Структура розничной сети и важность бизнес-процессов

Екатерина Богачева

Комментарий консультанта по розничной торговле Богачёвой Екатерины, одного из немногих узких специалистов, занимающейся исключительно розничной торговлей — описанием бизнес-процессов, оптимизаций организационной структуры, обучением персонала и ребрендингом, редизайном и оптимизацией ассортимента (мерчендайзингом)
Та «библия», о которой идет речь на самом деле это не миф, а то, что действительно существует и позволяет иметь 25 работников в смену включая охрану, кассиров и уборщиц в магазине с торговым залом в 600 м.кв. Это оптимизация и описание бизнес-процессов – ноу-хау, о котором успешные розничные предприятия обычно молчат. А в реальности это описанная структура, при которой весь функционал розничного предприятия никак не дублируется и каждое подразделение выполняет свою функцию.
Откровенно говоря, стандартизация процессов вещь дорогостоящая и ее могут себе позволить скорее всего только сети, а не одиночные магазины, т.к. стоимость «на один магазин» тогда становится приемлемой. Описание бизнес-процессов в последующем позволит не бояться текучки кадров и стоимости постоянного обучения новых людей, т.к. приходят новые – читают «что делать» и вперед, работать! Главное, что бы процесс описан был не на 100 листов, а доступен и понятен именно тому контингенту, который мы сегодня можем принять на работу в магазин. Представьте себе сложнейший Бизнес-процесс «Формирование и развитие ассортимента». У Вас возникнет вопрос о том, кто принимает решение о вводе нового товара, при каких условиях он вводится, куда деть новый товар, когда планограммы выкладки готовы и места свободного нет, куда деть товар, выводимый из ассортимента, что делать после введения, что делать, если товар не оправдал ожиданий? Я могу показать Вам одну страницу, на которую Вы просто посмотрите в течение 1-й минуты и я просто гарантирую Вам, что поймете как этот процесс осуществляется. Так что ценность описания бизнес-процессов еще и в самой форме его описания – краткой и доступной человеку со средним уровнем интеллекта.
Конечно, процесс еще может быть просто в должностной инструкции описан каждого сотрудника. А контроль будет осуществляться службой режима и безопасности при помощи ежедневного заполнения ими чек-листов, подобно тем, которые висят в туалетах хороших питейных заведений.
Организационная структура отражает структуру управления Компанией, не отражая при этом ее юридической основы
Организационная структура формируется таким образом, что при развитии компании набор функционала каждого подразделения практически не меняется. Рост компании вызовет рост подразделений и увеличение количества отделов в них.
Объединение одиночных магазинов в торговые сети произошло в Америке с целью борьбы с гипермаркетами много лет назад. Но объединение тогда имело совершенно другую цель – создание единого распределительного центра, для получения такой же объемной скидки у поставщика, как и гипермаркет. Напрашивается вывод о том, что магазины должны быть единым юридическим лицом, если они будут «брать товар со своего склада». Однако, для экономии денег этого недостаточно. Если в магазине у дома будет работать практически столько же людей, сколько и в гипермаркете (отдел закупок, служба безопасности, бухгалтерия, отдел логистики, служба персонала, центр обучения, юридический отдел, финансовый отдел, реклама и маркетинг и др.), то вся прибыль магазина уйдет на зарплату. Именно поэтому есть смысл все функции, кроме самих продаж вынести в единый офис, который будет обслуживать все магазины. Тогда мы сможем сократить персонал магазина до минимума. Практика показывает, что менее 20 магазинов сеть не может быть рентабельной. Зарплаты офисных сотрудников, которые способны эффективно работать, а не только описать и формализовать все выполняемые процессы все еще велика на рынке, т.к. сегодня очень велик недостаток таких людей на рынке труда.
Итак, объединение мелких одиночных магазинов единым фирменным стилем. Фирменный стиль для магазинов одного района дорого обойдется. Это не только единая цветовая гамма зала (ремонт!), но и смена вывески и оформление фасада. Практика показывает, что с заменой устаревшего холодильного торгового оборудования редизайн магазина обойдется в 700-1000$ за метр квадратный торговой площади. Не каждый одиночник сегодня способен нести такие расходы в борьбе с гипермаркетами. К этому надо добавить еще и общие бизнес-процессы, в том числе и связанные с мерчендайзингом, как процессом управления ассортиментом и выкладкой.
В заключение можно сказать, что торговлю пора приводить в цивилизованные формы, независимо от того будет ли это сеть или одиночный магазин..

Вы можете задать автору интересующие Вас вопросы по телефону (495) 748-03-13 или по электронной почте avtor@src-master.ru.

Управление сетью магазинов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *