Бизнес-идея №1019. Как заработать на открытии галереи?

11 Июль 2013 Олег Маркарьян

Любите искусство? Желаете открыть собственный бизнес, но не любите спешить? Мечтаете приносить людям радость и хорошее настроение? Тогда открытие собственной художественной галереи – это именно то, что подходит вам наилучшим образом. Это идеальный вариант для людей творческих, которые не привыкли бежать впереди паровоза, для тех, кто ценит красоту во всем, для тех, кто наслаждается каждым мгновением. В этом бизнесе нет многотысячных армий конкурентов, постойной непрекращающейся борьбы, озлобленных завистников и других не самых приятных пунктов, которыми изобилует большинство видов бизнеса. По крайней мере, так кажется на первый взгляд.

Открытие галереи – это прекрасная возможность окружить себя не только шедеврами современного (и не очень) искусства, но и приятными, а иногда и полезными, знакомствами. Вы лично узнаете не только представителей разных направлений искусства, но и многочисленных представителей верхушки социальной лестницы. Ведь именно элита, чаще всего, посещается места культурного отдыха (в том числе, галереи). А связи на верху – это всегда полезно. Особенно, когда речь заходит об открытии или развитии собственного бизнеса.

Бизнес не для всех

Нам бы очень хотелось сказать, что организовать подобное дело может каждый. Но это не совсем так. Справедливости ради, стоит отметить, что открыть свою собственную картинную галерею могут далеко не все. Вернее, открыть-то могут все. Что тут сложного? Главное, чтобы были средства. Но вот преуспеть в этом весьма специфическом бизнесе удастся немногим.

Вы должны быть не просто «случайным прохожим», а человеком, которому очень близок мир искусства. Чаще всего, этим бизнесом занимаются практикующие художники, которые достигли определенных успехов в своей профессии. Для них галерея – это прекрасный способ познакомить аудиторию со своими работами, параллельно зарабатывая на продаже отдельных экземпляров картин.

В настоящее время, в нашей стране очень популярна не только живопись, но и фотография. Поэтому, если вы опытный фотограф с огромным багажом действительно классных работ, то у вас есть все шансы преуспеть в данном бизнесе. К тому же, количество фотографий, как правило, всегда превосходит число картин у художников. В этом есть свой плюс – вы можете менять коллекцию экспонатов намного чаще, что позволит проводить новые выставки несколько раз в месяц.

Естественно, даже если вы сами не являетесь ни художником, ни фотографом, ни представителем еще какого-то подходящего искусства, у вас все равно есть шансы организовать успешную галерею. Единственное условие – вы должны действительно любить и хорошо знать область, с которой собираетесь работать в дальнейшем. Большой плюс – если на примете у вас уже есть несколько знакомых художников или фотографов, которые мечтают показать свои работы всему миру.

Как открыть собственную галерею?

Для этого придется пройти через три основных этапа. Первый – поиск, покупка или аренда и подготовка помещения. Второй – привлечение художников, фотографов и других людей искусства. Третий – продвижение (привлечение клиентов).

Помещение для галереи должно быть большим и просторным. Не менее 200-300 квадратных метров. Высота потолков также играет немаловажную роль – не менее 3.5 метров (лучше выше). Что касается месторасположения, то здесь мнения экспертов немного расходятся. Одни советуют обратить внимание на оживленный центр города. Другие, наоборот, отговаривают от этой затеи, аргументируя свое мнение слишком высокой стоимостью аренды (срок окупаемости увеличивается в разы). Но в одном все они сходятся – открывать галерею лучше всего неподалеку от других мест культурного отдыха. Даже близость других картинных или фотогалерей – это плюс, а не минус. Люди, которые интересуются искусством, после посещения других галерей, могут обратить внимание и на ваше заведение. Кто-то зайдет сразу, кто-то в следующий раз. То есть, такое расположение сразу же приближает вас к вашей целевой аудитории.

Важны не только месторасположение и площадь, но и внутреннее оформление помещения. Почти наверняка вам придется делать ремонт, хотя бы косметический. Помните о том, что ничто не должно отвлекать от экспонатов. Поэтому, никаких ярких стен, вычурных карнизов или новомодных напольных покрытий. Все должно быть – строго, красиво, современно, но не ярко. Лучший вариант – белый потолок и стены белого, серого или даже черного цвета. Это идеальные варианты фона, на котором наилучшим образом будут смотреться практически любые произведения искусства.

Немаловажный момент – освещение. Даже хороший интерьер может не помочь, если плохо проработан свет. Если есть возможность организовать естественное освещение (большие окна), это прекрасно. Если нет, тогда поможет качественное искусственное освещение (оно будет необходимо в любом случае, независимо от наличия или отсутствия окон). Каждая картина (или фотография) в вашей галерее должна иметь собственную подсветку. Это поможет показать работу в самом лучшем виде. Для создания света стоит пригласить специалисты, так как это очень серьезная область, справиться с которой без специальных знаний почти нереально.

Персонал галереи

Во-первых, стоит позаботиться об охране. Особенно, если вы собираетесь выставлять работы достаточно известных художников. Ведь стоимость их работ нередко превышает сто тысяч рублей (имеются в виду обычные картины, а не признанные мировые шедевры).

Помимо охраны, вам необходима команда специалистов, которые будут отвечать непосредственно за работу галереи. Галереист – занимается вопросами управления работой галереи, привлекает новых авторов, подбирает картины и т.д. Маркетолог – занимается вопросами продвижения галереи, привлечения клиентов (посетителей), рекламой, маркетингом, PR. Куратор необходим для организации выставок. Выставочный дизайнер – говоря простым языком, «развешивает» экспонаты, придавая коллекции наиболее привлекательный вид. Также могут понадобиться менеджеры, которые будут заниматься вопросами продажи картин посетителям.

Из чего складывается прибыль галереи?

На первых порах главным источником вашего дохода станет прибыль от продажи входных билетов для посетителей. Если вы художник или фотограф, то сможете дополнительно неплохо зарабатывать на продаже собственных картин. Если вы работаете с другими мастерами, и они не против продать результаты своего труда, вы можете рассчитывать на некоторый процент с продажи. Единственный момент – даже после продажи картина должна оставаться в галереи до конца выставки (можно добавить к ней табличку «Продано»).

Когда ваша галерея станет широко известной, а начинающие авторы выстроятся в очередь, чтобы организовать выставку своих работ, можно будет задуматься о предоставлении такой возможности за отдельную плату. На этом все. Желаем вам приятного бизнеса!

Запуск

Мы с другом придумали формат кафе-бутик-студии, куда люди могли бы приходить обедать и ужинать и время от времени знакомиться с разными направлениями в искусстве — раз в три месяца мы организовывали выставки.

Поначалу мы работали именно с рязанскими художниками — для нас это было принципиально, но постепенно о нас узнали в Москве и Санкт-Петербурге, некоторым столичным художникам было интересно выставиться здесь — они написали сами. Так наш проект начал развиваться, но я хотела совершенствовать узкое направление — войти именно в галерейный бизнес. В тот период я жила в Санкт-Петербурге и стажировалась в местной галерее, а потому планировала открыть свое дело именно там.

Очень быстро нашлось помещение в центре города именно в Рязани, и я подумала, что частных галерей, которые сотрудничают с молодыми художниками, художниками-экспериментаторами и художниками-любителями, здесь, наверное, нет, потому что все, как правило, стараются обратиться к «Союзу художников России», более профессиональной и более традиционной живописи. Галерея «Люди» обещала стать интересным экспериментом именно для Рязани.

Конкуренты

Я больше люблю концептуальное искусство, например, искусство XX века, в частности, сюрреализм, по которому я писала дипломную работу. Именно такие направления я стараюсь выставлять, хотя зритель лучше воспринимает традиционную реалистичную живопись.

Мне интересно познакомить аудиторию с чем-то новым, чтобы люди понемногу привыкали и более адекватно воспринимали новые направления. Раньше выставки могли быть связаны с временем года и какими-то событиями, позже я от этого отошла.

Некоторые художники, у которых есть свой бизнес, например, мастерская керамики, иногда проводят с нами мастер-классы. То же самое по мозаике: девушка живет в Москве, у нее там собственный бизнес, но она периодически сотрудничает и с нами.

В городе есть примерно пять частных галерей, с которыми мы конкурируем по продажам произведений мастеров из «Союза художников России». Одна из самых старых галерей сотрудничает непосредственно с этой творческой организацией. Есть небольшая галерея, которая выставляет петербургских художников. Я стараюсь посещать и поддерживать обе.

Есть галерея при художественном магазине, на чьих выставках я не была, но мне говорили, что там экспозиция постоянно обновляется. Это те галереи, которые на слуху, которые в городе знают практически все.

Мы находим авторов через интернет, также помогают личные знакомства. С некоторыми я познакомилась, еще когда училась на архитектора, мы даже вместе проходили вступительные испытания — готовились к рисунку и графике. Также я постоянно посещаю много выставок в разных городах и стараюсь сразу договариваться с художниками на месте.

Многие художники рекомендуют своих товарищей, обращаются к нам сами, присылают свои резюме и портфолио. Если мне интересно, мы продолжаем сотрудничать. Поначалу можно выставить несколько картин совместно с другими художниками и, если все пройдет хорошо, организовать персональную экспозицию.

Особенности

Обычно на выставку приходят поклонники автора, которые уже знакомы с его творчеством и им интересно посмотреть, как он развивается дальше. Обычно к выставке готовятся за полгода или даже больший период — публике интересно наблюдать за развитием.

Покупателем же может быть кто угодно. Двадцатилетние посетители часто приобретают небольшие работы в подарок, более взрослая аудитория, которая может позволить себе покупать дорогие вещи, выбирает картины себе домой.

Иногда люди обращаются за картинами на заказ. Со скульптурами я пока не связываюсь, потому что мне не хватает пространства в галерее, но, если люди обращаются, то я даю контакты скульпторов. Чаще у нас заказывают роспись стен в подъезде, доме или кафе.

Средняя стоимость картины в галерее «Люди» — 10 000-20 000 руб. Для сравнения: в Санкт-Петербурге средняя цена возрастает до 50 000 руб. По крайней мере, так было в той галерее, в которой я работала.

Как правило, цену определяет именно художник. Он знает, сколько хочет получить за определенную картину. Интересно отметить, что профессиональные художники обычно назначают цену в два раза ниже, чем художники-любители, потому что у любителей меньше практики, они не учились в университете, у них особое отношение к каждой картине. Такой художник не создает «салонную» работу, это его личные поиски. Иногда он вообще отказывается ее продавать, использует только для демонстрации на выставках.

Цена не зависит от того, как долго создается произведение, потому что все работают в разных техниках и с разной скоростью. Кому-то комфортно писать несколько лет, кому-то пару недель. Больше влияет конечный результат.

К сожалению, там, где я снимаю помещение, у нас нет никакой вывески, то есть реклама идет только через интернет — я продвигаю галерею в социальных сетях и готовлюсь запустить сайт.

У меня есть несколько своих источников — это рязанские газеты, которые освещают наши выставки в разделе «Афиша» на одном уровне с государственными городскими художественными музеями.

К сожалению, оказывается, что мои уведомления в социальных сетях, которые я публикую за несколько недель до открытия выставки, не все видят вовремя. Многие узнают о выставке постфактум и расстраиваются. Хотелось бы лучше информировать публику — это главная моя сложность при развитии галереи.

В целом, галерейный бизнес — тяжелый, в него нужно активно вкладываться.

Картины покупают очень редко — примерно раз в месяц. Я выбрала еще более сложный путь, потому что выставляю не традиционную живопись, а концептуальную, к которой публике нужно привыкнуть.

Рязань считается туристическим городом, но, если сравнивать ее с Санкт-Петербургом, в который летом приезжает несколько миллионов человек, можно заметить, как там вырастают продажи, особенно за счет иностранных покупателей, и как они падают у нас, потому что все разъезжаются на лето.

Лучше всего продаются картины ближе к Новому году и в марте. Получается, что я выбрала удачный период для запуска: открыла галерею в ноябре и к марту уже смогла выйти в ноль.

Концепция

Частично я позаимствовала концепцию своей галереи у петербургской. В этом году в выставках участвуют шесть художников: они платят небольшую арендную плату, и мы заранее распределяем, кто в какой месяц будет выставляться.

Тем самым я обезопасила себя и обеспечила галерею регулярными выставками. Я точно знаю, кто и в какое время в этом году у меня будет выставляться, и у меня было достаточно времени, чтобы найти художников на какие-то свободные месяцы. Сейчас до ноября все месяцы расписаны.

Скоро я буду давать объявление, что можно выставиться в нашей галерее в Рязани. Мы уже начали сотрудничать с молодыми питерскими художниками, они участвуют в нашей общей выставке и хотят организовать персональные.

В галерее можно выставить до 70 картин, так на одной выставке мы завесили абсолютно все пространство. В среднем мы выставляем по 30-40 картин — это стандартное количество для одного зала в галерее среднего размера. Конечно, нужны складские помещения для хранения произведений, такие же, как запасники в музеях. Я над этим работаю, пока собираюсь выделить уголок в этом помещении и там хранить работы художников.

У меня всегда есть в наличии каталог или ассортимент картин в электронном виде и на распечатанном листе — список произведений, которые художники ходят продать, но мне негде их хранить или они не успели мне их привезти. После выставки я всегда оставляю несколько работ, которые можно купить.

На странице во «ВКонтакте» указан весь ассортимент, все цены и размеры и мой номер телефона. Я доступна онлайн практически 24 часа в сутки. Меня можно найти в галерее каждый день с 12.00 до 21.00. Если ко мне заходят посетители, которые хотят ознакомиться с галереей или приходят на какую-то выставку, то я полностью уделяю им внимание, что-то рассказываю, советую. Если посетителей нет, я стараюсь заниматься рекламой. Также я преподаю историю архитектуры в местном университете, где недавно открылся архитектурный факультет, это один из обязательных предметов.

Сама я рисую крайне редко. Скоро будет общая выставка — в ней я тоже участвую. Надеюсь, что и свою выставку я когда-нибудь организую.

Художники

Я работаю с каждым художником индивидуально, при выборе автора и его работ значительную роль играет мое личное восприятие — что нравится, что не нравится. Обычно, если художник ко мне обращается, и я вижу, что у него есть одна-две работы, которые можно выставить, я запоминаю это и в будущем уже заранее знаю, что к нему можно обратиться.

На вернисаже всегда присутствует художник и примерно 30 посетителей. Столько позволяет вместить помещение. Мы представляем художника, дальше можно задать вопросы, обычно автор рассказывает какие-то интересные случаи, связанные с его картинами.

Сейчас проводится выставка Валентина Шункова. Это один из моих любимых художников, с которым мы работаем уже три года. Он живет в Москве, но выставляется в Рязани. Его многие знают, у него экспрессивная пастозная техника, вдохновляется он художниками американского экспрессионизма второй волны, это вторая половина XX века. У него очень впечатляющие картины. Равнодушных нет: либо посетителям нравятся контрасты и цвета, либо они сразу узнают в произведении какую-то свою жизненную ситуацию, либо говорят, что это слишком просто. Каждую картину он пишет приблизительно за три часа.

Эта выставка отличается от всех его предыдущих выставок. Раньше я выбирала картины сама, чтобы угодить публике: городские пейзажи и летние мотивы. Сейчас основу экспозиции составил он сам из своих любимых работ, где есть не всем понятные сюжеты и необычные ракурсы. Немногие это понимают, но мы рискнули продемонстрировать зрителю именно такие работы.

Интересная техника у Анны Филимоновой: она училась в Рязани, но выставляется по всему миру — например, у нее были выставки во Флоренции и в Испании.

У нее абстрактная живопись: мир она воспринимает через энергию, через орнамент она передает какие-то сцены или предметы. В ее картинах можно узнать ситуации из жизни, впрочем, некоторые видят в ее сюжетах совершенно противоположный смысл — не тот, который она вложила.

Как открыть галерею или художественный салон

Идеи для бизнеса -> Развлекательный и гостиничный бизнес, туризм, общепит, красота, здоровье, медицина

Как открыть галерею или художественный салон

Открытие художественной галереи или художественного салона — это весьма удачная и достаточно прибыльная идея для собственного бизнеса.

Что следует знать и учитывать открывая собственную галерею или художественный салон? Существует несколько весьма простых и логичных правил создания подобного бизнеса.

1. Для организации художественного салона или галереи необходимо иметь достаточно просторное помещение, которое должно соответствовать требованиями предъявляемым к подобного рода заведениям. Следует учитывать как технические, так и определенные художественно-эстетические требования. Обязательно следует сделать ремонт, тщательно продумать дополнительное освещение и другие подобные мелочи.

Безусловно, хорошо, если галерея будет находиться в центре города, где приток посетителей гарантирован, размещение же художественной галереи или салона в спальном районе — это всегда риск.

2. Общая площадь помещения для организации художественного салона или галереи обычно не менее 200 кв. метров. Из них примерно 20 кв. метров займет офис, выставочный зал – от 80 кв. метров, помещение для хранения работ (запасник) это еще около 50 кв. метров, а оставшиеся 50 кв. метров сьедят подсобки и прочие технические помещения. В принципе, бывают галереи и меньших размеров, обходящиеся без запасников и офиса, при планировании таких мини-салонов очень важно правильно распределить имеющиеся небольшое пространство.

3. Шаг следующий — подбор персонала и сотрудников. Здесь главное, чтобы они хорошо разбирались в искусстве, были общительными, коммуникабельными, активными.

Обычно в штате более-менее серьезного художественного салона или галереи работают галерист, куратор, руководитель, консультант, экспозиционер. Галерист создает внешний вид галереи, отвечает за ее имидж, выбирает направление работы, сотрудничает с художниками. Куратор занимается организацией и проведением выставок, он – инициатор всех этих процессов. Естественно, данный специалист должен иметь художественное образование.

Экспозиционер занимается подбором наиболее подходящего места для каждой работы, грамотно и правильно оформляет экспозицию. Задача консультана — общение с потенциальными клиентами.

Штат сотрудников может быть уменьшен или наооборот увеличен, в зависимости от условий и специфики деятельности конкретного салона или галереи.

4. Для того, чтобы открыть художественный салон или галерею какие-либо специальные разрешительные документы не требуются, понадобятся только общепринятые бумаги.

5. Как и в любом другом бизнесе, затевая открытие художественной галереи, следует подумать и о стартовом капитале. Если вы уже располагаете помещением под будущий художественный салон, то можно первое время обойтись суммой порядка 5 — 7 тыс. долларов. Эти деньги пойдут на зарплату сотрудникам в первый месяц работы, собственно оснащение и открытие галереи, печать буклетов о предстоящих выставках.

Если же помещения, как это обычно бывает, нет — потребуется арендовать подходящие площади. Но аренда в центре города – это очень недешевое удовольствие. Впрочем, если найти спонсора или открыть галерею совместно с местными властями, то это обойдется гораздо дешевле.

Можно подключить галерею к уже имеющемуся у вас бизнесу. К примеру, можно организовывать выставки в работающем магазине по выходным. Кстати, это будет очень хорошей рекламой.

6. Очень важный пункт — выбор художников и их работ. Следует определиться с направлением, технологиями (живопись, скульптура, графика, фотография, видео-, медиаарт, инсталляция) и предпочтительным кругом авторов.

Здесь следует опираться на несколько факторов: ваши собственные предпочтения, популярность в обществе, спрос. Помогает изучение бизнес-обзоров, мнения квалифицированных специалистов-экспертов, которые оценивают работы того или иного художника и дают им характеристику.

О художнике можно судить по мероприятиям, в которых он принимал участие, где выставлялся, в каком музее современного искусства уже имеются его работы. Очень важно выбирать хорошие работы для галереи, ведь ее оценивают по уровню не самого сильного, а самого слабого из авторов. Такова специфика этого бизнеса.

7. Открывая галерею следует позаботиться о страховке, а также об общей организации безопасности и охраны. Эти статьи расходов могут значительно удорожить начальную смету.

8. Прибыль можно получать не только от продажи картин и других выставленных в салоне или галерее предметов. Небольшая плата за вход в галерею вряд ли отпугнет ценителей искусства, зато отсечет лишний «нецелевой» контингент. Можно также брать символическую плату с художников, которые хотят сделать выставку своих работ.

Итак, подведем итоги.

Открытие художественного салона или галереи — это хорошая бизнес идея, которая позволяет получить прибыль, выставляя свои (если вы автор или коллекционер) и чужие работы на продажу.

Возможно, придется столкнуться с некоторыми трудностями. Они могут возникнуть, если бизнес не будет продуман до мелочей, если не будет стартового капитала и необходимого помещения. Впрочем, всего предугадать невозможно и некоторые огрехи, как это часто бывает, придется устранять уже в процессе работы. И все-таки, все организационные вопросы очень важно решить заранее с тем, чтобы открытие галереи прошло на ура.

Как открыть галерею

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *