Оформление и реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем месте из протоколов оценок заносятся в карту аттестации рабочих мест по условиям и безопасности труда, в которой аттестационной комиссией организации дается заключение о результатах аттестации. При соответствии условий и безопасности труда на рабочем месте требованиям норм и правил охраны труда аттестационная комиссия выносит заключение — «рабочее место аттестовано». При наличии нарушений, которые непосредственно не создают угрозу жизни и здоровью работников и могут быть устранены силами организации, выносится решение «рабочее место условно аттестовано». При наличии нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью работников, которые не могут быть устранены в ближайшее время из-за отсутствия ресурсов, выносится решение — «рабочее место не аттестовано и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации».

Карта подписывается председателем и членами аттестационной комиссии. С результатами аттестации должны быть ознакомлены под роспись все работники, занятые на данном рабочем месте. .

На основании оформленных карт составляются:

  • — перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;
  • — перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • — перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда, соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • — перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • — план мероприятий по улучшению условий труда.

Перечни рабочих мест, согласованные с профсоюзом (профсоюзами), утверждаются приказом нанимателя (далее — приказ). .

В приказе также указываются рабочие места, на которых по результатам аттестации не подтверждены (с указанием конкретных причин) условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта, приказ) под роспись.

По окончанию аттестации рабочих мест наниматель представляет в областные и Минскую городскую государственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов и управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите районных, городских исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения организации по одному экземпляру копий перечня рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков, и приказа.

В областные и Минскую городскую государственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов наниматель представляет также план мероприятий по улучшению условий труда.

В трудовые книжки работников, профессии и должности которых включены в перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, вносятся сведения об аттестации в порядке, установленном законодательством.

К итоговым документам по оценке условий труда при аттестации, помимо указанных, включаются также:

  • — приказ нанимателя о проведении аттестации и создании аттестационной комиссии;
  • — перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации, с указанием аналогичных рабочих мест и оцениваемых факторов условий труда;
  • — копия аттестата аккредитации на право проведения измерений и оценок условий труда привлекаемой для проведения этой работы организации с приложением, характеризующим область ее аккредитации (или выписки из области аккредитации, заверенной в установленном порядке);
  • — карты фотографии рабочего времени;
  • — карты аттестации рабочего места по условиям труда;
  • — протокол аттестационной комиссии о завершении работы по аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • — протоколы измерений и исследований;
  • — приказ нанимателя об утверждении результатов аттестации.

Приказы, перечни рабочих мест, другие документы по аттестации, необходимые для подтверждения работникам права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, хранятся нанимателем в течение срока, установленного для хранения документов о стаже работы.

Документальное оформление результатов аттестации рабочих мест

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда установлен в приказе Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее — Порядок). Он вступил в силу с 1 сентября 2011 года и распространяется на всех работодателей.

По сравнению со старым Положением об аттестации рабочих мест по условиям труда (утверждено приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 и не действует с 1 сентября 2011 года) формы документов изменились.

Во многих из них теперь есть шапка (в ней указывают основные данные о работодателе (ИНН, ОКОГУ, ОКВЭД и т.д.)) и графы, предназначенные для подписей уполномоченных лиц и работников.

Кроме того, появилась новая форма — «Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам» (приложение N 7 к Порядку).

Положение об аттестации

Последовательность и особенности проведения аттестации на предприятии должны быть установлены локальным нормативным актом работодателя, разработанным на основании Порядка. Его нужно согласовать с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работника. Таким документом может являться, к примеру, положение о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

Также не запрещается прописывать условие об аттестации рабочих мест в трудовом (коллективном) договоре. Фрагмент коллективного договора представлен в Приложении 1, Образец 1.

Схема документооборота при аттестации рабочих мест по условиям труда

Последовательность составления документов определяется этапами проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Напомним их.

Этап I. Подготовка к проведению аттестации.

Этап II. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, травмоопасности рабочих мест, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Этап III. Комплексная оценка условий труда на рабочих местах. Подведение итогов аттестации.

Этап IV. Анализ результатов аттестации. Планирование мероприятий по улучшению условий труда.

Обратите внимание: оценку условий труда на аттестуемых рабочих местах (этап II) проводят специалисты аттестующих организаций, имеющих аккредитацию на осуществление измерительных работ. Документы, отражающие результаты оценки, готовят и заполняют специалисты самой аттестующей организации, а не работодатель. Поэтому их оформление в статье рассматриваться не будет. Здесь мы ограничимся рассмотрением документов, которые должен составить работодатель (аттестационная комиссия).

На рис. 1 представлена схема документооборота при аттестации рабочих мест по условиям труда.

Рис. 1 Схема документооборота

Приказ о проведении аттестации

В приказе руководителя компании о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда указывают:

  • — состав аттестационной комиссии (при необходимости — состав аттестационных комиссий структурных подразделений);
  • — Ф.И.О. ее председателя;
  • — факт привлечения к аттестации специализированной организации;
  • — график проведения работ. Он может быть оформлен отдельным приложением к приказу.

Образец приказа о проведении аттестации и приложения к нему представлены в Приложении 1, Образец 2 и Образец 3.

Договор с аттестующей организацией

Выбирает аттестующую организацию работодатель. Текст договора на оказание услуг по аттестации рабочих мест, как правило, представляет аттестующая организация. Тем не менее важно проверить, чтобы в документе были указаны:

  • — предмет договора;
  • — стоимость услуг и порядок их оплаты (перечисление аванса, полная оплата договора). Для этих целей к договору может прилагаться спецификация на оказание услуг;
  • — сроки начала и окончания работ;
  • — обязательства сторон;
  • — форс-мажорные обстоятельства.

Кроме того, договор может содержать условие об обязанности компании-работодателя предоставить аттестующей организации определенный перечень данных и документов (Приложение 1, Таблица 3). Их нужно подготовить заранее.

Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации

Прежде чем приступить к аттестации, аттестационная комиссия составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации (приложение N 1 к Порядку). Образец заполнения документа приведен в Приложении 1, Образец 4.

Карта аттестации

Форма карты аттестации приведена в приложении N 2 к Порядку. В ней отражаются сведения о фактических условиях труда на рабочем месте, сведения о применяемых компенсациях, рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда на данном рабочем месте или группе аналогичных рабочих мест, заключение об аттестации.

На все аналогичные рабочие места одного наименования составляется одна карта аттестации (на первое рабочее место).

Наименование профессии (должности) работника и код. В этом подстрочнике указывают профессию (должность) работника в соответствии со штатным расписанием. Коды профессий (должностей) работников заполняются в соответствии с ОК 016-94. Они могут содержать дополнительный фасет, указывающий, что данная профессия (должность) является производной. Кроме того, к наименованию профессии (должности) можно в скобках дописывать уточняющие сведения, облегчающие идентификацию рабочего места.

Если в классификаторе нет данной должности (профессии), то в подстрочнике строки «код по ОК 016-94» отмечают: «Отсутствует».

Наименование структурного подразделения. В данной строке указывают наименование структурного подразделения в соответствии с имеющейся у работодателя системой наименований. Если структурные подразделения не выделены, делают запись: «Отсутствует».

Количество и номера аналогичных рабочих мест. Отражают количество аналогичных рабочих мест, включающее рабочее место, на которое заполняется Карта аттестации. Номера рабочих мест должны соответствовать номерам, приведенным в перечне рабочих мест.

Количество работающих. В строке 020 указывают численность работающих по штатному расписанию или фактическую численность работников за месяц, предшествовавший заполнению Карты аттестации. Также указывают количество женщин и лиц моложе 18 лет.

Оценка условий труда (строка 030). Здесь отражают сведения об оценке условий труда на основе результатов оценки условий труда по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности, обеспеченности работников СИЗ.

Сведения о компенсациях работникам. В таблице строки 040 «Сведения о компенсациях работникам за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» указывают фактические данные и данные о необходимости предоставления компенсаций по результатам оценки условий труда с соответствующим обоснованием.

Сведения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии (строка 041). В этой строке делают запись «нет» или «да». При этом должна быть указана глава, статья, пункт Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» и постановлений Правительства РФ.

Заметим, если право на льготное пенсионное обеспечение установлено постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 N 10, то следует указать номер Списка (1 или 2) производств, работ, профессий и должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, вид производства, вид работ, код профессии в Списке.

Рекомендации. В строке 060 аттестационная комиссия должна дать рекомендации по улучшению и оздоровлению условий труда, режиму труда и отдыха, подбору работников.

Как заполнять Карту аттестации, показано в Приложении 1, Образец 5.

Сводная ведомость

Образец сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда приведен в приложении N 6 к Порядку. Это новая форма. В ней отражают количество рабочих мест и занятых на них работников, присвоенные классы (соответствующие и не соответствующие) по условиям труда, травмоопасности, обеспеченности СИЗ. Образец заполнения формы приведен в Приложении 1, Образец 6.

Сводная таблица

Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (приложение N 7 к Порядку), служит для обобщения полученных в ходе аттестации данных. В Приложении 1, Таблица 4 приведены данные о заполнении сводной таблицы.

Фрагмент сводной таблицы классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, смотрите в Приложении 1, Образец 7.

План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда

Если в ходе аттестации будут выявлены неблагоприятные условия труда, по ее результатам разрабатывается план мероприятий по их улучшению. Его форма приведена в приложении N 8 к Порядку. (далее — План). В документе указывают:

  • — устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам;
  • — мероприятия, необходимые, чтобы привести рабочие места в соответствие с требованиями законодательства;
  • — исполнителей;
  • — сроки проведения мероприятий;
  • — источники финансирования мероприятий.

План должен подписать председатель аттестационной комиссии. После этого его согласовывают с комитетом по охране труда, профсоюзом (иным уполномоченным работниками представительным органом). Далее План утверждает работодатель. Если же председателем комиссии является генеральный директор предприятия, процедура упрощается. Образец составления Плана смотрите в Приложении1, Образец 8.

Итоговый протокол заседания

Бланк протокола заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) приведен в приложении N 9 к Порядку. Его образец вы найдете в Приложении 1, Образец 9.

В нем должно быть указание на то, в каких документах представлены результаты аттестации (карты аттестации, сводная ведомость, сводная таблица), а также итоги аттестации.

Приказ о завершении

Руководитель предприятия должен издать приказ о завершении аттестации по условиям труда. В нем, в частности, указывают ответственных за исполнение плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, а также за представление документов в инспекцию труда. Образец приказа смотрите в Приложении 1, Образец 10.

Если аттестацию провести невозможно

Если измерения, оценки, проводимые в ходе аттестации, угрожают безопасности сотрудников компании при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, проводящих замеры, замеры не проводят. В этой ситуации условия труда на рабочих местах относят к опасным.

Для оформления этого факта аттестационная комиссия должна принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса. Решение подписывают члены аттестационной комиссии.

Образец решения аттестационной комиссии о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса приводим в Приложении 1, Образец 11.

Выводы по 1 главе

Аттестация рабочих мест в настоящее время становится официально признанной и закрепленной в нормативных и распорядительных документах системой целей, приоритетов и направлений по получении картины реальных условий труда и по возможности совершенствовать эти условия, с целью сведения к минимуму вероятности несчастных случаев и заболеваний работников, и создания в большинстве случаев комфортных условий труда при максимально возможной его производительности.

Экспертиза условий труда, аттестация рабочих мест.

Независимая экспертиза условий труда.

Оосновной целью любого профсоюза (профсоюзного объединения) является представление трудовых и социально-экономических интересов своих членов перед работодателем.

Эта цель достигается при решении трех главных задач:

— обеспечение максимальной заработной платы для членов профсоюза;

— обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;

— обеспечение по возможности полной занятости членов профсоюза.

Решаются эти задачи в основном в переговорном процессе с работодателем. При этом профсоюзы оставляют за собой функцию контроля за соблюдением достигнутых договоренностей. Однако, в области охраны труда контролирующая функция профсоюзов распространяется и на соблюдение работодателем законодательства и иных нормативных актов. В России — по Конституции социально-ориентированном государстве — эта функция закреплена за профсоюзами законодательно. Главным механизмом при выполнении этой функции является независимая экспертиза условий труда, которую в соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) «Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», имеют право проводить профсоюзные инспекторы охраны труда.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда

1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

2. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;

получать информацию о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;

осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

Независимая экспертиза условий труда заключается в комплексной оценке факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям, оказывающим влияние на здоровье и работоспособность работника в процессе труда.

Экспертиза проводится ежегодно во всех организациях, в которых в соответствии с коллективным договором реализуется программа охраны труда.

Экспертиза проводится по заявке соответствующей профсоюзной организации на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке. Основным нормативным актом при проведении экспертизы является Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда P 2.2.2006-05, утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г. и введенное в действие с 1 ноября 2005 г.

Для проведения экспертизы работодатель обязан предоставить в распоряжение экспертной комиссии всю необходимую документацию на каждое рабочее место, по всем подразделениям и на организацию в целом.

За 3 года активной деятельности независимыми экспертами проверены условия труда более чем в двухстах организациях. Во многих из них экспертиза проводилась неоднократно. За этот период накоплен немалый опыт по части проведения независимой экспертизы условий труда, выявлен ряд существенных особенностей. Основные различия наблюдаются в зависимости от того, была или не была проведена аттестация рабочих мест организации по условиям труда.

Проведение экспертизы по результатам аттестации рабочих мест.

На первый взгляд такая постановка вопроса может показаться странной — действительно, зачем проводить независимую экспертизу условий труда в организации, где уже проведена полная аттестация рабочих мест по условиям труда?

Но вот например: на одном из нефтедобывающих предприятий в Южном федеральном округе была проведена полная аттестация рабочих мест в основных производственных подразделениях. Когда эксперты нашей организации приступили к независимой экспертизе, они затребовали результаты проведенной аттестации и обнаружили, что по целому ряду рабочих мест показатели тяжести и напряженности трудового процесса занижены по сравнению с требованиями Руководства P 2.2.2006-05. Наши эксперты потребовали от руководства организации учета именно своих результатов при установлении работникам компенсаций за работу во вредных условиях труда. А для того, чтобы уже ни у кого не вызывало сомнений в правильности действий наших экспертов — материалы и независимой экспертизы, и аттестации рабочих мест по условиям труда были направлены на государственную экспертизу условий труда в областную администрацию, которая подтвердила правильность выводов независимых экспертов.

Такие случаи нередкость — давно уже всем известно о том, что среди аккредитованных организаций, производящих замеры вредных факторов производственной среды есть немало, мягко говоря, свободно относящихся к своим обязанностям организаций, которые весьма часто занижают показатели тех или иных вредных факторов.

Поэтому при проведении экспертизы экспертная комиссия в обязательном порядке исследует результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и соответствие их нормативным документам по охране труда.

Кроме того экспертная комиссия:

— выявляет наличие и степень влияния на здоровье работников вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, в том числе — неустранимых при современном техническом состоянии производства и организации труда;

— проверяет предоставление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций;

— оформляет Акт о проведении экспертизы;

— дает обоснованное представление работодателю по результатам проведенной экспертизы, в том числе — рекомендации по предоставлению работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций.

В практике проведение независимой экспертизы условий труда в организациях, где уже была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, занимает примерно 10% от общего числа экспертиз. Такое положение сложилось под воздействием двух обстоятельств.

Во-первых, отечественный работодатель в основной своей массе не очень любит тратиться на мероприятия по охране труда вообще, и на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в частности. Это неудивительно — приглашение лаборатории для проведения замеров вредных факторов стоит немалых денег.

Во-вторых, если уж работодатель решил потратиться на проведение аттестации, то он, как правило, серьезно относится к ее проведению и для исследований приглашает те лаборатории, которые дают реальную картину условий труда на рабочих местах. Поэтому в таких организациях ни у работников, ни у их представителей — профсоюзных организаций не возникает сомнений в результатах проведенной аттестации. А следовательно, профсоюзная организация не подает заявку на проведение независимой экспертизы условий труда.

Тем большее значение имеет независимая экспертиза условий труда для организации, в которой аттестация рабочих мест по условиям труда не была проведена.

Проведение экспертизы в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест.

В процессе проведения независимой экспертизы условий труда на рабочих местах в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест, комиссии экспертов необходимо выявить весь комплекс факторов производственной среды и трудового процесса, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работников, и определить причины их образования.

Кроме того экспертная комиссия:

— инициирует начальный этап проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— определяет соответствие предметов труда, орудий труда, продуктов труда, материалов, окружающей производственной среды, параметров трудового процесса соответствующим нормам и нормативам;

— оформляет протоколы оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса;

— определяет класс условий труда (КУТ) по каждому рабочему месту, на котором проводилась экспертиза.

Разумеется проведение независимой экспертизы условий труда в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, гораздо более трудоемкий процесс для профсоюзных инспекторов охраны труда. Приходится не только анализировать уже готовые материалы и проводить выборочную инспекцию по нескольким рабочим местам — приходится детально исследовать все рабочие места, указанные в заявке первичной профсоюзной организации, опрашивать работников, занятых на этих рабочих местах, составлять протоколы по этим рабочим местам.

Как уже отмечалось выше независимая экспертиза условий труда может проводится на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке профсоюзной организации.

Конечно, в большинстве случаев, в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, независимая экспертиза условий труда проводится на всех рабочих местах организации.

Однако, нередки случаи, когда профсоюзная организация первоначально заявляет о проведении независимой экспертизы условий труда только на рабочих местах, на которых заняты члены профсоюза. Например, на одной из Табачных фабрик Южного федерального округа независимую экспертизу условий труда пришлось в течение одного года проводить четыре раза — всякий раз, когда первичная профсоюзная организация прирастала членами профсоюза из новых подразделений предприятия.

Иногда инициатором ограничения выступают работодатели. Так в одном из водочных предприятий Северо-Кавказского федерального округа работодатели просили первоначально ограничиться двумя торговыми точками — продовольственными магазинами. Но уже через год независимую экспертизу условий труда провели по остальным подразделениям.

Одним из основных требований к работодателю после проведения независимой экспертизы условий труда является проведение полной аттестации рабочих мест по условиям труда на тех рабочих местах, где проводилась экспертиза.

Оформление результатов экспертизы.

По результатам экспертизы, руководствуясь утвержденными критериями, показателями и нормативами, экспертная комиссия составляет Акт независимой экспертизы, в котором излагаются рекомендации по совершенствованию охраны труда на рабочих местах и применению доплат и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Акт о проведении независимой экспертизы условий труда в организации оформляется на основе представленных на экспертизу материалов и дополнительных исследований условий труда, проведенных в соответствии с Руководством P 2.2.2006-05.

Конкретный перечень рабочих мест организации с вредными условиями труда оформляется приложением к Акту независимой экспертизы.

Одновременно с Актом независимой экспертизы работодателю, как правило, направляется представление профсоюзного инспектора охраны труда об устранении выявленных нарушений в области охраны труда. Представление носит более конкретный характер по неотложным мерам, которые работодателю необходимо принять для устранения существенных нарушений в области охраны труда: например, поставить защитные ограждения на травмоопасных участках, нанести предупреждающие надписи на потенциально опасном оборудовании, заменить комплекты спецодежды на определенных рабочих местах и тому подобное.

Рекомендации экспертов, проводивших экспертизу, обязательны к исполнению работодателем, если это прямо оговорено в коллективном договоре, и в любом случае обязательны к рассмотрению их работодателем или его представителями с обязательным обоснованным ответом в семидневный срок. В противном случае результаты экспертизы передаются в органы государственной экспертизы условий труда и в органы государственной инспекции труда.

Наличие в независимой экспертной организации проработанной и согласованной с государственными органами документации позволяет ей эффективно выполнять свои функции по организации работ по охране труда, и по контролю за соблюдением работодателем законодательства о труде и об охране труда.

Аттестация рабочего места

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *