Какую франшизу лучше покупать?
На сегодняшний день самые выгодные франшизы — в сферах общепита и розничной торговли.
Наиболее известные франчайзинговые сети в общепите: «Баскин Робинс», «Додо Пицца», «Сабвей» и «Стардогс». Окупаемость такого бизнеса варьируется от 9 месяцев до 1,5 лет.
Самая крупная в мире сеть закусочных, «Сабвей», открыла в России 644 компании в 141 городе. Франшиза растет быстро, так как для открытия одной точки «Сабвей» требуется минимум ресурсов: в закусочных нет горячего цеха, поэтому запускают их экономично и быстро.
Магазины одежды, обуви и парфюмерии, напротив, менее выгодны. С учетом кризиса и необходимости крупных вложений, спрос на открытие подобного бизнеса упал. Однако дела идут хорошо в более узких сегментах рынка — например, у магазинов фиксированных цен или экспресс-аптек.
Самой быстро растущей франшизой в секторе ритейла в 2016 году стала сеть магазинов Fix Price — у неё 2050 предприятий в 723 городах России (впрочем, если говорить именно о франчайзинговых предприятиях, то их у «Фикс-прайса» всего лишь 250). Причина популярности франшизы кроется в её невысокой стоимости: 300 тысяч рублей. Еще одно преимущество — узкая ниша, которую заняла компания: в сфере продажи товаров по фиксированной цене Fix Price является монополистом в России.
О чём говорят цифры?
Несмотря на привлекательность некоторых предложений на рынке франшиз, важно понимать: там где мало платишь, столько же и зарабатываешь. Например, открыть филиал популярной кофейни «Шоколадница» стоит 12,5 миллионов рублей при годовом доходе 6,5 миллионов рублей: это значит, что кафе окупится только через 2-3 года.
Есть франшизы, где требуется меньше денег за вход, а прибыль уже в первый год работы покрывает первоначальные траты. На бумаге выгода в цифрах выглядит заманчиво, но в реальность воплощается далеко не всегда.
Стартовая стоимость франшизы, помимо первичных расходов вроде аренды торговой площади и найма работников, включает паушальный взнос — единоразовый платеж, который учредитель взимает с франчайзи за пользование торговой маркой. В таблице ниже вы можете посмотреть на соотношение первичных трат и выручки популярных на рынке франшиз.
Сфера деятельности |
Компания |
Первоначальные инвестиции |
Выручка за год |
Прибыль за год |
Гостиничный |
Holiday Inn |
315 000 000 |
||
315 000 000 |
||||
315 000 000 |
||||
Гипермаркеты |
315 000 000 |
|||
Перекресток |
7 000 000 |
70 300 000 |
6 000 000 |
|
Общепит |
Пятерочка |
15 000 000 |
||
Подорожник |
94 500 000 |
|||
157 500 000 |
||||
Макдоналдс |
75 600 000 |
|||
Burger King |
2 700 000 |
28 000 000 |
1 200 000 |
|
5 300 000 |
22 800 000 |
6 400 000 |
||
Papa Jones |
12 000 000 |
|||
Шоколадница |
12 500 000 |
38 400 000 |
6 500 000 |
|
Traveller’s Coffee |
14 000 000 |
27 600 000 |
5 500 000 |
|
Торговля одеждой |
Оджи |
11 600 000 |
39 000 000 |
5 000 000 |
4 500 000 |
33 000 000 |
5 000 000 |
||
4 700 000 |
20 000 000 |
5 000 000 |
||
750 000 |
24 000 000 |
3 600 000 |
||
2 500 000 |
18 000 000 |
2 000 000 |
||
2 500 000 |
12 000 000 |
2 300 000 |
||
Tom Tailor |
10 000 000 |
18 000 000 |
2 000 000 |
|
Tom Far |
4 500 000 |
36 000 000 |
2 800 000 |
|
Finn Flare |
2 500 000 |
15 000 000 |
3 000 000 |
|
Спортивный бизнес |
Gold’s Gym |
63 000 000 |
||
Бытовая техника |
Позитроника |
5 800 000 |
60 000 000 |
6 000 000 |
Низкий стартовый взнос из-за кризиса предлагают многие ритейлеры одежды и обуви, например, InCity, Sela, Finn Flare. Порог входа снижен, так как популярность подобных франшиз упала: люди стали тратить меньше денег на новые вещи. Прежде чем приобрести такую франшизу в кризис, лучше просчитать все риски.
10 советов для новичков
- Рассчитывайте заранее, сколько вы готовы вложить в бизнес, не считая паушального взноса;
- Изучите компанию, которая продает франшизу (маленькие первоначальные инвестиции и большой доход должны вызывать у вас сомнения);
- Определитесь с нишей, в которой вы хотите купить франшизу. Об этом бизнесе следует иметь хотя бы минимальное представление;
- Обсудите заранее, что будет предоставлять вам компания: какая поддержка будет оказана, за что с вас попросят дополнительную плату (иногда это не пишут в договоре);
- Бренд не всегда залог успеха, обсудите с партнером что вы получите помимо бренда (технология, выгодные условия с подрядчиками, оборудование);
- Если вы покупаете код, убедитесь, что он запатентован;
- Внимательно изучайте договор: особенно разделы с обязанностями и штрафами;
- До оплаты обязательно попросите план запуска проекта и ответственных за каждый этап. У вас должно быть чёткое понимание, как вы запустите проект после оплаты франшизы;
- Если вы покупаете зарубежную франшизу, выясните, кто будет заниматься локализацией проекта.