Особенности учета транспортных расходов в торговле

ОЗП – основная заработная плата, ДЗП – дополнительная.

  • Производственная себестоимость = сумма расходов на содержание оборудования, сырье и материалы, топливо и энергию, комплектующие, ОЗП и ДЗП, начислений на ЗП, общепроизводственных и общехозяйственных расходов за вычетом возвратных отходов.
  • Непроизводственные затраты (издержки) – 3% от производственной себестоимости.
  • Полная себестоимость = производственная себестоимость + издержки производства.
  • Прибыль изготовителя считаем в процентах от полной себестоимости.
  • Оптовая цена = полная себестоимость + прибыль изготовителя.
  • НДС считаем от оптовой цены.
  • Отпускная оптовая цена = оптовая цена производителя + косвенные налоги (НДС в примере).
  • Опираясь на схему, внесем данные и формулы для расчета в электронную таблицу Excel.

    Пояснения к расчету некоторых калькуляционных статей:

    1. Возвратные отходы – =B2*12,54% (процент взят из первой таблицы).
    2. Дополнительная заработная плата – =ЕСЛИ(B6

    По такому же принципу проводится калькуляция себестоимости продукции В и С.

    Можно сделать так, чтобы Excel брал исходные данные для расчета сразу в соответствующих таблицах. Например, сырье и материалы – из производственного отчета. Зарплата – из ведомости. Если, конечно, все это ведется в Microsoft Excel.

    

    Калькуляционные статьи

    Калькуляция составляется на единицу измерения выпускаемой одномоментной продукции (метр, килограмм, тысяча штук). Перечень калькуляционных статей отражает производственную специфику.

    Наиболее характерны для отечественных предприятий следующие:

    1. Сырье и материалы.
    2. Комплектующие материалы (для производственной техники: топливо и энергия).
    3. Основная и дополнительная зарплата производственных рабочих.
    4. Начисления на заработную плату.
    5. Общепроизводственные расходы за вычетом возвратных отходов.
    6. Общехозяйственные расходы.
    7. Коммерческие.

    Различают производственную себестоимость (пункты 1-6) и полную (сумма производственных и коммерческих расходов). Коммерческие расходы связаны с реализацией товара (реклама, тара, хранение и т.п.).

    Непосредственно на себестоимость относятся прямые расходы (пункты 1-3). Косвенные расходы выражаются в коэффициентах или процентах, т.к. связаны с производством всего товара или отдельных видов.

    Пример расчета калькуляции себестоимости продукции скачивайте по ссылкам:

    Специфика предприятия «диктует» перечень прямых и косвенных расходов. В судостроении, например, практически все затраты отнесутся к прямым расходам. В химической промышленности – к косвенным расходам.

    РАСПРЕДЕЛЯЕМ ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ

    В составе расходов текущего отчетного (налогового) периода вы учтете только ту часть транспортных расходов, которая непосредственно относится к реализованным в этом периоде товарам.

    Сумму транспортных расходов, которая относится к остаткам нереализованных товаров, нужно определять по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

    Сделать это нужно следующим образом (абз. 3 ст. 320 НК РФ):

    1) определяем сумму прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

    2) определяем стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

    3) рассчитываем средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1) к стоимости товаров (п. 2);

    4) определяем сумму прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.

    При этом если организация реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределения транспортных расходов по видам товаров ст. 320 НК РФ не предусматривает (Письмо Минфина России от 12.11.2009 N 03-03-06/4/98).

    ПРИМЕР

    Распределения прямых транспортных расходов

    Ситуация

    На 1-е число отчетного периода в учете организации «Альфа» числится остаток нереализованных товаров на сумму 1 500 000 руб. Транспортные расходы, относящиеся к остатку товаров, составили 90 000 руб. В течение отчетного периода было закуплено товаров на сумму 4 500 000 руб., расходы на их доставку составили 250 000 руб.

    За отчетный период было реализовано товаров на сумму 4 300 000 руб. Согласно учетной политике расходы на доставку в стоимость товаров не включаются и согласно договорам поставки в цену приобретаемого товара не входят.

    Решение

    Рассчитаем сумму транспортных расходов, на которую организация «Альфа» сможет уменьшить налогооблагаемую прибыль отчетного периода.

    1. Определяем сумму транспортных расходов, которая относится к остатку не реализованных на начало отчетного периода товаров и к закупленным в течение этого периода товарам, — 340 000 руб. (90 000 руб. + 250 000 руб.).

    2. Определяем стоимость товаров, реализованных и оставшихся не проданными в течение отчетного периода, — 6 000 000 руб. (4 300 000 руб. + (1 500 000 руб. + 4 500 000 руб. — 4 300 000 руб.)).

    3. Находим средний процент — 5,67% (340 000 руб. / 6 000 000 руб. x 100%).

    4. Определяем сумму транспортных расходов, относящихся к нереализованным товарам. Для этого умножим средний процент (см. п. 3) на стоимость не реализованных на конец отчетного периода товаров: 5,67% x (1 500 000 руб. + 4 500 000 руб. — 4 300 000 руб.) = 5,67% x 1 700 000 руб. = 96 390 руб.

    Следовательно, сумма транспортных расходов, которые организация «Альфа» учтет при расчете налога на прибыль за отчетный период, составит 243 610 руб. (90 000 руб. + 250 000 руб. — 96 390 руб.).

    МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПОКУПНЫХ ТОВАРОВ

    Стоимость приобретения товаров можно определять одним из следующих методов:

    — по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

    — по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

    — по средней стоимости;

    — по стоимости единицы товара.

    Выбранный метод необходимо закрепить в своей учетной политике.

    Порядок применения методов оценки товаров не раскрыт в НК РФ. Однако эти методы аналогичны методам оценки, которые применяются в бухгалтерском учете. Их описание содержится в п. п. 73 — 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

    Обратите внимание!

    Применять в бухучете метод ЛИФО организации могли только до 1 января 2008 г. (см.

    3. Фактические транспортные затраты

    Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»). Если же в налоговом учете от метода ЛИФО вы не отказались, то вам придется вести учет возникающих налогооблагаемых временных разниц.

    Отметим, что метод оценки по стоимости единицы товара, как правило, применяется по уникальным, особым товарам. К таким товарам, например, могут быть отнесены предметы искусства, авторские произведения, драгоценные камни и проч.

    Если объемы реализуемых товаров большие, то целесообразно использовать метод оценки по средней стоимости.

    Метод ФИФО предпочтительно применять, когда предполагается снижение цен на товары. А метод ЛИФО, наоборот, — в случаях прогнозируемого роста цен.

    Примечание

    С расчетами, в которых применяются методы оценки по средней стоимости и ФИФО, вы можете ознакомиться в Приложении 1 к Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

    ПРИМЕР

    Отражения в бухгалтерском учете операции по реализации товара

    Ситуация

    Организация «Бета» 26 января приобрела партию товара стоимостью 236 000 руб. (в том числе НДС 36 000 руб.). До склада товар был доставлен организацией «Бета» собственным автотранспортом. Расходы по доставке товара (включая заработную плату водителя, ЕСН и страховые взносы с указанной заработной платы) составили 3000 руб.

    Согласно выбранному организацией и закрепленному в ее учетной политике порядку формирования стоимости приобретения товара расходы по доставке товара включаются в его стоимость в бухгалтерском и налоговом учете.

    11 февраля данный товар был реализован организации «Гамма» по цене 295 000 руб. (в том числе НДС 45 000 руб.). Оплата за реализованный товар поступила на расчетный счет организации «Бета» в феврале.

    Решение

    Для целей исчисления налога на прибыль выручка от реализации товаров учитывается без НДС, предъявленного покупателю (абз. 2 пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ). Следовательно, в рассматриваемой ситуации выручка организации «Бета» составит 250 000 руб. (295 000 руб. — 45 000 руб.).

    Сумма полученной выручки уменьшается на стоимость приобретения товаров (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

    Стоимость приобретения товаров с учетом выбранного организацией «Бета» порядка ее формирования составляет 203 000 руб. (236 000 руб. — 36 000 руб. + 3000 руб.). Учесть эти расходы организация сможет только в месяце, когда товар будет реализован, в данном случае — в феврале 2009 г.

    Таким образом, налогооблагаемая прибыль от указанной операции по реализации товаров составит 47 000 руб. (250 000 руб. — 203 000 руб.).

    В бухгалтерском учете организации «Бета» необходимо сделать следующие записи.

    Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
    Бухгалтерские записи в январе
    Оприходован полученный от поставщика товар 200 000 Отгрузочные документы поставщика
    Отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком 36 000 Счет-фактура
    Отражены расходы на доставку товара собственным транспортом 10, 69, 70 3 000 Требование- накладная, Бухгалтерская справка-расчет, Расчетно- платежная ведомость
    Товар оплачен поставщику 236 000 Выписка банка по расчетному счету
    Принят к вычету НДС 36 000 Счет-фактура
    Бухгалтерские записи в феврале
    Отражена выручка от реализации товаров 90-1 295 000 Товарная накладная
    Списана себестоимость реализованных товаров 90-2 203 000 Бухгалтерская справка
    Начислен НДС с выручки от реализации товаров (295 000 x 18/118) 90-3 45 000 Счет-фактура
    Получена оплата от покупателя товаров 295 000 Выписка банка по расчетному счету
    Бухгалтерские записи в конце отчетного периода
    Отражена прибыль от продажи покупных товаров (295 000 — 45 000 — 203 000) 90-9 47 000 Бухгалтерская справка-расчет

    Если в результате продажи товаров вы получили убыток (например, продали их покупателю по цене ниже стоимости приобретения), то сумма такого убытка учитывается при исчислении налога на прибыль (п. 2 ст. 268 НК РФ).

    РАСХОДЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

    >Как правильно рассчитать транспортные расходы (нюансы)? >Калькулятор СДЭК
    Онлайн-расчет стоимости доставки

    Расчет транспортных расходов — формула

    Кроме этого, мы доставляем срочные экспресс-отправления за 1 день, во многие города России: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Краснодар, Екатеринбург, Самара, Уфа, Казань и другие. К вашим услугам, различные варианты доставки: экспресс-лайт склад-склад, экспресс-лайт склад-дверь, экспресс-лайт дверь-склад, экспресс-лайт дверь-дверь, СУПЕР-экспресс и БЛИЦ-экспресс. А также новый тариф для физических лиц, с оплатой отправителем — Посылочка. Вы также можете вызвать курьера на забор отправления по бесплатному телефону 8-800-250-04-05.

    У нас действует широкий спектр услуг для Интернет-магазинов: примем товар, без длительного ожидания, доставим наиболее удобным и выгодным для вас способом, оповестим получателя о прибытии отправления в пункт выдачи заказов, или доставим посылку курьером, примем наложенный платеж и перечислим оплату за товар на ваш счет. Для удобства работы наших клиентов существует Личный кабинет, а также возможность настроить интеграцию API для вашего интернет-магазина.

    Для интернет-магазинов и компаний, которые заинтересованы в сотрудничестве со СДЭК, предлагаем заключить договор на оказание курьерских услуг, и вам будут доступны интересные тарифы, скидка на отправления и работа в Личном Кабинете 24 часа в сутки. Для заключения договора, требуется заполнить форму вашей организации и в ближайщее время с Вами свяжется наш менеджер.

    Договор Интернет-магазина Договор на оказание курьерских услуг Отправки без договора
    Отслеживание заказа
    Страхование
    SMS-оповещение
    Личный кабинет
    Безналичная пост-оплата за услуги доставки
    Скидки
    Закрепленный менеджер
    Тариф «Посылка»
    Опции для ИМ
    (примерка, осмотр вложения, частичная доставка,
    возврат невыкупленных товаров,
    бесплатное хранение 14 дней на ПВЗ и т. д.)
    Наложенный платеж
    Интеграция с базой СДЭК по API-протоколу
    Дополнительный сбор 20% при оплате получателем

    Для размещения калькулятора на своем сайте воспользуйтесь простым онлайн-конструктором www.kit.cdek-calc.ru

    Как разместить калькулятор на своем сайте

    Сайт СДЭКОфисы СДЭКОтследить заказ

    2016 г — 2018 г. Курьерская компания СДЭК
    Горячая линия: 8 800 250-04-05

    Данный ресурс принадлежит франчайзи СДЭК — ООО Континент.
    E-mail: i.kalinovsky@cdek.ru Тел.: 8-929-051-81-11
    Адрес: Россия, Нижегородская область, г.Арзамас, ул.Кольцова, д.4

    Работа организаций, занимающихся торговлей товарами, сопряжена с необходимостью производить расчет транспортных расходов. Знание всех нюансов позволяет корректно отразить понесенные затраты. Кроме нормативно-правовых актов нужно руководствоваться еще и учетной политикой предприятия. Там, например, может быть закреплена возможность частичного списания затрат компании.

    Формула расчета ТЗР на остаток товара

    Большинство компаний при этом пользуются методикой, прописанной в статье 320 Налогового Кодекса РФ. Эта формула расчета ТЗР должна распространяться исключительно на транспортные расходы. Остальные же издержки, связанные с продажей, списываются в полном объеме. Таким образом предприятию удастся максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.

    Для распределения ТЗР будет справедливо использование следующего варианта расчета:

    К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:

    • К – это средний процент транспортных расходов на оставшиеся товары по окончанию месяца;
    • ТР0 – это те транспортные расходы, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
    • ТР1 – транспортные расходы, понесенные в рассматриваемом месяце;
    • Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
    • Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.

    После чего производится расчет транспортных расходов на остаток товара путем перемножения показателей Т2 и К.

    Пример. Компания «Интегра» рассчитывает транспортные расходы на остаток товара. За апрель 2018 года было продано изделий общей себестоимостью 800 000 рублей. Нереализованными остались товары на сумму 200 000 рублей. Остаток ТЗР на начало месяца составлял 25 000 рублей, а общая сумма ТЗР за апрель – 45 000 рублей. Как рассчитать ТЗР на остаток в таком случае?

    Воспользуемся ранее приведенной формулой:

    П = (25 000 + 45 000) / (800 000 + 200 000) * 100% = 7%. Следовательно, транспортные расходы на остаток составят: 200 000 * 0,07 = 1 400 рублей.

    Причем оставшиеся от прошлого месяца и понесенные расходы за минусом тех, что приходятся на остаток, можно будет списать на себестоимость. То есть предварительно нужно провести расчет ТЗР к списанию: 25 000 + 45 000 – 1 400 = 68 600 рублей.

    Как рассчитать ТЗР по материалам?

    Транспортные расходы предприятия могут быть связаны с покупкой не только готовых товаров, но и материалов, которые в последствии используются в производстве. При этом нужно верно распределить понесенные ТЗР. Сделать это можно несколькими способами в соответствии с ПБУ 5/01:

    1. применив 15 счет (списываются ТЗР в счет заготовления и приобретения материалов);
    2. используя отдельный субсчет для ТЗР на счете 10 «Материалы»;
    3. напрямую включив понесенные ТЗР в стоимость материалов.

    Последний вариант позволяет минимизировать расчеты. А в первых двух случаях как рассчитать ТЗР? Формула для списания указана в Методических указаниях отклонения или ТЗР (пункт 87). Расчет нужно производить следующим образом:

    К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) * 100%, где:

    • К – процент списания ТЗР;
    • Откл0 – сумма оставшегося ТЗР на начало периода;
    • Откл1 – размер ТЗР, понесенных в рассматриваемом месяце;
    • М0 – оставшиеся материалы на начало месяца;
    • М1 – сумма приобретенных за месяц материалов.

    Причем стоимость материалов берется та, что указана в учетных документах. После чего производится расчет ТЗР по материалам путем перемножения полученного процента на учетную стоимость материалов, списываемых в затраты производства.

    Как рассчитать ТЗР по доставке груза?

    Нередко предприятия вынуждены самостоятельно осуществлять доставку груза или оплачивать эту услугу поставщику. В результате конечная стоимость их увеличивается. В связи с этим и появляется необходимость произвести расчет транспортных расходов по доставке груза.

    Не все предприятия готовы по каждой партии рассчитывать ТЗР и учитывать их – это требует большого количества времени, да и в подобных расчетах можно легко допустить ошибку. В связи с этим некоторые организации определяют транспортные тарифы в зависимости от расстояния перевозок. Это позволяет быстро производить расчеты. Некоторые даже пользуются государственной системой тарифов.

    Можно произвести расчет транспортно-заготовительных расходов в этом случае и более точно, определив стоимость доставки 1 тонны груза на 1 км маршрута.

    Зависит это от специфики деятельности компании, а также учетной политики, утверждающей свои правила учета транспортных расходов. Налоговый учет затрат на перевозку груза учитывает то, что подпункт 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ дозволяет относить к материальным расходам производственного характера также и транспортные услуги сторонних организаций (включая ИП), но порядок признания подобных расходов регулируется учетной политикой самого предприятия. Соответственно, за основу может быть взято:

    • дата расчетов в точном соответствии со всеми условиями заключенных договоров;
    • дата предъявления плательщику налогов документов, являющихся основанием для произведения необходимых расчетов;
    • последнее число налогового (отчетного) периода.

    Это положение установлено в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ.

    Статьи затрат для транспортной компании

    Она относится к группе статей «Оплата товаров, работ, услуг». А статьи «Внутренняя доставка» и «Доставка товаров потребителю» также находясь в разделе БДСС «Расходы по основной деятельности», но относятся к группе статей «Коммерческие расходы». 7 Третья группа: расходы на содержание личного автотранспорта учредителей либо разъездного транспорта, используемого в служебных целях. Данная статья находится в разделе БДСС «Расходы по основной деятельности» и относится к группе статей «Административно-управленческие расходы» либо «Коммерческие расходы». 8 Если предполагается разделять расходы на содержание личного автотранспорта учредителей и расходы на разъездной транспорт, тогда учредителей можно включить в группу «Административно-управленческие расходы», а разъездной – в «Коммерческие расходы». Хотя это непринципиально.
    Продажи, Производство, Снабжение, Складирование и т.д.). Бюджет транспортных затрат должен составляться в разрезе всех транспортных средств и в разрезе всех подразделений, использующих транспортные средства.Бюджет транспортных расходов может содержать, например, следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса «Транспортировка»:

    • суммарные затраты на транспортировку;
    • коэффициент выхода транспорта на линию;
    • экономия/ перерасход материалов на обслуживание транспорта;
    • экономия/ перерасход ГСМ на транспорт;
    • количество машино/дней простоя;
    • соотношение собственного и заемного транспорта;
    • транспортные затраты в разрезе подразделений и транспортных средств (ТС);
    • транспортные затраты в разрезе статей.

    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    Книги по бюджетированию
    CD-решение по бюджетированию
    Программа для автоматизации бюджетирования
    Семинар-практикум по бюджетированию:
    — открытый семинар
    — корпоративный
    — интернет-семинар
    Консалтинг по бюджетированию Бюджет транспортных расходов предназначен для финансово-экономического управления и повышения эффективности бизнес-процесса «Транспортировка». Выполнение бюджета транспортных затрат должно обеспечить и выполнение бюджета продаж, и бюджета производства, и бюджета закупок и т.д.
    То есть в бюджете транспортных расходов содержится информация об эффективности использования всего транспорта и во всех бизнес-процессах компании (Продажи, Производство, Снабжение, Складирование и т.д.). Бюджет транспортных затрат должен составляться в разрезе всех транспортных средств и в разрезе всех подразделений, использующих транспортные средства.
    Бюджет транспортных расходов может содержать, например, следующие группы показателей, характеризующих эффективность бизнес-процесса «Транспортировка»:

  • суммарные затраты на транспортировку;
  • коэффициент выхода транспорта на линию;
  • экономия/ перерасход материалов на обслуживание транспорта;
  • экономия/ перерасход ГСМ на транспорт;
  • количество машино/дней простоя;
  • соотношение собственного и заемного транспорта;
  • транспортные затраты в разрезе подразделений и транспортных средств (ТС);
  • транспортные затраты в разрезе статей.
    Сложность бизнес-процесса «Транспортировка» объясняется тем, что этот бизнес-процесс частично может входить в остальные основные бизнес-процессы компании. Например, транспортировка есть при доставке сырья и материалов или коммерческой продукции (бизнес-процесс «Снабжение»). Транспортировка есть при складировании продукции (бизнес-процесс «Складирование»). Транспортировка есть на самом производстве (бизнес-процесс «Производство») и, наконец, транспортировка есть при доставке продукции (бизнес-процесс «Продажи»).
    Получается, что на показатели эффективности бизнес-процесса «Транспортировка» влияют большое количество подразделений, начиная от самого транспортного цеха. Далее идет отдел снабжения, который заказывает транспорт для доставки материалов/коммерческой продукции. Затем склады/распределительный центр используют погрузчики для складирования привезенных материалов/коммерческой продукции (а потом и для отгрузки готовой продукции).
    После этого на производстве используется транспортная техника для внутреннего перемещения. И в завершении транспортные средства используются для доставки продукции клиентам. При этом необходимо таким образом распределить имеющийся парк транспортных средств, чтобы его использование было максимально эффективным для компании в целом.
    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    В периоды сезонных всплесков собственного парка транспортных средств может не хватать и тогда возникает задача привлечения внешнего транспорта и здесь опять встает задача его эффективного распределения.
    Примечание: подробнее об использовании бюджета транспортных затрат в управлении компанией можно узнать в Части I «Бюджетирование как инструмент управления» семинара-практикума «Бюджетное управление предприятием», который проводит автор данной статьи — Александр Карпов.

    Регламент бюджетирования транспортных расходов

    Поскольку бюджет транспортных затрат является своего рода кросс-функциональным бюджетом, при составлении которого участвуют все подразделения, пользующиеся транспортом, то добиться четкого выполнения регламента при составлении этого бюджета не так то просто.
    Естественно, что при оперативном управлении транспортом, необходимо учитывать приоритеты. Например, если есть заявка на сегодняшний день на одну и ту же машину, но в одном случае она нужна для того, чтобы продукцию развести, а в другом, чтобы мусор вывести с производства, то естественно, что мусор может подождать денек, а клиент ждать не будет.
    В составлении бюджета транспортных расходов фактически принимают участие все подразделения, использующие транспорт, т.к. они должны подготовить заявки на транспорт, на основе которых и будет составляться бюджет транспортных затрат. Поэтому здесь необходимо выстроить четкий и жесткий регламент бюджетирования и не допускать неразберихи.
    Заявка на транспорт обязательно должна быть подписана руководителем подразделения. Это должно быть отражено в регламенте и донесено до всех участников процесса бюджетирования.

    Пример регламента бюджетирования транспортных расходов

    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования транспортных затрат на фазе планирования (см. Рис. 1):
  • подготовка заявок подразделений на транспорт;
  • планирование транспортных расходов по утвержденным расценкам;
  • планирование транспортных расходов по статьям себестоимости;
  • формирование бюджета транспортных затрат;
  • согласование и корректировка бюджета транспортных расходов;
  • предварительное утверждение бюджета транспортных затрат.
    Рис.1. Пример регламента бюджетирования транспортных расходов (на фазе планирования)
    Пример основных функций, которые могут выполняться в рамках бюджетирования транспортных затрат на фазе учета, контроля и анализа (см. Рис. 2):
  • сбор фактических транспортных расходов по расценкам;
  • сбор фактических транспортных расходов по статьям;
  • формирование фактического бюджета транспортных затрат;
  • анализ исполнения бюджета транспортных расходов;
  • согласование и утверждение результатов анализа бюджета транспортных затрат.
    Рис. 2. Пример регламента бюджетирования транспортных расходов (на фазе учета, контроля и анализа)
    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    Примечание: подробнее о регламенте бюджетирования транспортных затрат можно узнать в Части II «Регламент системы бюджетирования» семинара-практикума «Бюджетное управление предприятием», который проводит автор данной статьи — Александр Карпов.

    Модель бюджета транспортных расходов

    При разработке финансовой модели бюджетирования и конкретно модели бюджета транспортных расходов вовсе не обязательно придумывать какую-то сложную методику расчета. Но если простая модель не позволяет добиться управляемости, то придется разработать и использовать более сложную модель.
    Достаточно часто при бюджетировании транспортных затрат используют очень упрощенную модель, по которой значение транспортных расходов нормируется на выручку. На самом деле транспортные затраты, конечно же, зависят не от выручки, а от килограммов и/или объемов перевозимой продукции и от пройденного расстояния.
    Если в компании структура продаж более-менее постоянная, и причем разные продуктовые группы имеют похожие объемные и весовые показатели, то, действительно, можно использовать такую простую модель бюджетирования транспортных расходов. Но если данные условия не выполняются, то, скорее всего, нужно будет разработать более сложную модель.
    Например, в одной компании, занимающейся производством и реализаций алкогольной и безалкогольной продукции, пришли к выводу, что не могут позволить себе использовать упрощенную модель для расчета транспортных затрат. Во-первых, структура продаж в течение года у них менялась, т.к. зимой был пик продаж алкогольной продукции, а летом – воды. Кроме того, вода из-за крупной расфасовки более тяжелая, но более дешевая продукция. Получается, что если на одном и том же автомобиле перевезти алкоголь и воду, то транспортные затраты будут одинаковые, но их доля в выручке – разная.
    Поэтому было решено использовать более сложную модель расчета транспортных расходов. Ее, кстати, стали использовать не только для расчета затрат на доставку готовой продукции, но и вообще для всех остальных транспортных затрат (доставка сырья и материалов от поставщика, внутрипроизводственные и внутрискладские перемещения, общефирменный транспорт и т.д.).
    Идея довольно проста. Если компания заказывает внешний транспорт, то транспортная организация предъявляет тарифы на каждый вид автомобиля, причем тариф состоит их двух параметров: ставка в часах и километрах (или тоннокилометрах). То есть можно взять машину на два дня, никуда не поехать, но все равно придется заплатить за время.
    Такие же ставки можно определить и для собственного транспортного парка. Эти ставки можно подсчитать достаточно точно, т.к. большая доля транспортных затрат является прямыми затратами по отношению к транспортным средствам.
    Таким образом, получается, что ставки транспортных затрат можно вывести, учитывая следующие прямые затраты:
  • заработная плата водителя;
  • ГСМ;
  • запчасти;
  • затраты на ремонт;
  • затраты на страховку;
  • налог на имущество;
  • амортизация.
    Конечно же, у транспортного отдела будут и накладные затраты:
  • заработная плата начальника отдела, диспетчера, механиков и т.д.;
  • амортизация основных средств (всех, кроме машин) транспортного отдела;
  • офисные расходные материалы (бумага, канцелярия, запчасти к оргтехнике и т.д.).
    Пока что речь шла только об автотранспорте, но у компании могут быть транспортные расходы, связанные с использованием других видов транспорта. Особенно, если речь идет о перевозках на большие расстояния, когда часто используют доставку на судах (если есть такая возможность) или доставку по железной дороге.
    У отдела снабжения могут быть определенные трудности при планировании доставки железнодорожным транспортом. Например, если нужно что-то везти с ж/д платформ, то бывает очень сложно запланировать, когда придет груз по железной дороге. Причем у отдела снабжения практически нет никаких рычагов влияния, поскольку железные дороги монополизированы.
    Если заказчика не устраивает какая-то автотранспортная компания, то ее можно просто сменить, а в случае с ж/д доставкой приходится учитывать подобные сбои в работе, которые могут возникать из-за невыполнения обязательств железными дорогами.

    Пример модели бюджета транспортных расходов

    В таблице 1 приведен пример сводного бюджета транспортных затрат на доставку продукции. Данный бюджет в свою очередь собирается из бюджетов транспортных расходов по всем основным каналам сбыта компании. В данном случае речь идет о розничных продажах, оптовых продажах, а также продажах через филиал.
    Причем оптовые продажи разбиваются на продажи в том городе, где непосредственно находится сама компания, а также в трех региональных городах, в которых компания работает через дистрибуторов. В этом примере бюджета для каждого канала сбыта применяется своя модель расчета транспортных расходов.
    Таблица 1. Пример бюджета транспортных расходов

    Статьи бюджета Год 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
    Суммарные расходы
    Амортизация 459,00 27,00 27,00 27,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00 42,00
    ФОТ транспортного отдела + премия 1440,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00 120,00
    Налоги с ФОТ транспортного отдела 374,40 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20 31,20
    ГСМ, Запчасти 2312,38 170,25 187,68 192,56 198,45 170,25 164,63 147,73 142,15 206,96 222,73 242,86 266,16
    ФОТ водителей 437,18 36,80 40,48 41,46 42,92 36,80 35,42 32,90 31,60 30,34 32,90 35,86 39,70
    Налоги с ФОТ водителей 113,67 9,57 10,52 10,78 11,16 9,57 9,21 8,55 8,22 7,89 8,55 9,32 10,32
    ИТОГО 5136,62 394,81 416,88 422,99 445,73 409,81 402,46 382,38 375,17 438,38 457,38 481,24 509,38

    Детальный пример бюджета транспортных расходов (с формулами), составленный в электронных таблицах можно найти на CD-решении по бюджетированию.

    Амортизация основных средств транспортного отдела попадает в бюджет транспортных затрат из бюджета основных средств.
    Фонд оплаты труда (ФОТ) и налоги с ФОТ по всем сотрудникам кроме водителей берется из штатного расписания.
    ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО
    А вот такие статьи транспортных затрат как «ГСМ, запчасти», «ФОТ водителей» и «Налоги с ФОТ водителей» по каждому каналу сбыта считаются по своей модели.
    Примечание: подробнее о финансовой модели бюджета транспортных расходов можно узнать в Части III «Финансовая модель бюджетирования» семинара-практикума «Бюджетное управление предприятием», который проводит автор данной статьи — Александр Карпов.

    Если у Вас возникли какие-то вопросы по данной статье, Вы можете направить их по адресу budgeting@bk.ru. Автор статьи ответит на Ваши вопросы в течение нескольких дней с момента получения.

  • Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники, они служат основой для определения сметной стоимости строительства

    Сметной нормой -совокупность ресурсов (затрат труда работников, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.

    Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям

    Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:

    1.по уровню применения:

        государственные (федеральные) (ГФСН 81); к ним относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике».

        производственно-отраслевые (ПОСН 81); к ним относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.

        территориальные (ТСН 81); к ним относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

        фирменные (собственная нормативная база пользователя) (ФСН 81). к ним относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ.

        индивидуальные сметные нормативы (ИСН) — В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта).

    2.по степени укрупнения

      элементные сметные нормы (ЭСН) и единичные расценки (ЕР). К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

      укрупненные сметные нормы (УСН) и показатели (УСП). Укрупненные сметные нормы предназначены для определения сметной стоимости зданий и сооружений на первой стадии проектирования, когда еще не разработаны рабочие чертежи.

    УСН в %: Накладные расходы, сметная прибыль, зимнее время, временные здания и сооружения, содержание дирекции и т.д.

    УСП: УПБС(укрупненные показатели сметной стоимости зданий и сооружений, ПВР по видам работ, укрупненные показатели по отдельным видам строительства.

    Транспортная калькуляция является наиболее точным способом расчета транспортных расходов.

    СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ МАТЕРИАЛОВ

    — определяется по формуле:

    МАТ = МАТопт + ТР + Ск

    МАТопт – цена поставщика, руб.

    ТР – транспортные расходы, руб.

    Ск – складские расходы, руб.

    ЦЕНА ПОСТАВЩИКА – стоимость материалов без НДС, указанная в прайс-листе, товарной накладной и пр.

    ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ – затраты подрядчика по доставке материала от поставщика до приобъектного склада.

    Например: перевозка любым видом транспорта, погрузки – разгрузки материала, дополнительная упаковка материалов, охрана груза, таможенные сборы, стоимость хранения материалов на временных (перевалочных) складах и мн. др.

    СПОСОБЫ РАСЧЕТА ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ:

    1. СОСТАВЛЕНИЕ КАЛЬКУЛЯЦИИ: содержит сведения о стоимости перевозки на определенное расстояние единицы материала и стоимости перевозки всего материала.

    Необходимо на приобъектный склад доставить 10 тонн песка. Удаленность места отгрузки песка от объекта 40 км. Погрузку осуществляет поставщик (т.е. затраты на погрузку не учитываем). Стоимость песка (цена поставщика) – 300 руб. за тонну с НДС.

    Расчеты:

    1. Определяем стоимость единицы измерения (тонны) песка без НДС = 300 руб. / 1,18 = 254,24 руб.

    2. Определяем сведениям перевозчика (или по справочнику) тариф за перевозку 1 тонны песка на 40 км – 185,6 руб.

    3. Определяем стоимость покупки и перевозки тонны песка:

    254,24 руб. + 185,6 руб. = 439,4 руб.

    4. Определяем стоимость покупки и перевозки 10 т песка:

    439,4 х 10т = 4398, 4 руб.

    Если нет возможности составить транспортную калькуляцию, заказчик и подрядчик договариваются о величине процента транспортных расходов от стоимости материалов (от цены поставщика). Например, при отделочных работах перечень материалов может быть большой, поставщиков материалов может быть несколько, количество материалов может составлять от нескольких грамм до нескольких тонн. В этом случае рассчитать транспортную калькуляцию невозможно. Удобно рассчитать транспортные расходы в процентном выражении.

    Величина процента принимается либо как среднестатистическая величина , принятая в данном регионе, либо подрядчик рассчитывает собственный (индивидуальный) процент на основе данных за предыдущий отчетный период .

    Например, можно собрать бухгалтерские данные за предыдущий год о сумме израсходованных материалов и величине транспортных затрат и вычислить средний процент транспортных расходов.

    Пример: рассчитаем транспортные расходы для данных табл.1

    1. Расход материала «Раствор готовый отделочный тяжелый, цементно-известковый 1:1:6» составит: 0,6 м. куб. х 50 кв. м. = 0,3 м. куб.

    2. Допустим, цена поставщика без НДС – 2400 руб. / м. куб. Тогда стоимость раствора, необходимого для выполнения работы, составит: 0,3 м. куб. х 2400 руб. = 720 руб.

    3. Договорной процент ТР = 10%

    4. Величина транспортных расходов: 720 руб. х 10% = 72 руб.

    5. Итого стоимость материалов с транспортными расходами: 720 + 72 = 792 руб.

    Договорной процент транспортных расходов – способ расчета простой и удобный, но фактические затраты не отражает (не точный способ).

    3. ФАКТИЧЕСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ЗАТРАТЫ – составляется документ с перечнем фактических транспортных затрат, вычисляется итог, и эта сумма включается в акт выполненных работ отдельной строкой.

    Применяется, когда нет возможности составить транспортную калькуляцию, но все-таки необходимо учесть точную (фактическую) величину транспортных расходов.

    СКЛАДСКИЕ РАСХОДЫ – затраты, возникающие при хранении материалов на приобъектном складе. Определяются либо по факту, либо по формуле:

    Ск = (МАТопт + ТР) х %

    Например, по стройкам, финансируемым из федерального бюджета, они принимаются:

    По строительным материалам, изделиям, конструкциям – 2%;

    По металлическим строительным конструкциям – 0,75%

    Пример: рассчитаем складские расходы и сметную стоимость материалов для однослойной штукатурки стен известковым раствором, при условии, что штукатурится 50 кв. м. (табл. 1).

    1. Ранее определено, что стоимость материалов с транспортными расходами – 792 руб.

    2. Складские расходы составят: 792 руб. х 2% = 16 руб.

    3. Итого сметная стоимость материалов (МАТ): 792 руб. + 16 руб. = 808 руб.

    На основе предыдущих данных определим прямые затраты для однослойной штукатурки бетонных стен известковым раствором при условии, что штукатурится 50 м. кв. (табл. 1).

    ОТРС = 1808 руб.

    ЭМ = 11 руб. (в т.ч. ЗПМ = 5 руб.)

    МАТ = 808 руб.

    ПЗ = ОТРС + ЭМ + МАТ = 2627 руб.

    Прямые затраты рассчитываются для КАЖДОЙ ПОЗИЦИИ ЛОКАЛЬНОЙ СМЕТЫ, ДЛЯ КАЖДОГО РАЗДЕЛА ЛОКАЛЬНОЙ СМЕТЫ И ПО ВСЕЙ ЛОКАЛЬНОЙ СМЕТЕ В ЦЕЛОМ.

    МДС 81-35.2004

    4.64. В заготовительно-складские расходы относятся затраты, связанные с размещением заказов на поставку, приемкой, учетом, хранением оборудования на складе, ревизией и подготовкой его к монтажу, а также передачей его в монтаж. Они учитываются в составе сметной стоимости оборудования. Размер заготовительно-складских расходов может определяться отдельным расчетом.

    МДС 81-2.99

    3.3.1. Сметная цена на материал формируется на основе следующих ее составляющих элементов:
    -отпускной цены (с учетом тары, упаковки и реквизита);
    -наценки (надбавки) снабженческо-сбытовых организаций;
    -таможенных пошлин и сборов (при получении из-за границы);
    -стоимости транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ (как правило, стоимость погрузочных работ учитывается непосредственно отпускной ценой, а стоимость разгрузочных работ — в составе -единичных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы);
    — заготовительно-складских расходов, включая затраты на комплектацию.

    3.3.12. Заготовительно-складские расходы определяются на основании расчетов, исходя из сложившихся в регионе условий. По стройкам, финансируемым из федерального бюджета, они принимаются по нормам СНиП 4.04-91 в процентах от стоимости материалов, в том числе:

    По строительным материалам, изделиям и конструкциям (за исключением металлоконструкций) — 2 %;

    По металлическим строительным конструкциям — 0,75 %;

    По оборудованию — 1,2 %.

    МДС 81-36.2004

    1.7. В ФЕР учтены:
    — сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции — по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (включают средние сложившиеся отпускные цены и транспортные затраты в размере до 13 % от отпускных цен, учитывающих доставку от франко-склада изготовителя до франко-приобъектного склада строительства объекта, включая заготовительно-складские расходы и расходы посредников в сфере обращения);

    Транспортные расходы

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *