Краткое описание

В рамках «PROFФЕСТ», проекта по повышению престижа рабочей профессии, учащиеся старших классов и студенты знакомятся с рабочими специальностями, востребованными в республике Башкортостан, осваивают профессиональные рабочие тренажеры, осматривают специальную технику; для профессионального сообщества проводятся мастер-классы и круглые столы. Мероприятия по повышению престижа рабочих профессий имеют круглогодичный цикл и состоят из основных 3-х этапов: 1 этап «Профессиональная мастерская»: Так как проект призван содействовать увеличению профессиональных рабочих кадров в республике, необходима связь образовательных организаций с предприятиями — это позволит готовить обучающихся по тем компетенциям, которые сейчас нужны в производстве, где главная задача — снабдить школьника и студента практическими навыками и умениями. На этом этапе будут организованы экскурсии студентов и школьников на промышленные производства. Главная задача этапа — информационное сопровождение экскурсий в региональных СМИ. 2 этап «Креативная мастерская «PROFФЕСТ»»: Создание уникальных творческих проектов, которые будут информировать школьников и студентов о рабочих специальностях, необходимых компетенциях для обучения этим специальностям. Главная задача этапа — увеличение количества творческих проектов, съемки новых серий и сюжетов для просвещения будущих абитуриентов в максимально доступной форме. 3 этап «Фестиваль востребованных профессий «PROFФЕСТ»»: Мероприятие проходит 3 дня на территории выставочного центра «ВДНХ-ЭКСПО». Организуются две крупные зоны: интерактивная (для юных посетителей и их родителей) и деловая (для представителей предприятий, государственного сектора, HR-специалистов). Интерактивная зона представляет собой квест: гостей на входе встречают промоутеры, которые проводят по всем площадкам интерактивной зоны. Интерактивная зона делится на несколько площадок: специальная техника, тестирование, знакомство с предприятиями региона и площадка знакомства с профессиями по отраслям, фотозона, сцена. Площадка знакомства с компаниями-работодателями: каждая компания имеет свой стенд, на котором представляет интересное оборудование, технологические новинки. Присутствуют специалисты-представители компаний, они знакомят гостей с родом своей деятельности, консультируют, дают задания или проводят с гостями опыты и эксперименты. Центральная часть площадки делится на одинаковые сектора. Каждый сектор — визитная карточка отрасли — общая информация об отрасли, интерактивные тренажеры и аппараты. Секторы: • ЖКХ • Лесного хозяйства • Промышленный сектор • Сельскохозяйственный сектор • Строительный сектор и так далее. Главная задача этапа – демонстрация и знакомство с многообразием и спецификой рабочих специальностей

Статья на тему: Повышение престижа рабочих профессий и профориентация в школе

Повышение престижа рабочих профессий и профориентация в школе

События 90-х годов повлекли за собой развал экономики и привели к снижению престижа рабочих профессий, исчезновению трудовых династий. В обществе сформировался имидж успешного человека в лице юриста, экономиста, менеджера, бухгалтера. В итоге рынок этими профессиями перенасыщен, наблюдается несоответствие предложения и спроса, дипломированные специалисты не могут найти работу, пополняя ряды безработных, в то время как повсеместно ощущается кадровый дефицит таких профессий, как слесарь, электросварщик, токарь. Решение этой проблемы невозможно без изменения политики государства в области трудовых ресурсов.

Нынешняя политическая ситуация, введение санкций, снижение цен на нефть диктуют нам необходимость импортозамещения, развитие собственного производства. Для этого необходимо возрождение нашей промышленности, а, значит, нужен приток квалифицированных рабочих кадров. В настоящее время недостаток рабочих восполняют мигранты из ближнего зарубежья, но уровень их квалификации не соответствует современным требованиям. В последние годы учреждения среднего специального образования не удовлетворяют реальных запросов экономики по численности выпускников, поэтому необходимо ориентировать учеников школ на получение профессий, которые будут пользоваться спросом на рынке труда, приносить стабильный материальный достаток. Нужно воспитывать у школьников уважение к труду, объяснять, что в нынешней ситуации профессия юриста или экономиста не всегда дает возможность получить престижную работу и стабильный доход.

Это общероссийская проблема и она должна решаться комплексно на государственном уровне. Одно из важнейших условий повышения престижа рабочих профессий – это создание благоприятных условий труда, обеспечение высокой заработной платы, внимание к труду рабочих людей в средствах массовой информации, общественное уважение. Школа тоже должна участвовать в этом процессе, ведь именно в школьные годы принимается решение о выборе профессии. Нужно изменить сложившийся в обществе стереотип, что работа на заводе – это тяжелый низкооплачиваемый труд.

По данным Центра социально-профессионального определения молодежи, более половины учащихся не связывают выбор профессии с ее востребованностью на рынке труда и со своими способностями, не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и о том, где можно обучиться интересующей специальности, поэтому профориентации в школе должно быть уделено должное внимание.

Работа по профориентации носит разноплановый характер. Это и организация классных часов на тему выбора жизненного пути, и индивидуальные беседы с учениками и их родителями, и формирование самопознания подростков, и работа по выявлению склонностей ученика к той или иной деятельности с помощью школьного психолога. Самым действенным в этом направлении может быть организация экскурсий на заводы, где ученики смогут ознакомиться с производством, увидеть своими глазами труд рабочего.

Экскурсии на производство для школьников в Санкт-Петербурге представлены очень широко. Некоторые петербургские турфирмы предлагают профориентационные экскурсии для старшеклассников. Эти занимательные путешествия дают возможность узнать историю развития предприятия, увидеть сам производственный процесс, а, иногда, и поучаствовать в нем.

Это, например, может быть автобусная экскурсия на Императорский фарфоровый завод, которая даст возможность увидеть как делается фарфор и посетить Галерею фарфорового искусства, или в гончарную мастерскую, где ребята узнают много интересного о гончарном ремесле и поработают на гончарном круге. Старшеклассники посетят часовой завод «Ракета» в Петергофе, увидят, как работают мастера-часовщики, познакомятся с уникальным заводом и его многолетней историей. Можно побывать в типографии Санкт-Петербургского газетного комплекса. Детям представится редкая возможность поработать на печатном станке. Экскурсии на завод бытовой химии «Аист», на завод «Арсенал», на судостроительный завод «Северная верфь», на кондитерское производство «Север-Метрополь» с дегустацией, на текстильную фабрику «Труд», на Волховскую ГЭС, в Первое Хлебопекарное объединение «Дарница», в депо Метрополитена «Автово» — это прекрасный способ определиться с будущей профессией.

Конкуренция на рынке труда высока. Выпускники должны быть готовы к тому, что работодатели предъявляют требования не только к профессиональным, но и к личностным качествам работника. Важная задача школы – формирование полноценных граждан своей страны. От их профессионального выбора во многом зависит будущее нашей экономики.

Статья «Престиж рабочих профессий»

Престиж рабочих профессий.

Ионычева Алевтина Леонидовна преподаватели общеобразовательных дисциплин

ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж»

Целью проекта является популяризации рабочей профессии среди выпускников школ города и Республики, повышение престижа рабочих профессий.

Экономические и политические перемены в России повлекли за собой коренную ломку прежних социальных отношений и общественного сознания. Коснулось это и школы. У наших подростков произошла переоценка ценностей и мировоззренческих установок, в их среде упал престиж рабочих профессий.

Беспрерывная смена поколений влечет за собой изменение вкусов, культуры, поведения, интересов, приоритетов и ценностей. Эти изменения затрагивают все сферы общества. Что же касается изменения в выборе той или иной профессии молодежью, то здесь временные рамки сужаются 3-5 лет. Это свидетельствует о том, что молодежь, как передовая и активная часть общества, все чаще меняет приоритеты в выборе будущей профессии. На это влияют различные факторы: заработная плата, карьерный рост, легкое трудоустройство, заинтересованность, самооценка и многое другое. Еще пару десятков лет назад рабочие профессии были престижны. Молодежь стремилась получить рабочие специальности и посвятить жизнь работе на производстве. Но на сегодняшний день рабочие профессии практически потеряли интерес молодых людей. Это происходит из-за сложившихся приоритетов: теперь куда более престижны профессии экономистов, юристов, программистов…

От выбора профессий миллионов учеников, которые стоят на пороге к поступлению в СУЗы, зависит будущее России, ее развитие и место на мировой арене. И совсем не справедливо молодежь не уделяет должного внимания рабочим профессиям, той неотъемлемой части всеобщего развития страны.

Проблема выбора профессии настоятельно требует более пристального внимания к исследованию этого процесса, в целях своевременного разрешения возникающих несоответствий между потребностями и возможностями общества на каждом конкретном этапе развития и реально существующими интересами молодежи, а именно анализа престижа профессий, профессиональных склонностей молодежи.

Наиболее востребованными среди молодежи являются профессии менеджеров по туризму, рекламе, связям с общественностью, инженеров-экологов. Неудивительно, что больше всего молодежи можно наблюдать среди представителей относительно новых для России специальностей, пришедших к нам вместе с рыночной экономикой.

Экономические трудности не повлияли на выбор школьниками будущей профессии: они все также хотят стать банкирами и юристами и не желают идти в рабочие. Популярность рабочих профессий остается низкой, хотя по всему городу развешаны объявления с призывом бесплатно учиться на рабочих с последующим гарантированным трудоустройством.

Будучи президентом России, Дмитрий Медведев провел специальное совещание, на котором обсуждались вопросы подготовки молодых рабочих. Д.Медведев обратил внимание на то, что около 71 процента всех вакансий в России — это рабочие вакансии, то есть токари, слесари, фрезеровщики и другие, но заполнить эти места некому. Дело в том, что молодежь считает такую работу не престижной и неперспективной.

«Причины здесь понятны: сложный период 90-х годов, когда произошел разрыв трудовых поколений, и произошла, скажем прямо, девальвация оценки труда рабочего человека. Конечно, сейчас уже другое время, тем не менее, молодежь не стремится идти на рабочие специальности. А предложения на рынке труда не соответствуют ожиданиям молодых специалистов. Часть из них, из молодых людей, во всяком случае по тем данным, которыми я располагаю, приблизительно 20%, в возрасте самом активном — 20-25 лет, предпочитают не работать при наличии соответствующей квалификации, а зарегистрироваться как безработные. Это очень тревожный симптом», — приводит слова Дмитрия Медведева телеканал «Вести». Также он говорил о необходимости улучшения работы профессиональных техучилищ, которые должны готовить рабочих для современной высокотехнологичной промышленности: «Несмотря на дефицит квалифицированных рабочих, сегодня лишь 15 процентов выпускников учреждений среднего профобразования работают по специальности, полученные ими знания рынком не востребованы, а предложенные рабочие места — не перспективны».

Таким образом, выбор профессий современной молодежью, обусловленный рядом причин, негативно сказывается на развитии экономики, поэтому наше государство должно контролировать профессиональный выбор молодежи, поднимая авторитет некоторых «не престижных» профессий, необходимых для сбалансированного развития страны, в том числе и авторитет рабочих профессий.

В нашем колледже обучают нескольким речным профессиям, одна из них – «Судоводитель» пользуется большой популярностью.

История подготовки речных специалистов, в частности, судоводителей, в нашей стране имеет богатое прошлое и, пожалуй, относится к началу XVIII-го века, когда в 1701-м году Петр I издал Указ об учреждении школы «Математических и навигационных искусств учения». В те времена всех, кто занимался мореплаванием, называли «навигаторами».

Старшеклассников в речную профессию привлекает не только романтика, но и присущий современной молодежи здоровый практицизм в решении жизненных проблем. Например, в процессе профориентации они узнают, что диплом колледжа признается во всех речных компаниях республики и страны. Выпускники востребованы на внутреннем и рынке труда. Сразу после окончания колледжа их ждет хорошая зарплата и обеспеченная жизнь, позволяющая достойно содержать семью.

С каждым годом стремительно развивается торговое речное плавание, а вместе с ним множится мощь речного флота. Речные суда, оснащенные по последнему слову науки и техники, бороздят бескрайние просторы Волги и Камы, растет их количество и тоннаж. И этими речными судами управляют люди по профессии «Судоводитель».

Не случайно судоводитель, штурман, должен обладать такими качествами как: холодность рассудка, ясность мысли, цепкость памяти, проницательность интуиции и, кроме того, быть грамотным, образованным специалистом и культурным человеком.

Говоря о качествах, которыми нужно обладать студенту речной профессии, хочу отметить, что, во-первых, он должен любить свою будущую профессию, понимать, что профессия судоводителя нелегка, но весьма почетная. Ему придется многое изучить, закрепить знания на практике и после окончания колледжа приступить к самостоятельному несению вахты на судне в должности вахтенного помощника капитана. Ну, а в дальнейшем он может стать и капитаном!

Мы учимся всему, но главное – ответственности. Ведь судно – это наш будущий дом. Мы обязаны изучить и хорошо знать Устав, который нужно беспрекословно соблюдать. Дело в том, что работа на судне требует особой ответственности, дисциплинированности, потому что нужно быть готовым к любым нештатным ситуациям. Судоводитель – это управленец, он ответствен за жизнь экипажа и безопасность плавания.

Имея дело с техникой и отвечая за безопасность людей и грузов на борту, такой специалист должен обладать отменным техническим мышлением, талантом производить быстрые расчёты, обладать хорошим физическим здоровьем и (как бы далеко не ушла техника) идеальным глазомером.

К тому же известно, что причиной подавляющего большинства аварий на флоте является так называемый «человеческий фактор». Поэтому от ответственности и профессионализма судоводителя зависит очень многое.

Квалифицированный судоводитель должен не только знать маневренные свойства судна в теории, но и уметь управлять ими, делать прогнозы, зная о влиянии ветра и течений. Но какой бы сложной не выдалась вахта у судоводителя, всю усталость, как водой снимет, стоит только вновь окинуть взглядом морские или речные просторы, вдохнуть аромат соленых брызг или речной волны…

Кроме того, требования к состоянию здоровья у нас очень высокие. У моряка должно быть отличное здоровье. Все абитуриенты перед поступлением обязательно проходят медицинскую комиссию в объединенной медицинской части.

Ещё один важный компонент престижа профессии — это её востребованность на государственном уровне. Необходимые профессии не всегда кажутся интересными и перспективными. Если в обществе возникает дефицит тех или иных специалистов-то соответствующими властными структурами проводится работа по формированию положительного образа данной профессии.

Человек никогда не устает смотреть на огонь, звездное небо над головой и воду. Что бы всю жизнь смотреть на звездное небо нам надо всего лишь устроиться на работу космонавтом или астрономом, что бы любоваться огнем можно, например, устроиться разжигателем углей в шашлычную…

А вот для того, что бы всю жизнь наслаждаться никогда не меркнущей красотой рек, озер, морей и еще получать за это очень хорошую зарплату, нужно освоить одну из самых романтичных, востребованных, сложных и потрясающе интересных профессий – судоводителей.

Несмотря на то, что люди давно могут свободно передвигаться по суше, воздуху и воде, последняя транспортная артерия остается вне конкуренции, уже хотя бы потому, что более 70% Земли покрыто океанами, морями, реками и озерами, для успешного преодоления которых всегда были и будут необходимы умелые навигаторы, знакомые не только с устройством своего судна, но и с «характером» этой непостоянной, своенравной самой прекрасной стихии.

Список используемой литературы и источников:

1. Послание президента Федеральному Собранию от 5.11.2008 г. (http://www.kremlin.ru/transcripts/1968).

2. Выступление В.В. Путина на заседании оргкомитета по проведению в РФ Года учителя в 2010 году. РИА новости. (http://www.rian.ru/education/20091116/193975144.html).

3. Е. Клименко. Молодежь выбирает модные профессии. Изд.: газета «Мой район».

4. Подростки сегодня выбирают те же профессии, что и до кризиса. Изд.: газета «Новые известия».

Работа над имиджем: как повысить престиж рабочих и инженерных профессий

Руководители производственных компаний рассказали о том, как работать над привлекательностью рабочих мест

Фото: freepik.com

Быть рабочим — это престижно. Что смущает в этой фразе? Представителей бизнеса — ничего. По мнению руководителей производственных компаний, сегодня создаются настолько современные и комфортные условия труда, при которых работать часто приятнее и безопаснее, чем в офисе.

В мае 2012 года президент Владимир Путин поставил перед правительством задачу — к 2020 году создать и модернизировать 25 миллионов рабочих мест. Позже он уточнял, что эти рабочие места должны быть «эффективными», следовательно, созданы взамен старых. Такие рабочие места могут оборудовать эффективные компании, перешагнувшие кризисы и адаптированные к современным экономическим условиям. С одной стороны, они накопили большой опыт работы с сотрудниками, с другой — благодаря своей долгой истории являются для многих более стабильным и привлекательным работодателем.

Мы обратились в современные, успешные и эффективные компании с вопросом: «Что тормозит повышение престижа инженерных и рабочих профессий?», чтобы узнать, как этот процесс выглядит изнутри тех компаний, которые своими руками и создают новый престиж.

Статья подготовлена при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ.

  • Али Кылыч генеральный директор KASTAMONU в России (завод расположен в ОЭЗ «Алабуга», г. Елабуга)

    Я бы не стал говорить о том, что сегодня престиж инженерных специальностей низкий. Он показывает заметный рост и сейчас высококвалифицированный инженер — это очень востребованный на рынке специалист.

    По рабочим специальностям ситуация несколько отличается, но тенденция также имеет положительную направленность. Рынок перенасыщен гуманитарными специальностями, в то время как нам, крупным производственным компаниям, необходимы в том числе и инженерные, и рабочие специальности.

    Создавая комфортные и безопасные условия для труда своих сотрудников, мы одновременно стремимся привить им ценности нашей общей корпоративной культуры. Для нас важно, чтобы трудовой коллектив был единым целым, основывался бы в своей работе на взаимоуважении, взаимопомощи, соблюдении этических норм, принципов ресурсосбережения и ответственном отношении к окружающей среде.

  • Михаил Миронов директор департамента по корпоративным вопросам ОЭЗ «Алабуга»

    Престиж рабочих и инженерных специальностей давно уже не низкий. Молодые люди понимают, что после колледжа они имеют шансы на высокооплачиваемую работу, и идут учиться на рабочие профессии. Безусловно, представители молодого поколения хотят работать не на заводах с «советским прошлым» — они ищут современные, высокотехнологичные производства, стремятся в продвинутые, быстрорастущие компании. ОЭЗ «Алабуга» ежегодно запускает от двух до пяти заводов и закладывает столько же. Высокий поток входящих кандидатов на рабочие и инженерные вакансии у резидентов и в самой ОЭЗ подтверждает, что быстрорастущая компания — это всегда желанный работодатель.

    Мы не чувствуем дефицита специалистов рабочих и инженерных профессий и не испытываем проблем с привлечением таких кадров. С другой стороны, очевидно, что хорошие профессионалы стоят дорого и предпочитают работать в успешных, востребованных компаниях, которые обеспечивают сотрудникам достойные условия. Мы взаимодействуем с вузами и колледжами в Елабуге и Набережных Челнах — специально готовим специалистов под требования резидентов. Выпускник, прошедший стажировку в ОЭЗ, за два месяца становится полностью подготовленным к реальной работе специалистом. Мы оплачиваем стажировку, чтобы у молодых профессионалов был стимул остаться в ОЭЗ и продолжать работу с нами. Видим, что в Набережные Челнах более ярко проявляются традиции рабочих специальностей, — поэтому мы активно работаем со студентами и выпускниками колледжей автограда.

  • Артем Когданин соучредитель и директор ООО «Ледел»

    К сожалению, в 90-е годы престиж инженерных и рабочих специальностей упал, абитуриенты предпочитали другие профессии. Поэтому сейчас на рынке труда мало талантливых инженеров, светотехников, конструкторов. Мы испытываем сложности в поиске хороших инженеров. Обучить человека рабочей профессии достаточно легко, а вот обучить инженера специфике работы в нашей сфере достаточно трудно. Большую часть сотрудников мы «выращиваем» сами. Берем на работу молодых специалистов, вкладываемся в их обучение, даем ресурсы для саморазвития. В процессе работы они получают необходимый опыт и становятся ценными кадрами.

    Сейчас спрос на квалифицированных инженеров достаточно высок. Нанять хорошего специалиста для компании — дорого, поэтому растет и уважение к этим профессиям.

    Мешают повышению престижа отсутствие популяризации рабочих профессий и отсутствие системы, поддерживающей и развивающей молодых разработчиков и изобретателей.

  • Ленар Ахметов руководитель Камского центра кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан

    Престиж на сегодняшний день характеризуется в первую очередь оплатой труда. К сожалению, на сегодняшний день уровень зарплат инженерных специальностей не является одним из самых высоких в России. Поэтому на работу идут отнюдь не «чемпионы» своего дела. Однако времена меняются, и мы видим факты, что, например, инженер высокой квалификации и с уникальными компетенциями на рынке труда может стоить очень дорого.

    Думаю, что эта положительная тенденция в России сохранится и наши инженеры будут зарабатывать не меньше, чем в Европе или США.

  • Алексей Шулепов руководитель департамента безопасности и графики «3М Россия»

    Люди — это, несомненно, главный ресурс любой компании. Не секрет, что сегодня в стране ощущается недостаток квалифицированных рабочих кадров, при том что потребность в них возрастает. В этой ситуации высококвалифицированные работники могут выбирать место своей работы, исходя из таких показателей, как заработная плата, соцпакет, различные компенсации и другие, а компании вынуждены за них бороться, предлагая все более конкурентные условия. Молодое поколение более внимательно относится к своему здоровью, поэтому работодателю необходимо предоставлять не только конкурентную оплату труда, но и конкурентные условия труда.

    Есть предприятия, которые реализуют комплексные специальные программы защиты своих работников. Это в основном флагманы российской промышленности, крупные корпорации с высоким уровнем социальной ответственности, к деятельности которых привлечено внимание общественности. Есть и небольшие компании, очень ответственно относящиеся к здоровью сотрудников и обеспечивающие их и качественными средствами защиты, и всесторонней информацией. На этих предприятиях вопрос нехватки высокопрофессиональных рабочих кадров, как правило, стоит не так остро или не стоит вообще.

    Я посещаю предприятия, общаюсь с рабочими на местах, вижу разницу между подходом к обеспечению собственной безопасности молодежи и старшего поколения. Как я уже отмечал, молодежь более ответственно относится к этому вопросу и проявляет больший интерес к качественным средствам защиты, они готовы учиться, получать информацию, осваивать новые технологии, тогда как старшее поколение предпочитает работать по старинке.

  • Тарас Кожанов совладелец, директор и управляющий крупнейшей в России козьей фермы «Лукоз Саба», замдиректора ЗАО «Сернурский сырзавод»

    Действительно, престиж рабочих профессий ниже других. Зачастую люди предпочитают иметь даже более низкую зарплату, но, что называется, «непыльную» работу. Боюсь, мои рецепты повышения престижа рабочих специальностей будут слишком универсальными. Тем не менее главными вижу три условия. В первую очередь — достойная заработная плата. Я регулярно отсматриваю статистику по компаниям своего района, чтобы быть конкурентоспособными. По уровню мы, как правило, в тройке по своей отрасли.

    Следующий важный фактор — это коллектив. Не секрет, что в сельском хозяйстве средний возраст сотрудников немолодой, и молодые люди не хотят туда идти работать просто потому, что не чувствуют себя своими в коллективе. Руководителю нужно ставить задачу на активное омоложение, выстраивание отношений с коллективом. В нашей компании это проще, потому что мы относительно новое юрлицо, нам удалось сразу собрать молодой коллектив. Это, в свою очередь, подтягивает и новую волну молодых сотрудников, потому что комфортно работать в таком коллективе: с людьми одних интересов, одного понимания жизни. Тогда и коммуникации внутри компании выстраиваются проще. Что делать, если коллектив более взрослый, — это сложная задача и, пожалуй, тема для отдельной статьи. В возрастной коллектив очень сложно привести молодежь, если не заманивать их большими зарплатами. Но разнобой с зарплатами, в свою очередь, — источник других конфликтов.

    И третий фактор — это условия труда. Много говорится о том, что у «айтишников» в офисе есть бесплатные печеньки, пинг-понг. Но ведь так можно оборудовать рабочее место в любой компании! Мы так много времени проводим на работе, что она должна быть комфортной и быть местом, куда хочется идти. Честно говоря, приходя на переговоры или в любую новую компанию, я стараюсь зайти в туалет и посмотреть, как там все организовано. Очень часто по состоянию туалета можно сказать, как идут дела в компании. Комната приема пищи, чистые отремонтированные туалетные комнаты, аккуратные раздевалки и новая спецодежда… Мы, руководители, часто забываем о таких вещах, сидя в кабинетах и занимаясь малопонятной рядовым сотрудникам работой. Но я стараюсь хотя бы раз в месяц обойти и посмотреть, что происходит в раздевалках, туалетах, комнатах приема пищи.

Интернет-газета «Реальное время» Бизнес

Престиж рабочих профессий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *