Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Принят Государственной Думой 23 мая 2003 года

Одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Имущество фермерского хозяйства

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.

5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для создания или расширения фермерского хозяйства.

2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Глава 5. Члены фермерского хозяйства

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве

1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.

4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Статья 16. Глава фермерского хозяйства

1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

Глава фермерского хозяйства:

организует деятельность фермерского хозяйства;

без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

выдает доверенности;

осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:

1) сырья, кормов;

2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

4) семян;

5) удобрений;

6) горюче-смазочных материалов;

7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Глава 7. Объединения фермерских хозяйств

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Глава 9. Заключительные и переходные положения

Статья 23. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 года N 349-I «О введении в действие Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 461-I «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5);

статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР «О Еврейской автономной области», «О выборах народных депутатов РСФСР», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О государственной налоговой службе РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», «О местном самоуправлении в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «О государственной пошлине»; законы Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О товарных биржах и биржевой торговле» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);

статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР «О плате за землю» и налогового законодательства России» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748);

пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Опубликовано в «Российской газете» от 17 июня 2003 г., No 115 (3229).

Земельные участки для КФХ — преимущества и недостатки

Создание крестьянско-фермерских хозяйств — это наиболее выгодная форма землепользования, так как она открывает широкие возможности для строительства и ведения домашнего хозяйства. Данная форма сельскохозяйственных участков регулируется Федеральным законом «О крестьянских хозяйствах». Согласно этому законодательному акту, фермерские хозяйства предназначены для выращивания, переработки, хранения и дальнейшей реализации сельскохозяйственной продукции. Соответственно, столь широкий комплекс задач подразумевает возведение построек различной функциональности. Их перечень также регламентирован ФЗ «О крестьянских хозяйствах» и включает в себя следующие строения:

  • хозяйственные постройки;
  • различные сооружения и здания (теплицы, ангары, склады, парники и т.д.) необходимые для ведения крестьянского хозяйства;
  • сельскохозяйственная техника, оборудование и инвентарь;
  • транспорт;
  • сооружения для мелиорации и удобрения почвы;
  • иные сооружения и постройки, необходимые для осуществления фермерской деятельности.

Основные различия между ИП и КФХ

Индивидуальным предпринимателем, или ИП, является физическое лицо, законно зарегистрированное и осуществляющее предпринимательскую деятельность. В свою очередь, человек, который хочет открыть крестьянско-фермерское хозяйство, должен являться индивидуальным предпринимателем. Эти два понятия в некоторой степени зависят друг от друга.

Основным различием ИП от КФХ является то, что ИП – один человек, а КФХ – это группа лиц, в основном связанная родственными связями, учредителем также считается один человек, все остальные просто состоят в договоре, но они все имеют одинаковые права.

Главное, перед тем как выбрать один из вариантов, необходимо правильно разобраться в этих двух понятиях, чтобы потом не понести убытки в своей сфере деятельности. Для того чтобы зарегистрировать любой из видов деятельности, необходимо не являться юридическим лицом. Регистрация ИП и КФХ отличается тем, что при КФХ необходимо также предоставлять соглашение между всеми его членами, в котором указаны все имущественные объекты, правила входа и выхода из сообщества. При ИП данное соглашение необязательно, так как управление деятельность будет находиться в руках одного человека.

При аренде земельных участков больше преимуществ имеет КФХ, нежели ИП. Им предоставляется льготы и упрощенное оформление, а это является крайне выгодным для всех членов хозяйства. Ответственность при возникновении каких-либо проблем, в случае ИП, ложится на одного человека, а при КФХ распределяется между всеми членами хозяйства.

Читайте также: Кто должен сдавать «упрощенку» и в какой срок

Преимущества КФХ

Прежде чем начинать работу в данной сфере, необходимо отчетливо осознавать, с какой работой будет связана дальнейшая деятельность. Ведь заниматься фермерским хозяйством означает выращивание и производство продукции животноводства, растениеводства и пчеловодства, с дальнейшим его сбытом. Рассмотрим положительные стороны данной сферы:

  • основная работа осуществляется на свежем воздухе, что благоприятно отражается на состоянии здоровья;
  • в пищу употребляются преимущественно только экологически чистые продукты, что хорошо сказывается на состоянии здоровья;
  • это хороший семейный бизнес;
  • выбор любого вида деятельности в данной сфере;
  • предоставление льгот при регистрации и начислении налогов;
  • программы поддержки от государства.

Работа на свежем воздухе и употребление экологически чистых продуктов – это главные составляющие хорошего будущего и отличного здоровья.

В состав КФХ должно входить не более пяти человек, в основном связанных родственными связями, а также имеется возможность нанимать до 15 сотрудников. Все права и обязанности делятся между членами хозяйства. Все основные требования к ним указываются в соглашении, которое они заключают между собой. Туда входят следующие пункты:

  • общие положения;
  • права и обязанности членов;
  • глава фермерского хозяйства;
  • личное имущество в составе хозяйства;
  • прибыль и ее распределение;
  • как вступить в фермерское хозяйство и как его покинуть;
  • действия при несоблюдении соглашения.

Одним из главных преимуществ является использование больших земельных участков, их площадь может превышать 2,5 га. Также стоит рассчитывать на огромную поддержку со стороны государства. Для тех, кто впервые оформляет КФХ, предусмотрено освобождение от налогообложения в течение первых пяти лет, в том числе и налогов с доходов физических лиц. Органы городского самоуправления и другие учреждения не имеют полномочий для проверки КФХ, если только не нарушено законодательство.

Предоставляются различные субсидии, дотации, страхование при потере кормильца. Глава хозяйства освобождается от уплаты налога на имущество, НДС и НДФЛ. Не имеет место ограниченность всевозможных построек на территории хозяйства. Если кто-либо решит покинуть КФХ, ему предоставляется его равная часть в хозяйстве, которая узаконена соглашением.

Недостатки КФХ

Как показывает практика, данный вид деятельности имеет намного больше преимуществ, чем недостатков. Основные неудовлетворительные стороны данного вида деятельности:

  • большие затраты на создание бизнеса;
  • имеется вероятность того, что данная сфера деятельности не сразу будет приносить доход;
  • пагубное влияние природных факторов;
  • нельзя отложить исполнение своих обязанностей на время;
  • не всегда возможна продажа продукции по выгодной цене.

Для создания успешного бизнеса понадобятся большие средства на спецтехнику и земли. Хотя земля сейчас стоит не так уж и дорого, слишком много времени и сил займет ее приватизация. Взятие земли в аренду не является выходом из ситуации, когда необходимо развивать крупное хозяйство, так как часто возникают проблемы с продлением аренды, а с данным хозяйством это означает крах. Данному вопросу необходимо уделить как можно больше внимания. Проблемным является и использование земельных участков для несоответствующих целей, например, если земля предназначена для растениеводства, а на ней выпасают скот. Данные действия могут привлечь внимание органов местной власти.

Большинство разновидностей бизнеса почти с первых дней приносит некий доход, чего нельзя сказать про фермерское хозяйство. В основном оно начинает приносить первый ощутимый доход по истечении нескольких лет тяжелой работы. А до этого времени необходимо как-то удовлетворять свои естественные нужды.

Также следует заранее готовиться к возможным убыткам, причиной которых является природа. Всевозможные факторы будут влиять на развитие хозяйства. Основными из них считаются ураган, засуха, ливень, болезни, всевозможные эпидемии и многие другие. Самым печальным является то, что человек не в состоянии повлиять на эти факторы, а они могут худшим образом повлиять на развитие КФХ.

Данную сферу деятельности невозможно оставить на время, тем более животноводство. Скотина, как и растения, нуждаются в ежедневном уходе. Пренебрежение этим правилом, может плохо отразиться на бизнесе.

Чаще всего все фермеры рассчитывают на свою финансовую силу. Большинство банков Российской Федерации с опаской предоставляют кредиты лицам, которые занимаются данной сферой деятельности, так как на ее прибыль влияют многие факторы, а банки с опаской подходят к такой зоне риска.

Возникают также проблемы с реализацией готовой продукции. Для того чтобы иметь возможность поставлять выгодную наценку на продукт, необходимо получить сертификаты качества и справки. Без данных документов успешная продажа осуществляется крайне редко.

Рассмотрев основные преимущества и недостатки данной сферы деятельности, каждый сможет определиться с выбором, стоит ли ему заниматься КФХ.

Читайте также: Сколько в Москве стоит патент для ИП

Полезные советы для создания успешного КФХ

Приложив максимум усилий и придерживаясь главных правил, возможно в кратчайшие сроки получить прибыль от КФХ. Рассмотрим самые основные полезные советы:

  1. Приобретение собственного участка земли, даже если он будет далеко располагаться от вашего жилья. Это позволит дополнительно себя обезопасить.
  2. Если имеется огромный капитал, то желательно начинать бизнес с разведения хозяйства. Одним из самых прибыльных сфер является свиноводство.
  3. Если капитал недостаточно большой, то сразу лучше заняться овощеводством. По истечении нескольких лет эта сфера деятельности принесет ощутимый доход.
  4. Привлечение наемных работников. Самостоятельно очень тяжело справляться со всем объемом работы. Учитывая уровень безработицы в большинстве городов и сел, сотрудников найти будет несложно.
  5. Правильная, а самое главное, полная реализация производимой продукции. Если вдобавок к фермерским качествам присутствуют и качества продавца, то они сыграют хорошую службу. Необходимо заключить договоры с магазинами, рынками и оптовыми покупателями. Постоянное прибытие денег способствует лучшему развитию бизнеса.

>Создание КФХ одним человеком

Порядок регистрации

Для прохождения регистрации в качестве КФХ необходимо собрать документы, подать в органы ИФНС и получить регистрирующие формы.

Итак, при регистрации хозяйства представляются следующие документы:

  • Оригинал и копия документа, удостоверяющего личность человека, подающего документы и его регистрацию.
  • Форма Р21002.
  • Документ об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • Решение о создании КФХ.
  • Заявление о переходе на ЕСХН (это самая простая форма налогообложения; если заявление не будет своевременно оформлено, фермер автоматически переводится на ОСНО).

В течение пяти рабочих дней в ИФНС рассматривается заявление и принимается соответствующее решение. По завершении процесса фермеру выдают:

  • Свидетельство о прохождении регистрации.
  • Выписку ЕГРИП.
  • Свидетельство о постановке на учет в ИФНС.

Теперь остается только получить письмо в органах статистики.

После успешного прохождения регистрации можно приступать непосредственно к трудовой деятельности. При необходимости можно написать письмо в местные органы самоуправления о выделении земельного участка. Федеральное законодательство помогает сельскому хозяйству и регулярно издает законы, поддерживающие эту сферу деятельности.

Добавлено в закладки: 0

Крестьянско-фермерское хозяйство, как правило, предусматривает корпоративную форму собственности и организации. Но основана такая деятельность может быть и одним лицом. При создании фермерского хозяйства одним человеком некоторые организационные моменты и состав подготавливаемых документов могут несущественно отличаться, поэтому во избежание возможных трудностей и задержек на этапе регистрации следует знать наиболее важные аспекты.

Организация КФХ, законодательная основа и принципы

Процесс регистрации, основные нормы и состав учредителей для частных предприятий любой организационной формы предусматривает федеральное законодательство страны. Предприятия, действующие в сельскохозяйственной сфере, регулируются, помимо основных нормативных актов, специальным законом федерального порядка № 74 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/) и имеют ряд отличительных качеств по сравнению с предприятиями других организационных форм. Поэтому перед основанием фермерского хозяйства следует изучить этот вопрос.

На видео: Порядок регистрации КФХ

Открывая фермерское хозяйство и определяя количество будущих членов такого предприятия, нужно учитывать все функции и обязанности руководителя, которые возлагаются на лицо, занимающее эту должность.

В основном глава КФХ обязан выполнять всю работу организационного характера, прежде всего:

  • представлять интересы компании, действуя от ее имени при заключении сделок и прочих операциях. Подписание договоров и заключение сделок с реализаторами продукции также входит в спектр обязанностей руководителя;
  • полная организация работы хозяйства, найм сотрудников, делегирование полномочий и отслеживание выполнения своих обязанностей всеми специалистами, трудящимися в компании;
  • проведение учетов;
  • подача отчетности в налоговую инспекцию.

На видео: Как получить финансовую помощь от государства фермеру

Охват всех перечисленных полномочий достаточно широкий, поэтому традиционно фермерское хозяйство состоит из нескольких участников, помимо самого учредителя. Так, членам фермерского хозяйства предоставляется ряд полномочий, в том числе – право голоса при приеме важных решений, касающихся деятельности предприятия и возможность совместно выбирать главу организации, равные права в отношении имущества хозяйства, а также возможность выхода из состава организации с сохранением своей части имущества. По причине распределения обязанностей и возможностей совместного принятия решений членами КФХ более рациональным традиционно считается именно такой формат его организации. Но если масштаб деятельности предприятия ограниченный и дает возможность руководителю самостоятельно выполнять все полномочия, закон позволяет основать КФХ одному лицу.

Одним из нюансов КФХ, открываемого в сельской местности и специализирующегося преимущественно на производстве, обработке и продаже сельскохозяйственной продукции, являются более широкие возможности в сравнении с ИП и ООО. Так, имея ряд особенностей и преимуществ юридических лиц, крестьянские хозяйства имеют упрощенную структуру, более лояльную систему налогообложения и менее серьезные требования, предъявляемые к учредителям и руководству предприятия.

Одной из особенностей крестьянско-фермерских хозяйств является вопрос имущественной принадлежности. Так, в отличие от юридических лиц, согласно федеральному закону № 74, все имущество хозяйства является собственностью членов организации. Конкретные аспекты в отношении имущества участники КФХ прописывают в соглашении, подписываемом главой и остальными членами. Именно соглашение будет выполнять функцию устава предприятия, и, несмотря на то, что оно составляется в свободной форме и не должно в обязательном порядке заверяться нотариусом, этот документ определяет многие основоположные моменты действия организации. Основные особенности, роль и функции соглашения в учреждении и дальнейшей работе КФХ определяет статья 4 того же нормативного документа «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Изучив ее положения (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/9cacbb714639f058351ca7fe2012571b893ab721/), можно подробно узнать об обязательных и дополнительных пунктах этого документа, а также порядке внесения в него изменений.

Если фермерское хозяйство основывает одно лицо, составление такого соглашения не имеет смысла. Его функцию, а именно установление наиболее важных особенностей создаваемой организации, будет выполнять другой документ – решение о создании крестьянско-фермерского хозяйства. Решение также может иметь произвольную форму – важно только, чтобы оно содержало все основные сведения о самом предприятии и его учредителе.

Наиболее важные данные в решении о создании КФХ при наличии только одного учредителя следующие:

  • полная информация о лице, которое будет выполнять функции главы и одновременно учредителя предприятия. Эти данные включают паспортные данные и адрес регистрации, а также некоторые другие сведения, которые могут оказаться полезными;
  • область деятельности и обязанности, возлагаемые на КФХ;
  • дата, когда было принято решение.

Завершает этот документ фактическое извещение о принятии решения относительно организации КФХ и подпись учредителя. Этот документ не предусматривает обязательного соблюдения каких-либо установленных форм, поэтому может быть написан в свободной форме. Однако образцы документа, которыми можно руководствоваться для его составления, все же существуют – их можно найти на специализированных сайтах.

Написание и предоставление в специализированный госорган решения об открытии КФХ при наличии только одного участника предусматривает подготовку и подачу пакета документов:

    • сам текст решения, составленный в соответствии с изложенными требованиями;
    • документ, который удостоверяет личность учредителя хозяйства – как правило, подают оригинал и копию;
    • заполненная форма Р21002, содержащая заявление о регистрации предприятия в формате крестьянского (фермерского) хозяйства (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registration_ip_yl/registration_fh/order/4500920/);
    • квитанция об уплате пошлины. Размер пошлины составляет 800 рублей. Оплатить ее можно в любом отделении банка или другом финансовом учреждении;
    • если предприниматель считает нужным сразу перевести предприятие на единый сельскохозяйственный налог, соответствующее заявление прилагается к подаваемому пакету документов. При отсутствии такого заявления организация будет зарегистрирована как действующая по основной системе налогообложения. Первый вариант будет более предпочтителен, особенно для компании небольшого формата, поскольку ЕСХН позволяет учредителю затрачивать наименьшее количество времени и средств в процессе подачи регулярной отчетности.

Этот пакет документов учредитель КФХ подает в территориальный орган ИФНС. На рассмотрение и принятие решения его специалистами по закону отводится 5 рабочих дней. Если все требования, предъявляемые будущему фермеру как учредителю нового предприятия, будут выполнены и подан полный пакет документов, он получает стандартный пакет учредительных документов: свидетельство о регистрации как КФХ, выписку из ЕГРИП и свидетельство, подтверждающее постановку нового предприятия на учет Федеральной налоговой службы. Соответствующее письмо учредитель фермерского хозяйства должен получить и в органах статистики.

После того как все учредительные документы будут получены и предприниматель получает возможность открывать собственное сельскохозяйственное предприятие, он может подавать запрос в местные органы власти о выделении ему земельного участка либо грантов или других видов материальной помощи.

Глава КФХ как ИП. Регистрация

Во многих случаях крестьянское хозяйство открывают лица, уже имеющие свидетельство индивидуального предпринимателя. Если такой бизнесмен планирует и в дальнейшем работать единолично, без привлечения других членов, он может сохранить формат ИП для дальнейшей деятельности в сельскохозяйственной отрасли. Но даже в этом случае придется получить свидетельство КФХ, иначе компания не сможет рассчитывать на бонусы и привилегии, которые закон предоставляет фермерам в рамках существующих программ.

Если ИП не планирует отказываться от своего статуса и в то же время хочет стать главой КФХ, налоговую отчетность придется сдавать по обеим формам.

Независимо от того, будет ли лицо, являющееся учредителем КФХ, его единственным участником, или в состав войдут и другие члены, процедура создания фермерского хозяйства в целом стандартна и включает несколько основных этапов. Вначале следует выяснить правила, которые действуют относительно учреждения фермерского хозяйства в том регионе, где планируется регистрация хозяйства. Это связано с тем, что несмотря на существующие общие нормы, установленные специализированным законом, местные законодательные акты могут предусматривать некоторые отличия. Выяснив все существующие нормы и требования в отношении главы и участников будущего хозяйства, его учредитель должен уплатить государственную пошлину, которая составляет 800 рублей. Затем нужно заполнить форму регистрационного заявления и подать его в территориальное отделение ФНС. Наиболее важным отличием при регистрации главы как единственного участника станет отсутствие такого документа, как соглашение, фактически выполняющее функцию устава.

Таким образом, с учетом особенностей регистрации крестьянского хозяйства одним лицом сопроводительный пакет документов будет выглядеть так:

  • заполненная форма заявления;
  • решение о создании КФХ, которое будет декларировать основные принципы его деятельности, включая организационные и финансовые аспекты;
  • оригинал и копия паспорта главы будущего хозяйства;
  • квитанция, которая подтверждает уплату пошлины;
  • заявление о переходе на единый сельскохозяйственный налог, если это предусматривается планами учредителя.

Подготовив такой пакет документов, его лично подают в налоговую инспекцию. Если эту задачу будет выполнять другое лицо, все документы предстоит заверить у нотариуса. Поэтому более простым и предпочтительным вариантом будет самостоятельная подача заявления и документов. Регистрация предприятия осуществляется на протяжении 3 рабочих дней, после получения учредительных документов компания официально начинает существовать как субъект предпринимательской деятельности. Глава КФХ, будучи единственным членом организации, может набирать штат наемных работников в любом количестве на основных условиях, не забывая об обязательных отчислениях в Пенсионный и страховой фонды с учетом количества персонала.

Таким образом, процесс открытия и регистрации крестьянско-фермерского хозяйства доступен в том числе в случаях, когда его учреждает одно лицо, которое будет выполнять все обязанности и полномочия главы компании. Процедура создания такой структуры не представляет сложностей, но будущему руководителю следует учитывать, что весь объем организационной и финансовой работы будет возложен именно на него. В остальном единоличное управление КФХ не будет предусматривать серьезных отличий.

Крестьянско фермерское хозяйство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *