Выберите один правильный ответ. Свой выбор обоснуйте. 1. Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде может

1. Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде может …

а.повысить цену на продукт, значительно теряя спрос на него

б.повысив цену на продукт, увеличив спрос на него

в.повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него

г.снизить цену на продукт, не увеличивая спрос на него

2. По международным стандартам монополистом не считается …

а.рыночная структура занимающая более 35% отраслевого рынка

б.рыночная ситуация, в которой 4 участника занимают более половины рынка

в.рыночная структура, занимающая 25% рынка одной отрасли

г.рыночная ситуация, когда 8 участников занимают 80% рынка

3. Конкуренция развивается …

а.только среди продавцов

б.между продавцом и покупателем

в.только среди покупателей

г.как среди продавцов, так и среди покупателей

4. Дополнительный объем выпуска, полученный в результате использования в процессе производства еще одной единицы этого ресурса при постоянстве других ресурсов, называется …

а.общим продуктом

б.промежуточным продуктом

в.средним продуктом

г.предельным продуктом

5. Рынок продавцов характеризуется тем, что на нем …

а.предложение превышает спрос

б.спрос отсутствует

в.предложение отсутствует

г.спрос превышает предложение

6. Контроль за монопольными ценами не предполагает …

а.установления предельных уровней рентабельности

б.декларирования повышения свободных цен

в.установления предельно фиксированных цен

г.получение специальных лицензий

7. Суммарный объем производственной продукции, выраженный в фактических единицах, называется …

а.промежуточным продуктом

б.средним продуктом

в.общим продуктом

г.предельным продуктом

8. Отличительным признаком олигополии является …

а.большое количество конкурирующих фирм с дифференцированным товаром

б.большое количество конкурирующих фирм с однородным товаром

в.крайне ограниченный различными барьерами вход в отрасль

г.свободный приток в отрасль новых капиталов

9. Совершенная конкуренция более эффективна по сравнению с рыночными структурами несовершенной конкуренции, потому что …

а.объем производства монополизированных фирм меньше общественной потребности

б.в условиях несовершенной конкуренции качество товара ниже

в.в условиях несовершенной конкуренции ниже цена товара

г.объем производства монополизированных фирм превышает общественную потребность

10. Естественные монополии не характеризует то, что они …

а.дают существенную экономию в производстве и распределении товаров

б.подлежат регулированию только тогда, когда есть уверенность в том, что они получают монопольную прибыль

в.не могут обеспечивать оптимальный для общества уровень производства, если в отрасли есть конкуренты

г.производят продукты, удовлетворяющие общественные потребности

2. Основные умения.

2.1. Тест – обоснование.

Выберите один правильный ответ. Свой выбор обоснуйте.

1. Монополистически конкурентная фирма в краткосрочном периоде может …

  1. повысить цену на продукт, значительно теряя спрос на него

  2. повысив цену на продукт, увеличив спрос на него

  3. повысить цену на продукт, не потеряв при этом спроса на него

  4. снизить цену на продукт, не увеличивая спрос на него

В ходе принятия решения о цене предприятие-монополист учитывает рыночный спрос и свои издержки. Поскольку монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

2. По международным стандартам монополистом не считается …

  1. рыночная структура занимающая более 35% отраслевого рынка

  2. рыночная ситуация, в которой 4 участника занимают более половины рынка

  3. рыночная структура, занимающая 25% рынка одной отрасли

  4. рыночная ситуация, когда 8 участников занимают 80% рынка

Монополистом может считаться предприятие, контролирующее 35% и более товарного рынка.

3. Конкуренция развивается …

а. только среди продавцов

б. между продавцом и покупателем

в. только среди покупателей

г. как среди продавцов, так и среди покупателей

Конкурентная борьба существует как среди продавцов, так и среди покупателей.

4. Дополнительный объем выпуска, полученный в результате использования в процессе производства еще одной единицы этого ресурса при постоянстве других ресурсов, называется …

  1. общим продуктом

  2. промежуточным продуктом

  3. средним продуктом

  4. предельным продуктом

Предельный продукт — это добавочный продукт, или дополнительное расширение производства, полученное в результате увеличения данного фактора на одну единицу при неизменной величине остальных факторов производства.

Общий продукт — термин, используемый в микроэкономике для анализа издержек и доходов фирмы.

Промежуточный продукт — сырьё или сырой материал — предмет труда, претерпевший воздействие человека и предназначенный для дальнейшей обработки.

Средний продукт — это объём произведённой продукции, отнесённый к единице использованных ресурсов.

5. Рынок продавцов характеризуется тем, что на нем …

  1. предложение превышает спрос

  2. спрос отсутствует

  3. предложение отсутствует

  4. спрос превышает предложение

Рынок продавца — это такой тип рынка, на котором спрос на товар превосходит его предложение. Продавцы имеют большую власть, и более активным деятелем рынка является покупатель.

Характерные черты такого рынка:

-наличие дефицита;

-недостаточное качество товара;

-высокие цены.

6. Контроль за монопольными ценами не предполагает …

  1. установления предельных уровней рентабельности

  2. декларирования повышения свободных цен

  3. установления предельно фиксированных цен

  4. получение специальных лицензий

7. Суммарный объем производственной продукции, выраженный в фактических единицах, называется …

  1. промежуточным продуктом

  2. средним продуктом

  3. общим продуктом

  4. предельным продуктом

Общий продукт — термин, используемый в микроэкономике для анализа издержек и доходов фирмы. По сути равен общему объему выпуска предприятия. Из общего продукта выводятся еще две важных характеристики предприятия — средний продукт и предельный продукт.

8. Отличительным признаком олигополии является …

  1. большое количество конкурирующих фирм с дифференцированным товаром

  2. большое количество конкурирующих фирм с однородным товаром

  3. крайне ограниченный различными барьерами вход в отрасль

  4. свободный приток в отрасль новых капиталов

Классическая олигополия возникает на рынке, где все производители продают одинаковый товар, а самих производителей на рынке всего лишь несколько.

9. Совершенная конкуренция более эффективна по сравнению с рыночными структурами несовершенной конкуренции, потому что …

  1. объем производства монополизированных фирм меньше общественной потребности

  2. в условиях несовершенной конкуренции качество товара ниже

  3. в условиях несовершенной конкуренции ниже цена товара

  4. объем производства монополизированных фирм превышает общественную потребность

10. Естественные монополии не характеризует то, что они …

  1. дают существенную экономию в производстве и распределении товаров

  2. подлежат регулированию только тогда, когда есть уверенность в том, что они получают монопольную прибыль

  3. не могут обеспечивать оптимальный для общества уровень производства, если в отрасли есть конкуренты

  4. производят продукты, удовлетворяющие общественные потребности

Естественные монополии характеризуются большой возрастающей отдачей от масштаба.Понижение издержек с ростом объема производства в условиях естественной монополии означает, что одна фирма всегда произведет товар с меньшими затратами, чем несколько фирм.

Контроль ценообразования

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду злоупотреблений в вопросах ценообразования. Цены не регулируются государством, за исключением отдельных видов товаров, на которые федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных (максимального и/или минимального) уровней. Устанавливать цены на свою продукцию, которые обеспечивают достойную прибыль, — это естественное стремление предпринимателя, более того, это смысл его деятельности в соответствии с ГК РФ. Однако потребитель нередко сталкивается со случаями неоправданного завышения цен на товар недобросовестными участниками торгового оборота.

Часть магазинной стоимости продукта оседает в кошельках людей, не имеющих прямого отношения к его изготовлению, упаковке, рекламе и транспортировке, поскольку в ходе производства изготовителей попросту принуждают заключать кулуарные сделки с регулирующими все вокруг органами и местными властями. Нетрудно догадаться, кто в финале компенсирует производителю те самые внеплановые расходы.

Наиболее актуальной и неразрешенной является проблема качества товара и качества торгового обслуживания населения. Существующий Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» нормирует, но не определяет четкого механизма управления данным явлением. Российские потребители имеют минимальную степень защищенности собственных прав в области обеспечения качества товаров и услуг по причине отсутствия реально работающих государственных контролирующих организаций в данном направлении.

Некачественное питание — это мина замедленного действия. Задача государства — оберегать здоровье людей.

Введение Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из стран Запада в ответ на санкции ЕС еще больше ухудшило ситуацию, поскольку возникший на полках магазинов дефицит пришлось спешно закрывать. При этом государственные контрольные органы оказались не в силах справиться с потоком новой продукции.

В условиях сложной современной ситуации в экономике нашей страны в целом и в отрасли торговли в частности возрастает потребление товаров отечественного производства. В связи с этим повышается роль ярмарочной торговли и торговли на рынках. Традиционная проблема — это проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей. Чтобы пробиться на прилавки магазинов, изготовителю приходится платить продавцу. И чем крупнее оборот магазина или сети, тем крупнее так называемая плата за вход на полку. Немалых денег стоит и правильное местонахождение товара на полке, чтобы мерчандайзер сети поместил его на особо проходном месте или на нужной высоте, а не над потолком или на нижней полке.

Именно отсутствие доступа к конечному потребителю препятствует развитию российских мелких и средних хозяйств и ухудшает положение с продовольственной безопасностью страны, а также приводит к увеличению зависимости России от импортных поставок продуктов питания и лишает население нашей страны возможности приобретать качественные продукты российского производства. Таким образом, хотелось бы сказать, что существует острая необходимость в контроле за продовольственным рынком. Законы, такие как «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О техническом регулировании», должны работать более эффективно.

Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности при отсутствии эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Что касается государственного контроля (надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации изложены в ст. 16 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к законодательству РФ, государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле (надзоре).

Государственный контроль реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Проблема создания эффективного механизма государственного контроля (надзора) в сфере торговой деятельности представляет собой важную задачу государства. В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля (надзора). Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т.д.

Таким образом, характеризуя деятельность органов государственного регулирования в торговле, можно считать ее слабовыраженной и не имеющей точных стратегических целей развития.

№ 4. На склад Калужского АО «Хозтовары» поступили по договору поставки хозяйственные товары, в том числе мясорубки, при приемке которых установлено, что они не укомплектованы.

АО предъявило поставщику требования доукомплектовать мясорубки и уплатить штраф за поставку некомплектных товаров в сумме 600 тыс. руб.

  • 1. На основании какого нормативного акта взыскиваются штрафные санкции за поставку некомплектных изделий?
  • 2. Какие права имеет покупатель при поставке ему некомплектных товаров?
  • 3. Имеет ли право покупатель требовать уплаты штрафа за поставку некомплектных товаров, если поставщик выставил счет-оплату без включения стоимости недостающих деталей?
  • 4. Определите сумму претензии?

Решение

Вопрос 1.

Штрафные санкции за неукомплектованные изделия не предусмотрены.

При отказе поставщика от уменьшения цены покупатель вправе сам доукомплектовать товар и взыскать понесенные расходы в качестве убытков (ст. ст. 15 (возмещение убытков) 393 (Обязанность должника возместить убытки) ГК РФ).

Вопрос 2.

Если договором установлена обязанность поставщика передать товар в определенной комплектности, то при получении товара в другой комплектности покупатель вправе предъявить поставщику требования, обусловленные ст ст. 519, 480 ГК РФ, а именно :

соразмерного уменьшения покупной цены;

доукомплектования товара в разумный срок.

Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору:

потребовать замены некомплектного товара на комплектный;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Вопрос 3.

Покупатель не имеет права требовать уплаты штрафа, т. к. законом штрафные санкции за неукомплектованные изделия не предусмотрены.

Поставщик обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности.

В случае, когда договором купли-продажи не определена комплектность товара, поставщик обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 478 ГК РФ).

Если договором установлена обязанность поставщика передать товары в комплекте, то при получении неполного комплекта товаров покупатель вправе предъявить требования, установленные ст. ст. 519, 480 ГК РФ, в том числе отказаться от исполнения договора и оплаты товара. Поставщик в этом случае не сможет взыскать задолженность по договору. Покупатель имеет право взыскать убытки в размере расходов на доукомплектование товара.

Вопрос 4.

Сумма претензии в данном случае будет вытекать из понесенных расходов в качестве убытков, причиненных поставщиком неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

>Контроль ценообразования

Понятие ценообразования

Национальные экономические системы большинства стран преимущественно строятся на рыночных отношениях. Они предполагают свободу действий субъектов хозяйствования, а также конкурентную борьбу между ними и независимое ценообразование. Каждый субъект в этих условиях стремится к максимизации собственной выгоды. Производители стараются увеличить собственные доходы, а потребители – повысить полезность собственной покупки. При этом сделка между продавцом и покупателем носит взаимовыгодный характер. Предприниматель получается финансовый доход, а покупатель удовлетворяет собственную потребность. Такое взаимное удовлетворение интересов сторон возможно благодаря ценообразованию.

Замечание 1

Ценообразование представляет собой процесс установления цены на продукцию. Оно может быть директивным или рыночным. Государственное или командное ценообразование предполагает централизованное установление цен, согласно макроэкономическому планированию. Рыночное формирование цен выстраивается на установлении относительного равновесия между предложением и спросом.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предприниматель может руководствоваться следующими принципами при ценообразовании:

  1. Выбрать ориентиром цены конкурентов.
  2. Основываться на соотношении предложения и спроса.
  3. Рассчитать собственные затраты и на их основе сформировать цены на продукцию.

Процесс ценообразования является достаточно трудоемким и испытывает влияние многих факторов. Для того, чтобы цены максимально эффективно выполняли цели и задачи, стоящие перед субъектом хозяйствования, необходимо учитывать внутреннее и внешнее влияние на их работу. Со стороны макроэкономики на деятельность субъектов воздействуют политические, экономические и социальные изменения в обществе. Так же сюда относят психологические ожидания покупателей и потребительские свойства продукции. Сама внутренняя среда предприятия формирует ряд факторов. Например, инвестиционные и финансовые ресурсы компании, желаемые доходы и рентабельность, а также стратегическое и тактическое поведение предприятия на рынке.

Контроль ценообразования со стороны государства

Считается, что рыночная экономика обладает механизмом саморегулирования, который приводит в баланс все основные макроэкономические показатели. Но еще с работ Кейнса стало понятно, что полной свободы в данной сфере деятельности не достичь. Связанно это, прежде всего, с цикличностью экономического роста и развития.

Основным инструментом государственного воздействия на любые экономические процессы является законодательство и правовые акты. В России сюда же относят федеральные законы, постановления Правительства и указы Президента РФ. Главными органами ценообразования являются Правительство, Министерство экономики и входящий в него департамент цен.

Правительство в области ценообразования выполняет следующие функции:

  • Утверждает перечень благ, цены на которые подвергаются регулированию.
  • Устанавливает порядок процесса регулирования.
  • Осуществляет координацию и контроль над работой органов исполнительной власти.
  • Пересматривает установленный перечень и вносит в него корректировки.

Министерство экономики занимается формированием перечнем положений по проведению государственной политики в области ценообразования. Так же занимается разработкой механизма регулирования тарифов и цен. Кроме того, в его ведение входит создание и применение методов ценообразования, осуществление контроля и отслеживание работы органов контроля цен в субъектах РФ.

Государственное воздействие на цены может оказываться через налоговую систему. С их помощью можно изменять ценовое движение, а также инфляционный рост. Например, повышение налоговых ставок неизбежно приведет к росту цен, так как производителям будет необходим резерв для выплат в бюджет. Чтобы сдерживать инфляцию, надо снижать ставки налогов. Кроме того, воздействие на цены через налоговую систему не нарушает рыночного механизма, сохраняя соотношение предложения и спроса. Чаще всего используется для стабилизации экономики, а также для стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства.

Антимонопольная политика РФ

Еще одним важным направлением в контроле над ценообразованием является антимонопольная политика государства. Она используется для того, чтобы поддерживать следующие экономические направления:

  1. Поддержка рыночного механизма и справедливой конкуренции.
  2. Пресечение тенденции монополизации рынка.
  3. Осуществление контроля над исполнением антимонопольного законодательства страны.

Структура работы антимонопольного комитета выглядит следующим образом. Он направляет свои рекомендации и поправки к действующей системе антимонопольного регулирования в Правительство РФ, проводит консультационные работы для исполнительных органов власти, разрабатывает и внедряет меры по демонополизации рынка.

Среди нарушений в области ценообразования выделяют завышение цен и тарифов, входящих в государственный перечень регулируемых цен, повышение уровня цен на декларированные оптовые партии товаров, любые изменения установленных надбавок, нарушения монополистами ценовой дисциплины, монопольное завышение цен или демпинг.

Наказанием за нарушение законодательных норм является введение экономических санкций. Суммы, полученные за счет неправомерных действий, отчисляются в пользу бюджета из чистой прибыли компании, то есть дохода за вычетом налоговых выплат. Кроме того, на предприятие накладывается штраф, а при повторном нарушении штраф увеличивается вдвое. Эти выплаты зачисляются на счета внебюджетных фондов местных органов власти.

При исполнении наказания существует ряд проблем. Прежде всего, в законодательстве нет четкого закона об осуществлении контроля над ценообразованием, органы контроля часто не имеют правового статуса. При судебных разбирательствах часто вердикт выносится в пользу лица, нарушившего антимонопольное законодательство.

Замечание 2

Таким образом, для осуществления контроля над ценообразованием необходимо ввести в законодательство страны изменения, которые четко опишут границы контроля, а также принципы работы надзорных антимонопольных органов.

Контроль за монопольными ценами не предполагает

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *