Штрафы и пени по налогам, сборам и взносам

Для перечисления сумм штрафа или пени в платежное поручение заносятся те же реквизиты ИФНС, что и при уплате налогов и сборов. Получателем платежей будет отделение налоговой службы, за которым закреплено ваше предприятие, и куда вы регулярно отправляете отчеты по перечисленным в бюджет платежам.

Строка <Очередность платежа> должна содержать то же значение, что и при отправке денежных средств по налогам: <5>.

Если компания уже получила уведомление от ФНС о том, что ее оштрафовали, или что была начислена пеня, в документе может быть обозначен уникальный идентификатор начислений (далее – УИН), это значение пригодится для заполнения поля <Код>. В случае, когда в бумаге от ФНС нет УИН, значение данного поля остается нулевым.

ОКТМО зависит исключительно от места регистрации ООО или прописки ИП, поэтому его значение совпадает с тем, которое обычно ставится при перечислении сумм налогов.

Строка <Основание платежа> будет содержать одно из двух значений:

  • <ТР>, если компания уже успела получить официальное требование от налоговой об уплате штрафа;
  • <ЗД>, если бухгалтер самостоятельно перечисляет средства в счет уплаты штрафа, не дожидаясь уведомления ФНС, т.к. знает, что сроки уплаты налога или сбора нарушены, и будет наложен штраф.

Поля 108/109 будут содержать в себе значение <0> в случае, если предприятие по собственной инициативе решило уплатить штраф. А если он платится по настоянию ФНС, в данных графах вносятся No и дата из требования, полученного от ФНС, соответственно.

В строке 107 <Показатель налогового периода> также будет стоять ноль, если официального уведомления нет. Если оно было получено, сюда будет записан срок оплаты, указанный в документе.

Самое важное – это правильно указать код бюджетной классификации (КБК). Здесь главное помнить, кто код используется не тот, который относится к периоду, в котором были нарушения, повлекшие штраф. КБК заносится тот, который относится к году, в течение которого фактически происходит оплата.

ФНС вправе назначить штраф, основываясь на законах не только НК РФ, но и КоАП.

Также важно знать, что КБК по недоплаченному налогу и по штрафу/пеням по нему различаются, для всех трех придется заполнять свои платежные документы. Читайте также статью: → “Плановые проверки Роспотребнадзора ИП и ООО. Что проверяет, сроки и штрафы“.

Актуальные КБК по штрафам и пеням по НК РФ и по КоАП (таблица)

В данной таблице мы рассмотрим коды бюджетной классификации по налоговому и уголовному Кодексу, а так же по статьям Кодекса об административных правонарушениях.

Основание для наложения штрафа Фед. гос. органы, Банк России, органы управления гос. внебюджетными фондами Фед. казенные учреждения КБК
По статьям Налогового Кодекса
Нарушения по статьям 116, 118, 119.1, 125, 126, 128, 129, 129.1, 132, 133, 134, 135, 135.1 и пп. 1, 2 ст. 120 18211603010016000140
Нарушения, описанные статьей 129.2 + 18211603020026000140
+ 18211603020027000140
Нарушения в уплате налогов и сборов, указанные в ст. 129.6 + 18211603050016000140
Нарушения в использовании ККТ (наличные, карты) + 18211606000016000140
Фиктивное или преднамеренное объявление себя банкротом + 18211670010016000140
По статьям Уголовного Кодекса
Неуплата налога, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, пренебрежение обязанностями налогового агента + 18211603040016000140
По статьям Кодекса об административных правонарушениях и другие
Нарушения, прописанные в ст. 20.25 + 18211643000016000140
+ 18211603030016000140
Нарушения в гос. регистрации юрлиц и ИП по ст. 14.25 + 18211636000016000140
+ 18211636000017000140
Нарушения в контрактной системе в сфере совершения закупок для гос. и муниципальных нужд + 18211633010016000140
+ 18211633010016000140
Нарушение правил обращения с наличкой, ведения кассовых операций, требований об использовании спец. счетов в банках + 18211631000016000140
+ 18211631000017000140
Прочие взыскиваемые суммы с лиц, совершивших преступления (в фед. бюджет) + 18211621010016000140
+ 18211621010017000140

Размеры штрафов

В этой таблице расписаны размеры штрафов для предприятий, частных лиц и физ. лиц.

Статья (НК РФ) Суть нарушения Штраф
ООО ИП Физлицо
116 Не соблюдены сроки постановки на учет в ФНС 10 тыс. руб
Осуществление деятельности до постановки на учет в ФНС 10% от суммы всех заработков за время работы без регистрации (не< 40 тыс. руб)
119 Не вовремя отправленная декларация инвестиционного товарищества 5% удержанной суммы налога за каждый не/полный месяц с даты, утвержденной для подачи декларации (не< 1 тыс. руб и не > 30% суммы)
Уклонение управляющего товарища от обязательств по своевременной подаче расчетов о заработках предприятия 1 тыс. руб
119.1 Нарушение правил электронной отправки декларации в ФНС 200 руб
119.2 Отправка отчетов о заработках инвестиционного товарищества с ложными данными 40 тыс. руб
То же нарушение, совершенное умышленно 80 тыс. руб
120 Грубое несоблюдение требований бухучета денежных поступлений, затрат (нет первичной документации, счетов-фактур, журналов бух. и налогового учета; не вовремя или неверно отражены суммы денег, хоз.операции, вклады и т.д.) в рамках отчетного периода 10 тыс. руб
Те же нарушения, но совершаемые на протяжении нескольких периодов 30 тыс. руб
Те же нарушения, повлекшие уменьшение налогооблагаемой базы 20% суммы недоимки по налогу (не< 40 тыс. руб)
122 Удержание суммы налога, уплата налога не в полной мере из-за занижения размера налогооблагаемой базы (кроме нарушений, указанных в ст. 129.3, и случаев, когда нарушение произошло по вине участника КГН, ответившего за свои действия по ст. 122.1) 20% удержанных сумм
Те же нарушения, но совершенные умышленно 40% этих сумм
122.1 Предоставление членом КГН ответственному члену КГН ложных сведений (или сокрытие сведений), из-за чего был незаплачен или заплачен не в полном объеме налог на прибыль 20% удержанной суммы
То же нарушение, совершенное умышленно 40% этой суммы
123 Уклонение налогового агента от обязательств по удержанию с налогоплательщика и выплатам налоговых платежей 20% сумм, которые должны были быть удержаны, а затем выплачены в бюджет
125 Нарушение в отношении правил владения, эксплуатации, распоряжения арестованными или переданными в качестве залога по решению ФНС вещами 30 тыс. руб
126 Уклонение от передачи документации или информации, утвержденными НК РФ или другими законами:

– налоговыми агентами,

– самими плательщиками.

(кроме нарушений, описанных в ст.ст. 119, 129.4)

200 руб за один документ
Отказ от своевременного сообщения по запросу ФНС данных о плательщике налогов, от передачи в ФНС бумаг с этими сведениями, или отправка бумаг с ложными данными 10 тыс. руб 1 тыс руб
128 Отказ свидетеля прийти на рассмотрение дела о налоговых нарушениях 1 тыс. руб
Отказ свидетельствовать или сообщение ложных сведений 3 тыс. руб
129 Отказ переводчика, специалиста, эксперта принимать участие в налоговой проверке 500 руб
Оформление не правдивого заключения и преднамеренный неверный перевод 5 тыс. руб
129.1 Отказ от передачи информации в ФНС или передача ее не вовремя в случаях, когда лицо обязано данные предоставить 5 тыс. руб
То же нарушение, совершенное еще раз в том же году 20 тыс. руб
129.2 Несоблюдение требований к правилам регистрации казино в ФНС или неоповещение об изменении их числа три размера ставки утвержденного для этого объекта налога
Повторное нарушение 6 размеров ставки
129.3 Удержание (частично или полностью) суммы налогового сбора из-за использования для обложения налогом в контролируемых сделках условий, не сравнимых с условиями сделок между невзаимозависимыми лицами

(не считается нарушением, если плательщик налога передал в ФНС документы с обоснованием рыночного уровня установленных им цен по договорам по правилам, регулируемым ст. 105.15)

40% удержанной суммы налогов (не< 30 тыс. руб)
129.4 Сокрытие от ФНС информации о проведенных контролируемых сделках, несвоевременное уведомление ФНС о них, преднамеренная передача неверных данных о сделках 5 тыс. руб

Заполнение платежного поручения на уплату штрафа

Для правильного заполнения платежного поручения рассмотрим образец формы платежного поручения:

Поля и не заполняются, они нужны для записей сотрудников банков.

В поле заносится No документа.

Поле предназначено для указания дня оформления платежного поручения в формате ДД.ММ.ГГ.

Поле должно содержать информацию о виде оплаты. Пишем:

  • , если документ отправлен через почтовое отделение;
  • , если взнос необходимо учесть как можно скорее;
  • , если деньги будут перечислены электронным платежом;
  • , если вы расплатитесь лично.

Реквизит :

  • <01> для ООО;
  • <09> для ИП;
  • <10> для нотариуса;
  • <11> для адвоката;
  • <12> для главы крестьянского хозяйства;
  • <13> для физических лиц.

Поле должно содержать уплачиваемую сумму прописью, а – цифрами.

– ИНН (состоит из десяти цифр для ООО и из двенадцати цифр для ИП), – КПП (предприниматели не заполняют), – наименование предприятия-плательщика (или инициалы предпринимателя), – No счета, откуда списываются средства; – наименование банка, – БИК, – корреспонд. счет) плательщика. – банк вашего ИФНС (получателя денег), – БИК, – счет. – название ИФНС, – No ее счета, – ИНН, – КПП. , , остаются незаполненными.

  • В части <Вид операции> ставим<01> (т.е. обозначаем, что это платежный документ);
  • В -<Очередность платежа> – ставим<5>;
  • <Код> у нас<0>, если мы сами уплачиваем пени. Или вписываем УИН из уведомления ФНС.

– КБК, – ОКТМО, – Основание платежа:

  • ЗД (самостоятельная уплата пеней),
  • ТР (перечисление денег по требованию ФНС).

– Период платежа. – No документа -<0>. – Дата оформления бумаги, ставим<0> или дату документа, если предприятие получило требование от ФНС.

Поле -<Назначение платежа>. Строка должна содержать данные о том, что уплачивается штраф или пеня.

Кроме того, вы увидите внизу документа “М.П.” (место печати). Она нужна, если платежное поручение подается в бумажном виде, однако ООО и ИП вправе и тогда отказаться ее ставить.

И, наконец, в область проставляются рукописные или электронные подписи людей, имеющих право подписи подобных документов.

Область выделена для отметок банка. Читайте также статью: → ““.

Как заполнить платежное поручение на штрафы при наличии требования и УИН

Когда на руках есть уведомление от ФНС о том, что вы были оштрафованы, или вам были начислены пени, появляются данные для занесения в некоторые графы платежки, которые остались бы нулевыми при его отсутствии:

Ячейка : вместо нуля записываем УИН.

Ячейка : указываем налоговый период.

Ячейка : сообщаем No документа (требования ФНС).

Ячейка : датой документа будет день получения бумаги от ФНС.

Как заполнить платежное поручение на штрафы при отсутствии требования и УИН

Как мы уже говорили, разницей между заполнением платежки при наличии задокументированного требования ФНС и ее заполнением без уведомления от ФНС, заключаются в том, что ячейки 22, 107, 108 и 109 будут содержать значение “0”.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Штрафы и пени по страховым взносам

Ежемесячно, до 15-го числа платежи по страховым взносам за прошлый месяц должны быть перечислены в бюджет. Если эта дата пришлась на выходной или праздничный день, по закону расчет производится в ближайший трудовой день. Если данные требования игнорировать, штрафов и пеней избежать не удастся. Они будут начислены не только за несвоевременно осуществленную оплату, но и за неверный расчет сумм платежей и, как следствие, перечисление денежных средств в неполном объеме.

Пеня назначается со следующего же дня по окончании утвержденного законом срока и будет начисляться каждый день вплоть до погашения задолженности. Ее размер находится в прямой зависимости от актуальной ставки рефинансирования и равен 1/300 ее части.

Формула расчета суммы пеней:

П = СН * СР * 1/300 * ДП, где

П – пени,

СН – сумма недоимки по взносам,

СР – ставка рефинансирования,

ДП – число дней просрочки.

Пример расчета начисленных пеней

ООО “Компания” уплатила страховые платежи за июль 2016г. в полной мере только 31 августа, а нужно было осуществить денежный перевод до 15 августа. Получается, пеня будет назначена за 15 календарных дней (с 16 августа по 30 августа включительно). Пусть долг по взносам организации составлял 30 тысяч рублей, а ставка рефинансирования на тот момент равнялась 10% годовых.

ООО “Компания” рассчитается по пеням, перечислив:

30 000 (руб) * 10% * 1/300 * 15 (дней) = 150 рублей.

Что касается наложения штрафа, то его размер составит 20% от суммы страховых платежей, удержанных компанией. Если будет доказан преднамеренный характер неуплаты взносов, штраф будет удвоен. Читайте также статью: → “КБК ЕНВД: пени, штрафы“.

Штраф в случае расчетов по страховым платежам будет наложен на предприятие, если:

  • от него поступила не полная сумма средств в результате незаконных действий,
  • сотрудники бухгалтерии ошиблись в вычислении размера взносов,
  • была занижена расчетная база.

Бывает так, что штрафа удается избежать, но это вероятно только при возникновении ситуаций, когда организация допустила ошибки в подсчете сумм взносов, полагающихся к перечислению, однако по итогам года выплатила все суммы верно.

Случается так, что предоставленный отчет содержит верные данные о сумме платежей, но в уплату взносов поступила сумма не целиком. Штрафовать вправе только за то, что фирма нарочно вводит в заблуждение сотрудников ФНС, указывая в отчете заниженную базу для начисления взносов, величина которой зависит от сумм, переданных работникам предприятия в рамках одного года. Для просрочек платежей существуют пени, основание же для штрафования отсутствует.

Как пени и штрафы по страховым взносам изменятся в 2018 году

С 1 января 2017 г. расчеты по страховым взносам будут отданы под контроль ФНС, а значит и меры наказания за просрочки и недоимки по платежам теперь будут назначаться по аналогичному с налогами и сборами порядку.

Теперь организации не должны будут уплачивать пени за тот день, когда они произвели платежи по взносам, ранее пеня назначалась и на эту дату тоже. Отсюда следует, что при осуществлении оплаты на один день позднее крайнего срока, последствий в виде пеней не будет. На сумму пени за этот день можно будет оформить возврат как на лишнюю уплату средств. Если сумма незначительная, то это не стоит того.

Штрафовать предприятие ФНС будет только тогда, когда бухгалтером компании была преднамеренно занижена облагаемая страховыми взносами база.

Изменения в реквизитах для уплаты штрафов и пеней в Москве и Московской области

6.02.2017г. вступили в силу изменения по реквизитам ФНС в платежных поручениях для города Москвы и области:

  • № счета для учета денежных поступлений, поделенных Федеральным казначейством между бюджетами России внутри границ Москвы: 40101810045250010041
  • название банка: Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москвы
  • БИК: 044525000

Изменения в платежных документах, оформляемых по Московской области, связаны с тем, что счета Управления Фед. казначейства по МО в Отделении 1 Москва отдаются на обработку в Главное Управление Банка России по ЦФО:

  • № счета: 40101810845250010102
  • Банк и его БИК такие же, как в платежках по Москве.

Законодательные акты по теме

В данной таблице расписаны законодательные акты РФ.

Приложение 6 к приказу Минфина от 01.07.2013 № 65н Актуальные КБК
абз. 7 п. 4 разд. II Приказа Минфина от 01.07.2013 № 65н Об использовании для штрафов кода подвида доходов 3000 (14-17 цифры кода)
Приложение 2 к Приказу Минфина РФ № 107н Правила заполнения реквизитов платежного поручения для уплаты штрафов
п. 6 ст. 32 НК РФ Об обязанности налоговой службы предоставлять информацию налогоплательщикам о заполнении платежных поручений с целью уплаты налогов, сборов, штрафов и пеней
ч. 5 ст. 15 Закона от 24 июля 2009г. № 212-ФЗ О сроке уплаты страховых взносов
ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 212-ФЗ О начислении пеней за просрочку или внесение неполной оплаты по страховым взносам
ст. 47 Закона № 212-ФЗ О штрафах за неполную уплату страховых взносов
Определение Верховного суда РФ от 13 марта 2015г. № 310-КГ15-1761,

Постановления ФАС Центрального округа от 19 декабря 2014 г. № А64-8264/2013 и от 27 ноября 2014 г. № А64-8265/2013

Об отсутствии оснований для наложения штрафа на предприятие, если расчет страховых взносов содержал ошибки, но оплата за год была произведена в полной мере
Письмо ФНС от 07.11.2016 № ЗН-4-1/21026 О переходном периоде платежных поручений со старыми реквизитами к новым (по Москве и МО)

Типичные ошибки

Ошибка №1: В платежном поручении в поле “Код” было проставлено нулевое значение, когда задолженность по пеням погашалась предприятием самостоятельно, без ожидания требования от ФНС. Когда в следующий раз от налоговой пришло уведомление об уплате штрафа, бухгалтер автоматически поставила “0” в графу “Код”.

Комментарий: Когда компания получает документ-требование ФНС об уплате пеней или штрафа, в поле “Код” платежки заносится уникальный идентификатор начислений, прописанный в требовании. И только если его там не указано, можно оставить нулевое значение.

Ошибка №2: Указание организацией, получившей требование от налоговой службы об уплате пеней, кода “ЗД” в поле “Основание платежа”.

Комментарий: Когда официальное требование от ФНС уже получено, уплата считается произведенной не на добровольной основе, а по настоянию налоговой инспекции, поэтому в поле “Основание платежа” должен быть указан код “ТР”.

Ошибка №3: Указание в платежном поручении КБК того налогового периода, в котором возникла недоимка по налогу, и когда были начислены пени.

Комментарий: КБК указывается актуальный на день фактического погашения задолженности.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Нужно ли при расчете суммы пеней учитывать день, в течение которого была произведена оплата недоимки по налогу и пеней по просрочке?

Ответ: Нет. В силу вступили новые требования по оплате пеней за просроченный или уплаченный не в полном объеме налог, в соответствии с которыми пеня не начисляется на дату погашения долга перед ФНС. Однако сумму пеней за этот день можно только вернуть, оформив возврат излишне уплаченных средств.

Вопрос №2: Предприятие уплатило лишние деньги в счет налога, передало уточненный расчет по доплате и не перечислило по ней налог. Имеет ли право ФНС назначить штраф?

Ответ: Нет, штраф не может быть начислен. Перед оформлением уточненного расчета нужно отправить недостающую сумму с пеней, при таком раскладе штраф не грозит. А в данном случае у фирмы имеется переплата, которая может быть зачтена в счет недоимки по налогу.

Вопрос №3: Фирма сменила юр.адрес в апреле, лист записи в ЕГРЮЛ был оформлен 1 мая. По ошибке бухгалтер отослала налоговую декларацию в старую ФНС, уложившись в сроки уплаты налогов. В подтверждение платежа была получена квитанция. По обнаружении ошибки, в ИФНС по новому адресу декларацию отправили 1 мая, т.е. с опозданием. Будет ли наложен штраф за просрочку?

Ответ: Нет, оснований для штрафа нет. Поскольку компания получила лист записи в ЕГРЮЛ, когда сроки уплаты налогов прошли, налоговую декларацию можно было отправлять в ФНС по старому адресу. Если вам предъявят штраф, суд примет вашу сторону.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

КБК

Важно учитывать, что для погашения недоимки, уплаты пеней и штрафов установлены разные КБК. Отличие заключается в символах 14-17, которые показывают подвид платежа. Для штрафов их комбинация установлена как «3000», для «тела» налога – «1000». Найти нужный код можно на сайтах информационно-правовых систем, он указывается в требовании, поступившем от ИФНС.

Основание платежа

В поле 106 проставляется аббревиатура, зависящая от того, по какому документу уплачивается штраф. Указывается «АП», если основанием стало решение налоговой инспекции по результатам проверки, или «ТР», если организации поступило требование.

Аббревиатуру «ЗД» указывать при перечислении штрафов не следует. Она используется в случаях, когда налогоплательщик добровольно погашает выявленную задолженность.

Номер и дата документа

В поле 108 платежного поручения прописывается номер требования, по которому перечисляется штраф. В поле 109 указывается дата этого документа.

Код

В 22-м поле прописывается УИН, если он обозначен в требовании, полученном налогоплательщиком. Если эта информация отсутствует в документе, ставится «0».

ОКТМО

Указывается ОКТМО, соответствующий той налоговой инспекции, куда направляются средства. Например, если компания перечисляет деньги в ИФНС, где состоит на учете ее обособленное подразделение, нужно прописывать код не по адресу регистрации головной организации, а по месту нахождения филиала.

Обязанность налогоплательщика – перечислить штраф в сроки, обозначенные в требовании. Если денежные средства не поступят в инспекцию своевременно, она обратит взыскание на банковские счета хозяйствующего субъекта и его электронные кошельки.

Далее вы можете СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ ПЛАТЕЖНОГО ПОРУЧЕНИЯ НА ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ШТРАФА В НАЛОГОВУЮ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Показатель статуса в платежном поручении

Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:

  • Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800, уточнившее применение показателей статуса плательщика в корреляции с КБК, используемым в качестве идентификаторов бюджетных обязательств;
  • Минфина России от 20.05.2016 № 02-08-12/29143, определившее зависимость между тем, кто и куда платит, для некоторых кодов, в частности, указавшее номер кода, проставляемый при уплате налога одним физлицом за другое;
  • ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, отметившее, что ошибка в указании статуса плательщика не делает налоговый платеж неуплаченным и может быть исправлена путем уточнения через заявление, направленное в налоговый орган.

В связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов разъяснения о статусе в платежках таковы:

  • Письма ФНС России, ПФР, ФСС РФ от 26.01.2017 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П, ФНС России от 20.01.2017 № БС-3-11/371@ требуют указания кодов по правилам из приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н:
    • для юрлиц и ИП при оплате за своих работников — код 14;
    • для ИП, платящих за себя, — код 09.
  • Письма ФНС России от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@, от 10.02.2017 № ЗН-4-1/2451@ поясняют, что, поскольку банки в силу технических проблем не могут принять платежи со статусом 14, действуют коды:
    • 01 — для юрлиц;
    • 09, 10, 11, 12 — для ИП, в т. ч. при оплате за своих работников.

О позиции Банка России в отношении кода 14 читайте в материале «Банк России высказался по заполнению поля «101» при уплате страховых взносов».

Приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н со 02.10.2017 обновлены 2 статуса плательщика:

  • 03 — его в платежном поручении проставляет организация федеральной почтовой связи при составлении распоряжения о переводе денег по каждому платежу физлица (кроме уплаты таможенных платежей);
  • 06 — данный код предусмотрен для участников внешнеэкономической деятельности — юрлиц (кроме получателя международного почтового отправления).

О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:

  • «Верно указываем назначение платежа в платежном поручении»;
  • «Указываем очередность платежа в платежном поручении – 2018».

Статус в платежках по земельному налогу: нюансы

То, каким образом следует указывать статус в платежках по земельному налогу, поясняет письмо Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800. Это зависит от того, кто осуществляет перечисление:

  1. Физлицо.
  2. Юрлицо.

Физлицам рекомендуется фиксировать статус:

  • 03 — для юрлиц, классифицируемых как организация федеральной почтовой связи (или ФПС) и формирующих распоряжения о переводе финансовых средств по платежам физлиц;
  • 09 — для ИП;
  • 10 — для нотариусов, которые занимаются частной практикой;
  • 11 — для адвокатов, имеющих собственный кабинет;
  • 13 — для физлиц, являющихся клиентами кредитно-финансовой организации, владельцами счета;
  • 15 — для банков, их филиалов, платежных агентов, организаций ФПС, формирующих платежные поручения на некую общую сумму с реестром на транзакцию денежных средств, которые приняты от плательщиков в статусе физлиц;
  • 16 — для участников внешнеэкономических действий в статусе физлица;
  • 17 — для участников внешнеэкономических действий в статусе ИП;
  • 19 — для юрлиц и их филиалов, сформировавших распоряжение о транзакции денежных средств, которые удержаны из зарплаты должника в статусе физлица в счет долгов по обязательствам перед бюджетной системой РФ на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — для кредитных структур и их филиалов, платежных агентов, которые формируют распоряжения о транзакциях денежных средств по отдельным платежам физлица.

У юрлиц статус может быть таким:

  • 01 — для налогоплательщиков в статусе юрлица;
  • 02 — для налоговых агентов;
  • 04 — для налоговых органов;
  • 05 — для территориальных структур Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — для участников внешнеэкономических действий в статусе юрлиц;
  • 07 — для таможенных структур;
  • 26 — для учредителей фирмы-должника, собственников имущества фирмы в статусе унитарного предприятия либо третьих лиц, которые сформировали распоряжение о проведении транзакции финансовых средств, направленной на погашение требований кредиторов в процессе банкротства.

Об оформлении платежки по земельному налогу читайте в статье «Платежное поручение на уплату земельного налога (образец)».

Заполняем платежку по налогам, сборам и страховым взносам: текущие нормы

Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.

Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:

  • 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
  • 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
  • 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
  • 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
  • 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
  • 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
  • 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
  • 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
  • 09 — указывается ИП (при уплате различных налогов, например, при ОСН, УСН, ЕНВД);
  • 10, 11, 12 — указывается соответственно нотариусами, адвокатами, фермерами (также при уплате налогов);
  • 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом;
  • 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
  • 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
  • 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
  • 18 — указывается плательщиком таможенных сборов, обязанным уплачивать их в силу закона, но не являющимся декларантом;
  • 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
  • 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
  • 21, 22 — указывается ответственными участниками, входящими в состав консолидированных групп плательщиков и обычными участниками соответственно;
  • 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
  • 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ;
  • 25 — указывается банками-гарантами при формировании распоряжений в процессе возврата НДС, при уплате акцизов;
  • 26 — указывается учредителями фирмы-должника, собственниками имущества унитарного предприятия, а также третьими лицами, намеревающимися взыскать долг с соответствующей фирмы в процессе банкротства.

Очерёдность платежа по налогам, сборам, страховым взносам (очерёдность при принудительном взыскании)

С 14.12.2013г. очерёдность платежа при расчётах платёжными поручениями по налогам, сборам, страховым взносам и другим платежам в бюджетную систему Российской Федерации определяется на основании:

  • Статьи 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (изменение в которую внесено Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 345-ФЗ «О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»),
  • Статьи 46 Налогового Кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.

В статье 855 ГК РФ теперь существует только — 5 очерёдностей платежей, в которых кардинально изменился сам принцип отнесения платежей к очередям.

Очерёдность платежа по налогам, сборам, страховым взносам (очерёдность при принудительном взыскании)
В соответствии с новой редакцией статьи 855 Гражданского кодекса РФ очерёдность платежей, указываемая в реквизите (поле) 21 платёжного поручения, следующая:

  1. по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  2. по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. по платёжным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту); по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  4. по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  5. по другим платёжным документам в порядке календарной очерёдности.

Теперь, при оформлении платёжных поручений самим клиентом по налогам и сборам, все платежи в пользу бюджетов в очерёдности платежей занимают только 5 очередь и к ним относятся:

  • Платежи по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджеты Российской Федерации.
  • Платежи по перечислению сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Важно то, что платёжные поручения на уплату налогов и сборов в самой 5 очереди оплачиваются банками с соблюдением календарной очерёдности платежей, т.е. наравне с хозяйственными платежами клиента в порядке их поступления от клиента. Это значит, что готовя платежи на очередной день – надо самим клиентам регулировать, что отправить в банк в первую очередь, а что попозже.
Согласно новым правилам в третьей очерёдности платежа списываются только платежи в бюджет по налогам и сборам, оформленные инкассовыми поручениями налоговых органов. Штрафы в бюджет, относящиеся к другим денежным требованиям и перечисления во внебюджетные фонды списываются со счетов налогоплательщиков в четвёртой очерёдности и тоже только по инкассовым поручениям контролирующих органов.
Внесённые в ст. 855 ГК РФ изменения по очерёдности платежей приведены в соответствие с требованием статьи 46 Налогового Кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ.
Важно и то, что по 3-ёй и 4-ой очерёдности платежа производится не просто взыскание платежей в бюджетную систему, а только принудительное взыскание налогов, сборов, а также пеней и штрафов, что определено именно в статье 46 Налогового Кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ:
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (п. 1 ст. 46).
«Поручение» налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очерёдности, установленной гражданским «законодательством» Российской Федерации. (ст. 46 п. 4)
Этой же статьёй 46 Налогового Кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ определён и порядок принудительных взысканий в бюджетную систему Российской Федерации, а именно:
Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье — решение о взыскании) путём направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя. (п. 2 абзац 1 ст. 46)
Форма и порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных поручений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. (п. 2 абзац 2 ст. 46)
Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (п. 2 абзац 3 ст. 46)

Платежка по пеням

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *