ГЛАВА 24. ЦЕНА КАК КАТЕГОРИЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

1. Теоретические основы рыночного ценообразования

Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. Причем первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок выступает основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он служит одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. В связи с этим возникает функция цены как критерия рационального размещения производства.

По мере перехода к рыночной экономике центральной фигурой становится предприятие-собственник, которое самостоятельно на свой страх и риск, с полной экономической ответственностью за свои действия принимает производственно-экономические и другие решения. Только предприятие решает: что, сколько, когда, где, какого качества изготовлять, кому и на каких условиях продавать свою продукцию. Иными словами, в условиях рыночных отношений трудовые, материальные и финансовые ресурсы предприятия, будучи частью совокупных ресурсов общества, включаются в общий процесс воспроизводства самим предприятием как хозяйствующим субъектом. Естественно, что и экономические последствия решений, принимаемых им, отражаются на конечных результатах его деятельности.

Как отмечалось, в условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется, в частности, законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования.

Известно, что при командных методах организации экономики цены определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство; отсюда — затратный метод ценообразования. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.

Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Ценатовара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Поскольку только на рынке происходит общественное признание продуктов как товаров, постольку и стоимость их получает общественное признание через механизм цен также на рынке.

Принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового заключается в том, что цены на товары должны определяться (устанавливаться) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только тогда можно преодолеть отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Государство может определять только общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливать предельные уровни рентабельности или цен на отдельные товары и таким путем осуществлять свои управленческие функции. Однако государственные органы не должны определять конкретные цены на товары, изготовляемые различными собственниками.

Предприятия реализуют свою продукцию, работы, услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения, допускается государственное регулирование цен. В переходный период к рынку в условиях смешанной (многоукладной) экономики рыночный механизм ценообразованиядолжен гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовать цели и приоритеты экономического развития и формировать соответствующие пропорции.

Механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов: стратегического и тактического.

Стратегический фактор заключается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости.

Тактический выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Первый фактор — фактор долговременного перспективного действия, второй — может часто меняться (в течении дней, часов), так как динамика конъюнктурных изменений очень высока и здесь требуется всестороннее изучение этих изменений. Как первый, так и второй факторы весьма важны в условиях рыночной экономики. Их следует обязательно учитывать, иначе предприятие или фирма окажутся в очень затруднительном положении.

Первый фактор ставит в наиболее благоприятные условия те предприятия, которые имеют современную технику, технологию, пользуются передовыми методами организации труда и т.д. Наибольший выигрыш получает тот, у кого индивидуальные затраты на производство ниже. Второй фактор помогает тем предприятиям, которые оперативно умеют пользоваться конъюнктурой. Однако наибольшую уверенность в успехе и выигрыш получают на рынке те предприятия, которые имеют возможность использовать и тот, и другой факторы.

Следовательно, в условиях рынка динамика цен будет формироваться совершенно по-иному и в какой-то мере непредсказуемо. Надо иметь в виду, и это подтверждает опыт зарубежных стран, что государство может экономически воздействовать на рыночную конъюнктуру и динамику цен.

При переходе к рынку требуется продуманная система мер, которая апробирована в странах с рыночной экономикой. К таким мерам относятся: установление предельного уровня цен государственными органами; меры, принимаемые органами управления, направленные на развитие конкуренции; соответствующая налоговая политика и др. Большая роль здесь должна отводиться местным органам управления. При этом все мероприятия в данной области должны быть закреплены законодательными актами.

Неотъемлемым и важным элементом рынка является конкуренция. Нормальными конкурентами могут быть только собственники. Многообразие структур при одном собственнике создает монополию, которая порождает застой в производстве. Главным условием выживаемости на рынке является высокий уровень производства и высокий профессионализм в его управлении. Многие предприниматели и предприятия, не выдержав конкуренции, разоряются. Однако мощности этих предприятий переходят к другим собственникам. Они совершенствуются, обновляются и включаются в производство на новой, более эффективной основе. Поэтому крах конкретного собственника или предпринимателя зачастую оборачивается для общества ростом эффективности экономики.

Конкуренция служит мощным двигателем рыночной экономики. Основы успеха при конкуренции коренятся в состоянии производства. Мировая рыночная экономика базируется на гибком производстве, которое обладает свойствами быстро, в меру возникновения новых потребностей, перестраиваться практически без повышенных затрат периода освоения новых товаров. Если нет гибкого производства, то время освоения будет длительным. Без этой способности производства невозможно соперничать с конкурентами на рынке. Поэтому переход к рынку, помимо собственно рыночных преобразований, требует перестройки производства (технической, технологической, организационной и т.д.).

Рыночный механизм ценообразования должен создавать условия конкуренции и ликвидации монополизма в промышленности и торговле и способствовать оптимизации их структуры, а также структуры потребления. Эффективность методов ценообразования состоит прежде всего в том, насколько полно учитывается ими спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру и формирует структуру инвестиций и самой экономики.

Цены, которые устанавливаются по соглашению сторон, участвующих в обмене товаров, называются договорными(свободными). Идея договорного рыночного ценообразования заключается в том, чтобы нацелить предприятия-изготовители на выпуск товаров, пользующихся спросом. Гибкость и оперативность в установлении рыночных цен приводит к тому, что экономика оказывается более динамичной и ориентируется на удовлетворение общественных потребностей. Договорные (свободные) цены являются важнейшим элементом согласования экономических интересов. Воздействие системы свободного ценообразования на экономику можно проследить только в динамике, во времени. Если при этом на какой-то момент достигнут временный баланс спроса и предложения, то в будущем он может нарушиться. В этой связи особую роль играет системный подход к свободному ценообразованию, анализ рыночных цен как одного из компонентов социально-экономической системы.

Следует заметить, что свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики может иметь негативные последствия, усугубляющие и без того непростую ситуацию в экономике. Быстрый рост цен в условиях ненасыщенного и в значительной степени монополизированного рынка товаров и услуг вызывает дезорганизацию производства. При этом падает надежность планирования на уровне отдельного предприятия и нарушаются пропорции внутриотраслевых и межотраслевых связей. Из-за того, что появляется возможность получить дополнительную прибыль, не обусловленную ростом производства, падают стимулы к увеличению выпуска продукции в натуральном выражении. Инфляция способствует спаду производства, препятствует выходу экономики из кризиса.

Для того чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил к сокращению производства, необходимы следующие условия:

реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;

отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по договорным ценам;

отсутствие монополии товаропроизводителей;

структурная перестройка экономики, прежде всего конверсия оборонного комплекса и базовых отраслей хозяйства;

обеспечение единого экономического пространства в рамках государств;

юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.

Сущность и содержание права

С категорией «сущность» мы встречались при характеристике государства. «Сущность» – это философская категория. Напомним, что под ней в философии понимается то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой, то есть тем, что оно есть. При изменении сущности явление перестает быть самим собой и становится другим явлением. Сущность у явления, предмета одна: одно и то же явление не может иметь несколько сущностей. Хотя в философии на этот счет имеется и иная точка зрения.

Сущность нужно отличать от содержания явления. Сущность – это стержень явления. А содержание образуют все те элементы и связи между элементами, которыми обрастает сущность. Содержание всегда есть результат развития сущности. Сущность явления определяет его содержание. Можно сказать, что содержание – это развитая или развившаяся сущность явления. В отличие от сущности содержание может меняться: могут исчезать одни его элементы и связи и появляться другие и т. д.

это те правила, нормы, которые заключены в праве и которые оно использует для властного регулирования поведения. Под одним из важнейших углов своего рассмотрения право есть информационная система, содержащая предписания властного характера.

«Содержание» – это категория, парная категории «форма». Если есть какое-то содержание, значит имеется и соответствующая ему форма, и наоборот: если что-то выделено в качестве формы, значит требуется найти соответствующее ей содержание. В полной мере эта общая закономерность распространяется и на право. У права есть своя форма в виде источников права, из которых и черпается правовая информация. Содержание права может меняться, но сущность его едина.

Отыскание и характеристика сущности права – это теоретическая проблема, относящаяся к особой области – философских проблем права. И уже одно это делает ее достаточно сложной. Не говоря уже о том, что право само по себе представляет весьма сложное социальное явление, что хорошо видно при попытках найти ему более или менее точное определение.

Взгляды тех или иных ученых, теоретических школ, научных направлений на сущность права зависят прежде всего от их исходных, методологических, общесоциальных позиций. Так, марксистская теория рассматривает право как классовый регулятор общественных отношений. Поэтому с точки зрения марксистско-ленинского обществоведениясущность правапредставляет собой возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса.

В современной юридической литературе сущность права определяется по-разному. Например, проф. В.И. Леушин делает вывод, что «право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей».

По мнению проф. Лазарева Валерия Васильевича, «сущность права, как и сущность государства, состоит в его социальном назначении – в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом».

В целом, современные ученые-правоведы правы в том, что сущность права следует искать через исследование его роли в обществе, социальное назначение права.

Почти все исследователи отмечают, что право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из разных групп, классов, сословий, народностей и других социальных образований, не только с различными, но и с противостоящими, сталкивающимися групповыми и частными интересами. И назначение права в таких социальных условиях состоит в том, чтобы установить согласие в обществе, создать в нем порядок или, как выразился один из российских ученых прошлого – Максим Максимович Ковалевский, создать «замиренную среду». На этой основе можно сделать вывод, что сущность права состоит в том, что оно по своей природе есть властное средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ.

Сущность и содержание права

Напомним, что под «сущностью» в философии понимается то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой, т.е. тем, что оно есть. При изменении сущности явление перестает быть самим собой и становится другим явлением. Сущность у явления, предмета одна: одно и то же явление не может иметь несколько сущностей. Хотя в философии на этот счет имеется иная точка зрения.

Сущность нужно отличать от содержания явления. Сущность – это стержень явления. А содержание образуют все те элементы и связи между элементами, которыми обрастает сущность. Содержание всегда есть результат развития сущности. Сущность явления определяет, обусловливает его содержание. Можно сказать, что содержание – это развитая или развившаяся сущность явления. В отличие от сущности содержание может меняться: могут исчезать одни его элементы и связи, появляться другие и т.д.

– это те правила, нормы, которые заключены в праве и которые оно использует для властного регулирования поведения. Под одним из важнейших углов своего рассмотрения право есть информационная система, содержащая предписания властного характера.

«Содержание» – это категория, парная категории «форма». Если есть какое-то содержание, значит имеется и соответствующая ему форма, и наоборот: если что-то выделено в качестве формы, значит требуется найти соответствующее ей содержание. В полной мере эта общая закономерность распространяется и на право. У права есть своя форма в виде источников права, из которых и черпается правовая информация. Содержание права может меняться, но сущность его едина.

Считается, что с точки зрения марксистско-ленинского обществоведения сущность права представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса. Однако проблема марксистского понимания права и его сущности далеко не так однозначна. Здесь нужно различать позиции ортодоксального марксизма и «марксизма-ленинизма» – марксизма, переработанного и дополненного последователями Маркса и Энгельса – идеологами большевизма. Маркс никогда не считал, что возведенная в закон воля господствующего класса, – это и есть ПРАВО. Маркс и Энгельс в работе под названием «Манифест Коммунистической партии», обращаясь к классу буржуазии, пишут следующее: «…Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» . В этом высказывании авторы Манифеста на самом деле упрекают класс буржуазии в том, что буржуазия безосновательно называет правом те правила, которые отвечают лишь ее интересам, но которые она возвела в закон, т.е. сделала правилами, обязательными для всех слоев общества.

Безусловно, что и теоретики большевизма понимали, что с общечеловеческой точки зрения возведенную в закон волю господствующего класса правом называть нельзя. Но здесь был проделан определенный идеологотеоретический кульбит. Социалистическое право было объявлено принципиально новым и высшим историческим типом права, т.е. правом, принципиально отличающимся по своей сущности от эксплуататорских типов нрава. Социалистическое право выражает волю рабочего класса (и других трудовых слоев населения) как класса трудящегося и составляющего большинство населения (в союзе с другими трудящимися), поэтому законы, изданные социалистическим государством и выражающие волю рабочего класса, – это и есть право.

Современные ученые-правоведы правы в том, что сущность права следует искать через исследование его роли в обществе, социальное назначение права. Право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из разных групп, классов, сословий, народностей и других социальных образований, не только с различными, но и с противостоящими, сталкивающимися групповыми и частными интересами. И назначение права в таких социальных условиях состоит в том, чтобы установить согласие в обществе, создать в нем порядок или, как выразился один из российских ученых-правоведов прошлого Максим Максимович Ковалевский, создать «замиренную среду». На этой основе можно сделать вывод, что сущность права состоит в том, что оно по своей природе есть властное средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ. Сущность права определяется тем, что оно содержит такие правила жизни людей, без которых вообще невозможно существование общества.

  • Маркс. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. М., 1989. С. 42.

Цены как категория рыночного хозяйства. Значение и функция цены в условиях рынка

Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. Причем первичным является рынок. Это объясняется тем, что при товарном производстве экономические отношения проявляются главным образом не в самом процессе производства, а через рынок. Именно рынок выступает основной формой проявления товарно-денежных отношений и стоимостных категорий.

В рыночном хозяйстве важную роль играет закон стоимости, который реализуется через механизмы ценообразования, сбалансированности спроса и предложения. Он служит одним из регуляторов общественного производства, способствуя переливу ресурсов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов. В связи с этим возникает функция цены как критерия рационального размещения производства.

Для того чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально, т.е. рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил к сокращению производства, необходимы следующие условия:

реальная хозяйственная самостоятельность предприятий, обладающих правом участвовать в заключении договоров о ценах;

отсутствие дефицита товаров, переводимых на реализацию по договорным ценам;

отсутствие монополии товаропроизводителей;

структурная перестройка экономики, прежде всего конверсия оборонного комплекса и базовых отраслей хозяйства;

обеспечение единого экономического пространства в рамках государств;

юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.

Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального (чистого) дохода между:

отраслями экономики;

государственным и другими секторами экономики (например, между промышленностью и сельским хозяйством);

различными формами собственности;

регионами страны;

условиях рыночных отношений резко возрастает роль цены для любой коммерческой организации. Это обстоятельство обуславливается многими причинами. От уровня цены зависят:

— величина прибыли коммерческой организации;

— конкурентоспособность организации и её продукции;

— финансовая устойчивость предприятия.

Выбор правильной ценовой политики является достаточно непростым делом и требует создания маркетинговых служб. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

1) Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.

2) Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товаров. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

3) Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими её секторами, регионами, фондами накопления, социальными группами населения.

4) Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

5) Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономике. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

6) Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на неё. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

7) Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Тема 24. Цена как категория рыночного хозяйства

  • •Тема 1. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинга
  • •Вопрос1. Понятие рынка
  • •Вопрос 2. Участие государства в хозяйственной жизни на начальном этапе перехода к рынку
  • •Вопрос 3. Формы воздействия государства на спрос и предложение
  • •Тема 2. Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга
  • •Тема 3. Основные принципы маркетинга
  • •Вопрос 9. Предпосылки маркетинга и мотивы поведения потребителей
  • •Вопрос 10. Основные принципы маркетинга
  • •Тема 4. Социально-этический маркетинг
  • •Тема 5. Функции маркетинга
  • •Тема 6. Цели, объекты и методы маркетинговых исследований
  • •Вопрос 21. Основные направления исследований в маркетинге
  • •Вопрос 22. Методические основы исследования маркетинга
  • •Вопрос 23. Правила и процедуры маркетинговых исследований
  • •Тема 7. Исследование товарных рынков
  • •Вопрос 24. Изучение товарной структуры рынка
  • •Вопрос 25. Оценка конъюнктуры рынка
  • •Вопрос 26. Определение емкости рынка
  • •Тема 8. Сегментация рынка
  • •Вопрос 27. Критерии сегментации рынка Вопрос 28. Методы рыночной сегментации Вопрос 29. Целевой сегмент рынка и позиционирование товара
  • •Тема 9. Изучение потребителей
  • •Вопрос 30. Поведение потребителей, принципы и методы его изучения
  • •Вопрос 31. Моделирование поведения потребителей Вопрос 32. Права потребителей
  • •Тема 10. Исследование фирменной структуры рынка
  • •Тема 11. Исследование внутренней среды предприятия
  • •Вопрос 37. Изучение возможностей предприятия
  • •Вопрос 38. Организационная структура управления
  • •Производство
  • •Транспортировка продукции. Транспортные возможности и оценка расходов.
  • •Организационная структура и менеджмент.
  • •Маркетинг.
  • •Тема 12. Товар в системе маркетинга
  • •Тема 13. Товарная политика
  • •Вопрос 43. Формирование товарной политики
  • •Вопрос 44. Формирование ассортимента и управление им
  • •Вопрос 45. Технология планирования ассортимента
  • •Тема 14. Новые товары в рыночной стратегии
  • •Тема 15. Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров и маркетинг
  • •Вопрос 51. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга Вопрос 52. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях
  • •Вопрос 53. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества и конкурентоспособности .
  • •Вопрос 54. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции
  • •Тема 16. Сервис в системе товарной политики и сбытовой деятельности
  • •Вопрос 55. Основные принципы и задачи организации сервиса
  • •Вопрос 56. Организация обеспечения клиентов запасными частями
  • •Вопрос 57. Служба сервиса и ее функции
  • •Тема 17. Канал распределения и товародвижение
  • •Вопрос 58. Каналы распределения товаров
  • •Вопрос 59. Товародвижение
  • •Тема 18. Оптовая и розничная торговля
  • •Тема 19. Коммерческие формы и методы реализации товаров
  • •Вопрос 64. Прямая форма оптовой реализации товаров
  • •Вопрос 65. Коммерческая форма косвенной оптовой реализации товаров
  • •Вопрос 66. Лизинг как форма реализации (сбыта) продукции
  • •Тема 20. Прямой маркетинг, личные продажи, торговый персонал Вопрос 67. Прямой маркетинг Вопрос 68. Личные продажи Вопрос 69. Торговый персонал
  • •Тема 21. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций.
  • •2. Критерии выбора каналов распространения рекламных посланий
  • •4. Престижная реклама
  • •Тема 23. Ярмарки и выставки
  • •Вопрос 77. Назначение ярмарки на товарном рынке
  • •Вопрос 78. Организация проведения ярмарки
  • •Вопрос 79. Выставки на товарном рынке
  • •1. Этап подготовки участия.
  • •Тема 24. Цена как категория рыночного хозяйства
  • •Вопрос 80. Теоретические основы рыночного ценообразования
  • •Вопрос 8 1 . Функции цены в переходный период
  • •Вопрос 82. Регулирование цен в переходный период
  • •Выбор цели
  • •Установление окончательной цены
  • •Тема 25. Система цен и их классификация
  • •Вопрос 83. Понятие системы цен в условиях перехода к рынку Вопрос 84. Классификация цен
  • •Тема 26. Цены в условиях рынка
  • •Вопрос 65. Спрос, предложение и цены
  • •Вопрос 86. Факторы, влияющие на уровень цен
  • •Вопрос 87. Ценовая и неценовая конкуренция
  • •Тема 27. Установление цены на товары Вопрос 88. Ценообразование и структура рынка
  • •Вопрос 89. Порядок ценообразования Вопрос 90. Информация, необходимая для принятия решения по ценам Вопрос 91. Управление ценами
  • •Тема 28. Планирование в системе управления маркетингом
  • •Вопрос 92. Ранжирование стратегических задач Вопрос 93. Принципы планирования в маркетинге Вопрос 94. Основные задачи планирования в маркетинге
  • •Тема 29. Информационное и коммуникационное обеспечение
  • •Маркетинговые информационные системы
  • •Концепция системы маркетинговой информации
  • •Тема 30. Контроль в маркетинге
  • •Тема 31. Рыночные системы управления предприятием
  • •Вопрос 105. Современные концепции внутрифирменного управления
  • •Вопрос 106. Основные позиции менеджмента предприятий
  • •Вопрос 107. Тенденции развития хозяйственного управления
  • •Тема 32. Маркетинговые структуры предприятия
  • •Вопрос 108. Виды организационных структур службы маркетинга
  • •Вопрос 109. Системы маркетинговой интеграции
  • •Вопрос 110. Развитие маркетинговых структур на предприятиях России
  • •Тема 33. Служба маркетинга на предприятии
  • •Вопрос 111. Организационная структура управления службы маркетинга
  • •Вопрос 112. Основные задачи и функции подразделений службы маркетинга
  • •Тема 34. Директор по маркетингу на предприятии
  • •Вопрос 113. Директор по маркетингу на предприятии
  • •Тема 35. Управление инвестициями на предприятиях
  • •Тема 36. Управление рисками
  • •Вопрос 118. Риск в предпринимательстве и любой другой хозяйственной деятельности
  • •Вопрос 119. Риски, страхуемые в страховых компаниях
  • •Вопрос 120. Снижение рисков без привлечения страховых компаний
  • •Тема 37. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия в условиях маркетинга
  • •Тема 38. Бизнес-план и его связь с программой маркетинга
  • •Вопрос 125. Назначение и основные цели бизнес-плана
  • •Вопрос 126. Структура бизнес-плана и содержание его основных разделов
  • •Вопрос 127. Основные этапы и проблемы разработки бизнес-плана
  • •1. Титульный лист
  • •Вводная часть
  • •Анализ положения дел в отрасли
  • •Организационный план
  • •Оценка рисков
  • •Финансовый план
  • •Приложение
  • •Тема 40. Маркетинг объектов капитального строительства
  • •Вопрос 131. Анализ спроса на объекты капитального строительства
  • •Вопрос 132. Анализ сбытовой деятельности
  • •Вопрос 133. Анализ конкуренции на рынках объектов капитального строительства
  • •Тема 41. Маркетинг на рынках интеллектуального продукта
  • •Тема 42. Биржевая деятельность и маркетинг торгово-посреднических услуг
  • •Вопрос 139. Развитие биржевой торговли
  • •Вопрос 140. Виды биржевых контрактов и сделок в системе маркетинга
  • •Вопрос 141. Маркетинг биржевых услуг
  • •Тема 43. Некоммерческий маркетинг
  • •Вопрос 142. Организации, занимающиеся некоммерческим маркетингом
  • •Вопрос 143. Процессы обмена в некоммерческом маркетинге
  • •Вопрос 144. Политмаркетинг. Эго-маркетинг
  • •Тема 44. Маркетинг банковской и страховой деятельности
  • •Вопрос 145. Банковский маркетинг
  • •Вопрос 146. Маркетинг страховой деятельности
  • •Тема 45. Маркетинг на рынке ценных бумаг
  • •Тема 46. Маркетинг на предприятиях с иностранными инвестициями
  • •Вопрос 151. Особенности создания и деятельность предприятия с иностранными инвестициями
  • •Вопрос 152. Бизнес-план и маркетинговая программа совместного предприятия
  • •Вопрос 153. Обеспечение маркетинговой программы
  • •Тема 47. Маркетинг в области информационных технологий
  • •Вопрос 154. Информация как предмет коммерческого распространения
  • •Вопрос 155. Технология и индустрия коммерческого распространения информации Вопрос 156. Организация информационного маркетинга

Экономическое содержание цены

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *