1. Невербальные средства общения и их классификация.

Введение………………………………………………………………………………………… 2

1. Невербальные средства общения и их классификация……………… 3

2. Роль невербального общения………………………………………… 13-14

3. 25 невербальных коммуникативных жестов………………………… 14-16

Заключение……………………………………………………………….. 17

Список использованной литературы……………………………………. 18

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в процессе общения людей не последнее место отводится «невербальному общению».

Общаясь с друзьями, коллегами и родственниками мы очень часто прибегаем к данному способу общения, и в основном мы это делаем не произвольно, подсознательно. Невербальный «язык» во многом создаёт первое впечатление о нас и об окружающих, и определяет наше отношение и реакцию друг к другу. Если бы люди сознательно относились к этим безмолвным сигналам, то тут же открыли бы для себя возможность более полно и эффективно их использовать.

Научиться правильно понимать «язык» невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, передать чувства словами, так как мы передаём их жестами, практически невозможно, поскольку одних слов зачастую бывает недостаточно. Во-вторых, уметь общаться не вербально, значит уметь владеть собой, так как невербальное общение говорит нам о том, что люди думают в действительности. И, наконец, невербальное общение проявляется спонтанно и бессознательно. Человеку трудно помимо слов контролировать ещё и мимику, жесты и интонацию, поэтому зачастую мы выдаём себя именно с их помощью. Невербальные средства редко поставляют недостоверную информацию, благодаря тому, что они в меньшей степени подвержены нашему контролю, в отличие от словесного общения.

Учёными доказано, что две трети поступающей нам информации при личном разговоре с собеседником передаётся именно невербальным путём.

Невербальное поведение:

— Создаёт образ партнёра по общению

— Показывает эмоционально-психологическое состояние личности

— Показывает статусно-ролевые отношения

— Поддерживает оптимальный уровень близости между партнёрами

— Усиливает эмоциональную окраску сказанного.

Общение – это процесс обмена информацией с помощью вербальных и невербальных средств в целях передачи и понимания общающимися предметного и личностного смысла сообщений.

Процессы передачи и приёма информации осуществляются с помощью словесной речи и различных несловесных невербальных средств, таких как интонация голоса и жестикуляция, мимика и пантомимика. Цель этих процессов – установить взаимопонимание, передать какую-то мысль, чувство, поставить задачу.

Невербальное общение – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые, сенсорные или телесные контакты.

Общение людей не может быть уподоблено разговору по телефону, где люди обмениваются информацией вербальными сообщениями. В общение людей вовлечены эмоции общающихся, которые определённым образом относятся и к коммуникации, и к тем, кто вовлечён в общение. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особую невербальную коммуникацию. Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врождёнными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим из высших животных, в том числе и собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около двух – трёх лет). Само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Невербальные средства общения делятся на 6 групп:

— Оптокинетические

— Паралингвистические

— Экстралингвистические

— Проксемические

— Тактильные

— Ольфакторные

1.Оптокинетические.

Оптокинетические средства общения наиболее значимая группа в среде невербального общения. Изучает их наука, называемая кинесикой.

Кинесика – наука, изучающая закономерность телодвижений человека по принципу информационных моделей. Иначе говоря, кинесика изучает совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения.

К данным средствам общения относятся:

— Жестикуляция

— Мимика

— Пантомимика

— Направление взгляда

— Визуальный контакт

-Покраснение и побледнение кожи

-Стереотипы моторики

Жестикуляция – это система знаковых телодвижений человека, сопровождающая или заменяющая вербальное общение. Учёными установлено, что 55% информации человек передаёт жестами, а при помощи слов всего лишь 7%.

Существует классификация жестов, в соответствии с которой они делятся на четыре группы:

1. общепринятые жесты;

2. эмоциональные жесты (зависят от культуры страны);

3. индивидуальные жесты (присущие конкретному человеку);

4. ритуальные жесты (например, приветствие).

Жесты обогащают наше общение яркостью и эмоциональностью. Значение одних и тех же жестов в разных странах может трактоваться по-разному. Например, европейское отрицательное поворачивание головы из стороны в сторону в Греции, Болгарии и Турции все примут за знак согласия. Психология уже на протяжении многих лет занимается изучением смысла жестов человека, и в определённой степени учёным удалось сделать множество выводов по поводу того или иного жеста.

Приведём несколько примеров толкования жестикуляции человека:

Прикосновение к уху. Почёсывание уха является «облегчённым» вариантом затыкания ушей, и, означает, что человек не хочет слушать своего собеседника.

Подпирание ладонью подбородка. Человек подпирает голову или подбородок, если ему скучно или неинтересно, и он борется со своим желанием уснуть.

Поглаживание подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится на стадии размышления и рассматривает возможные для себя варианты.

Мимика – выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека – радости, грусти, разочарования, удовлетворения и др. Ещё Дарвином установлено, что мимика уходит корнями в мир животных. У нас немало общих мимических выражений – страх, испуг, тревожность. Однако у человека имеются и специфические чувства, и их мимическое выражение – состояние восхищения, сочувствия, энтузиазма и др.

Различают два типа мимики:

-непроизвольная (рефлекторная) бытовая мимика;

-произвольная (сознательная) мимика.

Мимика, также как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации.

Пантомимика – совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции. Достоверность пантомимики основывается на том, что большинство её проявлений происходит спонтанно и не контролируется нашим сознанием. Знание пантомимики позволяет понять больше, чем говорит собеседник.

Визуальный контакт – это средство взаимной регуляции процесса беседы. Визуальный контакт является важным элементом общения. Смотреть на говорящего помогает нам сосредоточить внимание на том, что говорят. Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, но мы избегаем его, обсуждая неприятные вопросы. Визуальный контакт помогает регулировать разговор.

По специфике взгляд может быть:

— Деловой – когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнёрства;

— Социальный – взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринуждённого общения;

— Интимный – взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении;

— Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Невербальные средства коммуникации, зоны и дистанции, организации пространственной среды

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по учебной дисциплине «Деловое общение»

Тема: «Невербальные средства коммуникации, зоны и дистанции, организации пространственной среды»

невербальный мимика маска интонация жест

Введение

Место невербальных средств в процессе общения

Мимика

Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний

Маски

Жесты

Выражение лица и этикет

Твое лицо говорит

Примеры некоторых жестов

Интонация

Таблица, показывающая, чему необходимо учить младших школьников

Жесты в языке глухонемых

Заключение

Список используемой литературы

Введение

По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. В своем реферате я рассмотрю именно неречевое поведение.

«Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике», — писал Цицерон. Язык жестов, мимики, телодвижений называется языком речевого общения.

Способ организации усвоенных человеком неречевых средств общения и преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков называется неречевым поведением.

Неречевые средства могут быть сведены к кинетическим (движения тела),пространственным (организация поведения, межличностного общения), к временным характеристикам взаимодействия.

Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения.

Многие ученые говорят о том, что словесный канал используется для передачи информации, а невербальный для «обсуждения» межличностных отношений.

Независимо от культурного уровня человека, слова и сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что некоторые ученые утверждают, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает его собеседник в момент произнесения той или иной фразы.

Следовательно, чтобы понять смысл высказывания, недостаточно проникнуть в смысл слов, необходимо понять чувства говорящего, проанализировать его неречевое поведение.

Исследования психологов показывают, что эмоции не только зависят от ситуации общения, но и сами оказывают существенное влияние на его развертывание, на проявление эмоционального облика каждого из участников.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания. Невозможность подделать такие импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

«Область чувств — эмоциональная сфера, — пишет П.В.Симонов, — не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах — жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голоса и речи».

О чем же осведомляют и как регулируют общение неречевые средства?

Место невербальных средств в процессе общения

1. Можно начать с того, что невербальные компоненты общения являются частью ориентировочной основы общения для коммуникатора (говорящего). Иными словами, характер общения с самого начала частично задается пространственными и некоторыми иными визуальными «ключами», причем в этом звене совершенно несущественно, какое место невербальные компоненты будут занимать в самом процесс общения.

2. Однако невербальные компоненты общения могут рассматриваться и с точки зрения реципиента как часть ориентировочной основы для его коммуникативной деятельности. Под этим углом зрения невербальные «ключи» могут быть общими для коммуникатора и реципиента, а могут быть значимыми лишь для последнего; это часть таких «ключей», которая с точки зрения коммуникатора входит в исполнительную фазу его коммуникативной деятельности. Здесь возникает основная для современных исследований невербального общения проблема соотношения невербального поведения и невербального общения как такового, т.е. неинтенциональных и интернациональных компонентов коммуникативной деятельности коммуникатора. Эта проблема в последнее время детально анализировалась в специальной работе Мортона Винера и его сотрудников, которые предлагают все «поведенческие процессы» на четыре класса в зависимости от их места в процессе общения: а) «поисковые процессы» (т.е. собственно ориентировочные); б) процессы коррекции ; оба эти класса определяют набор кода общения; в) регуляторы, разделяемые на сигналы, исходящие от слушателя и подтверждающие понимание, и сигналы, исходящиие от коммуникатора «запрашивающие» реципиента о понимании; г) модуляции сообщения, т.е. реакции на изменение различных условий общения, в том числе и на процессы, перечисленные выше. Уже по этой классификации видно, что проблема невербальных компонентов общения как ориентировочной основы для коммуникатора распадается на две: проблема статистических факторов, независимых от динамики процесса общения в группе (диаде), и проблема динамических факторов, возникающих в самом процессе общения.

3. Невербальные компоненты общения могут выступать и как часть исполнительной фазы общения, не будучи значимыми для процесса общения в целом и лишь дополняя, уточняя, изменяя понимание сообщения реципиентом.

4. Наконец, они могут быть абсолютно незначимы для реципиента, являясь своего рода издержками собственно коммуникативного поведения.

Мимика

Главный показатель чувств — мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ).

Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Это условные знаки (кивок головы), указывающие движения — поворот головы в определенную сторону. Посредством мимики учитель передает эмоции, подчеркивает мысль (нахмуриться, улыбнуться), вызывая этим разрядку в классе, выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, поиски нового слова. Родоначальниками неречевой коммуникации являются Чарли Чаплин и другие актеры немого кино.

Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает нам сосредоточиться на том, что он говорит. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят дуг на друга не более 10 секунд. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости и понимания эмоционального состояния участника общения. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и создает у нас неблагоприятное впечатление.

Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

По мимике, движениям, вегетативным проявлениям («покраснел», «побледнел», «покрылся потом»), по выражению глаз, величине зрачка мы судим об эмоциях человека. Наиболее выражено эмоции проявляются на лице и в различных позах (выражение удовольствия, восторга, страха, ужаса).

Американский психолог Р.Вудвортс разделил мимику на шесть видов:

1) любовь, счастье, радость, веселье;

2) удивление;

3) страх, страдание;

4) гнев, решимость;

5) отвращение;

6) презрение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

— удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

— страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

— гнев — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

— печаль — брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;

— счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычсу3но отведены назад.

Невербальные компоненты общения проявляются в следующих функциях:

а) сопровождения речевой части сообщения («…со вздохом ответил: Какое там хорошо!»);

б) сигнала о противоположном смысле (фальшивый тон, «по глазам было видно, что это не так»).

Отсюда ответ: хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека — смотрите ему в лицо.

Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний.

Таблица

Части и элементы

Мимические признаки эмоциональных состояний

лица

Гнев

Презрение

Отвращение

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза расширены или прищурены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови приподняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, переводя при этом глаза то вверх, то вниз в сторону. Такие движения могут иметь разные значения:

1) Стремление обратить на себя внимание:

Мальчишка был необыкновенно кудряв и как-то особенно шевелил своими выцветшими бровями.

2) Выражение удивление, недоумение:

Его глаза были полны жадного внимания, и брови удивленно приподнимались все выше и выше.

3) Мимика, сопровождающая вопрос:

— Мам, я сегодня к обеду не приду. (Мать вопросительно подняла брови.) — Мы с Петькой договорились после уроков к нему поехать.

4) Выражение недовольства, неодобрительного отношения к чему — либо:

-Ну, что ему надо, — подумал Мишка и нахмурился.

Губы человека особенно экспрессивны. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиниться. В то же время улыбка с опущенными бровями означает превосходство. Губы можно выпячивать, выставлять, оттопыривать, выражая соответствующие эмоции.

Маски

Каждый из людей располагает:

а) набором масок для «безличной» коммуникации;

б) личностью для «межличностной» коммуникации.

Маска — это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие такой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т.п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки, агрессивность. И в то же время появиться в маске вежливости среди подвыпивших гуляк — значит, вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелательства или лояльного невмешательства. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т.д. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам.

Жесты

Выразительные движения руками называют жестами.

Жест может сказать о многом. Он может характеризовать адресанта, производящего жест, со стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей.

И, конечно, мы все с детства знаем, что первым подает руку старший, если общаются люди одного пола, и первой подает руку женщина, если собеседники разного пола. Нарушение этого правила является ошибкой.

Исследователи жестовой коммуникации различают жесты, замещающие речь, и жесты сопровождающие ее. Можно сказать » До свидания! » и пожать руку, в некоторых случаях (но не всегда) ограничиваются рукопожатием — поклоном.

В одних ситуациях речевого этикета появляются больше жестов, в других меньше. В одних ситуациях допустимо полное замещение реплик, в других — нет. Нельзя, например, кого — то поздравить только пожатием руки, здесь нужны и соответствующие фразы. Но если внимательно приглядеться к самым распространенным ситуациям приветствия и прощания, то можно построить своеобразный » синонимический » ряд: кивок, легкий поклон, глубокий поклон, приподнимание головного убора, рукопожатие, похлопывание по плечам, объятие, поцелуй и т. д. И, конечно же, каждый жест отличается » стилистикой «, и всякий раз мы выбираем наиболее уместный в данной обстановке.

Выражение лица и этикет

Стоит посмотреть в витрину магазина и поймать собственное отражение, как мы его автоматически меняем. Нет ли ненужной угрюмости, достаточно ли оно доброжелательно, приятно ли окружающим? Благоприятное выражение собственного лица тоже стоит довести до автоматизма.

Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Поэтому психологи советуют: почаще улыбайтесь.

Мимика и жесты также выражают чувства человека:

а) одобрение/неодобрение;

б) согласие/несогласие;

в) решительность/нерешительность;

г) сочувствие/равнодушие;

д.) восторг/отчаяние;

е) терпимость/нетерпимость (рассерженность, удивление, растерянность, вопрос и др.).

Иначе говоря, неязыковые средства нашего общения облегчают взаимное приспособление друг к другу и создают возможность координировать совместные действия. Выражения не языковыми средствами своих намерений, чувств и состояний зависит от культуры человека. Поэтому, анализируя неязыковые средства общения, необходимо ответить на вопрос: что выражают, как выражают, для чего выражают.

Поскольку неязыковые средства — знаки общения, то каждый из нас должен научиться их расшифровывать и выработать для себя систему эталонов неречевого поведения. А это значит — перевести язык движений на язык слов с целью анализа состояний человека, которые стоят за этими неязыковыми средствами.

Следует помнить, что жесты и мимика — лишь дополнение к человеческой речи. Даже при самом активном темпераменте следует воздерживаться от бурного жестикулирования. Сходство с ветряной мельницей не украшает человека.

Итак, язык » внешнего вида » в устной речи — это одно из средств обратной связи (мимика, интонация, жесты, взгляд). Главное, к чему необходимо стремиться при обучении устной речи в начальной школе, — научить детей вежливо вести себя во время общения: говорить, глядя на слушающих, держать себя так, чтобы не отвлекать внимание слушающих своим внешним видом (не делать ненужных движений, не дергаться, не размахивать руками, не смотреть на пол или в одну точку), а, наоборот, если есть такая возможность, подчеркивать взглядом, мимикой главное в излагаемом, свое отношение к нему, дополняя сказанное скупым и точным жестом (а иногда и заменяя жестом некоторые слова).

Твое лицо говорит

Иногда ты можешь определить, что человек думает или чувствует, просто взглянув на его лицо. А то, что написано на нашем лице, называют выражением. Мы очень много можем выразить и высказать, не произнеся при этом ни слова. А какие разнообразные движения мы делаем руками. По сути, наше тело собственный язык.

Если провести наблюдение за жестовым сопровождением объяснения опытного учителя, то можно сделать вывод об его индивидуальном стиле речевой деятельности. Это можно показать на примере двух учителей разных школ.

1) Школа N625 (Москва), учительница начальных классов П. (стаж 15 лет).

Жесты и мимика — естественные элементы ее поведения. Диапазон движений учительницы ограничен: пользуется исключительно рационально. Наряду с указательными и описательными жестами пользуется эмоциональными: вытянутая рука, движения руками и головой. Ритмически согласованные с интонацией, ударениями и паузами, они помогают малышам сосредоточивать внимание на тех или иных «ударных» частях объяснения учителя или ответа ученика. Когда ей нравится ответ, она обязательно обращает внимание всех детей, подняв указательный палец вверх, а дети, характеризуя ответ своего товарища, обязательно подчеркивают это место. Движениями рук сверху вниз учительница как бы дирижирует классом, «заражая» его в нужных моментах своей энергией. Жесты учителя всегда вызывают аналогичные скрытые движения у ребят.

2) Школа N46 (Малаховка Московской области), учитель начальных классов Д.

Нельзя точно сказать, как учительница пользуется жестикуляцией. Движения хаотичны, часто не вызваны внутренней потребностью. Мы никогда не задумываемся над тем, какое дисгармонирующее чувство могут вызвать жесты. Но, понаблюдав за жестами этого человека, можно понять, как важно продумывать даже такие «мелочи». Все объяснения сопровождаются почему — то сжатым кулаком, она им пользуется вместо указки. Это производит неприятное впечатление.

Примеры некоторых жестов

— Руки скрещены на груди.

— Рука у щеки.

— Рука у виска.

— Руки у висков.

— Ладони рук соединены на уровни груди.

— Рука поднята кверху, ладонь обращена к аудитории.

— Ладони рук на уровне плеч, несколько отведены в стороны.

— Движение рук сверху вниз.

— Руки опущены вниз ладонями к классу.

— Рука, сжатая в кулак, поднята кверху.

— Рука опущена книзу.

— Руки у щек.

— Рука обращена к классу.

— Рука обращена к себе.

— Рука, производящая движение сверху вниз.

— Рука, производящая движение снизу вверх.

— Рука, производящая круговое движение.

— Движение руки, сжатой в кулак, сверху вниз.

— Круговое движение руки, сжатой в кулак.

— Рука согнута в локте.

— Указательный палец поднят кверху.

— Указательный палец обращен к себе.

— Движение указательного пальца снизу вверх.

— Грозит пальцем.

— Изображение руками ширины, масштаба.

— Пальцы собраны в щепоть.

— Г-образное движение руками.

— Счет на пальцах.

— Кивок — знак согласия.

— Мимика.

— Указательный палец опущен книзу.

— Указательный палец обращен к классу.

— Движение указательного пальца сверху вниз.

— Два пальца подняты кверху.

— Изображение объема движением рук сверху вниз.

— Волнообразные движения руки.

— Изображения броска в сторону от себя.

— Пантомима.

— Жест обращения — качает головой.

В педагогической практике существует правило: учитель не должен создавать избыточную общеэмоциональную атмосферу на уроке — она мешает восприятию. Эмоциональные жесты количественно должны уступать жестам других групп.

Жестовые сопровождение объяснения учителя зависит от излагаемого материала. Выбор жестов учителем обуславливается той задачей, которую они ставят перед детьми. Главное назначение жестов — обеспечить понимание учащимся учебного материала.

700000 жестов. (Сколько разных движений можно сделать руками).

У нас 10 пальцев и каждый палец сгибается в трех местах. Кроме того, каждая рука подвижна в запястье. А если двигать к тому же и локтем, и предплечьем, то можно придать руке и пальцам еще более разных положений.

Один специалист подсчитал, сколько различных движений и положений доступно рукам. Он утверждает, что их 700000!

Интонация

Говорящий человек передает слушающему информацию трех родов. Во — первых, мы узнаем, что (о чем?) говорит человек. Это логическая, или семантическая, информация. Она передается через отбор смыслового содержания, слов, их порядка, синтаксических конструкций. Во — вторых — кто говорит, благодаря характерным индивидуальностям голоса каждого человека. Это опознавательная информация. По голосу можно определить физическое и психоэмоциональное состояние человека, его намерения и некоторые черты характера. Именно благодаря голосу часто как сказано, превращается во что сказано, существенно дополняя или даже замещая словесное содержание речи.

О существовании опознавательной информации говорят многие лингвисты. Например, Э.Сепир отмечал: «фонетический облик речи, быстрота и относительная гладкость произношения, длина и построение предложений, характер и объем лексики…- все это небольшая часть сложных показателей, характеризующих личность». Например, у каждого человека в речи есть свои излюбленные приемы подчеркивания особенно важных слов. Эти приемы нередко являются приметой «узнаваемости голоса». Артисту О.Табакову, например, свойственно создавать акцентную выделенность за счет растяжки слова с одновременным динамическим нажимом.

Голос как совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком при помощи голосового аппарата, обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью.

Эмоции оказывают влияние на управление речевым общением, что возможно проследить по ряду характеристик речевого высказывания отдельного человека: звучание голоса, интонационный рисунок и др.

Эта связь наиболее заметна при анализе затруднений в управлении звучанием собственного голоса:

Состояние тревоги. Преобладание высоких частот, и на слух голос воспринимаемый как резкий, пронзительный, энергичный и привлекающий внимание.

Беспомощность, угнетенность и апатия. Весьма ровное распределение энергии в спектре.

Страх. Образец «падающей» кривой распределения энергии и звучит как дребезжащий, безжизненный, «пустой».

Возбужденность. Одновременный тип распределения энергии, ему свойственна особая звучность и громкость.

Голос — индивидуальный «инструмент» человека, как и отпечатки пальцев. Умелое владение голосом делает более эффективной нашу речь. Основной приметой голоса является его тембр. Звуковая окраска — очень тонкая и выразительная характеристика говорящего.

Термин «интонация» имеет два значения — узкое и широкое. В узком смысле он используется для обозначения мелодики, движения тона. Широкий смысл термина, помимо интонации, включает ударение, паузы, темп, ритм, т.е. совокупность совместно действующих компонентов звучащей речи. Устный текст хотя и создается по законам языка, но является собственно речевым произведением. Интонационная оформленность складывается из интонационных свойств фраз и сверхфразовых единиц, а кроме того, характеризуется такими свойствами целого, как общий тон, темп, громкость произношения, обусловленными смысловым и эмоциональным наполнением текста, а также ситуацией его произнесения.

М.М.Бахтин отмечает: «интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно интонацией соприкасается говорящий со слушателями: интонация социальна (по преимуществу)».

Таблица, показывающая, чему необходимо учить младших школьников

Понятия Формируемые умения

1. Ритмико-интонационная структура текс- 1. Умение строить высказывание, — совокупность совместно действующих спосабливаясь к условиям общения компонентов звучащей речи. Умение слушать собеседника (понимать смысл говоримого, становиться на точку зрения говорящего).

Умение анализировать интонационные особенности говорящего. Умение пользоваться интонационными возможностями в собственной устной речи.

2. Движение тона (восходящий, нисходящий, 2. Умение определять основной тон ровный). высказывания и замечать дополнительные оттенки эмоций.

Умение выражать тоном необходимые чувства, настроения и отношения.

3.Тон (спокойный, взволнованный, равно- 3. Умение выражать вопрос, заинтересованный, неуверенный и ние, незаконченность.

4. Громкость (нормальная, слишком тихая, 4. Умение характеризовать громкость слишком громкая). речи в соответствии с условиями общения.

Умение пользоваться громкостью, ее усилением как средством выделения главного в речи.

5. Логическое ударение (усиление или ослаб- 5. Умение распознавать выделенные голоса, произнесение слова по слогам; логическим ударением слова удлинение ударного гласного).

6. Паузы (реальные или нереальные, созна- 6. Умение определять уместность и тельные или несознательные). характер пауз. Умение пользоваться различными видами пауз.

7. Ритм (плавный, ровный или неровный, 7. Умение описывать ритм речи «рваный»). Умение пользоваться ритмом для эффективности общения.

8. Темп (быстрый, слишком быстрый, мед- 8. Умение определять свойства ленный, слишком медленный, нормальный). па в соответствии с условиями общения. Умение ускорять или замедлять речь для придания ей выразительности.

9. Невербальные средства общения и рече- 9. Умение выражать эмоции известкой этикетными интонационными средствами.

Наиболее эффективной формой работы, тренирующей детей в использовании особенностей устной речи, является инсценирование. Дети под руководством учителя размечают какой-либо текст, указывая, как использовать средства выразительности. Затем дети распределяются по ролям (несколько человек готовятся выступить в одной и той же роли), запоминают текст и тренируются в произнесении реплик в соответствии с указаниями.

Жесты в языке глухонемых

Тесно связаны с исследованиями по грамматике естественных языков исследования по языку глухонемых. Существует две разновидности таких языков — жестовые и буквенные. Для жестового языка характерен такой семантический синтаксис, в котором отсутствует жесткое членение знаков на категории, соответствующие грамматическим классам. Предметы, лица и действия в мимическом языке в большинстве случаев отсутствуют. Нередко названия действия и орудия действия (топор, рубить) обозначаются одинаково; нет различий между предметом действия, признаком предмета и действием, обозначаемыми в русском языке однокоренными словами (чистый — чистить — чисто; храбрец — храбрый); в ряде случаев отсутствует обозначение действия и предмета, на который направлено действие (доить — молоко), действия и предмета, обозначающего место действия (мыться — баня). Это отсутствие грамматических классов в мимической речи связано с ее высокой ситуативностью. Языки глухонемых различаются по регионам. Наиболее подробно исследован американский язык глухонемых.

Известно, что испытывая потребность в общении с окружающими, глухонемые прибегают к мимико-жестикуляторным средствам.

В определенной мере эти средства служат глухонемому также для закрепления и обобщения образов внешнего мира. Однако под влиянием «нового учения о языке» Н.Я.Марра некоторые сурдопедагоги явно переоценивали роль мимико-жестикуляторных средств глухонемого, приравнивая их к словесной речи.

В этой связи важное значение имеют высказывания И.В.Сталина о языке жестов.

Указывая на крайнюю ограниченность средств, которыми располагает язык жестов, И.В.Сталин пишет: «Язык жестов так же нельзя приравнивать к звуковому языку, как нельзя приравнивать первобытную деревянную мотыгу к современному гусеничному трактору с пятикорпусным плугом и рядовой тракторной сеялкой.»

Это образное сравнение, характеризующее соотношение языка жестов с языком слов применительно к нормально слышащим людям, сохраняет свое значение и по отношению к более сложной системе мимико-жестикуляторных знаков, используемых глухонемыми.

Тяготение к наглядному образу, нерасчлененность знаков, бедность технических средств, грамматическая неоформленность мимико-жестикуляторной «речи» глухонемых, наконец, попросту узкий круг людей, в общении с которыми она может быть использована, — все это свидетельствует о несостоятельности языка жестов глухонемых, о невозможности ставить его на одну доску с языком слов.

Также некоторые исследователи связывают жесты с типами пиктограмм (письмо рисунками). Однако мнение о том, что пиктография и жесты в определенный период заменяли язык, лишено всякого основания, и жесты и пиктография были только у говорящих людей и не могли заменить языка.

Заключение

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только

20-40 % информации передается с помощью вербальных

Эти данные заставляют нас задуматься над значением «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка — языка телодвижений, на котором все мы разговариваем, даже не осознавая этого.

Хотя общение посредством языка телодвижений осуществляется в течение более миллиона лет, научное изучение этого явления началось только в последние годы, и особую популярность оно получило в семидесятых годах XX века. И можно предвидеть, что к концу уже нашего века об этом явлении узнают люди всего мира и, что языку телодвижений и его значению для общения людей станут специально обучать в учебных заведениях.

Фактически, окружающая действительность и люди, обитающие в ней, являются лучшим научным и испытательным полигоном. Сознательное наблюдение за своими собственными жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых самым сложным и интересным биологическим организмом — самим человеком.

Список используемой литературы

1. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика. — М.,2005.

2. Леонтьев Л.А. Психология общения. — М.,2007.

3. Аллан Пиз. Язык телодвижений. — Москва,2006.

4. Добрович А. Общение: наука и искусство. — М: 2005

Размещено на Allbest.ru

Пространственно-временная организация общения

Наука, исследующая расположение людей в про­странстве при общении, называется проксемикой. Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую на­грузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, напри­мер, размещение партнеров лицом друг к другу способствует воз­никновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное зна­чение отрицательного порядка.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, в настоящее время располага­ет большим экспериментальным материалом.

Общение как интеракция: типы взаимодействий. Концепция транзактного анализа Э. Берна: описание ролевых позиций в процессе взаимодействия (Родитель, Ребенок, Взрослый), понятие транзакции, виды транзакций. Понятие игры, ритуала, времяпрепровожения. Виды игр.

Интеракция –взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.

Типы взаимодействия.

Сотрудничество; диалог; опека; подавление; соглашение; конфронтация; индифферентность (полная или частичная).

Анализ Э. Берна.

В центре концепции — понятие «эго-состояние». Таких эго-состояний Э. Берн выделяет три: родитель, ребенок и взрослый.

«Родитель» — это эго-состояние с интериоризованными рационализированными нормами долженствований, требований и запретов.

«Ребенок» — эго-состояние импульсивного, эмоционального реагирования со спонтанным (хотя оно может при этом варьировать — от беспомощного до протестующего) поведением.

«Взрослый» — эго-состояние, которое воплощает в себе как бы объектив­ную, рассудительную и вместе с тем эмпатическую, доброжелательную часть личности.

Понятие транзакции.

Транзакция – единица общения между двумя людьми, коммуникативный факт, используемая в некоторых направлениях психологии.

Виды транзакции.

Дополнительные транзакции; перекрестные транзакции; скрытые транзакции.

Понятие игры.

Игра – это фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в кото­ром личность стремится избегнуть близости — полноценного контакта — путем манипулятивного поведения.

Проксемические особенности невербального общения

  1. I. ГИМНАСТИКА, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  2. I. Рвота, причины рвоты. Особенности ухода при рвоте: пациент без сознания, в сознании, ослабленный. Возможные осложнения.
  3. II Формы общения, к вампиризму не относящиеся
  4. II. Психологические аспекты делового общения
  5. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  6. IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  7. V. Организация перевозки граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения
  8. V. Особенности развития предпринимательства
  9. V3: Основные черты и особенности политики военного коммунизма
  10. А. Основные особенности административной ответственности коллективных субъектов (организаций)
  11. Авторитет преподавателя и эффективность общения
  12. Аграрная реформа 1861 г., ее механизм и особенности проведения в белорусских губерниях.

Проксемика (от англ. proximity – близость) – это та дистанция, которую соблюдают люди, и это биологическая закономерность. Размеры личной пространственной территории человека можно разделить на четыре зоны:

· Интимная зона (от 15 до 46 см) самая главная. В эту зону разрешается проникнуть только тем лицами, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, близкие люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследователи показывают, что нарушение интимной зоны влечёт определённые физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина и т.д. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

· Личная зона (от 46 до 120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами. Она предполагает только визуальный контакт между партнёрами, поддерживающими разговор.

· Социальная зона (от 120 до 360 см) обычно соблюдается во время официальных встреч, как правило, с теми людьми, которых мы не очень хорошо знаем.

· Публичная (свыше 360 см) – это то расстояние, которое соблюдается, когда мы общаемся с большой группой людей, – в лекционной аудитории и т.д.

Выбор дистанции зависит от взаимоотношений между людьми (как правило, люди стоят ближе к тем, кому они симпатизируют). Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья – рядом, участники деловой беседы – через угол стола, конкуренты – через стол.

Рассмотрим расположение участников в условиях рабочего кабинета за стандартным прямоугольным столом, не останавливаясь на других ситуациях размещения.

Лицо В может занимать четыре основных положения относительно лица А (рис. 21):

1) угловое расположение (В1);

2) позиция делового взаимодействия (В2);

3) конкурирующе-оборонительная позиция (В3);

4) независимая позиция (В4).

Рис. 21. Основные типы размещения людей вокруг стола

Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой (рис. 22). Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции и возможность для наблюдения за жестами собеседника. Угол стола служит частичным барьером в случае опасности или угрозы со стороны собеседника: можно за него удалиться. При таком расположении отсутствует территориальное разделение стола. Самым удачным стратегическим расположением для агента по торговле во время презентации .товара новому клиенту будет позиция В1 в случае, если А есть его покупатель. Просто передвинув стул в позицию В1, вы можете разрядить обстановку и увеличить свои шансы на успех переговоров.

Рис. 22. Угловое расположение

Позиция делового взаимодействия. Когда два человека работают в соавторстве над какой-нибудь проблемой или проектом, они обычно занимают это положение. Это одна из самых удачных стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки общих решений (рис. 23).

Рис. 23. Позиция делового взаимодействия.

Положение за столом друг против друга может вызвать оборонительное отношение и атмосферу соперничества (рис. 24). Она может привести к тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения, потому что стол становится самим барьером между ними. Люди занимают такое положение за столом в том случае, если они находятся в отношениях соперничества, или когда один из них делает другому выговор за какой-то проступок. Если встреча происходит в кабинете, то такое расположение свидетельствует также об отношениях субординации. Следует помнить, что конкурирующее-оборонительная позиция затрудняет понимание точки зрения собеседников и не создаёт непринуждённой атмосферы. Большого взаимопонимания можно достигнуть в позиции углового расположения и в позиции делового взаимодействия, чем в конкурирующее-оборонительной позиции. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.

Рис. 24. Конкурируще-оборонительная позиция

‡агрузка…

Бывают случаи, когда очень трудно или неуместно занимать угловую позицию при предъявлении своего материала. Предположим, что вам нужно предъявить книгу, образец или схему на рассмотрение человеку, сидящему за прямоугольным столом. Сначала положите то, что вы хотите предъявить на центральную линию стола (рис. 25). Другой человек наклонится вперед и станет разглядывать ваш объект, заберет его на свою территорию или передвинет его на вашу территорию.

Рис. 25. Лист кладется на центральную линию

Если при этом он наклонится вперед, чтобы получше рассмотреть, вы не должны сдвигаться со своего места, а продолжать презентацию в том положении, в котором находитесь, потому что этот жест говорит вам, что вас не тянут по другую сторону стола. Если же он забирает ваш материал на свою территорию, это дает вам возможность попросить разрешения пройти на его сторону и занять или угловую позицию, или позицию делового сотрудничества (рис. 27). Однако, если он отталкивает то, что вы ему предъявляете, будьте осторожны! Соблюдайте золотое правило – не проникайте на территорию окружающих до тех пор, пока вы не получили вербального или невербального разрешения, иначе вы получите отпор.

Рис. 26. Партнёр передвигает лист на свою территорию, что говорит об его одобрении.

Рис. 27. Невербальное разрешение проникнуть на территорию партнёра.

Независимая позиция. Такое положение занимают люди, не желающие взаимодействовать за столом друг с другом. Обычно это происходит в библиотеке, в парке на скамейке или в ресторане за столиком. Оно свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Это положение можно расценивать и как враждебное со стороны человека, чьи территориальные границы были нарушены. Этого положения следует избегать в случае, когда требуется откровенная беседа или заинтересованные переговоры между А и В (рис. 28).

Рис. 28. Независимая позиция.

Ориентация и угол общения

Ориентация – это расположение партнеров по отношению друг к другу. Оно может варьировать от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу.

Например, место, занимаемое партнерами за столом, определяется характером общения:

· Если оно соперничающее, то люди садятся напротив, если «кооперативное» — на одной стороне стола.

· Обычная беседа, а особенно случайная, дает позицию «наискосок» — через угол стола.

· Для беседы, связанной с действием, характерно положение на противоположных сторонах стола, но не напротив, а слегка по диагонали.

Персональное психологическое пространство –это пространственная сфера вокруг человека как личности, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить. Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой. Персональное пространство не является кругообразным, оно больше напоминает «0»-образную форму.

Перечислим психологические характеристики персонального пространства:

1) это самая минимальная и еще приемлемая для человека дистанция общения с другим лицом;

2) право каждого на собственные эмоции и настроение;

3) право на свои собственные мысли, на свое собственное отношение к чему-либо или к кому-либо;

4) право на выбор профессии, рода занятий;

5) индивидуальный способ выполнения своей работы;

6) восприятие и интерпретация человеком самого себя.

Человек может «закрывать» ту или иную сторону своей личности для другого человека (например, в проявлении эмоций, нравственных или религиозных ценностных ориентаций, своего интеллекта и т.д.), что создает определенную дистанцию между людьми.Полное отсутствие персонального пространства является ненормальным для формирования и развития личности.

Психологическое пространство группы –это своеобразные границы, которые возникают вокруг общающихся людей.

Эти границы определяются:

· дистанцией, измеряемой в сантиметрах (так, при расстоянии от 100-125 см между людьми они уже не воспринимаются как единая группа, другой человек спокойно вторгается в их пространство. Критическим является расстояние между общающимися в группе, равное 90 см.);

· общими интересами, ценностными ориентациями, интеллектуальными и личностными особенностями, общим для группы стилем деятельности, желанием и умением соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей.

Совместимость и сработанность группы – это важнейший показатель объемности психологического пространства группы. Проанализируйте такие малые группы, как свою семью и студенческую группу, с точки зрения выделенных нами показателей психологического пространства.

Пространственная организация общения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *