Действия экипажа по борьбе с водой


По общесудовой тревоге:

задраиваются все водонепроницаемые двери;

производится герметизация корпуса, задраиваются все закрытия, имеющие маркировку П, Т, и иллюминаторы;

все стационарные системы живучести приводятся в полную готовность к немедленному действию, готовится аварийное снабжение к использованию;

по запросу командира аварийной партии с разрешения капитана судна отключается электропитания затопленного отсека;

командир аварийной партии высылает в район аварии группу разведки водотечности корпуса;

по возможности останавливается поступательное движение судна.

Старший группы разведки водотечности корпуса судна обязан установить размеры и характер повреждений корпуса, переборок, палуб, платформ, второго дна, необходимость подкреплений водонепроницаемых переборок, необходимое число людей и количество средств для борьбы с водотечностью и доложить командиру аварийной партии о результатах разведки; в дальнейшем действовать по его указанию.

В докладе командира аварийной партии на ГКП должны быть указаны: район, размеры, характер повреждений, состояние водонепроницаемых переборок и закрытий; принятые меры; необходимая помощь в средствах и людях.

Потеря плавучести и остойчивости происходит от проникновения воды в корпус судна, при повреждении корпуса или вследствие нарушения экипажем правил содержания наружных или забортных отверстий.

По своим размерам пробоины корпуса можно разделить на: малые — 0,05м2; средние — 0,2 м2; большие — до 2 м2; очень большие — более 2 м2.

Скорость затопления отсека из средних и больших пробоин такова, что практически не представляется возможным завести на пробоину пластырь раньше, чем произойдёт полное затопление отсека. В этом случае принимается, что вода в отсеке поднялась до уровня забортной воды.

В общем случае при получении малой или средней пробоины, когда поступление воды поддаётся откачке судовыми осушительными насосами, рекомендуется остановить движение судна, выровнять крен согласно Информации по аварийной посадке и остойчивости, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину, продолжать движение, вести наблюдение за возможным поступлением воды.

При получении большой или очень большой пробоины или при значительном углублении отсек будет затоплен мгновенно и поступившая в отсек вода не поддаётся откачке судовыми осушительными насосами. В этом случае рекомендуется вести борьбу с возможной фильтрацией воды по судну.

В случае получения пробоины, которая приведёт к затоплению по длине, большей расчётной длины затопления, при которой согласно Информации об аварийной посадке и остойчивости судно обречено, необходимо вывести судно, насколько это возможно, на отмель и/или объявить шлюпочную тревогу и принять меры к спасению людей.

Борьба с фильтрацией воды через водонепроницаемые переборки ведётся с помощью жёстких пластырей (деревянный пластырь, деревянный пластырь с мягкими бортами), аварийных материалов (аварийные доски, брусья, клинья, войлок, пакля просмоленная и т.д.)

При получении пробоины в борту борьба с водой ведётся с помощью мягких пластырей (кольчужный, облегчённый, шпигованный, парусиновый, пневматический).

В ходе борьбы за непотопляемость капитан судна обязан строго контролировать остойчивость и запас плавучести, для чего должен быть организован учёт принятой судном воды, установлено наблюдение за посадкой судна и высотой надводного борта.

При этом капитан судна должен руководствоваться следующими основными положениями:

важнейшими мероприятиями при борьбе за непотопляемость судна являются восстановление его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до пределов, при которых обеспечиваются ход и управляемость судна;

борьба за непотопляемость должна быть направлена в первую очередь на обеспечение судна необходимой остойчивости:

в ходе борьбы за непотопляемость судна следует экономно расходовать запас плавучести;

необходимо систематическое уточнение места, размеров и характера повреждений, возможности их заделки и откачки воды из затопленных отсеков.

При отсутствии в затопленном отсеке осушительных средств или при недостаточной их мощности могут быть использованы переносные водоотливные средства или, как исключение, с разрешения капитана судна могут быть открыты перепускные или спускные клинкеты и клапаны или управляемые и неуправляемые переточные каналы для использования осушительных средств соседних отсеков.

УП Расширенная подготовка по борьбе с пожаром. Борьба с пожаром на судах по расширенной программе

1 6 7 8 9 10 11 12 13 16
ТАКТИКА ТУШЕНИЯ СУДОВЫХ ПОЖАРОВ

    1. Порядок действий при возникновении пожара

Тактика борьбы с пожарами определяет организацию, порядок действий, способы и приёмы их тушения с учётом имеемых сил, средств в конкретной обстановке.
Организацию борьбы с пожаром на судне определяют основные руководящие документы, регламентирующие борьбу за живучесть.
Порядок действий при возникновении пожара на судне:
— индикация, обнаружение пожара;
— оповещение личного состава судна о пожаре – объявление аварий ной тревоги с указанным местом пожара;
— выполнение действий без приказания в аварийном и неаварийных помещениях;
— локализация пожара – создание рубежей обороны по борьбе с пожаром (РОП);
— разведка пожара;
— оценка обстановки и принятие решения;
— сосредоточение (концентрация) сил и средств тушения в районе пожара;
— подавление – тушение пожаров в различных помещениях и различных горящих материалов;
— борьба с дымом и токсичными газами;
— удаление воды, скапливающейся при тушении пожара;
— контроль за помещениями после пожара;
— действия по приказанию;
— восстановление работоспособности;

    1. Руководство тушением пожара

В общем случае, если пожар возник в помещении, где находится личный состав, то руководство его тушением осуществляет старший или руководитель подразделения, в районе которого возник пожар. Личный состав аварийного и смежных с ним помещений выполняет «действия без приказания», первичные мероприятия по борьбе с пожаром, «действия по приказанию».
Каждый руководитель по борьбе с пожаром обязан в любой аварийной обстановке уделять особое внимание обеспечению безопасности личного состава, не допускать электротравм, отравления газами, поражения огнём.

Непосредственное руководство действиями экипажа по борьбе с пожаром обеспечивает старший помощник капитана.
Помощник капитана по пожарной части непосредственно руководит пожарными группами, действуя в соответствии с указаниями капитана или старшего помощника.
Старший механик при пожаре в энергетических отсеках обязан доложить на мостик предложения по использованию главной энергетической установки судна и о возможностях энергоснабжения основных потребителей.

    1. Тактика тушения пожара

Обнаружение и первоочередные действия
При возникновении пожара, дыма, опасной концентрации взры-
воопасных газов – первый заметивший обязан выполнить действия без
приказания и первичные мероприятия по борьбе с пожаром:
— объявить голосом аварийную тревогу;
— доложить о пожаре в ходовую рубку или ПЭЖ;
— приступить к локализации пожара и тушить его всеми имеющимися средствами;
— выключить вентиляцию;
— загерметизировать помещение;
— продолжать обследовать помещение, если это возможно, докладывать в ходовую рубку или ПЭЖ.
Кроме того без приказания:
а) при пожаре в МО, МКО, КО, ЭО – включить орошение сходов и вахт и систему нижнего водораспыливания, если пожар возник в трюме;
б) при пожаре в керосинохранилище – включить ОХТ.
Содержание доклада о пожаре:
— район и характер пожара;
— место и источник очага пожара;
— степень повреждений и направление распространения огня;
— состояние переборок и палуб;
— меры, принятые по тушению;
— необходимая помощь.
Доклад должен быть максимально кратким и быстро после обнаружения пожара.

    1. Локализация

Это один из основных организационно-технических принципов борьбы за живучесть судна – не допускать распространения огня и дыма по судну, путём создания рубежей обороны по борьбе с пожаром (РОП).
РОП № 1 –по периметру внешних границ (по длине, ширине, высоте, высоте, по водонепроницаемым переборкам, палубам, плат-
формам) аварийного помещения.
РОП № 2 – по периметру внешних границ, помещений смежных с аварийным.
Действия расчётов РОП:
— герметизировать аварийный отсек (закрыть все двери, люки, иллюминаторы, вентили систем вентиляции, трубопроводов ГСМ,
ВВД);
— освобождать смежный отсек от огнеопасных материалов;
— подготовить к действию средства борьбы с пожаром;
— следить за температурой переборок и при необходимости охлаждать их.
В ходе борьбы с пожаром, при необходимости, рубежи обороны могут переноситься. Создание РОП позволяет концентрировать силы и средства, организованно готовить к проведению пенные и водяные атаки на пожар, готовить выполнить маневр силами и средствами. В установке РОП участвует личный состав, находящийся в отсеках, расположенных в районе пожара, а так же другой личный состав по приказанию.
Борьба с дымом и токсичными газами является одной из наибо-
лее сложных операций в ходе борьбы за живучесть. На пожарах, ги-
бель людей, как правило, происходит от отравления токсичными газа-
ми, в первую очередь угарным газом СО.
В настоящее время на судах при пожаре токсичность газов при горении и пиролизе материалов возросла многократно (за счёт использования полимеров, синтетики, мебели и др.).

Выбор способа борьбы с дымом, недопущение его распространения по судну – процесс творческий, зависит от условий и места горения. При этом следует учитывать, что удаление дыма путём создания естественной тяги приводит к притоку свежего воздуха в очаг пожара, что нежелательно.
Основным средством борьбы с дымом и газами является ГЕРМЕТИЗАЦИЯ аварийного и смежных с ним помещений. Иногда полезно естественное удаление дыма путём открытия люка, двери, выходящих в атмосферу (а не в соседнее помещение).
После тушения пожара производится разведка пожара личным составом аварийной партии на предмет отсутствия очагов тления. Только после этого мероприятия проводится активное вентилирование помещений за счёт одновременного включения вдувной и вытяжной вентиляции, а также переносных вентиляторов.
Берегись дыма! В нём сокрыта не меньшая опасность для жизни человека, чем в пламени!

    1. Разведка пожара

Роль добытчика информации о пожаре, в значительной степени призвана играть разведка пожара. Разведка должна быть оперативной и энергичной. Она проводится в аварийных и смежных с ними отсеками. Обычно, личный состав групп разведки не только выявляет место и очаг пожара, но и активно участвует в его локализации и подавлении. Учитывая важность этого элемента тактики борьбы за живучесть в расчёты групп разведки пожара назначаются наиболее опытные члены экипажа, хорошо знающие устройство судна, способы и приёмы тушения пожара, прошедшие тренировки на УТС и УТК.
Разведка обязана выявить и доложить:
— где (место) и что горит;
— масштабы, интенсивность, пути распространения пожара;
— опасность пожара для смежных помещений.
В ходе разведки её личный состав обязан:
— при обнаружении людей в аварийных отсеках вывести или вынести их;
— остановить действующие механизмы аварийного помещения, отключить электрооборудование в нём;
— находящиеся в аварийном помещении противопожарные средства использовать по назначению или вынести.
Разведка производится одной или несколькими группами. В каждой группе назначается старший, связной и два страхующих.
Расчёты групп разведки обеспечиваются:
— дыхательными аппаратами;
— защитной одеждой и обувью;
— электрофонарями;
— пожарным инструментом;
— огнестойким спасательным концом с оснасткой;
— индикатором тепловых излучений.
Подготовка личного состава групп разведки пожара произво-
дится под личным контролем командира АП или старшего механика.
После инструктажа командиром АП, старший и связной идут в аварийное помещение, страхующие – остаются у входа, их дыхательные аппараты – в положение «наготове». Разведчики должны «срабатываться» и понимать друг друга с помощью жестов и сигналов.
В зависимости от обстановки, разведчики могут многократно
входить и выходить в аварийное помещение. Учитывая ограниченное количество средств защиты органов дыхания на судах, личный состав групп разведки выполняют обязанности и звена ликвидации пожара, т.е. пошли в отсек, отыскали очаг пожара и сами его ликвидировали, что является идеальной функцией разведки.
Разведчики идут в огонь и дым, их действия связаны с риском для жизни, поэтому их подготовке и экипировке должно уделяться первостепенное значение лично старшим механиком.
Принципы действия в опасной зоне
— чётко уяснить задание и порядок его выполнения, стараться придерживаться его;
— проверить дыхательные аппараты;
— запомнить путь в зону наощупь, чтобы знать, как выйти;
— действовать методично;
— использовать пожарные линии и т.п. в качестве путеводителя.
Таблица 21
Условные сигналы, используемые при работе в аппаратах

Сигналы от обеспечивающего
к работающему
Сигналы от работающего
к обеспечивающему
сигнал значение сигнала сигнал значение сигнала
дёрнуть 1 раз Как себя чувствуешь? дёрнуть 1 раз Чувствую себя хорошо
дёрнуть 2 раза Выходи. дёрнуть 2 раза Мало воздуха
дёрнуть 3 раза Выходи немедленно! дёрнуть 3 раза Выхожу. Выбирайте линь.
дёрнуть 4 раза Немедленно выбирайте линь!
Частые подёргивания более 4-х раз Самостоятельно выйти не могу. Требуется помощь

5.5.1. Обнаружение огня
При работе наощупь очевидна необходимость быть осторожным, и можно избежать многих несчастных случаев усвоив несколько простых факторов.
Походка должна быть шаркающей. Вес тела должен быть перемещён на ногу сзади до тех пор, пока нога спереди не проверила, что безопасно продвигаться дальше. После этого передвинуть заднюю ногу к передней, не поднимая её. Нога должна скользить вперёд, т.к. это позволит обнаружить препятствия, которые могут пронзить обувь и поранить ногу.
При движении вперёд держать свободную руку надо перед собой в согнутом состоянии тыльной часть. Вверх для прощупывания препятствий. Если рука коснётся электрического провода под напряжением, её отбросит, но при этом рука не попытается схватить провод, что обычно происходит, если держать руку ладонью вверх.
В дыме воздух будет холоднее около пола, и часто разумнее опуститься на четвереньки, чтобы избежать жары над головой. В таком положении возможно заметить мерцание огня, что не всегда удаётся, если стоять прямо. При спуске по ступенькам лучше идти задом, т.к. это предохраняет лицо от жара и имеет дополнительное преиму-
щество возможности уцепиться за ступеньки руками и предотвратить
падение.
5.5.2. Концентрация сил и средств
Тушение пожара в энергетических отсеках возлагается на личный состав, находящихся в этих помещениях. Так же могут быть привлечён личный состав, как правило, аварийные партии (АП). Все АП должны быть всегда укомплектованы личным составом и имуществом на 100 %.
На практике, например, при первоначальном прибытии АП в район пожара, рекомендуется вооружить 2-3 пожарных ствола, комплект ранцевого или переносного огнетушителя (с двойным запасом пенообразователя), не менее трёх ручных огнетушителей, не менее четырёх средств индивидуальной защиты органов дыхания. По мере расхода средств, результатов по тушению, количество сил и средств может дополняться. На рубежах РОП сил и средств должно быть достаточно для уверенного недопущения распространения огня и дыма. Необходимо помнить, что чем дальше от первоначального очага распространяется огонь, тем большее количество горючих материалов он охватывает, тем труднее его ликвидировать.

При необходимости к району пожара должны быть поднесены расчётное количество средств пожаротушения и по возможности запасы для их перезарядки (пенообразователь).
Тушение и ликвидация пожара это коренной вопрос пожарной тактики. Главная задача – быстрота ликвидации очага пожара в начальной стадии его развития. Опыт свидетельствует, что если в ближайшие 5-10 минут пожар не ликвидирован, то дальнейшая борьба с ним весьма осложнится.

    1. Выбор способов тушения пожара

Выбор способов тушения определяется в основном местом и размерами пожара.
Для тушения пожаров в жилых и служебных помещениях, в коридорах, тамбурах, на верхней палубе, в надстройках, за бортом, на пирсе – применяют поверхностный способ с использованием воды из пожарных шлангов, воздушно-механической пены (ВМП) от ручных, возимых и стационарных огнетушителей.
Объёмный способ применяется, в основном, в помещениях, оборудованных стационарной системой СЖБ (как правило, энергоотсеки), а также и в других помещениях, которые возможно герметизировать. В качестве огнегасителя используется хладон. Высокократная ВМП, диоксид углерода СО2.
5.6.1. Рекомендации при тушении пожаров
— тушение горящего электрооборудования под напряжением производится углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями. Необходимо обеспечить электробезопасность (диэлектрические перчатки, боты и т.д.);
— топливо в трюме тушить ВМП, распылённой водой, при необходимости – СЖБ, не загонять топливо в труднодоступные места;
— топливо в цистернах тушить путём включения паротушения, подачи азота (керосинохранилища), затопления водой;
— топливо на воде вокруг судна тушить пожарными стволами, ВМП, перемешиванием топлива и воды проворачиванием гребных винтов, отгоном топлива от судна водяными струями, выводом судна из опасного района;
— при тушении бензина, керосина, лаков подавать максимум пены в короткий срок;
— подходить к очагу огня, как можно ближе (используя водяную завесу), но не бить струёй в упор, а направлять пену на край участка пожара и постепенно покрывая всю поверхность зоны горения слоем пены толщиной не менее 20 см;
— в помещениях – пену подавать в верхнюю часть очага пожара, на подволок, на переборки;
— при включении ОХТ – производить разгерметизацию не ранее чем через 30 минут;
— продолжительность вентилирования после тушения пожара должно обеспечить 15-20 объёмов помещения;
— подавая воду для тушения пожара – помни о необходимости её удаления, не допускать снижения остойчивости.
После ликвидации пожара аварийные помещения должны тщательно быть обследованы, провентилированы, осушены. В них должен быть организован постоянный контроль (вахта) с целью предупреждения повторного возгорания (что случается весьма часто).

    1. Основные приёмы тушения пожара на судах

      1. Тушение пожара водой

Для тушения используется забортная вода, которая подаётся пожарными насосами через пожарные рукава и стволы к очагу пожара. Преимуществом такого способа тушения является то, что заборная вода является самым дешёвым огнегасителем и запасы её практически неограниченны. К недостаткам необходимо отнести: невозможность тушения электрооборудования под напряжением, возможное снижение остойчивости судна и порчу оборудования.

      1. Правила при прокладке рукавов:

— выбирать для прокладки к месту пожара удобный и наиболее
короткий путь, оставляя некоторый запас рукавной линии для возможности маневрирования стволом;
— не допускать перекручивания и перегибов рукавов, т.к. это может привести к прекращению подачи воды и к повреждению рукавов;
— не прокладывать рукава по горящим, тлеющим материалам и острым предметам;
— рукава, прокладываемые с верхней палубы на надстройку, привязывать к леерам или стойкам, в противном случае рукав будет тянуть работающего со стволом вниз;
— воду на рукав подавать только после того, как ствол будет взят в руки;
— не перетаскивать рукава волоком по палубе – во избежание повреж дения;
— наращивать дополнительные рукава только после прекращения по дачи воды и с конца, где подсоединён ствол.
Для работы с пожарным стволом назначается расчёт из двух человек:
— первый номер (ствольщик) раскатывает рукава от рожка, присоединяет ствол и работает со стволом;
— второй (поствольщик) помогает прокладывать рукавную линию, проверяет соединение, регулирует количество воды, помогает на-
ращивать рукавную линию.
Если ствол работает под давлением более 6 кг/см2, то в помощь
ствольщику назначается ещё один человек. Расчёт в этом случае будет
состоять из трёх человек.
Работа со стволами может производиться из трёх положений: стоя, с колена, лёжа. Для работы в положении стоя – левую ногу следует выставить вперёд и слегка согнуть в колене, тяжесть тела равномерно распределить на обе ноги. Правой рукой держать за рукав около соединительной гайки, левой – за ствол в месте оплётки. Регулировку подачи воды осуществлять левой рукой.
Для работы в положении с колена – нужно стоять на правом колене. Левую согнутую ногу выставить вперёд на полную ступню. Правой рукой прижать рукав к поясу, локтём левой руки упираться в левое колено и кистью держать за ствол.
Для работы в положении лёжа – нужно лежать на животе, опираясь на локти, ноги развести в стороны. Ствол держать как в положении стоя, несколько выдвинув его вперёд.

1. Как заставить подчинённых выполнять требования руководителя

Не слушаются подчинённые? Не знаете как заставить подчинённых выполнять задания? Всё очень просто.

  1. В работе руководителя важно понимать, базовые принципы поведения подчинённых. Поведение подчинённого это в первую очередь реакция на ваше поведение.
  2. И если подчинённые вас не слушаются, значит они не воспринимают вас как релевантного авторитета. То есть у вас не правильное невербальное поведение.
  3. Для того что-бы у подчинённого не возникало мысли не выполнить требования руководителя, вам нужно самим чётко представлять план работы от начала и до конца. Чётко освоить основные функции и инструменты руководителя. Это придаст вам уверенности, и вы будите конгруэнтно, приказным тоном отдавать распоряжения. Это на подсознательном уровне значительно снизит желание подчинённых игнорировать ваше требование.

Нужно постепенно развивать управленческие навыки руководителя. Далее, для эффективного управления персоналом, вам придётся освоить некоторые приёмы «управленческой борьбы». В них, как и в приёмах реальной борьбы, есть три действия:

  • ЗАХВАТ

  • ПРИЁМ

  • ФИКСАЦИЯ

Вот если мы рассмотрим реальную борьбу, то для чего проводится захват? Строго говоря чтоб противника вывести из равновесия, и подготовить его для выполнения приёма.

То есть надо себе обеспечить соответствующий рычаг, и важно вывести человека из равновесия, то есть перевести человека в неустойчивую позицию, из которой будет удобно проводить приём. Захват проводится с целью обеспечить себе возможность оптимально выполнить приём. То есть это размещение противника в том месте, и в том положение, откуда выполнение приёма будет оптимально.

В «управленческой борьбе» то же самое. Потом наконец есть сам приём, и чтоб противник не вскочил опять на ноги, нужна фиксация. Нужно его куда то додавить, что бы он остался в том положении, зафиксировать. Это и называется форматирование.

И как в обычной борьбе, новички когда приходят в зал, им не интересны захваты, им интересны приёмы. Они говорят покажите приёмы. И когда тренер говорит, что для того что бы показывать приёмы, будем сначала разминать пальцы. Всем упасть лёжа и отжиматься на пальцах. Или мы возьмём мешок, с опилками и будем его мять. Чтобы пальцы были сильные, чтоб захватывать. В нашем случае нужно освоить техники, описанные в первом пункте.

Новичок всегда стремится узнать приём, что не правильно. Пока мы не научились захватывать, мы приём не сможем выполнить, или будем выполнять с издержками. То есть захват, не менее важен, чем приём. Но также не менее важна фиксация, потому что если приём выполнен, но не зафиксирован, противник уползёт с ковра, вскочит опять на ноги, и будет продолжать трепыхаться каким то образом.

Фиксация, это значит надо закрепить, иначе что толку то, что мы его бросили, а он вскочил. Значит его надо придавить, или зафиксировать. Он должен остаться в этом положении, тогда это победа. А если он выскользнул, вскочил, ударил в ответ, какая же это победа? А приём должен быть выполнен чисто. Поэтому все три стадии чрезвычайно важны. В «управленческой борьбе» происходит то же самое.

Далее надо понимать:

Роль руководителя превентировать, профилактировать какие-то события. Эффективный руководитель не допускает у подчинённых поступки, за которые их приходится наказывать. Им просто это в голову не приходит, и мысли у них в эту сторону не направляются, вообще. Потому что как то так, понятно что будет. Им не хочется этим заниматься. Ведь как обычно развивается мысль человеческая? А развивается она обычно следующим образом:

  • мысль

  • шутка

  • слова

  • действие

Недаром говорят человек сначала думает потом делает. Человек стремится расположится в пространстве наиболее комфортно. И человек, как правило, не сразу захватывает плацдарм. Он проверяет окружающее пространство по частям. Ну редко человек сразу в воду кидается в незнакомом месте. Он сначала эту воду проверяет, смотрит дно.

Так и попав в компанию сотрудник сначала работает хорошо. Он ещё не знает как тут устроено пространство. И потом постепенно, постепенно, он отвоёвывает себе свободную территорию. Но осторожно, у человека есть инстинкт самосохранения, он боится сразу захватить территорию. Как правило, кроме отъявленных смутьянов.

Большинство сотрудников боится сразу захватывать большой кусок полномочий. Он это делает по частям, аккуратно. И не получив отпора, на первом моменте, он зачастую делает следующий шажочек. И что получается, за что надо наказывать? За действия. Правильно? Что заслуживает наказания?

Когда есть действие. То есть пока нет действия наказать вроде бы не за что. Действие попадающее под регламент, заслуживает наказания. Цель управления, не допустить действия, что бы человек поостерёгся действия, и был остановлен на какой то более ранней стадии.

Можно остановить на уровне мысли? Нет конечно, мы же телепатией не обладаем, мы не знаем что человек думает. Хотя иногда и можно. Этот ход называется невербалика. Мысли часто отражаются в невербальном поведении.

Останавливать получается можно либо на невербалике, где отражаются мысли, либо на следующем шаге, шутка и слово. Подчинённый действительно часто сначала шутит. И шуткой проверяет ситуацию. Потому что всегда есть повод отступить. Сказать: «Я пошутил, что ты всерьез принимаешь».

Шутка позволяет всегда очень красиво уйти если что. Поэтому я всегда рекомендую быть очень внимательным к шуткам подчинённых на рабочую тему. Потому что шутка, это зачастую щуп такой, проверка реальной ситуации. А первая проверка это невербалика у человека. И вот насколько мы сознательно обращаем на это внимание?

2. Как поставить подчинённого на место, и заставить выполнять задания

Приведу пример, как поставить подчинённого на место, и заставить выполнить задание. Допустим вы даёте какому-то подчинённому задание. Описываете какую-то работу, идёт какой-то диалог. И вот в конце уже уходя, сотрудник говорит такую фразу: «Ну не знаю, конечно попробую справиться», или как-то ещё в этом же ключе.

И вот тут руководитель должен быть настороже, но разумеется избирательно. Есть такие люди которые ворчат, но делают. На таких можно не реагировать, если статистика чётко показывает, что человек бухтит, бурчит, но всегда всё сделает хорошо. То с ним не нужно вступать в «управленческую борьбу».

Потому что зачем? Абсолютно нет выгоды, если и так человек всё хорошо делает, но ему хочется поворчать, а потом он приложит старания и всё сделает наилучшим образом, зачем же нам его «бороть». Нет ни какой выгоды, нет ни какого резона, напрасная трата сил и энергии.

Но допустим если речь не идёт о том сотруднике, который ворчит, но делает, а о всех остальных. И тогда руководитель должен чётко опознать, что сейчас произошло?

А что сейчас произошло?

Он пробует пространство:

  • Насколько обязательно выполнение?

  • Насколько пахать?

  • Насколько втыкаться?

  • А что если не сделаю?

А эта фраза: «Ну не знаю». Это означает какое то не согласие:

  • То ли с объёмом работ

  • То ли с ресурсами

  • То ли со сложностью

  • То ли с компетенцией

Фраза: «Попробую». Фактически означает:

  • А что будет если не сделаю?

  • Может быть сделаю, может не сделаю

  • Может получится, может не получится

Сотрудник конечно не скажет, что он не будет стараться, он скажет: «Не знаю», или «Попробую».

И вот тут руководитель должен понимать, что если здесь и сейчас не поставить сотрудника на место, не остановить на слове, то возможно тот совершит те действия, за которые уже потребуется наказание. Наказание уже в виде хотя бы моральных вещей. Поэтому наверное лучше «форматирование» произвести сейчас. Тут руководитель должен быть очень чуток к обратной связи.

А кстати почему сотрудник сказал это уходя? Такие вещи обычно на ходу говорят. А чтобы не объяснятся, очень часто люди говорят уходя. И так нужно применить «управленческое воздействие». И тогда руководитель, которому сотрудник так сказал, должен сделать следующее:

Внимание! Описание приёма, чётко пошагово:

Он должен дождаться пока подчинённый бросивший эту фразу сделает 1-2 шага к двери, чтобы его немного расслабить. Человек бросив фразу, и не будучи остановленным, про себя уже думает всё, и потом делает два шага к двери. Поэтому надо дать ему расслабится.

И вот в этом месте руководитель говорит: «Александр, одну минуточку», и если он не поворачивается, руководитель говорит: «Да, да Александр вернитесь пожалуйста, разговор ещё не закончен» — говорит он доброжелательно улыбаясь. Как себя чувствует этот человек? Ну не совсем хорошо…

То есть что сейчас руководитель проводит?
Какой приём?
Захват!

Да он проводит «захват». Он подловил момент, когда человек открылся, и развернул его обратно. Человек уже находится в состоянии некого неустойчивого равновесия. И если человек как то медлит, то руководитель должен чётко показать, кто здесь начальник, а кто подчинённый: «Да, да, да Александр, подойдите пожалуйста сюда, поближе, поближе».

При этом как себя вести, это уже личный выбор руководителя. Это уже зависит от того, насколько жёстко вы хотите приложить данного персонажа.

Потому что можно говорить ласково, можно улыбаться. А можно смотреть с абсолютно каменной физиономией, или скривить какое ни будь лицо… Палитра возможностей кстати огромна, тренироваться можно в любых аспектах, ласково, нежно, сердито.

В общем как хотите так, и сделайте. Вопрос как вы хотите повлиять на подчинённого. Опять же как вести себя дальше, зависит от степени тяжести, как вы хотите ударить человека, насколько больно.

Можно просто пригласить его к себе, и посадить на стул, можно оставить стоять. Человек подошёл, собирается садиться, а вы говорите: «Нет, нет постойте пока пожалуйста».

Вызовет такой шаг удивление? Да. С одной стороны это вроде бы просьба, и вроде бы пока не на что обижаться, пока не понятно, что происходит. Но человек уже подчиняется, потому что он не понимает, что происходит, он вообще растерян.

Ну а дальше можно применить ещё пару не вербальных штучек, например:

Оставив Александра стоять, можно выйти из-за стола, и так начать обходить его по окружности. Как вы думаете в каком настроении человек будет находится? Ну по меньшей мере он будет удивлён, выбит из колеи. И хотя он не ожидает, что его ударят сзади по почкам, тем не менее какие то мысли у него обязательно будут. Типа: «Что будет то щас?…» Ну это уже такие изыски… Можно всего этого и не делать, но диапазон воздействия на человека огромный.

А вот теперь надо проводить сам приём. И например приём может быть выполнен так. Руководитель захватив Александра, куда-то поставив, говорит: «Александр вот вы уходя сказали какую то фразу, я не совсем расслышал её, если не трудно повторите её ещё раз».

Интересный ход?

Ну спрашивать про настроение человека можно не спрашивать.

Каково ему в этой ситуации будет?

Как вы думаете, что скорее всего он будет говорить?

Скорее всего он скажет: «Да нет, да ничего, что здесь такого?» Ведь тот кто совершает нарушения прекрасно знает, что он совершает. То есть он вторгается в пространство руководителя. И когда его вот тут вот поймали, и просят его ещё раз это сказать, он уже боится, тем более мы его уже захватили, то есть он понимает что попал.

Поэтому возможно попытается и не повторить. Поэтому можно сказать: «Нет, нет, нет Александр, вы же что-то сказали, я слышал явственно, только что я не очень понял фразу, я прошу вас если не сложно повторить это ещё раз».

Вот тут очень важный момент, нужно заставить человека сказать что-то. И если эта фраза будет повторена, например можно спросить: «А, понял, а если не секрет, что она означает? В данном конкретном случае». Интересный вопрос, правда? Хочется на такой вопрос ответить? Сдохнуть проще.

Сейчас что руководитель делает? Причиняет болевые ощущения, причём совершенно сознательно и спокойно, а тяжесть этих болевых ощущений это личный выбор руководителя.

Как я уже показал, вы можете использовать эти приёмы, которыми можно поставить подчинённого на место, причём очень легко. А можно всего этого и не делать. И так задача, человек должен повторить фразу, что она означает. Чаще всего, много раз проверено человек говорит: «Нет, нет всё нормально я просто…» Ну тут опять уже можно по разному. Можно сказать: «Просто, а что такое просто?»

А можно принять этот ответ, и например сказать: «То есть если я правильно понимаю, не существует ни каких препятствий к своевременному выполнению задания, я правильно всё понял?
Я могу на это рассчитывать?»

И вот это называется фиксация. То есть приём проведён, проведён захват, приём и фиксация. То есть человек должен глядя вам в глаза сказать:

-Да, обязательно, конечно.
-То есть если я правильно понял завтра в 12 часов всё будет у меня, да?
-Да.
-Прекрасно Александр, идите работайте, удачи вам.

Всё приём проведён, руководитель обратился «ясным солнышком». Улыбнулся пожелал удачи, без ехидства, без всего. Тут же стал опять очень доброжелательным и спокойным.

Запомнится этот урок, как вы полагаете?

Запомнится, и очень хорошо запомнится. И обратите внимание, вы не хамили, не кричали, не оскорбляли его человеческое достоинство ни в каком виде. То есть как видите довольно изящно, вы человека протащили по песку мочкой, и довольно так хорошо.

Но не вы начали, человек сам попытался отыграть какую то ситуацию. То есть он пошутил, но пошутил в том моменте, когда мы не можем шутку считать шуткой, потому что в каждой шутке есть доля шутки, остальное правда.

То есть появляется возможность, что эта шутка была проба пера, поскольку в момент делегирования, в момент договорённости о сроках, он этой шуткой проверил насколько серьезно вы относитесь к поставленным задачам, и насколько он может халявить или стараться. Вот вам пример приёма: захват — приём — фиксация.

3. Управленческие навыки руководителя — примеры

3.1. Как управлять сотрудниками, что-бы они подчинялись

Очень хороший приём, это когда вы пригласили сотрудника садиться. Это применяется если мы хотим поставить подчинённого в правильное, подчинённое положение. То есть мы ставим себе такую цель. Постоянно это делать не обязательно.

Напомню если это делается по нашей инициативе, то мы понимаем для чего, и какова цель этого воздействия. Этот приём полезен например для вновь назначенного руководителя, что-бы сотрудники сразу его позиционировали как начальника.

И тогда очень полезно человеку который входит, не он сам опускается на стул, а мы опережая ему говорим: «Садитесь пожалуйста». Он же не скажет: «Нет постою», значит он сядет, значит вроде бы уже подчинился. Или попросите открыть окно, попросите открыть книгу, обратитесь с какой то просьбой, чтобы он сделал какое то действие.

3.2. Как поставить подчинённого на место

Чтобы вы легко могли поставить подчинённого на место, вам нужно обладать таким управленческим навыком, как стратегическое видение, и действием на опережение. То есть бороться нужно за будущее.

Виды управленческой борьбы:

  • Борьба за прошлое
  • Борьба за будущее
  • Борьба за настоящее

Борьба за прошлое, по сути это месть. То есть событие уже произошло, и мы ничего не можем изменить. Такая борьба бессмысленная, она отвечает на вопрос потому-что. Например, сотрудник не выполнил ваше задание, а вы не чего не можете сделать. У вас нет рычагов и инструментов на него надавить.

Борьба за будущее — это наиболее предпочтительный вид борьбы, она отвечает на вопрос для того чтобы. Например, в ситуации в предыдущем примере, нужно провести некоторые действия, для того чтобы в случае, когда этот сотрудник снова откажется выполнить ваше задание у вас была возможность поставить его на место.

Например, включить данную работу в его должностную инструкцию. Напомню за нарушение обязанностей, прописанных в должностной инструкции, и ознакомленной под роспись, сотрудника можно уволить на совершенно законных основаниях. Вот вам и готовый рычаг давления на такого работника.

Борьба за настоящее – это открытый конфликт, её цель фактически зафиксировать капитуляцию противника. В неё имеет смысл вступать, когда перевес на вашей стороне. То есть как в нашем примере, вы заранее побеспокоились о рычагах воздействия на подчинённого, и уверены в победе. Если вы не уверены в победе, то лучше перенести борьбу в будущее.

То есть отложить разговор с подчинённым, а за это время подготовиться. Найти какие-то недочёты в работе, жалобы клиентов, зафиксировать опоздания, другие нарушения. То есть вести борьбу за будущее. Кстати правильная борьба за будущее, избавит вас от борьбы за настоящее, и заставит подчинённых работать.

3.3. Как управлять персоналом — как заставить сотрудников работать

«Борьба в настоящем» самая жестокая, и часто она происходит на уровне перемещения предметов. Приведу такой пример: бывает такое, два человека разговаривают, один обещал позвонить. И вот ни как не звонит. И вы ему говорите:

-Ну давай ты прямо сейчас позвонишь, чего ты?
-Да у меня телефона нету.
-Я тебе дам.
-Да там обеденный перерыв.
-Ну ты всё равно позвони. А вдруг он есть.
-Не, наверно его нет.
-Ну ты позвони.

И часто один толкает трубку, а второй отталкивает её, то есть «борьба в настоящем» часто связана с физическим перемещением предметов. И часто человек говорит: «А что это я должен звонить?» То есть он не звонил не потому что причины были, а потому что он не считал что должен звонить.

И вот «борьба в настоящем» часто обостряет это, она позволяет выявить реальное отношение человека к делу. Вот почему нельзя избегать «борьбы в настоящем». Ведя «борьбу в настоящем», мы часто проявляем настоящие причины, то есть реальные, что препятствует чему то. Потому что человек пытается отбиться какими то такими наносными факторами, как пример со звонком. В отделах продаж часто бывает:

-Да, да, да я собирался, но вчера не успел.
-Вчера не успел, хорошо давай прямо сейчас это делай.
-Ой прямо сейчас я готовлюсь к переговорам.
-Ни чего 5 минут отвлечётся.

И подчинённый старается всеми силами, прямо сейчас выскочить из этой темы. То есть надо продолжать напирать. Потому что тогда он возможно скажет: «Ну вообще я не считаю нужным что ему надо звонить, потому что мы ему уже 3 раза звонили на этой неделе»

Понимаете, вот препятствие, сотрудник не понимает правильной позиции, считает что это не правильный поступок. То есть, вот человек не согласен, у него картина мира не правильно устроена. Значит выявив это, наказывать сотрудника не надо, надо править ему картины мира. И тогда руководитель, может сказать ага, вот где причина, и так давай разберёмся.

Но за что он теперь должен дать ему вздрючку?
За то что он во время ему это не сказал, а врал. И когда закончите разбор картины мира, он может ему сказать:

«А вот теперь поговорим о другом. Причина была в том, что ты был не согласен, что этот звонок был нужен.
А почему ты об этом не сказал?
Зачем ты мне два дня пудрил мозги?
Приводил всякие внешние факторы. Хотя на самом деле, ты не считал, что нужно звонить.
Почему ты мне не сказал?»

То есть что сейчас начинается?

Моральное наказание. Человек должен запомнить, что с любым вопросом нельзя врать руководителю. И теперь когда мы ему картину мира исправили, нужно исправить картину мира, в смысле субординации. Врать руководителю нельзя, будешь врать, будешь наказан, будет больно.

Устное распоряжение руководителя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *