Что это такое

Впервые термин «психологический климат» был произнесен Н. С. Мансуровым в контексте изучения производственного коллектива. Чуть позже психологи стали выделять социально-психологический и морально-психологический климат. Психологический климат – широкое понятие, остальные входят в его состав.

Психологический климат – характер эмоций, возникающих во взаимоотношениях людей, основанных на их симпатиях, совпадении интересов, характеров и склонностей. Психологический климат включает 3 сферы:

  • Социальный климат – осознание целей и задач всеми участниками, соблюдение прав и обязанностей.
  • Моральный климат – ценности, принятые в группе. Их единство, принятие, согласованность.
  • Собственно психологический климат – неофициальные отношения в коллективе.

Существует 4 подхода к изучению психологического климата в коллективе:

  1. Климат – это коллективное сознание. Осознание каждым членом общества взаимоотношений в коллективе, условий труда, методов его стимулирования.
  2. Климат – настроение коллектива. То есть ведущая роль отводится не сознанию, а эмоциям.
  3. Климат – стиль взаимодействия людей, влияющий на их состояние.
  4. Климат – показатель совместимости группы, морального и психологического единства ее участников. Наличие общих мнений, традиций и обычаев.

Особенность психологического климата как феномена – его создает сам человек, он способен влиять на климат, улучшать и изменять.

Благоприятный и неблагоприятный климат

Психологический климат бывает благоприятным и неблагоприятным. Для первого характерно:

  • доброжелательное отношение участников друг к другу;
  • дух товарищества;
  • адекватная взаимная требовательность, обуславливающая творческую эффективную деятельность;
  • взаимопомощь;
  • радость от общения и открытость коммуникаций;
  • безопасность и комфорт;
  • оптимизм;
  • уверенность в себе и коллективе;
  • возможность свободно и творчески мыслить, раскрывать и реализовывать собственный потенциал.

Но стоит отметить, что сочетание взаимной требовательности и взаимопомощи обязательно. Одна лишь взаимопомощь превратится во вседозволенность, «братское» отношение, что со временем создаст неблагоприятный климат.

Неблагоприятный, или нездоровый климат включает в себя противоположные характеристики:

  • пессимизм;
  • недоверие и неуважение;
  • холодность и скрытность в отношениях;
  • сдерживание личностного потенциала;
  • раздражительность;
  • напряженность и конфликтность;
  • неуверенность;
  • непонимание;
  • страх ошибки, наказания и непринятия;
  • подозрительность.

Отмечено, что здоровый климат повышает производительность и эффективность труда. Неблагоприятный климат вызывает частые случаи нарушения безопасности и на 20 % снижает производительность.

Здоровый климат удовлетворяет потребности его участников и не противоречит общественным нормам и ценностям. Например, в криминальном коллективе может быть единство мнений, взглядов и убеждений, но для общества деятельность его участников вредна, собственно, как в итоге и для самих участников (просто они этого не знают).

Что влияет на климат

На климат влияет ряд факторов:

  1. Тип организации, коллектива. Открытая или закрытая, частная или государственная, научная или производственная организация. Семья, класс, преступная группа, благотворительное объединение.
  2. Образ и уровень жизни участников коллектива.
  3. Микро (повседневные для конкретного человека) и макро (город, страна, культура общества) условия: нормальные, осложненные, экстремальные.
  4. Рациональная организация труда, соблюдение режима и прав, учет возможностей и особенностей каждого члена коллектива.
  5. Структура коллектива.
  6. Неформальные лидеры или группы в коллективе.
  7. Стиль и особенности руководства. Для благоприятного климата необходимо внимание со стороны руководителя не только к производственным вопросам, но и к личным проблемам участников коллектива. То есть демократический стиль.
  8. Индивидуальные психологические и личностные особенности участников коллектива. Личное мнение, настроение и поведение человека – вклад в общий климат. В основе этого – пропуск внешних факторов и событий через призму собственного характера и склада личности.
  9. Сочетание особенностей всех участников образует новое коллективное качество – психику коллектива. Потому большую роль играет психологическая совместимость участников, прежде всего по темпераментам. Психологически люди должны быть совместимы по психомоторным реакциям, эмоционально-волевым проявлениям, работе мышления и внимания, характеру. Несовместимость вызывает антипатии, неприязнь, конфликты.
  10. Самооценка каждого участника. Его самосознание и соответствие притязаний и достижений.

Большое влияние на формирование климата оказывает руководитель. Следует обращать внимание на его личностные качества, отношение к другим участникам, авторитет, стиль руководства. Положительный климат создает руководитель, который:

  • принципиален;
  • ответственен;
  • активен;
  • дисциплинирован;
  • добр, отзывчив и контактен;
  • обладает организаторскими способностями.

Отрицательно на здоровье климата сказывается грубость, эгоизм, непоследовательность, неуважение, карьеризм.

От руководителя зависят и условия, которые диктуют климат. Необходимо:

  • быть доброжелательным и уважительным в отношениях;
  • предоставлять сотрудникам возможность самим выбирать сферу деятельности;
  • замечать и отмечать активность и творчество сотрудников;
  • способствовать заинтересованности работников в саморазвитии;
  • мотивировать работников на продвижение по службе с целью не только материальной выгоды, но и получения престижа, признания коллектива;
  • быть хорошим квалифицированным руководителем и добрым наставником.

Что может делать руководитель для благоприятного климата:

  1. Обоснованно с позиции психологии подбирать кадры.
  2. Организовывать регулярное обучение и аттестацию.
  3. Изучить и практиковать теорию психологической совместимости, то есть хорошо разбираться в людях.
  4. Способствовать практической деятельностью (через организацию мероприятий) выработке навыков взаимодействия и взаимоотношений.

Создание благоприятного климата

Благоприятный климат формируется там, где участники четко видят цели коллектива, ясно их понимают и принимают. Вместе с этим обладают гибкой системой средств и способов их достижения.

Чем выше уровень развития коллектива, тем благоприятнее климат. Однако и на низком уровне развития благоприятный климат сформировать можно.

Важно поддерживать единство мотивов, интересов, убеждений, идеалов, установок, потребностей участников и грамотно сочетать их индивидуальные особенности.

Благоприятный психологический климат не может возникнуть сам собой. Это продукт слаженной и упорной работы всего коллектива, грамотной организационной деятельности руководителя.

По формированию благоприятного климата должна вестись целенаправленная работа. Это ответственное и творческое дело, предполагающее знание психологии людей, умение предугадывать вероятные ситуации во взаимоотношениях, разбираться в эмоциях и их регулировании.

Создание климата начинается с изменений каждого отдельного человека. Для того чтобы межличностные отношения складывались благоприятно, нужно:

  • работать над собственными отрицательными чертами характера;
  • формировать положительные моральные качества (уважение к людям, признание их достоинства и чести, внимание, признание убеждений и интересов других людей, доверие, соблюдение вежливости и правил поведения, объективная оценка и самооценка, тактичность);
  • использовать вежливые слова и обороты, соблюдать этикет;
  • владеть методами эмоциональной и психической саморегуляции (необходимо для профилактики и устранения раздражения, обид, выгорания, нервозности, злости, усталости, возбуждения, апатии);
  • знать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, уметь грамотно их решать;
  • избегать максимализма в суждениях и поведении, эгоцентризма, навешивания ярлыков, категоричности, завышенных ожиданий и представлений.

Каждый член коллектива должен быть ценен, уникален и положителен по-своему, а в условиях группы дополнять друг друга, не мешать и не затмевать.

Доклад «Формирование микроклимата коллектива класса» (из опыта работы)

Формирование микроклимата коллектива класса.

Акристиний Н. М.

Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников, преодоления трудностей в обучении и воспитании является создание ребенку ситуации успеха: на уроке, во время перемены, во внеучебной деятельности, в общении с одноклассниками; создание

и наличие в школе и классе благоприятного микроклимата. Говоря о микроклимате, мы имеем в виду такое понятие как «социально-психологический климат».

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель: это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В научной литературе употребляются различные термины, описывающие те же явления, что и психологический климат: «эмоционально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический настрой», «психологическая атмосфера», «социально-психологическая обстановка» и другие.

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

  • Первая климатическая зона — социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

  • Вторая климатическая зона — моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

  • Третья климатическая зона — психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат — это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата — это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.

  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.

  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

  7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Психологический климат складывается в образовательном процессе под влиянием многих факторов, но, возникнув как устойчивый эмоционально-психологический настрой, он сам начинает активно влиять на самочувствие его членов и выступает своеобразной «средой обитания», способствуя или препятствуя раскрытию возможностей и способностей личности.

Понятно, что любой ученический коллектив — система не только социально необходимая, но и принудительная, т.е. подросток не волен выбирать «доставшийся» ему коллектив. И поскольку учебный класс обучаемый, как правило, не выбирает, этим обстоятельством подтверждается необходимость специальной педагогической заботы об оптимизации психологического климата, чтобы он не подавлял, а, наоборот, стимулировал развитие внутренней активности личности и способствовал формированию у него готовности к саморазвитию.

Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе складывается из следующих параметров:

  • гуманистическое отношение друг к другу;

  • чувство удовлетворенности группой;

  • эмоциональная включенность — сопереживания коллективным событиям;

  • устойчивый положительный настрой;

  • свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений.

  • доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;

  • защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;

  • работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;

  • инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;

Социально-психологический климат выполняет в жизни коллектива две важные функции:

1. Определяет самочувствие личности в коллективе.

2. Стимулирует продуктивность совместной работы.

Коллективные эмоции имеют большую побудительную силу, определяют стиль группового поведения. Они или тонизируют активность членов коллектива, сплачивают и объединяют их в едином коллективном переживании, или оказывают давление.

Психологический климат может выступать в качестве диагностического показателя социальной зрелости коллектива. Однако оценка психологического климата имеет смысл с позиций не столько уже пережитых состояний, сколько его направленности в будущее коллектива, его потенциалов активности.

Итак, психологический климат является одной из целостных характеристик коллектива. В нем на эмоциональном уровне отражаются складывающиеся в коллективе отношения, характер делового сотрудничества и отношение к значительным явлениям окружающей жизни.

При этом приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между ребятами – завтрашними взрослыми людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.

Поэтому работа классного руководителя в большей степени направлена на формирование группового согласия и гармонизацию отношений личности и коллектива.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

При обращении к проблемам социально-психологического климата группы одним из важнейших является рассмотрение факторов, которые оказывают влияние на климат. Выделив факторы, влияющие на климат группы, можно пытаться воздействовать на эти факторы, регулировать их проявление. Социально-психологический климат любой группы формируется за счет множества разнообразных воздействий.

Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на психологический климат класса.

Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит классный коллектив (в нашем случае — школа).

Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия обучения. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в классе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного психологического климата.

Удовлетворенность деятельностью. Большое значение для формирования благоприятного психологического климата имеет то, насколько деятельность является для обучающегося интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, расти.

Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни школьников, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. — все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на психологическом климате в классном коллективе.

Организация совместной деятельности. Способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на психологический климат. Нечеткое распределение функциональных обязанностей, психологическая несовместимость участников в совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.

Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на психологический климат. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. В таком случае говорят, что люди подходят друг другу «как ключ к замку». Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.

Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом. Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.

Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности.

Моё знакомство с ребятами началось с того, что я проанализировала документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристику), поговорила с учителями, преподающими в классе, наблюдала за детьми в учебной и внеучебной деятельности.

Также были выявлены трудности в обучении у многих детей, которые они испытывали ввиду разных причин (интеллектуальные способности, мотивация к обучению, отсутствие должного контроля со стороны родителей и т.п.).

Проанализировав полученные данные, при планировании воспитательной работы с классом были поставлены следующие основные цели и задачи:

  1. Адаптация вновь прибывших детей к обучению в классе;

  2. Формирование и сплочение классного коллектива;

  3. Воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;

  4. Формирование и развитие познавательных интересов, потребностей и мотивов;

  5. Улучшение успеваемости и поведения учащихся;

  6. Воспитание социально-адаптированной и толерантной личности, любви к школе и школьным традициям;

  7. Прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;

  8. Активная работа с семьёй.

В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый из ребят сначала высказал своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. К концу этого года каждый сектор выберет представителя в актив класса, которому я уже смогу передать некоторые элементарные функции руководства коллективом. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться Каждые полгода стараемся менять поручения, чтобы каждый смог попробовать себя в разных ролях.

В своей работе по организации внеклассной деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

  • открытость — совместное планирование (классный руководитель + обучающиеся + родители);

  • привлекательность будущего дела;

  • деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;

  • свобода участия (учитывается мнение учащихся в выборе задания во внеклассном мероприятии);

  • обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);

  • сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;

  • Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

Микроклимат класса проявляется в том, как конкретный ученик чувствует себя в нашем классе. А это в свою очередь, зависит от ответов на следующие вопросы:

— насколько безопасно для ребенка пребывание в классе;

— в какой степени он чувствует себя «своим» среди одноклассников;

— велико ли желание (и возможности) проявить свою индивидуальность.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИКРОКЛИМАТА.

Эти вопросы определяют основные этапы формирования микроклимата: защищенность, сплоченность и активность, которые поддерживают и питают жизнь класса во всех ее проявлениях.

I. Защищенность.

Цель: создание устойчивой защищенности каждого ученика.

Ведущей потребностью ученика в школе является общение со сверстниками, самыми значимыми для него людьми. Поэтому защищенность его в классе зависит в первую очередь от того, как к нему относятся одноклассники, чего и в какой степени боится он с их стороны.

Чего же может бояться ребенок со стороны своих одноклассников?

К сожалению, слишком «агрессивной» стала жизнь, окружающая наших детей, поэтому не исключена вероятность физической агрессии, в том числе и «товарищеские» подзатыльники и тумаки, особенно популярные среди пятиклассников.

Но все-таки чаще встречается страх другого рода. Это страх перед насмешкой и издевкой, страх одиночества и изоляции, страх оказаться не таким как все. Причем порой эти страхи могут быть вымышленными.

Даже внимательному и чуткому учителю трудно бывает увидеть, распознать эти страхи, тем более что довольно часто они маскируются замкнутостью или, наоборот, внешней агрессивностью ребенка.

Поэтому главной своей задачей вижу целенаправленное глубокое изучение своего класса, умение чувствовать состояние ребенка, доверительный диалог с ним.

В качестве реализации этой задачи использую:

— цикл классных часов «Познай себя»;

— тестирование;

— беседы;

— игры (сюжетно-ролевые, интеллектуально-познавательные);

— элементы психологического тренинга;

— создала систему общественных поручений.

Очевидно, что и мой стиль общения с классом, психологический настрой задает в значительной степени отношения между самими ребятами.

Считаю необходимым оказывать помощь в налаживании отношений с классом учителей-предметников, давая своевременную информацию об особенностях и проблемах своих учеников.

Наличие устойчивой защищенности в классе — главный, но не единственный признак гуманистического микроклимата.

В самом деле, ученик может быть уверен, что в классе его никто не обидит и не унизит, но при этом чувствовать себя одиноким и не стремиться проявить себя среди одноклассников, если класс недостаточно сплочен.

В доме — семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного

обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника.

Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те,

кто значимо улучшили свои результаты. Обсуждение, моральное поощрение,

похвала вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что

учёба — это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

II. Сплоченность.

Цель: формирование общих настроений и переживаний; чувства гордости за свой класс.

Сплоченность предполагает наличие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельных микрогрупп, а для всего класса в целом.

Первым и необходимым условием становления групповой сплоченности является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса – любой проблемы, осознанной и принятой каждым учеником как своей и в тоже время нашей общей.

Средствами реализации этой задачи могут стать:

— коллективные творческие дела класса;

— цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;

— участие в соревнованиях, конкурсах;

— участие в школьных коллективных творческих делах;

— творческий отчет класса;

— походы, экскурсии, коллективные поездки.

Важным условием решения данной задачи считаю чувство гордости за свой класс, когда ученик отождествляет себя с классом, поэтому я стараюсь создавать ситуацию общего успеха.

Но здесь подстерегает весьма распространенная опасность. Стремление к постоянному успеху (любой ценой мы должны быть лучшими, первыми!) может привести к тому, что отношение с другими классами приобретают или явный оттенок превосходства, или болезненной, доходящей до враждебности, конкурентности. В таком случае сплоченность и дружба рассыпаются, как карточный домик.

Развитое чувство «Мы» несет в себе и другую опасность: нивелирование и подавление отдельного «Я», когда индивидуальность не только не приветствуется, но и порицается. Поэтому, даже применяя такую гуманную методику, как коллективное воспитание, необходимо не потерять на каждом этапе коллективной организации дела вклад каждого конкретного ученика, только тогда коллективное дело будет личностно-ориентированным.

Убеждена, что сплоченность должна формироваться лишь в связи с развитием активности каждого члена коллектива.

Каждая воспитательная система имеет среду — своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Основным местом жительства класса, как правило, является учебный кабинет. В нём происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка. Можно сделать учебный кабинет таким, чтобы, заходя в него, ребята начинали вспоминать о своём коллективе, о таких делах, которые совместно готовились и проводились, о друзьях, и т.д.

III. Активность.

Цель: создание условий для максимальной самореализации;

формирование умения ставить цели, планировать пути их достижения, анализировать результат, принимать решение и осуществлять выбор.

Этот этап считаю самым значительным в формировании микроклимата класса.

Один и тот же человек выглядит и чувствует себя совершенно по-разному в
различном окружении: в одном случае он инициативен, стремиться максимально
реализовать себя, и может даже являться лидером, в другом — он же «тише воды и
ниже травы», опасаясь, любого своего слова и дела.

Вот я и ставлю перед собой вопрос, в какой степени класс активизирует, вдохновляет, стимулирует к проявлению и развитию своего внутреннего потенциала, к становлению собственного «Я», обогащающего общее «Мы»?

Поэтому необходимо научить ребят позитивной развивающей самореализации, создать для нее в классе соответствующие условия.

Средствами реализации этой задачи могут стать:

— участие в подготовке классного часа;

— проведение конкурсов, викторин самими учащимися;

— подготовка и проведение традиционного «Дня именинника»;

— проведение театрализованных представлений;

— часы общения;

— цикл занятий «Познай себя».

Обязательным условием развития личности ребенка в коллективе является эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Одна из форм активного взаимодействия учащихся во внеклассной деятельности – классный час и классные собрания. Подготавливая и участвуя в них ребята учатся сотрудничать, рассуждать, рефлексировать свои чувства. Формы проведения классных часов были выбраны как традиционные, так и нетрадиционные.

Закладываю основы классных традиций. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела.

Классный коллектив — это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе. А еще прекраснее, когда дом украшают цветами, шарами, плакатами с хорошими, добрыми словами, готовят праздничное угощение и ждут гостей, чтобы поделиться радостью, своими успехами в работе, услышать слова благодарности. Так зарождается добрая традиция, которая развивается, закрепляется и передается из года в год.

Говорят: если у вас нет семейных традиций — у вас нет семьи. И это не только елка на Новый Год, а свои собственные, неповторимые традиции.

И если у детей нет праздника, то его надо придумать. И сделать его традиционным.

Традиционными у нас стали праздничные мероприятия к знаменательным датам, дни именинников, Масленица. На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу. Немаловажную роль на этой стадии играет и установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.

Праздники не только помогают совместными усилиями решить поставленные задачи, но и даёт бесценную информацию классному руководителю о детско-родительских отношениях, о потенциале семьи, о возможностях личностного развития для каждого члена семьи.

Правда, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее.

Для жизнедеятельности классного сообщества существенной значение имеет участие в школьных мероприятиях.

Наш класс, на мой взгляд, успешен на пути поиска своего места в общешкольном коллективе, ребята участвуют в подготовке и проведении всех общешкольных мероприятий (конкурсы, праздники, конференции, шефская работа в начальной школе и т.д.).

Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения, т. е. воспитательная система класса должна стремиться быть открытой, коллектив не должен замыкаться в себе, он должен искать встреч с интересными и полезными ему людьми и коллективами.

Практически все ребята привлечены к занятиям в системе дополнительного образования как непосредственно в школе, так и в других учреждениях дополнительного образования, а то и не в одном, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Там они имеют свою результативность, свои победы, которыми делятся в классе. Систематически мы обсуждаем эти успехи.

Думаю, что занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.

И в заключение своего выступления хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение этих полутора учебных лет работа по формированию классного коллектива потихоньку дает свои результаты.

Я верю в то, что ребята будут дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения очень разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и многое другое.

В конечном счёте, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании.

Необходимо найти в каждом ученике ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и признание сверстников; создавать для личности ситуацию успеха, поддержки, одобрения, чтобы общение и деятельность приносили ребенку радость.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:

  1. Всегда исходите из того, что самый большой грех — это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

  2. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

  3. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.

  4. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

  • Стоимость аудиторских услуг в Киеве стартует от 3000 грн

  • Стоимость услуг размещения рекламы в интернете стартует от 800 грн

  • Цены за предоставление юридических услуг в сфере ВЭД стартуют от 900 грн

  • Цены на юридические услуги регистрации торговой марки в Киеве стартуют от 1000 грн

  • Помощь юристов в составлении договоров стоит от 50 грн

  • Бизнес-книги о двух главных типах рабочей психологии и эффективном использовании их отличий

  • Коммерческие онлайн-закупки в деталях: в чем польза для бизнеса?

  • Сервис «Банковский инсайдер»: все предложения банков в одной таблице

  • Бизнес-книги о том, чем заменить импульсивные быстрые реакции на вызовы жизни

  • Бизнес-книги о борьбе с рабочим отчаянием и ступором

  • Системы объявлений типа Google Shopping: что они дают интернет-магазину?

  • Каковы основные тенденции рынка труда

  • Каким образом можно взрастить лояльного клиента?

  • Бизнес-книги о том, как перестать зацикливаться на привычном способе жить и трудиться

  • 17 лучших ресурсов для обучения онлайн-маркетингу

  • Аренда помещений под магазины и салоны услуг в Киеве: на что обратить внимание

  • Бизнес-книга для директоров и HR-менеджеров: как принимать жесткие решения в кризис

  • Цвета сайта компании: что они говорят клиентам?

  • Аренда офисов в Киеве: на что обратить внимание арендатору

  • Бизнес-книги о том, как выступать кратко, а писать – увлекательно

  • Бизнес-книга о том, как не заходить в привычные ментальные тупики

  • Продажа бытовой химии, косметики и ванно-кухонных принадлежностей (дрогери): пять ошибок начинающих предпринимателей

  • Новый товар, новый бренд: советы по недорогому продвижению продукции

  • Обзор SaaS-сервисов учета для розничной торговли: moysklad.ru, karkas-lab.ru, bigbird.ru

  • Моделирование бизнес-процессов: что это и кому оно необходимо

  • Четыре основные ошибки позиционирования торговой марки – и их преодоление

  • Создание логотипа: шаг за шагом

  • Как создать эффективный слоган бренда или компании

  • Как составить эффективный пресс-релиз?

  • Отчетность в центр занятости: старые формы по новому Закону

  • Отзывы на сайте интернет-магазина: как они работают

  • Сэмплинг: метод увеличения товарооборота или отдельный стартап

  • Что такое «коммерческая тайна» и как ее защитить?

  • GPS-мониторинг автотранспорта: цены и нюансы

  • Точка безубыточности, точка окупаемости и запас финансовой прочности: базовые расчеты и графики

  • Форс-мажорные обстоятельства в коммерческих отношениях

  • Оцениваем эффективность бизнеса: вычисляем ROE при разных условиях

  • Земля промышленного назначения: как искать участок под производство

  • Многотарифный счетчик электроэнергии для малого производства: как сэкономить легально

  • Как общаться с налоговиками: стратегии и ошибки

  • Как экономно, креативно, полезно и весело поздравить сотрудников с Новым годом?

  • Правильный заместитель: как выбрать «правую руку»

  • Климат-контроль на предприятии: о чем надо знать

  • Коммерческое предложение: шесть правил составления

  • Как организовать и успешно провести собрание

  • Маржа в маркетинге — методика расчета, формулы

  • ОБНАЛение: несколько слов о конвертационных центрах

  • Агрессивный маркетинг: копираты XXI века

  • Построение HR-службы с нуля

  • Десять принципов управления автопарком

  • Виды ценовой политики фирмы

  • Подчиненные-шантажисты: как с ними бороться

  • Как покупают компании: контроль и анализ закупок в бизнесе

  • Активные продажи: все — в поле!

  • Виды документов и их классификация

  • Маржинальный анализ: расчет маржинального дохода предприятия

  • Организация для сотрудников специальных комнат отдыха и релаксации

  • Если у вас работает инвалид

  • Малоценные необоротные материальные активы

  • Пять функций руководства

  • Скидки в бухгалтерском учете

  • SWOT-анализ: сделай качественно

  • Уценка товара: как ее произвести

  • Денежные средства перечислены на чужой счет: что делать?

  • Как списать бензин

  • Лизинг персонала, аутсорсинг и аутстаффинг — экономим на персонале

  • Политика открытых дверей на предприятии – еще один штрих в корпоративной культуре

  • Эмоциональный интеллект руководителя

  • Зачем ТОПу финансовый директор?

Социальная напряженность в организации. Стратегии по снижению

Сейчас есть немало подходов и принципов по уменьшению социальной напряженности в организации, то есть по созданию положительного психологического климата среди работников. Эти цели предусматривают такие действия:

при образовании коллектива фирме важно учесть психологическую совместимость людей. В зависимости от целей требуется сочетание различных типов темперамента и характера. Во множестве ситуаций группа с людьми одинакового типа характера оказывается почти неработоспособной. К примеру, если собрать только работников, которые не способны на инициативность и ждут постоянных указаний свыше, или только тех, что привыкли раздавать команды;

При наличии напряженностей среди работников, важно понять их причину и найти пути решения и устранения проблемы.

важно соблюдать оптимальность подбора, постановки, аттестаций и тренировки руководителей;
установить приемлемое ограничение количества работников, что подчиняются одному начальнику (5-7);
следить за отсутствием излишних свободных рабочих мест и работников. Избыточное и недостаточное число сотрудников становится причиной нестойкости коллектива. Образовывается почва для развития конфликтов, напряжений из-за желания разных кандидатов занимать должность и получать повышения по службе. Другая причина – неравномерность рабочей нагрузки, что возникает при присутствии лишних работников;
опираться в работе важно на самых активных и авторитетных представителей коллектива, т.е. неофициальных лидеров, что пользуются доверием остальных сотрудников;
контроль процессов организации содержательных составляющих климата (ценностей, норм, правил, ожиданий, общего настроения и мнения);
предупреждать и находить выход из конфликтов между личностями;

использовать социальные и психологические способы, которые способствуют образованию у сотрудников навыков действенного понимания между собой и взаимодействия (увлекать работников собственным примером, использовать тренинги, бизнес-игры, способы убеждения и т.п.).

Экспертами разработано немало психологических и социальных способов создания позитивного климата в коллективе. Среди них важно выделить:

Телесная психотерапия. Она базируется на понимании тесных взаимосвязей между явлениями в физиологии и психике. В особенности на том, что особенности личности заметны в жестах, движениях. Подобная психотерапия проявляется в создании в компании комнат для разгрузки психики, кабинок с манекенами руководителей (для выхода негативных чувств и т.д.);
Арт-терапия. Данная технология основывается на том, что внутреннее «я» людей проявляется в видимых образах, когда человек создает картины, скульптуры, рисует, не думая о собственном произведении, иными словами, спонтанно. Материалы, что получены в процессе борьбы с группой дают шанс выявлять уровни агрессии и других отрицательных чувств, способствуют решению конфликтов и налаживанию связей между сотрудниками. Арт-терапия применятся в сфере трудовой терапии и общественной реабилитации;
Группа «тренинг навыков». Эта группа отнесена к бихевиористскому ответвлению психологии. Подход к труду базируется на обучающей модели, установке целей, определении и оценивании поведения. Образцом выступают группы «тренинга уверенности». Так обучают навыкам планирования карьеры, принятия решений, развитию умений справляться со стрессом и совершенствования навыков социального взаимодействия.

Руководители подбирают для собственного коллектива наиболее подходящие методики для налаживания отношений.

Придумано еще немало иных способов и тренингов, которые направлены на формирование положительного климата среди сотрудников. На сегодняшний день в отдельных компаниях трудятся психологи. Они занимаются организацией психологических игр, тестирований, проводят занятия с работниками. Некоторые компании приглашают подобных специалистов со стороны. Это, конечно, позитивно воздействует на психологический и социальный климат.

Как улучшить психологический климат в коллективе

Дабы понять, как улучшить психологический климат в коллективе, важно следовать некоторым схемам:

запомните, что людям проще сосредотачиваться на труде, если у них есть возможность контроля окружающей обстановки. Позвольте им самим обустроить собственные рабочие места. Так человек становится свободнее, снижается и численность внутренних конфликтов в коллективе;
работникам приятно понимать, что от них тоже кое-что зависит. Пусть даже это будет выбор календаря для стола на работе. Главное, чтобы это настраивало на положительный лад, дарило добавочные стимулы труду. Вы заметите, что отдача станет гораздо большей. Нельзя заключать работников в слишком жесткие рамки, хотя для поддержки дисциплины некоторый дресс-код все-таки требуется;

важно руководителю понимать, что сотрудникам требуется общение между собой. Запрет этого станет причиной снижения эффективности труда, подавляет людей, выступает причиной раскола в обществе. Подобная обстановка не поможет сплотить и развить взаимопонимание на работе. Потому важно создание дружественной атмосферы;
кроме того, можно создать что-то наподобие столовой, где сотрудники могут вместе обедать, общаться на отвлеченные темы. Помимо этого, расставьте столы на рабочих местах так, дабы все себя чувствовали в центре. Никого не стоит выделять, в противном случае есть шанс возникновения конфликтов;

Для нормализации климата важно дать сотрудникам участвовать в организации рабочего процесса, почувствовать причастность к главным механизмам работы компании.

еще важно дать работникам чувствовать, что офис – это не только рабочее место. Здесь стоит организовывать неформальные мероприятия: тимбилдинги, корпоративные мероприятия и т.п. Способствует сплоченности коллектива и проведение обучающих коллективных семинаров. А если вы разрешите людям праздновать дни рождения в офисе, то атмосфера на работе наполнится легкостью и непринужденностью, а показатели непременно поднимутся вверх.

Таким образом, для достижения норм позитивного психологического климата, требуется проведение специальных тренингов, использование подходящих методик и схем организации трудового процесса.

Благоприятный климат в коллективе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *