Противодействие коррупции (стр. 2 )

Тематический план

(заочная форма обучения)

Тема

виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Формы контроля

лекции*

семинарские (практические) занятия*

лабораторные занятия*

самостоятельная работа*

Проблема коррупции: понятие и виды

фронтальный опрос

Детерминанты коррупции.

Социальные последствия коррупции

фронтальный опрос

Социологический анализ коррупции

фронтальный опрос

Экономическая природа коррупции.

Проблемы измерения и сравнения

фронтальный опрос

Зарубежный опыт противодействия коррупции

фронтальный опрос

Основы противодействия коррупции в России

фронтальный опрос

Формы и виды ответственности

за коррупционное поведение

фронтальный опрос

Мониторинг и антикоррупционная экспертиза как формы противодействия коррупции

фронтальный опрос

Антикоррупционная стратегия государства и общества

фронтальный опрос

Основные формы проявления коррупции

фронтальный опрос

ИТОГО:

Таблица 2а

Планирование самостоятельной работы магистров

(очная форма обучения)

Тема

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Обязательные

Дополнительные

Проблема коррупции: понятие и виды

Работа с источ-никами, подготовка к коллоквиуму

Эссе

Детерминанты коррупции.

Социальные последствия коррупции

Работа с литературой, источниками

Эссе

Социологический анализ коррупции

Работа с

источниками; программа исследования

Эссе

Экономическая природа коррупции. Проблемы измерения и сравнения

Работа с литературой, источниками

Подготовка реферата

Зарубежный опыт противодействия коррупции

Подготовка презентации

Подготовка реферата

Основы противодействия коррупции в России

Анализ нормативных правовых актов

Эссе

Формы и виды ответственности за коррупцион. поведение

Работа с источниками

Эссе

Мониторинг и антикоррупционная экспертиза как формы противодействия коррупции

Работа с литературой, источниками, решение задач

Составление экспертного заключения

Антикоррупционная стратегия государства и общества

Работа с источниками, решение задач

Реферат

Основные формы проявления коррупции

Работа с источниками,

Разработка рекомендаций

ИТОГО:

Таблица 2б

Планирование самостоятельной работы магистров

(заочная форма обучения)

тема

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Обязательные

дополнительные

Проблема коррупции: понятие и виды

Работа с источниками, подготовка к коллоквиуму

Эссе

Детерминанты коррупции.

Социальные последствия коррупции

Работа с литературой, источниками

Эссе

Социологический анализ коррупции

Работа с

источниками; программа исследования

Эссе

Экономическая природа коррупции. Проблемы измерения и сравнения

Работа с литературой, источниками

Подготовка реферата

Зарубежный опыт противодействия коррупции

Подготовка презентации

Подготовка реферата

Основы противодействия коррупции в России

Анализ нормативных правовых актов

Эссе

Формы и виды ответственности за коррупцион. поведение

Работа с литературой, источниками

Эссе

Мониторинг и

антикоррупционная экспертиза как формы противодействия коррупции

Работа с литературой, источниками, решение задач

Составление экспертного заключения

Антикоррупционная стратегия государства и общества

Работа с литературой, источниками, решение задач

Реферат

Основные формы проявления коррупции

Работа с источниками, разработка рекомендаций

Реферат

ИТОГО:

4. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ С ОБЕСПЕЧИВАЕМЫМИ (ПОСЛЕДУЮЩИМИ) ДИСЦИПЛИНАМИ

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Юридическое консультирование

+

+

+

ВКР

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Проблема коррупции: понятие и виды

Проблема определения коррупции. Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический. Позитивные, негативные и нейтральные аспекты коррупции. Многообразие научных определений коррупции.

Виды коррупции. Низовая и верхушечная коррупция. Классификации коррупции по иным основаниям: (по механизму проявления в сферах жизнедеятельности; по механизму действия; по источнику взаимодействия и т. д.).

Тема 2. Детерминанты коррупции.

Социальные последствия коррупции

Причины и условия коррупции. Факторы, стимулирующие рост коррупции. Особенности переходных периодов в развитии государства и коррупция. Причины роста и развития коррупции в Российской Федерации.

Последствия коррупции. Позитивные и негативные последствия коррупции: экономика, социальная сфера, политика. Соотношение позитивных и негативных последствий коррупции. Отторжение общества от государства как последствие коррупции. Криминализация сознания как последствие коррупции.

Тема 3. Социологический анализ коррупции

Социологические концепции коррупции. Девиантное поведение, социализация, аномия, конфликт ценностей и интересов как альтернативные объяснения возникновения и развития коррупционных отношений. Мотивация участников коррупционных отношений. Отношения дарения, обмена и услуги применительно к анализу коррупции. Культурные факторы и коррупция.

Методы исследования коррупции: статистические, социологические, логико-правовые. Социологические опросы при диагностике коррупции: особенности и ограничения анкетирования и интервьюирования. Наблюдение и анализ документов в изучении коррупции. Пути повышения надежности результатов применения социологических методов изучения коррупции.

Результаты социологического анализа коррупции. Анализ коррупционных практик в социологических исследованиях. Российская специфика отношения к проблеме коррупции и участия в коррупционных отношениях. Функционирование органов власти с позиций агентской теории.

Тема 4. Экономическая природа коррупции.

Проблемы измерения и сравнения

Макроэкономика коррупции. Институциональные структуры и коррупция. Экономика коррупции: факты и статистический анализ. Потери и выгоды от коррупции. Коррупция и регулирование государственного и муниципального сектора. Коррупция и инвестиции. Коррупция и экономический рост. Коррупция и государственные расходы. Коррупция и международная торговля. Коррупция и возможности публичного управления. Коррупция и размер теневой экономики. Зарплата в государственном секторе и политика набора кадров.

Микроэкономика коррупции. Микроэкономическая трактовка и оптимизация агентских отношений в целях противодействия коррупции.

Тема 5. Зарубежный опыт противодействия коррупции

Специфика международных антикоррупционных инициатив. Опыт Организации Объединенных Наций, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, Европейского Союза и др.

Специфика национальных подходов к противодействию коррупции. Опыт США, Китая, европейских государств и других государств.

Тема 6. Основы противодействия коррупции в России

Национальный план противодействия коррупции. Правовые основы системы борьбы с коррупцией: федеральное законодательство, иные нормативные правовые акты.

Понятие и уровни противодействия коррупции. Участники системы противодействия коррупции. Го­сударственные органы, осуществляющие противодействие коррупции. Меры по профилактике корруп­ции. Основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Тема 7. Формы и виды ответственности за коррупционное поведение

Кодексы этического поведения — основа организации работы по противодействию коррупции. Факторы угрозы коррупции и возможность защиты. Снятие угрозы коррупции, в том числе при получении вознаграждения, подарков, знаков гостеприимства.

Уголовная и административная ответственность сторон коррупционных отношений. Соотношение терминов «взятка» и «обычный подарок». Законодательство о государственной и муниципальной службе как инструмент противодействия коррупции.

Тема 8. Антикоррупционный мониторинг и антикоррупционная экспертиза как формы противодействия коррупции

Понятие антикоррупционного мониторинга. Цели, задачи и методы осуществления мониторинга. Этапы проведения антикоррупционных исследований. Специфика исследований по вопросам публичного управления. Выводы и предложения в сфере публичного управления.

Определения коррупциогенности правовых норм. Основные исследовательские подходы к анализу коррупциогенности. Причины возникновения коррупциогенных норм. Типология коррупциогенных норм. Основные стратегии и механизмы противодействия коррупциогенным нормам. Методика анализа нормативных актов на коррупциогенность.

Тема 9. Антикоррупционная стратегия государства и общества

Общая типология стратегий противодействия коррупции. Стратегия устранения причин: понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки. Стратегия противодействия: понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки. Стратегия пассивности: понятие, механизм функционирования, преимущества и недостатки.

Содержание и сущность антикоррупционной политики. Классификация антикоррупционных мер. Ограничение политической коррупции. Упорядочение исполнительной власти. Укрепление судебной власти и совершенствование полицейской деятельности. Ведомственные стратегии противодействия коррупции: механизмы функционирования, примеры международной практики. Основные подходы к созданию специального антикоррупционного органа.

Роль гражданского общества в реализации антикоррупционных стратегий различных уровней. Взаимодействие институтов гражданского общества с федеральными, региональными и муниципальными властями.

Тема 10. Основные формы проявления коррупции в системе публичного управления

Роль и задачи органов публичного управления в отношении противодействия коррупции. Критерии и признаки ситуаций, которые могут быть связаны с коррупцией Примеры выявления случаев корруп­ции.

Определение риска коррупции. Учет риска кор­рупции. Документирование случаев коррупции.

Взаимодействие с руководством по вопросам коррупции. Информирование о случаях коррупции или риска возникновения коррупции. Отказ от сообщения случаев коррупционного поведения.

5. Планы семинарских занятий

Тема 1. Проблема коррупции: понятие и виды

1. Феноменология коррупции в предметной сфере деятельности.

2. Уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический.

3. Многообразие научных определений коррупции.

4. Виды коррупции.

5. Проблема определения коррупции.

6. Признаки коррупции как социально-правового явления.

7. Основные количественные и качественные показатели коррупции.

8. Понятие и причины латентной коррупции.

9. Методы оценки коррупции.

10. Основные современные тенденции коррупции.

Вопросы для эссе:

1. Какова природа коррупциологии: это юридическая или общественная наука?

2. В чем заключается научное значение коррупциологии.

3. Определите значение коррупциологии для формирования мировоззрения государственного и муниципального служащего.

4. Что означает термин «антикоррупционное мышление»?

5. Раскройте соотношение понятий «коррупция» и «коррупционное правонарушение».

6. Определите, присутствует ли уголовно-правовой признак в понятии и явлении «коррупция»?

7. Назовите основные причины латентной коррупции.

Задание для коллоквиума:

1. Проанализируйте существующее в настоящее время нормотворчество в виде федеральных программ и законов о противодействии коррупции в настоящее время.

2. Составить сравнительную таблицу определений коррупции.

3. Проанализируйте следующие высказывания: «коррупция – вечное явление», «коррупция – временное явление», «коррупция – искоренимое явление».

4. Раскройте соотношение таких понятий как коррупция и зло, коррупция и закон, коррупция и власть.

5. Охарактеризуйте причины низкой раскрываемости коррупционных преступлений.

Тема 2. Детерминанты коррупции. Социальные последствия коррупции

1. Понятие и виды детерминант коррупции.

2. Понятие причин коррупции и их социальная обусловленность.

3. Понятие условий коррупции и их связь с причинами.

4. Классификация причин и условий преступности.

5. Факторы, стимулирующие рост коррупции.

6. Причины роста и развития коррупции в Российской Федерации.

7. Последствия коррупции.

8. Отторжение общества от государства как последствие коррупции.

9. Криминализация сознания как последствие коррупции.

Вопросы для эссе:

1. Раскройте соотношение общих детерминантов коррупции с детерминантами индивидуального преступного поведения.

2. Может ли деятельность правоохранительных органов выступать детерминантом коррупции?

3. Какие ситуации в государстве благоприятствуют совершению коррупционных преступлений?

Задание для коллоквиума:

1. Раскройте систему криминогенных детерминантов.

2. Должен ли суд при принятии решения по уголовному делу о коррупции учитывать криминогенную ситуацию в стране, в регионе?

3. Какие социальные процессы уменьшают коррупцию, а какие увеличивают?

4. Существует ли одна причина, объясняющая преступное поведение человека?

5. Определите отличие между криминогенными и некриминогенными детерминантами коррупции.

6. Раскройте исторические этапы существования коррупции.

Тема 3. Социологический анализ коррупции

1. Социологические концепции коррупции.

2. Мотивация участников коррупционных отношений.

3. Методы исследования коррупции.

4. Результаты социологического анализа коррупции.

Вопросы для эссе:

1. Раскройте основные теории, объясняющие возникновения и развития коррупционных отношений.

2. Значение культуры как антикоррупционного фактора.

3. Отношения дарения, обмена и услуги применительно к анализу коррупции.

4. Раскрыть российскую специфику отношения к проблеме коррупции и участия в коррупционных отношениях.

Задание для коллоквиума:

1. Составить анкету для проведения социологического опроса по проблеме коррупции.

2. Проанализировать виды социологических исследований: наблюдение и анализ документов.

3. Обозначить пути повышения надежности результатов применения социологических методов изучения коррупции.

4. Проанализировать коррупционные практики в социологических исследованиях.

Тема 4. Экономическая природа коррупции.

Проблемы измерения и сравнения

1. Макроэкономика коррупции.

2. Экономика коррупции: факты и статистический анализ.

3. Коррупция и регулирование государственного и муниципального сектора.

4. Зарплата в государственном секторе и политика набора кадров.

5. Микроэкономика коррупции.

Задание для коллоквиума:

1. Раскройте потери и выгоды от коррупции.

2. Составьте таблицу: «Соотношение коррупции и экономических последствий».

3. Проанализируйте высказывания: «взятка как экономический стимул для бюрократа», «взятка как способ снижения издержек».

Тема 5. Зарубежный опыт противодействия коррупции

1. Специфика международных антикоррупционных инициатив.

2. Опыт международных организаций в борьбе с коррупцией.

3. Опыт зарубежных государств в борьбе с коррупцией.

Вопросы для эссе:

1. Раскройте международные нормативные правовые акты по противодействию коррупции.

2. Проанализируйте участие России в деятельности международных организаций по противодействию коррупции: Организация Объединенных Наций (ООН), Совет Европы, Группа государств против коррупции (ГРЕКО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Задание для коллоквиума:

1. Составьте таблицу: сравнительный анализ и проблемы имплементации норм международных антикоррупционных конвенций.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Последствия коррупции

Уровень общественной опасности коррупционных преступлений должны рассматриваться не только с юридической точки зрения, ведь они подрывают основы власти, дискредитируют государственные органы, складывают определенное отношение гражданского общества, мол «всех можно купить», искажают сознание простого народа.

Зачастую и те и другие знают, что получение взятки, равно как и ее дача, а также посредничество при этом, является тяжким преступлением, но одни все равно вымогают, а другие вынуждены давать.

Бытует мнение о том, что люди сами приучили сотрудников государственных органов к взяточничеству, пытаясь таким образом получить преимущество перед другими, ускорить решение того или иного вопроса. Однако соблюдение законности и правопорядка для общего развития и благополучия нашего общества, достижения поставленных Главой государства целей по созданию здорового общества, не зараженного коррупцией, — это первостепенная задача в первую очередь сотрудников государственных органов, а также простых граждан. Пока есть те, кто требует взятку, найдутся и те, кто готов ее дать. И пока есть вторые, кто предлагает, найдутся те, кто не устоит перед соблазном.

На примере уголовных дел, связанных с коррупционным преступлением, рассмотренных Специализированным межрайонным военным судом по уголовным делам за последние годы можно провести анализ того, как зарождается коррупция, каким образом развивается и к каким последствиям приводит в итоге.

Главными фигурантами большинства уголовных дел являлись должностные лица государственного органа, положение которых позволяло принимать прямое участие в процессе государственных закупок. В этой связи, они, обладая полной информацией о выделенных бюджетных средствах на госзакупки, нарушая требования служебного долга, пользуясь предоставленными по службе возможностями решают организовать систематическое получение взяток от представителей коммерческих структур.

Так, раскрытие одного из преступлений началось с момента как подчиненное лицо, после того, как ему было поручено переговорить с фирмой-поставщиком об «особых» условиях заключения контракта государственной закупки, обратился с заявлением о склонении его к вымогательству взяток в компетентный орган. После чего следственными органами с этим лицом была применена модель имитации преступной деятельности. Благодаря этому и слаженной работе правоохранительных и антикоррупционных органов были собраны достаточные доказательства для изобличения преступников. В другом случае директор фирмы, к которой обратился сотрудник «с аналогичными условиями», тоже проявила правовую сознательность и сразу после получения незаконного предложения обратилась в компетентные органы с заявлением о вымогательстве. От 11 до 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима – вот итог этих коррупционных дел.

Уголовный процесс для подсудимых – это большой стресс и эмоциональное испытание. Трагичная история падения людей, которые перешагнули через общечеловеческие принципы ради наживы. Тактика защиты избирается разная: признание, отрицание, молчание. Но еще больший стресс для родных и близких, которые поддерживая своего родного человека, переживая за его дальнейшую судьбу, принимают участие в каждом судебном заседании, боясь задуматься о том, как изменится жизнь в случае назначения наказания о лишении свободы на длительный срок.

И еще раз приходится убедиться в том, что любые большие деньги, заработанные нечестно, украденные, накопленные или свалившиеся разом, очень редко делают человека счастливым. Они становятся испытанием и нередко – трагедией.

Это последствия совершенного коррупционного преступления в рамках одной личности и его близкого окружения. Но есть последствия более масштабные, отражающиеся на обществе и каждом жителе. Ведь те средства, которые были выделены для государственного заказа, в рамках одной программы или для нужд государственного органа не дошли в полном объеме по назначению. Это значит, что не будут в полном объеме выплачены средства за работу, товары или услуги, соответственно услуги будут выполнены частично, товары закуплены более низкого качества, оплата работы произведена не полностью. В итоге страдает конечный получатель, потребитель – то есть каждый гражданин нашего общества.

Коррупция наносит ущерб не только отдельным гражданам и государству в целом, но также дискредитирует порядок государственного управления. Исключительно высокая степень общественной опасности взяточничества определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления должностными лицами своих служебных полномочий, нарушает не только интересы государственной службы, но и уничтожает авторитет власти в глазах населения, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости.

Коррупция – это социальное явление, и его зло заключается не только в многочисленных экономических, административных и политических аспектах, но прежде всего в том, что коррупцию трудно победить усилиями правоохранительных и законодательных органов.

Поэтому с коррупцией необходимо бороться всем обществом, с ее присутствием, а также предупреждать проявления, тем самым недопуская последствий. Ее разрушительная сила обогащает единицы и делает нищими миллионы. Каждый член общества в той или иной мере страдает от последствий коррупции. Все желают жить в обществе, где нет места обману, воровству, нищете, несправедливости. Все желают получать качественные обслуживание, питание, жилье, отдых, обучение. Поэтому нельзя оставаться «в закулисье» и бояться рассказать о готовящемся или произошедшем на ваших глазах коррупционном правонарушении и, конечно же, нельзя идти на сделку с совестью, переступая черту закона.

Страница 7 из 15

Последствия коррупции

В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция стала одним из главных и общепринятых тезисов. Одновременно она по-прежнему рассматривается всего лишь как один из видов преступлений, присущих аморальным чиновникам. Крайне слабо осознаются негативные последствия коррупции, что, естественно, усугубляет терпимое отношение к ней.

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Описываемые ниже негативные последствия коррупции в большей или меньшей степени уже проявляются сейчас в России.

Экономические последствия.

1. Расширяется теневая экономика. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие: государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.

4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

5. Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов». В итоге страдает потребитель. Главной жертвой коррупции всегда является верховный принципал – народ.

6. У агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Социальные последствия.

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство и бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

3. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти.

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организован-ной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

5. Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая поли-тической стабильности в стране.

Политические последствия.

1. Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.

2. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

3. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

4. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает разложение демократических институтов.

5. Увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сцена-рию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Экономические потери от коррупции.

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток – цена, которую платят частные лица или фирмы коррупционерам – чиновникам и политикам. Главные потери происходят из-за тех решений, которые принимаются агентами, вступающими в коррупционные отношения. Например, в результате нечестно проведенного тендера заказ поступает недобросовестному исполнителю. Потери, сопряженные с этим обстоятельством, намного больше величины взятки, стимулировавшей нечестное решение тендерной комиссии. Реальные потери от коррупции значительно превышают те, которые удается исчислить на основании сравнительно небольшого числа выявленных коррупционных актов и доведенных до конца расследований.

Экономические потери от коррупции можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Прямые потери от коррупции – это недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства. Косвенные потери от коррупции – это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией. Они также имеют два слагаемых. Первое слагаемое – это потери, сопряженные с причинами, порождающими коррупцию. Пример – административные барьеры. Они приводят к коррупции и одновременно снижают эффективность экономики. Второе слагаемое – потери, порождаемые самой коррупцией. Пример – падение притока инвестиций из-за коррупции. Подсчет потерь от коррупции крайне непрост. Но кое-что оценить возможно.

Как показывают отдельные исследования, важную роль могут играть различные частные характеристики коррупции, а не просто ее общий уровень. Пример такой частной характеристики – непредсказуемость услуг на коррупционных рынках: неопределенность относительно коррумпированности тех или иных организаций, степень необязательности в поведении коррупционеров и т.п. Так, анализ взаимосвязи коррупции и прямых иностранных инвестиций показал, что очень велика роль информированности о коррумпированности страны и уровне взяток: «неопределенность относительно коррумпированности убивает склонность к инвести-рованию».

Поскольку коррупция тесно связана с существованием и объемом теневой экономики, то мероприятия по сокращению коррупции в принципе могут приводить к сокращению и теневого экономического сектора страны. А это, в свою очередь, может существенно сказаться на эффективности экономики в целом и, прежде всего, масштабе и эффективности социальных программ, зависящих от объема собираемых налогов.

Важное влияние имеют косвенные ущербы, порождаемые падением престижа страны, ростом обычной преступности, подстегиваемым коррупцией в правоохранительных органах, падением уровня обеспечения национальной безопасности из-за коррупции в Вооруженных Силах. Однако количественная оценка взаимосвязи коррупции и подобных социально-политических явлений требует не только разработки специальной методики, но и сбора большого количества микроданных.

Индекс материала

Курс: Антикоррупционная политика

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Основные допущения теории коррупции

Определение коррупции в агентской модели

Причины коррупции

Последствия коррупции

Задачи эмпирического изучения коррупции

РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Контекстуальные ограничения

Ограничения содержания программы

Ограничения реализации программы

Антикоррупционная политика как функция государства

Определение и содержание антикоррупционной политики

Основные направления антикоррупционной политики

Все страницы

Коррупция сильно и, как правило, негативно влияет на экономическое и социальное развитие любой страны.

Экономический вред откоррупции связан, прежде всего, с тем, что коррупция является препятствием для реализации макроэкономической политики государства. В результате коррупции низших и средних звеньев системы управления центральное правительство перестает получать достоверную информацию о реальном положении дел в экономике страны и не может добиться реализации намеченных целей.

Коррупция серьезно искажает сами мотивы государственных решений. Коррумпированные политики и чиновники в большей мере склонны направлять государственные ресурсы в такие сферы деятельности, где невозможен строгий контроль и где выше возможность вымогать взятки. Они скорее склонны финансировать производство, например, боевых самолетов и другие крупные инвестиционные проекты, чем издание школьных учебников и повышение зарплаты учителей. Известен анекдотический пример, когда в 1975 в Нигерии щедро подкупленное правительство сделало за рубежом заказы на столь гигантское количество цемента, которое превосходило возможности его производства во всех странах Западной Европы и в СССР вместе взятых. Сравнительные межстрановые исследования подтверждают, что коррупция сильно деформирует структуру государственных расходов: коррумпированные правительства выделяют средства на образование и здравоохранение гораздо меньше, чем некоррумпированные.

Главным негативным проявлением экономического воздействия коррупции является увеличение затрат для предпринимателей (в особенности, для мелких фирм, более беззащитных перед вымогателями). Так, трудности развития бизнеса в постсоциалистических странах связаны во многом именно с тем, что чиновники заставляют предпринимателей часто давать взятки, которые превращаются в своего рода дополнительное налогообложение. Даже если предприниматель честен и не дает взяток, он несет урон от коррупции, поскольку вынужден тратить много времени на общение с нарочито придирчивыми госчиновниками. Наконец, коррупция и бюрократическая волокита при оформлении деловых документов тормозят инвестиции(особенно, зарубежные)и, в конечном счете,экономический рост. Например, разработанная в 1990-е американским экономистом Паоло Мауро модель позволила ему сделать предположительный вывод, что рост рассчитываемого «эффективности бюрократии» (индекс, близкий к рассчитываемому Transparency International индексу восприятия коррупции) на 2,4 балла снижает темп экономического роста страны примерно на 0,5%.По расчетам другого американского экономиста, Шан-Чин Вая, увеличение индекса коррупции на один балл (при десятибалльной шкале) сопровождается падением на 0,9% прямых иностранных инвестиций. Впрочем, при обзоре индексов коррупции уже упоминалось, что четкой отрицательной корреляции между уровнем коррупции и уровнем экономического развития все же нет, эта связь заметна лишь как общая закономерность, из которой есть много исключений.

Что касается социальных негативных последствий коррупции, то она, как общепризнанно, ведет к несправедливости – к нечестной конкуренции фирм и к неоправданному перераспределению доходов граждан. Дело в том, что дать более крупную взятку может не самая эффективная легальная фирма, или даже преступная организация. В результате растут доходы взяткодателей и взяткополучателей при снижении доходов законопослушных граждан. Наиболее опасна коррупция в системе сбора налогов, позволяя богатым уклоняться от них и перекладывая налоговое бремя на плечи более бедных граждан.

Коррумпированные режимы никогда не пользуются «любовью» граждан, а потому они политически неустойчивы. Легкость свержения в 1991 советского строя была обусловлена, во многом тем фактом, что советская номенклатура имела репутацию насквозь коррумпированного сообщества, пользующегося со стороны рядовых граждан СССР заслуженным презрением. Поскольку, однако, в постсоветской России советский уровень коррупции был многократно превзойден, это привело к низкому авторитету режима Б.Н.Ельцина в глазах большинства россиян. Участниками дискуссий о коррупции выдвигалось, впрочем, мнение, что коррупция имеет не только негативные, но и позитивные последствия.

Так, в первые годы после распада СССР бытовало мнение, что если позволять чиновникам брать взятки, то они работают более интенсивно, а коррупция помогает предпринимателям обходить бюрократические рогатки. Концепция благотворности коррупции не учитывает, однако, очень высокую степень отсутствия контроля, которую политики и чиновники-бюрократы приобретают в коррумпированных обществах. Они могут по своему усмотрению создавать и интерпретировать инструкции. В таком случае, вместо стимула для более эффективной деятельности, коррупция становится, наоборот, стимулом для создания чрезмерного числа инструкций. Иначе говоря, взяткополучатели преднамеренно создают все новые и новые барьеры, чтобы затем за дополнительную плату «помогать» их преодолевать. «Апологеты» коррупции также доказывают, будто взяточничество может сокращать время, необходимое на сбор и обработку бюрократических документов. Но взятки не обязательно ускоряют скорость канцелярской работы.

Известно, например, что в Индии госслужащие высокого ранга берут взятки следующим образом: они не обещают взяткодателю более ускоренную обработку его документов, но предлагают замедлить процесс оформления документов для конкурирующих компаний. Аргумент, будто коррупция является стимулом для развития экономики, особенно опасен тем, что разрушает законность и правопорядок. Некоторые отечественные криминологи утверждают, что в начале 1990-х в постсоветской России «из лучших побуждений» наказания за служебные злоупотребления оказались фактически временно отмененными, и это привело к росту бюрократического вымогательства, усугубившем экономический кризис.

В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция стала одним из главных и общепринятых тезисов. Одновременно она по-прежнему рассматривается всего лишь как один из видов преступлений, присущих аморальным чиновникам. Крайне слабо осознаются негативные последствия коррупции, что, естественно, усугубляет терпимое отношение к ней.

Несомненно, что коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни. Итак, подводим итоги…

Экономические последствия.

1. Расширяется теневая экономика. Теневая экономика – социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие: государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.

2. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто незаконно смог получить преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.

3. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников.

4. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.

5. Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов». В итоге страдает потребитель. Главной жертвой коррупции всегда является верховный принципал – народ.

6. У агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат, и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов.

7. Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом.

Социальные последствия.

1. Отвлекаются колоссальные средства от целей общественного развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.

2. Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство и бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.

3. Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти.

4. Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организован-ной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.

5. Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая поли-тической стабильности в стране.

Политические последствия.

1. Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования тех или иных кланов.

2. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.

3. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

4. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Граждане разочаровываются в ценностях демократии. Возникает разложение демократических институтов.

5. Увеличивается риск крушения нарождающейся демократии по распространенному сцена-рию прихода диктатуры на волне борьбы с коррупцией.

Экономические потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем просто суммарная величина взяток – цена, которую платят частные лица или фирмы коррупционерам – чиновникам и политикам. Главные потери происходят из-за тех решений, которые принимаются агентами, вступающими в коррупционные отношения. Например, в результате нечестно проведенного тендера заказ поступает недобросовестному исполнителю. Потери, сопряженные с этим обстоятельством, намного больше величины взятки, стимулировавшей нечестное решение тендерной комиссии. Реальные потери от коррупции значительно превышают те, которые удается исчислить на основании сравнительно небольшого числа выявленных коррупционных актов и доведенных до конца расследований.

Экономические потери от коррупции можно разделить на две категории: прямые и косвенные. Прямые потери от коррупции – это недобор дохода бюджета в результате коррупции и неэффективное расходование бюджетных средств в силу того же обстоятельства. Косвенные потери от коррупции – это общее понижение эффективности экономики, сопряженное с коррупцией. Они также имеют два слагаемых. Первое слагаемое – это потери, сопряженные с причинами, порождающими коррупцию. Пример – административные барьеры. Они приводят к коррупции и одновременно снижают эффективность экономики. Второе слагаемое – потери, порождаемые самой коррупцией. Пример – падение притока инвестиций из-за коррупции. Подсчет потерь от коррупции крайне непрост. Но кое-что оценить возможно.

Как показывают отдельные исследования, важную роль могут играть различные частные характеристики коррупции, а не просто ее общий уровень. Пример такой частной характеристики – непредсказуемость услуг на коррупционных рынках: неопределенность относительно коррумпированности тех или иных организаций, степень необязательности в поведении коррупционеров и т.п. Так, анализ взаимосвязи коррупции и прямых иностранных инвестиций показал, что очень велика роль информированности о коррумпированности страны и уровне взяток: «неопределенность относительно коррумпированности убивает склонность к инвестированию».

Поскольку коррупция тесно связана с существованием и объемом теневой экономики, то мероприятия по сокращению коррупции в принципе могут приводить к сокращению и теневого экономического сектора страны. А это, в свою очередь, может существенно сказаться на эффективности экономики в целом и, прежде всего, масштабе и эффективности социальных программ, зависящих от объема собираемых налогов.

Важное влияние имеют косвенные ущербы, порождаемые падением престижа страны, ростом обычной преступности, подстегиваемым коррупцией в правоохранительных органах, падением уровня обеспечения национальной безопасности из-за коррупции в Вооруженных Силах. Однако количественная оценка взаимосвязи коррупции и подобных социально-политических явлений требует не только разработки специальной методики, но и сбора большого количества микроданных.

ответы ГАП. Противодействие коррупции

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
4. Социально-экономические причины коррупции
Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.
1. Трудности преодоления наследства тоталитарного периода.
К ним относится, прежде всего, медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти, которые, безусловно, способствовали процветанию коррупции.
Другое обстоятельство – преодоление слияния власти и экономики, свойственного тоталитарным режимам с централизованной системой управления экономикой. Естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор не сформировалось. Административные органы в России продолжают, особенно на региональном уровне, играть на экономическом поле по тем правилам, которые устанавливают сами для себя. Такая ситуация неизбежно порождает коррупцию.
2. Экономический упадок и политическая нестабильность.
Обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Это подкрепляется старыми советскими традициями блата. Одновременно постоянно осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжелые экономические обстоятельства формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную прибыль. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции.
Политическая нестабильность формирует чувство неуверенности и среди чиновников самого разного уровня. Не имея в этих условиях никаких гарантий самосохранения, они также легче поддаются соблазну коррупции.
В условиях экономического кризиса государство часто пытается усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, а стало быть, сферу коррупции.
3. Неразвитость и несовершенство законодательства.
В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Например, в России приватизация (ее партийно-номенклатурный этап) проходила вне четкого законодательного регулирования и жесткого контроля.
Разнообразились сферы государственного контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовывать крупные социальные проекты и т.п. Экономическая либерализация сочеталась, во-первых, со старыми принципами чиновничьего контроля над ресурсами, а во-вторых, с отсутствием законодательного регулирования новых сфер деятельности.
До сих пор сохраняется значительная законодательная неопределенность в вопросах собственности. В первую очередь это касается собственности на землю, нелегальная распродажа которой порождает обильный поток коррупции. К этому следует добавить множество плохо определенных переходных форм смешанной собственности, распыляющих ответственность и позволяющих коммерсантам чувствовать себя чиновниками, а чиновникам – коммерсантами.
Дефекты законодательства проявляются и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур, в наличии норм, создающих дополнительные возможности для коррупции. Этому будет посвящена отдельная глава нашей книги.
4. Неэффективность институтов власти.
Государству трудно научиться всей мощью государственной машины, всей силой закона защищать права собственности, обеспечивать неукоснительное соблюдение прав рыночной игры. Не чувствуя такой защиты от государства, предприниматель ищет ее у конкретных чиновников. Так устанавливаются связи, легко превращающиеся в коррупционные
5. Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти.
Ухудшение социально-экономического положения граждан, всегда сопровождающее начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, – все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.
6. Неукорененность демократических политических традиций.
Проникновению коррупции в политику способствуют:
— несформированность политической культуры, что отражается, в частности, на процессе выборов;
— неразвитость партийной системы, когда партии не в состоянии брать на себя ответственность за подготовку и продвижение своих кадров и программ;
— несовершенство законодательства, чрезмерно защищающего депутатский статус, не обеспечивающего реальной зависимости выборных лиц от избирателей, провоцирующего нарушения при финансировании избирательных кампаний.
Тем самым последующая коррумпированность представительных органов власти закладывается еще на этапе выборов.
Реальная политическая конкуренция служит противовесом и ограничителем для коррупции в политической сфере, с одной стороны, и для политического экстремизма – с другой. В результате снижаются шансы политической нестабильности.
Перечень основных сфер государственного присутствия в экономике, изобилующих коррупцией.
1. Приватизация государственной собственности
В России это обстоятельство усугублялось масштабностью приватизации и слабостью контроля за ее ходом. Практиковалось включение чиновников в число акционеров, оценивание приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц.
2. Исполнение бюджета и распределение бюджетных средств
В числе основных причин – слабая дисциплина исполнения бюджета при почти полном отсутствии реакции на результаты контрольных проверок Счетной палаты РФ.
3. Банковская сфера
Создание системы уполномоченных банков, которым передавались в управление бюджетные средства, в условиях высокой инфляции было для последних источником получения колоссальных прибылей.
Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило «цивилизовать» формы получения взяток — льготные кредиты, завышенные в десятки раз процентам по вкладам и др.
4. Противозаконный лоббизм в законодательных органах
5. Правоохранительные органы и экономическая преступность
Создаются «комплексные бригады», зарабатывающие деньги на развале уголовных дел; за взятки организуется давление правоохранительных органов на конкурентов в коммерческой сфере, эти же средства используются для вымогательства; немало фактов поступления работников правоохранительных органов на службу («по совместительству») в коммерческие структуры и создания таковых под патронажем стражей порядка.
Условия для низовой коррупции:
1. наличие и продолжающееся увеличение сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом;
2. незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;
3. относительная закрытость информации об обязанностях чиновников и правах граждан;
4. монополия ведомств на предоставление услуг и усложненность бюрократических процедур;
5. структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями и по принятию властных решений, и по оказанию услуг.
6. отсутствие удобных процедур реализации гражданином своих обязательств;
7. неадекватность шкал штрафных санкций, способствующих уклонению от их уплаты с помощью взяток.
8. низкая заработная плата
9. низкая соц. защита
5. Психологические причины и факторы коррупции
Морально-психологическая атмосфера в обществе серьезно влияет на уровень коррупции. Большинство чиновников рано или поздно сталкиваются с обстоятельствами, в которых они впервые должны делать выбор: принимать или не принимать коррупционное решение. Появление этих обстоятельств зависит и от социально-психологических факторов.
Среди наиболее распространенных мотивов – компенсация за ощущаемый чиновником ущерб, связанный с прохождением службы. К потере нравственного иммунитета подталкивают:
— ощущение нестабильности;
— низкая зарплата, не соответствующая квалификации и ответственности работы;
— несправедливость при продвижении по службе;
— хамство или некомпетентность начальника.
Принятие первого коррупционного решения может облегчаться информационной средой, окружающей чиновника. Честный чиновник, каждый день слышащий и читающий одно и то же: «У нас берут все!», может начать воспринимать себя белой вороной, неудачником, которому даже взяток никто не предлагает. Такому остается только дождаться «удачного случая».
На индивидуальном (групповом) уровне можно выделить следующие признаки, присущие коррупционерам: остроумность и злоречивость; потребность во внешнем покое, скрытность; продажность и предательство государственных (и иных) интересов; ярко выраженное стремление к самосохранению (используя для этого подкуп); стремление жить сегодняшним днем; наличие дружеских отношений и стремление к таковым «с сильными мира сего», использование их влияния.
В целом наиболее характерными чертами коррупции являются: высокое общественное положение субъектов; изощренно-интеллектуальные способы и средства достижения целей; огромный материальный и моральный ущерб, причиняемый обществу; исключительная латентность и согласительный характер; «понимающее» отношение властей к этой группе преступников. Среди наиболее распространенных мотивов – компенсация за ущерб, связанный с прохождением службы. К потере нравственного иммунитета подталкивает: сложившееся и существующее в обществе мнение о том, что вся власть продажная и все покупается и продается.
6. Правовая безграмотность как одна из причин коррупции
Одной из причин коррупции является правовая безграмотность подавляющей части населения. Тех знаний основ государства и права, которые нам дают в школе и институте, явно недостаточно для того, чтобы уверенно чувствовать себя в современном мире. Люди с высшим образованием еще имеют хоть какое-то представление о том, как вести себя в различных ситуациях, и то далеко не всегда (разумеется, здесь не идет речь о людях с юридическим образованием). Что касается наших сограждан, имеющих среднее или начальное образование, то, как правило, и речи быть не может о хотя бы минимальной правовой грамотности.
Правовой нигилизм не удалось искоренить ни в одной стране. Мы не можем не учитывать индивидуальные особенности людей: кому-то интересно знание закона, кто-то живет по моральным принципам, и эти принципы в основном не противоречат законодательству. Человек знает: главное он не нарушает. «Концепция развития правового просвещения и правосознания граждан» станет политико-правовым документом после того, как будет утверждена президентским указом — подобно, к примеру, национальному плану противодействия коррупции. Есть еще и грамотность правоприменителей, самих юристов. И это целый комплекс проблем, поскольку в последнее время коммерциализация образования, особенно юридического, дает свои плоды.
Люди не знают, какие у них права. Даже у работников правоохранительных структур при получении паспорта требовали деньги. К сожалению, определенная часть сотрудников правоохранительных структур и спецслужб, не говоря уже о населении, в правовой сфере неграмотна.
Взятки существуют из-за правовой неграмотности самых бедных слоев населения, в том числе — гастарбайтеров, и подлости чиновников, пользующихся этой неграмотностью. Как правило, столоначальники не сами собирают копеечные подношения пенсионеров, инвалидов, мигрантов или безработных. Для этого создаются теневые бригады посредников, которые ставят на поток услуги, позволяющие решить якобы невозможную задачу — например, правильно заполнить бланк. В противном случае с человеком не станут разговаривать в «высоком» кабинете.
7. Понятие и виды взяток. Взяткодатель и взяткополучатель (ст. 290, 291 УК РФ)
Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.
Предметы — деньги, ценные бумаги, иное имущество (драгоценности, загородные дома, земельные участки, автомашины, бытовые приборы, и т.п.).
Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости, и прочее.
Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино и т.д.
Если деньги и иные имущественные выгоды были предоставлены родным и близким должностного лица, он согласился с этим либо не возражал против такого предоставления выгоды и использовал свои должностные полномочия в интересах взяткодателя, действия должностного лица квалифицируются как получение взятки.
Четыре вида взяток: «обычная» (до 25 тысяч рублей), «значительная» (от 25 до 150 тысяч), «крупная» (от 150 тысяч до миллиона рублей) и взятка в «особо крупном размере» (свыше миллиона рублей).
Статья 290 УК РФ:
1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —
наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —
наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.
2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Статья 291 УК РФ:
1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника —
наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.
2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере —
наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.
3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.
8. Рейдерство: понятие и виды
Рейдерство — силовое недружественное поглощение предприятия против воли его собственников, имеющих преимущественное положение в данном предприятии, и/или руководителя. Процесс, сопряженный с рейдерством, называется «рейдерский захват». К рейдерской деятельности также относят корпоративный шантаж («гринмейл»).
Признаки и методы рейдерского захвата:

  • Силовые акции, — смена охраны, взлом замков.
  • Совершение сделок, не укладывающихся в логику бизнес-функционирования предприятия.
  • «Гринмейл» – психологическое давление (квазизаконный метод).
  • Банкротство.
  • Привлечение административного ресурса (местные или федеральные власти).
  • Операции с акционерным капиталом (приобретение до 15% акций — собрание собственников — смена руководства).
  • Наёмное руководство.
  • Внезапные изменения в составе акционеров, руководства предприятия
  • Оспаривание приватизации (когда предприятие приватизируется незаконным путем);
  • Через кредиторскую задолженность (рейдер скупает мелкие задолженности предприятия и предъявляет их к единовременной оплате).

4. Социально-экономические причины коррупции

Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.

1. Трудности преодоления наследства тоталитарного периода.

К ним относится, прежде всего, медленный отход от закрытости и неподконтрольности власти, которые, безусловно, способствовали процветанию коррупции.

Другое обстоятельство – преодоление слияния власти и экономики, свойственного тоталитарным режимам с централизованной системой управления экономикой. Естественное разделение труда между властными институтами, призванными создавать условия для нормального функционирования экономики, и свободными агентами рынка до сих пор не сформировалось. Административные органы в России продолжают, особенно на региональном уровне, играть на экономическом поле по тем правилам, которые устанавливают сами для себя. Такая ситуация неизбежно порождает коррупцию.

2. Экономический упадок и политическая нестабильность.

Обнищание населения, неспособность государства обеспечить государственным служащим достойное содержание подталкивают и тех и других к нарушениям, приводящим к массовой низовой коррупции. Это подкрепляется старыми советскими традициями блата. Одновременно постоянно осознаваемый политический риск долговременных вложений, тяжелые экономические обстоятельства формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного на кратчайшую перспективу, большую, хотя и рискованную прибыль. Такому типу поведения очень близок поиск выгоды с помощью коррупции.

Политическая нестабильность формирует чувство неуверенности и среди чиновников самого разного уровня. Не имея в этих условиях никаких гарантий самосохранения, они также легче поддаются соблазну коррупции.

В условиях экономического кризиса государство часто пытается усилить налоговый пресс. Это расширяет зону теневой экономики, а стало быть, сферу коррупции.

3. Неразвитость и несовершенство законодательства.

В процессе преобразований обновление фундаментальных основ экономики и экономической практики существенно обгоняет их законодательное обеспечение. Например, в России приватизация (ее партийно-номенклатурный этап) проходила вне четкого законодательного регулирования и жесткого контроля.

Разнообразились сферы государственного контроля: льготы, кредиты, лицензии, приватизационные конкурсы, право быть уполномоченным банком, право реализовывать крупные социальные проекты и т.п. Экономическая либерализация сочеталась, во-первых, со старыми принципами чиновничьего контроля над ресурсами, а во-вторых, с отсутствием законодательного регулирования новых сфер деятельности.

До сих пор сохраняется значительная законодательная неопределенность в вопросах собственности. В первую очередь это касается собственности на землю, нелегальная распродажа которой порождает обильный поток коррупции. К этому следует добавить множество плохо определенных переходных форм смешанной собственности, распыляющих ответственность и позволяющих коммерсантам чувствовать себя чиновниками, а чиновникам – коммерсантами.

Дефекты законодательства проявляются и просто в плохом качестве законов, в несовершенстве всей правовой системы, в нечеткости законотворческих процедур, в наличии норм, создающих дополнительные возможности для коррупции. Этому будет посвящена отдельная глава нашей книги.

4. Неэффективность институтов власти.

Государству трудно научиться всей мощью государственной машины, всей силой закона защищать права собственности, обеспечивать неукоснительное соблюдение прав рыночной игры. Не чувствуя такой защиты от государства, предприниматель ищет ее у конкретных чиновников. Так устанавливаются связи, легко превращающиеся в коррупционные

5. Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти.

Ухудшение социально-экономического положения граждан, всегда сопровождающее начальные стадии модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним надеждам, – все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть подавлены без усилий общественных организаций.

6. Неукорененность демократических политических традиций.

Проникновению коррупции в политику способствуют:

— несформированность политической культуры, что отражается, в частности, на процессе выборов;

— неразвитость партийной системы, когда партии не в состоянии брать на себя ответственность за подготовку и продвижение своих кадров и программ;

— несовершенство законодательства, чрезмерно защищающего депутатский статус, не обеспечивающего реальной зависимости выборных лиц от избирателей, провоцирующего нарушения при финансировании избирательных кампаний.

Тем самым последующая коррумпированность представительных органов власти закладывается еще на этапе выборов.

Реальная политическая конкуренция служит противовесом и ограничителем для коррупции в политической сфере, с одной стороны, и для политического экстремизма – с другой. В результате снижаются шансы политической нестабильности.

Перечень основных сфер государственного присутствия в экономике, изобилующих коррупцией.

1. Приватизация государственной собственности

В России это обстоятельство усугублялось масштабностью приватизации и слабостью контроля за ее ходом. Практиковалось включение чиновников в число акционеров, оценивание приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляции условиями конкурсов, скупка предприятий чиновниками через доверенных лиц.

2. Исполнение бюджета и распределение бюджетных средств

В числе основных причин – слабая дисциплина исполнения бюджета при почти полном отсутствии реакции на результаты контрольных проверок Счетной палаты РФ.

3. Банковская сфера

Создание системы уполномоченных банков, которым передавались в управление бюджетные средства, в условиях высокой инфляции было для последних источником получения колоссальных прибылей.

Сотрудничество чиновников с коммерческими банками позволило «цивилизовать» формы получения взяток — льготные кредиты, завышенные в десятки раз процентам по вкладам и др.

4. Противозаконный лоббизм в законодательных органах

5. Правоохранительные органы и экономическая преступность

Создаются «комплексные бригады», зарабатывающие деньги на развале уголовных дел; за взятки организуется давление правоохранительных органов на конкурентов в коммерческой сфере, эти же средства используются для вымогательства; немало фактов поступления работников правоохранительных органов на службу («по совместительству») в коммерческие структуры и создания таковых под патронажем стражей порядка.

Условия для низовой коррупции:

1. наличие и продолжающееся увеличение сферы государственных услуг, охваченных разрешительным принципом;

2. незнание гражданами своих прав на получение услуг и обязанностей чиновников на их предоставление;

3. относительная закрытость информации об обязанностях чиновников и правах граждан;

4. монополия ведомств на предоставление услуг и усложненность бюрократических процедур;

5. структурные особенности органов власти, при которых одно ведомство обладает полномочиями и по принятию властных решений, и по оказанию услуг.

6. отсутствие удобных процедур реализации гражданином своих обязательств;

7. неадекватность шкал штрафных санкций, способствующих уклонению от их уплаты с помощью взяток.

8. низкая заработная плата

9. низкая соц. защита

Экономические последствия коррупции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *