Методы активного обучения персонала, их достоинства и недостатки

Все возрастающий поток информации в наше время требует новых форм обучения, которые позволяли бы за достаточно короткое время передавать обучающимся довольно большой объем знаний, давали бы возможность обеспечить высокий уровень присвоения слушателями изучаемого материала и закрепить его на практике. Бизнес-образование предполагает практическое использование знаний и навыков, которые слушатели получают в процессе обучения. Знать менеджмент в теории и уметь управлять на практике — совершенно разные вещи. Поэтому менеджмент надо преподавать иначе, чем традиционные дисциплины. Активные методы обучения большое внимание уделяют именно практической отработке передаваемых слушателям знаний, навыков и умений. Магура М. И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2013. — 78 с.

Методы активного обучения — методы обучения, направленные на развитие у обучаемых самостоятельного творческого мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Цель обучения — не только вооружить знаниями, навыками и умениями решать профессиональные задачи, но и развить умение мыслить, культуру мыслительной творческой деятельности. Этим методам присущи активность познавательной деятельности обучаемых, тесная связь теории с практикой, направленность на овладение диалектическим методом анализа и решения сложных проблем, развитая рефлексия, атмосфера сотрудничества и сотворчества, содействие овладению продуктивным стилем мышления и деятельности. Смагина М. В. Методы активного социально-психологического обучения. — Ставрополь: СГПИ, 2013. — 31 с.

В настоящее время известно огромное количество форм активного обучения персонала, но следует остановиться на наиболее распространенных, которые активно используются в современных организациях России:

  • — тренинги;
  • — программированное обучение;
  • — компьютерное обучение;
  • — деловые и ролевые игры;
  • — поведенческое моделирование;
  • — разбор практических ситуаций;
  • — баскет-метод.
  • 1. Тренинги

Под тренингами понимается такое обучение, в котором теоретические блоки материала минимизированы, и основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и закрепить необходимые навыки, освоить новые модели поведения, изменить отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В тренингах обычно широко используются разнообразные методы и техники активного обучения:

деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

Тренинг — тот метод, который способен наиболее оперативно реагировать на все внешние и внутренние изменения. Он обеспечивает более интенсивное и интерактивное обучение и, кроме того, ориентирован в первую очередь на получение практических навыков, необходимых в повседневной работе, на обмен опытом между слушателями, что позволяет получить результат, обладающий высокой практической ценностью, и экономит время и ресурсы сотрудников и организации в целом.

Тренинг является очень эффективным методом обучения персонала, если основной целью его является овладение конкретными навыками или умениями, необходимыми для выполнения должностных функций, или их развитие.

Несомненный плюс тренинга в том, что он повышает мотивацию персонала. Во время тренинга происходит не только передача знаний, что, безусловно, очень важно, но и определенная эмоциональная зарядка людей. Пробуждается, актуализируется потребность применить новые знания на практике, т.е. побудительные мотивы деятельности существенно возрастают. Обычно после хорошо проведенного тренинга 3-4 месяца сотрудники находятся в состоянии эмоционального подъема. В связи с этим желательно разработать тренинговую программу таким образом, чтобы в среднем тренинг проходил примерно раз в квартал.

Сегодня не вызывает сомнения то, что качественный тренинг, разработанный с учетом потребностей организации, способен дать весомые результаты. Однако в ожидании реальных изменений в поведении сотрудников необходимо понимать, что умение, навык формируется не менее чем после 21 повторения и сохраняется при регулярной практике. К тому же существует ряд причин, которые препятствуют закреплению навыков тренинга:

  • — дефицит самодисциплины для отработки и закрепления навыка (умения), полученного в ходе тренинга;
  • — желание делать сразу все быстро и правильно;
  • — психологический дискомфорт от того, что не все получается;
  • — сложность анализа собственного настроения и поведения.

Таким образом, теряются до 80% приобретенных в ходе тренинга знаний. В связи с этим очень важным является обеспечение поддержки изменений после окончания тренинга — посттренинговое сопровождение персонала.

Посттренинговое сопровождение — целый комплекс мероприятий и занятий, с актуализацией тем прошедшего тренинга, который направлен на поддержание, закрепление и усиление тренинговых эффектов. Носырева И. Г. Современные формы и методы обучения персонала // Управление развитием персонала. — 2012. — № 1. — С. 12-15.

Достоинства тренингов:

  • — концентрация внимания участников;
  • — высокий уровень усвоения информации и интенсивность мыслительных процессов;
  • — возможность получить навыки практической работы;
  • — усиление мотивации сотрудников компании;
  • — обмен личным опытом;
  • — командная работа.

Тренинги также имеют и ряд недостатков:

  • — недолгосрочный эффект от любого тренинга (3-4 месяца);
  • — эффект от тренинга, по большому счету, эмоциональный, и заключается в применения этого навыка.
  • 2. Программированное и компьютерное обучение

При программированном обучении информация предъявляется небольшими блоками в печатном виде либо на мониторе компьютера. После прочтения каждого блока материала обучающийся должен ответить на вопросы, призванные оценить глубину понимания и степень усвоения изучаемого материала. После каждого ответа обучающиеся имеют возможность получения обратной связи, показывающей его правильность. Основное преимущество программированного обучения состоит в том, что оно позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе, когда переход к следующему блоку информации происходит только после того, как усвоен предыдущий.

Возможности компьютерной техники позволяют обучающимся начинать изучение предмета (темы) с того уровня, который соответствует их сегодняшнему уровню знаний, их опыту и способностям, и двигаться вперед в собственном, удобном для них темпе. При необходимости учащийся может вернуться назад и повторить какую-то тему. Программа может содержать в себе систему промежуточных тестовых заданий и итоговых тестов по разделам и предмету в целом.

Интерактивные мультимедийные программы на компакт-дисках сочетают преимущества программированного обучения с богатейшими возможностями компьютерной техники. Обучающимся могут предъявляться рабочие ситуации, которые должны быть отработаны в ходе занятий (например, неисправный мотор, требующий починки, или пожар на химическом складе). После выбора какого-либо ответа из имеющихся альтернатив или определенного действия, на мониторе компьютера возникают последствия данного действия в форме визуальных и звуковых эффектов.

Достоинства программированного и компьютерного обучения:

  • — позволяет обучающемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе, когда переход к следующему блоку информации происходит только после того, как усвоен предыдущий;
  • — высокая структурированность учебного материала, что облегчает усвоение и дает больше возможностей для установления связей с уже имеющимися знаниями.

Главный недостаток — затраты на разработку таких программ довольно высоки.

3. Деловые игры

Деловые игры — это такая форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей. Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход содержание игры.

Проведение игры проходит три этапа: подготовка, непосредственное проведение и разбор хода игры, и подведение итогов. Задачи, решаемые преподавателем, меняются на различных этапах игры. В период подготовки деловой игры его основные функции — введение слушателей в игру, а отдельных слушателей — в роль, которую им предстоит сыграть. В ходе самой игры основными функциями преподавателя являются: наблюдение за ходом игры, поддержание творческой, соревновательной обстановки и обеспечение высокой включенности слушателей в работу. Разбор игры — это общая оценка проведенной работы, и оценка действий команды или отдельных участников игры.

В обсуждении результатов игры должны принимать участие по возможности все слушатели. Преподаватель должен отслеживать, чтобы обсуждение велось в доброжелательном и конструктивном стиле, следует избегать общих оценок («нормально», «плохо» и т.п.), неконкретности («Они плохо старались», «Надо было бы лучше работать») и излишней критичности.

Разбор игры лучше начинать с ее оценки со стороны участников и завершать анализом, комментариями и подведением итогов со стороны преподавателя. При подведении итогов важно выяснить, что приобрели слушатели в результате деловой игры, какие выводы для себя они сделали. Особенно интересен и содержателен разбор игры, когда при ее проведении используется видеозапись.

Деловые игры являются уникальным методом обучения тому, как работать с информацией, как принимать решения и проектировать практическую реализацию этих решений.

Преимущества деловых игр:

  • — позволяют всесторонне исследовать проблему, подготовить и принять решение;
  • — позволяют обучить сотрудников моделировать реальные ситуации, научить действовать, как в жизни, чтобы в реальной ситуации не растеряться, не наделать ошибок, действовать эффективно;
  • — позволяют оценить готовность и умения персонала решать те или иные проблемы. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2013. — 85 с.
  • 4. Ролевые игры

Ролевые игры также относятся к методам активного обучения. Этот метод становится все более популярным при обучении руководителей разных уровней и кандидатов на занятие руководящих должностей. Чаще всего ролевые игры используются в ходе тренингов различного рода.

Особенно полезны ролевые игры при обучении навыкам межличностного общения, поскольку предполагают воспроизведение ситуаций, близких по своему содержанию к тем, в которые слушатели попадают в процессе межличностного взаимодействия с коллегами, руководством и подчиненными.

Игровые ситуации обычно моделируют или воспроизводят реальные или типичные рабочие ситуации, где несколько обучающихся играют определенные роли (например, начальника и подчиненного, клиента и продавца) в определенных обстоятельствах, стараясь добиться решения поставленной учебной задачи. Участие в ролевых играх может предваряться специальным инструктированием со стороны преподавателя (тренера), которое задает основные условия, в которых разворачивается игровая ситуация.

Проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов ролевой игры позволяет слушателям:

  • — лучше понять мотивы поведения и того работника, чья роль проигрывается, и мотивы противоположной стороны;
  • — увидеть типичные ошибки, допускаемые в ситуациях межличностного взаимодействия, осознать конструктивные и неконструктивные модели поведения;
  • — уяснить те задачи, которые должны быть решены для достижения успеха в данной ситуации (разрешение конфликта, достижение высокого уровня сотрудничества, убеждение другого человека и т.п.).

Преимущества ролевых игр:

  • — проигрывание ролей и последующее обсуждение результатов ролевой игры позволяют слушателям лучше понять мотивы поведения и того работника, чья роль проигрывается, и мотивы противоположной стороны;
  • — участие в ролевых играх помогает увидеть типичные ошибки, допускаемые в ситуациях. Аксенова Е. А. Управление персоналом / Е. А. Аксенова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 102 с.
  • 5. Поведенческое моделирование

Поведенческое моделирование — это относительно новый метод обучения навыкам межличностного общения и изменения установок. Преимущественно этот метод используется в рамках тренингов, предполагающих более широкое использование методов активного обучения, к которым относится и данный метод. Он учит конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности, через следующие шаги:

  • 1. Предъявление «поведенческой модели» (примера для подражания, идеала) профессионального поведения, которое предлагается освоить.
  • 2. Практика обучающихся, когда им в учебных или рабочих ситуациях предлагается максимально точно воспроизвести предложенную «поведенческую модель».
  • 3. Обеспечение обратной связи и подкрепления, свидетельствующих о степени успешности овладения соответствующими моделями поведения.

Типичным примером поведенческого моделирования является ситуация, когда опытный сотрудник (наставник) показывает новичку образец того, как следует работать с клиентом. После этого новичкам дается возможность самостоятельно воспроизвести предложенную модель поведения.

Ролевые модели, которые предлагаются работникам при использовании метода поведенческого моделирования, разрабатываются так, чтобы они в максимальной мере соответствовали рабочим ситуациям, поэтому поведенческое моделирование имеет очень высокую степень позитивного переноса.

Особое внимание преподаватель должен обратить на изменение в нужном направлении установок обучающихся.

Обратную связь и поддержку в ходе обсуждения обеспечивает тренер, другие участники или видеозапись.

Метод поведенческого моделирования тем эффективнее, чем выше уровень мотивации обучающихся, чем лучше они понимают значение моделируемого поведения для успешного решения задач, которые стоят перед ними в их профессиональной деятельности.

Преимущества метода поведенческого моделирования:

  • — позволяет учитывать индивидуальные особенности обучаемых;
  • — достаточно гибок, чтобы давать больше времени медленно обучающимся участникам.

Поведенческое моделирование проводится либо на индивидуальной основе в паре ученик — наставник, либо в небольших учебных группах до 12 участников. Носырева И. Г. Современные формы и методы обучения персонала // Управление развитием персонала. — 2012. — № 1. — С. 17-18.

6. Разбор практических ситуаций (case-study)

Разбор практических ситуаций — это один из самых старых и испытанных методов активного обучения навыкам принятия решений и решения проблем. Цель этого метода — научить слушателей — как при самостоятельной работе, так и при работе в группе — анализировать информацию, структурировать ее, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и вырабатывать программы действий. Данный метод позволяет слушателям развивать навыки анализа, диагностики и принятия решений, которые позволят им быть более успешными при решении похожих проблем в своей профессиональной деятельности.

Сущность метода заключается в том, что слушатели знакомятся с описанием ситуации, сложившейся на определенном предприятии или в определенной организации.

При изучении ситуации обучающимся приходится тщательно отбирать факты, поскольку информация обычно дается не в логической последовательности, часть информации может относиться к делу, часть может быть излишней и лишь запутывать слушателей. Обучающемуся необходимо определить, в чем заключается проблема, проанализировать ее в контексте описанной ситуации и предложить возможные пути ее решения.

Основное назначение метода case-study — закрепление и углубление знаний, выработка алгоритмов анализа типичных ситуаций, позволяющих быстро узнавать аналогичные ситуации в практике своей работы и принимать по ним наиболее действенные решения, а также активизация обмена опытом между слушателями.

Преимущества метода:

  • — каждый участник имеет возможность сопоставить свое мнение с мнением других участников;
  • — актуальность решаемых проблем и их тесная связь с профессиональным опытом участников;
  • — высокая мотивация и высокая степень активности участников.

Недостатки метода:

  • — плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени;
  • — можно не достичь желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом;
  • — высокий уровень требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата. Аксенова Е. А. Управление персоналом / Е. А. Аксенова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 123 с
  • 7. Баскет-метод

Баскет-метод — это метод обучения на основе имитации ситуаций, часто встречающихся в практике работы руководителей. Обучаемому предлагают выступить в роли руководителя, которому требуется в срочном порядке разобрать накопившиеся на его столе деловые бумаги (письма, докладные записки, телефонограммы, факсы, отчеты и т.п.) и предпринять по ним определенные действия. Кроме того, он получает всю необходимую информацию об организации и о руководителе, от лица которого ему приходится выступать. Упражнение можно усложнить, включив в него телефонные звонки, различные помехи, визиты разных людей, незапланированные встречи и т.п.

В ходе самостоятельной работы слушатель должен проанализировать каждый документ, упорядочить всю предложенную информацию, выявить наиболее острые проблемы, установить, какая информация являются наиболее существенной и на основании этого анализа принять решения по предложенным материалам и подготовить соответствующие документы (служебные или докладные записки, приказы, письма и пр.) для решения поставленных проблем.

Обычно учащиеся работают с деловыми бумагами индивидуально, но можно организовать взаимодействие обучающихся, раздав им разные пакеты документов и дав соответствующие инструкции.

Данный метод развивает у слушателей способность к анализу, к отбору наиболее важных фактов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения различных проблем. Преимуществом этого метода является высокий уровень мотивации участников и высокая их включенность в решение поставленных задач. Баскет-метод позволяет оценить способность кандидата к работе с информацией, к ее распределению по степени важности, срочности, приоритетности и умение принимать решения на основании имеющейся информации. Магура М. И., Курбатова М.Б. Обучение персонала как конкурентное преимущество. — М.: Журнал «Управление персоналом», 2013. — 136 с.

Таким образом, в настоящее время существует много различных методов обучения персонала. Активные методы обучения персонала имеют ряд преимуществ над традиционными. Каждый из этих методов обладает как достоинствами, так и недостатками. Выбор одного из них должен основываться на том, какой эффект хочет получить руководство организации от обучения своих сотрудников и какие ресурсы для достижения этого эффекта имеются в организации.

>Методы Эффективного Обучения!!!

Эффективное обучение.

Можно долго рассуждать, сколько преимуществ даёт эффективное обучение самосовершенствованию и развитию личности, а особенно вашей жизни, только стоит ли, всё равно вы придёте к выводу, что это очень и очень важно. Благодаря эффективному обучению вы сможете быстрее и продуктивнее постигать знания помогающие совершенствоваться, вы можете лучше усваивать курсы ВУЗов, школ или других учебных заведений. Эффективное обучение способно помочь вам быстрее продвигаться по служебной лестнице. Да и много чего хорошего.

Задавались ли вы вопросами: «почему мне так сложно усваивать новые знания?», «почему уровень моего умственного развития ниже, чем у других учеников?», наверняка некоторые из вас задавались подобными вопросами. И хорошо, если вы попали на этот сайт в юном возрасте, когда вам проще что-либо изменить, и хорошо, если вам удалось попасть сюда в среднем возрасте или даже старше, ведь, как говорится во многих мудрых книгах «никогда ничего не поздно изменить!», и вы сможете! Благодаря технологиям эффективного обучения вы сможете усваивать новые знания проще и, возможно, даже с большим удовольствием, ведь это так здорово, учиться.

Представьте себе: человек способен обучаться много быстрее, чем это предполагается в традиционной системе образования, ведь подход к образованию у эффективного обучения несколько отличается от традиционного образования. Благодаря методикам эффективного обучения вы будете способны быстрее продвигаться по лестнице самосовершенствования, развития личности, успеха ну и совершенствования в его общем смысле.

Но следует помнить то, что на этом пути, отступление – это спуск по лестнице вниз. «Повторенье – мать ученья». Очень важно практиковать эффективное обучение регулярно, без больших перерывов. Постоянно усваивайте новые интересные для вас знания, ваш мозг можно сравнить с мышечной массой: постоянные тренировки увеличивают мышечную массу, делают её выносливой и крепкой, так и со способностями и количеством запоминаемой информации вашего мозга.

Почему вы никогда не должны останавливать обучение.

В западном обществе, да и во многих других, часто, понятие «обучение» имеет очень узкий смысл: это то, что мы делаем в школе, в колледже или институте, на этом обучение заканчивается, и мы идём на работу.

Естественно вещи не могут быть только чёрными или белыми: мы обучаемся и после того как покидаем школу, не только в нашей карьере, но и в каждом аспекте нашей жизни. И обучение зачастую не следует приравнивать к повышению квалификации или сдаче экзаменов. Процесс обучения в нашем смысле не является штудированием учебного материала, речь идёт об исследовании, росте и обогащении.

Обучение добавляет глубину вашей жизни.

Для некоторых людей главной причиной продолжать обучение является получение удовольствия от самого процесса. Удовольствие это несколько отличается от того, которое вы получаете от просмотра фильма, и вы всегда можете быть разочарованы от того, что не получили чего-то нового, но в долгосрочной перспективе это приносит радость.

Если вы потратите время на сознательное изучение новых вещей, вы найдёте, что ваша жизнь становится более глубокой. Вместо того чтобы гнаться за краткосрочным удовольствием, которое не удовлетворяет, вы всегда будете иметь удовольствие от тех моментов, когда вы, наконец, достигаете успеха. Чем больше вы узнаёте, тем лучше вы сможете наладить связь между частями знаний – тем более творческим вы станете.

Обучение спасает вас от скуки.

Вот вы устроились на новую работу. Первый месяц вас это не напрягало, вы узнавали много новых вещей, некоторые из которых выходили из вашей зоны комфорта. Но после того как вам всё стало знакомо, работа могла навевать на вас скуку. Чего можно избежать, если вы работаете на себя.

Огромным преимуществом работы на себя является познание новых вещей, получение новых навыков в какой угодно сфере. Каждую неделю вы можете изучать новые вещи – и это придаст вам интерес, мотивацию и ощущение счастья.

Можете ли вы ходить на курсы подготовки, чтобы узнать что-то, что вас интересует? Можете ли вы учиться в свободное время, возможно, присоединившись к вечернему классу или дискуссионной группе?

Обучение поддерживает ваше здоровье.

Исследования показали, что наши психические возможности более защищены, когда мы используем их. Люди, которые обучают и чаще психически активны, гораздо реже страдают от таких болезней, как болезнь Альцгеймера.

Знания о правильном питании поможет вам питаться правильно, научиться готовить полезную пищу, и быть ответственным за то, что происходит в вашем теле. Изучение нового вида спорта и упражнения это отличны способ поддержания здоровья. Знания о полезных привычках управления временем может помешать развитию болезней, связанных со стрессом.

Обучение приближает вас к успеху.

Последняя причина для обучения на протяжении всей своей жизни кроется в том, что это одно из условий успеха. Если вы решили, что узнали всё, что вам необходимо знать об управлении бизнесом, о достижении успеха в вашей карьере или об управлении и мотивации вашей команды…. вы можете отстать от конкурентов, которые имеют страсть к обучению.

В вашей личной жизни вы тоже можете продолжать обучаться. Вы можете узнать о том, как хорошо воспитать ваших детей. Это может быть получение навыков, которые позволят вам поддерживать дом, чтобы не платить за что-то, что вы сами могли бы сделать. Изучение навыков управления личными финансами и денежными средствами – то, что мы редко изучаем в школе – может перевернуть вашу жизнь.

Урок 5. Приёмы и методы эффективного самостоятельного обучения

Заключительный урок нашего тренинга по самообразованию был подобран далеко не случайно. Освоив предыдущий материал, вы уже знаете, что такое самомотивация и как можно себя мотивировать, что такое самоорганизация (вот, кстати, классные 10 советов по самомотивации) и как ежедневно оставаться дисциплинированным и организованным, вы также знаете, как искать нужные вам данные и самостоятельно выстраивать план обучения. Безусловно, вся эта информация имеет огромную важность, и без неё сделать процесс своего самостоятельно обучения довольно сложно. Но и одних лишь этих знаний будет недостаточно, т.к. нужно понимать, как именно вы будете заниматься, а точнее: какие приёмы и методы эффективного самостоятельного обучения вообще можно использовать?

Сравните это с тем, что у вас есть автомобиль, о котором вы всегда мечтали: вы садитесь за руль, но совершенно не знаете, как им управлять – в результате он останется просто красивой вещью в гараже. Чтобы пользоваться им – ездить на работу, по делам и на отдых – нужно уметь водить. Как раз этот урок и научит вас водить ту машину самообразования, которая у вас появилась после изучения первых четырёх уроков.

Ниже мы расскажем о наиболее эффективных приёмах и методах самостоятельного обучения: конспектировании, мнемотехниках и ментальных картах.

Конспектирование. Суть и критерии

Как правило, под конспектированием принято понимать особую форму организации исследуемого текста и новый жанр его предъявления, которые образуются после переработки имеющейся в нём информации. Трактуя это более простыми словами, конспект представляет собой тот текст, который имеется у вас после записи интересующих данных в своей тетради. Во многих случаях конспект является основным пособием учащихся во время их подготовки к экзаменам, зачётам, семинарам, а также при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Для чего нужен конспект?

По большому счёту, конспект необходим для следующих целей:

  • Переработка любой информации и придание ей новой формы, типа и вида
  • Выделение в устной и письменной речи самого важного и нужного для решения задач учебного или научного характера
  • Создание понятийной или структурной модели актуальной проблемы
  • Упрощение запоминания информации
  • Облегчение овладения специфической терминологией
  • Накопление информации для создания более сложных работ, например, докладов, рефератов, дипломов, диссертаций, статей, книг и т.п.

Любой конспект должен подразумевать составление плана, фиксацию тезисов и выписок, быть логичным по внутреннему содержанию, включать в себя основные положения, выводы, доказательства и факты и отражать личное отношение своего составителя к изучаемому предмету. Кроме того, конспект может быть использован не только своим автором, но и другими людьми.

Основные положения конспекта

Конспект, если он служит для серьёзных целей, всегда должен отражать следующее:

  • Предмет исследования
  • Факты и утверждения, касающиеся предмета исследования
  • Способы доказательства фактов и утверждений, касающихся предмета исследования

Важной составляющей конспектирования является отказ от многословия, большого количества цитат и сохранения стилистики, если это идёт вразрез с логикой. Не менее важно, чтобы конспектирующий умел выделять главные мысли.

Главные мысли, идеи и тезисы, в свою очередь, обусловлены задачей самого процесса конспектирования. Таковой может служить абсолютно любой элемент содержания, например, категории, понятия и их трактовки, законы и их формулировки, события и факты с доказательствами их истинности и т.п. Всё это является главными позициями, которым может быть придана либо форма цитат, либо они могут быть выписаны произвольно, с использованием своих собственных слов.

Процесс конспектирования выделяется ещё и тем, что можно применять всевозможные сигнальные обозначения, которые увеличивают информативность сжатой информации. Это могут быть выделения, подчёркивания, восклицательные или вопросительные знаки, рамки, стрелки, галочки и т.д. У каждого человека может быть своя система обозначений, посредством которых данные отображаются не словесно, а условно-символически.

Для сокращения конспекта и сжатия информации можно использовать различные аббревиатуры – сокращённые слова и словосочетания и вставлять вместо некоторых слов знаки, к примеру, вместо слова «больше» можно вставить знак «>». А сама информативность может быть увеличена применением ярких цветов, порядковых номеров, цифр, римских и арабских букв.

Допускается вставление в конспект данных и из других источников, что может делаться с целью сравнить, обобщить, доказать и т.д. А особую роль в конспекте играют собственные суждения, т.е. личные оценки конспектирующего, его отношение, согласие или несогласие с чем-либо, которое может выражаться в словесных или знаковых обозначениях.

Желательно оставлять в конспекте немного свободного места (строки или поля), куда можно будет вносить примечания, а также использовать цветовое оформление для особо важных мест. Данные нужно вносить не «сплошняком», а в виде столбцов. Можно сокращать слова, однако злоупотреблять этим не стоит, хотя, если вы делаете конспект лично для себя и точно понимаете, какой знак и какое сокращение что обозначает, то можете использовать сокращения и знаки в том количестве, в котором считаете нужным.

Важно отметить также и то, что конспектирование – это серьёзная работа со словами, в которой отбираются базовые (опорные) термины и понятия, отражающие суть и особенности изучаемой темы или проблемы. Если какие-либо слова и термины оказываются непонятными, то их, непременно, нужно проработать со справочником или словарём, тем самым расширив свой словарный запас и получив новые знания. Можно даже сделать собственный небольшой словарь или же зафиксировать определения прямо в конспекте, не забыв при этом указать источник информации.

Итак, с основными положениями конспекта мы разобрались, благодаря чему процесс конспектирования стал намного понятнее и проще. Но давайте всё же подытожим эту тему более кратко и лаконично.

Правила хорошего конспекта

Основополагающим свойством хорошего конспекта вообще является то, какова его долговременность и актуальность. Практика показывает, что грамотный конспект может иметь не меньшее значение, нежели те же лекции или даже книги, ведь он способен сразу же освежить в памяти нужную информацию и подсказать что-то.

Качество конспекта обусловлено целью его создания и назначением. Исходя из этого, можно выделить следующие правила хорошего конспекта:

  • Конспект должен быть кратким (рекомендуется конспектировать так, чтобы конспект составлял не более 1/8 информации из оригинала)
  • Конспект должен быть понятным, чётко структурированным (так обеспечивается его удобочитаемость, высокая скорость изучения и понимание структуры)
  • Конспект должен быть научно корректным (имеется в виду содержание актуальной и научно обоснованной информации)
  • Конспект должен быть индивидуальным (в нём должны присутствовать собственные суждения, символы и знаки автора)
  • Конспект должен иметь адресность (необходимо чётко фиксировать данные, указывать страницы и особые пометки)

Таким образом, учитывая в работе все рассмотренные параметры, вы можете составить грамотный и качественный конспект, который сослужит хорошую службу не только вам, но и людям, которые будут иметь возможность с ним ознакомиться. Кстати, дополнительный интересный материал на тему конспектирования вы можете прочитать .

Следующим же разделом нашего урока будут мнемотехники – особые техники, позволяющие запоминать абсолютно любую информацию. Их отличие заключается в том, что для воспроизведения данных вам не потребуется никаких конспектов и других сторонних источников – только ваша память и всё.

Мнемотехники. Суть, приёмы, примеры. Упражнения на развития памяти

Мнемотехники – это особые приёмы и упражнения, позволяющие запоминать любую информацию и тренировать память. Причём использовать их можно не только в обучении, но и в любой другой сфере жизни: на работе, на отдыхе, в путешествиях, при чтении книг и т.д. К тому же они помогают чётко понять, какой вид информации (текста, точные данные или образы) наиболее подходят конкретному человеку для запоминания.

Но давайте немного подробнее поговорим на тему того, для чего и кому нужны мнемотехники – поверьте, успешно применив их для обучения, вы станете применять их везде.

Значение мнемотехник в жизни человека

Всем известно, что сегодня каждому из нас просто необходимо запоминать массивы точных сведений, тем более, если это касается обучения, но по привычке мы записываем данные в записные книжки, органайзеры, гаджеты и т.д. Если же приучить себя записывать необходимую информацию в свой мозг, можно, во-первых, избавиться от этой зависимости от сторонних предметов, а во-вторых, в любой момент времени обращаться к тем данным, которые нам нужны.

Для тех, кто учится, мнемотехники просто неоценимы, ведь они позволяют запоминать всё, что нужно, а после – считывать это уже из своей памяти. Информацию же можно будет помнить столько времени, сколько вам нужно. Так что если вы поставили себе цель стать специалистом по какому-либо направлению, с мнемотехниками у вас получится это гораздо быстрее. Да и к зачётам и экзаменам вы всегда будете готовы на 100%.

А если затронуть другой аспект образования – не ученичество, а преподавательство, то и здесь мнемотехники просто бесценны – представьте только преподавателя, который вообще не пользуется конспектами, учебниками и справочниками, а берёт всю информацию из головы! Согласитесь, быть таким педагогом или иметь дело с ним гораздо приятнее.

Точно так же и в профессиональной сфере – имея в процессе работы или ведения бизнеса дело с большим количеством людей и информации, человек, использующий мнемотехники, намного лучше будет запоминать имена, контакты, должности, адреса, телефоны и другие данные, касающиеся людей и проектов.

И о здоровье человека здесь просто нельзя не упомянуть: доподлинно известно, что любая часть организма, которой не пользуется человек, со временем просто атрофируется. Аналогично тому, как мышцы загипсованной в течение года ноги становятся слабыми и тонкими, неиспользуемая человеком память притупляется и становится хуже. Мнемотехники – это тренировка памяти, позволяющая поддерживать её в форме и выполнять свои функции достойно.

Продолжая подобные размышления, можно уже совсем далеко отойти от темы самообразования. Поэтому мы надеемся, что уже названного нами вам хватит, чтобы понять ценность мнемотехник и возыметь желание овладеть ими. Соответственно, самое время перейти к конкретным приёмам, которые можно и нужно применять в процессе своего самостоятельно обучения для запоминания изучаемого материала.

Ниже мы рассмотрим три самых распространённых мнемотехнических метода, заслуживших популярность среди множества студентов и педагогов по всему миру.

1

Метод «Матрёшка»

Первый метод подразумевает парное соединение образов. Для начала необходимо представить блоки информации в виде образов-ассоциаций. Основной (первый) образ является самым большим, и в него входит второй. Как только вы поместили второй образ в первый, на некоторое время исключите первый образ из сознания, представьте главным образом второй и поместите в него третий. Таким образом, все образы будут постоянно вкладываться друг в друга, образуя своеобразную «матрёшку». Но следует запомнить, что создавая ассоциации, вы должны оперировать только двумя образами (первым и вторым, вторым и третьим, третьим и четвёртым и т.д.).

В следующей ситуации, когда нужно вспомнить то, что вы запомнили, поступайте аналогичным образом: сначала представляйте первый образ, а затем ждите, когда в памяти всплывёт второй. После появления второго образа, «забывайте» первый и ждите появления третьего и т.д.

Важно сказать о том, что этот метод рассчитан на интенсивное применение, и должен быть отработан должным образом. Старайтесь использовать его как можно чаще. При создании первого образа, важно сделать его намного больше второго, при этом выделяя некий подобраз, служащий привязкой для второго – более меньшего образа.

2

Метод «Цепочка»

Второй метод предполагает создание парных ассоциаций. Но здесь размер образов в каждой паре всегда примерно одинаков. Сначала создаются образы блоков информации (звенья), которую вы хотите запомнить, соединённые в некое подобие цепочки. После того как первое и второе звенья соединены, внимание переносится на второе звено, которое соединяется с третьим. В дальнейшем нужно действовать по аналогии.

В следующий раз, когда вы захотите припомнить информацию, в вашем сознании сразу же будет возникать цепочка из трех-пяти информационных звеньев. Но цепочку всегда нужно создавать по конкретной схеме: при горизонтальном построении первый образ лучше всего располагать слева, а при вертикальном – внизу цепи. В процессе припоминания образы будут считываться в том же порядке, в котором вы их размещали.

3

Метод символов

Третий метод лучше всего использовать, когда требуется запомнить абстрактные понятия, которые лишены какого-либо конкретного образа. Разные люди могут кодировать одни и те же слова по-разному. Однако чаще всего используются символы, закреплённые в сознании большей части людей – символы, которые можно встретить всегда и везде.

Большинство иностранных слов, названий, терминов, фамилий и т.п. аудиально схожи с уже известными нам словами, которые очень просто представить в форме зрительных объектов, к примеру, слово «Аляска» похоже на «коляска», «Пушкин» — на «пушку» и т.д. На данный момент не нужно запоминать, что значат незнакомые слова (если таковые имеются) – следует просто запомнить, как они произносятся и в какой последовательности.

Запомните: когда мы видим дорожный знак и расшифровываем его, мы применяем мнемотехнику; когда ученик усваивает связь между знаком «А» и соответствующим звуком, он также применяет мнемотехнику; и такие всем нам знакомые символы как «Корона» (власть), «Белый голубь» (мир), «Красный крест» (помощь), «Череп» (смерть) – всё это есть использование мнемотехники.

Исходя из всего изложенного, если вы собираетесь применять метод символов, вы должны определиться с тем, каким конкретным зрительным объектом может быть обозначено конкретное понятие. Как только ответ на этот вопрос будет получен, просто представляйте требующую запоминания информацию в виде образов, например таких:

И ещё несколько примеров применения мнемотехник:

Пример 1. Вам нужно соединить при помощи «Матрёшки» два образа — «Гора» и «Солдаты». Вообразите очень большую «гору» и выделите в этом образе подобраз – «тропинку». Привяжите к «тропинке» своих «солдат» — пусть они по ней идут. После «уменьшения» «горы» новая «тропинка» будет незаметна, однако как только вы «увеличите» «гору», вы сразу же увидите на ней «солдат». Заметьте, что большое значение здесь имеет именно «увеличение».

Как поступить, чтобы не забыть сделать что-то через какое-то время? Представьте, что вам через неделю идти на экзамен, но вы хотите себя ещё и «подстраховать», купив преподавательнице цветы, ведь у неё день рождения. Как же об этом не забыть?

Пример 2. Вам нужно создать ассоциацию между каким-либо вашим действием, в реализации которого вы уверены, и покупкой цветов, которая может «стереться» из памяти.

Согласно условиям данного примера, вы непременно выйдете из подъезда своего дома, чтобы пойти на экзамен. Как составить ассоциацию? Просто представьте, как вы выходите из подъезда, и вас засыпают цветами. Представить это очень просто, но вы должны чётко «увидеть», как на вас обрушивается «волна» цветов.

По прошествии недели, собираясь на экзамен, можете быть уверены, что в вашем сознании всплывёт картина с цветами, и вы не забудете купить букет.

Изначально представляйте нужную картину на протяжении 20-30 секунд. Можно делать картину активной, представляя всё в движении. А чем более нелепой или смешной будет воображаемая ситуация, тем больше шансов, что она появится в сознании в нужный момент.

Можно также думать о том, что нужно не забыть сделать завтра, связывая необычные действия с обычными, которые вы выполняете ежедневно. Или же связывайте то, что хотите не забыть, с объектами, постоянно фигурирующими в радиусе вашего внимания – это поможет вам создать такие ассоциативные связи, которые сами по себе укажут на то, что вам необходимо сделать.

И в заключение разговора о мнемотехниках несколько советов по тренировке памяти где угодно и когда угодно.

Универсальные упражнения на развитие памяти

Упражнений, которые мы рассмотрим, всего четыре и все они очень просто, но предельно эффективны. Выполняйте их ежедневно, и запоминать нужную информацию для вас станет намного легче. Эти упражнения, аналогично мнемотехникам, будут полезны как для самостоятельно обучения, так и для любой деятельности вообще.

  • В самом начале дня спрашивайте себя о том, что вы должны сегодня сделать. Что стоит на первом месте, что – на втором, что – на третьем и т.д. Если вы не можете максимально точно дать ответ, то представьте в воображении страничку органайзера с планом на сегодня: вспоминайте детали дел, их порядок, пометки, сокращения. А в конце дня думайте о том, что должны сделать завтра, и делайте мысленное «фото» составленного списка.
  • Разбивайте свой будний день на четыре равные части. Каждая часть должна содержать в себе мысленное «фото» конкретной ситуации, например, как вы изучаете интересующий предмет, пишите конспект и т.п. Чтобы делать такое «фото» получалось проще, поместите в «рамочку» любой важный момент своего дня – того же обучения или конспектирования, и запомните его, удерживая в сознании в течение 5-10 секунд.
  • Воссоздайте в сознании какое-то яркое событие из прошлого, сопровождающееся позитивными эмоциями. Прочувствовав его ещё раз, постарайтесь проанализировать состояние своих мышц во время него. Зачастую это расслабленность, приятные вибрации и покалывания, но, конечно же, это лишь в общих чертах.

В действительности такие психические состояния, как вдохновение, успокоение или радость имеют множество характеристик, в наибольшей степени проявляющихся в ритме дыхания и позе. Попробуйте увидеть все эти различия, а затем запомните их – зафиксируйте. После этого, воссоздав нужное состояние, «вставляйте» в него ту информацию, которую хотите запомнить. Чтобы припомнить её позже, просто воссоздайте нужное состояние ещё раз.

  • На столе, где вы занимаетесь учёбой, расставьте все предметы не так, как вы привыкли их видеть, а так, чтобы их расстановка вынудила вас обратить на них ваше внимание. Когда будете производить манипуляции с предметами, соотносите положение каждого из них с каким-либо действием, которое вам нужно выполнить. Например, стакан для ручек и карандашей, расположенный «не там», может заставить вас вспомнить о том, что вы собирались наметить учебный план на ближайшую неделю, а подставка для учебника, стоящая на другом конце стола – о том, что сегодня вы планировали прочесть не одну, а две главы по изучаемому предмету.

Мнемотехники, как вы и сами могли заметить, можно использовать для чего угодно, а запоминать и воспроизводить с ними информацию может быть намного проще, нежели без них. Однако на их полноценное освоение может потребоваться немало времени и сил. И что делать, если время не позволяет вам заниматься ими, или предмет, который вы изучаете, оказался на удивление сложным? А что делать, если объём информации, которую нужно запомнить, велик или же данные просто всегда должны быть в наглядном свободном доступе?

Здесь не подойдут ни конспекты, ни мнемотехники (обязательно почитайте о них и тоже), зато на редкость актуальными будут ментальные карты. А вышеназванными методами эти ментальные карты можно превосходно дополнить.

Ментальные карты. Что это такое, как их создавать и применять?

Ментальные карты являются особой техникой визуализации мыслительного процесса. Используются они для разных целей, как то: фиксация, понимание или запоминание информации, содержащейся в книгах и текстах; генерация и запись идей; усвоение особенностей новой темы, проблемы или предмета; подготовка к экзамену, зачёту, тесту или принятию решения.

Ментальные карты – это очень эффективный метод работы с данными, но таковым он является лишь тогда, когда человек умеет не только им пользоваться, но и грамотно составлять. Поэтому давайте разберёмся, как же это делается?

Как составить ментальную карту?

Процесс составления ментальной карты предельно прост. Он состоит из нескольких этапов:

  • Сначала нужно взять лист бумаги (можно соединить несколько) и написать в центре основную тему (проблему), ради которой и создаётся карта, заключив её в замкнутый контур.
  • Затем от центральной темы (проблемы) нарисовать ветви, связанные с ней. Эти ветви должны вести к ключевым словам.
  • Далее карта должна расширяться посредством добавления к нарисованным ранее ветвям подветвей с другими ключевыми словами. Так должно продолжаться до тех пор, пока тема не будет исчерпана, т.е. пока не будут указаны все её основные моменты и особенности.

И снова мы просто не могли не представить вам пример замечательной ментальной карты:

Вот вы составили ментальную карту. Но что же с ней делать? Есть ли какие-то особенности при работе с ней? Можем вас заверить, таковые имеются – о них мы и побеседуем далее.

Как работать с ментальными картами?

Работа с ментальными картами основана на ряде правил, которые, непременно, нужно соблюдать, т.к. от этого будет зависеть эффективность и продуктивность всего процесса обучения, несмотря на то, что техника работы с ментальными картами может казаться понятной на уровне интуиции.

Правила работы с ментальными картами

В работе с ментальными картами используйте следующие правила:

  • На одной ветви должно располагаться только одно слово. Это позволяет экономить и время и место, а также делает карту более удобочитаемой. Может показаться, что другие, вроде бы важные, слова могут забыться, но они не забудутся, если за ключевые слова вы возьмёте самые запоминаемые и яркие.
  • Ментальная карта читается более удобно, если лист расположен горизонтально.
  • Ключевые слова должны быть написаны чёткими печатными буквами и чёрным цветом.
  • Ключевые слова должны быть размещены прямо на линиях взаимосвязи и исключать рамки.
  • Длина линии, на которой написано ключевое слово, должна быть равна его длине, а сама линия должна быть непрерывной.
  • Для основных ветвей лучше использовать разные цвета, чтобы исключить визуальное слитие всей карты.
  • Чем более удалено ключевое слово от главной темы, тем менее крупным должен быть его шрифт.
  • Ветви должны быть расположены равномерно; не следует оставлять пустых мест, но и размещать ветви слишком близко друг к другу не нужно.
  • Можно использовать символы, знаки и рисунки – это допускается как для основной темы, так и для ветвей.
  • При составлении сложной ментальной карты, на начальном этапе можно сделать миниатюру со всеми основными элементами, дабы определиться со структурой.

Следует знать, что ментальные карты представляют собой уникальный способ фиксации данных, противоположный текстовой записи, схемам и спискам. Основным отличием их от иных методов визуализации является то, что они активируют память. В то время как конспекты, списки, древовидные схемы и т.д. очень однообразны, ментальные карты включают в себя массу способов активизации восприятия, от разной толщины линий и величины шрифта до использования изображений и символов. Предлагаемая техника не только способствует организации и упорядочиванию информации, но и лучшему её восприятию, пониманию, запоминанию и построению ассоциаций.

Даже если вы заняты прочтением учебника или книги, вы можете создать ментальную карту и на своём собственном опыте убедиться в том, насколько она является действенным методом для осмысления прочитанного. А что говорить о том, что созданная вами карта может пригодиться через несколько месяцев и даже лет? Ко всему прочему, ментальные карты можно использовать для генерации новых идей, углублённого понимания сложных и необычных тем, отображения больших объёмов данных в ёмкой и лаконичной форме.

И напоследок хотелось бы дать ещё несколько рекомендаций по использованию ментальных карт.

Рекомендации по использованию ментальных карт

Во-первых, стремитесь к тому, чтобы создание ментальной карты доставляло вам удовольствие. Делайте карту необычной, красивой, красочной – применяйте фантазию и креативность. Естественно, всё это должно зависеть от ваших задач и целей.

Во-вторых, не жалейте времени на создание ментальной карты, особенно на первом этапе. Пока опыта ещё нет, у вас может уйти несколько часов, чтобы создать действительно качественную ментальную карту, но со временем вы будете делать это всё быстрее и быстрее.

В-третьих, помните о том, что любая ментальная карта – это не просто отображение процесса вашего мышления, но и его диагностика. Форма, внешний вид, структура, аккуратность – всё это отражение вашего отношения к делу и изучаемому предмету, а также вашего понимания того, что вы изучаете.

И, в-четвёртых, рисуйте ментальные карты руками, не прибегая к использованию графических редакторов, программ и т.п. Дело в том, что создание ментальных карт или, как это ещё называют, майндмэппинг – процесс творческий, и должен способствовать организации вашего мышления, чего не могут обеспечить компьютерные программы. Рисуя руками, вы всегда увидите, насколько правилен ваш мыслительный процесс, в чём ваши преимущества и недостатки, на чём можно сделать уклон и что следует доработать.

Если вы хотите узнать о ментальных картах ещё более подробно, то рекомендуем вам обратить внимание на эту статью. И в дополнение к конспектированию, мнемотехникам и ментальным картам вы можете использовать специальные календари и повторение, а также научиться правильно составлять списки и расставлять приоритеты.

Теперь вы обладаете всеми знаниями, которые позволят вам построить процесс самостоятельного обучения таким образом, чтобы вы могли извлечь из него максимум пользы и усвоить всё то, что считаете нужным. Но никогда не забывайте о том, что практика – всему «голова». Поэтому беритесь за дело и применяйте новые знания, не откладывая на потом.

Методы эффективного обучения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *