Понятие «аттестация», задачи проведения

Аттестация в переводе с латинского переводится как свидетельство, что означает определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв, характеристика, процесс оценивания соответствия кого-либо некоторым критериям.

По сложившейся практике, аттестация представляет собой проверку квалификации и служебной состоятельности гражданского служащего. Ее цель — определить соответствие гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы. В ходе аттестации оцениваются знания гражданского служащего, его профессиональные навыки, опыт работы, качество работы, эффективность служебной деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п. В результате проведенной аттестации можно сделать выводы о соответствии или несоответствии гражданского служащего занимаемой должности.

В ходе проведения аттестации наряду с определением соответствия гражданских служащих занимаемым должностям решается ряд других задач, в частности:

  • выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;
  • определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;
  • обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу.

Сроки и условия проведения аттестации

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Ранее этого срока внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться: а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего; б) после принятия в установленном порядке решения:

  1. о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
  2. об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации подлежат все гражданские служащие независимо от занимаемых должностей. Исключение сделано лишь для замещающих должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», если с ними заключен срочный служебный контракт.

Очередную аттестацию не проходят гражданские служащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация этих сотрудников может быть проведена не ранее чем через один год после окончания соответствующего отпуска.

Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих <1> (далее — Положение) расширяет круг гражданских служащих, освобождающихся от прохождения очередной аттестации. Пункт 3 указанного Положения предусматривает, что аттестации не подлежат гражданские служащие:

  • проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;
  • достигшие возраста 60 лет;
  • беременные женщины;
  • в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

<1> Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110.

При сокращении должностей гражданской службы в государственном органе аттестация проводится с целью определения гражданских служащих, которые обладают преимущественным правом оставления на работе в силу высокой результативности труда и высокой квалификации. По результатам внеочередной аттестации таким служащим могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Внеочередная аттестация может проводиться и по соглашению сторон служебного контракта в целях объективной оценки профессионального уровня гражданского служащего, решения вопроса о переводе на другую должность, повышении денежного содержания и т.п.

Этапы аттестации

Проведение аттестации требует определенной организации. Можно выделить три этапа аттестационной процедуры: подготовительный, непосредственно аттестация, заключительный.

Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на подразделение государственного органа по вопросам гражданской службы и кадров.

Подготовительный период является наиболее ответственным этапом организации аттестации. От того, насколько своевременно и в соответствии с Положением выполнена подготовительная работа, предусмотренная на этом этапе, во многом зависят конечные результаты аттестации: определение степени служебного соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы; выявление перспективы использования потенциальных способностей гражданского служащего, стимулирование роста его профессиональной компетенции; определение степени необходимости повышения квалификации; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения гражданского служащего от замещаемой должности.

Подготовка к аттестации должна проводиться планомерно и включать в себя следующие подготовительные процедуры:

  1. организация разъяснительной работы в коллективе о целях, задачах и порядке проведения аттестации;
  2. мониторинг круга, составление списка гражданских служащих государственного органа, подлежащих аттестации;
  3. утверждение графика и сроков проведения аттестации;
  4. создание аттестационной комиссии;
  5. подготовка необходимых документов на аттестуемых и представление этих документов в аттестационную комиссию;
  6. проверка наличия и ознакомление членов аттестационной комиссии с отчетами и отзывами на аттестуемых гражданских служащих.

Низкая информационная поддержка цели проведения и процедуры проведения аттестации может сказаться на психологическом климате коллектива, особенно если аттестация проводится впервые.

Гражданский служащий заранее должен быть предупрежден представителем нанимателя о такой проверке, для того чтобы своевременно подготовиться к ответам на вопросы, поставленные аттестационной комиссией, касающиеся его служебных обязанностей согласно должностному регламенту.

Правовой акт о проведении аттестации

В соответствии с п. 7 Положения подготовку к проведению аттестации следует начать с издания руководителем государственного органа правового акта (приказа, распоряжения), содержащего положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

В правовом акте о проведении аттестации перед руководителями соответствующих структурных подразделений государственного органа (работы с кадрами, юридической службой и др.) ставятся соответствующие задачи по обеспечению подготовки, проведения и завершения аттестации. Правовым актом определяются конкретные сроки проведения аттестации по соответствующим должностям персонально для каждого гражданского служащего, утверждается график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.

График проведения аттестации ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

Утвержденный график является правовым основанием проведения аттестации в отношении каждого гражданского служащего, подлежащего в соответствии с Законом <2> и Положением периодической проверке его профессиональных и других качеств.

<2> Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В графиках необходимо предусмотреть резервное время для проведения аттестации тех лиц, которые в установленное время не были аттестованы по уважительным причинам (болезнь, командировки, выполнение государственных или общественных обязанностей и т.п.). Вместе с тем такие поправки в графиках не должны приводить к нарушению общих сроков аттестации, установленных правовым актом государственного органа.

Аттестационная комиссия

Еще одной из подготовительных процедур проведения аттестации, как отмечалось выше, является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых гражданских служащих.

Формирование и состав аттестационных комиссий подробно отражены в п. п. 8 — 10 Положения. Обратите внимание, что принятое комиссией в отношении аттестуемого гражданского служащего решение будет объективным только в том случае, если в этом решении отражено мнение большинства членов комиссии. Для этого должны быть созданы все условия для формирования и свободного выражения независимого мнения каждого участника процедуры аттестации.

Одним из основных участков в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другой информацией об аттестуемых гражданских служащих. Стоит заметить, что повышение объективности и качества оценки будет иметь место только в случае, если аттестационная комиссия действительно детально изучит представленные документы.

Каждый член аттестационной комиссии вправе потребовать от председателя или его заместителя своевременного ознакомления с представленными на аттестуемых документами, высказать свое мнение по поводу их содержания, оформления, достоверности и необходимости дополнительного сбора какой-либо информации.

О документах к аттестации

Предоставление в аттестационную комиссию документов и ознакомление членов аттестационной комиссии с представленными документами, а также должностным регламентом аттестуемого является важным элементом в объективной оценке профессиональных качеств государственного служащего.

К документам, которые должны быть представлены в аттестационную комиссию, относятся:

  • мотивированный отзыв об исполнении проходящим аттестацию гражданским служащим должностных обязанностей, подготовленный непосредственным руководителем проходящего аттестацию;
  • сведения о выполненных поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;
  • пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя (заявление о своем несогласии с представленным отзывом);
  • аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

В силу п. 12 Положения подготовка необходимых документов для проведения аттестации гражданского служащего предусматривает составление на него непосредственным руководителем мотивированного отзыва об исполнении аттестуемым должностных обязанностей за аттестационный период. Такой отзыв в аттестационную комиссию представляется не позднее чем за две недели до начала аттестации. Отзыв подписывается непосредственным руководителем аттестуемого и утверждается вышестоящим руководителем.

Юридическое значение отзыва выражается в том, что он является одним из главных письменных документов, подтверждающим в значительной степени факт выполнения или невыполнения аттестуемым гражданским служащим возложенных на него трудовых обязанностей. Следовательно, отзыв лежит в основе признания гражданского служащего соответствующим или не соответствующим занимаемой должности.

Представляемый на гражданского служащего отзыв должен содержать объективные сведения о его гражданской службе, мотивированную оценку профессиональных, личных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого.

В отзыве целесообразно отразить также своевременность выполнения заданий и поручений, относящихся к должностным обязанностям аттестуемого, качество и сложность работы, степень самостоятельности при ее выполнении, инициативность, наличие элементов творчества и использование эффективных методов работы, соблюдение служебной дисциплины. При составлении отзыва на руководителя, наряду с указанными данными, рекомендуется также отметить достигнутые результаты возглавляемого им подразделения государственного органа.

Следует иметь в виду, что ни Закон, ни Положение о проведении аттестации гражданских служащих не устанавливают исчерпывающего перечня документов и иной информации, анализируемой аттестационной комиссией. И надо признать, что это правильно. Дело в том, что специфика работы целого ряда гражданских служащих может вызвать потребность в получении дополнительных сведений об аттестуемом. Поэтому устанавливать какой-либо единый перечень документов, представляемых на аттестуемых гражданских служащих, по мнению автора, нецелесообразно.

Проведение аттестации

По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.

Отметим, что основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.

В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):

Показатели, характеризующие

квалификацию гражданского

служащего

Категории должностей гражданских

служащих

Руководители

Специалисты

Обеспечивающие

специалисты

Образование

+

+

+

Стаж работы по специальности

+

+

+

Профессиональная

компетентность

+

+

+

Знание нормативных актов,

регламентирующих установленную

сферу профессиональной

служебной деятельности

+

+

Знание отечественного опыта

по профилю профессиональной

служебной деятельности

+

Умение оперативно принимать

решения по достижению

поставленных целей

+

+

Качество выполненной работы

+

+

+

Способность адаптироваться

к новой ситуации и принимать

новые подходы к решению

возникающих проблем

+

+

Своевременность выполнения

должностных обязанностей,

ответственность за результаты

служебной деятельности

+

+

+

Умение работать с документами

+

+

+

Способность прогнозировать

и планировать, организовывать,

координировать и регулировать,

а также контролировать

и анализировать работу

подчиненных

+

Способность в короткие сроки

осваивать технические

средства, обеспечивающие

повышение производительности

труда и качества работы

+

+

+

Служебная этика, стиль общения

+

+

+

Способность к творчеству,

введению инновационных

технологий

+

+

+

Участие в управленческом

процессе принятия решений

+

+

Способность к самооценке

+

+

+

Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.

По мнению автора, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из направлений Программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013)».

Заключительный этап

Завершающим этапом проведения аттестации является реализация решений, принятых аттестационной комиссией. Аттестационная комиссия обобщает рекомендации и предложения, принятые в отношении аттестуемых гражданских служащих по улучшению их работы, повышению квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, целесообразность которых была выявлена в процессе проведения аттестации.

Аттестационная комиссия может принять один из четырех вариантов решения, предусмотренных Законом:

  1. соответствует замещаемой должности гражданской службы;
  2. соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  3. соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
  4. не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В последних двух случаях в течение одного месяца издается правовой акт с формулировкой: а) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; б) понижается в должности.

Заключение аттестационной комиссии о том, что гражданский служащий по уровню своей фактической квалификации не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе, порождает у представителя нанимателя право расторгнуть служебный контракт с данным гражданским служащим. В данном случае, когда гражданский служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы, представитель нанимателя получает законное право уволить гражданского служащего по собственной инициативе на основании пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона.

Официальный статус аттестации позволяет использовать ее результаты в целях увольнения работника.

Однако, решая вопрос по существу, следует иметь в виду, что работник может пойти в суд и что судебная практика исходит из недопустимости расторжения служебного контракта по мотивам недостаточной квалификации с гражданским служащим.

В этом случае придется доказывать, что увольнение было произведено законно и правильно. О правомерности увольнения могут свидетельствовать следующие доказательства.

Порядок проведения аттестации предполагает соблюдение следующих правил:

а) наличие нормативной основы (положения об аттестации в организации);

б) осуществление процедуры проведения аттестации комиссией, создаваемой в порядке, устанавливаемом соответствующим положением;

в) выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника будут подлежать оценке в совокупности с другими доказательствами. Здесь необходимо помнить, что прописано в должностном регламенте сотрудника, поскольку в результате может выйти так, что комиссия проверяла навыки работника, которые не входили в его обязанности;

г) работодатель обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что служащий отказался от направления его для прохождения профессиональной переподготовки, повышения квалификации или от перевода на другую должность гражданской службы.

Поэтому кадровым службам необходимо позаботиться о том, чтобы присутствовали все документы, которые вместе с аттестационным листом отражают ход аттестации, а также содержат сведения о квалификации работника.

В любом случае четкое соблюдение всех этапов проведения процедуры, своевременность принятия решений по итогам аттестации, юридическая обоснованность (легитимность) таких решений никогда не приведут к проигрышу работодателя.

В заключение хочется напомнить, что аттестация не должна проводиться ради самой процедуры. Она может быть эффективной, только если будет лишена признаков формальности, будет объективной. В ходе аттестации оцениваются знания работника, профессиональные навыки, опыт, качество работы (эффективность трудовой деятельности, достижение поставленных задач и конкретных результатов и т.п.). В результате проведенной проверки делается вывод о соответствии (несоответствии) работника занимаемой должности (выполняемой работе).

С.А.Заварихина

Главный специалист

юридического отдела УФК

по Хабаровскому краю

Порядок проведения

Детали организации и проведения аттестации в государственных структурах должны быть разработаны и закреплены в специальном нормативном акте. Он может называться по-разному: положение, порядок, регламент (в нашей статье мы будем использовать термин «Положение»). Но суть его остается одна — в нем содержится полная информация о графике аттестации, аттестационной комиссии, необходимых документах, списке государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации, и непосредственно процедуре проведения.

Порядок и правила формирования аттестационной комиссии подробно описаны в ст. 48 ФЗ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Аттестационная комиссия должна быть сформирована таким образом, чтобы среди ее членов не возникали конфликты интересов, которые могут повлиять на вынесение решений. Кроме того, должна учитываться специфика должностных обязанностей служащих, поэтому при необходимости может быть создано несколько комиссий. Например, аттестация государственных гражданских служащих, использующих в своей работе информацию, содержащую государственную тайну, проводится отдельно. При этом и члены аттестационной комиссии должны иметь соответствующий допуск.

Комиссия должна состоять из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Ее членами могут быть: представитель нанимателя, представитель федерального государственного органа по управлению госслужбой, представители образовательных организаций в качестве независимых экспертов. Численность последних должна составлять не менее ¼ от общего числа членов. Все члены аттестационной комиссии имеют равные права при принятии решений. Если член аттестационной комиссии сам является государственным гражданским служащим, которому положено пройти эту процедуру, он временно выводится из состава комиссии.

Процедура проведения аттестации

Не менее чем за неделю до планируемой аттестации работник кадровой службы обязан ознакомить каждого подлежащего аттестации государственного гражданского служащего с подготовленным для передачи в аттестационную комиссию отзывом об исполнении им своих обязанностей. В случае несогласия с предоставленной информацией гражданский служащий имеет право самостоятельно подготовить дополнительные документы, подтверждающие его успешную деятельность на государственной гражданской службе.

Во время проверки знаний аттестуемый приглашается в специально выделенное помещение к аттестационной комиссии, которая изучает предоставленные документы, а также может проводить тестирования, опросы, собеседования и другие процедуры, позволяющие определить квалификационный уровень гражданского служащего. Все эти детали должны быть закреплены в Положении.

Если гражданский служащий не явился, то, в зависимости от того, была ли причина отсутствия уважительной или нет, мероприятие может быть перенесено, проведено заочно либо на служащего может быть наложено дисциплинарное взыскание.

Варианты принятых решений

Формулировки, порядок и сроки оглашения решений аттестационной комиссии рекомендуется закрепить в Положении. Сами решения могут иметь следующие формулировки:

  • соответствует занимаемой должности гражданской службы;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • соответствует занимаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
  • не соответствует занимаемой должности гражданской службы.

Все результаты вносятся в протокол заседания комиссии. При вынесении решения рекомендуется обосновать его и предложить меры по улучшению результатов аттестации.

Аттестационный лист предоставляется гражданскому служащему для ознакомления под подпись и далее хранится в его личном деле вместе с отзывом о выполнении обязанностей и отчетом о работе.

Не позднее чем через 7 дней после проведения аттестации государственных гражданских служащих ее итоги должны быть переданы представителю нанимателя, который, в свою очередь, в течение 30 дней издает правовой акт государственного органа с решениями относительно аттестованных гражданских служащих. Варианты решения могут быть следующими:

  • о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
  • о направлении гражданского служащего на профессиональ­ную переподготовку или повышение квалификации;
  • о понижении гражданского служащего в должности гражданской службы.

Согласно трудовому законодательству, уволить сотрудника с гражданской службы по итогам аттестации нельзя. Но если он отказывается от понижения в должности, повышения квалификации или проходить переподготовку, тогда работодатель имеет право отстранить гражданского служащего от должности и уволить с гражданской службы. (п. 17 ст. 48 ФЗ № 79-ФЗ).

Бланк протокола заседания комиссии

Аттестация гражданских служащих

Общие положения

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы Российской Федерации, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

а) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

б) достигшие возраста 60 лет;

в) беременные женщины;

г) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

д) замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации);

е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

До истечения трех лет после проведения предыдущей аттестации может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

Внеочередная аттестация может проводиться:

а) по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего;

б) по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), после принятия в установленном порядке решения:

о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Организация проведения аттестации

7. Для проведения аттестации гражданских служащих по решению представителя нанимателя издается правовой акт государственного органа, содержащий положения:

а) о формировании аттестационной комиссии;

б) об утверждении графика проведения аттестации;

в) о составлении списков гражданских служащих, подлежащих аттестации;

г) о подготовке документов, необходимых для работы аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия формируется правовым актом государственного органа в соответствии с частями 9 — 12 статьи 48 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Указанным актом определяются состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работы.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем.

Отзыв должен содержать следующие сведения о гражданском служащем:

а) фамилия, имя, отчество;

б) замещаемая должность гражданской службы на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность;

в) перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых гражданский служащий принимал участие;

г) мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

К отзыву об исполнении подлежащим аттестации гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

При каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист гражданского служащего с данными предыдущей аттестации.

Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого аттестуемого гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя.

Проведение аттестации

Аттестация проводится с приглашением аттестуемого гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки гражданского служащего на заседание указанной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а аттестация переносится на более поздний срок.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего. В целях объективного проведения аттестации после рассмотрения представленных аттестуемым гражданским служащим дополнительных сведений о своей профессиональной служебной деятельности за аттестационный период аттестационная комиссия вправе перенести аттестацию на следующее заседание комиссии.

Обсуждение профессиональных и личностных качеств гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности.

При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента, профессиональные знания и опыт работы гражданского служащего, соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а при аттестации гражданского служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим гражданским служащим, — также организаторские способности.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. Проведение заседания аттестационной комиссии с участием только ее членов, замещающих должности гражданской службы, не допускается.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности гражданской службы.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

а) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

б) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

в) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии получения дополнительного профессионального образования;

г) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным гражданским служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего, составленный по утвержденной форме. Гражданский служащий знакомится с аттестационным листом под расписку.

Аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период хранятся в личном деле гражданского служащего.

Материалы аттестации гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения.

В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что гражданский служащий:

а) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

б) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

в) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или от перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и уволить его с гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.

По истечении одного месяца после проведения аттестации перевод гражданского служащего на другую должность гражданской службы либо увольнение его с гражданской службы по результатам данной аттестации не допускается. Время болезни и ежегодного оплачиваемого отпуска гражданского служащего в указанный срок не засчитывается.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

График заседаний экзаменационной комиссии по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.

Состав аттестационной комиссии Управления Росреестра по Рязанской области (в редакции приказа от 23.01.2018 г. № 43-к) (внесены изменения приказом от 12.11.2018 г. № 489-к).

Сведения об аттестации государственных гражданских служащих Управления Росреестра по Рязанской области в 2015 году.

2019 год

Результаты аттестации 24.04.2019 г.

Результаты аттестации 13.03.2019 г.

2018 год

Результаты аттестации 21.11.2018 г.

Результаты аттестации 31.10.2018 г.

Результаты аттестации 10.10.2018 г.

Результаты аттестации 19.09.2018 г.

Результаты аттестации 16.05.2018 г

Результаты аттестации 25.04.2018 г

Результаты аттестации 11.04.2018 г

Результаты аттестации 21.03.2018 г

2017 год

Результаты аттестации 15.11.2017 г.

Результаты аттестации 25.10.2017 г.

Результаты аттестации 04.10.2017 г.

Результаты аттестации 24.05.2017 г.

Результаты аттестации 26.04.2017 г.

Результаты аттестации 10.03.2017 г.

2016 год

Результаты аттестации 23.11.2016.

Результаты аттестации 23.03.2016.

Результаты аттестации 20.04.2016.

Результаты аттестации 25.05.2016.

Процедура аттестации гражданских служащих

Аттестация государственных гражданских служащих – комплексное мероприятие, проводимое работодателем для того, чтобы узнать, кто из его работников не соответствует должностным критериям. При этом в законе Российской Федерации, а именно в Указе Президента от 01.02.2005 №110, различают два основных вида аттестации гражданских служащих:

  • Аттестация, которая проводится с определенной частотой – один раз в три года.
  • Внеочередная аттестация гражданских служащих. Внеочередная аттестация гражданских служащих может проводиться по нескольким причинам. Это может быть обоюдное соглашение сторон, заключивших трудовой договор или же решение руководителя территориального подразделения государственного органа.

Есть ещё одна группа причин, по которым можно провести повторную аттестацию гражданского служащего. Это соответствующее решение руководителя о том, что на предприятии необходимо провести сокращение должностей. Также аттестация гражданского служащего раньше срока возможна, если от начальства поступило распоряжение о сокращении заработной платы определенным категориям работников.

Аттестация гражданского служащего проводится для всех категорий гражданских служащих, кроме некоторых исключений. Среди них есть:

  • Сотрудники, которые не проработали на гражданской должности ещё и года;
  • Специалисты, которые достигли возраста в 60 лет;
  • Беременные сотрудницы и находящиеся в отпуске по беременности или уходу за ребенком;
  • Сотрудники, которые замещают руководящие или советнические должности временно, по заключенному срочному контракту;
  • Сотрудники, которые прошли сдачу квалификационных тестов меньше чем за год до начала аттестации;

Вся процедура проверки знаний служащих проходит в несколько этапов.

Подготовительный этап. Во время подготовительного этапа руководитель предприятия должен сделать несколько обязательных шагов для того, чтобы начать процедуру аттестации гражданских служащих.

  1. Сначала руководителю необходимо сформировать аттестационную комиссию. В её состав должны включить представителя отдела по вопросам кадров, ответственного сотрудника, направленного из юридического отдела, представителя соответствующего профсоюза. Также, по надобности, могут быть приглашены сотрудники научных и исследовательских учреждений, независимые эксперты.
  2. Работодатель должен составить график, по которому будет проводиться аттестация. Этот график должен утверждаться подписью руководителя предприятия каждый год. И каждый сотрудник, который должен будет пройти аттестацию, в обязательном порядке ознакомляется с этим документом не раньше, чем за месяц до начала проверки. В графике аттестации должно быть указано, в каких именно структурных подразделениях организации будет проводиться аттестация, список сотрудников, которых будут проверять, дата и место, где будет проводиться аттестация и какие окончательные сроки сдачи нужной документации секретарю комиссии.
  3. Руководитель составляет список работников, которые подлежат проверке соответствия критериям, которые выдвигаются к их должности. Обычно подобной процедурой занимаются кадровики из соответствующей службы, а вышестоящее руководство только утверждает полученные списки.
  4. Ответственные сотрудники занимаются подготовкой бумаг, которые необходимы для корректной работы аттестационной комиссии. Работники, которые должны подвергнуться проверке, обязаны отправить секретарю отчеты, где будут записаны итоги трудовой деятельности с момента последней аттестации. Этот отчет должен подписать прямой начальник проверяемого сотрудника. Он может включить в отчет свои личные оценки трудовой деятельности сотрудника, но не позднее двух недель до начала заседаний.

Если непосредственный начальник служащего решил оставить свой отзыв в отчете, который сотрудник собрался отправлять аттестационной комиссии, ему необходимо будет указать и другую дополнительную информацию. Например, сведения о тех поручениях, которые он выполнил – насколько сложные, как быстро и как качественно.

За неделю до того, как начнутся заседания аттестационной комиссии, работники кадровой службы предприятия должны ознакомить сотрудника не только с документацией, но и с отзывом, который о нём оставил начальник.

За сотрудником остается право корректировать показания, которые указаны в составленной о нем характеристике. Если он не согласен с тем, что написано в бумаге, составленной его руководителем, то он может добавить отсутствующую информацию и составить заявление о том, что не согласен с тем отзывом, который отправил его руководитель. Также сотрудник имеет право передать аттестационной комиссии просьбу отозвать его прямого начальника.

Второй этап – аттестация служащих. Аттестация проводится в следующем порядке. Служащие, состоящие в комиссии, приглашают каждого работника, который должен пройти проверку, на заседание. Есть вероятность, что он не сможет прийти. Если это произошло по уважительным причинам, например, по болезни, то заседание просто переносится. А если он не явился на заседание без уважительной причины или если совсем отказался прийти, то тогда, вместе с переносом заседания, руководитель обязан наказать провинившегося дисциплинарно.

Любые обсуждения работника, которые проходят на комиссии, должны следовать нескольким правилам. Первое – затрагивать только деловые качества сотрудника. Второе – быть максимально объективными в оценке.

Третий этап – заключительный. Решение принимается аттестационной комиссией путем голосования. Если за одно из решений оказывается больше голосов, то оно становится действующим и заносится в протокол заседания.

После того, как аттестация закончилась и все результаты собраны, комиссия начинает принимать решения. Они, проанализировав все собранные данные, могут выставить одну из следующих оценок:

  • Сотрудник на все 100% соответствует требованиям, которые представлены к должности.
  • Сотрудник, прошедший аттестацию, не только на все 100% соответствует требованиям, но также может быть включен в список кадрового резерва для роста по карьерной лестнице;
  • Сотрудник будет соответствовать занимаемой им должности, если его отправят на курсы переподготовки или повышения квалификации;
  • Сотрудник не соответствует условиям, которые выдвигаются к занимаемой им должности.

После того, как аттестация закончилась и все вопросы были выяснены, отчет о проделанной работе отправляется работодателю. Срок выполнения этой задачи – не больше 7 суток.

После того, как отчет аттестационной комиссии оказывается на руках работодателя, у того есть месяц, чтобы принять окончательное решение по тем сотрудникам, которые не прошли аттестацию. Руководитель организации может:

  • Отправить не сдавшего аттестацию сотрудника на переобучение или повышение квалификации;
  • Принять решение о том, что сотрудника необходимо понизить в должности;

Также стоит отметить, что служащий имеет право отказаться от перевода и поездки на курсы повышения квалификация. В таком случае у работодателя не остается выбора, и он разрывает со служащим трудовой договор, освобождая должность гражданского служащего.

Ответственность на государственной гражданской службе

Поощрение, как и дисциплинарные взыскания, служат на государственной гражданской службе одной цели – поддержанию эффективной работы внутри организации.

Федеральный закон Российской Федерации устанавливает список основных методов, при помощи которых сотрудника, занимающего соответствующую должность, можно поощрить за хорошую работу:

  • Работодатель может выписать официальную благодарность сотруднику и присовокупить к ней денежное поощрение;
  • Работодатель может выплатить единовременное денежное поощрение в связи с тем, что сотрудник вышел на пенсию;
  • Правительство Российской Федерации может выписать отдельное поощрение, так же, как и Президент;
  • Сотрудник может быть приставлен к одному из почетных званий Российской Федерации;

А в Указе Президента РФ от 25.07.2006 №765 вместе с некоторыми мерами из тех, что описаны выше, могут применяться и дополнительные денежные поощрения. Сумма такого поощрения, в зависимости от условий и факторов, установлена в пределах от одного месячного оклада сотрудника до десяти месячных окладов сотрудника.

Но кроме позитивных методов, есть и другие способы влиять на сотрудника и повышать эффективность его работы. Один из них – служебная проверка. Её можно провести, если работодатель издаст соответствующий указ. Во время служебной проверки необходимо установить:

  • Совершался ли сотрудником вообще дисциплинарный проступок, в котором его обвиняют;
  • Доказательства вины сотрудника, работающего на должности гражданского служащего;
  • Причины и факторы, которые повлияли на государственного гражданского служащего и привели к тому, что он совершил этот проступок;
  • Насколько сильный вред нанес служащий организации своей ошибкой и какой характер этих повреждений;

После того, как служебная проверка закончилась, должна быть составлена специальная служебная записка. В её тексте в обязательном порядке необходимо указать основные факты, установленные во время проведения проверки. Также там должны быть указаны меры дисциплинарного наказания, которые советуется применить к провинившемуся сотруднику.

Как только проверка закончилась и служебная записка составлена, нужно чтобы ее подписал начальник подразделения по вопросам кадров. Эта запись будет храниться в личном деле сотрудника, рядом с результатами других подобных проверок и аттестаций.

У гражданского служащего, против которого возбудили служебную проверку, тоже наличествуют права:

  • Он может предоставлять устные или письменные объяснения, отсылать в ответственные органы ходатайственные письма и заявления.
  • Он может обжаловать действия служащих, которые заняты проведением служебной проверки. Также он может обратиться в суд против работодателя, который и инициировал подобное разбирательство.
  • Он имеет право ознакомиться с заключительной запиской, составленной по результатам проведения расследования.

О проведении аттестации административных государственных служащих корпуса «Б»

Сноска. Утратил силу Указом Президента РК от 05.05.2018 № 681.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан» ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения аттестации административных государственных служащих корпуса «Б».

2. Провести аттестацию административных государственных служащих корпуса «Б» в срок до 1 июля 2017 года.

3. Агентству Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции совместно с центральными государственными и местными исполнительными органами обеспечить проведение:

1) аттестации административных государственных служащих корпуса «Б»;

2) разъяснительной работы по вопросам порядка проведения аттестации административных государственных служащих корпуса «Б».

4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

5. Настоящий Указ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Президент
Республики Казахстан
Н. Назарбаев
УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Республики Казахстан
от 30 декабря 2016 года № 404

ПРАВИЛА
проведения аттестации административных
государственных служащих корпуса «Б»
1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения аттестации административных государственных служащих корпуса «Б» (далее – Правила) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года «О государственной службе Республики Казахстан» (далее – Закон) и определяют порядок проведения аттестации административных государственных служащих корпуса «Б» (далее – служащие корпуса «Б»).

2. Целью аттестации является определение уровня профессиональной подготовки и соответствия занимаемым должностям служащих корпуса «Б».

3. Аттестацию проходят служащие корпуса «Б», за исключением:

1) служащих корпуса «Б», которым на момент аттестации осталось два и менее лет до достижения пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Наступление срока, указанного в части первой настоящего подпункта в период с 5 января по 30 июня 2017 года включительно, является основанием для освобождения служащих корпуса «Б» от прохождения аттестации;

2) служащих корпуса «Б», находящихся в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком;

3) беременных женщин, предоставивших медицинское заключение о беременности, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), иных лиц, воспитывающих указанную категорию детей без матери;

4) лиц, впервые назначенных на административную государственную должность, имеющих стаж государственной службы менее шести месяцев на момент прохождения собеседования в соответствующей аттестационной комиссии;

4-1) служащих корпуса «Б», должности которых преобразованы с должностей корпуса «А»;

5) служащих корпуса «Б», состоящих в кадровом резерве административной государственной службы корпуса «А».

Сноска. Пункт 3 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 05.04.2017 № 456 (вводится в действие по истечении одного месяца со дня подписания).

4. Общий график аттестации служащих корпуса «Б», предусматривающий сроки проведения этапов аттестации (далее – общий график) утверждается уполномоченным органом по делам государственной службы (далее – уполномоченный орган) и размещается на его интернет-ресурсе.

Государственные органы и местные исполнительные органы на основе общего графика самостоятельно утверждают графики проведения аттестации служащих корпуса «Б».

5. Предоставление ежегодных трудовых отпусков служащим корпуса «Б», подлежащим аттестации, направление их в служебные командировки, на стажировку, а также курсы переподготовки и повышения квалификации осуществляется с учетом графика проведения аттестации.

Участие служащих корпуса «Б», подлежащих прохождению аттестации, в конкурсах, а также их назначение на административную государственную должность в порядке перевода допускается только при наличии принятого решения соответствующей аттестационной комиссии, за исключением служащих корпуса «Б» Администрации Президента Республики Казахстан, Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан и аппаратов палат Парламента Республики Казахстан.

Данное требование не распространяется на лиц, занимающих временные вакантные должности.

6. Служащие корпуса «Б», находящиеся в период аттестации в учебном отпуске, отпуске без сохранения заработной платы, длительной командировке или отсутствующие на работе вследствие заболевания, а также прикомандированные к международным и иным организациям, проходят аттестацию в течение шести месяцев после выхода на работу до конца 2017 года.

Персонал дипломатической службы, направленный на работу в загранучреждения Республики Казахстан, должен пройти аттестацию до конца 2017 года.

Прикомандированные к государственным органам лица проходят аттестацию согласно положениям настоящих Правил.

7. В зависимости от категории занимаемых должностей служащие корпуса «Б» проходят аттестацию в аттестационных комиссиях соответствующего уровня:

на первом уровне – Высшая аттестационная комиссия при Президенте Республики Казахстан (далее – ВАК);

на втором уровне – аттестационные комиссии центральных государственных органов, их ведомств, территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в областях, городе республиканского значения, столице, а также аппаратов акимов областей, города республиканского значения, столицы;

на третьем уровне – аттестационные комиссии территориальных подразделений центральных государственных органов и их ведомств в районах, районах в городе и городах областного значения, а также аппаратов акимов районов, районов в городе и городов областного значения.

8. В состав ВАК входят заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан, Председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, руководитель Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан, на паритетной основе представляющие Сенат и Мажилис Парламента Республики Казахстан, руководители структурных подразделений Администрации Президента Республики Казахстан, представители академической среды и общественных объединений.

При проведении собеседования со служащим корпуса «Б» в состав ВАК также включается лицо, занимающее должность не ниже заместителя первого руководителя государственного органа, в котором он работает.

Состав ВАК утверждается актом руководителя Администрации Президента Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

9. В состав аттестационных комиссий на втором и третьем уровнях могут входить административные государственные служащие корпуса «А», в том числе из вышестоящих государственных органов, служащие корпуса «Б», в том числе руководители структурных подразделений, уполномоченные по этике, из числа успешно прошедших аттестацию на предыдущем уровне, представители общественных советов, научно-экспертной, академической среды, общественных объединений, а также члены советов по этике уполномоченного органа.

10. В состав аттестационных комиссий, создаваемых в центральных государственных органах и их ведомствах, допускается привлечение депутатов Сената и Мажилиса Парламента.

В аттестационные комиссии, создаваемые в территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомствах в областях, городе республиканского значения, столице, в районах, районах в городе и городах областного значения, а также в аппаратах акимов областей, города республиканского значения, столицы, районов, районов в городе и городов областного значения, допускается привлечение депутатов соответствующих маслихатов.

11. Допускается включение в состав аттестационных комиссий, создаваемых в правоохранительных и специальных государственных органах, а также в государственных учреждениях Вооруженных Сил, сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, а также военнослужащих соответственно.

12. Рабочим органом ВАК является уполномоченный орган, а рабочими органами аттестационных комиссий второго и третьего уровней являются службы управления персоналом (кадровые службы).

13. Секретарем ВАК является должностное лицо уполномоченного органа, занимающее административную государственную должность корпуса «А».

Секретарем аттестационной комиссии второго и третьего уровней является представитель службы управления персоналом (кадровой службы) государственного органа.

14. В случае отсутствия представителя службы управления персоналом (кадровой службы) или на период прохождения им аттестации секретарем по решению председателя аттестационной комиссии определяется иное лицо.

15. Секретарь аттестационной комиссии осуществляет организационное обеспечение ее работы и не вправе принимать участие в голосовании.

16. Составы аттестационных комиссий второго и третьего уровней утверждаются актами председателей соответствующих аттестационных комиссий, определенных в пунктах 32 и 38 настоящих Правил.

17. В случае отсутствия у председателя аттестационной комиссии полномочий по изданию актов состав аттестационной комиссии утверждается вышестоящим должностным лицом, уполномоченным подписывать акты.

18. Аттестационные комиссии состоят не менее чем из пяти членов, в том числе председателя. Замещение отсутствующих членов аттестационной комиссии не допускается.

19. При отсутствии председателя аттестационной комиссии по уважительной причине его обязанности временно возлагаются на одного из членов аттестационной комиссии.

20. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.

21. Решение аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов от общего количества присутствовавших на заседании членов аттестационной комиссии в отсутствие аттестуемого служащего корпуса «Б». В случае равенства голосов голос председателя аттестационной комиссии является решающим.

22. Принятое решение оформляется в виде протокола в течение трех рабочих дней со дня заседания аттестационной комиссии и подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии.

23. Служащий корпуса «Б» ознакомляется с протоколом соответствующей аттестационной комиссии под роспись в течение трех рабочих дней со дня его подписания.

24. После вынесения решения аттестационной комиссией по запросу служащего корпуса «Б» ему предоставляются копии оценочного листа, заключения о результатах тестирования на оценку личных компетенций, выдержка из протокола заседания аттестационной комиссии в течение двух рабочих дней со дня его обращения с запросом.

2. Этапы проведения аттестации

25. Аттестация включает следующие этапы:

1) составление оценочного листа;

2) тестирование на оценку личных компетенций. Служащий корпуса «Б», не принявший участие в тестировании на оценку личных компетенций, не допускается к следующему этапу;

3) собеседование в ВАК или аттестационных комиссиях соответствующего уровня. Ход собеседования фиксируется с использованием средств аудио- или видеозаписи.

Собеседование со служащими корпуса «Б» на втором и третьем уровнях допускается проводить посредством видеоконференцсвязи;

4) принятие решений аттестационной комиссией по итогам собеседования и с учетом результатов предыдущих этапов.

26. Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

1) соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к повышению в должности;

2) соответствует занимаемой государственной должности;

3) не соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к понижению в государственной должности;

4) не соответствует занимаемой государственной должности и рекомендуется к увольнению.

27. Форма оценочного листа, программы и порядок организации тестирования на оценку личных компетенций, а также инструкция по проведению собеседования определяются уполномоченным органом.

28. На первом уровне аттестацию в ВАК проходят служащие корпуса «Б» категорий А-1, А-2, А-3, А-4, А-5, В-1, В-2, С-1, С-О-1, D-1, D-2, D-O-1.

Сноска. Пункт 28 в редакции Указа Президента РК от 05.04.2017 № 456 (вводится в действие по истечении одного месяца со дня подписания).

29. На втором уровне аттестационные комиссии создаются: в центральных государственных органах, в которых аттестацию проходят служащие корпуса «Б» категорий В-2, В-3, В-4, В-5, С-2, С-3, С-4, С-5, С-О-2;

в центральных государственных органах, в которых аттестацию проходят служащие корпуса «Б» категорий В-3, В-4, В-5, В-6, С-2, С-3, С-4, С-5, С-О-2;

в территориальных подразделениях центральных государственных органов и его ведомств в областях, городе республиканского значения, столице, в которых аттестацию проходят служащие корпуса «Б» категорий С-О-3, С-О-4, С-О-5, С-О-6, С-R-1, С-R-2;

в аппаратах акимов областей, города республиканского значения, столице, в которых аттестацию проходят служащие корпуса «Б» категорий D-3, D-4, D-5, D-О-2, D-О-3, D-О-4, D-О-5, D-О-6, Е-1, Е-2, Е-R-1.

Сноска. Пункт 29 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 05.04.2017 № 456 (вводится в действие по истечении одного месяца со дня подписания).

30. Для проведения аттестации служащих корпуса «Б» аппаратов акимов, маслихатов, ревизионных комиссий, а также исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы создаются единые областные/городские аттестационные комиссии.

31. Председателем ВАК является заместитель Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.

32. Председателями аттестационных комиссий второго уровня определяются следующие должностные лица:

1) аттестационной комиссии центрального государственного органа – ответственный секретарь или руководитель аппарата, а в государственных органах, в которых не введена должность ответственного секретаря или руководителя аппарата – иное лицо, определяемое руководителем государственного органа;

2) аттестационной комиссии ведомства центрального государственного органа – руководитель ведомства;

3) аттестационной комиссии территориального подразделения центрального государственного органа в областях, городе республиканского значения, столице – руководитель территориального подразделения;

4) аттестационной комиссии территориального подразделения ведомства в областях, городе республиканского значения, столице – руководитель территориального подразделения ведомства;

5) единой областной/городской аттестационной комиссии аппаратов акимов, маслихатов, ревизионных комиссии, а также исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы – руководитель аппарата акима области, города республиканского значения, столицы.

33. В случае отсутствия руководителя ведомства, руководителя территориального подразделения центрального государственного органа области, города республиканского значения, столицы либо признания его по итогам аттестации не соответствующим занимаемой должности председателем аттестационной комиссии данного государственного органа определяется ответственный секретарь или руководитель аппарата вышестоящего органа либо по их решению – иное должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию в ВАК.

34. В случае отсутствия руководителя территориального подразделения ведомства центрального государственного органа области, города республиканского значения, столицы либо признания его по итогам аттестации не соответствующим занимаемой должности председателем аттестационной комиссии данного государственного органа определяется руководитель ведомства или по его решению – иное должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию в ВАК.

35. В случае отсутствия руководителя аппарата акима области, города республиканского значения, столицы председателем единой аттестационной комиссии определяется один из заместителей руководителя аппарата акима области, города республиканского значения, столицы, успешно прошедший аттестацию в ВАК.

36. На третьем уровне аттестационные комиссии создаются:

в территориальных подразделениях центральных государственных органов и их ведомств в районах, районах в городе и городах областного значения, в которых аттестацию проходят служащие корпуса «Б» категорий С-R-3, С-R-4, С-R-5.

Допускается прохождение аттестации служащими корпуса «Б», указанными в части первой настоящего пункта, в аттестационных комиссиях, создаваемых в территориальных подразделениях центральных государственных органов и его ведомств в областях, городе республиканского значения, столице;

в аппаратах акимов районов, районов в городе и городов областного значения, в которых аттестацию проходят служащие корпуса «Б» категорий Е-3, Е-4, Е-5, Е-R-2, Е-R-3, Е-R-4, Е-R-5, E-G-1, E-G-2, E-G-3, E-G-4.

37. Для проведения аттестации служащих корпуса «Б» аппаратов акимов, а также исполнительных органов районов, районов в городах и городов областного значения, маслихатов района (города областного значения), создаются единые районные/городские аттестационные комиссии.

38. Председателями аттестационных комиссий третьего уровня определяются следующие должностные лица:

1) аттестационной комиссии территориального подразделения центрального государственного органа в районах, районах в городе и городах областного значения – руководитель территориального подразделения;

2) аттестационной комиссии территориального подразделения ведомства в районах, районах в городе и городах областного значения – руководитель территориального подразделения ведомства;

3) единой районной/городской аттестационной комиссии аппарата акима района, района в городе и города областного значения, а также маслихата района (города областного значения) – аким города областного значения (за исключением акима города, являющегося административным центром области), района области и района в городе;

4) единой городской аттестационной комиссии города, являющегося административным центром области – один из заместителей акима города, определяемый акимом города из числа успешно прошедших аттестацию.

39. В случае отсутствия руководителя территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства в районах, районах в городе и городах областного значения либо непрохождения им аттестации на втором уровне председателем аттестационной комиссии определяется руководитель вышестоящего органа либо по его решению – иное должностное лицо, успешно прошедшее аттестацию.

40. В случае отсутствия акима города областного значения, района области и района в городе председателем аттестационной комиссии определяется один из заместителей акима района, района в городе и города областного значения, успешно прошедший аттестацию.

3. Обжалование решения аттестационной комиссии

41. Решение аттестационной комиссии может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 63 Закона.

4. Заключительные положения

42. Служба управления персоналом (кадровая служба) вносит решение соответствующей аттестационной комиссии в послужной список служащего корпуса «Б».

Аттестация гражданского служащего проводится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *