Российская Федерация

В Российской Федерации — России основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пунктом 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  • федеральное государственное предприятие (ФГП; до утверждения федерального закона № 161-ФЗ — федеральное государственное унитарное предприятие, ФГУП),
  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ОГУП, КГУП, РГУП),
  • муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право на имущество унитарных предприятий (а также учреждений) принадлежит их учредителям.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено законом № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст. 20 закона № 161-ФЗ, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления.

Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ»О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, — Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не только извлечение прибыли, а и удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК России):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК России — утратила силу).

ФГУП, в отличие от негосударственных юридических лиц, не только являются крупными налогоплательщиками, но и ежегодно отчисляют 25 % прибыли в федеральный бюджет в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Например, для ФГУП «Связь-безопасность» в 2016 году было утверждено перечисление 8 530 000 рублей (25 % от чистой прибыли предприятия за 2015 г.).

В 2002 году в Белгороде на создано муниципальное казенное учреждение МКУ «Муниципальная стража». Основной вид деятельности которой по коду ОКВЭД: 80.10 — Деятельность частных охранных служб. Учредитель Администрация города Белгород.

На основании статьи 6 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций.

СНГ

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 04 сентября 2015 года.

В большинстве государств и стран Содружества независимых государств (СНГ) существуют также частные унитарные предприятия (ЧУП), не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится в общей совместной собственности его членов: физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так, например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.

Примечания

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Глава 4. Викитека.
  2. ФЗ-131, статья 17 Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
  3. ОГУП — областное государственное унитарное предприятие; КГУП — краевое государственное унитарное предприятие; РГУП — республиканское государственное унитарное предприятие
  4. п.3 ст.48 ГК России
  5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/f30ed7af83b3fa090173e8cc13246b47837c98f2/Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Глава II. УЧРЕЖДЕНИЕ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Статья 8. Учреждение унитарного предприятия п. 2
  6. п.1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
  7. Протокол заседания Комиссии по анализу эффективности деятельности ФГУП, подведомственных Минкомсвязи от 26.04.2016 (ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность»)
  8. МКУ Муниципальная стража
  9. ЕГРЮЛ МКУ «Муниципальная стража» учредитель администрация города Белгора
  10. Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях

Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица.

Организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:499 1 390 624 3 806 2 212
  • ✪ ГК РФ Глава 4 Юридические лица. § 4 Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
  • ✪ Применение 44-ФЗ для ГУП и МУП
  • ✪ Вебинар: Унитарные предприятия по 223 ФЗ в 2018 году от 30.08.2018
  • ✪ Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности 🎓 ЕГЭ
  • ✪ Бизнес для «чайников». Организационно-правовые формы для бизнеса

Субтитры

Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 N 161-ФЗ (последняя редакция)

14 ноября 2002 года N 161-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 02.07.2010 N 152-ФЗ, от 18.07.2011 N 220-ФЗ, от 19.07.2011 N 246-ФЗ, от 06.11.2011 N 291-ФЗ, от 30.11.2011 N 362-ФЗ, от 03.12.2012 N 240-ФЗ, от 02.07.2013 N 188-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 05.05.2014 N 99-ФЗ, от 04.11.2014 N 337-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 23.11.2015 N 312-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ, от 18.07.2017 N 177-ФЗ, от 29.07.2017 N 267-ФЗ, от 29.12.2017 N 470-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 28.11.2018 N 452-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
    • Статья 2. Унитарное предприятие
    • Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия
    • Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения
    • Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия
    • Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях
    • Статья 7. Ответственность унитарного предприятия
  • Глава II. Учреждение унитарного предприятия
    • Статья 8. Учреждение унитарного предприятия
    • Статья 9. Устав унитарного предприятия
    • Статья 10. Государственная регистрация унитарного предприятия
  • Глава III. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия
    • Статья 11. Имущество унитарного предприятия
    • Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия
    • Статья 13. Порядок формирования уставного фонда
    • Статья 14. Увеличение уставного фонда
    • Статья 15. Уменьшение уставного фонда
    • Статья 16. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия
    • Статья 17. Порядок реализации собственником имущества унитарного предприятия права на получение прибыли от использования имущества, принадлежащего унитарному предприятию
    • Статья 18. Распоряжение имуществом государственного или муниципального предприятия
    • Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия
  • Глава IV. Управление унитарным предприятием
    • Статья 20. Права собственника имущества унитарного предприятия
    • Статья 20.1. Особенности осуществления прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомной отрасли
    • Статья 21. Руководитель унитарного предприятия
    • Статья 22. Заинтересованность в совершении унитарным предприятием сделки
    • Статья 23. Крупная сделка
    • Статья 24. Заимствования унитарным предприятием
    • Статья 24.1. Открытие банковских счетов и покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита), приобретение ценных бумаг кредитных организаций федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, а также хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем
    • Статья 25. Ответственность руководителя унитарного предприятия
    • Статья 26. Контроль за деятельностью унитарного предприятия
    • Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия
    • Статья 28. Хранение документов унитарного предприятия
  • Глава V. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий
    • Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия
    • Статья 30. Слияние унитарных предприятий
    • Статья 31. Присоединение к унитарному предприятию
    • Статья 32. Разделение унитарного предприятия
    • Статья 33. Выделение из унитарного предприятия
    • Статья 34. Преобразование унитарного предприятия
    • Статья 35. Ликвидация унитарного предприятия
  • Глава VI. Заключительные и переходные положения
    • Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 37. Переходные положения
    • Статья 38. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Вопрос 9.2.Формы и способы управление государственной собственностью

Управление государственным имуществом должно строиться на следующих принципах: законности, разграничения полномочий между субъектами управления государственным имуществом; подотчетности и подконтрольности; гласности; самостоятельности пользователей; эффективности; обеспечения условий для развития состязательности (конкуренции); обязательности отчислений в бюджет средств от использования государственного имущества (платности).

Методы управления государственным имуществом – способы воздействия на имущественные объекты для достижения поставленных целей. В управлении государственным имуществом используются:

1. организационно-правовые методы – распорядительные воздействия субъектов управления государственным имуществом на имущественные отношения в форме административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки порядка и стандартных процедур управления государственным имуществом;

2. организационно-экономические методы – воздействие субъектов управления государственным имуществом на экономические интересы участников имущественных отношений посредством преобразования форм собственности, регулирования деятельности предприятий, использующих государственное имущество.

1. Хозяйственное ведение. Передача государственного имущества в хозяйственное ведение регламентируется Гражданским кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами. Передача государственного имущества в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям осуществляется на основе федерального министерства по управлению государственным имуществом по поручению Президента РФ или Правительства РФ. Государственное унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В подобной форме могут быть созданы и муниципальные унитарные предприятия.

Фактическая передача имущества в хозяйственное ведение осуществляется после заключения договора на право хозяйственного ведения, в котором отражаются условия передачи имущества.

Оперативное управление. Передача государственного имущества в оперативное управление государственным казенным предприятиям, государственным учреждениям осуществляется на основе распоряжения Росимущества по поручению Президента РФ или Правительства РФ.

Фактическая передача государственного имущества в оперативное управление осуществляется после заключения договора, в котором отражаются условия передачи государственного имущества.

Управление пакетами государственных акций хозяйственных обществ, закрепленных в федеральной собственности, осуществляется Правительством РФ или уполномоченным органом в порядке, определенном федеральным законодательством. Росимущество формирует федеральный перечень акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, акции которых закреплены в федеральной собственности, а также в отношении которых принято решение об использовании специального права («Золотая акция»). В перечень включаются акционерные общества, которые:

· производят продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства;

· осуществляют свою деятельность в качестве субъектов естественных монополий;

· занимают доминирующее положение на потенциально конкурентном товарном рынке и подлежат реорганизации в целях создания конкурентной среды на этом рынке;

· акции которых подлежат внесению в уставные капиталы других акционерных обществ, в том числе холдинговых компаний.

Росимущество в пределах предоставленных ему полномочий управляет закрепленными в федеральной собственности пакетами акций приватизированных предприятий путем представления интересов РФ в органах управления акционерного общества уполномоченными лицами – представителями РФ или путем передачи акций в доверительное управление.

Управление деятельностью акционерных обществ (АО) с преимущественной долей государственных акций – государственных корпораций осуществляется на основе договора о государственном представительстве.

Если контрольный пакет акций АО принадлежит РФ, ее представители принимают участие в общих собраниях акционеров, участвуют в работе совета директоров. Генеральный директор назначается Правительством РФ. Если РФ принадлежит более 10% акций АО, представитель государства принимает участие в работе совета директоров. Если РФ принадлежит менее 10% акций АО, принадлежащие РФ пакеты акций передаются в доверительное управление. Операции с ценными бумаги и участие в капитале. Росимущество совместно с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку, Российским фондом федерального имущества по поручению Правительства РФ за счет бюджетных средств, а также за счет других средств, полученных от использования государственного имущества, по нормативам, утвержденным Правительством РФ, формирует и управляет портфелем ценных бумаг:

· проводит подготовку и осуществляет приватизационные работы, формирующие портфель ценных бумаг;

· передает в залог ценные бумаги, находящиеся в государственной собственности;

· анализирует рынок ценных бумаг;

· инвестирует бюджетные средства в ценные бумаги.

Участие государства в капитале хозяйственных обществ и товариществ осуществляется путем внесения вкладов государственного имущества. Вкладом является принадлежащая РФ доля в имуществе, находящемся в общей собственности двух или более лиц, или в уставном капитале хозяйственных обществ и товариществ.

Право доверительного управления государственным имуществом распространяется на пакеты акций (доли) в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, находящееся в государственной собственности. В доверительное управление может быть передано имущество, не включенное в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, находящиеся в государственной собственности. Указанное имущество остается в государственной собственности, управление им осуществляется в соответствии с договором о доверительном управлении.

Передача государственного имущества в доверительное управление осуществляется на конкурсной основе.

Право сдачи федерального имущества в аренду, за исключением земельных участков, принадлежит исключительно Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом. Оно в праве сдавать в аренду предприятия, структурные единицы предприятий, производства, цеха, иные подразделения предприятий и др. объекты.

Арендаторами государственного имущества могут выступать юридические лица и граждане РФ, совместные предприятия, международные объединения и организации с участием российских и иностранных лиц, а также иностранные юридические лица и граждане. Передача государственного имущества в аренду осуществляется нВ бесконкурсной или конкурсной основе.

За использование государственного имущества арендатор уплачивает арендную плату. Величина арендной платы рассчитывается в соответствии с методикой, утверждаемой Росимуществом.

Лизинг государственного имущества. Объектом лизинга является любое государственное имущество, движимое и недвижимое, относимое к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке, предназначенное для предпринимательской деятельности.

Наем помещений государственного жилищного фонда. Росимущество через уполномоченные им органы передает жилые помещения государственного жилищного фонда в наем. Сдача жилого помещения в наем не влечет передачу пава собственности на него. Основанием для передачи жилого помещения в домах государственного жилищного фонда в наем является договор найма. Фактическая передача осуществляется на основании акта передачи жилого помещения.

Безвозмездное пользование государственным имуществом. Государственное имущество может быть передано во временное безвозмездное пользование на основании постановления Правительства РФ федеральным органам государственной власти, федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным казенным предприятиям.

Фактическая передача государственного имущества в безвозмездное пользование осуществляется после заключения договора между Росимуществом, государственным предприятием или учреждением, на балансе которого находится соответствующее имущество, и получателем имущества. Имущество учитывается на балансе юридического лица, в собственности которого оно находится. Росимущество имеет право распоряжаться переданным в безвозмездное пользование государственным имуществом, т.е. продавать или передавать его в аренду.

Залог государственного имущества. Правительство РФ имеет право привлекать заемные средства, предоставляя в качестве залога государственное имущество, включая предприятия, здания, сооружения, строения потребительского назначения, ценные бумаги (акции предприятий) и иные активы, а также имущественные, за исключением имущества, изъятого из гражданского оборота, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законодательством.

Ипотека государственного имущества. Ипотека (залог государственного недвижимого имущества) осуществляется по решению Правительства РФ. Залогодателем государственного недвижимого имущества выступает Росимущество, его территориальные органы. Правительство РФ выступает в роли гаранта возврата ипотечных кредитов, полученных государственными предприятиями.

Коммерческая концессия и хранение. Государственное имущество, включая деньги и ценные бумаги, может быть передано на хранение в коммерческую или некоммерческую организацию, осуществляющую хранение в качестве одной из целей ее профессиональной деятельности. К обязательствам хранения применяются правила, установленные в Гражданском кодексе РФ.

2. Организационно-экономические методы управления государственным имуществом включают: консалтинг, маркетинг, планирование и программирование, контроллинг и мониторинг, аудит и оценку имущества, инвентаризацию и учет, страхование.

Консалтинг в системе управления государственным имуществом направлен на организацию взаимодействия Правительства РФ и уполномоченных им органов с субъектами рыночной инфраструктуры по вопросам управления и распоряжения государственным имуществом. Консалтинг использует совокупность приемов, повышающих эффективность управления государственным имуществом путем реорганизации и реинжиниринга структур управления, а также систем мониторинга. Профессиональной консалтинговой деятельностью в сфере управления государственным имуществом имеют право заниматься профессиональные консультанты – юридические и физические лица на условиях и в порядке, определенном Росимуществом.

Маркетинг позволяет органам управления государственным имуществом выявить потребности потенциальных пользователей и покупателей государственного имущества и удовлетворить эти потребности при обеспечении соответствующей государственной выгоды. Маркетинг имущества включает:

· выявление характеристик имущественных объектов, формирующих спрос на рынке;

· исследование рыночных факторов, влияющих на стоимость и доходность имущественных объектов;

· обеспечение продаж, в том числе по государственному заказу и др.

Планирование и программирование использования государственного имущества относится к основным методам эффективного управления.

Планирование определяет направления эффективного использования объектов государственной собственности исходя из определенной собственником цели управления, назначения объекта, рыночных факторов, определяющих ценность объекта.

Функции планирования и программирования в системе управления государственным имуществом выполняет Росимущество и его территориальные органы.

Контроллинг как метод управления государственным имуществом включает совокупность действий и условий проведения внутреннего аудита, а также систему управления результатами и затратами, связанными с использованием государственного имущества, включая движимое и недвижимое имущество, а также объекты интеллектуальной собственности и нематериальные активы, с учетом рыночных факторов, основанную на использовании информационных технологий управления. Сферой контроллинга являются результаты использования государственного имущества, в том числе пакетов акций (вкладов) в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ, закрепленных в государственной собственности. Система контроллинга включает экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности и принятие решений по результатам этого анализа.

В целях контроля за состоянием и эффективностью использования имущества Росимущества, отраслевые министерства и ведомства осуществляют мониторинг государственного имущества по следующим направлениям: ведение финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий, учреждений, хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием; оценка стоимости государственного портфеля акций; управление недвижимым имуществом.

Аудит использования государственного имущества направлен на установление достоверности об использовании имущества государственными предприятиями и учреждениями, хозяйственными обществами и товариществами с государственным участием, а также соответствия совершенных ими действий нормативным актам РФ.

Оценку государственного имущества осуществляют независимые оценщики. Оценщик не может быть учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки.

Инвентаризация государственного имущества обязательна в случаях: передачи имущества в аренду; выкупа, продажи имущества; реорганизации и ликвидации государственного предприятия; составления годовой отчетности; смены материального ответственных лиц; выявления фактов хищения имущества; стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.

Порядок и сроки инвентаризации определяются руководителем государственного предприятия, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно в соответствии с федеральным законодательством.

Объекта государственной собственности подлежат обязательному государственному учету, который осуществляется в виде общего и специализированного учета. Общий учет объектов государственно имущества ведется Правительством РФ в лице Росимущества в реестре федерального имущества, который представляется на утверждение Государственной Думы и подлежит ежегодному уточнению и изменению одновременно с предоставлением федерального бюджета на очередной год.

Государственное имущество, переданное в хозяйственное ведение, аренду, лизинг, доверительное управление, подлежит обязательному имущественному страхованию от рисков полной или частичной его утраты за счет средств юридического лица, которому оно передано. Страхованию также подлежит гражданская ответственность указанного юридического лица.

> Виды и формы управления имуществом предприятия

Правовое регулирование управления имуществом предприятия

Федеральный Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также — унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества. Разновидностью унитарных предприятий являются казенные предприятия. Казенные предприятия — это государственные предприятия, находящееся в непосредственном ведении государственных органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

  • — имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;
  • — доходов унитарного предприятия от его деятельности;
  • — иных не противоречащих законодательству источников.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, получаемых субъектами этих прав от собственника на закрепленное за ними имущество.

Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, существующие в специальных организационно-правовых формах — «предприятия» и «учреждения».

Субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. ст. 113 — 114 ГК РФ) как разновидность коммерческих организаций.

Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные предприятия (ст. 115 ГК РФ), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК РФ), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, относящиеся к частной собственности.

Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию, как коммерческой организации; либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность; в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.

В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения — это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ — это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник-учредитель вправе изъять имущество у субъекта права оперативного управления только в трех предусмотренных законом случаях (излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению), и распорядиться им по своему усмотрению. Никаким имуществом, кроме готовой продукции, казенное предприятие не вправе распорядиться без согласия собственника.

МУП и ГУП

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *