CNews: Какие задачи ставил перед вами заказчик на проекте по созданию системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России?

Алексей Думнов: Начнем с того, что до внедрения ИСОД в 2014 году в МВД не существовало системы, которая бы обеспечивала единую информационную среду для всех территориальных подразделений. Документы или запросы между подразделениями МВД в соседних субъектах РФ пересылались телеграммами или факсами. И это происходило в то время, когда в стране уже с 2011 года был реализован электронный и юридически значимый межведомственный информационный обмен. А здесь внутри одного ведомства не было даже общей электронной почты, не говоря уже о единой системе электронного документооборота или системе оперативной передачи информации между дежурными частями терподразделений. При этом в каждом субъекте функционировали десятки различных программ, никак не интегрированных между собой, и только в отдельных случаях делались попытки обобщения информации на федеральном уровне.

В этой связи существовали очевидные трудности в виде несовместимости форматов данных, проблем внутриведомственного информационного обмена, сложности с защитой информации. Кроме того, автоматизация оперативно-служебной деятельности сотрудников по единым регламентам требовала унифицированного подхода к созданию информационных систем. Ключевым был и вопрос стоимости доработок и эксплуатации, где преимущество единого решения также очевидно. Таким образом, руководство министерства приняло решение о создании единой комплексной системы для повышения эффективности работы всего МВД.

В ходе проекта мы объединили целый ряд сервисов, которые были разработаны в интересах МВД, провели их взаимную интеграцию на базе единой облачной среды ЦОДов. Одновременно решались вопросы обеспечения информационной безопасности и защиты информации. Десятки информационных сервисов были внедрены в территориальных подразделениях МВД России, а пользователей обучили работе с новыми технологиями. Поэтому создание единой системы ИСОД в 2014 году стало колоссальным шагом вперед для ведомства во внедрении информационных технологий в повседневную работу полиции.

CNews: Каковы технологические особенности системы? Что можно сказать о ее защищенности (мы несколько раз были свидетелями ситуаций, когда структуры МВД поражались ransomware и другими зловредами)?

Алексей Думнов: Информационная безопасность и независимость от проприетарных западных разработок – два приоритетных направления, на которые ориентировалось руководство министерства.

На вопросах информационной безопасности я не буду останавливаться детально – в нашей стране хорошо проработаны как нормативная база, так и применяемые подходы. Отмечу лишь, что нашумевшая «эпидемия» вируса WannaCry не нарушила функционирование ни единого сервиса ИСОД МВД России, и ни одна запись в базе данных или хранимый в ЦОДах документ не были повреждены. Как только производители антивирусного ПО обновили сигнатуры, то небольшое количество машин, которые были заражены у конечных пользователей, «вылечились». Вирус затронул менее 1% от общего числа компьютеров МВД.

Алексей Думнов: Информационная безопасность и независимость от проприетарных западных разработок – два приоритетных направления, на которые ориентировалось руководство министерства

Положительным примером успехов ведомства в области информационной безопасности может быть и тот момент, что после того как в 2016 году все территориальные подразделения ГИБДД были переведены на единое федеральное решение, на компьютерных рынках уже не найти «свежие базы данных ГИБДД».

С технологической независимостью от западных решений дела обстоят сложнее. Здесь против нас играет как определенное технологическое отставание, так и де-факто стандарты на западное оборудование и ПО, которые сложились за последние десятки лет. Любой инженер серьезно задумается, когда одновременно с «независимостью» надо решать и основные задачи функционального плана.

Поэтому уход от иностранных технологий поэтапный, но системный. Приятно осознавать, что во многих случаях отечественное ПО даже превосходит по своим характеристикам иностранные аналоги. Видеоконференцсвязь на рабочих местах пользователей, антивирусная защита, электронная почта – это далеко не все сервисы ИСОД, где мы использовали лицензионное российское ПО.

Отдельное направление − переход на технологии с открытым исходным кодом. Система виртуализации и управления облачной инфраструктурой ЦОДов, сервисы управления дежурными частями и основная часть прочих сервисов никак не зависят от проприетарного ПО западных вендоров. А по тем сервисам, где исторически сложилась привязка к западному программному обеспечению, МВД ставит задачу «поэтапного замещения» на отечественное ПО или технологии с открытым исходным кодом.

Особого внимания заслуживает переход на отечественное оборудование. МВД успешно реализовало проект по оснащению системой электронной очереди сотен подразделений по всей стране – полностью на базе российского оборудования с процессором «Байкал-Т1». Вряд ли это заметно посетителям подразделений, но вот с точки зрения технологической независимости и практических шагов по поддержке российского производителя это важная веха. Аналогичным образом дела обстоят с серверным оборудованием на российских процессорах «Эльбрус».

Тут нужно отметить позицию руководства ведомства, его последовательность. Ведь ожидать технологического рывка от наших ученых и инженеров в сфере микроэлектроники можно только в том случае, когда у продукции есть заказчик, который не просто начинает «формально» применять какие-то отдельные элементы в своих задачах, а стремится находить у себя новые ниши для практического применения российской продукции. Так у нас будут появляться новые более мощные процессоры, начнут загружаться наши, российские заводы. Безусловно, только лишь за счет МВД это не осилить. Хорошо, что и другие заказчики, не только государственные, но и частные, стали понимать необходимость развития российских технологий и начали не словами, а реальными заказами поддерживать отечественную науку и производство.

Ну и, конечно, там, где установка российского оборудования пока еще невозможна, максимально применены аппаратные решения на базе открытой архитектуры. Подобные решения получают все большее распространение в крупнейших западных компаниях, начали использоваться и в российской ИТ-индустрии, например, в «Яндексе». Их смысл заключается в использовании стандартных спецификаций x86-оборудования, которые могут производить множество предприятий на базе открытой конструкторской документации. Это означает совместимость компонентов от различных производителей, что дает выигрыш как с точки зрения стоимости закупки и техподдержки решений, так и с точки зрения максимальной независимости от санкционных ограничений каких-либо стран в отношении Российской Федерации.

CNews: Сколько подрядчиков работало над ИСОД МВД России? Какова была роль AT Consulting?

Алексей Думнов: Свою работу с МВД России AT Consulting начал, выиграв в 2013 году ряд открытых конкурсов в качестве разработчика отдельных ведомственных сервисов, а в 2014 году НИИАА им. Семенихина, являясь головным исполнителем соответствующей работы, включил нас в кооперацию по созданию единой системы. Наша компания на тот момент уже имела за плечами успешный опыт реализации проектов в масштабах всей страны, людей в региональных филиалах, а главное – знания, каким образом решаются задачи внедрения масштабных информационных систем в кратчайшие сроки.

Примером флагманского проекта, выполненного AT Consulting, являлся на тот момент проект по созданию и внедрению типовых решений электронного правительства на федеральном уровне и в субъектах РФ, результаты которого были оценены в т. ч. экспертами ООН, а Россия поднялась в рейтинге E-Government survey на 32 пункта, догнав развитые страны. Таким образом, наша компания была выбрана НИИАА в качестве интегратора. В нашу задачу входило в том числе внедрение в территориальных подразделениях МВД сервисов в составе ИСОД. Всего же в этой масштабной работе участвовало более десятка различных компаний.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о вашей проектной команде. Каково было взаимодействие с заказчиком и другими подрядчиками?

Алексей Думнов: На мой взгляд, этот проект можно с уверенностью назвать беспрецедентным. В пиковые моменты проекта команда насчитывала более 1500 человек – это примерно половина всех сотрудников компании. К счастью, опыт эффективного управления большими распределенными командами у нас был.

В нашей компании есть специалисты, которые не раз доказывали, что могут решать подобные масштабные задачи. Безусловно, лидирующая роль принадлежит Сергею Шилову, основателю AT Consulting. Вклад Сергея сложно переоценить как с точки зрения отраслевой экспертизы, так и с точки зрения мотивации сотрудников, которые реализовали поставленную задачу, работая практически в круглосуточном режиме.

Но в проектной команде подрядчики – это не главное. Без грамотного управления и поддержки со стороны руководства министерства, активного и вовлеченного участия сотен сотрудников полиции – внедрять новые технологии в повседневную работу ведомства и осуществить выполнение столь масштабного государственного проекта было бы невозможно в принципе. Руководители министерства лично начали использовать результаты автоматизации, подав тем самым пример своим подчиненным и задав импульс для начала массового применения сервисов во всех подразделениях.

Постоянное взаимодействие как с ответственными сотрудниками центрального аппарата и территориальных органов, так и с непосредственными пользователями сервисов позволяло не только эффективно достигать результатов, но и оперативно получать обратную связь по мере начала использования сервисов и корректировать ход реализации проекта.

CNews: Как вы можете прокомментировать информацию в СМИ, что система была сдана в эксплуатацию не полностью готовой?

Алексей Думнов: Мне это сложно прокомментировать, никогда не говорил ничего подобного. Могу лишь отметить, что все, без единого исключения, информационные системы и сервисы, которые в рамках наших контрактных обязательств должны были быть включены в состав ИСОД МВД России, функционировали. И тому есть письменные подтверждения сотен сотрудников заказчика из всех территориальных подразделений МВД России.

Работы по созданию ИСОД МВД России были полностью приняты заказчиком, и за прошедшие четыре года к нам ни разу не предъявили никаких претензий по их качеству или объему. Более того, наша компания получала десятки благодарственных писем, подписанных руководителями территориальных подразделений полиции, в которых была отмечена наша работа применительно к достигнутым в МВД России результатам. И это отражает мнение сотрудников полиции относительно выполненного проекта, их оценку сделанных работ, которая для меня гораздо важнее, чем просто подписанные акты приемки.

CNews: Какой результат был получен в результате внедрения ИСОД? Как система влияет на работу МВД России и граждан?

Алексей Думнов: Система существенно помогает работе сотрудников полиции. Автоматизирован внутренний документооборот, кадровая деятельность, средства коммуникации, управление дежурными частями, функции охраны общественного правопорядка. Сервисы внедрены во всех территориальных подразделениях МВД России. На сегодняшний день в системе электронного документооборота ведомства еженедельно регистрируются миллионы документов по всей стране. А служба «02» только в Москве каждый день регистрирует в электронном виде тысячи обращений о происшествиях и реагирует на них.

Эффект от внедрения ИСОД почувствовали не только сотрудники полиции, но и рядовые граждане. Так, одним из результатов работы стало создание системы электронных очередей и сервиса мониторинга качества оказания госуслуг. Жители нашей страны могут записаться на прием практически в любое подразделение МВД России через портал госуслуг, а руководство министерства – отследить показатели по уровню оказания услуг гражданам.

CNews: Есть ли в России и за рубежом аналогичные разработки? Какова роль системы в общей структуре электронного правительства? В чем особенность этой системы по сравнению с АСУ других госструктур?

Алексей Думнов: Если анализировать опыт проектов в западных странах, то в открытых источниках непросто найти информацию об успешных внедрениях подобных по масштабу систем в странах, сопоставимых с Россией по численности населения и размеру территории. Но зато можно прочитать про приостановленный проект в Соединенных Штатах Америки. Там рассматривалась возможность создания единой информационной системы, которая должна была объединить порядка 130 подсистем. Работы по этой системе приостановили из-за технических сложностей (различие платформ существующего ПО мешает интеграции разрозненных систем в единое целое) и высокой стоимости (по предварительным оценкам работы по созданию такой системы должны были составить порядка 10 млрд долларов). А вот в России, получается, аналогичная задача по объединению нескольких десятков разноплановых систем на различных платформах в единое решение успешно решается в рамках ИСОД МВД, причем за несопоставимо меньший объем финансирования.

В качестве сравнимого по охвату проекта в нашей стране можно назвать создание инфраструктуры электронного правительства. Помимо министерства связи в нем были задействованы и все остальные федеральные и региональные органы власти Российской Федерации, которые осуществляли подключение своих информационных систем к инфраструктуре электронного правительства с целью обеспечения оказания госуслуг и межведомственного взаимодействия в электронном виде на всей территории РФ. В том числе и отдельные сервисы ИСОД МВД России подключены к единой системе электронного правительства.

Если сравнивать ИСОД с информационными системами иных ведомств или крупных организаций, то ключевой особенностью является масштаб. Эта высоконагруженная ведомственная информационная система, которая используется ежедневно сотнями тысяч сотрудников по всей территории нашей страны, включая самые отдаленные населенные пункты.

CNews: Будет ли система развиваться, и есть ли перспективы участия AT Consulting в этом?

Алексей Думнов: Я не вправе определять вектор дальнейшего развития системы и тем более оценивать перспективы нашего участия – это однозначно относится к решениям заказчика, а также регулируется нормами федерального закона о контрактной системе закупок. Однако наш опыт дает возможность выразить частное мнение: у системы фантастические перспективы развития.

Информационные технологии уже сейчас делают нашей повседневной реальностью то, что когда-то мы видели только в фантастических фильмах. Например, используя технологии нейронных сетей при анализе массива данных, которые обрабатывает система, можно разрабатывать принципы прогнозирования. Это не только повысит раскрываемость преступлений, но и поможет их предотвращать.

Убежден, что технологии в основе ИСОД будут и дальше повышать уровень информатизации МВД России и помогать ведомству обеспечивать безопасность граждан на высоком уровне.

Короткая ссылка на материал: http://cnews.ru/link/a10481

Как стало известно “Ъ”, Следственный комитет России (СКР) завершил расследование резонансного уголовного дела о должностных злоупотреблениях, допущенных при создании интеллектуальной системы обеспечения деятельности (ИСОД) МВД и обернувшихся для ведомства потерей 1,4 млрд руб. Предполагалось, что разбирательство вскроет коррупционные связи предпринимателей в министерстве, однако обвинять во взяточничестве не стали даже главного фигуранта дела — заказчика ИСОД от МВД Андрея Нечаева. По версии следствия, он принял и оплатил незавершенные работы, чтобы просто выслужиться.

Расследование стартовало с большой помпой: в октябре 2017 года сотрудники управления «М» ФСБ РФ приехали к открытию международной выставки «Интерполитех-2017», в которой принимали участие руководители МВД РФ, и прямо на торжественной церемонии задержали одного из почетных гостей — руководителя головного научно-технического подразделения министерства НПО «Спецтехника и связь» Андрея Нечаева. Днем позже, когда чиновник был арестован Басманным райсудом Москвы, выяснилось, что он обвиняется главным управлением по расследованию особо важных дел СКР в злоупотреблении должностными полномочиями с тяжкими последствиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ).

При этом близкие к следствию источники “Ъ” уже тогда давали понять, что в перспективе речь может пойти о коррупционных схемах, в которые помимо обвиняемого могли быть вовлечены руководители МВД РФ. В частности, еще один высокопоставленный гражданский специалист полицейского ведомства, замминистра по тылу Александр Махонов, который пришел в МВД вместе с обвиняемым Андреем Нечаевым и, по мнению следствия, курировал своего протеже.

Александра Махонова вызвали на допрос в качестве свидетеля, после чего он, не дожидаясь результатов, написал рапорт об отставке. Прошение сразу удовлетворили — главный тыловик, как пояснили в ведомстве, понес персональную ответственность за своего арестованного подчиненного. К началу следующего года МВД, по сути, окончательно признало правоту СКР и ФСБ, вчинив своему бывшему сотруднику Андрею Нечаеву материальный иск.

Претензии следствия были связаны с работами по монтажу и отладке ИСОД, которые проводились в 2014–2016 годах. Андрей Нечаев был главным конструктором системы и одновременно ее заказчиком: МВД поручило ему нанять специалистов, поставить перед ними задачи, проверить качество выполненных работ и рассчитаться с исполнителями. Заказчик, как полагает следствие, с расчетом поторопился. СКР посчитал, что остались недоделанными три наиболее важных компонента ИСОД — система «Следопыт М», позволяющая оперативно проверять подозрительных, сервер «Мост» закрытой связи с прокуратурой и общеполицейская интегрированная база данных «Модернизация». Между тем МВД предъявило обвиняемому претензии на всю сумму контракта — 1,4 млрд руб.

Для полноты картины следствию между тем не хватало важной составляющей — доказать корыстную заинтересованность обвиняемого в досрочном расчете с подрядчиками. Поэтому СКР пришлось ограничиваться в обвинении малоубедительной формулировкой, что Андрей Нечаев пошел на должностное преступление из «ложно понятых им интересов службы». Гражданский специалист МВД якобы хотел побыстрее отчитаться перед своим руководством о выполнении ответственного задания и таким образом обеспечить себе карьерный рост. При этом коммерсанты, как полагает следствие, лишь символически отблагодарили заказчика, устроив на работу в свои структуры его жену.

Прорыв в расследовании вроде бы наметился весной прошлого года, когда был задержан крупнейший в России специалист по информационным технологиям, основатель и глава ООО «AT Consulting» Сергей Шилов. Он был одним из субподрядчиков при монтаже ИСОД, и, как полагает следствие, убедил заказчика Нечаева поскорее оплатить незавершенные работы. Сергей Шилов попал в СИЗО по обвинению в пособничестве злоупотреблению должностными полномочиями, однако сумел выдержать всего три недели содержания под стражей. Он признал вину, раскаялся и даже начал гасить вмененный фигурантам дела ущерб. Затем сообщил следствию некие «дополнительные детали совершенного преступления» и вышел из СИЗО под домашний арест. По данным источников “Ъ”, уголовное дело в отношении Сергея Шилова должны были выделить из общего и вынести ему приговор в рамках досудебного соглашения с Генпрокуратурой.

Благодаря показаниям Сергея Шилова состав обвиняемых по уголовному делу пополнился. Под арестом оказался бывший первый заместитель гендиректора авторитетнейшего в стране профильного НИИ автоматической аппаратуры имени академика Семенихина Геннадий Купинский, который выступал генподрядчиком ИСОД. Следствие тогда заявило, что госслужащий Геннадий Купинский, как и Андрей Нечаев, злоупотребил должностными полномочиями, однако источники “Ъ” утверждали, что в перспективе их взаимоотношения могут быть квалифицированы как дача и получение особо крупной взятки.

Наконец, в СИЗО попал и еще один специалист по IT-технологиям, гендиректор ООО «Национальные телематические системы» Алексей Нащекин. Предполагалось, что коммерсант, выполнявший, как полагает следствие, роль посредника между отличающимся сложным характером Андреем Нечаевым и остальными участниками проекта, поможет выявить коррупционную составляющую в их отношениях.

Однако ничего этого не произошло. Расширить обвинения фигурантам дела на показаниях Сергея Шилова не удалось, а трое других фигурантов от сотрудничества со следствием отказались, настаивая на своей непричастности к преступлениям. В итоге СКР пришлось уравнять в правах единственного раскаявшегося и троих упорствующих — все они вышли из СИЗО под домашние аресты и сейчас знакомятся с материалами завершенного расследования.

Как рассказал “Ъ” защитник одного из фигурантов, в уголовном деле чуть более 200 томов и фигурантам пока удалось изучить примерно половину. Ничего принципиально нового в материалах дела обвиняемые и их защитники не увидели, поэтому планируют завершить ознакомление уже к апрелю. Интересно, что соискатель досудебного соглашения Сергей Шилов по-прежнему фигурирует в общем деле. «Сведений о заключении им сделки с Генпрокуратурой в материалах нет»,— сообщил собеседник “Ъ”, давая, таким образом, понять, что показания раскаявшегося следствию не пригодились. Нет претензий у СКР и к бывшему замминистра МВД Александру Махонову. Как пояснили “Ъ” его представители, бывший чиновник проходил по делу свидетелем, дал следствию «исчерпывающие показания» и в итоге сохранил за собой этот статус.

Сергей Машкин

Содержание

Единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД РФ

В марте 2012 года МВД утвердило концепцию создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России в 2012-2014 гг. Она представляет собой совокупность используемых в министерстве автоматизированных систем обработки информации, программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств, а также систем связи и передачи данных, необходимых для обеспечения служебной деятельности ведомства.

Создание ИСОД стало продолжением проекта единой информационно-телекоммуникационной системы (ЕИТКС) ОВД, который велся с 2005 года. Важнейшей составной частью этой системы являлась телекоммуникационная подсистема, обеспечивающая информационное взаимодействие всех подразделений ОВД с другими правоохранительными органами и госорганами различных уровней.

Основные задачи

Обеспечение и осуществление в пределах своей компетенции функций в области научно-технического сопровождения, эксплуатации и мониторинга прикладных и общесистемных сервисов, информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Определение перспективных направлений дальнейшего развития прикладных и общесистемных сервисов, информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России для использования в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Реализация научно-технической политики в области эксплуатации, мониторинга и совершенствования прикладных и общесистемных сервисов, информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России для использования в деятельности органов внутренних дел, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Создание научно-методической и нормативно-технической базы по вопросам эксплуатации и мониторинга прикладных и общесистемных сервисов, информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Оказание практической помощи подразделениям органов внутренних дел по вопросам использования, эксплуатации и технической поддержки прикладных и общесистемных сервисов, информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Основные функции

Научно-техническое сопровождение эксплуатации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Разработка нормативных документов в области технической поддержки и эксплуатации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Обеспечение технической поддержки ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Обеспечение мероприятий по мониторингу ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Информационное обеспечение пользователей ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Сопровождение государственных контрактов в части развития информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Участие в проведении экспертизы для проверки предоставленных исполнителем результатов выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом в части их соответствия условиям контракта, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Обеспечение бесперебойной работы ИСОД МВД России путем обработки результатов мониторинга ошибок доступа ИСОД МВД России к ресурсам ЦОД МВД России и мониторинга информационно-технологической инфраструктуры ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Координация взаимодействия между исполнителями государственных контрактов, ДИТСиЗИ МВД России и подразделениями системы МВД России (в том числе территориальными органами внутренних дел) в части развития информационно-технологической инфраструктуры, средств и методов защиты информации ИСОД МВД России, в том числе по подготовке и актуализации нормативных правовых актов, регламентирующих эксплуатацию, доступ и изменения в технологической структуре ЦОД МВД России.

Контроль за соблюдением регламентов технического обслуживания, ремонта и замены оборудования ЦОД ИСОД МВД России.

Выполнение работ по постановке на материальный учет оборудования, обеспечивающего информационно-технологическую инфраструктуру ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Управление лицензиями на использование программного обеспечения и технических средств ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Координация работ по аттестации рабочих мест (объектов информации ИСОД МВД России).

Выявление атак и попыток несанкционированного доступа к ресурсам ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Проверка устранения выявленных ранее замечаний в процессе эксплуатации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Обеспечение выполнения работ в области защиты информации от утечки по техническим каналам и несанкционированного доступа к различным видам информации, хранимой в ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

Проведение работ по совершенствованию и развитию защиты информации ИСОД МВД России, включая информационные системы МВД России в сфере миграции.

№ 78 Понятие и определение автоматизированных рабочих мест (АРМ).

Автоматизированное рабочее место (АРМ) — это рабочее место специалиста, оснащенное персональным компьютером, программным обеспечением и совокупностью информационных ре­сурсов индивидуального или коллективного пользования, которые позволяют ему вести обработку данных с целью получения информации, обеспечивающей поддержку принимаемых им решений при выполнении профессиональных функций.

Отдел, оснащенный совокупностью АРМ работников этой службы, становится автоматизированным подразделением. В нем значительная часть рутинной работы по переработке информации выполняется компьютером. Вместе с тем специалист может активно вмешиваться в процесс решения задач обработки дан­ных, самостоятельно формируя информацию, позволяющую при­нимать обоснованные решения.

Компьютер становится повседневным орудием труда специалиста, органично вписываясь в технологию его работы. При: акцент переносится с формально-логических аспектов информации на процесс принятия решений. Такая технология сокращает поток бумажных носителей, снижает трудоемкость выполняемых работ, повышает профессиональный уровень работников и комфортность условий их работы: Как и при ручной технологии организации работы, специалист несет полную персональную ответственность за весь процесс, но, продолжая выполнять традиционные функции, он выступает и в роли оператоpa ПЭВМ, становясь непосредственным участником процесса автоматизированной обработки информации.

Состав ИСОД

ИСОД МВД включает интегрированную мультисервисную телекоммуникационную сеть (ИМТС), систему централизованной обработки данных (ЦОД и ПТК), прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД (повседневные сервисы), прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности подразделений МВД (служебные сервисы), а также подсистему поддержки взаимодействия подразделений МВД с населением и межведомственного взаимодействия и подсистему обеспечения ИБ.

Основной элемент – ЕИС ЦОД

Основным элементом инфраструктуры ИСОД МВД является ЕИС ЦОД, который создается на нескольких территориально удаленных площадках. Он предназначен для размещения централизованных информационных систем и сервисов МВД и предоставления доступа к ним с использованием облачных технологий.

В ЦОДе планируется использовать серверы на процессорах «Эльбрус».

За счет создания ЕИС ЦОД в МВД рассчитывают унифицировать используемые в ведомстве программно-технические решения и привести архитектуру основных автоматизированных информационных систем в соответствие современным требованиям к доступности и надежности. Он должен обеспечить консолидацию разнородных данных, содержащихся в различных системах МВД и обеспечить единую точку доступа к ним для использования в оперативно-служебной деятельности МВД.

В числе ожидаемых эффектов от создания ЦОДа – уменьшение расходов на создание, поддержку и эксплуатацию автоматизированных информационных систем, используемых в МВД.

В 2013 году проводилась ОКР по созданию технологической инфраструктуры ЦОДа. Из ТЗ по этому проекту следует, что вычислительную основу в нем должны составлять, главным образом, серверы IBM, основу для хранения данных – решения EMC.

Сервисы ИСОД

Прикладные сервисы обеспечения повседневной деятельности подразделений МВД включают:

  • сервис электронного документооборота (СЭД)
  • сервис электронной почты (СЭП)
  • ведомственный информационно-справочный портал (ВИСП)
  • систему видеоконференцсвязи

Прикладные сервисы обеспечения оперативно-служебной деятельности включают:

  • информационно-поисковый сервис «Следопыт-М»
  • сервис обеспечения охраны общественного порядка (СООП)
  • сервис обеспечения деятельности дежурных частей (СОДЧ)
  • сервис обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения МВД (СОМТО)
  • федеральную информационную систему ГИБДД (ГИБДД-М)
  • сервис обеспечения экономической безопасности (СОЭБ)
  • сервис НЦБ Интерпола (СОДИ)
  • сервис экспертно-криминалистической деятельности (ЕАИС ЭКП)
  • сервис обеспечения государственной защиты лиц (СУОГЗ)
  • сервис оформления проезда сотрудников (СОПС)
  • сервис ГУ собственной безопасности МВД (СОПД ГУСБ)
  • сервис статистической отчетности (МОСТ)
  • банк отпечатков пальцев (ЦИАДИС)

Подсистема поддержки взаимодействия с населением, а так же межведомственного взаимодействия с целью предоставления госуслуг включает:

  • сервис предоставления госуслуг (СПГУ)
  • систему централизованного учета оружия (СЦУО)
  • единый банк данных архивной информации (Ретроспектива)
  • интегрированный банк данных

Состав сервисов ИСОД МВД

Хроника исполнения проекта и других событий вокруг него

2019

МВД засекретило техподдержку ИТ-системы, за которую сажали ее создателей и приемщика

Как обнаружил CNews, МВД под давлением властей пришлось перевести в непубличный режим выбор подрядчика на техсопровождение своей сверхпроблемной информсистемы, значительно сместив при этом сроки осуществления работ и скорректировав их стоимость.

Напомним, 25 января 2019 г. на основании решения ФАС министерству пришлось отменить запланированный на 28 января открытый электронный аукцион на поддержку единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД (ИСОД) с начальной ценой контракта в 1,65 млрд руб. и сроком его исполнения до 20 декабря 2019 г. Незадолго до этого в надзорном ведомстве посчитали, что МВД следует прибегнуть к закрытому способу определения поставщика данных услуг (подробнее — ниже).

Новый аукцион запущен именно закрытом режиме. Это в частности, означает отсутствие в публичном доступе техзадания — соискатели смогут получить его только персонально, на условиях конфиденциальности. Также будет засекречена и информация о претендентах, победителе и сумме подряда — протоколы работы конкурсной комиссии на сайте госзакупок не появятся.

Заявки от соискателей будут приниматься до 27 мая 2019 г. Торги намечены на 28 мая. Исполнение контракта должно завершиться 30 июня 2020 г., то есть общий фронт работ увеличился примерно на два месяца. По всей видимости именно с этим связан тот факт, что сумма перезапущенного лота выросла до 2 млрд руб.

МВД требовало с AT Consulting миллион за туалет и воду, использованные во время исполнения госконтракта

Как выяснил , ИТ-структура МВД «Специальная техника и связь» не сумела доказать в Московском арбитражном суде, что ее подрядчик — известный интегратор AT Consulting — обязан рассчитаться с ней по счетам за электричество и канализацию. Эти счета коммунальщики сформировали за тот период, что ИТ-компания работала у госорганизации на контракте.

С данным иском структура МВД обратилась в суд в середине февраля 2019 г. Сумма требований составила 1,16 млн руб. В иске фигурировали счета за электроэнергию, тепло, водоотведение, вывоз мусора.

С точки зрения структуры МВД, ИТ-компания должна была возместить ей указанные издержки за тот период, что она исполняла на территории заказчика контракт по эксплуатации единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России (ИСОД) — в течение 2016-2018 гг.

В судебных документах указан шифр данных работ — «Эксплуатация изделия 14т1». Поиск по сайту госзакупок показывает, что данный подряд был распределен в формате закрытого конкурса в конце 2015 г. Его стартовая цена составила 8,4 млрд руб.

В разговоре с CNews представители компании AT Consulting ограничились формальным комментарием. «В своей работе AT Consulting всегда стремится к взаимовыгодному сотрудничеству, выстраивая отношения с клиентами на основе качественных услуг, доверия и уважения, — отметили в компании. — Мы также уважаем законы Российской Федерации и решения суда и рады, что иск завершился подобным образом».

AT Consulting продолжит работу над ИСОД МВД

Как стало известно TAdviser, компания AT Consulting выиграла тендер на выполнение опытно-конструкторских работ по развитию федеральной поисковой системы генетической идентификации «Ксенон-2» (входит в комплекс ИСОД МВД России). Соответствующая информация была размещена на официальном сайте госзакупок. Это событие совпало с закрытием уголовного дела в отношении основателя компании Сергея Шилова. По мнению источника TAdviser, выигранный тендер может говорить о восстановлении доверия ведомства к Шилову и его команде. Информатизация госсектора является одной из ключевых компетенций AT Consulting, в частности компания выполняла работы по созданию электронных сервисов для МВД, ФСИН и других силовых структур.

Дело ИСОД развалилось

Следственный комитет России (СКР) завершил в марте 2019 года расследование громкого уголовного дела о возможных должностных злоупотреблениях, которые были допущены при создании интеллектуальной системы обеспечения деятельности (ИСОД) МВД и обернулись для ведомства потерей 1,4 млрд руб.

По данным издания, следователи отказались от обвинений в коррупции в адрес всех фигурантов дела, в том числе и главного – бывшего гендиректора НПО МВД РФ «Спецтехника и связь» (СТиС) Андрея Нечаева, который, по версии следствия, принял ИСОД у подрядчика и расплатился за нее, когда в системе были не готовы как минимум три компонента. Как пишет «Коммерсант», следователи установили, что Нечаев пошел на это, чтобы выслужиться перед начальством, а не из корыстных соображений.

Сейчас уголовное дело насчитывает около 200 томов, и его фигуранты, находящиеся под домашним арестом, заняты ознакомлением с ним, сообщает газета со ссылкой на защитников одного из фигурантов.

Власти заставляют МВД засекретить техподдержку ИТ-системы, за которую посадили ее создателей и приемщика

Как выяснил CNews, МВД не сможет выбрать подрядчика на техсопровождение своей главной информсистемы в публичном режиме. На основании решения ФАС министерству пришлось 25 января 2019 г. отменить соответствующий открытый электронный аукцион с начальной ценой контракта в 1,65 млрд руб. В надзорном ведомстве посчитали, что МВД следует прибегнуть к закрытому способу определения поставщика услуг.

Причиной этого стал тот факт, что для выполнения работ исполнителю требуется изучить секретные данные, что несовместимо с какой бы то ни было публичностью.

«Представители заказчика пояснили, что для оказания услуг победителю аукциона необходимо ознакомиться с приказом № 016, имеющим гриф `секретно`, — говорится в документах ФАС. — Указанный приказ не размещен в ЕИС и открытом доступе в нтернете. Учитывая изложенное, описание объекта закупки, подлежащее включению в документацию об аукционе, содержит сведения, составляющие государственную тайну, что является основанием для применения закрытого способа определения поставщика».

Непосредственным заказчиком на тендере выступило научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» при МВД (СТиС). Что касается объекта поддержки — единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД (ИСОД), то она уже и так доставила этой организации немало проблем. СТиС занималась созданием ИСОД, и этот проект стоил ее руководителю Андрею Нечаеву не только его поста, но и свободы. Сумма основного стартового контракта на разработку ИСОД (завершился в конце 2014 г.) составляла 1,4 млрд руб. Именно ее в итоге с Нечаева стали требовать в МВД.

2018

Арест подрядчиков Сергея Шилова и Алексея Нащекина

В марте 2018 года по делу о нарушениях при создании ИСОД МВД был задержан основатель и руководитель AT Consulting Сергей Шилов, в апреле — гендиректор компании «Национальные телематические системы» Алексей Нащекин.

МВД предъявило иск на 1,4 млрд рублей к главному конструктору ИСОД

Министерство внутренних дел (МВД) России требует от бывшего главы своего подразделения НПО «Спецтехника и связь» Андрея Нечаева уплаты 1,4 млрд руб. за недочеты в работе Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД), внедрением который он руководил. 1,4 млрд руб. — это сумма госконтракта на работы по созданию ИСОД, который Нечаев заключил с подрядчиком от лица МВД.

Нечаев обвиняется в том, что принял ИСОД у подрядчика и расплатился за нее, когда в системе были не готовы как минимум три компонента. Следствие классифицирует это как злоупотребление должностными полномочиями согласно части 3 статьи 285 Уголовного кодекса России. Этот параграф предлагает наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Причиной действий Нечаева считается стремление оправдать ожидания руководства, вариант получения вознаграждения от подрядчика отсеялся в ходе расследования, передает издание «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к МВД.

Нечаев был задержан в октябре 2017 г., после того как обстоятельствами его работы над ИСОД заинтересовалось управление «М» Федеральной службы безопасности (ФСБ) России. Обвинение против него было выдвинуто Следственным комитетом России, решение о задержании принял Басманный районный суд.

Арест Нечаева повлек за собой добровольную отставку замглавы МВД по тылу Александра Махнова, мотивированную в МВД тем, что Махнов нес личную ответственность за подчиненного ему Нечаева, являясь на момент расчета с подрядчиком главой департамента информационных технологий, связи и защиты информации в МВД. После поступления обвинения от Следственного комитета МВД выдвинула против Нечаева гражданский иск.

2017: Арест главного конструктора

18 октября 2017 года был арестован главный конструктор ИСОД Андрей Нечаев ().

2015: Суд с «Ланитом» из-за несуществующей версии Microsoft Windows Server

Поставка ПО Microsoft для ИСОД МВД по госконтракту, заключенному в конце декабря 2014 года с «дочкой» «Ланита» «Ланит-интеграцией», привела к судебным разбирательствам. Подрядчик вышел победителем по делу в двух инстанциях – первой и апелляционной.

Решение суда по итогам рассмотрения дела в апелляционной инстанции было опубликовано в конце декабря 2015 года. Из него следует, что разбирательства возникли из-за лицензий для госорганов ПО Windows Server и Windows Server Datacenter, входивших в состав поставки. МВД требовалось предоставить их 32-битные и 64-битные версии.

До подписания акта приема-передачи прав на использование ПО «Ланит-интеграция» указала МВД, что 32-битных версий указанных продуктов не существует. Компания попросила ведомство принять 64-битные версии продуктов, сославшись на то, что прикладное ПО МВД, совместимое с их 32-битными версиями, сможет работать и с 64-битными версиями. Свои доводы «Ланит-интеграция» подкрепила письмом от российского офиса Microsoft.

МВД принял поставку, включавшую только 64-битные дистрибутивы этого ПО, однако вскоре известил «Ланит-интеграцию» о том, что компания нарушила условия контракта и ненадлежащим образом исполнила свои обязательств по передаче прав на ПО, не предоставив 32-битные версии. Лицензии Windows Server 2012R2 и Windows Server Datacenter 2012R2 с 64-битными дистрибутивами МВД вернуло.

По условиям контракта между МВД и «Ланит-интеграцией», его исполнение со стороны подрядчика было обеспечено банковской гарантией, для который был привлечен «ЮниКредит Банк». После возврата спорных лицензий МВД обратилось в «ЮниКредит Банк» за выплатой гарантии. Размер своих требований МВД оценило в 140,9 млн руб. Деньги ведомству были перечислены.

После этого «Ланит-интеграция» через суд потребовала взыскать с МВД перечисленную ему сумму в качестве неосновательного обогащения, а также 1,19 млн руб. сверх этой суммы в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами.

Изучив материалы дела, включая письмо от Microsoft, суд пришел к выводу, что в части 32-битных версий спорных продуктов обязательства «Ланит-интеграции» прекратились в связи с невозможностью их исполнить из-за обстоятельств, за которые ни одна из сторон не отвечает. В свою очередь, прекращение обязательств исключает какую-либо ответственность обязанной стороны за его неисполнение. Получение МВД денежных средств суд квалифицировал как неосновательное обогащение и вынес решение взыскать их с ведомства в пользу «Ланит-интеграции» вместе с процентами.

2014

Закупка ПО Microsoft на 455 млн руб

В декабре 2014 года МВД провело аукцион на поставку ПО Microsoft для функционирования в рамках ИСОД с начальной ценой почти в 470 млн руб. Победителем торгов стала «дочка» «Ланита» — компания «Ланит-Интеграция», сбившая цену примерно до 455,6 млн руб. Помимо нее в аукционе также участвовала компания «ЭйТи Сервис», входящая в группу AT Consulting.

По условиям контракта, за указанную сумму МВД получит 150 тыс. лицензий Microsoft Office 2013, 250 лицензий Microsoft Visio 2013, 200 лицензий Windows Server 2012 R2 и по 10 лицензий Microsoft Project 2013 и Windows Server 2012 R2 Datacenter. Лицензии поставляются по программе корпоративного лицензирования Microsoft для госучреждений.

Готовность ЦОДа

В октябре 2014 года министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев на заседании правкомиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности докладывал, что ЦОД МВД, на базе которого проводится плановое размещение специализированных информационных сервисов и систем, уже введен в эксплуатацию и в нем уже развернуты 32 информационные системы.

Создание опытного образца

В сентябре 2014 года МВД заключило контракт с «НИИАА» на выполнение ОКР «Создание ИСОД МВД», срок окончания работ по которой обозначен декабрем того же года. По данным одной из презентаций об этом проекте, в его рамках планируется изготовление опытного образца ИСОД и тиражирование сервисов системы в субъектах РФ (45 и 85 субъектов в зависимости от назначения сервиса), а также проведение предварительных и госиспытаний в соответствии с ГОСТ.

С целью выполнения работ по развертыванию опытного образца ИСОД в территориальных подразделениях МВД был привлечен соисполнитель – AT Consulting.

2013: AT Consulting создаст для МВД СЭД на миллион пользователей

AT Consulting приступила к реализации проекта по созданию СЭД в МВД, рассказали TAdviser в компании. Контракт на выполнение этих работ на сумму в 45,8 млн руб. был подписан в октябре 2013 г. В ходе конкурса по выбору подрядчика компания значительно сбила максимальную стоимость контракта, которая составляла около 131 млн руб. Помимо AT Consulting, в тендере также приняли участие ФГУП НИИ «Восход» и компания «Тауэр».

Принять систему в эксплуатацию планируется к середине декабря 2014 г. На момент старта проекта в AT Consulting предпочли не раскрывать, на базе какого продукта создается СЭД для МВД, а также какие-либо другие детали. В компании лишь отметили, что за 12 лет работы у нее накоплена значительная экспертиза в подобных проектах.

«В частности, недавно наша компания внедрила единую систему электронного документооборота в компании «Ростелеком» на базе платформы EMC Documentum. В нашем портфолио есть также ряд других проектов, выполненных по заказу организаций с распределенной по всем субъектам Российской Федерации структурой. Мы надеемся, что наш опыт и команда, нацеленность сотрудников на результат, помогут реализовать крупный проект в МВД РФ», — заявили TAdviser в AT Consulting.

В технических требованиях МВД к системе не указано предпочтений по продукту конкретного вендора, на базе которого должна быть создана СЭД, а говорится только, что преимущество при его выборе должно отдаваться стандартизированным решениям.

С помощью СЭД МВД рассчитывает автоматизировать подготовку, обработку, хранение и использование документов в подразделениях центрального аппарата и территориальных органах, отвечающих за делопроизводство. Помимо этого, функционал системы должен обеспечить интеграцию между этими подразделениями и единое пространство документооборота в рамках ведомства.

Также должно быть разработано мобильное приложение для планшетов, работающих под управлением ОС Windows 8. Оно позволит автоматизировать деятельность руководителей подразделений МВД по вынесению резолюций и выдаче поручений.

В дальнейшем МВД планирует автоматизировать процессы документооборота во всех органах внутренних дел. Для этого одним из требований к СЭД указана ее масштабируемость: система должна быть спроектирована таким образом, чтобы обеспечить необходимое быстродействие при одновременной работе в ней не менее 1 млн пользователей, из которых не менее 50 тыс. — сотрудники делопроизводственных подразделений.

Среди ИТ-систем, с которыми будет взаимодействовать СЭД МВД — единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности ведомства, сервис обеспечения кадровой деятельности, информационно-справочную система классификации и кодирования информации в системе МВД, система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и др.

По данным исследования Минкомсвязи по использованию СЭД в федеральных органах исполнительной власти, опубликованным в середине мая 2013 г., МВД оказалось одним из пяти ведомств-аутсайдеров, не использующих электронный документооборот. Помимо МВД к таковым также относятся ФСТЭК, ФСБ, СВР и Ростуризм.

Исод МВД России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *