Что такое БТИ: расшифровка, определение и полномочия организации

БТИ – это аббревиатура. Ее расшифровка: Бюро технической инвентаризации. Организация может быть как государственной (например, АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ»), так и муниципальной, а также иметь статус АНО (автономная некоммерческая организация). БТИ продолжают существовать не только в РФ, но и сопредельных странах.

В Беларуси, например, называется БРТИ (расшифровывается как Бюро регистрации и техинвентаризации). Встречаются необычные аббревиатуры и в России. Например, ДТИ (расшифровать достаточно легко – «Дагтехинвентаризация», республиканское БТИ).

Как сообщает сайт «Википедия», в РСФСР изначально контроль за недвижимостью находился в компетенции НКВД, при котором с 1921 года функционировало Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ). Полномочия ГУКХ в 1930-м взяла на себя одноименная структура при Совнаркоме.

Оглавление:

  • Чем занимается БТИ
  • Какую информацию содержит технический паспорт
  • Зачем нужен технический паспорт
  • Помощь в «коммунальных» спорах
  • Как получить технический паспорт
  • Кто может получить технический паспорт
  • Зачем БТИ оценивает недвижимость
  • Кому подчиняется БТИ

Что такое БТИ

Бюро технической инвентаризации – это особая государственная система, главная цель которой – проведение технического учета недвижимости.

Система выполняет быстрый обмен информацией между всеми организациями, которые производят инвентаризацию объектов, в том числе земельных участков и сооружений, а также ведущими кадастровый учет.

Работа структуры регламентирована законодательством.

Бюро играет важную роль при перепланировках жилья. Если изменения провели без согласия БТИ, это считается незаконным. В случае разрушения несущей стены, к примеру, последствия могут быть самые печальные.

Структура в своей деятельности руководствуется рядом нормативно-правовых актов, самый важный из которых – Постановление Правительства от 4 декабря 2000 года № 921.

Некоторая часть деятельности организации регулируется непосредственно самой организацией. К примеру, Бюро вправе самостоятельно устанавливать цены на предоставление справок по объектам.

Структура

В ходе своей работы БТИ тесно сотрудничает со многими системами – органами Росреестра, организациями ЖКХ, банковскими учреждениями. Структура Бюро неоднозначна, иногда очень трудно понять, кому подчиняется БТИ, и под одним и тем же названием могут скрываться разные органы.

Бюро в большинстве случаев не имеет государственной финансовой поддержки и обеспечивает себя самостоятельно. Численность штата также неоднозначна. Например, в маленьких городах в организации может работать всего около 5 человек.

Иногда БТИ оформлено как филиал государственного или федерального предприятия.

Сфера деятельности

Наверняка каждый из нас хоть раз в жизни задавал себе вопрос: «Чем занимается БТИ?» или «Что делает БТИ?». Сфера деятельности этой организации разнообразна.

Служащие бюро оценивают сооружения недвижимости, ведут их учет, занимаются документооборотом и оформлением справок, регламентов, технических характеристик.

Как структура БТИ обеспечивает прямое функционирование системы государственной регистрации, собирает и анализирует статистические данные.

Помимо этого, создаёт налоговую базу, которая впоследствии служит основанием для взимания налогов Федеральной налоговой службой.

Бюро создает учет объектов незавершенного строительства, земельных участков, жилых и нежилых помещений. В базу данных включается информация о местонахождении помещения, его техническом состоянии и о его цене. Архивы структуры – это систематизированный свод информации о всех постройках – гаражах, садовых домиках, крупных фабриках.

Важно! Несколько лет назад организация занималась регистрацией права собственности. Но теперь эта функция подпадает под компетенцию Росреестра.

Функции и полномочия БТИ

Основная функция – обследование технического состояния помещений, как жилых, так и нежилых.

Система выполняет инвентаризацию в трех направлениях:

  1. Когда объект только вводят в эксплуатацию.
  2. Внеплановая инвентаризация, когда нужно узаконить изменения при совершении сделок и других операциях.
  3. При сносе дома или его реконструкции.

После проверки БТИ составляется технический паспорт на объект, в котором содержится информация о первичной оценке стоимости, адресе объекта, его износе. Иными словами, в паспорте прописывается подробная характеристика.

Также обязательной приложение к паспорту — поэтажный план и экспликация – краткая схема-график.

К иным функциям относят контроль состояния объектов, инвентаризацию жилищного фонда и переоценку строений.

Также Бюро консультирует граждан и предоставляет им необходимую информацию.

Помимо вышеуказанного, результаты деятельности организации необходимы для формирования Государственного реестра недвижимости. На основании сведений происходит создание архива, в котором хранятся важные документы – книги регистрации, инвентарные дела, техпаспорта, графики и планы.

Какие услуги БТИ оказывает населению

Бюро предоставляет гражданам сведения по оформлению справок и технических паспортов, услуги по обследованию объекта недвижимости, оценке состояния и оценке стоимости. Также ставит на учет объекты капитального строительства, выдает технические заключения, производит архивирование данных.

Важно! Стоимость услуг зависит от региона нахождения Бюро.

Граждане могут получить информацию о недвижимом имуществе – адресный план территории, кадастровый и технический паспорта, план участка и другое. За дополнительную плату документы подготовят в срочном порядке.

Также Бюро выдаёт справки и выписки, в которых содержатся данные об объекте. Предоставляются они по заявлению лица. Заявку подают непосредственно в Бюро или на сайте государственных услуг. Полученные данные внимательно проверяйте, так как ошибки не исключены – неправильно указан адрес или нарисован график.

Деятельность БТИ востребована и актуальна. Каждый владелец недвижимости минимум раз в жизни пользовался услугами Бюро. Ни одна сделка с недвижимостью – например, перепланировка здания или изменение границ земельного участка, не обходится без этой организации.

Возможность пользоваться услугами БТИ через Интернет значительно облегчает процесс получения необходимых документов.

Бюро технической инвентаризации

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/6 мая 2019.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Последнее изменение сделано участником Bukwoegka (вклад, журналы) в 09:03, 30 мая 2019 (UTC; около 7 часов назад).
Администраторам: , история, журналы, удалить.

Запрос «БТИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Бюро технической инвентаризации (БТИ) — организации, осуществляющие государственный технический учёт и техническую инвентаризацию объектов недвижимости в России , Белоруссии, Казахстане и на Украине.

БТИ функционируют в России в форме государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, государственных бюджетных учреждений, акционерных обществ. На сегодняшний день в России функционирует около 200 организаций по технической инвентаризации (ОТИ).

Деятельность

Органы технической инвентаризации осуществляют:

  • Технический учет жилищного фонда независимо от его принадлежности (техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения, информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда). Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда применяются в следующих случаях:
    • составление государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду;
    • исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере;
    • определение технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений (п. 9 Положения о государственном учете жилищного фонда).
  • Хранение архивной документации в отношении объектов недвижимости (технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы). Данная функция имеет высокое значение, так как, среди прочей, в архивах БТИ хранится информация о правах собственности на недвижимое имущество, возникших до 31.01.1998 года (до 1998 БТИ выполняли функции по регистрации строений, в том числе жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности.). В соответствии с законодательством эти права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
  • Заполнение и представление формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики. На основе этих данных в последствии планируются и проводятся различные государственные программы в сфере ЖКХ, строительства и тд.

С 01.01.2013 исключено требование о проведении технической инвентаризации и изготовлении технических паспортов в отношении объектов капитального строительства . Обязанность по проведению текущего технического учета и инвентаризации предусмотрена только в отношении объектов жилищного фонда.

Инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, зависящая от площади объекта, года постройки, коммунальных удобств, физического износа и вычисляемая органами БТИ до 01.01.2013 года, ранее применялась для расчета налогооблагаемой базы по налогу на недвижимость. Также инвентаризационная стоимость применяется во время четырехлетнего переходного периода при переходе к рассчету по кадастровой стоимости.

Также информация, предоставляемая органами технической инвентаризации, широко используется при осуществлении различных сделок и действий с объектами недвижимости: продажа, покупка, аренда, дарение, наследство, перепланировка, перейстройство и тд.

Виды технической инвентаризации

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Первичная техническая инвентаризация объектов капитального строительства заключается:

  • в выявлении их наличия и местоположения на земельном участке;
  • в описании по основным признакам;
  • в установлении внутренних и наружных размеров площадей и объемов;
  • в определении экономических характеристик, в том числе инвентаризационной стоимости;
  • в выявлении возможных противоречий между техническими документами и фактическим состоянием объектов.

БТИ производит первичную техническую инвентаризацию всего здания в целом, с учетом всех расположенных помещений. По результатам составляется технический паспорт на здание, поэтажные планы и экспликации на все помещения.

Техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос). По результатам технической инвентаризации изменений характеристик помещения пересчитываются технические характеристики всего здания, вносятся изменения в технический паспорт на здание, в поэтажный план (на котором расположено помещение) и в экспликацию .

История

В 1918 году учёт недвижимости был передан в ведение НКВД РСФСР, где был создан отдел местного (позднее коммунального) хозяйства, а в 1921 году — Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД.

Постановлением Экономического совещания РСФСР «Об утверждении Положения об инвентаризации имущества местных советов» 21 мая 1927 года (СУ, 1927, № 55, с. 379) предусматривалось проведение государственного учёта по единой методике всеми организациями технической инвентаризации, объединяемыми в единую систему. Инвентаризация имущества должна была обеспечить выявление его принадлежности, описание по основным признакам, определение технического состояния и оценку.

В 1930 году функции ГУКХ НКВД РСФСР, в системе которого действовали организации технической инвентаризации, были переданы созданному при СНК РСФСР Главному управлению коммунального хозяйства. С 1931 года эти функции перешли к созданному Наркомату коммунального хозяйства РСФСР, преобразованному в 1946 году в соответствующее Министерство. Находясь вплоть до начала 90-годов в системе жилищно-коммунального хозяйства, БТИ взяли на постоянный технический учёт жилой фонд и объекты местного хозяйства страны.

Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 2 октября 1975 года организации технической инвентаризации, имея права юридического лица, были переведены на хозрасчет и действовали в соответствии с Положением о социалистическом государственном производственном предприятии с учётом особенностей, утверждённых постановлением Совета Министров РСФСР от 22 января 1968 года № 38.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 года № 136 «О порядке государственного учёта жилищного фонда», БТИ осуществляли регистрацию и техническую инвентаризацию жилищного фонда в городах, поселках городского типа и сельской местности, независимо от его принадлежности, а также представляли в государственные органы Центрального статистического управления СССР соответствующую статистическую отчетность, руководствуясь при этом Инструкцией о порядке проведения технической инвентаризации жилищного фонда, утверждённой приказом ЦСУ СССР от 15 июля 1985 г.

В 90-е годы XX века ломка общественно-государственной системы, ликвидация Минжилкомхоза РСФСР, исполкомов Советов народных депутатов и их жилищно-коммунальных органов управления на местах привели к разрушению государственной системы технической инвентаризации жилого фонда, осуществляемой БТИ.

В настоящее время система единого государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности восстановлена и развивается.

Техническая инвентаризация и технический учёт

Процесс инвентаризации определяется как вид учётной деятельности. Он характеризуется совокупностью учётных работ, с внесением в техническую документацию изменений, производимых с недвижимостью.

Последующая опись и внесение строений или наделов в перечень предусматривают сравнительный анализ состояний, в натуре и в документации, составленной при проведении технического учёта предшествующей инвентаризации.

Учёт – выявление имеющихся характеристик, свойственных объектам, составление на данной основе перечня недвижимого имущества.
Главное для него – сверка и сопоставление данных, регламентированная целями инвентаризации. А так же – внесение объектов в опись.

Цели инвентаризации иные, они укладываются в рамки получения информации о ресурсе Жилищного фонда и имущественной структуры нежилых помещений, предназначенных под производство или коммерческую деятельность.

Итогом процесса является оценка итоговой стоимости недвижимости, с учётом износа, допускающего снижение стоимости или с учётом реконструкции и улучшения, что допускает улучшение характеристик и повышение ценности.

Функции ТИ заключаются в следующем:

  • сбор и обработка информации;
  • присвоение инвентарного и кадастрового номера;
  • формирование и выдача документации;
  • её хранение и подготовка к плановым работам;
  • определение стоимости недвижимости.

Объекты технической инвентаризации недвижимости

Объектами, подлежащими сверке, являются единицы учёта, имеющие автономные характеристики и самостоятельный юридический статус в виде наименования, что определяет допустимость их внесения в опись.

Главным критерием, определяющим юридический статус объекта недвижимости, допускающегося к обозначенной процедуре, рассматриваются:

  • технический паспорт здания;
  • технический план с экспликацией;
  • кадастровый номер.

Иные ситуации предусматривают определением учётной единицы или объекта несколько зданий, составляющих единый комплекс.

Комплексы, составляющие учётную единицу, вносятся в перечень, а совокупность помещений, которые организовывают его структуру, засчитываются как вспомогательные характеристики объекта.

Если комплексное сооружение потребуется разбить на две или три единицы, составляется сопроводительная документация, а между зданиями проводится разграничительная линия в виде забора или глухой стены, не допускающей непосредственного сообщения. Условные разделения недопустимы.

То же касается домовладений и иных капитальных строений, расположенных на участке земли. Они определяются учётной единицей совокупно, без разделения имущественной ценности земли и сооружения, возведённого на ней. Строение вносится в перечень объектов, а участок обозначается как его характеристика.

Элементы здания или расположенные в них помещения не образуют инвентарных объектов. То же относится к строениям, не подходящим по критериям к числу капитальных сооружений. По преимуществу, они рассматриваются как характеристики главного сооружения, присовокупляясь к нему комплексно и составляя учётную единицу вместе с ним.

Вновь возведённые строения подлежат описи после введения в эксплуатацию и сдачу актом обследования. Кроме этого, они обеспечиваются технической документацией.

Обеспечение документацией требует предварительной инвентаризации, сведения которой вносятся в реестр, что выделяет недвижимость в качестве имущественной единицы.

Кроме обозначенных, специфическими объектами принято считать:

  • незавершённое строительство;
  • самострой, не узаконенные постройки (см. Признание права собственности на самовольную постройку);
  • бесхозные здания и сооружения.

Так же выделяют линейные и линейно-кабельные сооружения, в учёте которых требуется соблюдать нюансы определения единиц и правил внесения таковых в опись.

Виды технической инвентаризации

Процедура сверки производится при проведении ТИ, с опорой на вид деятельности, который выступает в роли:

  • первичной;
  • плановой;
  • внеплановой ТИ.

Первичная инвентаризация обусловлена постановкой недвижимости на учёт, составлением технического плана и паспорта. Кроме этого, устанавливается место нахождения строения и определяется его принадлежность физическому или юридическому лицу и вид правообладания.

Плановые работы проводятся не реже, чем раз в пять лет и не чаще, чем через три года.
Они санкционированы федеральным или региональным распоряжением соответствующего органа власти. Проводятся в массиве жилых домов или производственных помещений, охватывая кадастровый квартал.

Внеплановые работы допускают нерегламентированного проведения. Оно инициируется владельцем недвижимости на возмездной основе, путём подачи заявления в орган БТИ. Такие случаи предусматривают проведение заявленных работ по требованию, в срочном порядке, невзирая на вид собственности.

По преимуществу проводятся при имущественных сделках или при реконструкции домов. При санкционированном переоборудовании помещения или оформлении самостроя, к заявлению прилагается разрешение, выданное административной комиссией.

Уполномоченные субъекты

Сверка данных проводится юридическим лицом, уполномоченным на проведение инвентаризации. Главное учреждение – БТИ, отделения которого расположены в регионах и курируются федеральным Бюро.

Здесь хранится информация, отражающая технические сведения о помещениях жилищного фонда.

БТИ ведёт работы по внеплановой инвентаризации, взимая за это соразмерную, установленную законодательством плату.

В её ведение входит взаимодействие:

  • с Росреестром;
  • ЖКХ, ЖЭУ и т.п.;
  • комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
  • отделами архитектуры и градостроительства;
  • структурными подразделениями администрации.

Плановую государственную инвентаризацию проводят специализированные госучреждения и унитарные предприятия, входящие в перечень уполномоченных Федеральным агентством субъектов. Перечень предваряет начало работ и удостоверяется на правительственном уровне.

Сверка единиц земельных объектов проводится филиалами ФГУБ «Ростехинвентаризация», ведущая топографические работы на местности и составляющая картографические виды документации.

Их создание проводится совместно с учреждением Государственного кадастра недвижимости, а так же, в соответствии с Приказами федеральных и региональных органов власти.

Проведение технической инвентаризации

Обозначенные виды работ носят резолютивный характер. После планирования на федеральном и муниципальном уровне, формируется уполномоченная комиссия, с привлечением ответственных исполнителей.

Заказчиком государственной инвентаризации являются органы власти. Сверка данных по имеющейся в федеральной и муниципальной собственности недвижимости, проводится под надзором муниципалитетов, на территории которых расположены строения.

При первичной постановке на учёт возведённого строения, заказчиками являются граждане – владельцы недвижимости или организации (предприятия), в ведении которых находятся здания. Этот процесс определяется как паспортизация.

Впоследствии эта категория лиц инициирует сверку при имущественных сделках, обращением в БТИ. По заявлению проводится обследование объекта, выступающего в качестве инвентарной единицы.

При обследовании на основании государственного заказа выявляют строения и сооружения, внесённые ранее в перечень, и осуществляют их обход, внося на бумажный носитель характеристики, присущие зданию.
Данный перечень составляется в виде комиссионного акта и требует последующей сверки с ранее составленным актом.

Информация, внесённая в акты, составленные при предшествовавшей инвентаризации, должна соответствовать вновь сформированным сведениям. При наличии расхождений в результате сверки, таковые выписываются для освидетельствования экспертной комиссией и внесения в информационный банк данных.

Основанные на полученных сведениях изменения, допускают снижения или повышения инвентарной и кадастровой стоимости сооружений или земель, что регламентирует передачу таких сведений в УФНС, для изменения налогообложения граждан (см. Оспаривание кадастровой стоимости).

Каждая проверка проводится в два этапа:

  1. Работа на местности, включающая обход территории, обследование здания и топографическую съёмку.
  2. Камеральные работы, заключающиеся в переносе полученных сведений на бумажные и электронные носители.

Полученные сведения передаются:

  • в Госкомстат РФ;
  • Госстрой и Минземстрой РФ.

Завершение процесса сопровождается составлением отчёта, предоставляемого в органы муниципальной власти.

Паспорт и иная техническая документация

Паспортизация объекта – законное требование, предъявляемое к строениям и сооружениям. Его получение требуется в момент ввода в эксплуатацию, при первичном осмотре и регистрации.

Для этого владелец обращается в БТИ по месту расположения недвижимости и подаёт запрос на приглашение техника. Проведя осмотр и замеры в так называемых полевых условиях, техник проводит камеральные работы, внося технические характеристики в информационный банк БТИ.

На их основании выписывается паспорт, отражающий технические характеристики.
Наличие паспорта означает регистрацию строения, его допустимость к участию в имущественных сделках.
Посредством передачи кадастрового паспорта, строение вправе выступать в роли предмета залоговой стоимости, а так же – использоваться по назначению.

Кроме паспорта, здание требуется обеспечить строение нижеследующим:

  • исполнительной документацией;
  • актами предшествующих ТИ;
  • сведениями о составных элементах и характеристиках объекта;
  • справками о местоположении и границах учётной единицы;
  • разрешением на проведение реконструкции (при её наличии);
  • сведения об изменениях.

Документацию требуется составить как на возведённое строение, так и земельный участок, на котором оно расположено.

БТИ что это за организация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *