III. Самооценка рационального поведения в конфликте.

  • •Практическая работа № 1
  • •2. Цели:
  • •3.Обеспечение практической работы.
  • •4. Порядок выполнения работы.
  • •5. Контрольные вопросы:
  • •Практическая работа № 2
  • •3. Обеспечение практического занятия.
  • •4. Последовательность выполнения работы.
  • •I. Измерение объема оперативной памяти.
  • •Методика изучения памяти Методика «Оперативная память»
  • •II. Методика «Память на числа».
  • •III. Тест «Объем памяти» (11).
  • •IV. Операционная игра. Тема. «Секреты памяти». Порядок проведения занятия
  • •Материалы для студентов
  • •Запоминание чисел.
  • •Запоминание дат и событий.
  • •Запоминание материала, связанного по смыслу.
  • •Виды структурных связей.
  • •5. Контрольные вопросы.
  • •8. Человеческая память – страшный дар. Практическая работа № 3
  • •3. 4. Обеспечение и порядок проведения.
  • •I. Методика «Опросник типа мышления».
  • •II. Определение особенностей понятийного мышления с помощью методики «исключение лишнего»
  • •Образец методики
  • •III. Методика «Закономерности числового ряда».
  • •Числовые ряды
  • •IV. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики(«Понимание пословиц».
  • •Список пословиц
  • •V. Способы активизации мышления:
  • •5. Контрольные вопросы.
  • •Практическая работа №4
  • •1.Тема:»Тренинг по психологической саморегуляции и разгрузке»
  • •Стресс – напряжение, напряжённость.
  • •Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
  • •3.4.Оснащение и порядок работы.
  • •Метод аутогенной тренировки
  • •5.Контрольные вопросы.
  • •Практическая работа № 5
  • •Практическая работа состоит из трёх частей.
  • •I. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма (опросник Айзенка).
  • •»Круг Айзенка»
  • •Личностный опросник Форма а
  • •II. Ваш темперамент (процентное соотнесение темпераментов)
  • •Холерический темперамент
  • •Флегматический темперамент
  • •Меланхолический темперамент
  • •III. Определение уровня тревожности
  • •Шкала ситуативной тревожности (ст)
  • •5.Контрольные вопросы.
  • •Практическая работа №6
  • •3.4.Обеспечение и порядок проведения практической работы.
  • •5.Контрольные вопросы:
  • •Практическая работа №7
  • •I. Шкала оценки потребности в достижении.
  • •3.4.Обеспечение и порядок работы.
  • •II.Профессиональная мотивация.
  • •3.Порядок работы.
  • •Лист для ответов
  • •III.Определение профессиональной направленности личности.
  • •3.Порядок работы.
  • •Опросник Йовайши
  • •Лист для ответов
  • •5.Контрольные вопросы.
  • •Практическая работа №8
  • •1. Тема: «Исследование межличностных отношений».
  • •1.Октант. Властно – лидирующий тип межличностного поведения:
  • •5.Контрольные вопросы.
  • •Практическая работа № 9
  • •4. Порядок работы:
  • •5.Контрольные вопросы.
  • •2.Тест м.Снайдера «Самоконтроль в общении»
  • •3. Тест «Умеете ли Вы слушать?»
  • •II.Мимика, жесты, пантомимика как выражение психического состояния человека
  • •5.Контрольные вопросы.
  • •1.Что говорят нам мимика и жесты?
  • •2. Какими из перечисленных правил необходимо руководствоваться в общении.
  • •Практическая работа №11
  • •1.Тема: «Составление плана публичного выступления»
  • •2. Цели: — сформировать у студентов представление обо всех этапах публичного выступления;
  • •3. 4. Порядок работы и оснащение.
  • •Я хочу им об этом рассказать!»
  • •2. Начало выступления.
  • •3. Как завоевать и удержать внимание аудитории.
  • •5. Контрольные вопросы
  • •Практическая работа №12
  • •1.Тема:»Самодиагностика конфликтности личности».
  • •3.4. Порядок работы и оснащение.
  • •2.Тест «Самооценка конфликтности».
  • •1. Тест «Тактика поведения в конфликте».
  • •»Избегающий конфликта»
  • •»Действующий напролом»
  • •III. Стиль конфликтного поведения.
  • •5.Контрольные вопросы.
  • •1.Тема: «Причины конфликтного поведения и рациональное поведение в конфликте»
  • •3.4.Обеспечение и порядок работы.
  • •I. Конфликтные ситуации делового общения
  • •II. Типы конфликтных личностей.
  • •III. Самооценка рационального поведения в конфликте.
  • •5. Контрольные вопросы.
  • •Практическая работа №14
  • •1.Тема:»Преодоление стрессовых последствий конфликта»
  • •3.4.Оснащение и порядок работы.
  • •I. Оценить, насколько близко или, наоборот, далеко вы находитесь от фазынервного срыва.
  • •III .Приёмы и методы преодоления стрессовых ситуаций:
  • •IV.Тест «Стрессоустойчивость человека».
  • •5.Контрольные вопросы.
  • •Практическая работа № 15
  • •Тест «Лидер»
  • •Тест «Лидер»
  • •Тест «Организованный ли Вы человек?»
  • •Тест «Организованный ли Вы человек?»
  • •Оценки результатов
  • •III. Диагностика эмпатии.
  • •Опросник
  • •Ответный лист и ключ к опроснику
  • •5. Контрольные вопросы.
  • •Практическая работа №16
  • •1.Тема: «Стили руководства и их эффективность в управленческой деятельности»
  • •3.4. Обеспечение и прядок работы.
  • •Тест для определения стиля руководства коллективом
  • •Результат:
  • •5.Контрольные вопросы.
  • •Практическая работа №17
  • •1.Тема: «Самооценка личных и деловых качеств менеджера»
  • •3.4. Обеспечение и порядок работы.
  • •Бланк самооценки личности
  • •Бланк самооценки деловых и личных качеств менеджера
  • •5. Контрольные вопросы.
  • •Практическая работа №18
  • •3.4.Обеспечение и порядок работы.
  • •II. Подходы к принятию решений.
  • •III. Эмоциональное состояние в момент принятия решения.
  • •IV. Групповые решения.
  • •5. Контрольные вопросы.
  • •Ответы на контрольные вопросы практических работ
  • •2,3,4 (См. Практическую работу)

Технологии рационального поведения в конфликте

Процесс эффективного общения субъектов конфликтного взаимодействия непосредственно связан с их рациональным поведением в конфликте. Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора – плохой «союзник» и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.

Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт (Конфликты, пути их преодоления, 1991, с. 37–47).

Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-либо.

Второй способ– избавление от гнева с помощью «заземления». В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.

Третий способ избавления от гнева, предлагаемый Д. Скотт, – это его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий.) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

И еще один способ избавления от гнева состоит в очищении энергетического поля или ауры вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.

Овладение названными технологиями достигается специальными занятиями и тренировками. Поэтому ниже мы остановимся на некоторых приемах управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов. Эти приемы доступны каждому человеку и не требуют специальной подготовки.

Прежде всего, следует помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления. Данную технологию условно можно назвать эмоциональной выдержкой. Ее можно сформулировать в виде первого правила.

Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера – первое правило самоконтроля эмоций.

Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами. В этом случае, удержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он ведет себя так?», «Каковы его мотивы в данном конфликте?», «Связано ли его поведение с индивидуальными психологическими особенностями или с какой-то другой причиной?» и т. п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда преимуществ. Во-первых, в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва; во-вторых, своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»; в-третьих, вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии; в-четвертых, отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу – ищете причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

Положительный эффект дает обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Условно данную технологию назовем – рационализацией эмоцией.

Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения – второе правило самоконтроля эмоций.

Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе переговоров. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.

Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты – регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать высокий уровень самооценки у себя и у оппонента. Данную технологию условно можно назвать поддержанием высокой самооценки.

Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения – третье правило самоконтроля эмоций.

Источники для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 32; 35.

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3; 13.

4. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 1998. -Гл. 17; 20; 21.

Контрольные вопросы

1. Что понимают под технологиями эффективного общения в конфликте?

2. Назовите основные содержательные аспекты процесса общения.

3. Сформулируйте основное (существенное) противоречие процесса общения в конфликте.

4. Сформулируйте психологический закон общения.

5. Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.

6. Что понимают под технологиями рационального поведения в конфликте?

7. Перечислите основные способы избавления от гнева по Д. Скотт.

8. Сформулируйте первое правило самоконтроля эмоций.

9. Сформулируйте второе правило самоконтроля эмоций.

10. Сформулируйте третье правило самоконтроля эмоций.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Стратегия поведения в конфликте — это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
Выделяют три основные стратегии, которые используются в управлении конфликтом:
— стратегия «выиграть-проиграть» (насилие или твердый подход). Она характеризуется желанием одной стороны подавить другую. В случае использования этого варианта поведения один участник конфликта становится победителем, а другой проигрывает. Такая стратегия редко имеет длительный эффект, потому что побежден, скорее всего, спрячет свой образ и не поддержит принятое решение. В результате через некоторое время конфликт может разгореться снова. В отдельных случаях, когда лицо, наделенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия, использование этой стратегии является целесообразным;
— стратегия «проиграть-проиграть». Сторона-конфликтер идет на проигрыш сознательно, но вместе с тем заставляет и другую сторону потерпеть поражение. Проигрыш может быть и частичным. В этом случае стороны действуют в соответствии с поговорки: «Половина лучше, чем ничего»;
— стратегия «выиграть-выиграть». Сторона-конфликтёр стремится к такому выходу из конфликта, чтобы удовлетворить каждого из участников. Австралийские специалисты в области конфликтологии Х. Корнелиус и Ш. Фэйр детально разработали технологию разрешения конфликтов с помощью стратегии «выиграть — выиграть» и определили четыре этапа ее использования. На первом этапе следует установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны, на втором — определить, компенсируются различия в каком-либо аспекте, на третьем нужно разработать новые варианты решений, наиболее устраивающие обе стороны, и на последнем этапе при условии сотрудничества сторон вместе решить проблемы конфликта.
Типы конфликтных личностей.
Демонстративный. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
Ригидный. Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Неуправляемый. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков.
Сверхточный. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«Бесконфликтный» Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
Технологии рационального поведения в конфликте.
Известно, что всплеск эмоций в процессе разрешения спора — плохой союзник и, как правило, приводит к обострению ситуации. Эмоциональное возбуждение мешает оппонентам понять друг друга, оно не позволяет им четко изложить свои мысли. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий конструктивного разрешения проблемы.
Под технологиями рационального поведения в конфликте мы будем понимать совокупность способов психологической коррекции направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций. Особое место в обеспечении самоконтроля над эмоциями в конфликтном взаимодействии занимают аутотренинг и социально-психологические тренинги, а также формирование установок на конструктивное поведение в конфликте. Среди подобных технологий можно назвать способы избавления от гнева, предлагаемые Д. Скотт.
Один из таких способов называется визуализацией. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим что-либо или говорящим.
Второй способ избавление от гнева условно называется «заземлением». Он заключается в том, что вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в землю.
Третий способ избавления от гнева — его проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. (Это дает выход желанию насильственных действий). С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.
Прежде всего, следует помнить о возможных негативных эмоциональных реакциях на острые ситуации и не допускать их проявления. Данную технологию условно можно назвать «эмоциональной выдержкой». Ее можно сформулировать в виде первого правила самоконтроля эмоций, суть которого сводится к спокойной реакции на эмоциональные действия партнера. Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами. В этом случае, сдержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он(а) ведет себя так», «Каковы его/ее мотивы в данном конфликте», «Связано ли его/ее поведение с какой-то другой причиной?» и т.п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда целей:
в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва;
своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»;
вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии;
отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу, — ищите причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.
Второе правило самоконтроля эмоций называется рационализацией эмоций. Положительный эффект дает обмен эмоциональными переживаниями в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями, в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе общения. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.
Третье правило самоконтроля эмоций сводится к поддержанию высокой самооценки в общении. Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты — регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать у себя высокий уровень самооценки и способствовать поддержанию высокой самооценки, чувства значимости у своего оппонента.

«Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов»

80. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – выигрыш за счет проигрыша оппонента?
• «выигрыш-проигрыш»
81. В рамках какой стратегии в переговорном процессе ставится основная цель – уход от конфликта, уступая оппоненту?
• «проигрыш-выигрыш»
82. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы; стремится уйти от обсуждаемой проблемы, изменить предмет обсуждения»?
• «избегающий»
83. К какой модели поведения в переговорном процессе относится следующее поведение: «Утверждает, что проблема неактуальна, конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения…»?
• «отрицающий»
84. К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:

где S1 и S2 – субъекты конфликта; П – посредник (медиатор).
• дизьюнктивный
85. К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:

где S1 и S2 – субъекты конфликта; П – посредник (медиатор).
• коньюнктивный
86. К какому варианту посредничества относится взаимодействие, представленное на схеме:

где S1 и S2 – субъекты конфликта; П – посредник (медиатор).
• смешанный
87. Какая из тактик в переговорном процессе характеризуется совокупностью таких приемов, как: критика конструктивных положений партнера; использование неожиданной информации; обман; угроза; блеф?
• «дезориентации партнера»
88. Сколько моделей поведения партнеров в переговорном процессе выделяют в литературе по конфликтологии?
• 4
89. Сколько основных стратегий поведения в переговорном процессе выделяют зарубежные и отечественные исследователи данной проблемы:

Сформулируйте второе правило самоконтроля эмоций

Сформулируйте третье правило самоконтроля эмоций.

***Первое правило самоконтроля эмоций, суть которого сводится к спокойной реакции на эмоциональные действия партнера. Когда ваш партнер находится в состоянии эмоционального возбуждения, вы ни в коем случае не должны поддаться действию психологического закона заражения и не войти в такое состояние сами. В этом случае, сдержавшись от эмоциональной первоначальной реакции, весьма полезно задавать себе вопросы: «Почему он(а) ведет себя так», «Каковы его/ее мотивы в данном конфликте», «Связано ли его/ее поведение с какой-то другой причиной?» и т.п. Задавая себе такие вопросы и отвечая на них, вы достигаете целого ряда целей:

· в критической ситуации вы заставляете активно работать сознание и тем самым дополнительно защищаете себя от эмоционального взрыва;

· своим поведением вы даете возможность противнику «выпустить пар»;

· вы отвлекаетесь от ненужной, а порой и вредной информации, которую может выплеснуть противник в возбужденном состоянии;

· отвечая на вопросы, вы решаете очень важную и сложную задачу, — ищите причину конфликта, пытаетесь понять мотивы своего соперника.

***Второе правило самоконтроля эмоций называется рационализацией эмоций. Положительный эффект дает обмен эмоциональными переживаниями в процессе общения. Сообщая о своих обидах, переживаниях, партнеры получают разрядку. Но такой обмен должен быть осуществлен в спокойной форме, а не в форме взаимных оскорблений. В процессе обмена эмоциями, в ходе беседы партнеры осознают смысл происходящего и тем самым обеспечивают дальнейшее конструктивное развитие переговорного процесса. Говоря о рационализации эмоций, следует подчеркнуть важность осознания причин своей нежелательной эмоциональной реакции на предыдущем этапе общения. Это позволит избежать отрицательных эмоций на последующих этапах.

***Третье правило самоконтроля эмоций сводится к поддержанию высокой самооценки в общении. Одной из причин нежелательных эмоциональных реакций партнеров в переговорном процессе часто является занижение их самооценки. Неадекватность эмоционального поведения в этом случае объясняется одним из механизмов психологической защиты — регрессией. Чтобы исключить эмоциональные реакции, следует поддерживать у себя высокий уровень самооценки и способствовать поддержанию высокой самооценки, чувства значимости у своего оппонента.


№45 Назовите основные этапы переговорного процесса.

Согласно В. Мастенбруку, переговоры проходят через 4 фазы:

1. Подготовительную фазу, которая включает предварительные неформальные консультации и наработку альтернативных соглашений;

2. Фазу первоначального выбора позиции, где стороны логически излагают друг другу свои предложения, опирающиеся на факты и доказательства. Обычно эта фаза используется для скрытой или открытой критики другой стороны;

3. Поисковую фазу, посвященную дискуссиям, которые могут проходить в форме давления или неограниченного поиска интегративного решения;

4. Тупиковую или финальную фазу.

Первая фаза: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой из групп они представляют. Где можно уступить, а где это не приемлемо.

Вторая фаза переговоров — официальные заявления участников переговоров. Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны, и вы их учитываете; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя.

Обычно переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации стороны пытаются укрепить свои позиции.

Если переговоры проходят с участием посредника (ведущего, переговорщика), то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все от него зависящее, чтобы оппоненты не перебивали друг друга.

Третья фаза переговоров состоит в поиске взаимоприемлемого решения, психологической борьбе.

На этом этапе стороны определяют возможности друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого участника. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных альтернатив. Здесь же возможны различные манипуляции и психологическое давление на ведущего, захватить инициативы всеми возможными способами. Цель каждого из участников — добиться равновесия или небольшого доминирования. Задача посредника на данном этапе — увидеть и привести в действие возможные комбинации интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений.

1. Выбрать правильный ответ

Ведущим видом деятельности подростка является:

  • учебная деятельность
  • учебно-профессиональная деятельность
  • эмоциональное общение
  • общение со сверстниками

2. Выбрать правильный ответ

Схема учебного взаимодействия:

  • субъект — объект
  • субъект — субъект
  • объект — объект
  • субъект — реакция

3. Выбрать правильный ответ

Важным (основным) стимулом к учению в подростковом возрасте является:

  • притязание на признание среди подростков
  • похвала родителей
  • желание получить хорошую оценку
  • все ответы верны

4. Выбрать правильный ответ

Преобладающим мотивом учения в юношеском возрасте является:

  • практический мотив (связь с профессией)
  • «чтобы быть не хуже других»
  • мотив получения хорошей оценки
  • все ответы верны

5. Выбрать правильные ответы

Структурными компонентами учения являются:

  • аудиальный компонент
  • мотивационный компонент
  • операционный компонент
  • контрольно-оценочный компонент

6. Выбрать правильный ответ

Основная линия отношений для социальной ситуации развития подростка:

  • ребенок — воспитатель
  • ребенок — учитель
  • ребенок — родители
  • ребенок — сверстники
  • ребенок — ближайшее окружение

7. Выбрать правильные ответы

Особенности самосознания личности в подростковом возрасте:

  • неадекватная самооценка
  • самосознание через сравнение себя с другими
  • направленность на будущее
  • потребность быть взрослым

8. Выбрать правильные ответы

Особенностями самосознания личности в юношеском возрасте являются:

  • мировоззрение и убеждения
  • неадекватная самооценка
  • самосознание через сравнение себя с другими
  • самоанализ
  • направленность на будущее
  • потребность быть взрослым

9. Выбрать правильный ответ

К мотивам плохого поведения подростков НЕ относится:

  • власть
  • месть
  • привлечение внимания
  • избегание неудач
  • хулиганство

10. Выбрать правильный ответ

Признаком компетентного человека является:

  • старательность
  • общительность
  • конфиденциальность
  • рефлексивность

11. Выбрать правильный ответ

Специфическим видом межличностных отношений у подростка является:

  • игра
  • общение
  • учебная деятельность
  • общественно-полезная деятельность

12. Выбрать правильные ответы

К особенностям общения подростка со взрослыми относятся:

  • сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям взрослых
  • стремление к близкому эмоциональному контакту, доверительному общению
  • попытки ограничить претензии взрослых по отношению к себе
  • активное отстаивание своих прав на самостоятельность

13. Выбрать правильные ответы

К психологическим факторам, обуславливающим успех в учении, относятся:

  • мотивация учебной деятельности
  • произвольность психических процессов
  • наличие волевых качеств личности
  • здоровье учащихся

14. Выбрать правильный ответ

К психологическим факторами, обуславливающим успех в учении, не относится:

  • мотивация учебной деятельности
  • произвольность психических процессов
  • здоровье учащихся
  • наличие волевых качеств личности

14. Выбрать правильные ответы

Признаками положительного отношения учащегося к учебной деятельности являются:

  • положительная мотивация
  • осознание цели урока и отдельных его этапов
  • умение связать полученную информацию со своими интересами и собственным ответом
  • симпатия к учителю

15. Выбрать правильные ответы

Специфическими особенностями педагогического общения являются:

  • направленность на нескольких субъектов
  • ориентированность на субъект
  • стиль общения
  • позиция сторон
  • дистанция

16. Выбрать правильные ответы

Профессионально-важными личностными качествами педагога являются:

  • знание психологии ребенка
  • любовь к детям
  • чувство юмора
  • глубокое знание предмета
  • общительность

17. Выбрать правильный ответ

Стиль общения, который отличает стремление уклониться от принятия решений, переложить эту задачу на партнера, называется:

  • авторитарный
  • демократический
  • либеральный
  • партнерский

18. Выбрать правильный ответ

Стиль общения, для которого характерно превосходство одного партнера; деловые, короткие распоряжения; запреты с угрозой, неприветливый тон, возможность быстрого принятия решений о стабилизации общения, называется:

  • авторитарный
  • демократический
  • либеральный
  • партнерский

19. Выбрать правильный ответ

Стиль общения, для которого характерно: предоставление партнерам равных условий для принятия решений, постановке цели, оценке работы, уважительное отношение и забота о потребностях партнеров по общению, называется:

  • авторитарный
  • демократический
  • либеральный
  • партнерский

20. Выбрать правильный ответ

К вербальным средствам общения относится:

  • жесты
  • мимика
  • речь
  • пантомимика
  • контакт глаз

21. Выбрать правильные ответы

К невербальным средствам общения относятся:

  • жесты
  • мимика
  • речь
  • пантомимика
  • контакт глаз

22. Выбрать правильный ответ

Столкновение противоположных позиций на основе противоположно направленных мотивов или суждений — это:

  • конфликт
  • борьба
  • дискуссия
  • решение проблемы

23. Выбрать правильный ответ

Конфликтогены — это:

  • проявления конфликта
  • слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту
  • причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности
  • состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта

24. Выбрать правильные ответы

Одна учительница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая учительница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Причинами конфликта в данном случае явились:

  • неудовлетворительные коммуникации
  • нарушение этики общения
  • нарушение трудовой дисциплины
  • психологические особенности конфликтующих

25. Выбрать правильный ответ

Верной комбинацией стратегий поведения в конфликте является:

  • компромисс, критика, борьба
  • уступка, уход, сотрудничество
  • борьба, уход, убеждение
  • сотрудничество, консенсус, уступка

26. Выбрать правильный ответ

Технология эффективного общения в конфликте позволяет:

  • убедить соперника в своей правоте
  • добиться превосходства в споре
  • добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника
  • добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником

27. Выбрать правильные ответы

Стратегиями поведения в конфликте являются:

  • сотрудничество
  • компромисс
  • сопротивление
  • соглашательство

28. Выбрать правильные ответы

Безоценочное отношение к личности ученика помогает:

  • устанавливать доверительные отношения
  • контролировать
  • выстраивать отношения
  • понимать мотивы поведения

29. Выбрать правильные ответы

Толерантный класс характеризует:

  • похвала, согласие
  • нетерпение
  • подбадривание
  • поддержка

Рациональные правила поведения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *