Страхование Государственное Социальное

Страхование Государственное Социальное система социальной защиты, основанная на страховых взносах, гарантирующая получение денежного дохода в старости, в случае болезни, инвалидности и в других установленных законом случаях, а также медицинское и другие виды обслуживания. Государственное социальное страхование состоит из четырех видов страхования: пенсионного, медицинского, социального страхований и страхования занятости (страхования по безработице). Финансовую базу Г.с.с. составляют государственные внебюджетные страховые фонды — Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Они обеспечивают сбор и накопление обязательных к уплате страховых взносов — основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые трудящимся по системе государственного социального страхования. Денежные средства и иное имущество фондов являются федеральной собственностью. Г.с.с. носит обязательный характер, что выражается в обязательности уплаты страховых взносов и в обязательности предоставления обеспечения, гарантированности реализации прав застрахованных. В соответствии со ст.236 КЗоТ все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования независимо от каких-либо условий (места работы, характера и продолжительности работы, форм оплаты труда), а также независимо от того, состоят они в штате организации или работают внештатно, являются постоянными, временными или сезонными работниками. Соответственно они имеют право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Обязательное медицинское страхование распространяется на всех работающих граждан, в том числе самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на неработающее население. Пенсионному страхованию подлежат все работающие граждане независимо от правовых оснований применения их труда. В систему социального страхования (страхования по болезни) в обязательном порядке включается только одна категория самостоятельно занятых работников — члены крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако законодательство допускает добровольную уплату взносов иными самостоятельно занятыми работниками (индивидуальными предпринимателями, аудиторами и т.д.) в целях получения соответствующего обеспечения. Взносы на социальное страхование работников уплачиваются работодателями. В Пенсионный фонд взносы взимаются также с личного заработка работника. Граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, уплачивают взносы из доходов от своей деятельности. Страховые платежи (в твердом размере за каждого застрахованного) на обязательное медицинское страхование неработающего населения вносят органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Размеры страховых взносов (как правило, в процентах от фонда оплаты труда, заработка (дохода) работающих граждан) устанавливаются федеральным законом по каждому виду страхования с учетом расходов, необходимых для обеспечения гарантированных государством выплат и услуг. Взносы начисляются на все виды оплаты труда работников независимо от источников финансирования. Порядок уплаты страховых взносов (круг плательщиков, порядок их регистрации, правила начисления сумм страховых взносов, сроки их уплаты и т.д.) регулируется законодательством. В частности, работодатели-организации уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы. Граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве или в своей деятельности, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка работникам, либо в сроки, установленные для расчетов в трудовом договоре (в зависимости от вида страхования). При нарушении плательщиками взносов и банками установленного порядка уплаты страховых взносов (уклонение от регистрации, сокрытие или занижение сумм, на которые начисляются страховые взносы, нарушение установленных сроков их уплаты и начисления или перечисления на счета фондов) применяются финансовые санкции. Контроль за своевременной и полной уплатой страховых взносов осуществляется фондами и Государственной налоговой службой РФ. В порядке государственного пенсионного страхования выплачиваются государственные трудовые пенсии, социальное пособие на погребение, оказывается материальная помощь престарелым и нетрудоспособным гражданам. Система государственных пенсий предусматривает выплату пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а ряду категорий работников — за выслугу лет. По системе государственного социального страхования застрахованные обеспечиваются: пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины, кроме того, пособиями по беременности и родам и единовременным пособием за постановку на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособиями по случаю рождения ребенка. В случае смерти застрахованного или несовершеннолетнего члена его семьи выдается социальное пособие на погребение. Право на получение пособий возникает независимо от стажа работы. В рамках страхования занятости безработным оказывается содействие в поиске подходящей работы, а в случае необходимости — в обучении и переобучении новым профессиям. Материальное обеспечение безработных осуществляется в виде пособия по безработице, стипендии, выплачиваемой в период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направлению органа по вопросам занятости, доплаты к заработку в размере причитающегося им пособия по безработице в период участия в общественных работах, оплаты (при определенных условиях) периода временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней, и возмещения затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов по вопросам занятости.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001.

Государственное (обязательное) социальное страхование

Государственное социальное страхование носит обязатель­ный (принудительный) характер. Другими словами, каждый ра­ботник подлежит государственному социальному страхованию независимо от его желания, при этом не имеют значения ни ме­сто, ни характер работы, ни система и порядок оплаты труда. Работника страхует работодатель, это — его обязанность, ус­тановленная волей государства. Конкретно государственное социальное страхование выражается в уплате соответствующих страховых взносов и получении, согласно установленным пра­вилам, соответствующих видов обеспечения или обслуживания за счет средств государственного социального страхования.

В настоящее время в России известны четыре вида государ­ственного социального страхования, которым соответствуют четыре фонда, аккумулирующих средства социального страхо­вания. Это:

• фонд социального страхования (фонд пособий и некоторых других видов обеспечения и обслуживания, главным обра­зом, работающих);

• пенсионный фонд;

• фонд занятости;

• фонд медицинского страхования.

Все эти фонды организационно обособлены и предостав­ляют гражданам различные виды обеспечения и обслуживания. Объединяет их общий метод образования средств —’ взимание страховых взносов в обязательном порядке, в размерах, уста­новленных законом. Все эти фонды централизованные, их сред­ства являются федеральной собственностью. Понятие «государ­ственное социальное страхование» охватывает все четыре фонда социального страхования (рис. 2).

Средства фонда социального страхования РФ расходуются, главным образом, для выплаты различных пособий работаю­щим.

Помимо этого, средства данного фонда расходуются на оп­лату дополнительных дней отдыха, которые предоставляются родителям, имеющим детей-инвалидов с детства, организацию санаторно-курортного лечения и отдыха, в том числе детей, ле­чебного (диетического) питания, мероприятий по внешкольно­му обслуживанию детей.

Рис. 2. Государственное (обязательное) социальное страхование

Выплата пособий, организация иной работы по обеспече­нию за счет средств социального страхования осуществляются предприятиями. Ответственность за своевременность начисления и уплаты взносов, а также правильность расходования средств со­циального страхования несут руководитель и главный бухгалтер.

Для осуществления общественного контроля за проведени­ем работы по социальному страхованию трудовым коллекти­вом создается комиссия по социальному страхованию. Члены ко­миссии избираются также на собрании трудового коллектива.

Средства Пенсионного фонда РФ расходуются на выплаты государственных пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Этот фонд образуется за счет двух основных источников: страховых взносов и ассигнований из федерального бюджета РФ. Назна­чение и выплату пенсий в соответствии с названным законом осуществляют местные органы социальной защиты населения. Необходимые средства для выплаты пенсий выделяются им Пенсионным фондом РФ. Выплата пенсий производится по по­ручениям органов социальной защиты населения отделениями связи либо учреждениями Сбербанка РФ.

Средства государственного фонда занятости населения РФ расходуются на выплату пособий по безработице, компенсаций материальных затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность для трудового устройства по предложению службы занятости, стипендий в период профессиональной подготовки, по­вышения квалификации, переподготовки по направлению орга­нов занятости и некоторые другие цели.

Фонды обязательного медицинского страхования предна­значены для финансирования страховой организацией меди­цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами медицинского страхования. Они формируются за счет средств, получаемых от страховых взносов.

Взносы на государственное социальное страхование упла­чиваются предприятиями, отдельными гражданами, исполь­зующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а так­же работниками из своего заработка. Размеры страховых взно­сов в централизованные фонды (их, как указывалось, четыре) разные. Работники уплачивают взносы из своего заработка только в Пенсионный фонд РФ (в другие фонды взносы они не уплачивают).

Рис 3. Виды социального обеспечения

Работникам, а в соответствующих случаях и их семьям, ус­тановлены следующие виды обеспечения по государственному социальному страхованию (рис. 3).

• пособия по временной нетрудоспособности;

• пособия по беременности и родам (для женщин);

• единовременные пособия за постановку на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

• пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

• пособия по случаю рождения ребенка;

• пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников — также пенсии за выслугу лет;

» пособие на погребение — в случае смерти работника или члена его семьи.

Средства государственного социального страхования исполь­зуются также в установленном порядке на оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания застрахованных, содержание оздоровительных лагерей для их детей, другие мероприятия по государственному социальному страхованию.

Пособие по временной нетрудоспособности (рис. 4) выда­ется при болезни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, каранти­не и протезировании.

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выдается в размере полного заработка, а в остальных случаях в размере от 60 до 100 % заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних де­тей-иждивенцев и других обстоятельств.

Минимальный размер пособия по временной нетрудоспо­собности устанавливается на уровне 90 % минимальной оплаты труда.

Пособия по беременности и родам выплачиваются в тече­ние всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка.

Схема определения пособий гражданам, имеющим детей, представлена на рис. 5.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет выдается за время отпуска по такому уходу. Из числа работающих граждан право на это пособие имеют матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически, осуществляющие уход за ребенком). Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования.

Единовременное пособие при рождении ребенка (усыновлении в возрасте до 3 месяцев) может получить один из его родителей лицо, его заменяющее.

При рождении (усынов­лении) двух и более детей пособие выплачивается на каждого ре­бенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается). На­значается пособие по месту работы (службы, учебы), а если обра­тившийся за пособием не трудится и не учится, то органом соци­альной защиты населения по месту жительства. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в настоящее время в размере 15-кратного минимального размера оплаты труда, уста­новленного Федеральным законом на день рождения ребенка.

Пенсии работникам и членам их семей назначаются в соответ­ствии с принятым Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. За­коном РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с последующими дополнениями и изменениями.

Все пенсии подразделяют на две группы — трудовые пенсии и социальные пенсии.

Трудовых пенсий, которые устанавливают­ся в связи с трудовой и общественно-полезной деятельностью, засчитываемой в трудовой стаж, различают четыре вида:

• по старости;

• по инвалидности;

• по случаю потери кормильца;

• за выслугу лет.

Рис. 4

Рис.5.

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия.

Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения.

Пенсия по старости (рис. 6) устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по дости­жении 55 лет и при общем стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям застрахованных работников пенсия по старости ус­танавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соот­ветствующих случаях — и при пониженном трудовом стаже. Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 % заработка, в зависимости от продолжительности трудового стажа.

С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государст­венных пенсий», предусматривающий переход на принципи­ально новую систему определения размера трудовой пенсии с применением индивидуального коэффициента, который будет выводиться персонально для каждого пенсионера.

Рис.6.

Пенсия по инвалидности устанавливается работникам при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья и про­фессионального заболевания, независимо от продолжительно­сти трудовой деятельности, а при наступлении инвалидности вследствие других причин — при соответствующем общем тру­довом стаже, продолжительность которого зависит от возраста застрахованного ко времени наступления инвалидности.

Раз­мер пенсии при полной инвалидности (инвалидность I и II групп) составляет 75 % заработка, а при частичной инвалидно­сти (инвалидность III группы) — 30 % заработка. Минималь­ный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается не ниже минимального размера пенсии по старости, а при час­тичной инвалидности — 2/3 минимального размера этой пен­сии. Максимальный размер пенсии при полной инвалидности устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а при частичной — на уровне минимального размера такой пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца устанавливается нетрудоспособным членам семьи работника, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, независимо от продолжительности его трудовой деятельности, а при наступлении смерти вследствие других причин — при соответ­ствующем трудовом стаже. Размер пенсии на каждого трудо­способного члена семьи — 30 % заработка умершего кормиль­ца, при этом минимальный размер пенсии равен 2/3 минималь­ного размера пенсии по старости, а максимальный размер ра­вен минимальному размеру пенсии по старости.

Наряду с пенсиями по старости, по инвалидности и по слу­чаю потери кормильца назначаются и выплачиваются отдель­ным категориям работников пенсии за выслугу лет.

В случае смерти застрахованного работника или члена его семьи за счет средств государственного страхования выдается пособие на погребение. Размер пособия на погребение устанав­ливается Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». Этот закон предусматривает не только выплату социаль­ного пособия на погребение, но и устанавливает гарантирован­ный перечень услуг по погребению, которые предоставляются специализированной службой по вопросам похоронного дела тем, кто изъявит желание воспользоваться ее услугами.

Сумма социального пособия на погребение или возмещение стоимости услуг специализированной службы не может превы­шать 10-кратного минимального размера оплаты труда. Социаль­ное пособие на погребение выплачивается в случае, если погребе­ние умершего лица осуществляется за счет собственных средств граждан. Гражданам, получившим гарантированный перечень ус­луг по погребению, социальное пособие не выплачивается.

Выплата социального пособия на погребение или возмеще­ние стоимости услуг по погребению специальной службе по во­просам похоронного дела производится предприятием, органи­зацией (страхователем) в счет начисленных страховых взносов.

Что такое государственное социальное страхование?

Социальное страхование – это ряд мероприятий, направленных на социальную защиту населения в случае потери трудоспособности или иных факторов, которые препятствуют возможности самостоятельного обеспечения. Такая услуга позволяет поддерживать те слои населения, которые по тем или иным причинам нуждаются в финансовой помощи. Что такое социальное страхование? Сегодня разберем в этой статье.

Социальное страхование реализуется в виде пенсий, пособий, льгот и прочих выплат, сформированных как в натуральном, так и в денежном выражении. Разделяют как государственные фонды, так и коллективные (профсоюзные), а также есть и смешанные формы фондов по социальной защите населения.

Бюджет таких фондов пополняется за счет средств трудоспособного населения, т. е. физических лиц, и за счет любых форм организаций, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.

В современном мире, пожалуй, не существует государства, которое бы не осуществляло внутреннюю политику по социальной защите населения. Существует как обязательное страхование, так и добровольное. Говоря простым языком, социальная страховка – это сознательное гуманное решение общества о взаимовыручке и поддержке друг друга. Осуществляя небольшие выплаты в специализированные организации, люди помогают тем, кто нуждается в финансовой помощи. Как реализуется такая деятельность именно в России, рассмотрим более подробно.

Виды социального страхования

Страховка граждан обеспечивает защиту населения в случае резкого изменения материального положения. Существуют разные аспекты рисков, связанных со страховым покрытием, обеспечивающихся выплатами из различных фондов. К таким видам рисков относятся:

  1. Больничные листы. В случае временной нетрудоспособности первые три дня по больничному листу оплачиваются работодателем, остальная часть денежных средств выплачивается из медицинского фонда соцзащиты.
  2. Связанные с материнством и детством. Сюда входят выплаты по рождению детей – как разовые, так и на постоянной основе, можно отнести оплату по декретному отпуску, материнский капитал и прочее.
  3. Выплаты по смерти кормильца или пособия по инвалидности.
  4. Коллективное страхование на вредном или опасном производстве. Каждое юридическое лицо, входящее в данную категорию, выплачивает страховую премию в фонд страхования для обеспечения социальной защиты. И если любое физическое лицо получило вред здоровью на опасном производстве, то фонд компенсирует деньги на восстановление здоровья. Сюда же можно отнести и экологические сборы.
  5. Медицинское страхование. Граждане Российской Федерации могут пользоваться бесплатными медицинскими услугами за счет фонда медицинского страхования.
  6. Пенсионное страхование. Люди, достигшие пенсионного возраста, также имеют право на получение пенсии и других льгот.
  7. Прочие льготы в натуральном или денежном выражении, относящиеся к участникам различных боевых действий или участникам ликвидации Чернобыльской атомной электростанции.

Как формируются доходы фондов?

Формирование бюджета таких организаций происходит за счет страховых премий, которые оплачивают страхователи, т. е. деньги на реализацию тех или иных целей поступают из доходов населения или коммерческих компаний. Только в случае, если в бюджете фондов недостаточно средств, он дополнительно финансируется из доходов государства.

Сумма пополнения бюджета определяется тарифами, закрепленными законодательством. Различные фирмы и организации производят выплаты в зависимости от дохода работников на предприятии. Денежные средства поступают в региональные отделения фондов. Некоторые выплаты в пользу рабочих на предприятии освобождаются от удержания перечисления денежных средств в фонды. К ним относятся:

  • материальная помощь в случае терактов, стихийных бедствий , прочих ситуаций, подтвержденных справкой из органов полиции или ЖЭКа, например ограблений, затоплений квартиры. Также мат. помощь в ситуациях потери кормильца;
  • выплаты по рождению ребенка или усыновлению. Должны не превышать 50 тыс. рублей и при условии, что перевод денежных средств осуществляется не позднее чем через год после наступления события;
  • оплата суточных, если это предусмотрено регламентом организации;
  • оплата в других случаях, но сумма не должна превышать 400 тысяч рублей.

Как контролируются выплаты?

За пополнения фондов внутри организаций отвечают сотрудники бухгалтерии. На каждого сотрудника компании формируется индивидуальный счет, в котором отражаются все выплаты организации – как окладной части, так и различных премий, в зависимости от формы формирования заработанной платы.

Работодатель обязан перевести денежные средства в фонды не позднее 15-го числа в месяце, который следует за отчетным. При этом контролируют этот процесс ФСС И ПФР. Обязанности этих организаций разграничены. ФСС отвечает за выплаты, связанные:

  1. С оплатой больничных листов.
  2. Страхованием от профессиональных заболеваний.
  3. Материнством.

Пенсионный фонд контролирует взносы по медицинскому страхованию и пополнению пенсионного фонда.

Таким образом, функционирование данных организаций жизненно необходимо для проведения внутренней политики по социальной защите населения. Внебюджетные фонды имеют децентрализованный характер и закреплены за каждым субъектом Российской Федерации. Благодаря их функционированию происходит стратегическое перераспределение доходов государства. И каждый человек застрахован от большинства обстоятельств, которые могут являться следствием потери трудоспособности.

Читайте также

История

Самую раннюю форму социальной защиты представляет собой коллективное страхование. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наёмных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путём создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.

Государственное социальное страхование, введённое в Германии в 1883 году в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно.

Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 году была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.

История социального страхования в России

  • 70-е годы XIX века −1917 год — Начало российской системе социального страхования было положено в 1861 году, когда был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казённых горных заводах». Страховые фонды формировались из взносов рабочих (2-3 % зарплаты) и взносов заводоуправления в размере, равном ежегодной сумме взносов рабочих. Собранные средства шли на выплаты пособий по болезни, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам.

В 1912 году III Государственная Дума приняла пакет законов, заложивших фундамент российского социального страхования: «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни≫, ≪О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве».

  • 1918-1933 годы. В соответствии с декретами 1918 года «О введении полного социального страхования» и «Положения о социальном обеспечении трудящихся» социальное страхование было заменено социальным обеспечением — «бесплатным» «социальным страхованием трудящихся. Средства предполагалось взымать с предприятий и предпринимателей и из государственного бюджета.

1921 год — во время НЭПа возникла необходимость вернуться к практике социального страхования — обеспечение выплат за счёт государства было заменено выплатами из фондов, сформированных за счёт взносов. С отказом от политики НЭПа система учета социальных рисков и соц страхования была вновь максимально упрощена.

  • 1933-1990 годы. С 1933 года соцстрах переходит в ведение профсоюзов. К 1938 году складывается модель социального страхования, в основе которой лежит централизация денежных средств, которые собираются и тратятся по единым правилам. Средства поступали из выплат предприятий и/или из госбюджета. Медицинское обслуживание было выведено из системы социального страхования и получало финансирование только из бюджета.

Социальное страхование в России

Основная статья: Обязательное социальное страхование в России

Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики.

В Российской Федерации социальное страхование финансируется из государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. В соответствии с Конституцией РФ (Статья 39) поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

На сегодняшний день в России социальное страхование может выражаться в виде государственных пенсий и государственных пособий.

Государственные пособия

Самое распространённое пособие из входящих в комплекс социального страхования — пособие по временной нетрудоспособности, получаемое на основании листка нетрудоспособности, выдаваемого в медицинском учреждении. При этом листок нетрудоспособности выдаётся не только самому больному, но и родителям больного ребёнка.

Пособие по беременности и родам — характерный пример социального страхования женщин, выплачивается в размере полной заработной платы. Здесь же можно упомянуть пособие при рождении ребёнка, по уходу до достижения им возраста полутора лет, или возраста трёх лет.

Социальное страхование включает также такие виды материальной поддержки населения, как пособие по безработице и пособие на погребение.

Средства государственного социального фонда расходуются исключительного на цели социальной защиты. Кроме оплаты вышеперечисленных видов пенсий и пособий, деньги могут направляться на оплату путевок в бальнеологические учреждения с целью санаторно-курортного лечения, диетическое (лечебное) питание, частичное содержание оздоровительных и санаторных детских лагерей, санаториев-профилакториев, находящихся на балансе страхователей.

> См. также

  • Пенсии по инвалидности
  • Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет
  • Социальное пособие на погребение в России

> Примечания

  1. Роик, Валентин, 2012, с. 18.
  2. Роик, Валентин, 2012.

Понятие социального страхования

Понятие «социальное страхование» имеет два значения: широкое и узкое. Социальное страхование в широком понимании представляет собой систему институтов (организаций и правил), обеспечивающих компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих и иных категорий граждан вследствие потери работы, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, а также наступления старости. Социальное страхование – это страхование от рисков наступления событий, связанных с изменениями физического состояния и социального положения граждан, обусловливающих ухудшение материального положения их самих и членов их семей. Видами страховых рисков, являющихся предметом социального страхования, выступают:

■ необходимость получения медицинской помощи;

■ временная нетрудоспособность;

■ трудовое увечье и профессиональное заболевание;

■ материнство;

■ инвалидность;

■ наступление старости;

■ потеря кормильца;

■ потеря работы;

■ смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

В определение социального страхования за рубежом обычно включают не только характеристики страхуемых рисков, но и указание на обязательность такого страхования для определенных категорий граждан и работодателей и/или на участие государства в его организации. Социальное страхование рассматривается в качестве альтернативы частному страхованию. В нашей стране понятие социальное страхование часто используется с уточняющей характеристикой: обязательное социальное страхование. Мы будем далее иметь в виду под социальным страхованием обязательное социальное страхование, если иное не оговаривается особо.

Социальное страхование риска возникновения необходимости в получении медицинской помощи называется обязательным медицинским страхованием. Оно рассматривалось в главе 2 данного пособия. Социальное страхование потери доходов вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца осуществляется в рамках системы пенсионного обеспечения. Она будет отдельно рассматриваться в главе 8. Предметом дальнейшего обсуждения в настоящей главе является социальное страхование в узком понимании, которое охватывает следующие виды страховых рисков:

■ временная нетрудоспособность;

■ трудовое увечье и профессиональное заболевание;

■ материнство;

■ потеря работы;

■ смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальное страхование с организационно-технологической точки зрения предстает как осуществление определенными категориями лиц (страхователями) обязательных взносов, которые аккумулируются страховщиками и служат источником выплат застрахованным лицам страхового возмещения при наступлении страховых случаев (событий), являющихся реализацией страховых рисков.

Субъектами социального страхования являются страхователи, страховщики, застрахованные лица.

Страхователями в системе социального страхования выступают организации, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы. Страхователями могут также выступать органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Страховщиками являются организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованными в системах социального страхования обычно являются: 1) граждане, работающие по трудовым договорам; 2) лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; 3) иные категории граждан, определяемые законом.

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

государственное) – в СССР советская социалистическая система материального обеспечения рабочих и служащих в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, а также материального обеспечения, бытового и культурного обслуживания рабочих, служащих и их семей и в других установленных законом случаях, осуществляемая в обязательном порядке за счет государства из особых фондов, образуемых из взносов предприятий и учреждений. С. с. в СССР является одной из форм осуществления права на материальное обеспечение, закрепленного в ст. 120 Конституции СССР, одной из форм социального обеспечения в широком смысле (см. Социальное обеспечение).

После Великой Октябрьской социалистической революции Коммунистическая партия и Советское правительство полностью провели в жизнь рабочую страховую программу, принятую на Пражской партийной конференции в 1912 г. В дальнейшем благодаря грандиозным успехам социалистического строительства С. с. в СССР пошло дальше этой программы.

«Социальное страхование СССР, охватывающее важнейшие стороны бытовой и культурной жизни, является одним из главнейших завоеваний рабочего класса, достигнутых победой Октябрьской революции. В результате мощного развития народного хозяйства и быстрого темпа индустриализации страны социальное страхование превратилось в важнейший фактор улучшения быта, материального и культурного положения рабочего класса» (из пост. ЦК партии от 28 сентября 1929 г. «О социальном страховании»).

Советское С. с. служит мощным рычагом роста материального благосостояния рабочих и служащих и одновременно одним из факторов повышения производительности труда, ибо, повышая материальное благосостояние рабочих и служащих, С. с. тем самым способствует росту производительности их труда, а более высокий уровень страхового обеспечения и обслуживания гарантируется для работников с более высокой производительностью труда. Директивы XIX съезда партии по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951 –1955 гг. предусматривают рост государственных ассигнований на С. с. рабочих и служащих в течение пятилетия, примерно, на 30% по сравнению с 1950 г.

Являясь самым передовым в мире, С. с. в СССР охватывает: 1) материальное обеспечение в старости, в случае потери трудоспособности, при выслуге лет и в случае потери кормильца; 2) материальное обеспечение в случае болезни (пособия, диэтическое питание и др.); 3) материальное обеспечение матери и ребенка (пособия по беременности и родам, пособия по случаю рождения ребенка, пионерские лагери, внешкольное обслуживание детей и др.); 4) санаторно-курортное лечение (санатории, профилактории и др.); 5) организацию отдыха (дома отдыха и др.). С. с. в СССР распространяется на всех рабочих и служащих и на некоторые отдельные категории трудящихся, не принадлежащие к рабочим и служащим. С. с. в СССР организовано на началах самоуправления застрахованных и осуществляется профсоюзами, а в части пенсионного обеспечения – органами социального обеспечения (кроме выплаты пенсий работающим пенсионерам, которая производится профсоюзами по месту работы, через администрацию предприятия или учреждения за счет страховых взносов).

На предприятиях и в учреждениях органами осуществляющими социальное страхование, являются советы социального страхования при фабзавмест-комах и цеховые комиссии по социальному страхованию при цеховых комитетах. Страховые взносы уплачиваются полностью лредприятиями и учреждениями без каких-либо вычетов из заработной платы. Тарифы страховых взносов дифференцированы по профсоюзам и составляют от 3,7% до 9% заработной платы (пост. СНК СССР от 23 марта 1937 г.– СЗ 1937 г. № 22, ст. 88, с последующими изменениями). Недоимки по страховым взносам взыскиваются с предприятий и учреждений в бесспорном порядке, установленном для взыскания налогов (пост. ЦИК и СНК СССР от 23 августа 1931 г. – СЗ 1931 г. № 54, ст. 349).

С. с. в СССР характеризуется высоким уровнем пособий и пенсий. В области страхового обеспечения применяется в известных пределах принцип: «каждому – по его труду»; размеры пособий повременной нетрудоспособности и пенсий зависят от заработка; при предоставлении страхового обеспечения учитывается стаж работы; установлены некоторые преимущества для работников, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда или в ведущих отраслях народного хозяйства. В то же время в некоторых случаях при страховом обеспечении учитывается семейное и материальное положение. Споры по социальному страхованию как в области взимания страховых взносов, так и в области обеспечения разрешаются вышестоящими профсоюзными органами или органами социального обеспечения в административном порядке и не могут рассматриваться судебными органами. См. Пособия по временной нетрудоспособности, Пенсии, Стаж трудовой.

В странах народной демократии также введено широкое социальное страхование трудящихся. Социальное страхование рабочих и служащих и приравненных к ним трудящихся проводится исключительно за счет государства, предприятий, учреждений, хозяйств и охватывает разнообразные виды обеспечения (по временной нетрудоспособности, по инвалидности, по старости и т. д.). Пособия и пенсии выплачиваются по высоким нормам. Обеспечивается самоуправление трудящихся в органах социального страхования.

В тех капиталистических странах, где существует «социальное» страхование, оно представляет собой чрезвычайно ограниченное, урезанное, низкое по своему уровню страхование рабочих и служащих. Это страхование охватывает лишь некоторые, отдельные виды «обеспечения» и не распространяется на большие контингента рабочих и служащих; напр., в США федеральное законодательство предусматривает только страхование по старости и по безработице. Расходы на «социальное» страхование в капиталистических странах покрываются полностью или в значительной мере за счет самих трудящихся, которые уплачивают высокие страховые взносы; напр., в Англии, по закону 1946 г., при недельном заработке в 31 шиллинг страховые взносы взрослого рабочего составляют 15% заработной платы. В то же время пособия и пенсии выплачиваются в низких размерах. «Социальное» страхование часто используется буржуазией как дополнительное средство эксплуатации трудящихся; напр., в США пенсии по старости, выплаченные в 1937–45 гг., составили менее /з от сумм, удержанных с рабочих на страхование по старости. В наст, время в империалистических странах идет прямое наступление на социальное страхование. Милитаризируя народное хозяйство, правительства этих стран стремятся к максимальному увеличению военных расходов и к ухудшению жизненного уровня рабочего класса. Этим целям служат и различные посягательства на социальное страхование: уменьшение контингента застрахованных, сокращение расходов на социальное страхование, снижение пособий и пенсий, увеличение платы за медицинское обслуживание и т. д. Рабочий класс в капиталистических странах ведет неустанную борьбу за установление и проведение широкого социального страхования.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советский юридический словарь

Социальное страхование это определение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *