения, а муниципальных бюджетных учреждений на базе ведомственных нормативов, а нередко и «от достигнутого». В результате подобных расчетов расходные потребности, как правило, превышают имеющиеся в консолидированном бюджете региона финансовые средства, и «в ход пускается» процедура бюджетного регулирования, основанная на индивидуальном подходе к муниципальным образованиям, учитывающем объемы их бюджетных расходов в предшествующий период с необходимыми корректировками (индексацией и т.п.).

В сложившейся структуре бюджетных расходов муниципальных образований основными видами затрат являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, социальную политику, здравоохранение и на государственное управление. При всех региональных различиях доля указанных расходов составляет абсолютно преобладающую часть ассигнований местных бюджетов.

Общепризнанным символом автономии местного самоуправления и мерилом его реальной финансовой самостоятельности служат так называемые собственные доходы местных бюджетов. По свидетельству вице-мэра Краснодара В. Матеюка, которое он обнародовал на международной конференции «Бюджетные отношения между федеральными, региональными и местными уровнями власти в государствах с федеративным устройством» (октябрь 2000 г.), принятие в 1997 г. федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» способствовало повышению удельного веса собственных доходов в местных бюджетах многих муниципальных образований, особенно в городах (в Воронеже, Майкопе, Махачкале , Новосибирске, Ростове-на-Дону и др.). Однако с введением в действие Налогового и Бюджетного кодексов, по мнению экспертов, следует ожидать общего снижения доли собственных доходов местных бюджетов на 20-25%6.

По нашим данным, средний уровень собственных доходов в местных бюджетах почти 2500 городов и районов, расположенных во всех субъектах Российской Федерации, в 1996-1999 гг. составлял 65-68%. В городах эта доля, разумеется, была несколько выше — около 80%, а в районах намного ниже — около 45%. Обоснованного норматива собственных доходов местных бюджетов нет. Тем не менее считается, что их доля в современных российских условиях должна составлять 80-85%. Приведенные нами данные свидетельствуют о незначительном разрыве между «условно-нормативным» и фактическим уровнями обеспеченности местных бюджетов собственными доходами. Однако, по нашим оценкам, статистически фиксируемая доля собственных доходов является на самом деле завышенной. Но это результат не ошибок счета или, того хуже, «приписок», а толкования понятия «собственные доходы местных бюджетов».

Логично было бы эти собственные доходы определять как финансовые средства, получаемые местными властями вследствие принятия ими самостоятельных решений. Например, если речь идет о налогах, то органы местного самоуправления должны были бы иметь собственное право устанавливать ставки налогообложения в зависимости от своих потребностей, а также от готовности и возможности налогоплательщиков нести определенное налоговое бремя. Предоставление такого права, конечно же, должно стать прерогативой общегосударственного (федерального) закона, но его реализация, вне всякого сомнения, — предметом самостоятельных решений органов власти муниципальных образований.

Именно за счет понимаемых таким образом собственных доходов от налогообложения и других сборов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать сами, местные бюджеты должны были бы получать значительную долю своих поступлений. В правоспособности органов местного самоуправления взимать собственные налоги заключается глубокий смысл. С одной стороны, устанавливая местные налоги, местные выборные лица принимали бы на себя определенные обязательства перед своими избирателями, ведь эти обязательства являются формой ответственности перед гражданами . С другой — если финансовые средства органов местного самоуправления поступают не в результате их самостоятельных решений и не прямо от местных налогоплательщиков, а по воле вышестоящих органов власти и из других источников, то местным выборным лицам легче сложить с себя ответственность за использование данных ресурсов. Кроме того, наличие собственных налоговых поступлений обеспечивает гибкость и в некоторой степени финансовую безопасность органов местного самоуправления, позволяя им предвидеть, на какие ресурсы следует рассчитывать в долгосрочной перспективе.

Из сказанного можно заключить, что самым четким свидетельством самостоятельности органов местного самоуправления и наиболее близким к идеалу видом собственных доходов местных бюджетов являются так называемые эксклюзивные налоги, которые могут взиматься только данным муниципальным образованием. Кроме этого, местные власти могут решать вопросы и по совместным налогам, взимаемым с использованием общей базы налогообложения в доле с другими органами власти, но ставку которых они могут менять. Что же касается «долевых» или «регулирующих» налогов, целиком взимаемых другими органами власти и частично поступающих в местные бюджеты, то их, строго говоря, неправомерно включать в категорию собственных доходов местных бюджетов. Фактически органы местного самоуправления не могут оказывать непосредственного влияния ни на базу, ни на ставки долевых налогов. Они по своей сущности ближе к трансфертам из бюджетов других уровней (то есть к финансовой поддержке), чем к собственным налогам. Именно право изменять взимаемую сумму отличает собственные ресурсы от трансфертов, объем которых, по определению, устанавливается не местной властью, а другими органами.

Российский бюджетный процесс исходит из несколько иных представлений о собственных доходах местных бюджетов. Как известно, законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 7) к собственным доходам местных бюджетов помимо местных налогов и сборов, о которых речь пойдет ниже, отнесены доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Федерации: налог на прибыль, НДС, акцизы и подоходной налог с физических лиц, которые главным образом и определяют относительно высокий удельный вес собственных доходов в общем объеме местных бюджетов. Хотя отчисления от этих налогов и должны закрепляться по закону за местными бюджетами на постоянной основе, тем не менее их не следует считать собственными доходами, поскольку муниципальные власти не могут оказывать непосредственного влияния ни на базу, ни на ставки таких налогов. К тому же и «постоянное закрепление» на практике еще не достигнуто — изменения вносятся фактически ежегодно.

Упомянутым законом к рассматриваемой категории доходов местных бюджетов причисляются и так называемые другие собственные доходы, в число которых включены некоторые виды финансовых поступлений: доходы от приватизации государственного имущества; платежи за пользование недрами и природными ресурсами; различные виды штрафов; государственная пошлина; отчисления от налога на имущество предприятий; подоходный налог на предпринимателей без образования юридического лица. Все перечисленные источники доходов местных бюджетов находятся вне сферы принятия решений органами местного самоуправления, а значит, и причислять их к категории собственных доходов достаточных оснований нет.

В бюджетах органов местного самоуправления, по нашему мнению, следует различать пять категорий доходов: (1) собственные налоговые доходы (местные налоги и сборы); (2) собственные неналоговые ресурсы; (3) закрепленные за местными бюджетами, но не собираемые органами местного самоуправления налоговые поступления (например, платежи за пользование природными ресурсами); (4) доли федеральных и региональных налогов; (5) дотации (субсидии) из вышестоящих бюджетов.

В конце 1990-х годов на долю действительно собственных налоговых и неналоговых поступлений приходилось всего лишь 17% доходов муниципальных бюджетов, в том числе местные налоги составили чуть более 12%. Незначительным был удельный вес и закрепленных налогов — 8%. Абсолютно же доминирующими в структуре доходов местных бюджетов оказались, по сути, регулирующие виды доходов — отчисления от федеральных и региональных налогов, а также трансферты. В совокупности за их счет формировалось 3/4 доходов местных бюджетов.

45. Региональные налоги Региональные налоги

  • •Оглавление
  • •1.Основные причины возникновения налогов и сборов. Причины возникновения налогов и налогообложения
  • •2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.
  • •2. Развитие налогообложения в России
  • •3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.
  • •Предмет налогового права
  • •4. Метод налогового права. Метод налогового права
  • •5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.
  • •Признаки налоговых правоотношений
  • •Структура налоговых правоотношений
  • •6. Публично-правовая природа налогового права.
  • •7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.
  • •8. Общие принципы налогообложения. Принципы налогообложения
  • •9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами рф и муниципальными образованиями.
  • •10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.
  • •Особенности норм налогового права
  • •Особенности норм налогового права:
  • •Виды норм налогового права
  • •11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой. Законодательство о налогах и сборах
  • •Система налогов и сборов, юридический состав налогов
  • •12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.
  • •Содержание правового статуса кредитной организации
  • •13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность
  • •14. Императивно обязательный характер налогов.
  • •15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.
  • •16. Основные различия налогов и сборов.
  • •О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве
  • •17. Основания классификации налогов и сборов.
  • •Виды налогов:
  • •2) По принадлежности к уровню правления:
  • •3) По объекту обложения:
  • •5) По субъекту обложения:
  • •18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения». Понятие и классификация субъектов налогового права
  • •1) По способу нормативной определенности:
  • •2) По характеру фискального интереса:
  • •3) По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:
  • •19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса. Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.
  • •Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус
  • •20. Основные элементы налогообложения. Обязательные (основные) элементы
  • •Факультативные элементы
  • •Вспомогательные элементы юридического состава налога
  • •21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.
  • •Нк рф Статья 376. Порядок определения налоговой базы
  • •Объект налогообложения
  • •22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения. Факультативные элементы налогообложения
  • •23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.
  • •Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления
  • •Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
  • •Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
  • •Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
  • •24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности. Понятие налоговой обязанности и ее исполнения
  • •Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
  • •Основания для прекращения налоговой обязанности
  • •Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
  • •25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Требование об уплате налогов и сборов
  • •Содержание требования об уплате налога:
  • •Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
  • •Залог имущества
  • •Поручительство
  • •Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
  • •Арест имущества
  • •26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.
  • •Понятие и значение налогового контроля
  • •Цель налогового контроля:
  • •Объекты налогового контроля:
  • •Предмет налогового контроля:
  • •Субъекты налогового контроля:
  • •Формы и виды налогового контроля
  • •Основные формы налогового контроля:
  • •Виды налогового контроля:
  • •2) В зависимости от субъекта:
  • •3) В зависимости от места проведения:
  • •27. Основания для постановки на учет в налоговых органах.
  • •28. Виды налоговых проверок. Налоговая проверка как основной метод налогового контроля
  • •Виды налоговых проверок:
  • •Основная цель налоговых про­верок:
  • •Субъекты, упол­номоченные проводить налоговые проверки:
  • •Общие правила проведения налоговых проверок:
  • •Камеральная налоговая проверка
  • •29. Период времени, охватываемый налоговой проверкой. Процессуальные сроки при проведении налоговой проверки
  • •Рассчет максимального срока от момента начала проверки до момента, когда нужно исполнить решение фнс
  • •30. Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
  • •Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
  • •31. Выездная налоговая проверка.
  • •Объект выездной налоговой проверки:
  • •Предмет выездной налоговой проверки:
  • •Налоговые органы не вправе проводить:
  • •Сроки выездной налоговой проверки
  • •Повторная выездная налоговая проверка
  • •32. Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля. Налоговое администрирование
  • •Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:
  • •Структура налоговых органов рф Структура фнс (http://www.Nalog.Ru/mnsrus/mns_pages/):
  • •Функции налоговых органов рф Основные функции налоговых органов рф:
  • •Полномочия налоговых органов
  • •33. Налоговая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности.
  • •34. Общие условия привлечение к налоговой ответственности
  • •Понятие налоговых правонарушений, лица, подлежащие ответственности за их совершение
  • •Элементы состава налогового правонарушения:
  • •Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • •35. Основные принципы налоговой ответственности.
  • •36. Обстоятельства освобождения от привлечения к налоговой ответственности.
  • •Отсутствие события налогового правонарушения
  • •Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения
  • •37. Налоговый процесс.
  • •38. Понятие налогового правонарушения. Основные составы налоговых правонарушений. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
  • •Санкции, предусмотренные нк рф за совершение налоговых правонарушений:
  • •Характеристика налоговых правонарушений
  • •Противоправность деяния
  • •Виновность
  • •Наказуемость деяния
  • •Состав налогового правонарушения
  • •Классификация составов налоговых правонарушений
  • •39. Основания классификации субъектов налогового права – резиденты и нерезиденты. Налоговые резиденты и нерезиденты
  • •40. Порядок исчисления и уплата налога на прибыль. Льготы по налогу на прибыль.
  • •Льготы по налогу на прибыль
  • •41. Основные отличия прямых и косвенных налогов. Понятие «носитель налога». Различия между прямыми и косвенными налогами
  • •Носитель налога
  • •42. Подакцизный товар и марка акцизного сбора.
  • •О марках акцизного сбора
  • •43. Основные элементы налога на добавленную стоимость. Характеристика элементов налога на добавленную стоимость.
  • •Налогоплательщики налога на добавленную стоимость
  • •Объект налогообложения налога на добавленную стоимость
  • •Налоговая база налога на добавленную стоимость
  • •Налоговый период налога на добавленную стоимость
  • •Налоговые ставки налога на добавленную стоимость:
  • •44. Особенности введения, изменения и отмены федеральных налогов.
  • •Нк рф Статья 13. Федеральные налоги и сборы
  • •45. Региональные налоги Региональные налоги
  • •Нк рф Статья 14. Региональные налоги
  • •Региональные налоги
  • •Роль региональных налогов
  • •Характеристика региональных налогов
  • •Перспективы развития
  • •46. Особенности введения, изменения и отмена региональных налогов
  • •47. Местные налоги. Местные налоги
  • •48. Особенности введения, изменения и отмены местных налогов.
  • •49. Основные особенности исчисления и уплаты земельного налога. Особенности исчисления и уплаты земельного налога.
  • •Для юридических лиц Особенности и формула
  • •Для физических лиц
  • •Как происходит уплата
  • •Сам налог
  • •Санкции за неуплату
  • •51. Специальные налоговые режимы.
  • •52. Порядок применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
  • •Какие налоги заменяет есхн
  • •Переход на есхн
  • •Налоговая отчетность
  • •Расчет единого налога на примере
  • •Уплата единого налога
  • •53. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
  • •54. Виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вменный доход. Специфика данного налогового режима и его правовая характеристика.
  • •55. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
  • •Упрощенная система налогообложения в России
  • •Определение усн
  • •Усно и осно
  • •Что значит упрощенная система налогообложения для бизнеса
  • •Субъекты упрощенной системы налогообложения
  • •Упрощенка: общие положения
  • •Усн для ип
  • •Выбор объектов налогообложения при упрощенном режиме
  • •Отчетность при упрощенной системе налогообложения
  • •Какой налог при упрощенной системе налогообложения платится с 2015 года
  • •Усно: расшифровка сроков и способов подачи декларации и уплаты налога
  • •Упрощенка в 2017 году
  • •Преимущества упрощенной системы налогообложения
  • •56. Источники налогового права зарубежных стран.
  • •57. Общая характеристика налогов, взимаемых в зарубежных странах.

Понятие и виды региональных налогов

Налоговый Кодекс уполномочивает региональные законодательные власти на установление региональных налогов, вместе с тем ограничивая их перечень с целью избежать перегруженности налогоплательщиков.

Система налогообложения РФ строится определенным образом и состоит из ряда уровней:

  • Федеральный;
  • Региональный;
  • Местный.

Данная уровневая система позволила закрепить за конкретным бюджетом (местным, республиканским, федеральным) те или иные налоговые отчисления.

Региональные налоги — налоги, установление которых предусмотрено НК РФ и которые вводятся в действия при принятии тем или иным федеративным субъектом соответствующего закона.

Данные налоги подлежат уплате в обязательном порядке лишь на территории соответствующих федеративных субъектов.

В систему региональных налогов входят как налоги, действие которых налоговым законодательством распространяется на всю российскую территорию, а также те которые устанавливаются законами отдельных субъектов федерации. Уплата и тех и других является обязательной на территории этих соответствующего субъекта лицами, признаваемыми в силу законодательства налогоплательщиками.

Федеральный налоговый кодекс статьей 14 предусматривает лишь три налога, которые в праве ввести субъекты РФ на своей территории. К региональным налогам относятся налог:

  • на имущество, взимаемый с организаций;
  • на игорный бизнес;
  • транспортный.

Состав региональных налогов

Как отмечено выше в состав региональных налогов входят:

  • налоги, распространяющие на всю территорию РФ в соответствии с федеральными законами о налогах и сборах, а также НК РФ;
  • налоги, установленные законодательными органами самостоятельных субъектов РФ, имеющих свое действие только на территории соответствующего субъекта.

Пока не был введен в действие современный российский Налоговый кодекс, для отечественной системы налогообложения было характерно деление региональных налогов на:

  • обязательные;
  • необязательные.

Суть такого подразделения заключалось в возможности ограниченного применения в регионах (областях) отдельно установленных на территории страны налогов. Государственная власть же на местах была наделена полномочиями вводить налоги регионального значения в те количествах, в которых сочтет нужным самостоятельно безо всяких ограничений. Некоторые субъекты федерации ввиду реализации властями таких полномочий по максимуму были перегружены налогообложением.

Ограничить налоговую нагрузку и привести систему налогообложения на территории всей страны в единое состояние был призван ныне действующий Налоговый кодекс РФ. Именно он закрепил исчерпывающий (закрытый) перечень региональных налогов, которые вправе вводиться в отдельных регионах местными законами, тем самым снизив неподъемную налоговую нагрузку с налогоплательщиков.

Отныне устанавливать дополнительные региональные налоги, которые отсутствуют в НК РФ запрещено, что плодотворно сказывается в первую очередь для субъектов хозяйствования – юридических лиц.

Характеристика региональных налогов

Характеристика региональных налогов зависит от того или иного налога, введенного в действие на территории региона. В общем, каждому из видов допустимых к введению в рамках региона, характерно следующее:

1. Для налога на имущество юридического лица – занимает наиболее весомый пласт в системе регионального налогообложения. В среднем региональный бюджетный доход формируется за счет уплаты этого налога на 6% и более.

Налогоплательщики – юридические лица, на балансе которых имеется имущество, которое по налоговому законодательству расценивается как объект налогообложения.

Объектами в данном случае выступают для отечественных юридических лиц движимое и недвижимое имущество, которые по бухгалтерии учитываются как основные средства организации.

Для заграничных юридических лиц занимающихся хозяйственной деятельностью в России посредством представительств объектом признается движимое и недвижимое имущество, также являющееся основными средствами по бухгалтерской отчетности, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Если иностранное предприятие не осуществляет свою деятельность посредством представительств в РФ, то объект – недвижимое имущество в России, являющееся собственностью этой организации, а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

2. Для налога на игорный бизнес – налогоплательщиками выступают юридического лица или ИП, предпринимательская деятельность которых связана с извлечением доходов в сфере игорного бизнеса путем взимания платы за проведение азартных игр, пари и т.д.

Объектом налогообложения выступают столы, автоматы, признаваемые игровыми, а также кассы тотализатора или букмекерской конторы.

Каждая единица указанного объекта должна предварительно пройти регистрацию в территориальной налоговой службе.

При этом срок регистрации 2 и более дня до дня установки (открытия конторы или тотализатора) по каждой отдельной единице.

Для регистрации налогоплательщику предстоит подать заявление, после рассмотрения которого выдается соответствующей единой формы свидетельство.

3. Транспортный налог является региональным, с характерными особенностями.

Так, объект налогообложения:

  • механические транспортные средства;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры и прочее, в том числе водные и воздушные судна, которые прошли регистрацию на территории РФ в порядке, определенном ее законодательством.

Налогоплательщиками являются физические лица, на чье имя произведена регистрация указанных объектов. Эта категория региональных налогов содержит достаточно большой список лиц, которым предоставлена льгота по уплате указанного налога.

Региональные налоги

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *