Построение организации

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Стадию определения характера выполняемой работы обычно разбивают на подпункты, которые предусматривают определенные этапы и виды работ. Ряд исследователей выделяют три этапа и направления анализа, которые необходимо провести на первом этапе построения организации. Они включают в себя:

  • анализ деятельности, определение работы, которая должна быть осуществлена, и способов координирования взаимодействия;
  • анализ того, какие виды решений будут приниматься, какое участие будет принимать в этом тот или иной менеджер;
  • анализ отношений, определение вклада того или иного менеджера в общее дело; определение лиц, с которыми должен взаимодействовать менеджер; изучение влияния, оказываемого на менеджера прочими принимающими решения лицами.

Этап распределения работ между некоторыми элементами менеджмента включает в себя:

  • установление стандартов и норм;
  • технические приемы в рамках научно обоснованных методов управления;
  • полное установление сотрудничества всех лиц, в рамках организации работающих.

В вопросе классификации элементов менеджмента и построение логических групп важно, чтобы все элементы управления были сгруппированными по типу выполняемой работы, а не по иным критериям. Данный способ известен также как «принцип ориентации». Процесс распределения производственных обязанностей и формирования логических групп неизбежно должен привести к созданию подразделений — коллективов людей, которые выполняют определенную аналогичную работу, обычно, под единым руководством.

Место и роль подразделений в организационной структуре

Создание подразделений с помощью объединения аналогичных производственных функций и служащих помогает добиваться более эффективного управления, гибкости руководства компанией в период расширения ее производственной деятельности.

Методика распределения обязанностей по подразделениям определяется положенными в ее основу признаками:

  1. Метод, основанный на принципе деления на одинаковые по размеру группы. Данный метод применяется, если профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо определенной цели необходимо известное количество людей.
  2. Метод, основанный на функциональном признаке — наиболее популярный способ создания отделов, число которых зависит от потребностей организации.
  3. Метод на основании территориального признака — распространен в случае, когда предприятие осуществляет деятельность на территории различных регионов. Все виды операций фирмы на этой территории могут быть поручены региональным управляющим.
  4. Метод, основанный на специфике выпускаемой продукции, в настоящее время все больше получает распространение на крупных предприятиях, которые расширяют ассортимент продукции, а какой — либо другой метод лишь усложнил бы структуру организации.
  5. Методика на основе учета интересов потребителя используется в тех отраслях, где покупатель – это ключевой фактор, интересы его оказывают существенное влияние на структуру организации.

В крупных компаниях могут использоваться все или некоторые из приведенных выше способов.

В процессе формировании структуры управления во внимание принимаются такие вопросы, как:

  • стратификация — сколько уровней управления может потребоваться;
  • формализация – определение того, насколько формальным должно быть взаимодействие;
  • централизация или иерархия доведения принимаемых решений;
  • сложность организационной структуры — то насколько сложным с организационной точки зрения должно быть управление.

Определение обязанностей и полномочий

Для эффективности работы организации необходимо четко определить функциональные обязанности и полномочия, а также взаимоотношение их. Каждый из сотрудников должен понимать, что от него ожидается, какими он обладает полномочиями, какими взаимоотношения его с другими служащими должны быть.

Достигается это с помощью построения схемы организации, дополненной инструкциями и распределением обязанностей.

Менеджеру следует построить схему структуры организации с учетом системы внутренних взаимосвязей. При построении схем организации важно учитывать следующее:

  • схема дает только общий контур структуры организации;
  • схема должна быть доступна для понимания и содержать минимальное число деталей;
  • не существует стандартного построения организационной структуры, каждая фирма имеет свою специфику.
  • Схема сама по себе должна отражать реальную структуру предприятия и не быть только теоретическим стандартом. Если схема структуры трудно составима, то причиной может быть дефект в самой организации, то, что с течением времени структура ее стала громоздкой и неэффективной, а линии взаимоотношений исказились.

    Взаимоотношения членов организации

    Существование большого разнообразия типов организационной структуры, конечно, ведет к установлению различных видов взаимоотношений между членами организации, занимающими разные должности. Типы внутриорганизационных отношений аналогичны типу построения ее структуры управления. Они включают:

    • линейные отношения;
    • функциональные отношения;
    • отношения управленческого аппарата;
    • латеральные отношения.

    Линейные отношения представляют собой отношения между руководителями и их подчиненными.

    Функциональные отношения — это отношения специалиста, уполномоченного выполнять определенную функцию в рамках всей организации, с иными членами организации.

    Отношения управленческого аппарата имеют место в случае представления прав и полномочий кого-либо. Должностные обязанности состоят при этом в предоставлении советов или рекомендаций.

    Латеральные отношения бывают двух категорий. Во-первых, коллегиальными — отношения между работниками одного отдела, подчиненными одному руководителю. А во-вторых, параллельными — это отношения, вызванные необходимостью обмена информацией, мнениями, идеями между работниками, работающими в разных отделах и подразделениях, но занимающими одинаковое положение в организации.

    Принципы создания хорошей организации

    А. Файоль сформулировал принципы, присущие эффективно построенной организации. Среди них:

    • Единство управления: независимо от организационной структуры, степени децентрализации и делегирования полномочий полную ответственность за деятельность всей организации должен нести один человек.
    • Скалярный метод передачи полномочий: полная и абсолютная ответственность несет в себе право не только управлять, но и делегировать, передавать часть полномочий другим лицам.
    • Единство подчинения: у каждого работника может быть лишь один руководитель.
    • Принцип соответствия: делегированные полномочия должны уровню ответственности соответствовать.
    • Масштабы управления: количество лиц, находящихся в эффективном управлении, лимитировано, что определяется рядом обстоятельств и характером выполняемой работы.
    • Коммуникации, система связи: и формальные, и неформальные связи должны быть четко установлены и постоянно поддерживаться.
    • Принцип ориентирования: организация должна строиться в соответствии с характером возложенных на нее задач и от субъективных факторов не зависеть.
    • Принцип избирательности: руководитель должен получать только ту информацию, которая за рамки выходит плана и является исключительной для ведения бизнеса.
    • Дифференциация работы: разные виды работы имеют различные характеристики, что следует предусмотреть при создании организации.
    • Разбивка сложного элемента на более простые составляющие, стандартизация и специализация.
    • Контроль за осуществлением операций должен быть поручен аппарату, четко обозначенному для этой цели.
    • Планирование всегда должно выполнению работы предшествовать.
    • Гибкость: структура организации должна позволять вносить коррективы в нее в связи с трансформацией методов, целей, задач, масштаба деятельности, появлением новой технологии и ресурса.
    • Доступность всех уровней организации: каждый работник организации должен иметь право и возможность пожаловаться, высказать свои замечания или предъявить рекламации руководителю.

    Этапы формирования и развития

    временного детского коллектива в условиях ДОЛ

    Этап Что происходит в отряде Кто организует работу Действия вожатого на данном этапе
    1 этап. Организационный (3-4 дня) 1. Знакомство 2. Обустройство 3. Адаптация 4. Начало установления контактов 5. Выявление лидеров 6. Принятие-непринятие детей друг другом 7. «Притирка» 8. Начало формирования актива отряда Вожатый 1. Предъявляет требования к поведению, режиму; 2. Вырабатывает и устанавливает вместе с детьми нормы и правила общения, поведения в отряде; 3. Изучает ребят, составляет социопсихологический портрет каждого члена отряда; 4. Начинает учебу актива; 5. Руководит разработкой плана работы отряда.
    2 этап. Срабатываемость 1.Структурируются неформальные группы. 2. Складываются диады, триады. 3. Сохраняется неоднородность взглядов и поведения. 4. Выявление лидеров и придание им временного функционального статуса, через решение сбора отряда. 5.Формируется актив отряда. Вожатый и лидеры из числа членов отряда (командиры звеньев) 1.Установление личностного общения; 2.Формирование коллективных творческих заданий; 3.Выборы органов самоуправления отряда; 4. Обучение актива; 5.Изучение состава отряда; 6.Проведение социометрии; 7.Принятие мер по регулированию межличностного общения.
    3 этап. Сработанность 1.Сплоченность, близость взглядов и позиций по отношению а) к условиям и характеру совместной деятельности б) членам отряда в) вожатому 2.Самостоятельность в работе 3.Возникновение чувства дружбы 4.Возможна смена лидера (ов) Вожатый, лидеры, актив 1.Постановка новых, более сложных целей; 2.Изучение психологического климата в отряде; 3. Продолжение работы по обучению лидеров и актива; 4.Меры по коррекции межличностного общения (в случае необходимости); 5.Формирование традиций отряда.

    Отрядный вожатый должен быть готов к тому, что ребята приезжают в лагерь с разным настроением. Многие положительно настроены на жизнь в лагере, не первый год приезжают, знают традиции, имеют своих друзей. Такие дети с первых минут обоснования в лагере стремятся активно участвовать во всех отрядных начинаниях, выполняют поручения вожатых, проявляют инициативу. На них отрядный вожатый может смело опираться в организационный период, продолжая активно налаживать контакт с другой частью ребят. Эта часть ребят занимает выжидательную позицию. Обычно это новички, возможно, в первый раз приехавшие в лагерь, возможно, это так называемый контингент школьного «пассива», возможно, это дети, которые страдали в школе от негативного отношения к себе. При организации индивидуальной работы с такими детьми вожатому следует помочь каждому из них найти свое место в отряде, самоутвердиться, заинтересовать в участии в работе по созданию норм и правил отряда, удовлетворить потребность в самостоятельности, убедить попробовать свои силы в различных видах деятельности: спортивной, трудовой, художественной, организаторской.

    Выделяют следующие социально-психологические процессы, протекающие в первично-организованной группе: адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию.

    Адаптация — это процесс, включения человека в новые группы, коллективы, приспособление к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил. Адаптация выражается в формировании у детей соответствующих представлений друг о друге, в необходимости занять определенную позицию, получить желаемый социальный статус в группе сверстников.

    Коммуникация – процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов Коммуникативный процесс играет существенную роль в развитии межличностных отношений детей. Эти отношения, возникающие в ходе свободного общения, коллективных творческих дел, игр, бесед, дискуссий способствуют развитию процесса идентификации.

    Идентификация – это уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к другу, члену отряда, на основании эмоциональной связи с ним (эмоциональная идентификация) Выделяют следующие виды идентификации:

    — ценностно-мировоззренческая – усвоение человеком чьих-то взглядов, оценок;

    — поведенческая – один человек воспроизводит образ действий другого;

    — групповая – отождествление себя с какой-либо социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя ее членом.

    Процесс идентификации оказывает значительное влияние на развитие сплоченности коллектива, создание теплых, дружеских отношений, формирование здорового психологического климата в отряде в целом. Для обеспечения оптимального управления процессом межличностного общения детей, вожатому очень важно знать три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий, адекватно отражающих какой-либо источник восприятия:

    Подражание – это копирование, повторение поведения, качеств другого человека.

    Сличение – это определенная «сверка» личностью каких-либо своих качеств с качествами другого человека – «эталона» и внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью достижения эталонного соответствия.

    Увлечение – это повышенное стремление к кому-либо, интерес, неосознанная ориентация на поступки того или иного лица.

    При благоприятном протекании предыдущих процессов успешно реализуется процесс интеграции, который проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения общего, единого чувства «МЫ». Интеграция ведет к установлению ценностно-ориентационной общности детей в группе и в сочетании в достигнутой идентификацией способствует позитивной реализации их ожиданий от пребывания в своем отряде, коллективе от участия в осуществлении совместной деятельности. Обобщенный показатель интеграции детского коллектива – сплоченность, единство всех членов отряда.

    Важнейшими факторами, обеспечивающими групповую интеграцию, являются процессы руководства и лидерства, осуществляемые вожатым в сотрудничестве, взаимодействии с активом отряда, а также коллективные дела, игры и другие формы межличностного взаимодействия ребят. С целью повышения уровня управляемости отрядом его традиционно подразделяют на более мелкие группы – подгруппы или звенья, состоящие из 7-9 человек. Ребятами каждого звена выбирается или назначается вожатым – звеньевой. Лучше, если в течение всей смены в этой роли побывает каждый ребенок. Звенья поочередно помогают вожатым в подготовке и проведении всех основных отрядных дел, решении бытовых вопросов, организации режима и др. Однако, деление на звенья не только облегчает управление отрядом, но и может привести к разрушению дружеских отношений в отряде. Именно поэтому, нужно позаботиться о том, чтобы у звеньев было бы больше совместных дел.

    Группе присущи следующие закономерности функционирования:

    · группа постоянно находится в динамике (наблюдается либо прогресс, либо регресс, сопровождающийся изменениями состояния группы. например, она становится более работоспособной, сплоченной, дружной или наоборот);

    · группа неизбежно будет структурироваться;

    · изменение статуса человека в группе может происходить неоднократно.

    Настоящий сплоченный коллектив формируется постепенно, поэтапно, чему способствует совместная деятельность людей-участников группы. Положение ребенка в отряде определяется его индивидуальными особенностями, и оно может меняться в зависимости от уровня сработанности, сплоченности коллектива, интенсивности смены, ролей ребят в процессе общения и взаимной деятельности, динамики развития системы коллективных и личных ценностей, внутренних норм отряда, наличия побед или неудач, серьезных позитивных результатов, достигнутых как им самим, так и группой в целом.

    В связи с этим в малосплоченном коллективе статус личности во многом зависит от общительности, физических данных ребенка, наличия у него красивой одежды, ценных для детей предметов, т.е. имеет место приоритетное восприятие и оценка внешних качеств. И, наоборот, в дружном, сформировавшемся коллективе – статус личности уже определяется комплексом моральных и деловых качеств ребенка, практически продемонстрированных им в процессе деятельности отряда.

    Чтобы вожатому сформировать сплоченный коллективнеобходимо начать с создания духа непринужденности, добросердечности, взаимопонимания и доверия. Таким образом, следует:

    ü Вовлечь ребят в совместную деятельность по реализации обозначенной перспективы (включая постановку целей, проектирование и осуществление ключевых дел);

    ü Использовать игры и другие форм деятельности, привлекательных для ребят;

    ü Создать и культивировать традиции отряда;

    ü Включить отряда в систему обширных социальных отношений;

    ü Сформировать детское самоуправление как основной механизм реализации целей деятельности отряда.

    Знание особенностей временного детского коллектива и умелая его организация помогает отрядному вожатому быстрее сплотить детей, найти себе умелых помощников в различных направлениях работы. Отряд выступает организатором интенсивного воспитательного процесса в рамках идеи свободного воспитания, при условии, что отрядный вожатый не увлекается излишним количеством массовых мероприятий, в которых дети выступают в роли зрителей, наблюдателей, а занимают активную позицию организатора разнообразных, доступных каждому дел в отряде и лагере.

    Необходимо отметить, что каждый педагогический коллектив лагеря нуждается в разработке диагностического инструментария, позволяющий получить достоверную, подвергнутую тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании временного детского коллектива лагеря, других результатах воспитательного процесса.

    Школьный возраст

    Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду — «Латентный период». Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
    Главный девиз: «Я то, чему могу научиться». Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
    Юность

    Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
    На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация — принадлежность к неформальным группам и более того — наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
    При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

    Старость

    Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость — это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни — так и есть.

    Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

    Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

    Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

    В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.

    6 стадий развития взрослой личности

    Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

    Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

    1. Этап первобытного человека

    Наиболее низкий уровень развития человеческой личности — этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру — в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

    Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают «человека» лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

    У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.

    2. Уровень обывателя

    Второй уровень — уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

    При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа — потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

    Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, — начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т.д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.
    Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому «балуют» себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

    Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом — причины этого явления (регрессии).

    3. Уровень «начальника»

    Следующий этап развития личности — уровень «начальника». При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

    В основе поведения — желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня — очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

    На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

    Условно первые три периода — это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа — духовное совершенствование, саморазвитие.

    4. Период «блаженого»

    Этап настоящего взросления, называю периодом «блаженного». Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

    Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства — ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

    Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

    В возрастной градации — это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.

    5. Этап мудреца

    Следующий период называют «этап мудреца». Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

    Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период — преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

    При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

    Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение — «мудрый не по годам».

    6. Просветление личности

    На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

    Просветление — это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее — всего лишь иллюзия. Проявления — успокоение, созерцание жизни, «всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно». Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

    Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь — это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни — они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.

    Вывод

    Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, — используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

    Предметная (продуктовая) — специализация на выпуске определенной продукции Подетальная (полупродуктовая)—специализация на производстве полупродуктов деталей Технологическая (стадийная)— специализация по стадиям технологического процесса По отраслевому признаку — внутри- и межотраслевое согласно принятой специализации По территориальному признаку — внутри- и межрайонное  

    Технологическая (стадийная) специализация заключается в обособлении отдельных технологических операций или стадий технологического процесса в самостоятельные специализированные производства. Для химической промышленности характерна технологическая специализация основных цехов и крупных участков производства (цех полимеризации, цех грануляции, цех ректификации и т. д.).  
    Показанные выше величины порайонных приведенных затрат получены в варианте расчетов, в котором допускался широкий межрайонный обмен полупродуктами, промежуточными и конечными продуктами. В другом варианте расчетов (без межрайонного обмена полупродуктами и т. д.) абсолютная величина как минимальных, так и максимальных приведенных затрат по указанным видам продукции оказалась значительно выше. Различия в величине затрат по районам страны в этих двух вариантах рассматриваются как эффект от порайонной стадийной специализации производства.  
    Стадийная специализация, см. Технологическая специализация производства  
    При выборе типа построения цехов и производственных участков следует исходить из структуры предприятия, основанной на технологической и стадийной специализации и предусматривающей организацию цехов и участков таких размеров, которые обеспечивали бы применение передовой техники и прогрессивных методов организации производства. В задачу правильного построения структуры кислородного предприятия входит установление строгих пропорций между основными и вспомогательными цехами и службами, определение более рациональных связей между ними.  
    С. п. п. имеет 2 осн. направления 1) создание или выделение отраслей и предприятий, специализированных на выпуске определенных готовых изделий,— предметная специализация 2) расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация этих процессов на отдельных предприятиях — детальная специализация. Детальная специализация охватывает также те случаи, когда предприятие специализируется на выполнении части технологич. процесса. Такую форму специализации предприятий называют технологической (стадийной) специализацией. Примером предметной специализации могут служить станкостроительный или автомобильный з-д, мебельная ф-ка и т. д. примером детальной специализации являются шарикоподшипниковый з-д, завод поршней и т. д. примером технологич. специализации являются литейный з-д, прядильная или отделочная ф-ка и т. д.  
    Наиболее эффективной формой специализации промышленного производства является технологическая или стадийная специализация, которая предусматривает создание отдельных самостоятельных производств по выполнению отдельных стадий технологического процесса или операций. Примером предприятия, специализирующегося по технологическому признаку, могут служить литейные и кузнечно-штамповочные заводы, предприятия по расфасовке сахара, табака, разливке молока и т.п.  
    Технологическая, или стадийная, специализация является наиболее эффективной формой специализации промышленного производства. Она предусматривает создание отдельных самостоятельных производств по выполнению отдельных стадий технологического процесса или операций. Примером предприятия, специализирующегося по технологическому признаку, могут служить литейные и кузнечно-штамповочные заводы, предприятия по расфасовке сахара, табака, разливке молока и т.п. К недостаткам предметной специализации промышленного производства следует отнести экономически неоправданное рассредоточение производства однородной продукции, приводящее к дублированию выпуска однородной продукции и росту доли непрофильной продукции.  
    В основе расчленения предприятия на структурные подразделения могут лежать два принципа предметный (по однородности продукции) и технологический (по однородности осуществляемых процессов, по стадийности производства). В зависимости от того, какой из этих принципов принят для формирования производственных подразделений предприятия, можно различить три типа производственной структуры предметный, технологический и смешанный (при сочетании двух принципов). На выделение цехов и участков по указанным принципам большое влияние оказывают специализация предприятия, определяющая и внутризаводскую  
    Специализация предприятий означает сосредоточение их деятельности на производстве определенного продукта, части продукта или на выполнении той или иной технологической операции. Поэтому различают три вида специализации предметную (производство готовых продуктов), подетальную (выпуск деталей или частей готовых продуктов), технологическую, или стадийную (производство полуфабрикатов, обособление отдельных стадий технологических процессов). В промышленности СССР господствует предметная специализация. Это обусловлено тем, что в годы довоенных пятилеток создание целого комплекса новых отраслей было осуществлено путем строительства преимущественно крупных предприятий полного цикла, универсальных по своему профилю. В дальнейшем все больше и больше начали возникать предприятия подетальной специализации с целью укрупнения производства деталей и заготовок разных видов. Однако уровень подетальной, а также технологической специализации остается сравнительно низким.  
    Существуют три основных вида специализации производства 1) предметная, при которой выделяется производство готовых продуктов 2) подетальная, при которой выделяется производство отдельных частей и деталей готового продукта, а также полупродуктов 3) стадийная (технологическая), при которой выделяется выполнение какой-либо определенной стадии общего технологического процесса производства продукции данной отрасли.  
    В промышленности существуют три основных вида специализации предметная, детальная, стадийная или технологическая.  
    Таким образом, в машиностроении одновременно существуют, две основные формы специализации предметная (обособление однородных предметов труда — машин, узлов и деталей) и стадийная, технологическая (обособление отдельных процессов и стадий изготовления изделий).  
    Специализация в промышленности проявляется в сосредоточении производства определенной продукции, как правило, однородной, на одном из участков, цехов, предприятии отрасли. Различают несколько видов специализации предметную, подетальную, технологическую, стадийную, внутрипроизводственную, отраслевую, межотраслевую.  
    Специализация как форма общественной организации производства выражается в четырех видах предметная (продуктовая), подетальная, технологическая (стадийная) и функциональная.  
    Процесс специализации промышленного производства имеет три основных направления, или формы. Первое направление—это создание или выделение новых отраслей и предприятий, специализированных на выпуске определенных готовых изделий. Эту форму называют предметной специализацией или специализацией по выпуску готовой продукции. Второе направление находит свое выражение в специализации предприятий по выпуску отдельных частей, деталей, полуфабрикатов — подетальная специализация. Третье направление — это превращение отдельных фаз производства или операций в самостоятельные производства — стадийная, или технологическая, специализация.  
    В химической промышленности представлены практически все виды специализации — предметная специализация основана на выпуске отдельных видов готовой продукции — серной кислоты, соды кальцинированной, соды каустической, синтетического каучука и др. Технологическая, или стадийная, представлена стадиями полимеризации каучука из привозных мономеров, цехами по переработке пластических масс из полимеров, производимых на других специализированных заводах. Такая специализация позволяет создавать крупные современные мощности с использованием новейших типов оборудования.  
    В промышленности существуют три основных вида С. п. 1) предметная, т. е. специализация предприятия на изготовлении однородной законченной продукции (например, автомобильный или станкостроительный завод, швейная фабрика и т.д.) 2) подетальная специализация, т. е. производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, карбюраторного, шинного и др.) 3) стадийная, или технологическая, специализация, т. е. производство отдельных операций, части технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т. д.).  
    Основные формы специализации. В строительном производстве различают две основные формы (направления) специализации отраслевую (объектную) и технологическую (стадийную).  
    Выполнение отдельных стадий (циклов) поручается специализированным организациям. В этих случаях технологическая специализация может быть названа стадийной.  
    Производство строительных материалов, деталей и элементов конструкций концентрируется на специализированных предприятиях, которым свойственны все три формы специализации предметная, подетальная и стадийная. Наблюдается специализация транспортных организаций.  
    Превращение отдельных фаз производства или операций в самостоятельные производства — технологическая специализация (или стадийная), например, литейный завод, центролиты, выпускающие заготовки для машиностроительных заводов, прядильная фабрика, изготовляющая пряжу для ткацких фабрик, отделочная фабрика.  
    Превращение отдельных фаз производства или операций в самостоятельные производства — технологическая специализация (или стадийная), например литейный завод, центролиты, выпускающие заготовки для машиностроительных заводов.  
    Технологическая специализация (или стадийная) — превращение отдельных фаз производства или операций в самостоятельные производства, например, литейный завод, прядильная фабрика, изготовляющая пряжу для ткацких фабрик, отделочная фабрика и т.п. Следует еще выделить специализацию вспомогательных производств и специализацию межотраслевых производств. Примером специализации вспомогательных производств являются ремонтные заводы, примером специализации межотраслевых производств — предприятия по выпуску продукции общемашиностроительного назначения (коленчатые валы, редукторы, зубчатые колеса и т.п.).  
    В геологоразведке и -при добыче нефти и газа широко развита стадийная специализация. В нефтеперерабатывающей промышленности наиболее широко развита предметная специализация, которая применительно к нефтеперерабатывающим заводам означает преобладающее производство тех или иных групп нефтепродук-22  
    Основные формы предметной специализации бывают домашинная, поузловая и подетальная —и основные формы стадийной специализации комплексная, одностадийная, двух-стадийная и т. д. Каждое предприятие, цех, участок, рабочее место может быть точно охарактеризовано по виду его спе  
    В химической промышленности, отличающейся исключительным многообразием технологических процессов и видов потребляемого сырья, орудия труда — установки или их системы — являются специальным оборудованием и предназначены для выпуска строго определенных видов продукции. Узкая технологическая или стадийная специализация отдельных установок, цехов предопределяется характером основных аппаратов и закладывается при их сооружении. Исключения довольно ограничены. Задачи рационализации цеховой специализации актуальны применительно к производствам, оснащенным в той или иной мере универсальным оборудованием, как-то выпуск отдельных марок полимеров, изделий из них, отдельных видов препаративных форм удобрений и ядохимикатов, анилино- и лакокрасочной продукции, вспомогательных веществ и добавок, товаров бытовой химии. В основном это производства, завершающие цикл химической переработки и выпускающие продукцию за пределы отрасли.  
    Технологическ а я (стадийная) специализация — выражает процесс превращения отдельных технологических операций (стадий) в самостоятельное производство (например, самостоятельные литейные заводы, выпускающие отливки для машиностроения специализированные прядильные фабрики, изготовляющие пряжу для ткацких или трикотажных фабрик).  
    Технологическая или стадийная специализация (по видам работ), получившая наибольшее распространение, выражается в том, что для выполнения специальных строительных и монтажных работ создаются специализированные тресты и управления. Наряду с этими организациями для выполнения санитарно-тех-яических, электромонтажных, земляных, пусконаладочных и других специальных работ в настоящее время проводится широкая специализация общестроительных работ. Создаются подразделения для выполнения работ нулевого цикла, монтажа полносборных зданий, возведения надземной части зданий из штучных стеновых материалов, производства отделочных работ. Выделение ряда общестроительных технологических потоков по строительству объектов в специализированные потоки привело к дальнейшему разделению труда. Массовое поточное строительство силами специализированных организаций ведет к образованию специализированных бригад, так как высокая эффективность специализации присуща не только строительным участкам, управлениям и трестам, но также бригадам, звеньям и отдельным рабочим. В 1968 г. в стране насчитывалось 6709 специализированных организаций по видам работ, которыми было выполнено 41,3% общего объема работ.  
    ТРИКОТАЖНАЯ ФАБРИКА — предприятие, выпускающее вязаные изделия, вязаное (трикотажное) полотно и изделия, сшитые из него. Сырьем для Т. ф. являюгся пряжа, вырабатываемая из натуральных волокон (хлопок, шерсть), из натуральных волокон в смеси с химическими, из объемных синтетич. волокон, и нити (искусственный и синтетич. шелк различных модификаций). Химич. волокна на Т. ф. находят широкое применение, они позволяют производить трикотажные изделия высокого качества, обладающие новыми потребительскими свойствами. Т. ф. выпускают разнообразный ассортимент трикотажных изделий верхний трикотаж, чулочно-носочные, бельевые, перчаточные, платочные изделия, трикотажное полотно для технич. целей. Т. ф. освоили произ-во искусственного трикотажного меха, к-рый поставляют швейным ф-кам для изготовления различных изделий. Т. ф. могут быть специализированными или смешанного типа они специализируются исходя из технологич. особенностей отдельных произ-в по видам вырабатываемой продукции (предметная специализация) или по выполнению отдельных стадий технологич. процесса изготовления изделий (стадийная специализация).  
    Т. ф., специализированная по видам вырабатываемой продукции, имеет законченный производств, цикл от подготовки пряжи к вязанию до выпуска готовой продукции чулок, получулок и носков трикотажного белья верхнего трикотажа перчаток, варежек и др. При наличии нескольких Т. ф., близко расположенных друг к другу, они специализируются на выпуске одного из видов трикотажных изделий. При стадийной специализации Т. ф. обычно ограничены одной, двумя стадиями произ-ва вязанием — изготовлением сурового трикотажного полотна из пряжи, шелка и т. д. пошивом изделий из готового отделанного трикотажного полотна (швейно-трикотажная ф-ка) крашением и отделкой трикотажного полотна, чулок, носков, пряжи (кра-сильно-отделочная ф-ка) и др.  

    Понятие специализации. Формы и показатели ее уровня

    1. I Понятие, виды, отличия и структура рекламы
    2. I. Введение. Понятие культуры. Материальная и духовная культура.
    3. I. Общее понятие религии
    4. I. Понятие города и его категории
    5. I. ПОНЯТИЕ МАТРИЦЫ.
    6. I. Экономический рост: понятие, измерение, типы и факторы.
    7. I.2.1) Понятие права.
    8. I.Специальные показатели воспроизводства
    9. I.Формы государственного управления
    10. II. Контроль исходного уровня знаний студентов, полученных при подготовке дома (опрос, программированный контроль).

    Специализация промышленного производства–это такая форма его организации, при которой изготовление продукции, ее частей или вы­полнение отдельных операций по изготовлению продукции происходит в самостоятельных отраслях и на обособленных предприятиях (в цехах, на участках).

    Основные черты специализации:

    — Специализация, с одной стороны, базируется на общественном разделе­нии труда, а с другой – является результатом концентрации однородного производства.

    — Проявляется в обособлении отраслей, производств и предприятий, изготавливающих определенный вид продукции, а также в обособлении конкретных операций технологического процесса.

    — Производство однородной продукции.

    Критерии однородности продукции:

    — на рабочем месте – одинаковые деталеоперации, закрепленные за ним;

    — на участке и в цехе – аналогичные по техническим признакам детали, узлы, изделия или выполняемые работы;

    — на предприятии – изделия или работы, конструктивно и технологически сходные между собой.

    1 – по видам изделий;

    2 – по типоразмерам изделий;

    3 – по агрегатным и сборочным единицам;

    4 – по агрегатным и сборочным единицам;

    5 – по деталям;

    6 – производство отливок;

    7 – производство поковок и штамповок;

    8 – механическая обработка, сборка изделий;

    9 – изготовление технологической оснастки и инструмента;

    10 – ремонт оборудования.

    Краткая характеристика форм специализации:

    Предметная. В самостоятельное производство выделяется изготовление законченных, готовых к эксплуатации изделий. Предметная специализация, например в машиностроении, развивается путем сосредоточения в отдельных отраслях производства машин и оборудования для определенных отраслей экономики: в автомобилестроении – для автомобильного транспорта, в станкостроении – для машиностроения и металлообработки и т.п.

    Дальнейшая специализация в отдельных отраслях формирует подотрасли, в которых сосредотачивается производство определенных типов и видов изделий, что связано с уровнями специализации.

    Подетальная. В самостоятельное производство выделяется изготовление отдельных деталей, узлов, агрегатов (автомобильные поршни, клапаны, редукторы, метизы). Подетальная специализация основана на том, что технологический процесс может быть расчленен на значительное число частных процессов. Их можно выполнять на различных специализированных предприятиях. По мере сужения номенклатуры продукции, выпускаемой предприятием, повышается степень однородности производства и его эффективность. Характерны следующие виды подетальной специализации: предприятия по выпуску отдельных агрегатов или узлов изделия, отдельных деталей изделия.

    Технологическая. Заключается в обособлении заготовительной, обрабатывающей и сборочной стадий технологического процесса или выделении вспомогательных процессов в самостоятельные производства. При технологической специализации организуются предприятия для выполнения только определенных стадий технологического процесса.

    Одним из важнейших направлений технологической специализации является функциональная специализация, когда в самостоятельные выделяются вспомогательные и обслуживающие производства – ремонт оборудования, изготовление инструмента и технологической оснастки и т.п.

    По масштабам охвата производства можно выделить следующие уровни специализации:

    — межгосударственная специализация;

    — межотраслевая;

    — отраслевая;

    — заводская;

    — внутризаводская.

    Краткая характеристика уровней специализации:

    Межгосударственная специализация проявляется на международном уровне, основана на международном разделении труда. Служит показателем силы интеграции стран. Международная производственная специализация представляет собой непосредственное сотрудничество партнеров разных стран в производстве какого-либо продукта. Для нее характерны: регулярность, прочность, стабильность производственных связей, закрепленных в соответствующих договорах. К основным видам международной специализации относятся:

    а) реализация совместных согласованных программ;

    б) договорная специализация (по взаимному согласованию происходит разграничение производственных программ партнеров);

    в) создание совместных производственных предприятий.

    Межотраслевая специализация подразумевает создание предприятий, обладающих общностью процессов производства, продукция которых при ее готовности используется различными отраслями.

    Отраслевая специализация. Эта специализация в масштабе отрасли. Предполагает специализацию группы предприятий на изготовлении какого – либо вида продукции.

    Заводская специализация. Цехи, участки, отдельные рабочие места специализируются на выпуске отдельных деталей, готовых изделий, на осуществлении технологических процессов.

    Показатели специализации:

    1. Удельный вес специализированного производства в общем выпуске данного вида продукции в стоимостном или натуральном выражении ( ). Этот показатель характеризует роль специализированного производства в выпуске той или иной продукции. Он определяется отношением объема выпуска продукции, изготавливаемой специализированными предприятиями и цехами ( ), к общему объему производства данной продукции на всех предприятиях анализируемой их совокупности (%) (формула 2.1):

    . (2.1)

    2. Широта номенклатуры, количество групп, видов и типов конструктивно и технологически однородных изделий, выпускаемых предприятиями отрасли. Предприятия, выпускающие большое количество наименований оборудования, машин, приборов при достаточной их конструктивной и технологической однородности имеют более высокий уровень специализации по сравнению с предприятиями с ограниченной номенклатурой выпуска технологически неоднородных изделий.

    Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 25; Нарушение авторских прав

    | следующая лекция ==>
    Недостатки метода приведенных затрат | Количество предприятий и цехов, занятых изготовлением данного вида продукции, в том числе специализированных.

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

    Наше освещение этого вопроса на основании добытого в процессе розыска материала могло бы показаться односторонним. Поэтому мы предоставляем об этом говорить самим белогвардейцам, а именно А. Дикгоф‑Деренталю. В своей статье, помещенной в «Отечественных ведомостях» от 24 ноября 1918 года (выходили в Екатеринбурге)2 , он пишет следующее о возникновении этой организации:

    Б. В. Савинков

    «Немедленно после октябрьского переворота, которому офицерские и юнкерские силы, руководимые Александровским училищем, сопротивлялись в Москве и долго и не бесславно, и в Москве, и в разных других городах России возникли во множестве тайные военные, почти исключительно офицерские, организации сопротивления. В Москве их насчитывалось до десятка. Среди них были совершенно независимые организации, руководимые ранее сложившимися офицерскими союзами и обществами. Другие образовались при политических партиях под руководством кадетов, социалистов революционеров и социал‑демократов меньшевиков (запомните хорошенько!), монархистов и др. Наконец, так как в это же время возникли политические новообразования, состоявшие из обособленных до того времени общественных групп, новообразования, ставившие себе целью борьбу с большевиками и возрождение России, то некоторые офицерские элементы сгруппировались около них. Наблюдалось, таким образом, чрезвычайное дробление сил и распыление их. Казалось бы, что общая цель должна была объединить все усилия, направленные к ее достижению, и всех людей, любящих свою родину. Но сильны еще были и не изжиты политические секты, и потому вместо единой и мощной организации существовали разрозненные кружки. Было много попыток объединить их, но попытки кончались ничем, главным образом потому, что за дело объединения и организации брались или люди, не обладавшие организаторским талантом, или партийные, или недостаточно известные.

    В это время развала и полного разброда сил прибыл в Москву с Дона Б. В. Савинков, и как член Гражданского советапри генерале Алексееве, – с определенным поручением последнего организовать и, по возможности, объединить офицерские силы Москвы без различия партий и направлений на единой патриотической основе, а также связаться с московскими общественными элементами. Во исполнение этого общего поручения Б. В. Савинковым и основан тайный «Союз защиты родины и свободы», имевший ближайшей целью свержение большевистской власти.

    Момент для образования такой тайной организации был исключительно трудный. С полдюжиной людей в качестве помощников, с пятью тысячами рублей основного и организационного капитала было так же трудно вести серьезную работу в Москве, как и в песчаной пустыне.

    Единственным элементом, искренне и безоглядно пошедшим на зов борьбы за родину, за позабытую Россию, было все то же истерзанное, измученное и оскорбляемое русское офицерство. Организация сразу же приняла исключительно военный характер, ибо пополнялась и расширялась почти одними офицерами. Неожиданная крупная денежная помощь со стороны (от Масарика. – Лацис ) позволила сразу повести дело на широкую ногу. В середине марта пишущему эти строки пришлось в первый раз присутствовать на собрании штаба организации.

    К этому времени уже удалось создать большой и сложный аппарат, работавший с точностью часового механизма. В учреждениях штаба, начальником которого был полковник А. П. Перхуров, было занято от 150 до 200 человек, обслуживающих и объединявших до пяти тысяч офицеров в Москве и некоторых провинциальных городах. Имелись отделы формирования и вербовки новых членов, оперативный и иногородний отдел, разведка и контрразведка, террористический отряд и т. д. – целое сложное боевое хозяйство, подчиненное единой, приводившей его в движение и направлявшей воле.

    Организация вскоре приняла название «Союз защиты родины и свободы» и, почувствовав свою все растущую силу, приступила к выработке плана восстания и свержения власти большевиков.

    Летом 1918 года «Союз» достиг наибольшей силы и развития, каких только можно достигнуть в порядке тайного сообщества, при наличности полицейского сыска разных «комиссий по борьбе с контрреволюцией», постоянных угроз обысков, арестов и расстрелов. Наступил тот психологический момент в жизни, когда организация эта должна или проявить себя немедленно из подполья на свет божий, или же начать неизбежно внутренне разлагаться. С технической стороны все обстояло прекрасно: были деньги, были люди, были возможности вложить в общее русское дело и свою долю боевого участия.

    «Русские себе добра не захотят, доколе к оному силой принуждены не будут», – писал ученый сербин Юрий Крижаничпро наших прадедов еще в смутные дни Московского государства. В наши смутные дни для нас, внуков тех, «силой принужденных строить землю русскую», рецепт добра прежний. Необходимо было вооруженное открытое выступление. К подготовке его велись все усилия «Союза защиты родины и свободы» (Деренталь. «Отечественные ведомости», № 13, от 24 ноября 1918 года).

    Понятие организации. Возникновение организации.Типы организаций.

    Организации и бюрократии

    Понятие организации. Возникновение организации.Типы организаций.

    Функции правил

    Правила во многом напоминают приказы, нo они более формальны и безличны. Если в распоряжении представителя бюрократии имеется система определенных правил, уменьшается необходимость осуществлять надзор над работниками. Если существует правило, что сотрудники должны приступать к работе ровно в 9 часов утра, руководителю предприятия нет надобности каждое утро поднимать их с постели. В правилах обстоятельно объясняется, чего администрация ожидает от работников. Наличие правил избавляет начальников от необходимости полностью отвечать за поступки подчиненных. Они просто выполняют требования вышестоящих должностных лиц. «Я ни при чем, ведь не я придумал правила».

    Другие функции правил были отмечены Элвином Гоулднером (1954).

    1. Коммуникация. Правила четко объясняют требования администрации, но в какой-то мере дают работникам возможность отступать от этих требований.

    2. Дистанционное управление. Правила позволяют главным руководителям осуществлять контроль на всех уровнях организации. Поскольку время прибытия каждого сотрудника на работу регистрируется, руководители имеют возможность не только контролировать опоздания, но и следить за тем, как нижестоящие должностные лица поддерживают четкость работы всех подчиненных.

    3. Правомерность наказания. Правила служат критерием оценки качества работы и дисциплины сотрудников. Недопустимо наказание, мотивированное личными чувствами начальника.

    4. Отступление от правил. Правила позволяют руководителям идти на некоторые уступки, что содействует укреплению сотрудничества среди работников. По соглашению с работниками начальники порой отступают от правил. Например, они не наказывают за опоздание, если сотрудники готовы время от времени задерживаться на несколько минут на работе в связи с выполнением срочного задания.

    Все эти функции способствуют скорее ослаблению, а не полному преодолению напряженности, возникающей при любой форме бюрократии. Ведь невозможно полностью избавиться от неопределенности и напряженности и достичь идеального сотрудничества. Поэтому для решения этой проблемы следует всячески стремиться свести напряженность к минимуму.

    Конфликт и неразбериха наблюдаются не только на промышленных предприятиях. Они существуют на разных уровнях общества. Создание правил является общепринятым способом решения этих проблем. Например, весной 1970 г. президент Никсон приказал американским войскам вступить на территорию Камбоджи. Убийство студентов, которые участвовали в демонстрации протеста, проводившейся в университетах Джексона и Кента, вызвало волну возмущений в США. Преподаватели и профессора некоторых университетов отменили занятия или превратили их в политические сходки.


    Возникла критическая ситуация, и администрация не знала, какие меры принять. Как наказать преподавателей за их действия и предотвратить повторение подобного в будущем? Президент Калифорнийского университета потребовал, чтобы Ученый совет разработал правила, регулирующие поведение членов профессорско-преподавательского состава. Ученым советом был образован комитет по созданию нового кодекса поведения. Кодекс формулировал правила проведения занятий в университете и предусматривал меры наказания в случае их нарушения членами профессорско-преподавательского состава. Кодекс также включал право апелляции. Такимобразом, конфликт и неопределенность, вызванные акциями протеста со стороны преподавателей и профессоров, привели к созданию новой системы правил и укреплению бюрократии.

    Недостатки организаций.

    Неопределенность.Во многих отношениях концепция Вебера относительно бюрократии является слишком упрощенной. Она основана на убеждении, что те, кто руководит бюрократией, четко осознают ее цели и осуществляют их разумным способом К сожалению, реальная жизнь гораздо сложнее. Ученые-обществоведы выделили несколько причин неопределенности, свойственной бюрократии.

    Томпсон (1967) показал, что цели, стоящие перед организацией, и средства, применяемые для их достижения, могут быть неопределенными. Он приводит четыре возможных сочетания целей и средств.

    1. Определенная цель, определенные средства. Простой пример: фирма желает поддерживать запас товаров точно на уровне 10 процентов своей годовой продукции. Руководители фирмы, кроме того, знают, что для стабилизации наличного товарного запаса надо увеличивать производство, когда торговля идет успешно, или замедлять его при падении покупательского спроса. Поскольку нетрудно получить статистику сбыта товаров, достаточно компьютера для принятия решений.


    2. Определенная цель, неопределенные средства. Банк ставит перед собой цель увеличить свой актив, но не располагает информацией о ситуации на рынке, определяющей целесообразность высоких процентов по займам или капиталовложений в перспективные предприятия. В таком случае возникает некая неопределенность, и директорам банка следует тщательно обдумать эту проблему.

    3. Неопределенная цель, определенные средства. Банк стремится увеличить текущие доходы в активе и в то же время сохранить долгосрочные сбережения. Директора банка знают наилучший способ достижения каждой из этих целей, но не могут определить, которая из них важнее. При этих обстоятельствах окончательное решение обычно принимается на основе некоторого компромисса.

    4. Неопределенная цель, неопределенные средства. Такая ситуация возникает, когда организация не определила, что является приоритетом и каким образом можно осуществить каждую из противоборствующих целей. При этих условиях очень трудно принять решение.

    Хэннан и Фримэн (1977) подчеркивают, что перед большинством организаций стоит множество целей, подчас противоречащих одна другой. Например, университет обязан обучать студентов, осуществлять подготовку аспирантов, проводить исследования и вести общественную работу. Что из перечисленного следует считать приоритетом и на что следует тратить больше вещего средств? На этот вопрос нет точного ответа. Хэннан и Фримэн также отмечают, что различные отделы одной и той же организации могут ставить перед собой разные цели. Кроме того, некоторые отделы организации скорее стремятся защищать свои собственные интересы, чем выполнять поставленные перед ними задачи, а иногда цели индивидов не соответствуют целям организации. Короче говоря, между целями и средствами их достижения часто возникает противоречие.

    Характер ресурсов, с которыми имеют дело организации, также оказывает влияние на ее эффективность. Деятельность организаций может быть связана с предметами, символами или людьми (Перроу, 1967). Предприятие горной промышленности в основном подвергает обработке неодушевленные предметы; рекламное бюро главным образом имеет дело с символами, а больница или колледж — с людьми. Но в первых двух типах организаций также заняты люди и в определенной мере здесь тоже подвергают обработке людей. Обычно люди более изменчивы и менее податливы, чем неодушевленные предметы. Поэтому труднее предвидеть результат воздействия на людей. Значит, имея дело с людьми, руководители и сотрудники должны проявлять особую деликатность, а правила должны быть более гибкими.

    В последнее время социологи стали уделять больше внимания изучению социальной среды, в которой организации должны осуществлять свою деятельность. В качестве примера можно привести исследование Феннелл (1980) относительно причин резкого возрастания стоимости пребывания в больнице, наблюдавшегося в последние 10 лет. Она показала, что многие больницы больше заботились о том, чтобы не отстать от других клиник, а не об удовлетворении интересов пациентов. Именно поэтому они старались приобрести все оборудование, которое имелось в других медицинских учреждениях. Или другой пример: на общественные организации влияет законодательная система. Полиция вынуждена считаться, как с требованием граждан искоренить преступность, так и с претензиями групп, выступающих за права личности.

    Другие организации образуют важный компонент среды, в которой действует данная организация. Например, Калифорнийский университет в Беркли — это часть общегосударственной системы, включающей восемь других университетов; как и другие учебные заведения, они должны конкурировать между собой при утверждении общегосударственного бюджета, стараясь добиться преимуществ при распределении государственных средств, предназначенных для развития образования.

    Кроме того, на функционирование организации воздействуют политические и культурные факторы. Рассмотрим, например, различные способы урегулирования конфликтов. Предположим, что конфликт возникает на фабрике, когда работникам технического обслуживания поручают ремонт трех приборов вместо обычных двух. В отличие от представителей американской бюрократии, которые принимают решение после совместного обсуждения проблемы с заинтересованными сторонами, французы передают этот вопрос на рассмотрение арбитра. Это объясняется тем, что французы считают целесообразным поручить принятие подобных решений посторонней беспристрастной организации, имеющей право устанавливать правила. Сотрудники такой организации не располагают информацией из первых рук о проблеме, которую они призваны решить. Тем не менее, эта организация может составить ряд правил и сформулировать их в форме директивы. Последняя предназначена не для самих работников технического обслуживания, а для их начальников, контролирующих выполнение правил.

    А сейчас представим себе, как та же самая проблема решалась бы в тоталитарном государстве вроде бывшего Советского Союза. Там не стали бы церемониться, а просто приказали работникам технического обслуживания ремонтировать три прибора вместо двух, если Госплан требует увеличить производство. Если бы они не справились с ремонтом трех приборов, высокопоставленные начальники назначили бы специального инспектора для проверки деятельности этих работников. Это вызвало бы подозрительность и недоверие. Однако русские работали в условиях процветания блата — неформальной системы сопротивления требованиям бюрократии. Благодаря ему, инспектор может защитить интересы работников и умышленно скрыть от начальства разрыв между требованиями администрации и качеством исполнения работы. Следовательно, блат ослабляет даже самую могущественную авторитарную систему (Крозье, 1964).

    Конфликт

    Если неэффективность работы и давление на сотрудников становятся очевидными для всех, то внутри организации всегда происходит конфликт. Причины конфликта обусловлены личностными особенностями сотрудников и структурой организации. Конфликт, возникающий по поводу личных проблем, проявления враждебности и т.д., можно назвать «иррациональным». Когда основной причиной становится сама организация, происходит «рациональный» конфликт.

    «Иррациональный» конфликт

    Личностные особенности людей оказывают влияние на то, как они исполняют свои роли в организации. Иногда их личные проблемы мешают исполнять эти роли. В первую очередь это связано с проблемами подчинения власти. Сэнфорд (1964) отметил, что мужчины, обладающие «авторитарным типом личности» с трудом подчиняются власти других. Имея дело с жестким, несгибаемым начальником, они покоряются только внешне, но в душе их кипят гнев и враждебность. Поскольку в бюрократической организации имеется множество поводов для конфликтов (например, между конкурирующимиотделами или группами, занимающими различное положение в иерархической системе), человек с таким типом личности может быть источником конфликта.

    «Рациональный» конфликт

    Конфликты могут возникать во всех организациях не только по вине сердитых служащих с авторитарным типом личности. Исследуя «рациональные», традиционные источники конфликта в организации, Катц (1964) выделил три типа:

    1) конфликты между косвенно конкурирующими подгруппами;

    2) конфликты между непосредственно конкурирующими подгруппами;

    3) конфликты внутри иерархии по поводу вознаграждений

    Конфликты между косвенно конкурирующими подгруппами (отделами торговли, кадров, информации и производственным сектором) вызываются различными интересами, ценностями, нормами и целями. Напряженность, возникающая в отношениях между руководителями, мастерами и рабочими, которые непосредственно заняты производством товаров или услуг (имеется в виду поточное производство), и профессионалами, которые советуют им, как лучше организовать деятельность (речь идет о служащих, непосредственно не занятых производством, например о начальнике отдела исследований), является типичным примером такого конфликта. Сотрудники, занимающие административные должности, нанимаются для осуществления контроля, так как они более компетентны, чем начальники поточных линий. Поскольку обычно они отличаются более высоким уровнем образования и считают начальников поточных линий стоящими ниже себя по положению, напряженность может возрастать. Кроме того, административные работники порой сталкиваются с враждебностью нижестоящих сотрудников, которые готовы поддерживать презрительное отношение своих начальников к «выскочкам», каковые не продвигались снизу вверх и не освоили все уровни работы организации (Корнхаузер, Хэгстром,1962).

    Конфликт между теми, кто работает на поточной линии, и административными работниками является косвенным. Хотя между ними происходит столкновение за влияние в организации, эти две группы не ведут непосредственную борьбу за одни и те же вознаграждения. Однако в организации нетрудно найти непосредственно конкурирующие подгруппы. Конфликт между сотрудниками одного отдела или между лицами, занимающими одинаковые должности, не только затрагивает их непосредственные интересы, он может быть более глубоким, чем столкновение между отделами. Когда две группы борются за влияние, сотрудники обеих групп могут чего-то добиться. Но когда сотрудники одного отдела конкурируют между собой, стремясь к продвижению по службе и получению более высокой зарплаты, как правило, никто не выигрывает, так как возможности получения новых благ ограничены. Это можно проиллюстрировать на примере конкуренции среди юристов на Уолл-Стрит. Нижестоящие сотрудники юридической конторы конкурируют между собой, стараясь произвести благоприятное впечатление на своих начальников и других работников. Между ними происходит своего рода борьба за статус. Один из юристов рассказал об этом следующим образом: «Внешне все выглядит вполне благопристойно. Хотя в глубину души каждый готов нанести другому смертельный удар ножом в спину, все происходит очень завуалировано — борьба ведется с помощью тонких намеков, едва уловимых нюансов, часто при неофициальных встречах». Другой юрист отметил два способа завоевания благосклонности начальства: «1) благодаря очень тонкой лести или 2) путем создания впечатления способного и ответственного работника» (Смигель, 1964).

    Конфликт внутри иерархии является третьей формой «рационального» конфликта. Конфликты между группами, занимающими различные уровни в организациях, часто связаны в первую очередь не с тем, что следует делать, а с тем, как это надо делать. Элвин Гоулднер (1954) рассказал о конфликте, возникшем на заводе, производящем гипс. Нестрогий начальник умер, и на его место пришел «строгий, деловой» человек. Поскольку новый начальник недостаточно знал рабочих и не доверял им, он решил, что необходима жесткая дисциплина. Рабочих оскорбило такое отношение, и они стали работать хуже. Один из них объяснял: «Если мастер плохо с нами обращается, мы не будем работать в полную силу… Мне наплевать, будь что будет…» К сожалению, новый начальник оказался прав — был необходим более строгий надзор над рабочими. «Как только я поворачиваюсь спиной к некоторым из этих парней, — заметил его помощник, — они готовы всадить мне нож в спину». В итоге образовался так называемый порочный круг, когда безразличие рабочих к своим обязанностям было причиной более строгого надзора, что, в свою очередь, вызывало еще большее безразличие и сопротивление.

    Урегулирование конфликта

    Каким образом разорвать этот круг? Вполне очевидно, что на гипсовом заводе строгий надзор не помог решить проблему. Деликатное отношение к чувствам рабочих, в большей мере способствовало бы успеху. Начальник нарушил их нормы. Они жаловались, что он «лишь стремился показать, кто является хозяином», и хотел превратить их в рабов. Они были враждебно настроены, потому что чувствовали, что босс вел себя так, словно он был «лучше, чем все остальные». Другой руководитель, уладивший этот конфликт, объяснял: «Секрет успеха установления нормальных отношений с людьми и заключается в человеческом обращении с подчиненными. Я не лучше, чем любой из рабочих завода» (Гоулднер, 1954).

    Во многих случаях для урегулирования конфликта требуется нечто большее, чем проявление человечности по отношению к людям, необходимо использовать и другие методы (Катц, 1964). Наверное, опытный руководитель способен быстро понять причины конфликта, объединить людей, между которыми возникли разногласия, и предложить способы их урегулирования.

    Основным методом улаживания конфликтов является кооптация. Она состоит в том, чтобы некоторых недовольных включить в процесс принятия решений. Приведем следующий пример. Существуют две фракции на факультете английского языка: господствующая фракция, уделяющая основное внимание публикациям научных исследований, и фракция меньшинства, делающая упор на качество преподавания. Чтобы заглушить голос фракции меньшинства, кафедра факультета назначает ее руководителя в исполнительный комитет. Это делается для того, чтобы меньшинство поддержало точку зрения господствующей фракции. Подобный метод может быть настолько эффективным, что революционеры часто предупреждали своих последователей не поддаваться соблазну кооптации в структуры истеблишмента (Селзник, 1949).

    Но, возможно, даже более эффективным методом, чем кооптация, оказывается изменение структуры организации. Это самый радикальный прием урегулирования конфликта. Изменение структуры влечет за собой ликвидацию старых и создание новых отделов, пересмотр отношений между отделами и перевод сотрудников в различные отделы (Катц, 1964).

    Организации и бюрократии

    Понятие организации. Возникновение организации.Типы организаций.

    Этапы развития организации

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *