Как стать миллионершей?

Помните, чем закончился для Попа наем на работу Балды? Чтобы вас не постигла его участь, учитесь быть грамотным работодателем.
Няни, домработницы, сиделки стали в наше время реальностью во многих домах. А вот опыта общения с наемными работниками хватает далеко не всем из нас. Собственно, откуда ему быть?! И бросает нас, новоявленных работодателей, то и дело в крайности: то напускаем на себя излишнюю важность и строгость, то впадаем в заискивание и панибратство… А ведь как только вы наняли человека на работу, вы становитесь руководителем. Что такое руководить? И что необходимо предпринять, прежде чем искать человека, и после того, как он найден?
1 — Четко определите для себя, что вы хотите, а чего не хотите, какими качествами нанимаемый человек должен обладать, чтобы выполнить то, что вы от него ждете.
2 — Решите, где вы будете искать то, что хотите.
3 — Вам необходимо правильно провести собеседование.
4 — Выбрав лучшую для вас кандидатуру, обрисуйте круг задач, которые вы собираетесь совместно решить. Обозначьте график работы, условия, продолжительность испытательного срока и оплату. Не забывайте контролировать, исправлять и поощрять.
5 — Правильно выстраивайте деловые отношения с тем, кому вы дали работу.
Перед нами ясные цели!
Прежде всего определитесь со своими собственными ожиданиями в отношении нанятого вами человека. Если, допустим, речь идет о няне, вы должны точно знать, кого вы хотите видеть рядом с вашим ребенком: беби-ситтера или гувернантку. Ждете ли вы от нее вкусных обедов для вашего чада, безупречной гигиены и соблюдения режима или расширения кругозора у малыша, воспитания хороших манер, занятий языком, музыкой и т. д.
Если же вы нанимаете помощницу по дому, вы должны четко определить, какие обязанности на ней будут лежать: будет ли она только убирать квартиру, стирать, мыть посуду, или вы хотите, чтобы она еще следила за содержанием холодильника, готовила, ходила по магазинам и оплачивала счета. То же касается, к примеру, человека, который будет ухаживать за вашим больным или престарелым родственником: здесь обязанности тоже могут быть самыми разными. Формулируя стандарты количества и качества работы, имеет смысл опираться на несколько составляющих:
— качество работы
— количество работы
— время выполнения работы
— потребность в вашей помощи при выполнении работы
— способ выполнения работы
— затраченные ресурсы
Очень часто последнему пункту изначально не придается значения. Считается, что домработница сама разумно будет расходовать, к примеру, чистящие средства. Но это не всегда так. Проследите, во сколько на самом деле обходится вам уборка. Вы можете с удивлением обнаружить, что средства, которыми вы пользовались целую неделю, тают в два дня…
Где искать?
На сегодняшний день существует три источника поиска помощницы: по объявлению в газете или интернете, по рекомендациям знакомых или с помощью специализированного агентства. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки, однако объединяет их одно: выбирая помощницу по дому или няню, вам придется максимально напрячь интуицию и мобилизовать все имеющиеся у вас знания человеческой психологии. Итак:

Агентство
Плюсы: Экономия времени при поиске, гарантии, возможность быстрой замены. Относительная безопасность.
Минусы: Дополнительные затраты на услуги. Возможность нарваться на плохое агентство.
Каждая прикрепленная к агентству работница имеет свое портфолио, в котором указаны ее паспортные данные, семейное положение, есть медицинские справки и справка из милиции, отзывы предыдущих работодателей и тому подобное. За поиск нужного вам человека в агентстве с вас возьмут либо одноразовый взнос, равный месячной оплате услуг работницы, либо будут изымать ежемесячно какие-то проценты от ее гонорара.
Расценки на услуги домашнего персонала везде приблизительно одинаковые. Час работы няни стоит 1,5-2 доллара, гувернантки — на доллар больше, домработницы — 1-1,5. Подбор помощницы через агентство проводится на конкурсной основе, то есть вам — в соответствии с вашими пожеланиями — предлагают для собеседования три-пять кандидатур.
Знакомые
Плюсы: Наличие «живых» свидетелей. Отсутствие затрат на услуги по поиску.
Минусы: Возможны при различии ваших взглядов и взглядов ваших знакомых на критерии хорошего или плохого работника.
Объявления
Плюсы: Отсутствие материальных затрат на поиск.
Минусы: Неизвестность. Опасность. Затраты времени.
Что касается минусов самостоятельного поиска няни, то существует опасность впустить в свой дом безответственную, а то и криминальную личность, которая может проявить к вашему имуществу дополнительный интерес. Причем вернуть похищенные гражданкой ценности почти невозможно: трудно доказать, что это не вы собственноручно подарили ей золотые сережки за хорошую работу, поскольку свидетелей кражи, как правило, нет, а ваши слова не могут рассматриваться как доказательство преступления.
Если (допустим, проплакав в отделении двое суток) вы докажете, что вас обокрали, то «домохозяйку» арестуют только на три дня, а затем отпустят с миром. Словом, беседовать с кандидатами нужно предельно внимательно, а документы проверять тщательно.

Поработайте интервьюером
Каким бы путем вы ни искали себе помощницу по дому, вам необходимо будет провести предварительную беседу, взять интервью. Это — самый важный этап. Собеседование важно построить таким образом, чтобы разговор вели вы, а не претендент. Для этого необходимо составить ориентировочный опросник, где должны быть блоки вопросов.
Первый блок призван прояснить способность человека выполнять порученные ему дела. Что входит в это понятие?
— Квалификация (специальные знания, образование).
— Опыт (наличие конкретных навыков и умений).

— Формальные требования: возраст, пол, состояние здоровья, наличие (отсутствие) семьи, характер предыдущей работы и др. Согласитесь, что существуют ограничения по работе, связанные с возрастом, с состоянием здоровья и т.п. Вы можете пригласить замечательную бабушку, которая все знает и, казалось, умеет делать, но оказывается, что сноровка уже не та да и отношение к жизни слишком разнится с вашим.
Немаловажен и характер предыдущей работы. К примеру, бывший руководитель может обладать определенными, часто довольно властными чертами. Вряд ли вам захочется иметь домоуправительницу-мучительницу, которая гоняет всех по углам и вы невольно вынуждены ей подчиняться. Кроме того, важно, в каком окружении живет человек. Если члены его семьи имеют криминальное настоящее или прошлое, это может быть небезопасно.
— Личные качества (характер, воспитание, привычки) — очень важная составляющая при оценке человека, который будет работать в вашем доме. Наверняка у вас есть свои представления относительно личных качеств людей, с которыми вам легко и приятно общаться. Определите для себя, какие это качества, — для того, чтобы «вливание» нового человека в вашу семью прошло максимально комфортно для вас.
Второй блок вопросов поможет определить готовность человека работать у вас. Не всякий человек легко и откровенно вам расскажет о том, что именно его побуждает работать. Постарайтесь это выяснить, расспросив о том, что он делал раньше и почему. Что вынуждало его расстаться с прежними местами работы? Спросите о том, что ему вообще доставляет удовольствие, о его планах на будущее.
Внимательно слушайте ответы. Эта информация поможет вам определить, что и почему раньше побуждало человека работать и что может побуждать его в будущем. В этом блоке вопросов задавайте преимущественно открытые вопросы, которые начинаются со слов: что, где, когда, почему, каким образом. Также хороши гипотетические вопросы: «А если представить, что… Как вы поступите?» Смысл этих вопросов в том, чтобы смоделировать ситуацию, актуальную для вас, и понять, как в этой ситуации будет действовать человек.
Пресловутый «кнут и пряник»
Наконец претендент найден. Даже если это проверенный человек, пришедший к вам от хороших знакомых, назначьте испытательный срок. Если в течение испытательного срока вы столкнулись с неприемлемым для вас поведением, расставайтесь сразу. Если вы обнаружили, что человек был изначально не совсем откровенен с вами, не надейтесь, что он изменит свое поведение в будущем. Если же вы до окончания испытательного срока убедились в том, что это то, что вам нужно, утверждайте кандидатуру.
Испытательный срок — прекрасное время, в течение которого можно познакомить нанятого работника с вашим подходом к тому или иному виду работы. Не поленитесь и подробно расскажите, возможно, покажите, что, как, когда, в какой последовательности нужно делать в вашем доме, сколько необходимо затрачивать денег на покупки, как ухаживать за ребенком и общаться с ним.
Если ваши представления не расходятся или эта разница незначительна, этот человек больше подойдет вам, нежели тот, чьи представления слишком отличаются от ваших. Привычки — это автоматизмы, которые довольно трудно ломать. И, если вам трудно принять, к примеру, способ готовки блюда или способ уборки, которым пользуется другой человек, это неизбежно приведет к раздражению и недовольству домработницей.
Имейте в виду, что нередко проблемы возникают тогда, когда наниматель начинает бездумно вмешиваться в рабочий процесс, не давая себе труда задуматься, как это сделать тактичнее. Согласитесь, когда вы что-то делаете, а за вами неусыпно бдят, постоянно дают рекомендации или осуждают ваши действия, это раздражает. Поэтому чрезмерный контроль, постоянное вмешательство могут быть серьезными барьерами на пути к желаемому результату. Тщательный контроль может быть уместен на этапе испытательного срока, а далее необходимо делать это ненавязчиво и незаметно.
И самый душещипательный вопрос — оплата. Его необходимо решить заранее и лучше всего зафиксировать на бумаге. Кстати, разумно обозначить в письменном виде и круг обязанностей няни, а также пути разрешения возможных спорных ситуаций вроде поломки бытовой техники, битья посуды и прочей порчи имущества.
Существует много различных систем оплат. Фиксированная, повременная, оклад плюс премия и т. д. Какую бы вы ни выбрали, важно определиться изначально, за что вы собираетесь платить.
— Первый и главный критерий — это соответствие результата труда изначальным договоренностям. Соответствует — поощряйте, награждайте. Не соответствует — наказывайте. То есть человек должен точно понимать, что, если он выполняет ту работу, о которой вы договорились, он получает вознаграждение, если не выполняет какую-то часть работы, он лишается соответствующей части вознаграждения. Расширение круга обязанностей также должно вознаграждаться.
— Следующий критерий — цены соответствующих услуг на рынке. Если вы платите слишком мало, а у человека есть возможность найти что-то более выгодное, он будет искать и найдет.
— Тем не менее, каковы бы ни были цены на рынке, есть еще один критерий оплаты — ваши материальные возможности.
— Дополнительное поощрение — это подарки, премии, дополнительные выходные, помощь в критических ситуациях и др. Безусловно, это то же стимулирует к труду. Но при этом нужно иметь в виду, что уж если вы ввели эти дополнительные стимулы, то работник будет на них рассчитывать и дальше. Существует так называемый «эффект привыкания». Это касается не только дополнительных форм поощрения, но и зарплаты. В этой связи, возможно, стоит распланировать во времени введение дополнительных форм поощрения и повышения зарплаты.
В деловой атмосфере
Вы все продумали, определились со всеми вопросами относительно требований и условий работы, процесс запущен. Но в этом процессе участвуют люди. Это означает, что им необходимо общаться. Для того чтобы это общение было успешным, необходимо определиться с правилами «общежития».
— Помните, что деловые отношения, которые связывают вас с человеком, работающим у вас, предполагают определенную дистанцию. Если эта дистанция становится короче, если вы начинаете дружить, то может возникнуть ситуация, когда ваша замечательная няня или прекрасная домработница «по-дружески» перестанет делать то, что ей положено.
А заканчивается это, как правило, тем, что вы лишитесь и работника, и подруги. Поэтому сделайте для себя выбор, определив, в каком качестве вы предпочли бы общаться. Если же дистанция, напротив, слишком велика, работник может воспринимать это как проявление высокомерия с вашей стороны, что в свою очередь ущемляет чувство собственного достоинства.
— Часто разногласия возникают не потому, что нанятый человек плох, а потому, что люди, которые его приглашают, бывают не совсем готовы к появлению «чужака» в доме. Если это так, то никакая самая хорошая няня или экономка не решит ваших проблем, пока вы не справитесь с собственным комплексом «всегда соответствовать» и не позволите вести себя в присутствии чужого человека так, как вы это делаете в кругу близких.
— Не играйте с наемным работником в игру «догадайся». Учитывайте, что перед вами другой человек и у него может быть свой, не похожий на вас способ восприятия и передачи информации. Поэтому постоянно давайте и берите обратную связь, уточняя: «Правильно ли я вас поняла, что…?» и «Скажите, как вы меня поняли?».
— Даже если вы обо всем договорились, могут возникнуть ситуации, при которых вы будете чем-то недовольны. Как выразить это недовольство, чтобы человек захотел изменить свое поведение и при этом не был обижен на вас. Используйте метод бутерброда. «Упакуйте» не очень приятное для человека высказывание в похвалы. До замечания и после него скажите о том, что вам нравится. Кроме того, вместо формы замечания, претензии используйте форму пожелания. При такой форме подачи информации можно исключить автоматическое сопротивление, которое возникает в тех случаях, когда нас обвиняют.
— Нам кажется, что слишком хорошо не бывает никогда. Еще как бывает. С нанятым работником это происходит тогда, когда он проявляет слишком много инициативы и делает больше, чем вы от него ждете. Но, прежде чем радоваться такому рвению, задайте себе вопрос: готовы ли вы за это расплачиваться? Если нет, то четко объясните вашей помощнице ее обязанности и при превышении полномочий останавливайте ее.

Как найти сотрудников?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *