Содержание

Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное — проводится с одним участником;
  • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:

  1. Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
    • полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
    • завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
    • завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
    • тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
  2. Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
  3. Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
  4. Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
  5. Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
  6. Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.

Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Правила составления анкеты для опроса

  • Определитесь с задачами предстоящего исследования. Именно их решению должны служить вопросы, последовательно задаваемые в вашей анкете.

Пример: если перед вами стоит цель – узнать отношение покупателей к сотовым телефонам Samsung,задавайте вопросы об интерфейсе, технических характеристиках моделей, потребительских свойствах и пр. В данном случае вас не должно интересовать, в какое время вашему покупателю удобнее прийти за покупкой в салон N. У вас есть четкая цель – выяснить отношение к марке и вы должны ей следовать на протяжении всей анкеты.

  • Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним.

Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты.

Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа.

Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.

Пример: Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?». Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung (модель N) по 5-балльной шкале».

  • Поприветствуйте респондентов во вступлении к анкете, кратко опишите, с какой целью проводится опрос, при необходимости проинструктируйте, как нужно заполнять вашу анкету. По завершении анкетирования не забудьте поблагодарить опрошенного за потраченное время.
  • Используйте минимум специальных терминов. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Нужно понимать, что эти люди не являются специалистами в вашей области. Если при составлении анкеты вы используете термины, поясняйте их. А лучше из вообще избегать. Чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он на нее отвечает.
  • Не делайте больше 3-х вопросов на одной странице. Это просто удобно для восприятия и располагает участника опроса к дальнейшему заполнению анкеты.

Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если при создании анкета получилась слишком большой, не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное вам время – дарите фирменные сувениры, бонусные карты, просто оплачивайте им участие в вашем исследовании. Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.

  • Обязательно следуйте логике при составлении анкеты. Правильная логика не вызовет недоумения и желания бросить заполнение вашей анкеты на полпути.

Пример:

Когда составляешь анкету запросто запутаться с логикой. Будьте внимательны, задавая ветвления для вопросов. Обратите внимание, что ветвление направляется на страницу, поэтому вопрос, для которого задается ветвление, должен быть на странице один-единственный.

  • Следите за порядком вопросов. Расположенные в разной последовательности одни и те же вопросы могут давать различную информацию и даже искажать результаты исследования. Поэтому социологи и психологи при ответе на вопрос, как составить анкету правильно, советуют составлять вопросы от простых к сложным.
  • Обязательно оставляйте для респондентов поля, дающие возможность высказать свое мнение: «Ваши пожелания по улучшению работы магазина», «Как Вы считаете..», «Выскажите Ваше мнение по поводу…».
  • Будьте аккуратны в выражениях и вежливы. Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
  • Протестируйте опрос. После составления анкеты просмотрите ее еще раз, уберите все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Добейтесь четкости формулировок. Дайте заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету согласно рекомендациям.

Что представляет собой маркетинговый опрос покупателей

Опрос как метод маркетингового исследования заключается в том, что проводящий данную процедуру обращается к определенной группе граждан, чтобы узнать об их мнении и взглядах, а также о том, как люди ведут себя в той или иной ситуации. Опрос ставит перед собой задачу получить сведения «из первых уст». Лицо, которое опрашивают, называют респондентом.

Выделяют следующие виды опросов в маркетинговых исследованиях:

  • Анкетирование;

  • Электронный опрос;

  • Устный опрос;

  • Интервью по телефону.

Опрос как метод сбора маркетинговой информации часто используется:

  • В качестве текущей меры — чтобы выяснить, какими особенностями сейчас обладает рынок, какую долю занимает товар на нем, определить ведущие тенденции, создать портрет потребителя, а также узнать об отношении покупателей к тем или иным фирмам и продукции;

  • В качестве средства получения информации о рынке при создании продукции для разных сегментов;

  • При намерении совершенствовать маркетинговую политику предприятия, чтобы изучить, соответствует ли продукция рыночным требованиям, а также установить оптимальную стоимость;

  • При исследовании эффективности продвижения товара, чтобы выявить эффективность рекламных кампаний, понять, насколько реклама помогает продвигать продукцию, протестировать рекламные материалы, над размещением которых производитель думает в данный момент.

В чем заключается важность опроса при сборе маркетинговой информации

Чтобы узнать о желаниях и мотивации респондентов, применяются различные методы маркетинговых исследований (наблюдение, эксперимент, опрос). К примеру, эксперты узнают у опрашиваемых, как последние относятся к тому или иному товару определенной фирмы-производителя, и на основе полученных данных думают над методами подачи информации и ее характеристиками.

Опрос как метод сбора маркетинговой информации имеет свои особенности и нюансы. Благодаря ему можно узнать мнение, склонности и предпочтения людей. При этом важно, чтобы полученная информация была достоверной, так как впоследствии она потребуется для пересмотра управленческой модели на предприятии и, возможно, изменения характеристик выпускаемого продукта или оказываемой услуги.

Именно маркетинговый опрос дает возможность узнавать, какие особенности сегодня присущи массовому сознанию, какое мнение бытует в обществе относительно тех или иных товаров или услуг.

Стоит сказать, что есть способы, позволяющие использовать маркетинговые опросы и получать больше информации о своей целевой аудитории. Вот несколько вариантов сбора анкет.

Узнайте собственного клиента. Что вы знаете о своих потребителях? Многие организации практически ничего не знают о своей аудитории. Лучший способ продвижения товаров или услуг — узнать своих потребителей близко, понять, чего они хотят. Получив достоверные сведения об аудитории, вы узнаете, чем привлекать ее.

Выясните, каким товарам или услугам требуется поддержка. Проведя интерактивный опрос, узнайте, какую продукцию приобретают ваши покупатели. Это позволит понять, продажа каких товаров и услуг наиболее успешна, а какие продаются плохо и почему так происходит. Подобные сведения очень ценны для маркетингового отдела организации, рекламы и отдела по связям с общественностью.

Узнайте о своих конкурентах. Информация о предприятиях, конкурирующих с вами, может сильно удивить. Благодаря маркетинговому исследованию вы лучше узнаете, кто ваши конкуренты, в чем вы потенциально проигрываете им, и поймете, как исправить положение.

Устанавливайте верные цены. При введении в оборот новой услуги или продукции либо при работе с уже действующими товарами обратите внимание на их стоимость. Чтобы установить оптимальную цену, вы можете провести маркетинговое исследование. Например, соберите отзывы клиентов и получите полезные советы и предложения по реализации товаров.

Общайтесь с людьми, которые не являются вашими клиентами. Маркетинговый опрос совершенно иного формата можно провести и среди потребителей, которые не являются вашей целевой аудиторией. Сведения о восприятии сторонними людьми вашей фирмы, ответы на вопросы, почему до сих пор они не пользуются вашими товарами и услугами, могут стать очень полезными.

Демографические данные. Вам необходимо знать о поле, возрасте, месте проживания, предпочтениях и интересах клиентов, чтобы составить объективный портрет покупателя.

Узнаваемость бренда клиентами и осведомленность о нем. Выясните, какая часть аудитории информирована о вас, покупают ли эти люди товары других фирм, пользуются ли услугами конкурентов. Это позволит вам узнать о слабых сторонах вашего бренда.

Паблик рилейшнз. Если фирма провела грамотную пиар-кампанию и после этого показатели продаж улучшились, рекламные мероприятия можно считать успешными. Если кампания провалилась, следует выяснить, почему. Опрос как метод маркетингового исследования может помочь пиар-отделу провести тестирование кампании или нового рекламного формата.

Цитаты и позитивные отзывы. Благодаря положительным отзывам об услугах или продукции фирма может достичь большого успеха. Проводя маркетинговое исследование, занимайтесь сбором высказываний потребителей, удовлетворенных качеством сервиса. Вам необходимо лишь получить разрешение на использование цитат.

Какие типы и виды маркетинговых опросов существуют

Маркетинговый опрос бывает двух видов: заполнение анкет и интервью.

При анкетировании респондент отвечает на вопросы в анкете. При этом интервьюер может как присутствовать, так и отсутствовать. Форма проведения маркетингового исследования может быть любой: групповой и индивидуальной. Первый тип предпочтителен, если нужно собрать ответы большого количества людей в минимальные сроки. Отметим также, что маркетинговый опрос может носить очную форму или заочную, при которой респондентов опрашивают по почте, через журналы или газеты.

Интервьюирование — это формат личной беседы с респондентом, в ходе которой интервьюер задает ряд вопросов и записывает ответы опрашиваемого. Форма интервью может быть различной — прямой или опосредованной (к примеру, телефонный разговор).

Маркетинговый опрос бывает массовым и специализированным. Все зависит от того, кто носитель (источник) первичных социологических данных.

Массовый маркетинговый опрос — это процесс, где главным информационным источником являются представители разных рыночных сегментов.

Специализированный маркетинговый опрос — это процесс, где главным информационным источником являются эксперты. Люди, обладающие достаточными теоретическими или практическими знаниями, жизненным опытом, предоставляют определенные сведения, делают авторитетные выводы, адекватно оценивают обстановку на рынке. Специализированный маркетинговый опрос можно называть экспертной оценкой.

Читайте статью: Анализ рынка сбыта товаров – первый шаг к эффективной маркетинговой стратегии

Какие виды опросов существуют в маркетинговых исследованиях?

Маркетинговые опросы потребителей различают:

  • По виду контакта того, кого опрашивают, и того, кто опрашивает (коммуникация может быть личной, осуществляться по телефону, почте или интернету);

  • По типу групп опрашиваемых (узнавать мнение можно у физических или юридических лиц, экспертов);

  • По месту проведения опроса (дом, место продаж, улица, офис);

  • По масштабу опроса (на местном, региональном, государственном уровне);

  • По количеству одновременно опрашиваемых лиц (группа или один человек);

  • По количеству тем, затрагиваемых в рамках одного вопроса;

  • По частоте, с которой проводится маркетинговый опрос (один раз или регулярно);

  • По уровню стандартизации (четкая или частичная структурированность, маркетинговый опрос в свободном формате);

  • По способу отбора опрашиваемых (сплошной, выборочный).

Как правило, интервью проводится в одном из двух видов.

  • Индивидуальное интервью продолжительностью в пару минут или несколько часов. Беседовать с респондентами можно дома или на их рабочем месте, на улице или в торговом центре.

  • Групповое интервью с определенной группой лиц (соседями, стихийно образовавшейся группой, коллегами по работе).

Интервью в маркетинговом исследовании бывает следующих типов.

  • Глубинное (или направленное) интервью — распространенный вид группового интервью, выделенный в самостоятельное направление. Беседа ведется с 10–15 респондентами в неформальной обстановке без четко фиксированных вопросов. Задача интервьюера состоит в создании легкой атмосферы, где опрашиваемые могли бы расслабиться и максимально честно ответить на все вопросы и, возможно, подать новые идеи.

  • Неформализованное интервью организуют тогда, когда темы касаются взглядов опрашиваемого или направлены на его личность. Героями неформализованного интервью обычно становятся неординарные лица, с которыми проводится маркетинговый опрос (пример — представители редких профессий и выдающиеся личности).

  • Диагностическое (исследовательское) интервью ведутся с целью выявить внутренние проблемы на предприятии.

  • Метод фокус-группы относится к групповому интервью и является его самостоятельным направлением. Фокус-группа — это малая часть людей, объединенная по ряду критериев. При проведении интервью все внимание респондентов направлено на обсуждаемую тему. Участники фокус-группы должны иметь схожее мнение на предмет спора или обладать определенным опытом. Количество членов фокус-группы составляет от 8 до 12 человек.

Модератор — это лидер фокус-группы. Обязательно, чтобы он разбирался в обсуждаемой проблеме, был экспертом в данной сфере. Лучше, если беседа будет проходить в непринужденной обстановке и длиться не более 1–2 часов.

Есть еще и панельное обследование. Суть данного типа маркетингового исследования состоит в том, что одну и ту же группу опрашивают с определенной периодичностью, узнавая мнение людей по одному и тому же вопросу. При этом панель может быть:

  • Краткосрочной и долгосрочной (в первом случае время ее существования — не больше 1 года, во втором — до 5 лет);

  • Специализированной и общей (все зависит от характера изучаемой проблемы);

  • Потребительской, торговой, промышленной (зависит от характера изучаемых единиц).

Анкетирование — это, можно сказать, самый информативный метод маркетингового исследования. При этом исследовании респондент заполняет таблицы, отвечая на подготовленные отделом маркетинга фирмы вопросы. Анкетирование — это формализованное исследование, а маркетинговые опросы в его рамках могут быть:

  • Секционными, с последовательным рассмотрением возможных проблем до их полного решения;

  • Туннельным, когда от общего в процессе исследования переходят к частному;

  • Комбинационным, когда используют и то и другое направление одновременно.

Что должна включать анкета маркетингового опроса

Благодаря анкетированию можно не только получить информацию о причинах того или иного явления и сопоставить их с итогом деятельности, но и узнать о количественных характеристиках в рамках изучаемого вопроса, так как основа изучения — статистическое выборочное наблюдение.

Сколько вопросов должно быть в анкете? Четкого регламента нет, однако их количество не должно превышать 45, поскольку далее респондент становится менее внимательным, а тот, кто проводит маркетинговый опрос, получает неточные сведения.

Анкета обычно состоит из трех блоков.

  • Введение позволяет респондентам получить общее представление о тех, кто ведет исследование и с какой целью они это делают. Из преамбулы опрашиваемый должен понимать, что опрос ведется анонимно, а ответы являются доверительными. Во введении также приводят инструкцию о том, как заполнять анкету, как возвращать ее. Негласное правило говорит, что респондента принято благодарить за внимание, уделенное опросу.

  • Основная часть, рассматриваются вопросы, их содержание, вид, количество, контрольные тесты.

  • Реквизитная часть содержит сведения о респондентах. Речь идет о возрасте, поле, принадлежности к определенному роду, профессии, семейном положении, именах и другой информации. Здесь также идентифицируется сама анкета с присвоенным ей названием, местом и временем проведения, фамилией того, кто берет интервью.

Затем вопросы объединяют в блоки, которые могут быть квалификационными и тематическими, с закрытыми и открытыми вопросами. Если респонденту задают открытый вопрос, предполагается ответ в свободной форме. Если же вопрос закрытого типа, выбирается наиболее близкий вариант из нескольких.

Иногда сформулировать вопросы для анкеты довольно сложно. Чтобы грамотно ее составить, специалист должен обладать достаточной квалификацией, хорошими социологическими, экономическими, психологическими и статистическими навыками в различных сферах. При формулировании вопросов рекомендуется воспользоваться определенными схемами.

Разработка вопросов для анкет с целью провести маркетинговый опрос — достаточно творческий процесс. Составитель должен обладать определенными литературными способностями и иметь хорошее логическое мышление. Не стоит также забывать об особенностях респондентов, для которых составляются анкеты. Именно задачи маркетингового исследования оказывают прямое влияние на последовательность и планирование анкетирования. Обычно сначала составляются программа и форма анкеты, и только потом разрабатывается комплекс вопросов.

Ключевые требования к вопросам и составлению анкет — это:

  • Логичность, простота и однозначность;

  • Связанность вопросов между собой, их грамотная постановка;

  • Лаконичность, отсутствие «воды»;

  • Использование общепринятых терминов;

  • Группирование в блоки;

  • «Живость», отсутствие монотонности в вопросах;

  • Наличие контрольных вопросов, благодаря которым можно проверить последовательность респондента;

  • Расположение личных и трудных вопросов в конце списка;

  • Максимально корректная форма постановки вопросов;

  • Заблаговременное оттестирование вопросов в анкете.

  • Обоснованность всех вопросов.

Формулировки вопросов. Маркетинговый опрос состоит из открытых, закрытых и полузакрытых вопросов. Отвечая на вопросы закрытого типа, респондент может остановиться на одном из вариантов ответа, предложенных составителем.

Если же вопрос поставлен в открытой форме, отвечающий может сообщить о своих взглядах на проблему в желаемой форме. Что касается закрытых и полузакрытых вопросов, их положение в анкетах можно назвать промежуточным. У респондента есть возможность выбрать предложенные ему варианты и рассказать о собственных соображениях.

Кратко рассмотрим ключевые виды вопросов. Благодаря открытым опрашиваемый может в свободной форме излагать свое мнение. Минус для тех, кто проводит маркетинговый опрос, состоит лишь в том, что по завершении анкетирования могут возникнуть сложности с сопоставлением мнений разных респондентов. Чтобы получить сводные характеристики, опрашивающие сами шифруют ответы по разработанной схеме. Отвечая на закрытые вопросы, шифрует их сам опрашиваемый.

Читайте статью: Анализ внешнеэкономической деятельности в условиях экспорта и импорта

Как проводить анализ маркетингового опроса

Как долго следует проводить маркетинговый опрос? С этим исследователям нужно определиться заранее. Важно, чтобы опрос не затянулся, иначе с сопоставимостью ответов могут возникнуть сложности, а секретность будет нарушена. Стоит учитывать, что маркетинговые опросы потребителей разного типа занимают разное количество времени. Если вы отдаете предпочтение личному маркетинговому опросу или проводите исследование по телефону, то соответственно тратите меньше времени. Маркетинговый опрос по электронной почте, исследование методом эксперимента или наблюдения длятся дольше. В любом случае требуется установка конкретных временных рамок.

Из каких источников исследователь получает сведения? Прежде всего нужно выбрать дату и время сбора данных. Маркетинговое исследование можно вести как на территории компании, так и за пределами предприятия. Тот, кто проводит маркетинговый опрос, должен понять, что в приоритете для него — срочный сбор информации и комфортные условия или желание получить необходимые объективные данные, пусть даже в труднодоступном месте.

После тщательной детализации всех параметров маркетингового опроса исследователи приступают к сбору информации. Тот, кто занимается этой работой, должен четко следовать указаниям и выполнять все предписания руководства. Ответы и наблюдения следует фиксировать.

При анализе полученной информации считают количество бланков, а затем изучают их для дальнейших рекомендаций. Проводится кодирование бланков — присвоение номеров и классификация категорий ответов. Что касается рекомендаций, это предложения и советы по поводу дальнейшей манеры ведения бизнеса предприятия. Основой для рекомендаций может стать информация, полученная в ходе маркетингового опроса. Все сведения в письменном виде предоставляют руководителю компании.

Основываясь на данных маркетингового опроса, ответственные лица организации решают, что делать дальше. Результаты маркетинговых исследований важны для любой компании, поскольку благодаря им решается, что делать сейчас и в дальнейшем.

Из-за чего маркетинговый опрос может дать недостоверные результаты

Субъективность

Опрашиваемые часто выдают субъективную информацию, ориентируясь на мнение и реакцию общества. Массовость опросов при этом не может избавить от проблемы, так как общий характер может быть присущ и предрассудкам, и стереотипам, и заблуждениям.

Неинформированность

В ряде случаев респонденты не могут дать полноценного ответа или высказать мнение относительно того или иного вопроса, поскольку не имеют должного образования и не владеют информацией в полном объеме.

Ошибочные ответы

Респонденты часто допускают ошибки при ответах на те или иные вопросы, делая это ненамеренно. В результате исследователь рискует получить необъективные и недостоверные сведения.

Итак, мы поняли, что маркетинговый опрос — крайне важная, но отнюдь не простая процедура. Вы можете воспользоваться советами, приведенными в этой статье, и взять на вооружение подходящие методы маркетингового исследования (опрос, наблюдение), чтобы получить достоверную информацию. Но помните, что для проведения качественного маркетингового исследования нужно обладать соответствующей квалификацией, опытом и знаниями. Лучший вариант — довериться специалистам, которые смогут провести маркетинговый опрос на высоком профессиональном уровне.

Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.

Наибольший авторитет наша компания завоевала в следующих отраслях:

  • Коммерческий транспорт и спецтехника;

  • Стекольная промышленность;

  • Химическая и нефтехимическая промышленность;

  • Строительные материалы;

  • Медицинское оборудование;

  • Пищевая промышленность;

  • Производство кормов для животных;

  • Электротехника и другие.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Основными конкурентными преимуществами нашей компании являются:

  1. Точность предоставления данных. Предварительная выборка внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, четко совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В результате на выходе мы получаем точные расчёты рыночных показателей и долей рынка участников.

  2. Подготовка отчетов «под ключ» и удобство работы с ними. Информация быстро воспринимается, так как таблицы и графики простые и понятные. Агрегированные данные по участникам рынка сведены в рейтинги участников, вычислены доли рынка. В результате сокращается время изучения информации и есть возможность сразу переходить к принятию решений, которые «на поверхности».

  3. Заказчик имеет возможность получить часть данных бесплатно в форме предварительной экспресс-оценки рыночной ниши. Это помогает сориентироваться в ситуации и решить, стоит ли изучать глубже.

  4. Мы не только рассказываем о рыночной нише заказчика, но и подсказываем, какие близкие ниши. Даем возможность вовремя найти решение – не замыкаться на своем товаре, а обнаружить выгодные новые ниши.

  5. Профессиональная консультация с нашими отраслевыми менеджерами на всех этапах сделки. Мы – создатели данной ниши анализа экспорта-импорта на основе таможенной статистики, наш почти 20 летний опыт – залог эффективного сотрудничества.

Наша компания готова провести для Вас маркетинговый опрос, который поможет выявить предпочтения Вашей аудитории, определить объем рынка, провести сегментирование и не только. Ваш потребитель точно знает, что ему нужно и чего он хочет!

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Заказать обратный звонок

>Анкетирование

Анкетирование- это процедура проведения письменного опроса с помощью разработанной анкеты. Является одним из методов количественных исследований в маркетинге и социологии.

По полноте охвата

  • Сплошное (опрос всех представителей выборки)
  • Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов с респондентом

  • Очное (в присутствии интервьюера)

— Групповое анкетирование (несколько респондентов), аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
— Индивидуальное анкетирование (один респондент)

  • Заочное (интервьюер отсутствует)

— Рассылка анкет по почте
— Публикация анкет в прессе
— Публикация анкет в Интернете (онлайн-анкетирование)
— Личное вручение и сбор анкет у респондентов

Примеры анкет, составленных студентами

Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.

Пример анкеты № 1 на тему «Отношение современной молодежи к религии и нравственности»

Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции «Психология нравственности и религия: XXI век». Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).

  • 1. Ваш пол:
    • а) мужской;
    • б) женский.
  • 2. Ваш возраст:
    • а) младше 17 лет;
    • б) 17–22 года;
    • в) 23–27 лет;
    • г) старше 27 лет.
  • 3. Ваше образование:
    • а) неполное среднее;
    • б) среднее;
    • в) неполное высшее;
    • г) высшее.
  • 4. Какую религию Вы исповедуете?
  • а) православие;
  • б) неправославное христианство (католицизм, протестантизм);
  • в) иудаизм;
  • г) ислам;
  • д) другая (неавраамическая) религия;
  • с) я не верю.
  • 5. В какой степени Вы относите себя к религиозным людям?

Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:

Не верю 12 3 456789 10 Верю

  • 6. В Вашей семье существуют какие-либо религиозные традиции или обычаи (посещение храма, проведение обрядов, чтение религиозной литературы и т.п.)?
  • а) да;
  • б) да, такие традиции существуют, но мы не придаем им большого значения;
  • в) нет.
  • 7. Как часто Вы посещаете религиозные службы?
  • а) никогда;
  • б) раз в год или реже;
  • в) раз в месяц или раз в полгода;
  • г) раз в неделю или чаще.
  • 8. Отмечаете ли Вы религиозные праздники?
  • а) да, постоянно, у нас есть календарь, где отмечены все праздники нашей веры;
  • б) да, но только самые известные;
  • в) редко, когда как получится;
  • г) нет, в нашем кругу это нс принято.
  • 9. Если Вы когда-нибудь принимали участие в религиозных обрядах, то почему?
  • а) потому что это необходимо для верующего;
  • б) потому что это выглядит со стороны красиво;
  • в) участвовал(-а) из простого любопытства;
  • г) сходил(-а) за компанию с друзьями (родственниками);
  • д) не принимаю участие в подобных ритуалах.
  • 10. При выборе одежды (украшений) Вы ориентируетесь на предпочтения вашего вероисповедания?
  • а) да, я всегда выбираю одежду, которая не противоречит религиозным нормам;
  • б) обычно да, но если вещь очень нравится, то несмотря на несоответствие с нормами моей религии я ее куплю;
  • в) религиозная символика в одежде (украшениях) – просто часть моего стиля;
  • г) нет, мой облик с религией не связан.
  • 11. Оказывает ли религия влияние на Вашу профессиональную (учебную) деятельность?
  • а) да, я выбрал(-а) профессию (специальность), которая не противоречит этическим нормам моего вероисповедания;
  • б) отчасти, это скорее касается взаимоотношений с сотрудниками (одногруппниками). Мы бескорыстно помогаем друг другу и поздравляем друг друга с религиозными праздниками;
  • в) нет, на мою работу (учебу) религия не оказывает никакого воздействия.
  • 12. Оказывает ли религия влияние на Ваше поведение (образ жизни)?
  • а) да, я всегда живу по предписаниям моей религии и отказываюсь от всего, что подпадает под религиозный запрет;
  • б) я пытаюсь соответствовать религиозным этическим нормам (стараюсь не вступать в конфликты с людьми, не ругаюсь, не обманываю намеренно);
  • в) мой образ жизни не зависит от религиозных убеждений. Я сам(-а) решаю, как мне жить.
  • 13. Какие поступки Вы бы могли оправдать?

Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.

Поступки

Оправдываю

Затрудняюсь

ответить

Не оправдываю

Приобретение денег и имущества при первой же возможности

Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия

Супружеская измена

Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха

Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться

Грубый ответ на несправедливость

Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач

14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?

Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.

Заповеди

Важно

Затрудняюсь

ответить

Неважно

Почитай единого Бога

Не делай себе кумира

Не произноси имени Бога напрасно

Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу

Почитай отца твоего и мать твою

Не убивай

Не прелюбодействуй

Не кради

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Не желай дома ближнего твоего

  • 15. Доверяете ли Вы современному духовенству?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 16. Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции вашего вероисповедания, но не порицается, а может быть, даже одобряется обществом?
  • а) однозначно нет;
  • б) а почему бы и нет? В конце концов, сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется с точки зрения религии;
  • в) на мои поступки не может влиять вероисповедание.
  • 17. Укажите Ваше отношение к лицам, поступающим безнравственно, но лишь в тех случаях, когда в отступлении от морали не видно вреда для окружающих?
  • а) терпимое (с пониманием);
  • б) безразличное;
  • в) резко отрицательное.
  • 18. Почему некоторые люди пренебрегают нормами морали?
  • а) люди искренне не осознают их важности для общества;
  • б) люди просто пытаются самоутвердиться;
  • в) люди привыкли не соблюдать установленные другими правила;
  • г) люди уверены, что их не накажут;
  • д) нормы морали слишком сложны для соблюдения;
  • е) другое.
  • 19. Как Вам кажется, чем можно оправдать безнравственные поступки?
  • а) юным возрастом;
  • б) незначительностью причиненного людям морального или материального ущерба;
  • в) действием в состоянии крайней жизненной необходимости;
  • г) незнанием норм морали;
  • л) ничем;
  • е) другое.
  • 20. Согласны ли Вы с утверждением о том, что современный образ жизни и светская система ценностей способствуют распространению аморальных поступков?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 21. Как, по Вашему мнению, можно предотвратить распространение безнравственности в обществе?
  • а) разъяснением практической важности соблюдения норм морали;
  • б) ужесточением наказания за разные правонарушения;
  • в) личным примером;
  • г) пропагандой религиозных нравственных ценностей;
  • д) другое.
  • 22. Нужно ли ввести в школах и вузах учебную дисциплину, которая бы знакомила учащихся с основными положениями религиозных доктрин?
  • а) да, нужно ввести как обязательный предмет «Основы религиозного знания», причем желательно, чтобы занятия вел священнослужитель;
  • б) можно ввести лишь чисто ознакомительный курс вроде «Истории религий» или «Религиоведения»;
  • в) любую подобную дисциплину можно преподавать лишь факультативно, по желанию учащихся;
  • г) у нас светское государство, и всякая пропаганда религии должна быть вынесена за пределы учебных заведений.

Спасибо за участие!

Пример анкеты № 2 на тему «Отношение московской молодежи к идеям феминизма»

Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.

  • 1. Ваш пол:
    • а) женский;
    • б) мужской.
  • 2. Ваш возраст:
    • а) 18–21 год;
    • б) 22–25 лет;
    • в) 26–29 лет.
  • 3. Ваше образование:
    • а) ниже среднего;
    • б) среднее;
    • в) среднее специальное;
    • г) неоконченное высшее;
    • д) высшее.
  • 4. Ваше семейное положение:
    • а) не женат/не замужем;
    • б) женат/замужем;
    • в) гражданский брак.
  • 5. Как Вы считаете, феминизм – это:
    • а) борьба дискриминируемых женщин за уравнение с мужчинами в социальных правах;
    • б) стремление женщин к господству над мужчинами;
    • в) политическое движение, целью которого является предоставление женщинам избирательных прав;
    • г) другое (напишите, что именно).
  • 6. Как Вы относитесь к идеям феминизма?
  • а) полностью одобряю;
  • б) частично одобряю;
  • в) категорически отрицаю;
  • г) отношусь равнодушно.
  • 7. Сохранился ли феминизм до настоящего времени?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но он сильно изменился за последние годы;
  • в) нет.
  • 8. На сегодняшний день в России существует ряд женских общественных движений. Как Вы считаете, демонстрируют ли их действия идеи феминизма?
  • а) да, потому что женщины в них отстаивают права женщин;
  • б) возможно, но это не имеет смысла в России;
  • в) нет, так как у них нет конкретной идеологии;
  • г) другое (напишите, что именно);
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 9. В настоящее время ущемлены ли права женщин в России?
  • а) да;
  • б) да, в некоторых вопросах;
  • в) нет.
  • 10. Равноправие между мужчиной и женщиной – это:
    • а) равные социальные права;
    • б) равные права и обязанности;

η) что-то из области фантастики;

  • г) другое (напишите, что именно).
  • 11. Могут ли мужчина и женщина меняться социальными ролями?
  • а) да, конечно: мужчина может выполнять обязанности женщины, а женщина – обязанности мужчины;
  • б) да, могут, но не во всех сферах деятельности;
  • в) да, могут, но ни к чему хорошему это, как правило, не приводит;
  • г) нет, это противоестественно.
  • 12. Если женщина занимает «правящую» позицию в семье, то это:
    • а) недопустимо;
    • б) нормально;
    • в) допустимо в том случае, если она пользуется данным положением во благо семье и не принижая супруга;
    • г) другое (напишите, что именно).
  • 13. Оттолкнет ли Вас попытка представителей противоположного пола доминировать над Вами?
  • а) да, в любом случае;
  • б) нет, на умеренном уровне это допустимо;
  • в) нет, я отношусь к этому спокойно.
  • 14. Как увлечение девушек феминизмом может повлиять на их общение с молодыми людьми?
  • а) никак;
  • б) большинство таких девушек будут одинокими;
  • в) молодые люди получат стимул взять все в отношениях в свои руки;
  • г) молодые люди «сядут на шею» таким девушкам;
  • д) будут постоянные ссоры по поводу того, кто в отношениях главный;
  • е) другое (напишите, что именно);
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 15. Что может привести молодого человека к согласию с идеями феминизма?
  • а) принципиальная поддержка идеи социального равноправия;
  • б) влияние круга общения, в котором имеются девушки-феминистки;
  • в) влияние гендерных стереотипов, сформировавшихся в семье;
  • г) любовь к девушке-феминистке;
  • л) влияние пропаганды;
  • е) другое (напишите, что именно);
  • ж) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько легко молодому человеку общаться с девушкой, признающей идеи феминизма?
  • а) вполне легко;
  • б) трудно;
  • в) просто невозможно;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Каковы основные проблемы, которые могут возникнуть во время общения молодого человека с девушкой-феминисткой?
  • а) конфликт из-за обоюдного стремления к лидерству;
  • б) взаимное непонимание;
  • в) желание поменьше общаться друг с другом;
  • г) конфликт из-за стремления молодого человека «перевоспитать» свою подругу;
  • д) насмешки и оскорбления со стороны партнера;
  • е) никаких проблем быть не должно;
  • ж) другое (напишите, что именно);
  • з) затрудняюсь ответить.
  • 18. Какие чувства вызывает у Вас образ девушки-феминистки?
  • а) привлекает;
  • б) вызывает любопытство;
  • в) вызывает смех;
  • г) отталкивает;
  • д) вызывает равнодушие;
  • е) другое (напишите, что именно).
  • 19. Стали бы Вы общаться с девушкой-феминисткой?
  • а) да, так как я тоже придерживаюсь идей феминизма;
  • б) да, так как для меня идейные разногласия не столь важны;
  • в) да, но с большой осторожностью;
  • г) нет, ни в коем случае;
  • д) затрудняюсь ответить.
  • 20. Есть ли среди Ваших знакомых люди, склонные к феминизму?
  • а) да, я общаюсь с таким человеком (людьми);
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.

Спасибо!

Пример анкеты № 3 на тему «Проблема безработицы молодых специалистов»

Уважаемый респондент!

Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.

  • 1. Как Вы думаете, безработица – это:
    • а) в целом позитивное явление в экономике страны (стимул для повышения квалификации и активности населения);
    • б) закономерная реальность (издержки рыночной экономики, без которых она не сможет работать);
    • в) негативное явление (причина социальных конфликтов и роста преступности).
  • 2. Как Вы считаете, каков уровень безработицы сегодня в Москве?
  • а) высокий;
  • б) нормальный (естественный);
  • в) низкий.
  • 3. Каковы, по Вашему мнению, основные причины безработицы в Москве?
  • а) сокращение промышленного производства;
  • б) приток мигрантов из ближнего зарубежья;
  • в) появление совершенно новых отраслей экономики, для которых трудно подобрать кадры;
  • г) другое (напишите)____________________________.
  • 4. Какие категории людей, но Вашему мнению, сегодня больше других подвержены безработице?
  • а) молодые люди;
  • б) люди среднего возраста (от 30 до 40 лет);
  • в) люди старшего возраста (от 40 до 55 лет);
  • г) пенсионеры;
  • д) другое (укажите)______________________________.
  • 5. Ваши планы по окончании вуза?
  • а) пойду работать;
  • б) продолжу учебу в своем вузе (магистратура, аспирантура);
  • в) собираюсь получить новое образование в другом вузе;
  • г) пойду служить в армию;
  • д) свой вариант__________________________________.
  • 6. При трудоустройстве вы рассчитываете на:
    • а) содействие родственников и друзей;
    • б) помощь учебного заведения;
    • в) службу занятости;
    • г) агентства по трудоустройству;
    • д) собственные способности;
    • е) благоприятное стечение обстоятельств;
    • ж) другое (укажите)______________________________.
  • 7. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ в трудоустройстве молодого специалиста?
  • а) отсутствие практического опыта;
  • б) не импонирующие работодателю личные качества кандидата;
  • в) неблагоприятное семейное положение;
  • г) недостаток образования;
  • д) отсутствие вакантных мест;
  • е) предубеждение администрации против «зеленых» сотрудников;
  • ж) иные причины__________________________________.
  • 8. Желали бы Вы пройти «последипломную» стажировку на предприятии с вероятностью дальнейшего трудоустройства?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 9. Пытались ли Вы когда-нибудь трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 10. Есть ли у Вас острая необходимость в получении работы?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 11. Что для Вас первостепенно при выборе места работы?
  • а) уровень предлагаемого заработка;
  • б) престижность фирмы;
  • в) социально-психологический климат в организации;
  • г) сфера деятельности;
  • д) возможность самовыражения;
  • е) возможность профессионального роста;
  • ж) получение практического опыта;
  • з) гибкий график работы;
  • и) другое___________________________________.
  • 12. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для себя в случае невозможности трудоустроиться?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 13. Если бы Вы организовывали собственный бизнес, чем бы вы занимались?
  • 14. Чем лично Вас не устраивает безработица?
  • а) понижение социального статуса;
  • б) отсутствие денег;
  • в) узкий круг общения;
  • г) невозможность реализовать себя;
  • д) материальная зависимость от родителей;
  • е) ничем;
  • ж) другое____________________________________.
  • 15. Какие причины, по-Вашему, способствуют безработице молодых специалистов в Москве?
  • а) излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы;
  • б) отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
  • в) недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Москвы;
  • г) нежелание самих молодых людей трудиться;
  • д) другое______________________________________.
  • 16. На Ваш взгляд, в Москве легче найти работу, чем в других городах?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 17. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием нс работает, обусловлена:
    • а) невозможностью трудоустроиться;
    • б) нежеланием трудиться;
    • в) не удовлетворяющими условиями труда.
  • 18. Как Вы считаете, можно ли бороться с проблемой безработицы?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 19. Как Вы считаете, какие существуют пути борьбы с безработицей?
  • а) создание новых рабочих мест;
  • б) создание бирж труда и иных видов служб занятости;
  • в) повышение квалификации работников;
  • г) поддержка развития малого и среднего бизнеса;
  • д) перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими;
  • г) другое___________________________________.
  • 20. Считаете ли Вы, что предприятия должны заранее готовить для себя специалистов, заключая договора с учебными заведениями о трудоустройстве их выпускников?
  • а) да;
  • б) нет;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 21. Какую помощь Вы хотели бы получить от специалиста- профконсультанта службы занятости?
  • а) узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда;
  • б) пройти тестирование с целью профессионального самоопределения;
  • в) выбрать учебное заведение для последующего поступления;
  • г) найти работу;
  • д) никакую;
  • е) другую помощь__________________________________.
  • 22. Как Вы думаете, кто виноват в сегодняшней ситуации с безработицей молодых специалистов?
  • а) государство;
  • б) биржи труда;
  • в) молодежь;
  • г) работодатели;
  • д) предприятия;
  • е) учебные заведения;
  • ж) другое (напишите)_________________________________.
  • 23. Есть ли сегодня в Вашей семье безработные?
  • а) да;
  • б) нет.
  • 24. Как Вы считаете, в какой форме государство могло бы поддерживать ищущих работу молодых специалистов? (Отметьте несколько пунктов);
  • а) организация курсов повышения квалификации (или переквалификации);
  • б) распределение выпускников вузов на работу по их специальности;
  • в) финансовая поддержка при открытии собственного дела;
  • г) создание рабочих мест;
  • д) развитие молодежных бирж труда;
  • е) создание центров социально-психологической адаптации выпускников;
  • ж) другое (напишите)_________________________________.
  • 25. Как Вы относитесь к случаям отказа при приеме на работу женщин?
  • а) на мой взгляд, это надуманная проблема;
  • б) с пониманием – есть профессии, предназначенные только для мужчин;
  • в) отрицательно – половая дискриминация недопустима. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.
  • 26. Ваш возраст?
  • а) менее 20 лет;
  • б) от 20 до 25 лет;
  • в) от 25 до 30 лет.
  • 27. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 28. Какое у Вас образование?
  • а) среднее общее;
  • б) начальное профессиональное;
  • в) среднее профессиональное;
  • г) высшее;
  • д) неоконченное высшее.

Спасибо! Успехов в трудоустройстве!

Пример анкеты № 4 на тему «Причины возникновения конфликтов в молодой семье»

  • 1. Ваш пол?
  • а) мужской;
  • б) женский.
  • 2. Ваш возраст?
  • а) до 21 года;
  • б) 21–25 лет;
  • в) 26–30 лег;
  • г) 31–35 лет.
  • 3. Ваше образование?
  • а) среднее;
  • б) среднее специальное;
  • в) неоконченное высшее;
  • г) высшее.
  • 4. Ваш брак официально зарегистрирован?
  • а) да, наш брак зарегистрирован в ЗАГСе;
  • б) нет, мы живем «гражданским браком»;
  • в) я не состою в брачных отношениях.
  • 5. Укажите продолжительность Вашего брака:
    • а) до 1 года;
    • б) 1–3 года;
    • в) 4–6 лет;
    • г) 7–9 лет;
    • д) более 9 лет;
    • е) я не состою в браке.
  • 6. Есть ли у Вас дети?
  • а) да, один ребенок;
  • б) да, двое детей;
  • в) трое и более детей;
  • г) детей нет, но мы планируем завести ребенка;
  • д) детей нет, и пока мы не планируем их рожать.
  • 7. Вас устраивает доход Вашей семьи?
  • а) да, полностью;
  • б) скорее да;
  • в) не совсем;
  • г) нет, полностью не устраивает.
  • 8. Укажите Ваши жилищные условия:
    • а) имеем собственное жилье;
    • б) живем с родителями (другими родственниками);
    • в) снимаем жилье;
    • г) взяли жилье в ипотечный кредит;
    • д) живем в общежитии.
  • 9. Насколько Вас устраивают Ваши жилищные условия?
  • а) полностью устраивают;
  • б) устраивают, но не совсем;
  • в) совершенно не устраивают.
  • 10. Как Вы оцениваете психологическую обстановку в Вашей семье?
  • а) благоприятная;
  • б) удовлетворительная;
  • в) дискомфортная;
  • г) конфликтная.
  • 11. У Вас происходят серьезные конфликты в семье?
  • а) да, часто;
  • б) да, время от времени;
  • в) нет.
  • 12. Каковы основные причины конфликтов в Вашей семье? Можно выбрать несколько вариантов ответа:
    • а) жилищный вопрос, бытовая неустроенность;
    • б) нехватка финансовых средств, невысокий уровень дохода;
    • в) проблемы с трудоустройством;
    • г) проблемы с устройством детей в (до-)школьное учреждение;
    • д) проблемы во взаимоотношениях с родителями одного или обоих супругов;
    • е) вредные привычки (алкоголизм, курение, игромания);
    • ж) отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения;
    • з) супружеская неверность, ревность;
    • и) отсутствие общих интересов, разница в образовании;
    • к) грубость, насилие со стороны супруга(-и);
    • л) отсутствие общих взглядов, убеждений (политических, религиозных);
    • м) желание супруга(-и) делать карьеру;
    • н) проблемы с рождением, воспитанием ребенка;
    • о) выплата долга (кредита);
    • п) в нашей семье нет конфликтов;
    • р) другое (напишите, что именно)__________________________.
  • 13. Каковы, но Вашему мнению, основные проблемы молодых семей в нашей стране? Можно выбрать несколько вариантов ответа:
    • а) жилищные проблемы;
    • б) низкие зарплаты;
    • в) безработица;
    • г) необходимость сочетать работу с учебой;
    • д) отсутствие поддержки со стороны государства;
    • е) проблемы в личных взаимоотношениях супругов;
    • ж) конфликты между родителями и детьми;
    • з) неподготовленность молодежи к принятию ответственных решений;
    • и) другое (напишите, что именно)____________________________.
  • 14. Что чаще приводит к созданию конфликтных ситуаций в семье?
  • а) социальные проблемы (бытовая неустроенность, нехватка денег);
  • б) психологические проблемы (отсутствие взаимопонимания, разница в характерах);
  • в) ценностные расхождения (разные убеждения и интересы);
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 15. Влияет ли на конфликты в Вашей семье социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране?
  • а) да, и очень сильно;
  • б) да, но незначительно;
  • в) нет, нс влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 16. Насколько серьезно разная этническая (или религиозная) принадлежность супругов может повлиять на семейные конфликты?
  • а) очень сильно влияет;
  • б) влияет, но только если между супругами нет любви;
  • в) практически не влияет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 17. Есть ли прямая взаимосвязь между семейными конфликтами и уровнем образования супругов?
  • а) да, конечно;
  • б) да, но она редко проявляется;
  • в) нет;
  • г) затрудняюсь ответить.
  • 18. Как Вы считаете, кто должен решать проблемы молодых семей?
  • а) сами супруги самостоятельно;
  • б) супруги при помощи родных и близких;
  • в) государство;
  • г) другое (напишите, что именно)___________________________
  • 19. Как Вы относитесь к государственной политике поддержки молодой семьи?
  • а) считаю ее эффективной;
  • б) считаю ее неэффективной;
  • в) затрудняюсь ответить.
  • 20. Участвуете ли Вы в каких-либо государственных программах поддержки молодых семей?
  • а) нет;
  • б) нет, но хотели бы;
  • в) да, участвуем (укажите, в каких именно)______________________

Спасибо!

Понятие и классификация анкет

Как уже было указано в гл. 3 учебника, наиболее часто используемым методом сбора первичной информации является опрос, который осуществляется при помощи различных анкет и вопросников. Он применяется в 80—90% случаев маркетинговых исследований.

Анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета анализа.

Следует отметить, что в данной главе под анкетой понимается любой вид вопросника, вне зависимости от того, заполняется он при помощи анкетирования или интервью. То есть такие специфические формы вопросников, как гайд или памятка модератора, тоже рассматриваются как анкеты.

При использовании в маркетинговом исследовании анкеты необходимо определить характер ее структуры (формализации), и степень открытости анкеты, которые будут наилучшим образом соответствовать исследуемой проблеме.

Структура — уровень стандартизации, предлагаемый инструментом сбора данных. В высокостандартизированных анкетах в основном используются закрытые вопросы, что обеспечивает однотипную структуру ответов для разных респондентов. В низкостандартизированной или общей анкете большую часть составляют открытые вопросы. Подробнее особенности открытых и закрытых вопросов рассматриваются в этой главе ниже.

Закрытость определяется объемом информации о цели исследования, сообщаемом респонденту. Так, открытая анкета — это анкета, из которой цель исследования для респондента очевидна. В случае использования закрытой анкеты респонденту понятны вопросы и как на них отвечать, но он не располагает информацией о цели исследования1.

Пример

Респонденту в анкете задается вопрос: «Сколько кофе вы в среднем покупаете в месяц?», и ниже приводится соответствующая шкала. Здесь респонденту понятен вопрос и как на него отвечать. Понятна также и цель исследования: узнать величину спроса, чтобы определить объемы производства или продаж. Следовательно, это вопрос для открытой анкеты.

В случае закрытой анкеты может использоваться следующий вопрос: «С чем у вас ассоциируется кофе марки “Жокей”?». Здесь респонденту понятно, что следует отвечать на вопрос. Однако он не может даже предположить, какие выводы сделают из его ответов исследователи, т.е. цель исследования ему неизвестна.

По этим признакам можно выделить четыре вида анкет (вопросников).

1. Стандартизированные открытые анкеты.

Такие анкеты наиболее часто применяются при проведении маркетинговых исследований. В этом случае при сборе информации вопросы задаются в совершенно одинаковой формулировке и в одинаковом порядке абсолютно для всех респондентов. Наиболее часто в таких анкетах используются закрытые вопросы с многовариантным ответом.

Пример

В подобных анкетах респондентам вопрос был бы задан следующим образом: «Как вам кажется, нуждается ли Россия в расширении или сокращении законодательства по вопросам защиты окружающей среды от загрязнения?

Варианты ответов:

  • 1) надо расширить;
  • 2) надо сократить;
  • 3) оставить таким, какое есть;
  • 4) нет собственного мнения».

Этот вопрос имеет стандартную форму, предусмотрены только четыре варианта ответа. Кроме того, у него есть ясная цель: он направлен на то, чтобы выявить отношение людей к вопросам экологии и соответствующему законодательству в России.

но целесообразны для сбора данных по поведению, предпочтениям, отношениям, намерениям, заботам, демографическим и социально-экономическим характеристикам.

2. Нестандартизированные открытые анкеты.

Эти анкеты используются в случаях, когда цель исследования респонденту ясна, но ответ на вопрос остается открытым. Такие анкеты в отличие от первого вида гораздо более эффективны при изучении мотивации потребителей.

Пример

Здесь респондентам вопрос был бы задан по-другому: «Что вы думаете о защите окружающей среды от загрязнения и необходимости расширения российского законодательства по данному вопросу?».

Это открытый вопрос, характеризующийся тем, что респонденты могут отвечать собственными словами, а не ограничены возможностью выбора из определенного набора альтернатив.

Подобные анкеты обычно используются в случае поисковых маркетинговых исследований при проведении глубинных интервью и фокус-групп, а также других видов нестандартизированных интервью.

3. Нестандартизированные закрытые анкеты.

Эти анкеты также используются для исследования мотивации, но в первую очередь подсознательной. Ведь очень часто мотивы поведения многих людей носят подсознательный характер. Если исследователь попытается узнать их при помощи прямых вопросов, то он, скорее всего, получит совершенно бесполезный ответ или столкнется с непониманием истинных причин. Поэтому маркетологи пытаются преодолеть неумение или нежелание респондентов обсуждать свои чувства при помощи специальных проекционных методик (см. также гл. 5), которые почти полностью исключают зависимость ответов от сознания опрашиваемого и его стремления не раскрыть себя.

Пример

Гилберт Черчилль приводит пример использования нестандартизированных закрытых анкет. В анкете приведена следующая картинка. Два человека стоят на пригорке перед крупным городом. Видны многоэтажные дома и дымящие грубы. Один спрашивает другого: «А вы бы хотели жить в таком городе?» Респонденту необходимо вписать в «облачко» свой ответ1.

4. Стандартизированные закрытые анкеты.

Подобные анкеты были созданы как вариант, объединяющий преимущества методов изучения скрытых подсознательных мотивов и предпочтений с преимуществами формализованного подхода в вопросах расшифровки и анализа полученных ответов.

Они основываются на психологической концепции выборочного восприятия, которая утверждает, что отдельные люди имеют склонность выборочно отбирать, выборочно воспринимать и выборочно запоминать идеи, аргументы, события и явления, которые совпадают с их ранее сформировавшимися убеждениями. Поэтому, определив информированность респондента по некоторым вопросам, можно оценить его отношение к этим вопросам.

Пример

Если рассматривать приведенный выше пример, то здесь респонденту задается следующий вопрос: «Какие законы о защите окружающей среды от загрязнения были приняты в России за последние пять лет?», и ниже приводится список законов. В этот список в том числе включаются законы, которые еще не были приняты или не существуют.

Если респондент правильно указывает законы, то он действительно интересуется этим вопросом, в противном случае его мнение о защите окружающей среды не будет играть большой роли.

Анкета: понятие и структура. Классификация анкет.

Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ. Анкета – инструмент очень гибкий в том смысле, что для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками и последовательностью, т.е. вопросы можно задавать множеством разных способов. Хорошая анкета должна: облегчить ответ опрашиваемого лица; сформулировать вопрос с учётом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ. При этом анкета должна быть опробована, и в ней должны быть устранены все выявленные недостатки.

Структура анкеты выглядит следующим образом:

1. Служебное поле. В нём указываются дата заполнения, регион, Ф.И.О. интервьюера, другие данные. Данные служебного поля могут использоваться для верификации работы интервьюера.

2. Введение. Служит связующим звеном между респондентом и интервьюером. Оно должно быть чётким, простым, лаконичным. В нём указывается цель исследования, информация о том, кто его проводит. Введение выполняет стимулирующую функцию посредством подчёркивания значимости ответа респондента, указания на материальные стимулы (призы, бонусы, участие в лотерее).

3. Тело анкеты. В этой части раскрываются основные вопросы, на которые мы пытаемся получить ответ в процессе исследования.

4. Классификационная часть. Содержит информацию об основных социально-экономических характеристиках, которые ложатся в основу сегментирования рынка. Эта часть в общем случае может разбиваться на три области:

1) Область, где вопросы задаются непосредственно респонденту.

Часто возникающей в этой части задачей является определение уровня дохода респондента. Доход можно определить такими путями:установить интервальную шкалу доходов, которая корреспондируется с уровнем цен на исследуемую продукцию;определить род занятий респондента;установить наличие определённых знаковых товаров у респондента, которые могут свидетельствовать об определённом уровне дохода.

2) Область, которая заполняется интервьюером самостоятельно на основе визуальной информации. Это, обычно, возраст, пол и т.д.

3) Название предприятия, адрес, контактный телефон. Если опрос проводится на дому или, если проводится маркетинговое исследование на промышленном рынке, необходимо обязательно указать номер телефона опрашиваемого.

В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга отбирает вопросы, продумывает их формулирование и последовательность. В общем случае структура вопросов анкеты состоит из трёх элементов:


1. Целевые повременные – содержат данные анкеты, которые непосредственно связаны с главной целью исследования. Они обычно описывают отношение, знание товара и поведение потребителя.

2. Классификационные повременные – включают данные, описывающие респондентов.

3. Управляемые переменные – используются для того, чтобы помочь исследователю провести анкетирование.

В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. Самые обычные ошибки – постановка вопросов, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.

Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы предоставляют опрашиваемому набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию.

Открытый вопрос даёт опрашиваемым возможность отвечать своими словами. При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Открытые вопросы имеют форму, оставляющую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа.

Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить с таблицы. Поэтому на практике наибольшее распространение при проведении маркетинговых исследований нашли закрытые вопросы.


Таким образом, получается, что анкета является ключевым инструментом при проведении маркетинговых исследований предприятием. При составлении анкет маркетолог должен тщательно продумать насколько велик будет вклад ответа на сформулированный вопрос для последующих действий производителя. Анкеты составляются с целью получить ответы на самые различные вопросы, которые в зависимости от целей исследования структурируются и принимают узкую направленность. С целью повысить скорость и простоту обработки полученной информации в анкетах широко применяют закрытые вопросы, не смотря на то, что открытые вопросы позволяют получить больше полезной информации для маркетолога организации-заказчика.

Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:облегчить ответ опрашиваемого лица;сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого; позволить легко провести анализ.

Различают следующие виды анкетирования:

1. По способу общения между исследователем и опрашиваемыми:прессовый: вопросник печатают в газете или журнале;почтовый: анкеты рассылают по почте;раздаточный: анкетёр раздаёт анкеты группе респондентов;публикация анкет в Интернете.

Прессовый, почтовый и опрос в Интернете являются заочными. При таком анкетировании нет непосредственного контакта анкетёра с респондентом. В случае с раздаточным опросом (очное анкетирование) анкетёр выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако, анкета заполняется респондентом самостоятельно.

Почтовый опрос является одним самых неэффективных видов, однако при правильной его организации, можно значительно повысить его отдачу. Для увеличения количества желающих принять участие в почтовом опросе следует, считает она, обязательно мотивировать опрашиваемых: присланный ответ будет участвовать в розыгрыше призов, первые приславшие получат купон со скидками и т.д.

2. По месту проведения:по месту жительства;по месту работы;по месту учёбы.

В последних двух случаях анкетирование может быть групповым (или аудиторным).

3. По уровню стандартизации:полностью стандартизированные;частично стандартизированные.

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

4. По полноте охвата:опрос всех представителей выборки;выборочное: опрос части выборки.

Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, её достоверностью и т.д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Из вышеизложенного следует, что классификация анкет, используемых в маркетинге весьма разнообразна. Разделение анкет по виду зависит от выбранного классификационного признака, который и определяет, что именно будет «выясняться» с помощью составленной анкеты.

Маркетинговая анкета пример

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *