Бюджетная классификация – что это и зачем

В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.

КБК бывают 4 видов:

  • касающиеся государственных поступлений;
  • имеющие отношение к расходам;
  • обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
  • отображающие операции госуправления.

Для чего служат КБК:

  • упорядочивают финансовую отчетность;
  • обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
  • помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
  • с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
  • позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
  • информируют о текущей ситуации в государственной казне.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.

Строение КБК

Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.

Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).

  1. «Администратор». Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
  2. «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
    • группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
    • подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
    • статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
    • подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
    • элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
  3. «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
  4. «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».

Почему меняются коды бюджетной классификации?

Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.

Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.

  1. Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
  2. Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
  3. Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
  4. Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.

К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.

Чем чревата ошибка в КБК

Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.

В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.

Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК

  1. Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
  2. Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
  3. К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
  4. При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
  5. Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.

ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.

Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.

  1. Инспекция начислила пени по неуплате налога. Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
  2. КБК не соответствует платежу, указанному в назначении. Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
  3. Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными. Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
  4. Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье. Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.

ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.

КБК: структура

Код бюджетной классификации состоит из 20-ти знаков. Они разделены на определенные группы:

  • администратор – 3 знака;
  • код вида доходов бюджета – 10 знаков (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);
  • код подвида доходов бюджета – 7 знаков (группа и аналитическая группа).

Итак, администратором могут являться Федеральная налоговая служба (код 182), Пенсионный фонд (код 392), Фонд социального страхования (код 393). Вид доходов является единым по всей территории Российской Федерации. В нее входит группа доходов, которая может иметь такие значения:

  • 100 – налоговые и неналоговые доходы;
  • 200 – безвозмездные поступления.

Первая группа имеет различные подгруппы доходов:

  • 101 – доходы, налоги на прибыль;
  • 102 – страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 103 – налоги на товары, работы и услуги, которые реализуются на территории РФ;
  • 104 – налоги на товары, которые ввозят на территорию РФ;
  • 105 – налоги на совокупный доход;
  • 106 – налоги на имущество различного вида;
  • 107 – налоги, регулярные платежи и сборы за пользование природными ресурсами;
  • 108 – госпошлина;
  • 109 – перерасчеты и задолженность по отмененным налоговым сборам и иным обязательным платежам;
  • 110 – доходы от внешней экономической деятельности;
  • 111 – доходы от пользования имуществом, которое находится в муниципальной и государственной собственности;
  • 112 – платежи за пользование природными ресурсами;
  • 113 – доходы, полученные от оказания платных услуг или работ и компенсации затрат государства;
  • 114 – доходы от реализации (продажи) материальных и нематериальных активов;
  • 115 – административные сборы и платежи;
  • 116 – штрафы, возмещение ущерба, санкции;
  • 117 – прочие неналоговые доходы;
  • 118 – перечисления (поступления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы РФ.

Далее идет код вида доходов. Он определяет получателя денежных средств. Этот код может быть таким:

  • 01 – Федеральный бюджет;
  • 02 – бюджет субъекта РФ;
  • 03 – бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
  • 04 – бюджет городского округа;
  • 05 – бюджет муниципального района;
  • 06 – бюджет Пенсионного фонда РФ;
  • 07 – бюджет Фонда социального страхования РФ;
  • 08 – бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 09 – бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
  • 11 – бюджет городского округа с внутригородским делением;
  • 12 – бюджет внутригородского района;
  • 13 – бюджет городского поселения.

Код подвида доходов используют для уточнения поступлений по кодам вида доходов. Он состоит из двух частей: 14-17 разряды – группа подвида доходов бюджетов, 18-20 разряды – аналитическая группа подвида доходов бюджета.

Группа подвида может иметь такие значения:

  • 1000 – налог или обязательный сбор;
  • 2100 – пени;
  • 3000 – штрафы;
  • 2200 – проценты.

Стоит учесть, что при перечислении взносов на обязательное пенсионное страхование используют КБК, в котором группа подвида дохода обозначена 1010. Взносы на медицинское страхование определяется в коде бюджетной классификации цифрами 1013. Для оплаты налоговых или административных штрафов используют КБК с группой подвида доходов 6000.

Далее идет аналитическая группа. Она указывает на группировку доходов по типам финансовых операций. К таким доходам относят группы доходы (100) и выбытие нефинансовых активов (400). Первую классифицируют по следующим статьям:

  • 110 – «Налоговые доходы». По этой статье учитывают налог на прибыль, а также НДС, НДФЛ и другие обязательные налоговые сборы, оплачиваемые юридическими лицами согласно НК РФ.
  • 120 – «Доходы от собственности». В этой статье учитывают доходы, полученные от пользования имуществом, которое находится в муниципальной и государственной собственности.
  • 130 – «Доходы от оказания платных услуг и выполнения работ». Этот код используют для указания доходов, полученных от оказания платных услуг предприятиями государственного сектора и органами власти.
  • 140 – «Сумм принудительного изъятия». По этой статье оплачивают штрафы, пени и недоимки по отметенным страховым взносам в государственные внебюджетные фонты.
  • 150 – «Безвозмездные поступления от бюджетов различных уровней». Эта статья предназначена для учета перечислений между бюджетами различных уровней.
  • 160 – «Страховые взносы на обязательное социальное страхование». В этой статье учитывают поступления страховых взносов во все внебюджетные фонды, а также штрафы и пени.
  • 180 – «Прочие доходы». В эту статью включены прочие доходы.

Стоит учесть, что код 170 в КБК не предусмотрен.

Пояснения

Структура кода доходов представлена в виде трех составных частей.

  • Администратор
  • Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент)
  • Подвид доходов бюджета (группа, и аналитическая группа)

Администратор состоит из трех знаков и определяет код администратора поступлений. Администраторами, например, являются Федеральная налоговая служба (код 182), Фонд социального страхования (код 393), Пенсионный фонд (код 392)

Вид доходов является единым для всех бюджетов страны и включает в себя:

  • группу
  • подгруппу
  • статью
  • подстатью
  • элемент (определяет вид бюджета).

Группа доходов имеет следующие значения:

  • 100 — налоговые и неналоговые доходы;
  • 200 — безвозмездные поступления.

Группа 100 «Налоговые и неналоговые доходы» (а нас в этой статье интересует только она) содержит следующие подгруппы доходов:

  • 101 — налоги на прибыль, доходы;
  • 102 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 103 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 104 — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 105 — налоги на совокупный доход;
  • 106 — налоги на имущество;
  • 107 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 108 — государственная пошлина;
  • 109 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 110 — доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 111 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 112 — платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 113 — доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;
  • 114 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 115 — административные платежи и сборы;
  • 116 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 117 — прочие неналоговые доходы;
  • 118 — поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Код вида доходов бюджетов имеет один из следующих кодов элемента доходов:

01 — федеральный бюджет;
02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
04 — бюджет городского округа;
05 — бюджет муниципального района;
06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
11 — бюджет городского округа с внутригородским делением;
12 — бюджет внутригородского района;
13 — бюджет городского поселения.

Код подвида доходов бюджетов применяется для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов. Он состоит из двух частей: группа подвида доходов бюджетов (14 — 17 разряды КБК) и аналитическую группа подвида доходов бюджетов (18 — 20 разряды КБК). Все эти коды утверждены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации

Группа подвида при администрирование налогов и сборов установлены следующие:

  • 1000 — налог (сбор)
  • 2100 — пени
  • 2200 — проценты
  • 3000 — штрафы

При администрировании взносов возможны другие группы. В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют группу подвида 1010, а взносы на медстрахование 1013.

Для уплаты административных и налоговых штрафов используется группа подвида 6000.

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из двух групп: 100 — доходы и 400 — выбытие нефинансовых активов. Нас интересует только первая.
Группа доходов детализирована статьями 110 — 180:

  • статья 110 «Налоговые доходы». По этой статье уплачиваются налог на прибыль, НДФЛ, НДС и прочие налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с Налоговым кодексом;
  • статья 120 «Доходы от собственности». Сюда относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат». К этой статье относятся доходы от оказания платных услуг (работ) организациями госсектора и органами власти;
  • статья 140 «Суммы принудительного изъятия». По этой статье уплачиваются, в частности, недоимки, пени и штрафы по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
  • статья 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов». Из названия понятно, что туда относится;
  • статья 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование». Сюда относятся поступления во внебюджетные фонды страховых взносов, а также пеней и штрафов.
  • статья 170 отсутствует
  • статья 180 «Прочие доходы». К этой статье относятся все те доходы, которые не включаются в вышеперечисленные статьи.

Надеемся, что вам стало понятнее, что такое КБК и почему там так много цифр. КБК-2018 есть в наших инструментах. И помните, что коды прошлого года могут не действовать в текущем, даже если вы уплачиваете налог за прошлый год.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Для чего необходим КБК?

Код бюджетной классификации является важным условием корректного принятия и распределения по назначению поступившего платежа.
КБК позволяет ведомствам проследить историю операций по каждому рублю, поступившему казну.

Внимание:
Коды бюджетной классификации могут меняться каждый год.

Поэтому предпринимателям крайне важно следить за преобразованиями законодательства предмет появления новых версий КБК.
Если при вводе КБК плательщиком будет допущена ошибка, ведомства, ожидающие поступление взноса, могут рассматривать такую ситуацию как нежелание оплачивать налоги и сборы, что может повлечь за собой наложение материального наказания в виде пени или штрафов.

В случае обнаружения ошибки плательщику необходимо составить заявление в налоговую службу с просьбой перенаправить платеж согласно необходимому КБК.
Таким образом, КБК служит инструментом для:

  • — упорядочивания финансовой отчетности;
  • — обеспечения единой формы бюджетно-финансовой информации;
  • — регулирования финансовых потоков на государственном уровне;
  • — составления муниципального или федерального бюджета;
  • — анализа динамики движения средств за определенный период;
  • — информирования о состоянии казны.

Как поступить при обнаружении ошибки в КБК?

В случае обнаружения ошибки в основании платежа первым делом необходимо убедиться в том, что платеж поступил в бюджет. В противном случае ведомство будет считать, что платеж не был произведен, и возложит на плательщика соответствующие санкции.
Затем необходимо обратиться в налоговую инспекцию с просьбой уточнения основания платежа, его типа и принадлежности.

Важно:
При подаче заявления о ликвидации ошибки в ФНС необходимо приложить документальное подтверждение уплаты налога или сбора.

Через несколько дней ФНС примет решение об уточнении платежа и выдаст подтверждение заявителю.
При этом проведенным платеж будет считаться уже в дату оплаты с неверными реквизитами, а не в день получения подтверждения об уточнении КБК.

Если вовремя не обнаружить ошибку и не провести меры по ее устранению, ситуация может привести к неблагоприятным для плательщика последствиям.

К примеру, если ведомство начислило пени из-за «неуплаты налога», а со стороны налогоплательщика поступало обращение с просьбой о зачете уплаченного взноса, то необходимо еще раз обратиться в налоговую с просьбой о пересчете начисленных пени. В случае отказа инспекции произвести перерасчет, следует перенаправить свое заявление в судебный орган.

Если указанный плательщиком КБК не соответствует характеру платежа, указанному в платежном поручении, а допущенная ошибка находится лишь «внутри одного налога», то ведомство чаще всего производит перезачет поступивших средств. Однако, если код не соответствует основанию платежа полностью, то ФНС зачастую отказывает в проведении уточнения платежа. В таких ситуациях судебные органы в львиной доле случаев принимают сторону плательщика.

Если из-за допущенной ошибки в коде страховой взнос оказался неуплаченным, то плательщику практически невозможно избежать штрафов или пени.
Поэтому в таком случае необходимо в максимально короткие сроки повторить платеж с корректно указанными реквизитами для уменьшения суммы возможных штрафов.

Важно:
Ошибочно уплаченные средства впоследствии можно вернуть или зачесть в счет будущих платежей путем подачи заявления в то ведомство, на счет которого было произведено ошибочное зачисление. Отказ в возврате или перезачете средств – веское основание для обращения в суд.

Если уплаченные средства поступили в нужный фонд, но по ошибочной статье, то платеж будет считаться внесенным, и действовать необходимо так же, как и в обычной ситуации.
Важно помнить, что при возникновении любых проблем с ведомством, не желающим произвести перезачет или возврат ошибочно уплаченных средств, нужно незамедлительно обращаться в суд для решения возникшего конфликта.

Для того чтобы избежать неприятных последствий непоступления платежа в бюджет, необходимо:

  • — регулярно проверять отображение проведенных платежей через налоговую;
  • — при поступлении требования о внесении ранее перечисленного платежа, обращаться в соответствующий орган за сверкой счетов;
  • — в случае самостоятельного обнаружения ошибки – писать заявление об уточнении кода классификации;
  • — следить за изменениями в законах в отношении версии кодов.

При совершении оплаты каких-либо взносов необходимо помнить, что ошибка в коде бюджета не может являться основанием для отказа в зачете средств, так как платежные документы всегда содержат дополнительную информацию о назначении и основании платежа.
Поэтому если ведомство отказывается уточнить назначение вашего платежа или произвести перезачет средств – смело обращайтесь в суд.

Что такое код бюджетной классификации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *