Содержание

Налогообложение и бухучет полученных субсидий

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 21 декабря 2012 г.

Содержание журнала № 1 за 2013 г.На вопросы отвечала Е.А. Шаронова, экономист

Налогообложение полученных субсидий различается в зависимости от их целевого назначения. А назначение субсидий может быть разное — на возмещение части недополученных доходов, на частичное возмещение затрат, на погашение убытков прошлых лет, на развитие собственного дела по государственным программам поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Если вы получали субсидии, то ищите свою ситуацию и рекомендации, как надо поступать.

С полученных субсидий НДС платить не надо

С.В. Крутских, г. Калининград

Муниципальное казенное предприятие (МКП) перевозит пассажиров по городу транспортом общего пользования и не платит с этих услуг НДСподп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ. При этом МКП получает из городского бюджета следующие виды субсидий на:

  • компенсацию разницы в цене билетов для льготников;
  • частичное возмещение затрат в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров электрическим и автомобильным транспортом;
  • погашение убытков прошлых лет.

Какие из этих субсидий включаются в облагаемую базу по НДС?

: Все указанные в вопросе субсидии не облагаются НДС.

Первая субсидия представляет собой компенсацию недополученных МКП доходов, которые возникают из-за оказания услуг по льготным тарифамп. 1.2 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 06.02.2012 № 153; п. 2.1 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением администрации городского округа «Город Калининград» от 16.04.2012 № 554. И в НК прямо сказано, что не учитываются при определении налоговой базы субсидии, которые организация получает из бюджета (в том числе и городского) в связи с тем, что она оказывает отдельным потребителям услуги по льготным ценамп. 2 ст. 154 НК РФ.

Две другие субсидии — на возмещение затрат и на погашение убытков, возникших из-за применения льготных цен, также не включаются в базу по НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг)подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Такой позиции придерживаются и МинфинПисьма Минфина от 06.03.2012 № 03-07-11/64, от 07.05.2008 № 03-07-11/175, и судыПостановления Президиума ВАС от 08.02.2005 № 11708/04; ФАС ДВО от 03.03.2011 № Ф03-15/2011; ФАС УО от 18.09.2012 № Ф09-8226/2012; ФАС СКО от 17.02.2012 № А22-933/2011, от 15.02.2012 № А22-926/2011; ФАС ЦО от 30.05.2012 № 36-3283/2011; ФАС ВВО от 11.02.2010 № А29-4039/2009; ФАС ПО от 28.06.2010 № А55-30676/2009.

А представитель ФНС предлагает другое обоснование для невключения всех указанных вами субсидий в объект обложения НДС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“Поскольку предприятие оказывает услуги по перевозке пассажиров и использует льготу по подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ, все средства, поступающие из городского бюджета в виде компенсаций и частичного возмещения затрат, НДС не облагаются. Ведь предприятие получает их в рамках своей деятельности — перевозки пассажиров по установленным тарифам”.

По субсидиям на проценты НДС восстанавливать не нужно

О.Г. Володкина, г. Ростов-на-Дону

Организация на основании Постановления администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 получала из федерального бюджета субсидию на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для закупки сельхозсырья для первичной и промышленной переработки.
Нужно ли восстанавливать НДС и если да, то как это сделать?

: Восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по сельхозсырью, вы не должны. Ведь эта обязанность возникает только при получении из федерального бюджета субсидий «на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров»подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Если бы вы получали из бюджета субсидию на возмещение затрат по погашению самого кредита (основного долга), тогда у вас была бы обязанность восстановить НДС по сельхозсырью, приобретенному за счет этого кредита. Ведь в этом случае это сырье было бы оплачено за счет бюджетных средств.

Вы же получаете из бюджета субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитуприложение № 4 к Постановлению администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 (утратило силу); Постановление Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 9. А кредит вы гасите из своих средств. Так что на приобретение сельхозсырья вы потратили свои деньги, а не бюджетные.

С субсидии на компенсацию недополученных доходов нужно платить налог на прибыль

Ю.А. Барышникова, г. Тула

Наша транспортная организация получает из бюджета Тульской области субсидии на возмещение части недополученных доходов в связи с перевозкой по регулярным маршрутам (с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах) льготных категорий пассажиров (пенсионеров, студентов, детей-сирот и др.).
Надо ли полученную субсидию отражать на счете 86 «Целевое финансирование»? Какая сумма дохода учитывается в целях налогообложения прибыли?

: Из действующего в вашей области Порядка предоставления субсидий следует, что ваша организация получает субсидию из областного бюджета в месяце, следующем за месяцем оказания услуг. Для этого вы ежемесячно представляете в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области отчеты о количестве реализованных единых месячных проездных билетов льготным категориям жителей Тульской области и детям-сиротампп. 5—8 Порядка предоставления субсидий из бюджета Тульской области транспортным организациям… — приложение № 2 к Постановлению Правительства Тульской области от 05.05.2012 № 173. На основании этих данных вы и определяете сумму недополученных доходов.

В бухгалтерском учете операции, связанные с получением субсидии и ее расходованием, не нужно отражать по счету 86 «Целевое финансирование». Более того, это даже неправильно, поскольку в ПБУ 13/2000 прямо написано, что оно не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с госрегулированием цен и тарифовп. 3 ПБУ 13/2000.

Полученная из бюджета субсидия — это оплата за оказанные услуги по перевозке с той лишь разницей, что деньги вы получаете не от пассажиров-льготников, а от государства. А выручка — это стоимость перевозки всех пассажиров (и обычных, и льготников) за каждый месяцпп. 5, 6 ПБУ 9/99; Письмо Минфина от 06.09.2007 № 03-07-11/389. И отражается выручка в бухучете по методу начисленияпп. 6, 12 ПБУ 9/99.

Для наглядности приведем пример. Допустим, что общая выручка от перевозки всех пассажиров по регулярным маршрутам — 250 000 руб., в том числе от льготников — 100 000 руб. Из бюджета получена субсидия 100 000 руб. В бухучете надо сделать такие записи.

Дт Кт Сумма, руб.
На последний день месяца
Отражена выручка от пассажиров-нельготников 50 «Касса» 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» 150 000
Отражена выручка от пассажиров-льготников 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с министерством транспорта» 90, субсчет 1 «Выручка» 100 000
На день получения субсидии
Получена из бюджета субсидия 51 «Расчетные счета» 76, субсчет «Расчеты с министерством транспорта» 100 000

В налоговом учете в составе выручки надо отразить стоимость услуг по перевозке всех пассажиров (и обычных, и льготников) по регулярным маршрутам (в нашем примере — 250 000 руб.)пп. 1, 2 ст. 249 НК РФ.

Возмещение прошлогодних затрат надо включить в доходы

Г.М. Ахазова, г. Новочебоксарск

Организация, занимающаяся инновационной деятельностью, получила субсидию как субъект малого предпринимательства в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320. Эта субсидия получена из регионального бюджета на возмещение части затрат (в том числе и на приобретение амортизируемого имущества), произведенных за 2 предыдущих года.
Организация применяет общий режим налогообложения. Включается ли субсидия в налогооблагаемый доход? Надо ли восстанавливать НДС по возмещенным затратам?

: Для субсидий, полученных на развитие бизнесастатьи 17, 22 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, гл. 25 НК предусмотрен льготный порядок налогообложения. Он заключается в том, что полученная субсидия в течение 2 календарных лет со дня получения включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии и в сумме этих расходовп. 4.3 ст. 271 НК РФ. Двухлетнее ограничение не распространяется на случаи приобретения амортизируемого имущества. Потраченную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизациип. 4.3 ст. 271, пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ. В то же время рассмотренный льготный порядок налогообложения работает, только если субсидия получена на предстоящие расходы. То есть сначала получили субсидию, а потом стали ее тратить.

В вашем же случае вы сначала израсходовали свои деньги, а потом вам бюджет частично возместил расходы. Как указано в Порядке, на основании которого вам предоставлена субсидия, деньги из бюджета предоставляются единовременно на основании документов, подтверждающих расходы, за 2 предыдущих годап. 6, подп. 13 п. 9 Порядка, утв. Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 24.09.2010 № 320. Так что вам придется включить во внереализационные доходы субсидию в полной сумме на дату полученияст. 250, п. 4 ст. 271 НК РФ. По сути, налог с этой операции у вас получается нулевой. Ведь в предыдущих годах вы уже учли эти расходы в целях налогообложения.

А вот входной НДС, относящийся к затратам, частично возмещенным вашей организации из республиканского бюджета, восстанавливать не нужно. Ведь в гл. 21 НК четко сказано, что восстанавливать НДС надо при получении субсидии только из федерального бюджетаподп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. И Минфин уже выпустил несколько Писем на этот счетПисьма Минфина от 30.10.2012 № 03-07-11/462, от 23.03.2012 № 03-07-11/78.

Субсидия учитывается при расчете минимального налога

С.Г. Сафронов, г. Ульяновск

В сентябре зарегистрировался предпринимателем, применяю 15%-ю упрощенку. В октябре получил от центра занятости субсидию на себя (58 800 руб.) и на создание трех рабочих мест (176 400 руб.) — всего 235 200 руб. Сейчас я только все трачу (оплатил аренду за 3 месяца, купил оборудование и др.). Доходов пока нет.
Я правильно понимаю, что, если у меня по итогам года будет убыток, я не буду платить налог в бюджет? Я ведь потратил субсидию только на то, что согласовано с центром занятости.

: Нет, вы понимаете неправильно. Дело в том, что упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» платят минимальный налог, еслип. 6 ст. 346.18 НК РФ:

  • <или>по итогам года получен убыток;
  • <или>сумма исчисленного за год налога при УСНО ((доход – расход) х 15%) окажется меньше суммы минимального налога.

Сумма минимального налога рассчитывается так: доходы за год х 1%.

При этом доходами у упрощенца являются как выручка от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсидияст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ; Письмо ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@. И тот факт, что вы ее тратите строго по согласованию с центром занятости, значения не имеет.

Так что если вы всю субсидию до конца года израсходуете, а доходов у вас не будет, вам придется заплатить в бюджет 2352 руб. (235 200 руб. х x 1%). Причем эту сумму вы сможете включить в расходы по итогам следующего, 2013 г.пп. 6, 7 ст. 346.18 НК РФ

При получении субсидии вмененщику надо подать декларацию по ОСНО

И.Н. Плотников, г. Щербинка, Московская обл.

Я предприниматель, оказываю населению фотоуслуги, поэтому плачу ЕНВД. В сентябре получил субсидию от центра занятости на открытие своего дела. Сейчас уже всю потратил.
За III квартал представил в налоговую инспекцию декларацию по ЕНВД и заплатил налог. Но там меня предупредили, что когда буду сдавать декларацию по ЕНВД за IV квартал, то нужно сдать еще и декларацию по НДФЛ. Потому что им пришла информация из центра занятости, что я получал субсидию. А это уже доход не по «вмененной» деятельности.
Я ничего не понимаю, вот это помощь малому бизнесу? Мне что, еще и НДФЛ придется платить?

: Не переживайте, НДФЛ вам платить не придется. Проблема в том, что ФНС и Минфин считают: в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценам. Если же плательщик ЕНВД получает субсидию на развитие бизнеса, то, по мнению контролирующих органов, ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНОПисьма Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3; ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@.

Но при этом по нормам гл. 23 НК РФ доход в виде субсидии облагается в особом порядке: по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах на дату произведения расходап. 3 ст. 223 НК РФ. А при приобретении амортизируемого имущества израсходованную на его покупку субсидию надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизациип. 3 ст. 223, пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ. Так что если вы всю субсидию в 2012 г. истратили, то НДФЛ вам платить не нужноПисьмо Минфина от 17.01.2012 № 03-11-11/3.

Таким образом, по итогам 2012 г. вам, кроме декларации по ЕНВД за IV квартал, придется подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате налоговая база будет равна нулю и НДФЛ не нужно будет платить.

Но учтите один момент. Чтобы доказать целевое использование субсидии, вам необходимо вести учет расходов, произведенных за счет субсидии. При этом записывать расходы, оплаченные за счет субсидии, вы можете в любой удобной форме. Если хотите, то можете это делать в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, разработанной Минфином для предпринимателей, применяющих общий режим налогообложенияутв. Приказом Минфина № 86н, МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «НДС — начисление / вычет / возмещение»:

2019 г.

  1. Договор в у. е. и доплата 2% НДС, № 4

2018 г.

  1. Безопасная доля вычетов по НДС, № 6
  2. Сложные налоговые разрывы по НДС, № 24
  3. Разъяснения ФНС о переходе на 20%-й НДС, № 22
  4. Новости от Минфина про вычет НДС, № 20
  5. Готовимся к новой ставке НДС, № 19 НДС по сделкам, переходящим на 2019 год, № 19
  6. Решаем задачки по НДС-вычетам, № 14
  7. НДС-декларация: после сдачи, № 10

2017 г.

  1. По следам НДС-декларации, № 8
  2. Обновленная декларация по НДС, № 6
  3. Характерные НДС-ошибки, № 24
  4. НДС-регистры бывшего упрощенца, № 23
  5. НДС: вычеты, авансы, возвраты, № 21
  6. Готовимся к сдаче НДС-декларации, № 20
  7. Как подавать пояснения к НДС-декларации, № 19
  8. Новые правила для НДС-документации, № 18
  9. Июльские НДС-новшества, № 13
  10. Спорные вопросы по НДС, № 11 Исправляем НДС-ошибки, № 11

Облагаются ли субсидии налогами? Этот вопрос интересует множество людей, включая и специалистов, которые сталкиваются с необходимостью учета общего налога. Однако грамотные специалисты сферы финансов могут подробно ответить на все вопросы, связанные с налоговым учетом субсидий на возмещение затрат.

Является ли доходом и облагается ли налогом?

Субсидия – это помощь невозвратная и безвозмездная, призванная компенсировать затраты, доходы, которые не были дополучены по тем или иным причинам.

Она отмечается отдельным порядком при ОСНО и УСН, в любом случае эти средства учитываются и фигурируют в документах. Субсидии могут назначаться по множеству причин, среди которых стоит отметить:

  • работу с региональными программами;
  • создание рабочих мест;
  • способствование занятости населения.

Как малые предприниматели, так и крупный бизнес может пользоваться теми возможностями, что открываются государствам в рамках целевых программ и прочих мероприятий.

Бюджетные средства принимаются в бухгалтерские записи на момент их предоставления, то есть, фактического поступления на счет, либо на момент выделения, который фигурирует в документах.

Налогообложение при ОСНО

При покупке имущества на средства, представленные в виде субсидии, организации на ОСНО платят налог на прибыль. А если на данной системе работает предприниматель, он платит НДФЛ.

Если речь идет об амортизации, она начисляется ежемесячно, и это должно отражаться в документах соответствующим образом.

При УСН Доходы – расходы

Упрощенный вариант налогообложения не требует учета тех доходов, которые указываются в ст. 251 НК РФ, и в перечень не подлежащего учету в данном случае входит целевое финансирование. Субсидии, которые предоставляются автономным организациям и бюджетным учреждениям, а также гранты, относят к этой категории, как и ряд других поступлений.

Не подлежат учету в рамках данной системы также и поступления целевого характера, те средства, которые перечисляются на ведение деятельности, содержание компании некоммерческого типа.

Важно! В этом перечне не указаны коммерческие организации и их субсидирование, направленное на перекрытие их расходов. Следовательно, с выплатами в этом случае столкнуться придется.

Учет в Налог на доходы физических лиц

Если организация работает в рамках общего режима налогообложения, налог на прибыль может формироваться кассовым методом или методом начисления.

При использовании метода начисления субсидия обозначается как доход на дату расходов, в которых использована эта сумма.

Но использование кассового метода предполагает отражение дохода в сумме расходов, которые были оплачены.

Важно! Новые изменения в законодательстве, вышедшие в текущем году, позволяют не выделять из субсидии сумму на уплату налога, и потому открывается возможность использования всех средств на бизнес и его развитие без исключения.

Общий режим выплаты налогов предполагает кассовый учет, и субсидии фигурируют как расходы, оплаченные на дату появления. При покупке основного средства путем задействования субсидий, сумма будет фигурировать на протяжении срока начисления амортизации, то есть, отмечаться будет ежемесячно.

Кассовый метод обеспечивает возможность начисления амортизации в той ситуации, когда основное средство полностью прошло по оплате.

И частный предприниматель тоже может поступить только аналогичным образом – провести амортизацию после полностью прошедшей оплаты, и амортизация у частника может проходить только линейным образом.

Более сложным образом ситуация будет выглядеть в случае, если речь зайдет о покупке дорогостоящего средства, которое потребует выплаты не только субсидии, но и средств предпринимателя, организации. Учет в этом случае может проходить двояко.

Можно как определить долю субсидии в стоимости средства, чтобы указывать ежемесячный доход с присутствием этих средств, так и признавать как доход только субсидию до тех пор, пока амортизация не сравнится с ее суммой. Второй вариант считается более удобным и предпочтительным.

При продаже средство, которое не было амортизировано до конца, но было куплено за счет предоставленной субсидии, нужно указать в документах в день продажи прибыль от продажи и размер субсидии в рамках остаточной стоимости.

При этом остаточная стоимость переходит также в расходы.

При ликвидации недоамортизированного средства, купленного за счет государственных средств, пишут остаточную стоимость на момент ликвидации, и этот же ценовой показатель фиксируется в пункте внереализационных доходов.

Эта мера избавляет от уплаты налогов.

Тематическое видео

Субсидирование бизнеса в целом, равно как и работа с предоставленными субсидиями – это непростые, многогранные задачи, в нюансах которых могут ошибиться даже специалисты. А между тем, это исключительно важная тема, и ошибка в таких вопросах может привести к серьезным проблемам с бизнесом. Если вы хотели бы исключить подобные риски, и ознакомиться с темой как можно детальнее, вам поможет тематическое видео. Просмотрев его, вы найдете ответы на множество вопросов, и сможете разобраться со сложившейся ситуацией.

Налогообложение субсидий – это сложная тема, которая постоянно подлежит изменениям, поскольку в законодательстве РФ ежегодно появляются новые нюансы и аспекты по этому поводу.

В связи с активным внедрением субсидионных программ, призванных поддержать бизнес в условиях экономического кризиса и прочих проблем современности, развитие идет в сторону снятия лишних налогов и обременений, увеличения доступности субсидий, расширения возможности использования этих средств для нужд бизнеса, с целью обеспечения его процветания.

В ряде случаев субсидии приходится учитывать, и соответственно, уплачивать с них налоги, но в других ситуациях этого делать не нужно. И даже если из налоговой приходит требование в совершении той или иной выплаты по субсидиям, всегда стоит рассматривать ситуацию как можно внимательнее, потому как из-за постоянных нововведений в законодательство, не всегда высокой компетенции кадров, требования порой приходят и неправомерные.

Собственные знания в этой сфере помогут избежать досадных недоразумений, обеспечат возможность рационального использования предоставленных средств.

Особый порядок налогообложения субсидий на развитие бизнеса

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 25 ноября 2011 г.

Содержание журнала № 23 за 2011 г.Е.А. Шаронова, экономист

Как субъектам малого предпринимательства отражать полученную субсидию в доходах и расходах при разных режимах налогообложения

lead

Чтобы повысить эффективность госпрограмм поддержки субъектов малого бизнеса, в марте этого года были внесены поправки сразу в четыре главы НК РФФедеральный закон от 07.03.2011 № 23-ФЗ (далее — Закон № 23-ФЗ):

  • по НДФЛ;
  • по налогу на прибыль;
  • по УСНО;
  • по ЕСХН.

Эти поправки действуют задним числом, они распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2011п. 2 ст. 2 Закона № 23-ФЗ.

Они устанавливают льготный порядок налогообложения субсидий, полученных на развитие бизнеса организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательстваФедеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Полученные после 01.01.2011 субсидии учитываются в специальном порядкеп. 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273, подп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Закона № 23-ФЗ):

  • в течение двух налоговых периодов (календарных лет) со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов. То есть если, например, всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге с полученной суммы субсидии налог платить вам не придется. Кстати, имейте в виду, что если субсидия получена в конце первого года (например, в декабре 2011 г.), то фактически на ее расходование вам отводится уже не 2 года, а только один (2012 г.);
  • если к окончанию второго налогового периода субсидия останется неизрасходованной, то ее надо будет включить в доходы по состоянию на конец второго года. Как нам разъяснил специалист ФНС России, для упрощенцев порядок учета будет такой.

/lead

Из авторитетных источников

МЕЛЬНИЧЕНКО Анатолий Николаевич Государственный советник РФ 1 класса

“Именно неизрасходованная часть субсидии (а не вся полученная сумма) включается упрощенцем в доходы по состоянию на конец второго года, то есть на 31 декабря. Что касается суммы израсходованной части субсидии, то она уже должна быть учтена в составе доходов с одновременным отражением ее в составе расходов, то есть налоговая база по этим операциям равна нулюп. 1 ст. 346.17 НК РФ”.

Точно так же включают неиспользованную субсидию в доходы и организации и предприниматели, применяющие другие режимы налогообложения.

Заметим, что двухлетнее ограничение не распространяется на случаи приобретения амортизируемого имущества организациями и предпринимателями, применяющими общий режим налогообложения (подробнее см. ниже).

Раньше же субсидию, полученную из регионального или местного бюджетап. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, нужно было в полной сумме включать в доход и платить с нее налог в соответствии с применяемым режимом налогообложениястатьи 41, 250 НК РФ. То есть получатель был вынужден часть субсидии сразу же вернуть в бюджет в виде налога в размере:

  • <или>20%, если он платил налог на прибыльп. 1 ст. 284 НК РФ;
  • <или>6%, если он применял УСНО с объектом «доходы»п. 1 ст. 346.20 НК РФ или уплачивал ЕСХНст. 346.8 НК РФ;
  • <или>15%, если он применял УСНО с объектом «доходы минус расходы»п. 2 ст. 346.20 НК РФ;
  • <или>13%, если он платил НДФЛп. 1 ст. 224 НК РФ.

Кстати, именно этот старый порядок нужно применять в том случае, если субсидия получена в конце 2010 г., а тратить ее начали лишь в 2011 г.Письма Минфина России от 24.10.2011 № 03-11-11/263, от 22.07.2011 № 03-03-10/66, от 24.03.2011 № 03-11-11/67

Обращаем внимание: получателю субсидии (независимо от того, какой режим налогообложения он применяет) надо завести отдельный регистр (в бухучете вести учет на отдельном счете), в котором отражать получение субсидии и ее расходование. Это нужно для того, чтобы:

  • во-первых, показать целевое использование субсидии;
  • во-вторых, правильно учесть доходы и расходы в целях налогообложения.

Хотя принцип учета доходов единый для всех налогов, порядок их отражения в налоговом учете будет разный в зависимости от применяемой системы налогообложения.

Получатель субсидии применяет общий режим налогообложения

Учет субсидии при исчислении налога на прибыль и НДФЛ

Организации на общем режиме налогообложения в целях исчисления налога на прибыль могут применять как метод начисления, так и кассовый методп. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272, п. 1 ст. 273 НК РФ.

Если организация применяет метод начисления, то доход в виде субсидии надо отражать на дату признания расходов независимо от того, когда они оплаченып. 4.1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ.

Если же организация применяет кассовый метод, то доход надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходовпп. 1, 2, 2.3, 3 ст. 273 НК РФ.

Предприниматель на общем режиме налогообложения в целях исчисления НДФЛ применяет кассовый метод учета доходов и расходов. Поэтому он, так же как и организации, применяющие кассовый метод, должен отражать доход в виде субсидии в сумме оплаченных расходов на дату их оплатып. 1 ст. 221, п. 4 ст. 223 НК РФ. Делать это нужно в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операцийп. 13 Порядка… утв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Как мы уже сказали, рассмотренный порядок учета субсидии в доходах не распространяется на случаи, когда субсидия потрачена на покупку амортизируемого имуществап. 1 ст. 256, пп. 1, 3 ст. 257 НК РФ.

Если организация или предприниматель приобретает за счет субсидии основное средство, то потраченную на это сумму субсидии надо учитывать в доходах в течение всего срока начисления амортизации по этому имуществу — ежемесячно в сумме начисленной амортизациип. 4 ст. 223, п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ (в ред. Закона № 23-ФЗ); пп. 1, 3, 5 ст. 259.1 НК РФ.

При этом организация, применяющая кассовый метод учета, может начислять амортизацию только в том случае, если основное средство полностью оплаченоподп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ.

Предприниматель также может амортизировать только полностью оплаченное основное средство. К тому же он, в отличие от организаций, вправе применять только линейный метод начисления амортизациип. 1 ст. 221 НК РФ; подп. 4 п. 15, п. 24, п. 30, п. 40 Порядка… утв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Если приобретается дорогостоящее основное средство, на которое израсходованы не только субсидия, но и собственные средства организации или предпринимателя, то порядок учета в доходах и расходах суммы субсидии усложнится. Здесь возможны два варианта учета.

ВАРИАНТ 1. Определить долю субсидии в стоимости приобретенного основного средства и в такой же доле от суммы амортизации ежемесячно признавать доход в виде субсидии.

ВАРИАНТ 2. Ежемесячно признавать доход в виде субсидии в полной сумме амортизации за месяц до тех пор, пока сумма амортизации не сравняется с суммой субсидии, потраченной на приобретение основного средства. Для налоговиков этот вариант будет более предпочтительным. Ведь часть стоимости основного средства, на которую организация или предприниматель потратили свои деньги, будет учтена в расходах при исчислении налога на прибыль или НДФЛ в более поздних периодах.

Если организация или предприниматель потом решат продать недоамортизированное основное средство, приобретенное за счет субсидии, то на дату продажи нужно включить в доходы и выручку от реализации основного средства, и сумму субсидии, равную остаточной стоимости. А в расходы можно включить остаточную стоимость основного средстваподп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ. В итоге налог придется заплатить со всей выручки от продажи основного средства.

Если организация или предприниматель будет по каким-либо причинам ликвидировать недоамортизированное основное средство, приобретенное за счет субсидии, то на дату ликвидации во внереализационных расходах надо отразить остаточную стоимость этого основного средстваподп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ и такую же сумму субсидии надо отразить во внереализационных доходахст. 250 НК РФ. В результате налог платить не придется.

Учет субсидии при исчислении НДС

Пока нет официальных разъяснений ни от Минфина, ни от ФНС о том, можно ли принять к вычету НДС по основным средствам, товарам, работам, услугам, приобретенным за счет субсидии. Хотя летом этого года финансовое ведомство и обещало высказать свое мнение по этому вопросуПисьмо Минфина России от 10.06.2011 № 03-03-06/1/340. Поэтому мы обратились к специалисту Минфина России с вопросом, можно ли принять входной НДС к вычету, если источником покупки были бюджетные деньги. И вот что нам ответили.

ВИХЛЯЕВА Елена Николаевна Советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“Денежные средства в виде субсидий, получаемые субъектами малого и среднего предпринимательства из соответствующего бюджета РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом налога на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых ими товаров (работ, услуг)п. 1 ст. 146, подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. В случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий, предоставляемых федеральным бюджетом, суммы НДС вычету не подлежат, поскольку принятие к вычету (возмещению) налога, уплаченного за счет средств федерального бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета.
В случае если предоставляемые соответствующим бюджетом РФ субсидии получены субъектами малого и среднего предпринимательства в качестве оплаты реализуемых ими товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то НДС исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых для производства и (или) реализации указанных товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в общем порядкест. 172 НК РФ”.

Субъекты малого предпринимательства, как правило, получают субсидии именно на возмещение затратсм., например, пп. 1.1, 1.2, 2 Порядка предоставления и распределения в 2011 году субсидий из бюджета города Москвы для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 № 818-ПП (ред. от 29.04.2011). Так что безопаснее входной НДС по товарам, работам, услугам, приобретенным за счет субсидии на развитие бизнеса, полученной из регионального или местного бюджета, к вычету не принимать.

Получатель субсидии применяет УСНО с объектом «доходы минус расходы» или уплачивает ЕСХН

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку или уплачивающие ЕСХН, доходы и расходы определяют кассовым методом. Это значит, что доход в виде субсидии отражается на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходовп. 5 ст. 346.5, пп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ.

Например, в феврале 2011 г. получена субсидия в сумме 100 000 руб., а в апреле — июне 2011 г. упрощенец оплатил за счет этой субсидии расходы только в сумме 60 000 руб. В этом случае в Книге учета доходов и расходовутв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н надо отразить одновременно:

  • в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — расходы на каждую дату оплаты (а в итоге за II квартал — на сумму 60 000 руб.);
  • в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы» — доходы на каждую дату отражения расхода (за II квартал — в сумме 60 000 руб.).

В результате за полугодие налогооблагаемый доход от полученной субсидии будет равен нулю.

Если упрощенец или плательщик ЕСХН приобретает за счет субсидии основное средство, то его стоимость учитывается в расходах до конца года равными долямиподп. 1 п. 2, п. 4 ст. 346.5, подп. 1 п. 1, п. 3 ст. 346.16 НК РФ. То есть порядок учета такой же, как и при приобретении основных средств за счет собственных средств. Следовательно, на последнее число отчетного периода часть стоимости основного средства надо показать в Книге учета и в доходах, и в расходах. В результате в году покупки стоимость основного средства будет полностью учтена в расходах, а истраченная на его покупку субсидия — в доходах.

А вот при продаже основного средства, приобретенного за счет субсидии, надо иметь в виду следующее. Упрощенцу или плательщику ЕСХН придется пересчитать налог, если он продаст купленное за счет субсидии основное средствоп. 4 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.16 НК РФ:

  • <или>до истечения 3 лет с момента учета его стоимости в составе расходов — при сроке полезного использования объекта 15 лет и меньше;
  • <или>до истечения 10 лет с момента приобретения — при сроке полезного использования объекта свыше 15 лет.

В этом случае нужно восстановить стоимость основного средства, ранее учтенную в расходах, и вместо нее включить в расходы амортизацию, рассчитанную по правилам гл. 25 НК РФ. В результате придется пересчитать налоговую базу по налогу при УСНО или ЕСХН за весь период с момента учета стоимости основного средства в составе расходов до даты его продажи, представить уточненные декларации за все отчетные (налоговые) периоды, в которых база пересчитывалась, уплатить пени за периоды просрочки.

Поясним на примере. В марте 2013 г. упрощенец продал основное средство, приобретенное за счет субсидии в январе 2011 г. В этом случае нужно сделать следующее.

ШАГ 1. Учтенные в 2011 г. расходы на приобретение основного средства восстановить в полном объеме. А из доходов исключить субсидию, равную стоимости приобретения основного средства.

ШАГ 2. Включить в расходы за 2011 и 2012 гг. сумму амортизации за январь — декабрь, исчисленную по правилам гл. 25 НК РФ. А в доходах отразить субсидию в сумме, равной начисленной амортизации.

ШАГ 3. Представить уточненные декларации по УСНО за 2011 г. и за 2012 г. с правильными суммами доходов и расходов. Если в результате увеличится сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за эти годы, то нужно будет доплатить и налог, и пени.

ШАГ 4. В марте 2013 г. на дату продажи основного средства нужно отразить в расходах сумму амортизации за январь — март 2013 г. А в доходы нужно включить:

  • выручку от продажи основного средства;
  • доход в виде субсидии, равный сумме начисленной за 2013 г. амортизации;
  • доход в виде субсидии, равный остаточной стоимости основного средства (то есть несамортизированной части основного средства).

Учесть же остаточную стоимость основного средства в расходах налоговики вряд ли разрешатПисьма Минфина России от 07.07.2011 № 03-11-06/2/105, от 28.01.2009 № 03-11-06/2/9, от 18.04.2007 № 03-11-04/2/106; Письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 № 18-11/3/56403@.

В результате налог придется заплатить со всей выручки от продажи основного средства и с субсидии в размере его остаточной стоимости. Поскольку это невыгодно, то по возможности постарайтесь основное средство, купленное за счет субсидии, не продавать в период применения УСНО или уплаты ЕСХН.

Если упрощенец ведет торговую деятельность и за счет субсидии закупает товары, а потом их продает, то учет будет такой. В момент получения от покупателя денег за проданные товары нужно отразить в доходах не только всю выручку от реализации товаров, но и сумму субсидии, равную покупной стоимости товаровПисьмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@.

Поясним на примере. Предположим, упрощенец в феврале 2011 г. получил субсидию в сумме 300 000 руб. В марте он закупил на эту сумму товары. Они реализованы покупателям 4 апреля на сумму 350 000 руб.

В этом случае на дату продажи (04.04.2011) упрощенец должен в разделе I Книги учета доходов и расходов отразить:

  • в графе 5 — расход в сумме 300 000 руб., то есть покупную стоимость товаров, приобретенных за счет субсидии;
  • в графе 4 — доходы:

— в сумме 300 000 руб., то есть субсидию, израсходованную на приобретение товаров;

— в сумме 350 000 руб., то есть выручку от продажи товаров.

В результате получится, что с суммы субсидии платить налог при УСНО не нужно. А под налогообложение подпадает вся сумма полученной выручки без учета расходов на приобретение товаров. И это правильно, ведь они закуплены за счет субсидии.

При этом не нужно забывать, что и у упрощенцев, и у плательщиков ЕСХН закрытый перечень расходов, принимаемых при исчислении налогап. 2 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.16 НК РФ. И если получатель субсидии приобретет какие-либо товары (работы, услуги), стоимость которых не учитывается в расходах при спецрежиме, то в этом случае расхода для целей налогообложения не будет, а вот в доходы придется включить субсидию в сумме неучтенного расхода. Скорее всего, налоговики потребуют отразить доход на дату оплаты неучитываемых расходов.

Упрощенцам при получении субсидии надо учесть еще такой момент. ФНС России разъяснила, что субсидии на развитие бизнеса учитываются в доходах для целей исчисления минимального налогап. 6 ст. 346.18 НК РФ; Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@. Ведь у упрощенца в доходы включается не только выручка от реализации, но и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсидиястатьи 250, 346.15 НК РФ. Но в доходы в целях исчисления минимального налога попадет опять-таки не вся полученная субсидия, а только:

  • за первый налоговый период — сумма субсидии, равная оплаченным за ее счет расходам в первом году;
  • за второй налоговый период — сумма субсидии, равная оплаченным за ее счет расходам во втором году, а также неизрасходованная сумма субсидии.

Получатель субсидии применяет упрощенку с объектом «доходы»

Организации и предприниматели, применяющие упрощенку с объектом «доходы», учитывают доходы в виде субсидии в льготном порядке только при условии ведения учета израсходованных сумм. Об этом прямо сказано в поправкахп. 1 ст. 346.17 НК РФ (в ред. Закона № 23-ФЗ).

ФНС России разъяснила, что «доходные» упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы», должны отражать субсидии на дату оплаты расходов в Книге учета доходов и расходов одновременно:

  • в графе 4 «Доходы, учитываемые при исчислении налоговой базы»;
  • в графе 5 «Расходы, учитываемые при исчислении налоговой базы».

Причем так надо делать и в том случае, если полученная субсидия полностью истрачена за 1 годПисьмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@.

Тем самым упрощенец показывает, что он ведет учет израсходованных сумм. А значит, у него есть полное право не платить налог с полученной субсидии. Кстати, это, в общем-то, не противоречит порядку заполнения Книги учета доходов и расходов. Упрощенец с объектом «доходы» всегда при желании мог отражать в графе 5 Книги расходы, связанные с получением доходовп. 2.5 Порядка заполнения Книги… утв. Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Хотя в Книге и показывается сумма субсидии в доходах и расходах, в декларацию по УСНОутв. Приказом Минфина России от 22.06.2009 № 58н эти суммы не попадут. Когда по окончании года упрощенец будет заполнять декларацию по УСНО, в строку 210 раздела 2 он перенесет сумму дохода, равную разнице между графами 4 и 5 Книги (а не доход, указанный в графе 4 Книги). По крайней мере такие разъяснения давала ФНС России в отношении субсидий на открытие собственного дела, полученных от центра занятостип. 2 Письма ФНС России от 19.08.2010 № ШС-37-3/9373@. Но и при получении субсидии на развитие бизнеса логично поступать так же. Ведь льготные порядки учета этих двух субсидий сходнып. 3 ст. 223, п. 4.1 ст. 271, п. 2.1 ст. 273, подп. 1 п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17 НК РФ.

Получатель субсидии уплачивает ЕНВД

К сожалению, законодательно так и не решен вопрос о порядке налогообложения субсидии на развитие бизнеса, если она получена плательщиком ЕНВД и полностью израсходована на «вмененную» деятельность.

Но ФНС и Минфин России уже сформировали свою позицию по этому вопросу. Они сказали, что в рамках «вмененной» деятельности можно учесть только субсидии, полученные на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым ценамПисьма ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@, от 19.08.2010 № ШС-37-3/9372@; Письмо Минфина России от 27.07.2010 № 03-11-09/65.

Если же организация или предприниматель ведет только «вмененную» деятельность и получает субсидию на развитие бизнеса, то ее нельзя учесть как доход от «вмененной» деятельности, даже если она полностью израсходована на эту деятельность. А значит, эта субсидия должна облагаться налогами в рамках или общего режима, или УСНОПисьмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@. При этом доход в виде субсидии облагается этими налогами в особом порядке: в течение 2 лет по мере использования субсидия одновременно отражается в доходах и расходах. И в итоге налог все равно платить не нужно. Обязанность заплатить его возникнет только в том случае, если субсидия за 2 календарных года не будет полностью израсходована.

Однако в этом случае, кроме декларации по ЕНВД, придется подавать еще и другую декларацию:

  • <или>по налогу на прибыль, если организация применяет общий режим;
  • <или>по НДФЛ, если предприниматель применяет общий режим;
  • <или>по налогу при УСНО, если организация или предприниматель применяет упрощенку.

И в этой декларации надо отразить потраченную сумму субсидии и в расходах, и в доходах. В результате получается, что ЕНВД платится в обычном порядке, а другой налог (налог на прибыль, налог при УСНО или НДФЛ) не платится, так как налоговая база равна нулю.

Кстати, напомним, что организации, которые ведут «вмененную» деятельность, должны доходы и расходы по этой деятельности отражать в бухгалтерском учетест. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Письма Минфина России от 29.09.2009 № 03-11-06/3/239, от 13.02.2009 № 03-11-09/51; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Как мы уже сказали, для учета получения субсидии и ее расходования лучше завести отдельный счет.

А вот предприниматели, которые ведут только «вмененную» деятельность, не обязаны вести учет доходов, расходов и хозяйственных операций по предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Так что записывать свои расходы, оплаченные за счет субсидии, они могут в любой удобной форме, например с использованием Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателяутв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

Получатель субсидии применяет УСНО на патенте

Применять упрощенку на основе патента могут только предпринимателипп. 1, 2, 3 ст. 346.25.1 НК РФ. И если по другим режимам есть хоть какие-то разъяснения о порядке учета субсидии, то по «патентным» упрощенцам их нет. Поэтому вопрос о том, как предприниматели должны учитывать полученную субсидию, пока не решен.

По логике, если всю субсидию предприниматель израсходовал на «патентную» деятельность, то никаких дополнительных налогов, кроме стоимости патента, он платить не должен.

В то же время если посмотреть разъяснения Минфина и ФНС о порядке учета «патентным» упрощенцем субсидии на открытие своего дела от центра занятости, то увидим, что у ведомств разные позиции по этому вопросу.

ФНС считает, что выданная предпринимателю центром занятости субсидия на открытие своего дела не является доходом, полученным от ведения видов деятельности, в отношении которых возможно применение УСНО на основе патента. Следовательно, налогообложение этой суммы регулируется гл. 23 НК РФп. 2 Письма ФНС России от 19.08.2010 № ШС-37-3/9373@. А по мнению Минфина, субсидия, полученная предпринимателем, применяющим УСНО на основе патента, не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛПисьмо Минфина России от 17.09.2010 № 03-04-05/3-556.

То есть получается, что предприниматели, израсходовавшие субсидию на развитие бизнеса только на «патентную» деятельность, находятся в такой же ситуации, как и вмененщики, полностью истратившие субсидию на «вмененную» деятельность. Это нам подтвердил и специалист ФНС России.

“Действительно, у предпринимателя в данном случае не возникает налоговых обязательств. В то же время полученную и полностью израсходованную субсидию он должен отразить в Книге учета доходов и расходов, применяемой на общем режиме налогообложенияутв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002, и по итогам года представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по НДФЛ”.

МЕЛЬНИЧЕНКО Анатолий Николаевич
Государственный советник РФ 1 класса

Так что «патентным» упрощенцам безопаснее применять тот же подход, что и вмененщикам. То есть по окончании года подать декларацию 3-НДФЛ и отразить в ней субсидию и в доходах, и в расходахПисьмо Минфина России от 20.02.2009 № 03-11-11/25; Письмо ФНС России от 02.11.2010 № ШС-37-3/14719@; Письмо УФНС России по г. Москве от 15.11.2009 № 20-14/2/115839@. В результате НДФЛ платить не придется, если вся субсидия израсходована.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Налог на прибыль»:

Законодательное регулирование

Субсидирование граждан для компенсации оплаты коммунальных платежей осуществляется Правительством РФ с 2005 года на основании Постановления № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Данный документ был утвержден в целях реализации ряда статей Жилищного кодекса РФ, прежде всего, из-за необходимости социальной поддержки малоимущих в отношении оплаты коммунальных платежей (ст. 159).

Законодательно установлена норма, согласно которой расходы на оплату ЖКУ одной семьи не должны превышать 22% из дохода всех членов семьи. Если средний доход окажется даже ниже, чем величина прожиточного минимума, размер максимальной суммы расходов снижается с помощью специального поправочного коэффициента. Определение субсидии происходит на основании доходов семьи и площади жилья.

Каждый год происходят изменения в порядке и условиях начисления субсидии. С 2016 года будет учитываться плата за капитальный ремонт, а список документов для предоставления помощи может быть сокращен за счет получения информации из единой электронной базы данных.

Кто может воспользоваться

Данный вид помощи может предоставляться :

  • владельцам жилой недвижимости;
  • членам жилищных кооперативов;
  • арендаторам жилья на основании официальных договорных отношений;
  • лицам, пользующимся государственным или муниципальным жильем.

В 2016 году субсидия может быть рассчитана пенсионерам. для чего следует обратиться в отдел социальной защиты.

Кроме того, существует перечень лиц, субсидии для которых могут предоставляться в порядке, отличающемся от общепринятого. Речь идет о военных-контрактниках, служащих в России и за ее пределами, военных пенсионерах, жителях закрытых военных объектов и др. Расходы на предоставление субсидии им финансируются из средств федерального бюджета.

Даже если определенное лицо подходит по всем параметрам для получения субсидии, оформить ее будет невозможно. если:

  • у гражданина есть долги по оплате ЖКУ и нет специального соглашения с управляющей компанией об их погашении;
  • претендент имеет гражданство иностранного государства, с которым у РФ нет соглашения о возможности предоставления субсидии;
  • гражданин является ссудополучателем по договору безвозмездного пользования;
  • гражданин проживает в частной жилой собственности по договору найма или поднайма;
  • сроки подачи документов на субсидию не соблюдены;
  • документы для предоставления такого вида помощи содержат ошибки, неточности, искаженные или неверные сведения.

Подробную информацию о том, кому положена субсидия на оплату коммунальных услуг. можно найти здесь.
Формула и правила расчета такой государственной помощи рассмотрены в данном материале .
Правила получения налогового вычета при покупке квартиры изложены в этой статье .

Порядок оформления

Для получения помощи на оплату ЖКХ необходимо обратиться территориальный отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания. Это можно сделать самостоятельно, через представителя, по почте или электронным сообщением через портал госуслуг или МФЦ.

Сотрудник жилищного органа проверяет полученные документы и отмечает их принятие. Заявка на субсидию рассматривается в течение 10 дней, в это время осуществляется тщательная проверка документов и данных. После принятия документов формируется личное дело заявителя.

В случае необходимости гражданин предоставляет недостающую информацию по запросу в течение месяца. В случае положительного решения гражданину в течение 10 дней высылается соответствующее уведомление.

Государственная субсидия предоставляется. если подать документы до 15 числа месяца – с начала текущего месяца, с 16 числа – с начала следующего месяца.

Формами помощи по квартплате являются: денежная (самая популярная) и в виде бесплатных коммунальных услуг.

Документы. которые необходимо предоставить для получения субсидии:

  • соответствующее заявление;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, гражданство РФ или гражданство страны, имеющей с РФ договоренности для получения субсидии по коммуналке (паспорта, свидетельства о рождении);
  • данные о составе семьи (если необходимо – судебные решения о признании граждан членами семьи заявителя);
  • правоустанавливающие документы на жилье (договор купли-продажи, свидетельство на право собственности, договор наследования, договор приватизации);
  • справки о доходах членов семьи за полгода (справки о пенсии, пособии по безработице, получении стипендии, налоговые декларации формы 3-НДФЛ);
  • выписки из лицевых счетов по оплате ЖКУ об отсутствии задолженности;
  • справка БТИ;
  • квитанции и чеки, подтверждающие коммунальные платежи (за полгода);
  • документы, подтверждающие льготы заявителя и его родственников;
  • реквизиты счета для перечисления субсидии.

Порядок и сроки выдачи

Субсидия предоставляется гражданину на фиксированный срок – 6 месяцев. Ее выплата осуществляется за счет регионального бюджета, а также федеральной дотации. Деньги поступают на индивидуальные счета получателей (не облагаются НДФЛ), но могут быть выданы на почте или доставлены домой, если граждане ограничены в физической активности по состоянию здоровья. С помощью субсидии допустима оплата любых счетов по жилищно-коммунальным услугам.

Случаи, при которых выплата субсидий прекращается :

  • смена места жительства получателем помощи;
  • потеря гражданином права на получение помощи вследствие изменения гражданства, условий проживания, уровня доходов, состава семьи;
  • выявление фиктивных данных в документах получателя;
  • неуплата текущих коммунальных платежей в течение хотя бы 2 месяцев;
  • нарушение договора по выплате задолженностей.

Выплата субсидии прекращается сроком на один месяц. В случае имеющихся у гражданина уважительных причин для ее приостановления (смерть родственника, лечение заявителя в стационаре, задержка зарплаты и др.), выплаты возобновляются. При отсутствии уважительных причин, получатель должен будет выполнить всех необходимые для продолжения выплаты субсидии условия.

Нуждающийся гражданин и его семья имеют право получать помощь от государства для оплаты коммунальных услуг только в течение 6 месяцев. После этого для продолжения получения субсидии следует сформировать и подать новый комплект необходимых документов не позднее 10 дней с момента истечения срока выдачи государственной помощи. Таким же образом можно осуществить и перерасчет субсидии.

О том, что такое субсидия на оплату ЖКУ, и как правильно ее оформить, смотрите в следующем видеосюжете:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (812) 309-71-83 (Санкт-Петербург)

8 (800) 333-45-16 доб. 193 (Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Cубсидия на квартплату: какие доходы учитываются

В получении социальной помощи от государства нуждаются многие семьи. Но часто возникает множество вопросов, связанных не только с оформлением документов, но и необходимой информацией по поводу того, какие доходы учитываются при начислении субсидии.

От зарплаты до пенсии

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20.08.2003 г. № 512 (в ред. от 01.12.2007 г.) “О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи” доходы, которые учитывают при начислении субсидии по квартплате, включают в себя все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, а также компенсации, выплачиваемые государственным органом за время исполнения государственных или общественных обязанностей, и выходное пособие, выплачиваемое при увольнении или сокращении, компенсация при выходе в отставку.

Также следует знать, что для определения размера субсидии важны и социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров, ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку, стипендии.

Подавая заявление о получение помощи для оплаты квартплаты, Вы должны иметь в виду, что учитываются также доходы, полученные в качестве пособия по безработице, материальной помощи и иных выплат безработным гражданам, а также выплат несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах. В эту категорию входят также пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Учитываются также ежемесячное пособие на ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также ежемесячное пособие супругам военнослужащих или неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства.

Социальные выплаты и страховка

Доходами считаются ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

От сдачи квартиры до наследства

Кроме этого другими доходами, которые обязательно учитывают при определении размера субсидии для помощи при оплате квартиры, являются:

  • доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных средств
  • доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства
  • материальная помощь, оказываемая работодателями работникам
  • доходы от занятий предпринимательской деятельностью
  • алименты, получаемые членами семьи
  • проценты по банковским вкладам
  • наследуемые и подаренные денежные средства.

Новая программа действует с 1 мая 2017 года. На основе изменений органы соцзащиты населения рассчитают размеры помощи на новый отопительный сезон

В связи с этим в Департаменте информации и коммуникаций с общественностью Секретариата Кабинета министров Украины дали разъяснения относительно изменений в программе субсидий.

Нужно ли повторно подавать заявление и декларацию о доходах? Повторно подавать документы на оформление субсидии необходимо лишь тем, кто арендует жилье, и у кого произошли изменения в составе семьи. Для остальных субсидиантов перерасчет проведут автоматически, без повторного обращения.

Увеличивается социальная норма для нетрудоспособных. Если в квартире проживают один-два нетрудоспособных человека, социальная норма, по которой им будет считаться размер пособия, увеличивается с 49 кв. м до 75 кв. г.

Субсидия на дачу. Оформить ее можно так же, как и на квартиру или дом. Для этого необходимо подать в местное управление социальной защиты населения заявление и декларацию о доходах. Решением Комиссии по вопросам социальной защиты населения, которые действуют при управлениях соцзащиты, субсидия на дачу будет финансироваться за счет местных бюджетов.

Изменения в отопительный период. Если раньше субсидия на отопительный сезон назначалась с 1 октября до 30 апреля и пересчитывалась в соответствии с решением органов местного самоуправления или органов исполнительной власти о дате начала и окончания отопительного сезона, то в 2017-2018гг. для пользователей централизованного отопления остается привязка к соответствующим решениям органов местного самоуправления или органов исполнительной власти, а для тех, у кого индивидуальное отопление, субсидия начисляется с 15 октября до 15 апреля.

Покупка в 50 тыс. грн не всегда влияет на субсидию. Основной критерий, по которому жилищная субсидия не назначается, является одноразовая покупка, которая превышает 50 тысяч гривень. Однако и здесь есть исключения. В частности, оплата дорогостоящего лечения любого из членов семьи, длительное накопление средств на покупку квартиры или оплата обучения ребенка.

Если, к примеру, семья 10 лет собирала средства, чтобы приобрести себе жилье. Покупка квартиры превысила 50 тысяч гривень, и у семьи нет другого жилья – такие люди имеют возможность подать документы для оформления жилищной субсидии на рассмотрение Комиссии по вопросам социальной защиты населения, которые действуют при каждой райгосадминистрации или органе местного самоуправления. Аналогичная ситуация и с оплатой обучения ребенка.

Если семья совершила покупку, которая превышает 50 тыс. грн в период получения субсидии, безвозвратную государственную помощь в оплате жилищно-коммунальных услуг ей НЕ прекратят оказывать. Факт такой покупки влияет на право назначения субсидии на следующий срок.

На оформление субсидии НЕ влияет также стоимость имущества, полученного в наследство или в подарок. Этот доход не включается в совокупный доход семьи и не берется во внимание при расчете размера субсидии. Наличие в собственности двух жилых помещений, двух автомобилей также НЕ влияет на право получения субсидии. Учитывается официальный доход, который приносит это имущество.

Если семья приобрела квартиру в кредит, то при определении ее права на субсидию учитывается сумма первого взноса. Если эта сумма превышает 50 тыс. гривень, субсидия может быть назначена по решению комиссии на основании акта обследования материально-бытовых условий проживания.

Задолженность за коммуналку. Текущая задолженность, то есть не уплаченные коммунальные услуги в марте, мае и июне, не влияет на процесс переназначения жилищных субсидий на новый период. Принимается во внимание задолженность, накопленная субсидиантом до февраля 2017 года.

Основным требованием для получателя субсидии является оплата коммунальных услуг с учетом назначенной помощи. То есть, в период получения субсидии задолженности не может возникать вообще. Поэтому очевидно, что это задолженность, которую домохозяйство накопило к моменту оформления субсидии.

Государство, предоставляя субсидию, дает возможность семье в течение года решить вопрос с накопленной в прошлом задолженностью за коммунальные услуги. Если этого не сделано, государство опять же идет навстречу гражданам и дает возможность оформить договор реструктуризации долга с поставщиком услуг для автоматического продолжения субсидии на следующий год (2017-2018гг.). Небольшие долги – 100-500 грн – могут быть уплачены в течение двух месяцев.

В ситуации, когда граждане не согласны с задолженностью, они могут ее обжаловать. На основании решения суда об аннулировании долга действие жилищной субсидии возобновляется с момента приостановления, то есть с мая 2017 года. Новых субсидиантов это не касается.

За какой период учитывают доходы. Если раньше при расчете размера субсидии учитывались доходы за прошлый календарный год – с января до декабря прошлого года, то с 1 мая 2017 года учитываются за последние 4 квартала, предшествующих месяцу, с которого назначается субсидия.

То есть, в мае-июне в процессе переназначения украинцам субсидий на новый период – 2017-2018 – субсидиантам учтут их доходы не за весь 2016-й год, а за три квартала 2016 года и один квартал 2017 года. Новым субсидиантам учтут доходы за предыдущие четыре квартала с момента оформления заявления и декларации.

Что это дает людям? Гражданин, например, весь прошлый год работал и получал высокую заработную плату. В этом году по тем или иным причинам уволился с работы и нуждается в помощи в оплате коммуналки по объективным причинам. Социально несправедливо брать во внимание его прошлогодние доходы, когда он мог самостоятельно оплачивать счета за тепло, электроэнергию и воду. Поэтому правительство идет навстречу таким людям, адаптируя их социальное положение к дате назначения субсидии.

О чем необходимо сообщать в органы соцзащиты? Если помощь назначена, в течение месяца субсидианты обязаны сообщать (по телефону или лично) органы социальной защиты населения о следующих изменениях:

– составе зарегистрированных в жилье: кто-то выписался или прописался;

– социальном статусе членов семьи: кто-то уволился или устроился на работу, стал пенсионером;

– об осуществлении единовременной покупки, которая превышает 50 тысяч гривень;

– наборе коммунальных услуг: отказались от централизованного отопления и перешли на индивидуальное или наоборот.

Монетизация части сэкономленных субсидий. Выплата «живых» денег осуществляется правительством впервые за годы украинской независимости. Это первый шаг к полной монетизации льгот и субсидий.

Монетизации по результатам предыдущего отопительного сезона подлежит экономия электроэнергии, если она использовалась для отопления, в эквиваленте стоимости 150 кВт и природного газа – 100 кубометров. Максимальная сумма средств, которые может получить гражданин – 135 грн за сэкономленную электроэнергию и около 700 грн – за сэкономленный объем газа.

Под монетизацию подпадают около 2 млн домохозяйств. Граждане, которые сэкономили ресурсы, должны до 1 сентября текущего года обратиться в органы социальной защиты с соответствующим заявлением и указать реквизиты банковского счета или почтового отделения, куда можно перечислить средства. Выплата средств будет проходить в сентябре-октябре этого года.

Если гражданин имеет сэкономленную субсидию на газ или электроэнергию, используемые для отопления, но по каким-то причинам не был включен в соответствующий список на монетизацию, он может обратиться к предприятию с просьбой включить его в дополнительный список. Или же нужно предоставить информацию органа социальной защиты населения о наличии сэкономленной субсидии, что часто видно из платежки. И на основании этого управление соцзащиты имеет право спросить представителя услуги – почему такого гражданина не включили в соответствующие списки.

Налогообложение субсидий на возмещение затрат

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *