Чем отличаются эти документы?

Чтобы понять, в чем разница между ТН и ТТН, нужно смотреть в их содержание. Для начала важно разобраться, что отображается в каждом из них.

Какие данные нужно вносить?

В товарной накладной обязательно должны быть следующие данные:

  1. название ценной бумаги, наименование организации, осуществляющей продажу (поставщик), название принимающей стороны (покупатель);
  2. дата оформления документа (реальная);
  3. основание для осуществления продажи (договор, контракт, наряд на поставку);
  4. код поставщика по ОКУД и ОКПО;
  5. перечень, ассортимент продукции, количество и объявленная ценность, единица измерения, общий тоннаж и конечная сумма фактуры;
  6. указание лиц, ответственных за осуществление отгрузки (главный бухгалтер, ответственный оператор);
  7. подписи ответственных лиц, печать организации.

Скачать бланк ТОРГ-12 в формате Excel

Скачать образец ТОРГ-12 в формате Excel

ТТН оформляется в случае, если поставку проводит третье стороннее лицо – грузоотправитель. Документ необходим именно для сопровождения товара от продавца до покупателя.

Вот в чем состоит еще одна существенная разница между этими бумагами: если ТОРГ- 12 распечатывают в двух экземплярах, то ТТН в четырех. Документ необходим для подтверждения отношений между тремя сторонами: покупатель, продавец и перевозчик. Один экземпляр продавцу, второй экземпляр покупателю и два оставшихся грузоперевозчику для отчетности.

Основные данные ТТН:

  1. наименование и номер документа;
  2. наименование, адрес, телефон грузоотправителя, грузополучателя и плательщика;
  3. номенклатура, количество, сумма;
  4. транспортные расходы и сумма;
  5. указание номера доверенности на водителя, его подпись, подтверждающая принятие груза для доставки;
  6. указываются лица отпустившие товар (кладовщик), разрешившие отгрузку (менеджер) и ответственные за передачу товара (бухгалтер).

Скачать бланк товарно-транспортной накладной (ТТН) по форме 1-Т в формате Excel

Скачать образец товарно-транспортной накладной по форме 1-Т

Главное отличие данного документа от предыдущего – это наличие товарного раздела и транспортного.

В ТТН ставится печать и продавца, и грузоотправителя, которую проверяет принимающая сторона.

Чаще всего в документе на вывоз/ввоз материальных ценностей нужно отобразить большой перечень товара, что составляет неудобства при его использовании. Для этого в товарном отделе указывают, что к данному документу прикладывается товарная накладная, в которой указан весь ассортимент товара и его фактическая ценность. При этом указывают общее количество продукции по фактуре, тоннаж (брутто и нетто) и сумма отгрузки.

Грузоперевозчик оформляет на своего водителя доверенность, а грузоотправитель заполняет эти данные в соответствующем месте товарного раздела товарно-транспортной накладной.

В нижней части первого раздела ТТН слева ставятся подписи уполномоченных лиц грузоотправителя (тех лиц, кто разрешил и произвел отгрузку, и главбуха), справа — подпись водителя (подтверждение факта передачи ответственности за сохранность груза от грузоотправителя перевозчику).

Для предоставления в налоговую потребуется именно товарная накладная, унифицированная форма ТОРГ-12. ТТН в данном случае не примут.

Особенности использования на одну передачу ТМЦ

Чтобы понять, что именно вам нужно выписывать (ТН или ТТН), нужно разобраться с назначением каждой накладной.

  1. Если товар доставляется силами и транспортом поставщика, а транспортная услуга уже включена в стоимость товара, то товарно-транспортная накладная не нужна.
  2. Если товар доставляется силами сторонней организации, которая не имеет никакого отношения к продавцу и выступает только как посредник в доставке, то товарная накладная и товарно-транспортная оформляются в обязательном порядке.
  3. Если покупатель вывозит груз собственными силами, то ТТН не оформляется, так как расходов на транспорт нет.

Нужно ли оформлять сразу два документа и заменяет ли один другой?

Если у вас есть товарно транспортная накладная и вы не знаете, нужна ли вам товарная накладная, то просто вспомните о том, что это два разных документа, у которых совершенно разное предназначение и ТТН не может заменить ТН, так как первый документ подтверждает факт перевозки, а второй подтверждает акт перехода товара в пользование покупателя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» N 402-ФЗ первичные учетные документы должны быть составлены в момент проведения операции или же сразу после передачи. Дата в документах ставится всегда реальная, то есть того дня, когда осуществляется отгрузка ТМЦ. Даты между собой должны совпадать.

Если ТОРГ-12 была оформлена, а транспортная компания подвела и водитель не приехал в назначенный день, то в документации появятся отличия, такой документ необходимо перепровести в программе на актуальную дату и распечатать его заново, чтобы товарная (ТН) и товарно-транспортная накладная (ТТН) не были с разными датами. Предыдущий распечатанный документ с ранней датой уничтожить.

Хотите узнать о других видах накладных? Читайте статьи наших экспертов о:

  • форме ТОРГ-13 на перемещение ТМЦ внутри предприятия;
  • формах М-15 и 0504205 на отпуск материалов на сторону;
  • приходной, расходно-приходной и расходной накладных:
  • форме МХ-18 на передачу готовой продукции в места хранения;
  • возвратной накладной.

Итак, для осуществления передачи товарно-материальных ценностей существуют официальные документы бухгалтерского учета. Несмотря на то, что информация в них дублируется, они не могут заменить друг друга, так как имеют разное применение и значимость.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Транспортная документация

Товарно-транспортная накладная — документ, подтверждающий заключение договора перевозки, характеризующий перевозимый груз, место его погрузки и разгрузки, протяженность маршрута перевозки и содержащий отметки грузоотправителя и грузополу­чателя.

Будучи основным доку­ментом на перевозку груза, товарно-транспортная на­кладная также служит ос­нованием:

  • для списания товар­но-материальных ценнос­тей у грузоотправителя;
  • для оприходования этих товарн о-материальных ценностей у грузополуча­теля;
  • для учета транспорт­ной работы и других услуг, предоставляемых тран­спортным предприятием для грузоотправителей и грузополучателей;
  • для проведения рас­четов между транспортным предприятием и его клиен­турой за предоставленные услуги.

Товарно-транспортная накладная содержит следу­ющие данные:

  • дата и место составления накладной;
  • наименование и адрес отправителя груза;
  • наименование и адрес перевозчика;
  • дата и место принятия груза;
  • место, предназначенное для доставки (место назначения);
  • наименование и адрес получателя груза;
  • общепринятое обозначение характера груза и род его упаковки, а в случае перевозки опасных грузов — их обычно принятое обо­значение;
  • вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
  • число грузовых мест, наличие их специальной маркировки и нумерация мест;
  • платежи, связанные с перевозкой (провозные платежи, до­полнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора перевозки и до момента сдачи груза получателю;
  • сведения о наличии инструкций, требуемых для выполнения процедуры таможенного оформления и других процедур.

Товарно-транспортная накладная может содержать также допол­нительные данные:

  • указание, что перегрузка в процессе перевозки не разрешается;
  • платежи, которые обязан осуществить отправитель;
  • сумма, подлежащая оплате при сдаче груза к перевозке;
  • объявленная стоимость груза;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхо­вания груза;
  • согласованный сторонами договора срок, в течение которого осуществляется перевозка;
  • перечень документов, переданных перевозчику отправителем груза.

Путевой лист характеризует выполнение водителем производст­венных заданий (перевозок), а также учитывает режим работы водителя и автотранспортного средства, расход горюче-смазочных материалов. Служит для оперативного учета. Путевой лист содержит следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество водителя;

2) номер водительского удостоверения;

3) фамилия, имя, отчество диспетчера, выдавшего путевой лист, и его подпись;

4) результат технического осмотра автотранспортного средства механиком;

5) результат медицинского осмотра водителя;

6) показания спидометра при выезде автотранспортного сред­ства на маршрут и возврате с маршрута;

7) марка и количество выданного топлива;

8) род перевозимого груза;

9) время выезда и возврата автотранспортного средства;

10) маршрут движения автотранспортного средства.

Перечень личных документов, которые должен иметь водитель при выполнении международных перевозок:

  1. Служебный заграничный паспорт с действительными сроками въездных и выездных виз стран, по которым осуществляется поездка.
  2. Удостоверение международного образца на право управления автомобилем в соответствии с Конвенцией о дорожном движении от 8 ноября 1968 г.
  3. Справка на право вывоза иностранной валюты.
  4. Медицинский страховой полис.
  5. Кредитная заправочная карточка (рекомендуется).

Перечень документов на автомобиль, которые должен иметь во­дитель при выполнении международных перевозок:

  1. Путевой лист.
  2. Свидетельство о регистрации автотранспортного средства в ГИБДД в соответствии с Конвенцией о дорожном движении от 8 ноября 1968 г.
  3. Сертификаты пригодности автотранспортного средства к меж­дународной перевозке грузов по экологическим и техническим требованиям.
  4. Свидетельство о допущении автотранспортного средства к международной перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами в соответствии с Конвенцией МДП от 14 ноября 1975 г.
  5. Талон о прохождении технического осмотра в ГИБДД.
  6. Документы о страховании гражданской ответственности владельца автотранспортного средства.
  7. Разрешение на выполнение автомобильной перевозки на иностранной территории (выдается в АСМАП или стране нахож­дения).
  8. Лицензионная карточка на право выполнения перевозок в международном сообщении.
  9. Свидетельство о допущении автотранспортного средства к перевозкам скоропортящихся или опасных грузов (при их пере­возке).
  10. Карнета де пассаж (гарантия временного ввоза транспорт­ного средства в страны Ближнего и Среднего Востока с последу­ющим вывозом).

Сертификат выдается на каждую партию экспортируемого то­вара, отгружаемого по одному перевозочному документу (наклад­ной).

Сертификат качества выдается только на промышленные товары и составляется по установленной форме или форме, определенной заказчиком.

Сертификат о происхождении — это подписанная декларация, объявляющая страну происхождения товара.

Перечень документов на груз, которые должен иметь водитель при выполнении международных перевозок:

  • Книжка МДП (карнет Т1К).
  • Товарно-транспортная накладная (грузовой манифест СМК) с прилагаемыми грузоотправителем спецификациями, сертифи­катами, санитарным паспортом и другими сопроводительными документами (сертификат качества, карантинный сертификат, ветеринарный сертификат).
  • Грузовая таможенная декларация, оформленная грузоотпра­вителем.
  • Справка о страховании ответственности перевозчика (копия страхового полиса).
  • Счет-фактура на груз.
  • Лицензия на экспорт и импорт грузов от Министерства внешнеэкономических связей РФ.
  • Комплект накладных для обратной загрузки транспортного средства.

Счет-фактура — документ, составляемый при отправке груза одним предприятием другому предприятию. Счет-фактура содержит следующую информацию:

  • реквизиты покупателя и продавца (наименование и адрес каждой из сторон, участвующих в сделке);
  • номер счета-фактуры;
  • номер и дата заключения контракта поставки и его условия;
  • наименование и код товара по ТН ВЭД;
  • вид и количество грузовых мест;
  • масса груза брутто;
  • цена за единицу груза и общая стоимость товара;
  • дата составления счета-фактуры;
  • условия оплаты;
  • штамп продавца.

Специальное разрешение — разовое разрешение на проезд авто­транспортного средства, максимальная общая и (или) осевая масса или габаритные размеры которого превышают допустимые пара­метры, установленные для проезда по автомобильным дорогам.


Назад в раздел

Оформление товарно-транспортной документации

Исходные данные

  • 1. Маршрут работы автотранспортного средства: Гомель — Витебск — Самара;
  • 2. Род перевозимого груза: телевизоры цветного изображения «Витязь» / 38 CTV 710-3 TSN FLAT.

Теоретические основы выполнения работы

К товарно-транспортной документации относится международная товарно-транспортная накладная (CMR) и все прилагаемые к ней документы: отгрузочная спецификация, счет-фактура (invoice) контрактной стоимости груза, сертификаты качества и происхождения, карантинный и ветеринарный сертификаты, акт загрузки автомобиля. Эти документы составляются на языке станы отправителя. Бланки всех товарно-транспортных документов должны быть изготовлены в типографии и, заполненные передаются перевозчику вместе с товарно-транспортной накладной.

Товарно-транспортная накладная CMR

Международная товарно-транспортная накладная (CMR) является подтверждением договора на осуществление международной перевозки.

В Беларуси использование товарно-транспортной накладной международного образца регламентировано пунктом 361 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.07.2002 г. №20.

С 1 декабря 2004 года вступило в силу Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 года №23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «CMR» и инструкции по ее заполнению.

Пункт 1 Инструкции устанавливает, что международная товарно-транспортная накладная «CMR» (далее — CMR-накладная) является бланком строгой отчетности и применяется всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь.

При отправлении груза с территории иных государств может применяться CMR-накладная, утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 июня 2004 г. N 23 «Об утверждении бланка международной товарно-транспортной накладной «CMR» и инструкции по ее заполнению», или CMR-накладная страны отправителя. CMR-накладная может заполняться как в соответствии с настоящей Инструкцией, так и в соответствии с национальным законодательством страны отправителя.

Составление CMR-накладной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) подтверждает заключение договора международной автомобильной перевозки груза. При перевозке грузов автомобильным транспортом в страны, с компетентными органами которых имеется договоренность о возможности применения товарно-транспортной накладной немеждународного образца вместо CMR-накладной, может оформляться товарно-транспортная накладная, применяемая для внутриреспубликанских автомобильных перевозок.

CMR-накладная представляет собой бланк, состоящий из десяти (четырнадцати) страниц незаполненных граф, отпечатанных на самокопирующейся бумаге, имеет учетную серию и номер, одинаковые для всех страниц. Реквизиты бланка CMR-накладной приведены на русском и немецком языках. Изготовление бланков CMR-накладной осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке изготовления бланков строгой отчетности и специальных материалов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. N 30 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 32, 8/7852). Печать бланков CMR-накладной с серией и номером, не зарегистрированными в Республиканском унитарном предприятии «Издательство «Белбланкавыд», запрещается. CMR-накладные могут приобретаться отправителями грузов, экспедиторами и перевозчиками Республики Беларусь.

CMR-накладная выписывается отправителем не менее чем на четырех страницах. Первые четыре страницы CMR-накладной имеют собственное наименование, которое присваивается типографским способом: первая страница CMR-накладной называется «1 Экземпляр для отправителя»; вторая страница CMR-накладной называется «2 Экземпляр для получателя»; третья страница CMR-накладной называется «3 Экземпляр для перевозчика»; четвертая страница CMR-накладной называется «4 Для расчетов»; все последующие страницы не имеют специального наименования.

Первая страница CMR-накладной «1 Экземпляр для отправителя» остается у отправителя и предназначается для подтверждения факта отправки груза и расчетов. Вторая, третья и четвертая страницы в обязательном порядке должны быть заверены подписями и печатями (штампами) отправителя, подписями представителя перевозчика (водителя, экспедитора). Вторая страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» сопровождает груз и сдается водителем (экспедитором) получателю и предназначается для подтверждения факта получения (доставки) груза. Третья и четвертая страницы CMR-накладной «3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов», заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и получателя груза, сдаются перевозчику. Четвертую страницу CMR-накладной, служащую основанием для расчетов, перевозчик прилагает к счету за перевозку и высылает заказчику-плательщику перевозки (отправителю, получателю, экспедитору), а третья — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета оказанных транспортных услуг и начисления заработной платы водителю. Все последующие дополнительные страницы CMR-накладной, заверенные подписями и печатями (штампами) отправителя и подписями перевозчика (водителя, экспедитора), предназначаются для таможенных (при осуществлении таможенного оформления не менее трех страниц) и других органов, а количество дополнительных страниц CMR-накладной определяется условиями перевозки. При перевозке грузов в адрес нескольких получателей CMR-накладная заполняется на каждого получателя груза.

Порядок оформления отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки на территории Республики Беларусь при перевозке грузов в международном сообщении устанавливается Правилами автомобильных перевозок грузов, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 июля 2002 г. N 20 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 102, 8/8480).

В случае необходимости CMR-накладная может содержать следующие данные (графа 20 «Особые согласованные условия»): платежи, которые отправитель обязан осуществить; сумма, подлежащая оплате при сдаче груза; инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза; согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена. Стороны договора перевозки могут внести в CMR-накладную (графа 20) любые другие данные, которые будут ими признаны необходимыми.

Графы 1 — 15, 21, 22 заполняются отправителем груза. В графах 1 «Отправитель (наименование, адрес, страна)».

Пункт 2 «Получатель (наименование, адрес, страна)» указываются наименование, адреса, телефоны и страны местонахождения организаций, производящих соответственно отгрузку и получение груза.

В графе 3 «Место разгрузки груза» указываются страна и место, предназначенные для доставки груза.

В графе 4 «Место и дата погрузки груза» указываются страна, место и дата принятия груза к перевозке.

Графа 5 «Прилагаемые документы» содержит перечень прилагаемых документов.

В графе 6 «Знаки и номера» указываются знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых грузов, в том числе опасных, классифицируемых по Европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В графе 7 «Количество мест» указывается количество мест груза.

В графе 8 «Род упаковки» указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее). Вид тары может указываться сокращенно.

В графе 9 «Наименование груза» указывается наименование груза.

В графе 10 «Статист. N » указывается код товара (не менее четырех знаков) в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

В графе 11 «Вес брутто, кг» указывается вес брутто в килограммах (вес груза с упаковкой), а в графе 12 «Объем, куб.м» указывается объем, занимаемый грузом в кубических метрах.

При большом перечне отправляемых грузов, который не представляется возможным поместить в бланке CMR-накладной, разрешается перечень этих грузов со сведениями о них в соответствии с графами 6 — 12 прилагать к CMR-накладной. В этом случае в графах 6 — 12 CMR-накладной необходимо указывать сведения о прилагаемых документах (наименование, номер, дата), в которых содержатся необходимые сведения о товарах, а в соответствующих прилагаемых к CMR-накладной документах должна содержаться ссылка на эту CMR-накладную с указанием ее номера и даты составления.

Графа 13 «Указания отправителя (таможенная и прочая обработки)» содержит указания отправителя о наименовании, адресе и других реквизитах таможни, где будет происходить таможенное оформление груза. В нижней части графы 13 может указываться объявленная стоимость груза.

В графе 14 «Возврат» указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после временного пребывания там.

В графе 15 «Условия оплаты» указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в действующей редакции.

В графе 21 «Составлена в» указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR-накладная, и дата ее заполнения.

Фактическое время и дата прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в графе 22 «Прибытие под погрузку. Убытие» и заверяются отправителем подписью (с расшифровкой) и штампом.

Графа 16 «Перевозчик (наименование, адрес, страна)» заполняется перевозчиком и содержит реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс и другое).

В графе 17 «Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна)» заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.

Перевозчик имеет право вносить в графу 18 «Оговорки и замечания перевозчика» CMR-накладной оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если CMR-накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в CMR-накладной. Оговорки перевозчика вписываются в первую страницу CMR-накладной, на остальных страницах они являются копиями с первой страницы.

Перевозчиком в графе 23 проставляются дата и номер путевого листа, по которому осуществляется перевозка груза, фамилии водителей, выполняющих перевозку, штамп организации перевозчика и для подтверждения факта приема грузов к перевозке от отправителя — подпись водителя (экспедитора), принявшего груз (с расшифровкой подписи) <*>. —- <*> В случае, если CMR-накладная на отправляемый груз подготовлена отправителем до прибытия перевозчика, то в графе 23 вместо штампа перевозчика письменно указывается его наименование.

В графе 25 «Регистрационный номер» записываются государственные номера тягача и полуприцепа, осуществляющих перевозку, а в графе 26 «Марка» записываются марки и модели тягача и полуприцепа.

В графах 19, 27, 28 и 29, оформляемых перевозчиком, указывается информация о применяемом тарифе (сдельный, договорной), а также указывается стоимость перевозки согласно тарифным расстояниям и стоимости дополнительно оплачиваемых услуг (использование специального транспорта, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и так далее). В случае совершения перевозки на договорных началах, когда размер фрахта предварительно не устанавливается, указанные графы не заполняются.

После доставки груза водитель (экспедитор) не менее трех страниц, в том числе вторую, третью и четвертую страницы, CMR-накладной представляет получателю, который на всех страницах обязан заполнить графу 24 «Груз получен». В графе 24 «Груз получен» получатель указывает дату получения груза, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания в часах и минутах. Материально ответственное лицо получателя ставит свою подпись (с расшифровкой) и печать (штамп), которыми удостоверяется факт приема груза. Страница CMR-накладной «2 Экземпляр для получателя» остается у получателя груза, а третья и четвертая страницы CMR-накладной «3 Экземпляр для перевозчика», «4 Для расчетов» возвращаются перевозчику.

Товарно-транспортная накладная CMR на перевозку телевизоров цветного изображения «Витязь» / 38 CTV 710-3 TSN FLAT/ по маршруту Витебск — Самара представлена в приложении А.

Отгрузочная спецификация, упаковочный лист (PACKING LIST)

Отгрузочная спецификация составляется на все экспортные товары, независимо от рода, количества, наименования, характера товара и не может быть заменена другим документом. Отгрузочная спецификация составляется по примерной или иной форме, установленной заказчиком. В отгрузочной спецификации обязательно должны быть указаны ее порядковый номер, дата составления, а также наименование отправителя и получателя груза.

Счет-фактура (INVOICE)

Счет-фактура (invoice) является деловым документом, составляемым во всех случаях при отправке груза одним предприятием другому предприятию, который дает стоимостную, количественную и качественную характеристику товара.

Счет-фактура — документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и (или) оказание услуг и их стоимость. Обычно выписывается продавцом покупателю после окончательной приемки товара последним.

Счет-фактура содержит наименование и адрес продавца и покупателя; дату и номер заказа покупателя; описание проданного товара, сведения об упаковке; точные обозначения и номера, указанные на упаковке; цену товара; условия поставки и платежа. В нем рекомендуется указывать сведения о перевозке (например, наименование транспортного средства и маршрут следования). Фактурная цена указывается согласно условиям договора.

Эти данные, как правило, принимаются за основу при определении таможенных пошлин и сборов. Данные о первоначальной стоимости будут также использованы в случае возмещения ущерба перевозчиком или страховой компанией при полной или частичной утрате груза (конвенция КДПГ, ст.23, п.1). Отсюда следует, что этот документ является важнейшим из всех, и на его основе составляются все остальные документы, необходимые для международной перевозки.

Сертификат качества (соответствия)

Сертификат качества выдается на каждую партию экспортируемого товара, отгружаемого по одному перевозочному документу (накладной) и не может быть заменен никаким другим документом. Сертификат качества выдается только на промышленные товары и составляется по установленной форме или по форме, определенной заказчиком.

Ветеринарный сертификат

При международных перевозках животных, продуктов и сырья животного происхождения ввоз и вывоз их производится только через установленные контрольные пункты Министерства сельского хозяйства и продуктов Республики Беларусь (размещенные, как правило, совместно с пограничными таможнями) и при наличии ветеринарных сертификатов, выданных ветеринарными врачами, состоящими на государственной службе.

Экспорт из Республики Беларусь подконтрольных Госветнадзору грузов осуществляется по разрешению Главного управления ветеринарии по согласованию с Главной ветеринарной инспекцией Минсельхозпрода Республики Беларусь.

Ввоз в Республику Беларусь подконтрольных Госветнадзору грузов из-за рубежа осуществляется на основании письменного разрешения Главного управления ветеринарии по согласованию с Главной ветеринарной инспекцией Минсельхозпрода Республики Беларусь.

Карантинный (фитосанитарный) сертификат

Ввоз в Республику Беларусь из других государств подкарантинных материалов допускается при наличии карантинного (фитосанитарного) сертификата, выдаваемого государственными органами по карантину и защите растений, а также торговым соглашениям, контрактам, договорам и требованиям импортирующей стороны.

Сертификат происхождения (CERTIFICATE OF ORIGIN)

Таможенные структуры некоторых стран требуют сертификат происхождения товара для определения таможенных пошлин. Certificate of oriqin — это подписанная декларация, объявляющая страну происхождения товара. В некоторых случаях этот сертификат может быть включен в коммерческую счет-фактуру (invoice). Certificate of oriqin должен быть заверен торговой палатой.

Вывод: в перечень основных документов на груз при выполнении международных перевозок входят:

  • 1 Международная товарно-транспортная накладная (CMR);
  • 2 Отгрузочная спецификация, упаковочный лист (PACKING LIST);
  • 3 Счет-фактура (INVOICE);
  • 4 Сертификат качества (соответствия) (CERTIFICATE OF QUALITY);
  • 5 Ветеринарный сертификат (при необходимости);
  • 6 Карантинный (фитосанитарный) сертификат (при необходимости);
  • 7 Сертификат происхождения (CERTIFICATE OF ORIGIN) (при необходимости).

Правила заполнения ТТН

При проведении проверки обоснованности применения вычета по НДС налоговые инспекторы зачастую просят подтвердить факт сделки путем представления товарно-транспортной накладной. Также при уменьшении налога на прибыль за счет расходов на перевозку для подтверждения этих затрат требуется представление транспортного документа, в частности ТТН по форме 1-Т. Поэтому важно не только, чтобы этот документ был в наличии, но также то, чтобы он был правильно заполнен.

Форма ТТН № 1-Т утверждена постановлением Госкомстата № 78. На сегодняшний день существенные изменения в форму 1-Т не вносились. Товарно-транспортная накладная заполняется в 4 идентичных экземплярах: по одному — для грузополучателя и грузоотправителя и 2 — для транспортной компании.

После доставки груза третий экземпляр должен быть выслан плательщику вместе со счетом на оплату и актом о выполненных работах. Обязательным для отчетности перевозчика документом является путевой лист, который должен быть приложен к четвертому экземпляру накладной.

ТТН состоит из двух разделов: товарного и транспортного, при этом обязанность заполнения товарной части ТТН полностью возлагается на грузоотправителя. Транспортный раздел заполняется грузоперевозчиком.

Образец заполнения ТТН грузоотправителем

В товарном разделе ТТН грузоотправитель указывает порядковый номер документа и дату его составления, точные реквизиты сторон и данные по отгрузке товара (его наименование, количество, тип упаковки, количество мест, цену и сумму партии).

В строках «Грузоотправитель» и «Грузополучатель» следует указать наименования сторон (такие же, как в учредительных документах), их юридический адрес и номера телефонов для связи. Напротив этих строк в табличной части следует заполнить регистрационные номера предприятий (ОКПО). Поскольку в постановлении 78 не разъяснено, как должны быть заполнены строки «Грузоотправитель» и «Грузополучатель», то каждый сам решает, что там писать. Многие опираются на подстрочные подсказки, содержащиеся в шаблоне формы 1-Т, некоторые налогоплательщики в этих строках предпочитают еще указывать и свои налоговые номера.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

В строке «Плательщик», которым чаще всего выступает грузоотправитель (но бывают разные случаи — в том числе и оплата по поручению), необходимо обязательно указать банковские реквизиты этой стороны. В товарном разделе заполняются все имеющиеся сведения о партии груза. Наименование, количество, цена и сумма в ТТН чаще всего дублируются затем в обычных товарных накладных. Именно поэтому стороны могут не оформлять дополнительно товарные накладные, если все сведения заполнены в ТТН и не требуется отдельное выделение НДС.

А могут быть такие ситуации, когда в товарном разделе указывается, что к ТТН прикладывается специализированная форма ТОРГ-12, которая в данном случае будет считаться неотъемлемой частью товарно-транспортной накладной.

Если накладная оформлена на нескольких листах, то это указывается под табличной частью товарного раздела. Далее стоит прописью указать общее количество наименований и мест товаров, а также общую массу груза (брутто и нетто) и сумму отгрузки.

Грузоперевозчик должен оформить на своего водителя доверенность, а грузоотправитель должен заполнить эти данные в соответствующем месте товарного раздела товарно-транспортной накладной. В нижней части первого раздела ТТН слева должны стоять подписи уполномоченных лиц грузоотправителя (тех лиц, кто разрешил и произвел отгрузку, и главбуха), справа — подпись водителя (это подтверждение факта передачи ответственности за сохранность груза от грузоотправителя перевозчику).

После доставки груза грузополучатель на этой же стороне ТТН в товарном разделе делает отметку о наличии или отсутствии претензий и проставляет свою подпись. Здесь же должна стоять подпись материально-ответственного лица, которое лично приняло груз (обычно это кладовщик).

Образец заполнения ТТН грузоперевозчиком

В обязанности грузоперевозчика входит заполнение транспортного (второго) раздела товарно-транспортной накладной — здесь необходимо указать данные компании-грузоперевозчика (точное наименование, юр. адрес, контактный телефон и банковские реквизиты). Такой же набор сведений должен быть указан и о плательщике (они дублируются из лицевой стороны ТТН). Следует также заполнить регистрационные данные автомобиля и ФИО водителя, а также место погрузки и разгрузки (и, если есть, сведения о переадресовке).

В табличной части необходимо указать сведения о грузе. Здесь указывается наименование груза, количество мест, занимаемых им, масса брутто, а также перечень документов, которые следуют с грузом. Необходимо обязательно заполнить строчки, касающиеся способа определения массы груза. Под табличной частью указывается информация о пломбах, подбивается количество мест и общий вес брутто.

На этой же стороне товарно-транспортной накладной дублируются подписи материально-ответственных лиц грузоотправителя (возле слова «Сдал»), грузополучателя (рядом со словом «Принял»), а подпись водителя (экспедитора) проставляется в двух местах: сначала у грузоотправителя при принятии груза к перевозке, а затем — в пункте разгрузки при сдаче груза получателю.

В таблице «Погрузочно-разгрузочные работы» делаются отметки при погрузке и разгрузке груза об исполнителе, типе операции, способе погрузки/разгрузки, ответственном лице и времени выполнения данной работы. Строки ниже заполняются бухгалтерией грузоперевозчика. Именно на основе указанных здесь сведений насчитывается зарплата водителю.

Транспортировка груза любым транспортным средством по умолчанию предполагает передачу определённых документов вместе с перевозимым товаром. Когда кроме отправителя и получателя в передаче собственности участвуют третьи лица, взаимоотношения сторон необходимо узаконить посредством договора, который будет официально свидетельствовать о факте сделки между ними, при этом в пакете документации, сопровождающей груз, должны содержаться также иные сведения. Некоторые бумаги характеризуют объект перевозки, другие – сам процесс перемещения и могут оформляться перед отправкой или во время пути следования в зависимости от их предназначения.

Правила оформления транспортной накладной.

В список документов, которые могут использоваться для транспортировки грузов автотранспортом, включена транспортная накладная. Она заполняется по форме грузоотправителем (если в договоре не указано иное) и передаётся перевозчику, который может проверить содержащиеся сведения на соответствие действительности, после чего бумага сопровождает объект перемещения на протяжении всего маршрута и вручается в пункте назначения получателю вместе с товаром. Транспортная накладная подтверждает законность перевозки и удостоверяет факт наличия договора с поставщиком услуг по грузоперевозкам, отражает содержащиеся в нём данные, касающиеся груза, обязанностей сторон, нюансов перевозки, расходов и пр.

Данный документ потребуется и в качестве отчётности при налоговой проверке, поэтому отнестись к правильности его заполнения следует внимательно, чтобы у представителей службы не возникло сомнений по поводу неактуального предоставления информации о движении денежных средств. Любые расхождения сведений в транспортных накладных с действительностью могут привлечь ненужное внимание налоговиков и повлечь за собой неприятные последствия в виде дополнительных начислений.

В железнодорожных перевозках используется транспортная ж/д накладная по форме ГУ-29-О, при авиаперевозках – грузовая накладная, а при доставке морским транспортом законность перемещения груза подтверждается коносаментом.

В каких случаях оформляем, а в каких не оформляем транспортную накладную

При варианте доставки автомобильным транспортом с привлечением стороннего перевозчика в качестве доказательства договорённости сторон применяются:

  • товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме 1-Т, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11.1997 г. № 78;
  • транспортная накладная (ТН), форма утверждена правительственным постановлением от 04.2011 г. № 272 в приложении 4 к Правилам транспортировки грузов.

При этом второй вариант бумаги не отменяет действия первого, поэтому ТН можно оформлять, равно как и ТНН, обе бумаги подтверждают затраты и правомерность процесса транспортировок, таким образом, можно применить любую из форм. Предназначение транспортной накладной заключается в подтверждении законности перевозок, так что она не замещает товарную накладную ТОРГ-12.

Чтобы списывать и приходовать товары, применяется ТТН, тогда как для той же цели в дополнение к ТН понадобится ещё ТОРГ-12. Использовать оба документа ТН и ТН в комплекте необходимо только при перевозке алкогольных напитков и спиртосодержащих продуктов. В остальных же случаях достаточно одной из форм. Ни ТН, ни ТТН не требуется вовсе, если покупатель на своём транспорте забирает груз со склада поставщика. Тогда поставить на приход товар можно, используя товарную накладную (ТОРГ-12), а зафиксировать расходы на транспортировку с помощью путевого листа. Если с компанией-перевозчиком заключён договор фрахтования, то вместо ТН оформляют заказ-наряд.

Транспортная накладная в 2018 году выглядит несколько иначе в результате обновления согласно правительственному постановлению от 12.12. 2017 г. № 1529, а именно изменениям подверглись 13 и 15 разделы. В новой редакции Правила перевозки автотранспортом регулируют транспортировку грузов тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами, тогда как до внесения правок речь шла о перемещении тяжеловесных или крупногабаритных грузов, этими обновлениями обусловлено редактирование и образца накладной.

Требования к заполнению

Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.

Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

  • данные всех участников сделки;
  • сведения о грузе;
  • данные о транспортном средстве;
  • стоимость грузоперевозки;
  • перечень сопроводительных документов.

Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.

Порядок заполнения по разделам

К заполнению транспортной накладной следует отнестись со всей ответственностью, точно прописывать в бланке адреса погрузки и разгрузки, госномера ТС и прочие сведения. Все предоставленные данные проверяются перевозчиком, и несоответствия с фактами могут послужить причиной отказа в услуге. К тому же обнаружение ложных сведений государственными органами приведёт к дополнительным трудностям. Оформление документа начинается с внесения информации о номере экземпляра, датирования и указания порядкового номера заявки. ТН нового образца включает 17 разделов и заполняется следующим образом:

  1. Первый раздел предполагает внесение данных о грузоотправителе (ФИО или полное название организации, адрес, номер телефона и пр.).
  2. В следующем разделе вносятся те же сведения, но уже относящиеся к получателю груза.
  3. Здесь указывается наименование груза, информация о его состоянии, значения массы, габариты и прочие необходимые данные.
  4. Перечисляется сопроводительная документация, которая следует вместе с объектом перевозки (сертификаты, разрешения, товарные накладные и т. д.).
  5. Если требуется, отправителем обозначаются особенные требования к трансферу (специальные условия содержания перевозимого объекта, объявленная ценность и т. п.).
  6. Сведения о приёмке груза (адрес места погрузки, дата, время и др.). Здесь же проставляются подписи отправителя и водителя, указываются должности лиц.
  7. Сведения о вручении груза (адрес места выгрузки, дата, время и др.). Проставляются подписи получателя и водителя, указываются должности лиц.
  8. Восьмая графа предполагает внесение сведений об условиях трансфера, особенных условиях перемещения или хранения на промежуточных пунктах, штрафах, в соответствии с договором и прочих особенностей. Штрафные меры за простой транспорта, нарушение сроков поставки и т. д. при наличии здесь прочерка определяются по общим правилам, регламентированным Федеральным законом от 8.10.2007 г. № 259-ФЗ.
  9. Девятый раздел информирует о принятии заказа услуги к выполнению.
  10. Раздел предполагает внесение данных о перевозчике (название компании, адрес, телефонный номер, ФИО лица, осуществляющего трансфер, контактный телефон).
  11. Сведения о транспорте, посредством которого осуществляется транспортировка (количество, марка автомашины, госномера).
  12. Здесь перевозчик при необходимости может отметить замечания по поводу фактического состояния объекта перевозки или его упаковки и т. д. при приёме/сдаче, изменения условий на маршруте либо при выгрузке.
  13. Данный раздел отражает маршрут движения тяжеловесного или крупногабаритного транспорта (в прежнем варианте документа были сведения о маршруте груза).
  14. Раздел нужно заполнить, если сменилось место доставки.
  15. Указывается стоимость грузоперевозки, осуществляемой тяжеловесным или крупногабаритным транспортом (ранее стоимость перемещения груза).
  16. Здесь датируется оформление накладной и подписывается отправителем и перевозчиком.
  17. Указываются нарушения, произошедшие в процессе транспортировки, штрафы и претензии любой из сторон.

Если сведения, подлежащие заполнению, отсутствуют, то нужно проставить прочерки.

О необходимости составления транспортной накладной по новой форме

05 апреля

Брызгалин Аркадий Викторович, генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

Со Вятчинова Татьяна Ивановна, ведущий специалист Группы компаний «Налоги и финансовое право»

С 25 июля 2011 года при перевозке грузов должна использоваться новая форма транспортной накладной, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – Правила).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ).

Правила были разработаны во исполнение статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно данной статье «Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом».

До введения новых Правил продолжали действовать Правила перевозок грузов, утвержденные еще в 1971 году (Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971), которые не отменены по сей день. В разделе 6 данных Правил как раз и указывалось, что перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными. Типовая форма и правила заполнения товарно-транспортной накладной утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР. РСФСРовские правила разрабатывались в период действия старой редакции Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12.

При этом в тот период действовали другая форма товарно-транспортной накладной (форма 1-Т) и указания по ее заполнению, утвержденные Инструкцией Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ при СМ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Данная Инструкция и на сегодняшний день является действующей, тогда как накладная была признана утратившей силу согласно п. 3 Приложения к Постановлению Госкомстата России от 29.05.1998 № 57а, Минфина России от 18.06.1998 № 27н.

Вместо нее и появилась привычная всем форма товарно-транспортной накладной по форме 1-Т, так называемая ТТН, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Следует отметить, что с появлением новой формы транспортной накладной форма 1-Т (ТТН) не была признана утратившей силу и может применяться на сегодняшний день.

Новая транспортная накладная

Согласно п. 1 Правил новая транспортная накладная обязательна к применению при перевозке автомобильным транспортом различных видов грузов.

Для того, чтобы определиться, кто и в каких случаях составляет транспортную накладную, необходимо сначала разобраться в терминах и понятиях, касающихся оказания услуг по перевозке.

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В начале статьи мы уже упоминали, что оказание услуг автомобильным транспортом регулируется Уставом автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее – Закон № 259-ФЗ).

Согласно п. 6 новых Правил перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза. При этом договор считается заключенным, если перевозчик принял к исполнению заказ на транспортировку груза. Если между сторонами уже заключен договор перевозки, то основанием для оказания транспортных услуг будет заявка грузоотправителя. Не обязательно составлять договор в письменном виде, подписанная транспортная накладная сама подтверждает факт заключения договора перевозки.

Данные нормы п. 6 Правил дублируют положения Закона № 259-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов (п. 2 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). Кроме того, если на груз не оформляется транспортная накладная, то перевозчик такой груз к перевозке не принимает (п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Как было указано выше, именно во исполнение требований Закона № 259-ФЗ Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 были утверждены Правила, а с ними и новая форма транспортной накладной.

Следовательно, новая транспортная накладная составляется только в случаях, когда доставка груза осуществляется силами перевозчика — транспортной компанией, т.е. в подтверждение транспортных расходов. Иными словами, транспортная накладная составляется, если имеется третье лицо между грузоотправителем и грузополучателем, ответственное за доставку.

В п. 21 Правил определен еще один случай составления транспортной накладной. Новая накладная составляется и при оказании транспортных услуг по перевозке грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В этом случае накладная заполняется самим перевозчиком.

Кто составляет транспортную накладную

В пункте 6 Правил установлено, что транспортная накладная составляется грузоотправителем.

Из раздела III Правил следует, что грузоотправитель осуществляет погрузку груза, а грузополучатель – его выгрузку. Перевозчик лишь принимает груз к перевозке и ответственен за его доставку и сохранность в момент перевозки.

И вновь обратимся к терминам. В ст. 2 Закона № 259-ФЗ в качестве грузоотправителя названы физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Под грузополучателем понимается физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

В качестве перевозчика выступают юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Таким образом, грузоотправителем может быть не только поставщик товаров по договору купли-продажи, но и сам покупатель, если он заключил с транспортной компанией договор перевозки грузов.

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю.

В соответствии со ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

Помимо условий поставки, определенных в договоре купли-продажи, важно учитывать и момент перехода права собственности на товар для установления «своих» или «чужих» транспортных расходов. Переход права собственности на товар может быть установлен условиями самого договора купли-продажи или определяться в соответствии с общими правилами. Так, по общему правилу ст. 223 ГК РФ право собственности у покупателя на товар возникает с момента его передачи. Согласно ст. 224 ГК РФ право собственности на товар переходит в момент вручения его покупателю или в момент передачи товара перевозчику.

Из норм ст. 458 ГК РФ также следует, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

— вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

— предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Следовательно, на практике могут возникнуть следующие ситуации:

1. Товар доставляется силами поставщика, продавца по договору купли-продажи

Если поставщик привлекает транспортную компанию для доставки груза покупателю, то составляется транспортная накладная. В этом случае грузоотправитель и поставщик одно лицо. Следовательно, транспортную накладную должен составить поставщик.

Относительно документального оформления приема и отпуска товара хотелось бы отметить следующее.

Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждена форма товарной накладной ТОРГ-12, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом, при отпуске товара продавцом в обязательном порядке заполняется товарная накладная формы ТОРГ-12. В этом случае поставщик произведет списание товаров с учета в соответствии с ТОРГ-12, а транспортная накладная будет служить первичным документом, на основании которого поставщик может учесть расходы на перевозку.

Поставщик также может доставить товар покупателю сам на своем транспорте. При этом необходимо отличать ситуации, когда транспортные расходы поставщика уже включены в цену самого товара и когда они компенсируются покупателем.

Так, если право собственности на товар переходит только после его получения покупателем и поставщик производит доставку своими силами и за свой счет (например, условия поставки по договору «франко-склад покупателя»), то транспортная накладная не составляется. В такой ситуации основанием для списания стоимости товаров у поставщика будет выступать накладная ТОРГ-12, а покупатель на основании ТОРГ-12 оприходует товар. Транспортные расходы поставщика будут подтверждаться путевыми листами и документами на приобретение ГСМ.

Если, например, условия поставки определены как «франко-склад поставщика» и поставщик доставляет товар покупателю, а тот ему возмещает стоимость доставки, то в этом случае поставщик фактически выступает в роли перевозчика. Следовательно, заполнять транспортную накладную он должен и как грузоотправитель, и как перевозчик. В этой ситуации ТОРГ-12 будет для продавца основанием для списания стоимости товаров, а транспортная накладная – основанием для отражения выручки от оказания транспортных услуг. Для покупателя ТОРГ-12 будет основанием для оприходования товаров, а транспортная накладная поставщика – подтверждением транспортных расходов.

2. Товар доставляется силами покупателя

Если доставка товара осуществляется силами покупателя на условиях самовывоза, то в момент получения товара со склада от поставщика право собственности уже считается перешедшим на покупателя. Иными словами, покупатель в таком случае является непосредственным владельцем груза.

Следовательно, при привлечении в этом случае стороннего перевозчика для вывоза товара со склада поставщика, транспортную накладную обязан оформить покупатель, являющийся грузоотправителем. При этом грузополучателем также будет являться сам покупатель.

УФНС РФ по г. Москве в Письме от 11.08.2011 № 16-15/079006@ «О вопросах оформления транспортной накладной» разъяснило, что:

«Положения пункта 6 Правил свидетельствуют о том, что транспортная накладная заполняется грузоотправителем или лицом, определенным в договоре перевозки. При самовывозе товаров покупателем посредством привлечения сторонней организации, когда право собственности на товар переходит к покупателю на складе поставщика, грузоотправителем выступает покупатель, который и должен оформлять транспортную накладную».

Следует отметить, что аналогичного мнения придерживался и Минфин РФ в Письме от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 относительно необходимости составления покупателем товарно-транспортной накладной по форме

№ 1-Т при доставке перевозчиком товара, приобретенного у поставщика на условиях самовывоза.

Следовательно, в случае когда покупатель приобретает товар на условиях самовывоза и привлекает стороннего перевозчика для перевозки товаров со склада поставщика, то транспортную накладную обязан оформить покупатель. В этой ситуации товар будет приходоваться на основании ТОРГ-12, а транспортная накладная будет подтверждением оказания транспортных услуг перевозчиком.

Если же покупатель производит доставку на собственном транспорте, то у него не возникает необходимости оформлять транспортную накладную. Постановка товаров на учет будет осуществляться в соответствии с ТОРГ-12, а подтверждением транспортных расходов будут путевые листы и документы на приобретение ГСМ.

При самовывозе покупателем товаров Минфин РФ (Письма от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 22.12.2011 № 03-03-10/123) разъясняет, что заполнения транспортной накладной не требуется, достаточно путевого листа:

«В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство».

Схожая позиция была высказана ФНС РФ в Письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 о составлении товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Налоговое ведомство указало, что ТТН обязательна к применению отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Таким образом, если покупатель заказчиком перевозки не является, то наличие ТТН не обязательно. Принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что под собственным транспортом в данной статье мы понимаем как принадлежащее на праве собственности, так и арендованное транспортное средство. При этом, если товар доставляется собственными силами, но на арендованном автомобиле, нет необходимости составлять транспортную накладную. Дело в том, что из норм ст. 606, 632, 642 ГК РФ следует, что арендодатель предоставляет свое имущество за плату во временное владение и пользование с предоставлением услуг по управлению транспортным средством или без (т.е. предоставляется длящаяся услуга), тогда как по договору перевозки речь идет только о доставке груза грузополучателю (т.е. разовая услуга).

Таким образом, при решении вопроса о том, кто должен составлять транспортную накладную, стороны должны помнить, что транспортная накладная составляется не в любом случае, а только в подтверждение договора перевозки. Следовательно, в ситуации, когда доставка производится автотранспортной компанией (независимо от того, кто выступает заказчиком – покупатель или продавец), транспортная накладная составляется в обязательном порядке.

Если товар доставляется без привлечения транспортной организации (силами поставщика или на условиях самовывоза покупателем) оформление транспортной накладной не обязательно. Исключением может стать доставка товара поставщиком (продавцом) на условиях возмещения покупателем стоимости доставки.

Какую форму накладной применять?

Как мы отмечали выше, после вступления в силу новых Правил перевозок грузов (Постановление № 272) форма товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т не отменена.

Новая транспортная накладная, равно как и товарно-транспортная накладная (по форме № 1-Т) предназначены для учета движения товарно-материальных ценностей, для организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, а также для определения условий перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

В таком случае будет ли достаточным оформление только транспортной накладной или необходимо оформлять одновременно два документа?

Мы полагаем, что поскольку:

— ТТН по форме 1-Т и транспортная накладная выполняют одинаковые функции;

— ТТН по форме 1-Т и транспортная накладная содержат идентичные показатели;

— транспортная накладная утверждена во исполнение Федерального закона;

— транспортная накладная утверждена более поздним по отношению к Постановлению Госкомстата России № 78 нормативно-правовым актом, то грузоотправители и перевозчики должны удостоверять заключение договора перевозки груза именно новой формой транспортной накладной, без заполнения унифицированной ТТН по форме № 1-Т.

Вместе с тем, Минтранс в Письме от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис разъяснил, что использование новой транспортной накладной не исключает также применения накладной как по форме № 1-Т, так и по форме № ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132).

Минфин РФ также выпустил ряд Писем, подтверждающих возможность применения формы 1-Т или транспортной накладной (Письма от 17.08.2011 № 03-03-06/1/497, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/492, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/501, от 16.08.2011 № 03-03-06/1/487).

Однако сама формулировка Писем несколько настораживает:

«В случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете».

Формулировка разъяснений Минфина достаточно размыта, поскольку их можно толковать и как применение одной из форм накладной на выбор (ТТН или новой транспортной накладной), и как применение сразу двух форм.

В более поздних разъяснениях Минфин уже четко выразил свою позицию: заполнять необходимо две формы. Так, в Письмах от 25.11.2011 № 03-03-06/1/780, от 11.11.2011 № 03-03-06/1/744, от 08.11.2011 № 03-03-06/1/722 финансовое ведомство поясняет применение обоих документов их различным назначением:

«Так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов.

Транспортная накладная обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, т.е. ее назначение отличается от назначения формы № 1-Т».

С нашей точки зрения, данная позиция Минфина не основана на законодательстве. Как указывалось выше, Правила, содержащие форму и порядок заполнения транспортной накладной, были разработаны во исполнение ст. 3 Закона № 259-ФЗ. Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. Кроме того, в транспортной накладной отражаются данные о перевозчике и стоимость транспортных услуг. Соответственно, транспортная накладная может подтверждать расходы на перевозку грузов.

УФНС РФ по г. Москве в Письмах от 04.08.2011 № 16-15/076716@ и от 11.08.2011 № 16-15/079006@ также придерживается мнения, что транспортная накладная подтверждает транспортные расходы:

«Договор перевозки грузов и надлежащим образом оформленная транспортная накладная могут являться документами, подтверждающими расходы на перевозку груза, если оформление других документов не предусмотрено договором перевозки грузов».

При самовывозе покупателем товаров Минфин РФ (Письма от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 22.12.2011 № 03-03-10/123) снова повторяет свою точку зрения, что для покупателя в этом случае заполнения транспортной накладной не требуется, достаточно путевого листа:

«В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство».

ФНС РФ в Письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 также разъясняет, что форма товарно-транспортной накладной № 1-Т обязательна к применению отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Таким образом, если покупатель заказчиком перевозки не является, то наличие ТТН не обязательно. Принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

Между тем, в вышеуказанных Письмах Минфин РФ в отношении доставки силами продавца настаивает на применении транспортной накладной:

«В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т».

С нашей точки зрения, с данной позицией Минфина можно согласиться только в том случае, если продавец выставляет покупателю счет за перевозку товара. В ситуации, когда доставка уже включена в стоимость товара, по нашему мнению, необходимость применения транспортной накладной отсутствует.

Стоит отметить, что ранее Минфин РФ в Письме от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413 пояснял, что если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то оприходование товаров может производиться на основании накладной по форме № 1-Т либо на основании накладной ТОРГ-12. Схожая позиция содержится и в Письме Минфина РФ от 31.01.2011 № 03-03-06/1/42.

Относительно новых Правил можно сказать, что оприходование в данном случае будет производиться на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Транспортная накладная не составляется, а подтверждением транспортных расходов у продавца будут внутренние документы: путевые листы, чеки на приобретение ГСМ.

Таким образом, учитывая равнозначное предназначение транспортной накладной и товарно-транспортной накладной формы № 1-Т, а также введение в действие новых Правил перевозки грузов автомобильным транс-портом, по нашему мнению, целесообразно оформлять только транспортную накладную, форма которой утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272. При этом оприходование/списание товара следует производить на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Опубликовано по материалам журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru

Оформление купли-продажи продукции в обязательном порядке сопровождается составлением накладных – ТТН или ТН (то есть товарно-транспортной или просто транспортной накладной). Эти сопроводительные документы имеют ряд особенностей. В чем заключается принципиальное различие? Ответим на вопрос подробнее.

Чем отличается ТТН от транспортной накладной

ТН или транспортная накладная составляется согласно требованиям постановления Правительства России № 272 от 15.04.11 г. по унифицированной форме. Заполнение этого документа производится для всех сторон-участников перевозки груза, то есть для отправителя, перевозчика и непосредственно получателя продукции (п. 9 Постановления). При этом на каждый груз, перевозимый на одном виде транспорта, составляется одна ТН независимо от количества партий.

ТТН или товарно-транспортная накладная формируется в соответствии с Правилами о перевозке грузов автотранспортом (утверждены 30.07.71 г. Минавтотрансом РСФСР). Типовой бланк введен в действие в постановлении Госкомстата РФ № 78 от 28.11.97 г. и включает 2 раздела. Форма Т-1, как и ТН, предназначена для оформления взаимоотношений между отправителем груза, перевозчиком и получателем. Но поскольку Постановление № 272 имеет более позднюю редакцию, заполнение ТН освобождает грузоотправителя от обязанности составлять еще и ТТН при перевозках автомобилями.

Важно! Обратное правило не действует, то есть выдача ТТН вместо ТН не правомерно, т.к. только транспортная накладная по законодательным требованиям признается первичным документом, подтверждающим факт перевозки товаров по договорам транспортировки.

ТТН и ТН: в чем разница

Отличие ТН от ТТН состоит, прежде всего, в количестве разделов документов. В транспортной накладной содержится 17 разделов, где в том числе приводятся сведения об отправителе, перевозчике и получателе груза; указывается наименование товара, количество мест и масса; перечисляются прилагаемые документы; делаются отметки о приемке и сдаче, условиях транспортировки. Т-1 включает 2 раздела – товарный и транспортный. Количество выписываемых экземпляров также различается: 3 шт. – для ТН (п. 9 Постановления № 272), 4 – для ТТН (п. 2 Правил Минавтотранса).

Обратите внимание! Основная разница между ТН и ТТН – отсутствие товарного раздела в транспортной накладной, что исключает возможность точной идентификации номенклатуры перевозимого груза.

Основные отличия в реквизитах ТТН и ТН:

  • В ТТН присутствует товарный раздел, где подробно указывается номенклатурный № (код) перевозимого груза, его цена, количество, показатель измерения, общая стоимость.
  • В ТТН предусмотрены строки для подписи уполномоченных за отпуск товара лиц – должностного сотрудника и главного (или старшего) бухгалтера.
  • В ТН присутствует новая строка 5 для внесения указаний компании-грузоотправителя. Здесь приводятся данные о рекомендуемых параметрах автотранспорта, режиме перевозки, сумме объявленной ценности и т.д. В стр. 8 указываются оптимальные условия транспортировки, а по стр. 12 детализируются замечания перевозчика.
  • В ТН предусмотрена стр. 14 для данных о переадресовке, если возникает необходимость в изменении адреса пункта выгрузки, даты подачи транспорта и т.д.

Тн и ТТН

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *