Что собой представляет внутренний аудит

Внутренний аудит представляет собой проверку деятельности компании, которая проводится в интересах собственника. Процедура осуществляется на основании регламента, составленного самой фирмой. В процессе проверяются документы, проводится опрос сотрудников.

Основные задачи

Рассмотрим задачи внутреннего аудита фирмы:

  • Организация эффективной финансово-хозяйственной деятельности.
  • Налаживание продуктивного взаимодействия с контрагентами.
  • Предупреждение появления существенных нарушений.
  • Снижение количества убытков.
  • Обеспечение соответствия деятельности закону.
  • Проверка достоверности информации, изложенной в документах.

Внутренний аудит нужен, прежде всего, руководителю компании. Результаты проверки помогут оптимизировать производство.

Законодательная база

Работа специалистов, осуществляющих внутренний аудит, должна соответствовать международным (МСВА) и отечественным стандартам. Она регламентируется ФЗ №307 «О деятельности аудитора». Кроме того, проверка не должна противоречить этим нормам:

  • ФЗ №115 «О противодействии отмыванию преступных доходов» от 7 августа 2001 года.
  • ФЗ №273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года.

Стандарты внутреннего аудита должны также содержаться во внутренних документах компании.

Документальное сопровождение аудита

В рамках проверки нужно обязательно составить ряд документов. В обратном случае аудит не будет правомерным.

Издание приказа об аудите

Проверка осуществляется на основании приказа руководителя. Этот документ устанавливает следующие аспекты работы:

  • Даты проведения проверки.
  • Сотрудники, которые будут заниматься аудитом.
  • Условия для проведения внутреннего аудита.
  • Контроль над работой аудитора.

В приказе должны содержаться четкие указания относительно начала аудита.

Чек-лист

В рамках аудита проводится контроль множества сфер. Выполняется много операций, последовательность которых нужно соблюдать. Для соблюдения алгоритма рекомендуется составлять чек-лист. Он включает в себя список контрольных вопросов. Не существует законов, регламентирующих составление этого документа. Чек-лист заполняется в соответствии с пожеланиями руководителя. Он позволяет решить эти задачи:

  • Правильное планирование контрольного мероприятия, соответствующее закону.
  • Исполнение промежуточного и выборочного контроля деятельности аудитора.
  • Осуществление всех основных этапов процедуры.
  • Облегчение работы аудитора.
  • Возможность проведения комплексной и целостной процедуры.

Составлять чек-лист можно на основании положений ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года.

Инструменты внутреннего аудита

Составляющие внутренней проверки зависят от нужд компании. К примеру, это могут быть следующие инструменты:

  • Проверка правильности составления смет, проектов и планов.
  • Анализ имеющихся заказов на поставку сырья.
  • Проверка исполнения договоров поставки.
  • Установление фактического списания материалов в производство.
  • Установление правильности расчетов, проверка отражения их итогов в учете себестоимости товаров.
  • Проверка счетов-фактур.
  • Проверка правомерности начисления амортизации.
  • Исполнение контроля за движением средств.
  • Своевременное отражение в бухучете всех хозяйственных операций.
  • Установление правильности расчетов с контрагентами.

Этот перечень может быть дополнен. Характер дополнений определяется спецификой деятельности компаний.

Аудиторы в ходе своей работы используют самые различные инструменты. К примеру, если проверяются счета-фактуры, актуален следующий порядок контроля:

  • Установление верности ведения книги продаж и покупок.
  • Анализ счетов-фактур на предмет наличия пропущенных номеров.
  • Контроль над внесением всех проводок в Главную книгу.
  • Проверка верности счетов покупателей.
  • Сверка сведений аналитического и синтетического учета.
  • Сверка дат выполняемых операций с датами, указанными в счетах-фактурах.

Проверка движения материальных ценностей проводится посредством инвентаризации. К этой процедуре нужно подготовиться. Подготовка включает в себя эти этапы:

  • Составление списка материалов, которые подлежат инвентаризации.
  • Формирование инвентаризационной комиссии.
  • Получение расписки о том, что все документы, касающиеся МПЗ, находятся в бухгалтерии.

Анализ верности начисления амортизации выполняется на основании документов. В перечень бумаг, подлежащих аудиту, входят инвентарные карточки. Аудитор также может проводить перерасчет.

Что такое внутренний аудит

В ФЗ «Об аудиторской деятельности» нет такого понятия, как внутренний аудит. Единственный нормативный документ, в котором можно прочитать о внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите для частных компаний – Международный стандарт (МСА 610), где изложены основные принципы использования результатов работы ВА внешними аудиторами.

В соответствии с МСА 610, служба внутреннего финансового аудита — внутриорганизационное структурное подразделение предприятия, которое оценивает эффективность управления компанией. Это очень обобщенное понятие, которое сложно полностью адаптировать к реалиям хозяйствования малого и среднего российского бизнеса (см. правовое положение субъектов малого предпринимательства).

Более того, трудно представить такую службу в компании, которая бы давала оценки руководству.

В небольших фирмах руководители чаще всего являются их собственниками и очень остро воспринимают всякий надзор за своими решениями. Поэтому фактически внутренний аудит в российском бизнесе работает только в крупных акционерных обществах, где акционеры (например, учредители публичного акционерного общества) заинтересованы в эффективности управления большой компанией и создают специальные подразделения, оценивающие результативность работы наёмного директората. Такие службы могут носить разное название:

  • отдел по работе с рисками;
  • служба финансовой безопасности;
  • отдел внутреннего аудита и т. д.

Суть защиты интересов акционеров в том, что эта служба должна быть подотчётна наблюдательному совету или совету директоров. Это минимизирует риски влияния на её работу исполнительных директоров и, соответственно, увеличивается вероятность получения объективных данных о результатах работы компании. Полезно прочитать, что представляет собой антикризисное управление предприятием.

В международной практике внутренний аудит делят на такие виды:

  • функциональный (оценка реализации задач тем или иным подразделением, либо несколькими сразу);
  • специальный – изучается конкретный вопрос;
  • управленческий — эффективность управления предприятием;
  • организационный – проверка предприятия в целом.

Выбирая вид ВА, который максимально решит возникшую проблему, надзирающий орган может смешивать разные виды и формы проверок, утверждая конкретный план очередного внутреннего аудита.

Полезно узнать, как проводится проверка Роспотребнадзора. Основания для проверки, и правила проведения контрольных мероприятий.

Подробно о том, как часто и по каким причинам осуществляется налоговая проверка ИП.

Задачи и функции ВА

В рамках ВА выполняются следующие задачи:

  • достижение управленческим аппаратом корпоративных целей, которые официально утверждены и влияют на дальнее развитие компании;
  • эффективность взаимодействия разных служб предприятия и выявление процессов, которые тормозят результативность сотрудничества;
  • выявление областей, наиболее подверженных рискам;
  • обнаружение фактов недобросовестных действий должностных лиц компании либо сторонних субъектов, подрывающих финансовую и репутационную безопасность фирмы.

Это обобщённый перечень задач внутреннего аудита, более детальное описание должно быть указано в уставных документах хозяйственного общества и в положении о структурном подразделении, которое должно проводить ВА.

У внутреннего аудита несколько основных функций: контролирующая, аналитическая, информационная и консультационная.

В рамках контролирующей функции ВА отвечает за соблюдение всеми организационными структурами предприятия локальных актов, а также достижение ими поставленных руководством целей. Полномочия в сфере анализа эффективности работы фирмы требуют проведения надлежащей проверки поступающей информации. Информационная и консультационная функции необходимы для сбора актуальных сведений, а также для выработки экспертного мнения о ситуации в той или иной сфере деятельности компании и для доведения этого экспертного заключения до сведения всех заинтересованных сторон.

Для решения поставленных задач все специалисты подразделения ВА должны иметь достаточно широкие полномочия. Эти прав и обязанности указываются в их должностных инструкциях.

Как проводится ВА

Порядок назначения и осуществления ВА должен быть закреплён в уставных документах хозяйственного общества. Если проведение внутреннего аудита предусмотрено на постоянной основе, то план работы такого инспектирующего подразделения может основываться на следующей схеме:

  • обеспечение потока информации о работе компании;
  • выявление достоверных и недостоверных данных;
  • анализ полученных сведений и их проверка;
  • выявление причин возникновения в компании процессов с высокой степенью риска;
  • разработка комплекса мероприятий по нормализации работы проблемных секторов фирмы;
  • формирование экспертного заключения;
  • ознакомление заинтересованных лиц с выводами внутреннего аудита.

Это основные этапы внутреннего аудита. Их количество может быть сокращено или расширено в зависимости от поставленных задач.

Опорные методы внутреннего аудита: сбор информации (изучение отчётности, аудиторская выборка, инвентаризация, осмотр, обследование, контрольные замеры и т. д.), анализ (формирование отчётов, экспертиза и т. д.) и синтез (разработка заключений и рекомендаций).

Полезно прочитать, как осуществляется анализ деятельности конкурентов. Методика оценки торговых мощностей и рекламных кампаний.

Подробно о том, как оформляется проведение инвентаризации.

На заметку предпринимателям: что нужно для перехода на электронный документооборот. Порядок автоматизации делопроизводства и стоимость установки системы.

Окупаются ли затраты на внутренний аудит

Компании с годовым оборотом около 5 миллиардов рублей для определения эффективности работы понадобится служба внутреннего аудита с тремя штатными высокооплачиваемыми сотрудниками. На зарплату этим сотрудникам необходимо потратить около 5 миллионов рублей в год (0,1% от оборота).

Но эти затраты всегда хорошо себя окупают, и в итоге акционеры остаются в выигрыше.

Если верить статистике, то при внешней независимой оценке эффективности работы фирмы выявляется до 20% решений с низкой результативностью. При этом внешняя проверка производится всего один раз в год, и у неё весьма ограниченный набор инструментов. ВА имеет возможность более детально вникнуть во все процессы, и в результате показатель эффективности может значительно повысится.

Заключение

Актуальный вопрос для российского бизнеса нового формата – нужно ли контролировать дирекцию, и стоит ли нанимать на работу того, кто будет проводить внутренний аудит. Скорее всего, это действительно необходимая процедура, так как позволяет опытному человеку изучить бизнес изнутри и дать действенные рекомендации. Малому и среднему бизнесу можно не нанимать ВА на постоянной основе, а пользоваться его услугами раз в год.

Организация внутреннего аудита на предприятии

Владимир БУРЦЕВ

В экономически развитых государствах бизнесмены уделяют внутреннему аудиту такое же пристальное внимание, как и внешнему. У нас в стране пока не так: если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится все еще в зачаточном состоянии. Значение собственного аудита еще в полной мере не оценено.

Между тем он чрезвычайно важен. Администрация компании разрабатывает политику и процедуры работы фирмы. Однако персонал может не всегда их понимать или не всегда выполнять по тем или иным причинам. Менеджеры не имеют достаточного времени проверить исполнение и часто не обладают специфическими инструментами такой проверки. Следовательно, они не могут своевременно обнаружить недостатки и отклонения.

Внутренние аудиторы помогают им — обеспечивают защиту от ошибок и злоупотреблений, определяют “зоны риска” и возможности устранения будущих недостатков или недостач, помогают идентифицировать и “усилить” слабые места в системах управления и найти те принципы управления, которые были нарушены. Все эти действия дополняются обсуждением проблем с высшими органами управления компании, нужды и предложения которых и определяют процедуры внутреннего аудита (внутренние аудиторы должны обеспечить управляющих любой информацией, касающейся компетенции этих специалистов).

Таким образом, органы управления организацией пользуются услугами внутренних аудиторов как дополнительными ресурсами, помогающими им осуществлять функции по управлению предприятием.

Создание эффективной системы внутреннего аудита в коммерческой организации позволит:

— обеспечить эффективное функционирование, устойчивость и максимальное (согласно установленным целям) развитие организации в условиях многоплановой конкуренции;

— сохранить и эффективно использовать ресурсы и потенциал организации;

— своевременно выявить и минимизировать коммерческие, финансовые и иные риски в управлении организацией;

— сформировать адекватную современным постоянно меняющимся условиям хозяйствования систему информационного обеспечения всех уровней управления, позволяющую своевременно адаптировать функционирование организации к изменениям во внутренней и внешней среде.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу). Цель внутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннего контроля.

Главная же задача внутренних аудиторов— обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

Функция внутренних аудиторов состоит в том, чтобы:

а) оценить адекватность систем контроля— провести проверку звеньев управления (контроля), предоставить обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценить эффективность деятельности— осуществить экспертную оценку различных сторон функционирования организации и предоставить обоснованные предложения по их совершенствованию.

НАПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности.

Анализируя внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.

Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.

Внутренними аудиторами может проводится более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, — например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией.

Аудит на соответствие предписаниям выражает процедуры аудиторского контроля на предмет соблюдения:

1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Оценка целесообразности, разрешенности и законности совершаемых сделок — основные, но не все основные направления аудиторского контроля в области финансово-хозяйственных операций.

Аудиторы могут принимать участие в решении проблемы чистоты информации, собранной для принятия решения, касающегося совершения какой-либо важной сделки.

Как известно, исход дела (сделки) зависит от возможности повлиять на предпосылки решения, на выбор альтернатив, на информацию, собранную по этим альтернативным вариантам. Возможности могут оказаться в руках сотрудников, преследующих сугубо личные или узкогрупповые цели.

В этом случае внутренний аудитор, при санкции руководителя или собственников, должен проявить свою компетентность и практические навыки в критическом подходе к каждому принимаемому решению. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой (УИС) может быть одной из важных функций такого специалиста.

Другая дополнительная задача — оценка деятельности внутренних технологических контролеров. Задачи специализированных контролирующих подразделений: отдела методов и средств контроля, отдела входного контроля, отдела технического контроля во избежание дублирования не следует включать в программы внутреннего аудита. Но для проверки деятельности работников этих подразделений, включая работников, обслуживающих функционирование компьютерных систем, в штате отдела внутреннего аудита необходимо иметь специалистов, владеющих навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях.

Кроме того, внутренние аудиторы могут:

— участвовать в разработке внутрифирменных организационно-нормативных документов;

— решать задачи финансово-экономической диагностики и выработки финансовой стратегии (совместно с финансово-экономическими отделами);

— консультировать работников организации по различным вопросам законодательства;

— участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала организации;

— консультировать работников аппарата управления по исполнению различных финансово-хозяйственных операций;

— участвовать в постановке бухгалтерского учета.

УЧАСТИЕ В НАЛОГОВОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Отдельного упоминания требует такая дополнительная функция внутренних аудиторов, как участие в налоговом планировании.

Внутренние аудиторы могут взять на себя эту функцию при отсутствии на предприятии специализированного подразделения налогового планирования.

Налоговое планирование (налоговая оптимизация) — это выбор оптимального варианта осуществления деятельности и размещения активов, направленного на достижение возможно более низкого уровня возникающих налоговых обязательств.

Эту задачу внутренние аудиторы должны решать в тесном взаимодействии с сотрудниками юридического отдела, так как необходима согласованность мнений относительно использования налогового законодательства и налоговых льгот, а также их увязки с правовыми формами оформления сделок.

Разработанные варианты оптимизации налогооблагаемых баз далее представляются руководству (полномочному органу) организации для принятия решений.

ОТЧЕТЫ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ

Отчеты внутренних аудиторов составляются по форме, разработанной непосредственно в организации. В наиболее общем случае такие отчеты, кроме необходимых реквизитов, должны содержать:

1) перечень выявленных отклонений, превышающих допуск;

2) перечень обстоятельств, при которых эти отклонения были выявлены;

3) оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на организацию;

4) рекомендации по возможному устранению данных отклонений;

5) оценку данных рекомендаций в плане их возможного влияния на организацию;

6) конструктивные предложения (при их наличии) по совершенствованию различных аспектов функционирования организации, имеющих отношение к проведенной работе.

Внутреннему аудитору приходится обсуждать с органами управления свои рекомендации и предложения. При этом часто возникают разногласия, переходящие в напряженные дискуссии. Руководителю очень важно защитить аудитора от нападок, обеспечить ему независимое положение в фирме.

ОБЩИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Большой информационный потенциал и знание всех тонкостей в деятельности своей организации выгодно отличают внутренних аудиторов от внешних. Поэтому целесообразно, чтобы функции внутренних аудиторов в организации выполняли штатные специалисты, а не приглашенные со стороны независимые аудиторы. Кроме того, штатные специалисты более ответственны в своих рекомендациях. В любом случае в штате организации должен состоять специалист, исполняющий обязанности главного внутреннего аудитора.

Главный внутренний аудитор — это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов.

Главный аудитор в идеале должен иметь познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки.

Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед организацией; возможности и потребности коллектива; внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологий.

Главный внутренний аудитор организует, регулирует и контролирует деятельность других сотрудников внутреннего аудита (в том числе осуществляет контроль качества их работы). В его функции также входит:

— руководство разработкой внутрифирменных аудиторских стандартов, руководство составлением генеральных планов деятельности внутренних аудиторов и аудиторских программ (при согласовании с органами управления организацией);

— руководство разработкой методологии внутреннего аудита, в том числе базовых методик проверок;

— консультирование руководства по наиболее важным вопросам;

— принятие заказов на проведение проверок каких-либо объектов;

— принятие участия в наиболее важных проверках;

— анализ и оценка заключений (аудиторских отчетов), составленных внутренними аудиторами по результатам проверок, а также обобщение этих заключений и доведение до лиц, непосредственно принимающих решения (администрации);

— координация взаимодействия внутренних и внешних аудиторов, проверяющих организацию;

— участие в разборе различных спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе функционирования организации, в том числе споров с налоговой инспекцией (полицией).

ОТДЕЛ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Многим компаниям целесообразно создать подразделение из нескольких штатных внутренних аудиторов — отдел внутреннего аудита.

Создание такого отдела:

1) позволит совету директоров фирмы или ее исполнительному органу управления наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;

2) выявить резервы производства и наиболее перспективные направления развития посредством целевых контрольных проверок и анализа, проводимых внутренними аудиторами;

3) эффективно консультировать сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

Создание отдела внутреннего аудита в компании — весьма сложный процесс, требующий решения ряда методологических и организационно-технических проблем. В общих чертах организацию отдела внутреннего аудита можно рекомендовать проводить по следующим основным этапам:

— выявление и четкое определение круга вопросов, для решения которых формируется отдел внутреннего аудита, построение системы целей создания отдела в соответствии с политикой предприятия;

— определение основных функций, необходимых для достижения поставленных целей;

— объединение однотипных функций в группы и формирование на их основе структурных единиц (звеньев) отдела, специализирующихся на выполнении этих функций;

— разработка схем взаимоотношений, определение обязанностей, прав и ответственности для каждой структурной единицы, документальное закрепление всего этого в должностных инструкциях и положениях о бюро (группе, секторе) отдела внутреннего аудита;

— соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое — отдел внутреннего аудита, определение его оргстатуса и, в соответствии с установленным набором целей, задач и функций структурных единиц, разработка и документальное закрепление Положения об отделе внутреннего аудита;

— интеграция отдела внутреннего аудита с другими звеньями структуры управления предприятием;

— разработка внутрифирменных стандартов внутреннего аудита и внутрифирменного этического кодекса.

Место отдела (сектора, бюро, группы и т.п.) внутреннего аудита в организационной структуре организации, его функциональная направленность, численность и квалификационные характеристики кадрового состава, материально-техническое, финансовое и информационное обеспечение отдела, особенности структуры взаимоотношений и порядка функциональной и административной подчиненности внутри этого подразделения, в том числе при наличии у него разнообразных отделений; структура взаимоотношений этого отдела с другими подразделениями организации зависят от многих факторов. Это прежде всего цели создания отдела; организационно-правовая форма, размеры, ресурсы, оргструктура, масштабы и виды деятельности организации; региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний.

Структура и иерархический ранг отдела внутреннего аудита во многом зависят от позиции руководства организации по отношению к внутреннему контролю (то есть от того, насколько правильно понимает высший менеджмент роль внутреннего контроля в управлении организацией). Позиция отдела в организационной структуре фирмы определяется также по мере организационного развития управления, накопления финансового, кадрового, интеллектуального потенциала.

Отдел внутреннего аудита может вначале формироваться как штабное звено с чисто консультативными функциями. По мере возрастания его влияния на деятельность организации в его функции будут передаваться непосредственно реализация контрольных задач и разработка рекомендаций по совершенствованию всех уровней управления в компании.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ АУДИТОРОВ

Деятельность внутренних аудиторов должна осуществляться только на базе детального регламента, чтобы исключить необъективность и опасность узкого видения проблем на каждом из соподчиненных уровней объектов, вовлеченных в систему аудирования.

При перманентно меняющемся отечественном законодательстве, особенно налоговом, внутренние аудиторы должны поддерживать свои знания на должном уровне, быть в курсе всех свежих новостей и актуальных вопросов, имеющих отношение к деятельности организации. В отделе внутреннего аудита необходимо наладить систему обсуждения новых законодательных и нормативных актов. А главному внутреннему аудитору полезно посещать семинары, организуемые государственными органами.

На предприятии целесообразно периодически организовывать под руководством внутренних аудиторов семинары для ознакомления ответственных сотрудников других функциональных подразделений с последними изменениями в законодательстве, а также для общего повышения их квалификации. На таких семинарах коллективно обсуждаются возникающие у многих одинаковые вопросы и каждый сотрудник может получить детальный, подтвержденный соответствующими правовыми документами исчерпывающий ответ на любой возникший у него вопрос.

Версия для печати

Структура службы внутреннего аудита

Внутренний аудит является одной из составных частей внутреннего контроля, одним из наиболее эффективных, но и наиболее дорогостоящих средств внутреннего контроля.

Внутренний аудит может принимать различные организационные формы: он может быть организован на крупных и средних предприятиях как самостоятельное структурное подразделение, подчиняющееся непосредственно руководителю организации, а может быть организован как самостоятельное структурное подразделение головной организации, осуществляющее контроль за дочерними и зависимыми организациями.

Внутренний аудит, осуществляемый, в отличие от внешнего, работниками предприятия (специальным отделом или управлением), отмечают авторы пособия, предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики организации.

Внутренний контроль обязателен для каждого предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, величины и отраслевой принадлежности. На крупных предприятиях могут быть организованы специальные подразделения внутреннего контроля — отделы внутреннего аудита.

Система внутреннего контроля — это своеобразная организация внутри организации (предприятия).

Объектами внутреннего контроля являются циклы деятельности организации — циклы снабжения, производства и реализации.

Важнейшей функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения работниками предприятия своих должностных обязанностей.

Примерный состав и структура внутренней службы аудита может выглядеть таким образом:

  • 1. руководитель службы — составляет план — график проверок, определяет состав группы при проверке филиала и его руководителя, контролирует подготовку проверки и документальное оформление результатов аудиторских процедур. Он может проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности, консультации по отдельным вопросам, контролировать выполнение приказов, распоряжений, положений и инструкций, составлять общий документ о проделанной работе и ее результатах;
  • 2. специалист по расчетам с головной организацией — проводит анализ финансовых потоков между филиалами и головной организацией, консультации по финансовым вопросам, участвует в составлении общего плана и программы внутреннего аудита, в текущем контроле за финансовой деятельностью филиалов, в составлении отчетных документов по результатам внутреннего аудита;
  • 3. специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов — составляет план, график проверок, комплектует выездную группу, организовывает и осуществляет текущий контроль работы с филиалами, составляет общий план и программу внутреннего аудита. Доводит до сведения руководителя службы основные результаты аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы отчетных документов, участвует в подготовке, документально оформляет результаты аудиторских процедур, составляет отчетные документы по результатам ВА, организует и контролирует работу участников выездной группы, внутренних аудиторов, проводит консультации, проверку выполнения приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам.
  • 4. методисты — бухгалтеры — могут назначаться на время проверки, являются штатными работниками подразделения, участвуют в подготовке, документальном оформлении аудиторских процедур, являются непосредственными исполнителями при проведении внутренних проверок;
  • 5. специалист по налогообложению;
  • 6. специалисты по правовым вопросам;
  • 7. специалисты по финансовому анализу;
  • 8. специалисты по ИТ.

Специалисты с 5 по 8 группу могут не состоять в штате, а привлекаться к работе на договорных началах как эксперты. Работу аудиторских служб надо строить на основе принципов компетентности, коллегиальности, самостоятельности, независимости, конфиденциальности, регламента и информационного обеспечения ответственности. Главная цель службы внутреннего аудита — предоставление совету директоров объективной и своевременной информации о деятельности менеджмента компании по достижению общекорпоративных целей и соблюдению стандартов ведения бизнеса. Кроме того, важное место занимает информация о достоверности данных консолидированной отчетности и ведении учета в компании, о деятельности ее функциональных и региональных подразделений. Служба внутреннего аудита должна являться самостоятельным подразделением аппарата управления и должна подчиняться только руководителя организации.

Правильная организация СВА не возможна без осуществления целого комплекса программ ? в их числе обеспечение следующих условий:

  • — разработка проектов организации внутреннего аудита для предприятий (дифференцировано по отраслям и организационно-правовым формам хозяйствования) с четким установлением функций, порядка взаимодействия с другими органами управления и производственными подразделениями, статуса внутреннего аудитора, его обязанностей, ответственности и прав;
  • — определение квалификационных требований к должности внутреннего аудитора;
  • — разработка и установление порядка введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов;
  • — разработка программ подготовки и повышения квалификации внутренних аудиторов, создание учебных пособий и организация обучения;
  • — прогноз потребности в кадрах внутренних аудиторов;
  • — создание профессиональных центров внутренних аудиторов на принципах самоорганизации.

Место службы внутреннего аудита в организационной структуре предприятия зависит от факторов:

  • 1) Цели создания отдела службы внутреннего аудита;
  • 2) Организационно-правовой формы, размера ресурсов. Масштаба и вида деятельности предприятия;
  • 3) Количество и региональная необходимость места расположения подразделений.

Сотрудники службы внутреннего аудита должны иметь образование, соответствующее характеру и деятельности. Служба внутреннего аудита должна при необходимости иметь возможность привлекать к работе экспертов.

Разделение труда среди специалистов службы (отдела) внутреннего аудита и их численность зависят от потребностей и возможностей предприятия, квалификации специалистов и соответствующего методического обеспечения.

Служба внутреннего аудита анализирует отчетность предприятия, определяет направление его будущего развития и помогает руководству принимать те или иные решения. Содержание внутреннего аудита, в отличие от внешнего аудита, ориентировано на вполне конкретного пользователя — администрацию предприятия. Независимость же мнения аудитора, как того требует определение, заключается в его свободе от проверяемых служб предприятия, но не от руководства. Внутренний аудит (контроллинг) призван сыграть немаловажную роль в достижении целей, которые ставит перед собой руководство предприятия.

Внешний аудит осуществляется периодически (один, два раза в год), внутренний — гораздо чаще, что существенно повышает эффективность деятельности структурных подразделений предприятия.

Внутрихозяйственные регламенты по внутреннему аудиту разрабатывают на каждом предприятии на основе нормативно-правовых актов, исходя из условий деятельности предприятия, его организационной структуры, специализации, квалификации специалистов и наличия материально-технической базы (компьютеризация, механизация производства).

Таким образом, для эффективной деятельности и более широкого внедрения внутреннего аудита на предприятии необходимо осуществить целый ряд мер:

  • — разработать и внедрить в деятельность предприятий комплекс стандартов и норм внутреннего аудита;
  • — организовать подготовку высококвалифицированных кадров по внутреннему аудиту и переподготовку специалистов и руководителей предприятий; создать отраслевую профессиональную организацию аудиторов с целью методического обеспечения, обобщения практического опыта и защиты интересов аудитора.

Анализ взглядов известных российских ученых и специалистов в области аудита относительно сущности внутреннего аудита и его функций, а также обзор соответствующих законодательных актов позволяют сформулировать следующие выводы:

  • — внутренний аудит организационно предназначен для обслуживания интересов разных групп потребителей (пользователей) его информации: как руководства, так и собственников предприятия;
  • — управленческий аудит и аудит в интересах собственников преследуют одну и ту же цель — информационное обеспечение эффективной организации управления деятельностью экономического субъекта;
  • — внутренний аудит может быть инициативным и обязательным: управленческий аудит может по усмотрению руководства экономического субъекта не проводиться вообще, либо проводиться в текущем (постоянном), периодическом или разовом режиме; проведение же внутреннего аудита в интересах собственников (участников, учредителей) в установленных законодательством случаях обязательно;
  • — внутренний управленческий аудит может по усмотрению руководства экономического субъекта осуществляться собственным структурным подразделением (службой) внутреннего аудита, штатным аудитором либо на договорных началах сторонней специализированной организацией;
  • — внутренний аудит, осуществляемый в интересах собственников, должен в установленных законодательством случаях проводиться избираемым в соответствии с законом органом — ревизионной (контрольной) комиссией (ревизором) или независимым аудитором;

Внутренний аудит на предприятии — это прежде всего «системно-ориентированный» аудит, предусматривающий осуществление наблюдений и работы внутри систем, фиксирующих и контролирующих операции. Данное положение привело к тому, что внутренние аудиторы стали проводить экспертизу на основе информации, полученной ими с помощью специально разработанных методик и методов, используемых всеми подразделениями внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита. Таким образом, внутренний аудит является значительной частью системы внутреннего контроля предприятия в целом.

Внутренний аудит — независимая оценка, проводимая внутри экономического субъекта с целью проверки и определения эффективности его деятельности. Цель внутреннего аудита заключается в том, чтобы помочь членам организации эффективно выполнять свои обязанности. Для этого внутренний аудит предоставляет работникам данные анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о проверяемых объектах.

Возможность и необходимость создания отдела внутреннего аудита. В процессе финансово-хозяйственной деятельности функционирование предприятия неизбежно связано с рисками непроизводительных потерь. К финансовым рискам предприятия наряду с естественными рисками убытков в процессе деятельности относятся также и риски убытков из-за ошибок и злоупотреблений на самом предприятии — как из-за хищений, порчи ценностей, недополучения доходов, так и из-за нарушений порядка учета и искажения финансовой отчетности и налоговых деклараций. Отдельную группу составляют риски, связанные с ухудшением положения предприятия на рынке акций из-за внутренних причин. Снизить внутренние, а по мере возможности — и некоторые внешние риски призвана СВК предприятия. В связи с реализацией управленческих функций контроль осуществляется на предприятии непрерывно и охватывает все сферы его деятельности.

Структура внутреннего аудита включает в себя совокупность подразделений, укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

Назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов относятся к институтам внутреннего аудита. Дифференциация предприятий по видам и масштабам деятельности, организационно-правовым формам, условиям функционирования порождает огромное разнообразие организационных структур и форм управления ими.

Несмотря на то, что все возможные формы организации управления в условиях рыночного хозяйства не могут и не должны быть строго формализованы, совокупность основных функций, осуществляемых аппаратом управления, остается неизменной при всем разнообразии организационных решений.

По усмотрению органа, принимающего решение о структуре управления, вопросы финансово-экономических и контрольно-консультационных работ, относимых к функциям внутреннего аудита в экономическом субъекте, может выполнять как один работник или небольшой отдел, так и целый комплекс структурных подразделений, включающий управления, отделы, бюро, группы и т.п.

Для изложения организационных аспектов управления экономическим субъектом по созданию подразделений внутреннего аудита может быть использовано понятие «служба».

Под службой следует понимать организационно-штатную единицу, включающую в себя работника, группу, бюро, отдел, управление, департамент или другой элемент организационной структуры управления (структурное подразделение) и специализирующуюся на выполнении комплекса однородных функций управления.

В зависимости от масштабов экономического субъекта служба внутреннего аудита может быть представлена внутренним аудитором, ревизором, ревизионной (контрольной) комиссией, отделом внутреннего аудита, управлением внутреннего аудита или любым другим структурным подразделением, на которое возложены обязанности по выполнению функций внутреннего аудита.

Аналогично под руководством экономического субъекта следует понимать организационно-структурную единицу, осуществляющую управление экономическим субъектом в рамках, определенных уставом полномочий в лице генерального директора, исполнительного директора, председателя совета директоров или общего собрания акционеров, независимо от действительного названия должности или органа, в прямом и непосредственном подчинении которого находится служба внутреннего аудита.

Поскольку внутренний аудит один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта, а деятельность СВА имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, он призван содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

На службу внутреннего аудита может быть возложено выполнение следующих функций:

  • 1. контроль за эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению;
  • 2. контроль за достоверностью бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • 3. контроль за соблюдением законодательства, нормативных актов, требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  • 4. контроль за деятельностью различных звеньев управления;
  • 5. контроль за эффективностью механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных процедур в филиалах и структурных подразделениях экономического субъекта;
  • 6. контроль за сохранностью и состоянием имущества экономического субъекта;
  • 7. контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  • 8. проведение мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований;
  • 9. разработка рекомендаций и мероприятий по устранению выявляемых недостатков и повышению эффективности управления.

Объективность внутреннего аудита зависит от степени его независимости в структуре управления экономического субъекта. Служба внутреннего аудита должна быть подчинена и подотчетна только руководству и (или) собственникам и независима от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Содержание, сроки и объем конкретных мероприятий и проверок, проводимых службой внутреннего аудита, зависят от оценки существующего потенциального риска, значимости объекта проверки и предварительной оценки службы внутреннего аудита. Такие мероприятия могут включать тестирование объектов, уже проверенных внутренним аудитом, оценку других вызывающих интерес объектов, наблюдение за процедурами внутреннего аудита, иные приемы проверки по усмотрению аудитора.

Эффективность деятельности службы внутреннего аудита является важным фактором управления экономическим субъектом и зависит от ее организационного статуса, компетентности, профессионализма, функциональных ограничений, уровня значимости.

Департамент внутреннего аудита

В соответствии с п.4. Политики внутреннего аудита Общества, утвержденной Советом директоров (Протокол № 287 от 30.04.2016), к функциям внутреннего аудита относится:

  1. В части внедрения и применения единых подходов, установленных в Группе компаний Россети, к построению, управлению и координации функции внутреннего аудита в Обществе и ДЗО:
  • 1.1. разработка предложений по наиболее оптимальной форме реализации функции внутреннего аудита в Обществе и ДЗО;
  • 1.2. осуществление деятельности по внедрению в Обществе единых принципов построения функции внутреннего аудита и оценки реализации функции внутреннего аудита, установленных в Группе компаний Россети;
  • 1.3. разработка и внедрение методологических документов, регламентирующих деятельность внутреннего аудита (политик, положений, регламентов, методик, инструкций и иных документов) в соответствии с методологическими документами, разработанными ПАО «Россети»;
  • 1.4. формирование предложений по разработке документов, определяющих единые подходы и принципы в Группе компаний Россети к построению, управлению и координации функции внутреннего аудита, участие в рабочих группах по разработке документов по нормативному обеспечению деятельности внутреннего аудита.
  • 1.5. организация и проведение мероприятий по автоматизации деятельности внутреннего аудита Общества и ДЗО.
  • В части проведения внутреннего аудита, участия в иных проверочных мероприятиях в Обществе и ДЗО:
    • 2.1. планирование, организация и проведение внутренних аудитов бизнес-процессов (направлений деятельности), бизнес-функций, проектов/планов/программ, структурных и обособленных подразделений и иных объектов проверки Общества по вопросам обеспечения:
      • соблюдения требований законодательства, отраслевых нормативных правовых актов, внутренних регламентов, стандартов и иных внутренних документов (за исключением технических регламентов, стандартов и правил, регулирующих деятельность по эксплуатации электросетевых объектов), договорных обязательств;
      • выполнения поручений государственных органов Российской Федерации по вопросам функционирования и развития электросетевого комплекса;
      • выполнения решений/указаний (поручений) органов управления, требований организационно-распорядительных документов и иных внутренних документов;
      • эффективности, экономичности и результативности деятельности;
      • надежности, достоверности, полноты и своевременности подготовки бухгалтерской (финансовой) и управленческой отчетности;
      • сохранности активов.
    • 2.2. реализация практики проведения тематических аудитов, проводимых всеми электросетевыми компаниями, входящими в Группу Россети, по конкретной теме в соответствии с единой программой аудита;
    • 2.3. проведение проверок, выполнение других заданий по поручению Совета директоров (Комитета по аудиту), и/или исполнительных органов Общества по вопросам, относящимся к компетенции внутреннего аудита;
    • 2.4. организация, планирование, обеспечение проведения ревизионных проверок ДЗО;
    • 2.5. участие в деятельности ревизионных комиссий ДЗО работников подразделения внутреннего аудита Общества в качестве избранных членов ревизионных комиссий или приглашенных экспертов;
    • 2.6. участие в специализированных (служебных) расследованиях по фактам злоупотреблений (мошенничества), причинения Обществу и ДЗО ущерба, нецелевого, неэффективного использования ресурсов и по другим фактам недобросовестных/противоправных действий работников и третьих лиц;
    • 2.7. информирование Совета директоров (Комитета по аудиту), Единоличного исполнительного органа/Правления о результатах проверок, представление рекомендаций по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверок, и предложений по повышению эффективности и результативности систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, по совершенствованию деятельности Общества и ДЗО;
    • 2.8. мониторинг выполнения планов корректирующих мероприятий, направленных на устранение нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверок, и реализацию рекомендаций и предложений по совершенствованию деятельности Общества и ДЗО;
    • 2.9. организация и проведение пост-аудитов в отношении бизнес-процессов (направлений деятельности), бизнес-функций, проектов/планов/программ, структурных и обособленных подразделений и иных объектов проверки.
  • В части предоставления независимых и объективных гарантий в отношении эффективности систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, а также содействия исполнительным органам и работникам Общества в разработке и мониторинге исполнения процедур и мероприятий по совершенствованию систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления Обществом:
    • 3.1. оценка эффективности системы внутреннего контроля, включая:
      • оценку состояния внутренней (контрольной) среды в Обществе (в том числе оценку таких элементов контрольной среды, как философия системы внутреннего контроля, честность и этические ценности, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управление персоналом);
      • оценку эффективности реализации политики в области внутреннего контроля;
      • оценку процесса постановки целей в Обществе, в том числе определение адекватности критериев, применяемых для анализа степени исполнения (достижения) поставленных целей;
      • выявление недостатков системы внутреннего контроля, которые не позволили (не позволяют) достичь поставленных целей;
      • оценку процесса управления рисками;
      • оценку вопросов организации, построения и выполнения встроенных в процессы внутренних контролей (контрольных процедур);
      • оценку вопросов организации информационного взаимодействия (процесса обмена информацией) в Обществе;
      • оценку процесса организации мониторинга в Обществе, в том числе результатов внедрения (реализации) мероприятий по устранению нарушений и недостатков, а также результатов совершенствования системы внутреннего контроля;
    • 3.2. оценка эффективности системы управления рисками, включая:
      • проверку достаточности и зрелости элементов системы внутреннего контроля в Обществе для эффективного управления рисками, в том числе по вопросам организации процессов, постановки целей и задач, реализации положений политики в области управления рисками, средств автоматизации, нормативно-методологического обеспечения, взаимодействия структурных подразделений в рамках системы управления рисками, отчетности, инфраструктуры, включая организационную структуру, и т.п.;
      • проверку полноты выявления и корректности оценки рисков на всех уровнях управления Общества;
      • проверку эффективности контрольных процедур Общества и иных мероприятий по управлению рисками, включая эффективность использования выделенных на эти цели ресурсов;
      • проведение анализа информации о реализовавшихся рисках в Обществе (в том числе выявленных по результатам проверок нарушениях, фактах недостижения поставленных целей, фактах судебных разбирательств и т.п.);
    • 3.3. оценка корпоративного управления, включая:
      • проверку соблюдения этических принципов и корпоративных ценностей Общества;
      • проверку порядка постановки целей Общества и мониторинга/контроля их достижения;
      • проверку уровня нормативного обеспечения и процедур информационного взаимодействия (в том числе, по вопросам управления рисками и внутреннего контроля) на всех уровнях управления Общества, включая взаимодействие с заинтересованными сторонами;
      • проверку обеспечения прав акционеров, в том числе подконтрольных компаний, и эффективности взаимоотношений с заинтересованными сторонами;
      • проверку процедур раскрытия информации о деятельности Общества;
    • 3.4. предоставление консультаций исполнительным органам Общества по вопросам внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления (при сохранении независимости и объективности внутреннего аудита).
  • Функции внутреннего аудита в части организации эффективного взаимодействия Общества с внешним аудитором Общества, Ревизионной комиссией Общества, а также с лицами, оказывающими услуги по консультированию в области управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления отражены в разделе 8 «Взаимодействие внутреннего аудита с заинтересованными сторонами» настоящей Политики.
  • Функции внутреннего аудита в части подготовки и предоставления Совету директоров (Комитету по аудиту) и исполнительным органам Общества (Единоличному исполнительному органу/Правлению) отчетов по результатам деятельности внутреннего аудита отражены в разделе 8 «Взаимодействие внутреннего аудита с заинтересованными сторонами» настоящей Политики.
  • Внутренний аудит осуществляет иные функции, направленные на достижение целей и решение задач, определенных настоящей Политикой.
  • Положение об отделе внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Липецкой области

    Приложение к приказу Управления Федерального казначейства по Липецкой области от «01» июня 2011 г. № 000 о/д

    (в редакции приказов Управления Федерального казначейства по Липецкой области от «07» сентября 2012 г. № 000 о/д, от «12» сентября 2012 г. № 000 о/д)

    ПОЛОЖЕНИЕ

    об отделе внутреннего контроля и аудита

    Управления Федерального казначейства по Липецкой области

    Раздел 1. Общие положения

    1.1. Отдел внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Липецкой области (далее — Отдел внутреннего контроля и аудита) является структурным подразделением Управления Федерального казначейства по Липецкой области (далее — Управление), создается и ликвидируется приказом руководителя Управления.

    1.2. Отдел внутреннего контроля и аудита осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Управления, управлениями Федерального казначейства, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.

    1.3. В своей деятельности Отдел внутреннего контроля и аудита руководствуется:

    — законодательством Российской Федерации;

    — Положением об Управлении Федерального казначейства по Липецкой области;

    — приказами, указаниями и распоряжениями руководителя Управления;

    — настоящим Положением.

    Раздел 2. Задача

    Задачей Отдела внутреннего контроля и аудита является осуществление в установленном порядке ведомственного контроля за деятельностью структурных подразделений Управления.

    Раздел 3. Структура и организация деятельности

    3.1. Руководство Отделом внутреннего контроля и аудита осуществляется начальником отдела. Начальник Отдела внутреннего контроля и аудита назначается на должность руководителем Управления в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и находится в его непосредственном подчинении.

    3.2. Штатная численность сотрудников Отдела внутреннего контроля и аудита утверждается руководителем Управления по представлению начальника Отдела внутреннего контроля и аудита.

    3.3. Сотрудники Отдела внутреннего контроля и аудита назначаются на должности и освобождаются от должностей руководителем Управления в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Раздел 4. Функции

    Отдел внутреннего контроля и аудита выполняет следующие функции:

    4.1. организует и осуществляет в установленном порядке внутренний контроль соответствия деятельности структурных подразделений Управления по исполнению государственных функций и полномочий требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и принятых управленческих решений в установленной сфере деятельности;

    4.2. выявляет в установленном порядке процессы, процедуры и операции в деятельности структурных подразделений Управления, связанные с возможностью возникновения казначейских рисков при осуществлении возложенных на них функций;

    4.3. осуществляет в пределах своей компетенции:

    — внутренний аудит организации внутреннего контроля в структурных подразделениях Управления;

    — контроль за своевременностью и полнотой устранения выявленных нарушений в деятельности структурных подразделений Управления;

    4.4. разрабатывает по итогам проведенных контрольных мероприятий для руководства Управления предложения по совершенствованию:

    — функциональной структуры и технологического процесса обеспечения исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Управлении;

    — системы внутреннего контроля и системы управления казначейскими рисками в структурных подразделениях Управления;

    4.4.1. обеспечивает получение и обработку информации о внешней оценке деятельности Управления;

    4.4.2. обеспечивает формирование и направление в Федеральное казначейство показателей оценки результативности деятельности Управления;

    4.4.3. обеспечивает получение таблиц определения и оценки результативности деятельности структурных подразделений Управления и составление аналитической информации об оценках результативности деятельности структурных подразделений Управления;

    4.5. осуществляет в установленном порядке координацию взаимодействия Управления с территориальными органами Федеральной службы финансово — бюджетного надзора, правоохранительными органами и иными организациями в установленной сфере деятельности;

    4.6. обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан в рамках компетенции Отдела внутреннего контроля и аудита и в соответствии с поручением руководителя Управления (заместителя руководителя Управления) направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

    4.7. осуществляет в рамках своей компетенции ведение делопроизводства, формирование и отправление/получение корреспонденции и другой информации по электронным каналам связи;

    4.8. осуществляет организацию ведения нормативно — справочной информации, относящейся к функциям отдела;

    4.9. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну и иных сведений ограниченного распространения;

    4.10. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела;

    4.11. осуществляет другие мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности процедур внутреннего контроля;

    4.12. осуществляет другие функции в пределах установленных полномочий.

    Раздел 5. Права

    5.1. Отдел внутреннего контроля и аудита, осуществляя полномочия в установленной сфере деятельности, вправе:

    5.1.1. обеспечивать контроль текущей деятельности структурных подразделений Управления;

    5.1.2. обеспечивать контроль по устранению нарушений действующего законодательства Российской Федерации и нормативно — правовых актов, установленных в ходе контрольных мероприятий;

    5.1.3. запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений Управления документы, отчеты, справки и другие материалы, необходимые для выполнения возложенных на Отдел внутреннего контроля и аудита функций;

    5.1.4. запрашивать и получать в установленном порядке от ответственных работников проверяемых структурных подразделений Управления письменные объяснения по вопросам, возникающим при осуществлении проверок;

    5.1.5. привлекать работников структурных подразделений Управления для решения задач внутреннего контроля и аудита;

    5.1.6. требовать от привлекаемых подразделений устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение указанных требований;

    5.1.7. осуществлять иные полномочия в соответствии с возложенной на Отдел внутреннего контроля и аудита задачей.

    5.2. Осуществляя полномочия в соответствии с возложенной задачей, Отдел внутреннего контроля и аудита взаимодействует с территориальными органами Федеральной службы финансово — бюджетного надзора, правоохранительными органами и иными организациями в установленной сфере деятельности.

    5.3. Начальник Отдела внутреннего контроля и аудита, осуществляя руководство отделом, вправе:

    5.3.1. давать поручения (по согласованию с руководителем Управления) структурным подразделениям Управления и получать информацию от структурных подразделений Управления по вопросам, относящимся к компетенции отдела;

    5.3.2. участвовать в проводимых совещаниях в Управлении, других органах государственной власти по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

    5.3.3. передавать с согласия руководителя Управления правоохранительным органам материалы проверок по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

    5.3.4. готовить руководителю Управления указания по итогам проверок в структурных подразделениях Управления (при необходимости);

    5.3.5. давать комментарии и разъяснения сотрудникам Управления по вопросам, входящим в компетенцию Отдела внутреннего контроля и аудита;

    5.3.6. вносить руководителю Управления предложения по совершенствованию деятельности Отдела внутреннего контроля и аудита;

    5.3.7. вносить руководителю Управления для дальнейшего направления в Федеральное казначейство предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

    Раздел 6. Ответственность

    6.1. На начальника Отдела внутреннего контроля и аудита возлагается персональная ответственность за:

    6.1.1. надлежащее и своевременное выполнение задач и функций, предусмотренных настоящим Положением;

    6.1.2. своевременное исполнение поручений руководства;

    6.1.3. недопущение использования информации сотрудниками Отдела внутреннего контроля и аудита в неслужебных целях;

    6.1.4. распределение должностных обязанностей между сотрудниками Отдела внутреннего контроля и аудита;

    6.1.5. создание и обеспечение надлежащих условий работы для сотрудников Отдела внутреннего контроля и аудита;

    6.1.6. обеспечение сохранности имущества, находящегося в Отделе внутреннего контроля и аудита, и соблюдение правил пожарной безопасности;

    6.1.7. соблюдение сотрудниками Отдела внутреннего контроля и аудита своих должностных обязанностей и правил внутреннего трудового распорядка;

    6.1.8. визируемые и подписываемые документы.

    6.2. Полномочия и ответственность сотрудников Отдела внутреннего контроля и аудита устанавливаются должностными регламентами.

    Функции внутреннего контроля и внутреннего аудита на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

    ФУНКЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО АУДИТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

    А. А. НОВОСЕЛЬЦЕВ

    В данной статье рассматриваются понятия внутреннего контроля и внутреннего аудита, используемые в международных и российских нормативных документах. Исследуются функции внутреннего контроля и внутреннего аудита, их совпадение, различия и взаимосвязь. Также рассмотрены организационные вопросы внедрения внутреннего контроля и внутреннего аудита на предприятии.

    Ключевые слова аудит, внутренний аудит, внутренний контроль, функции внутреннего контроля, функции внутреннего аудита.

    Особое внимание к вопросу внедрения внутреннего контроля на предприятии обусловлено введением в Закон «О бухгалтерском учете» нормы, касающейся обязательного наличия на предприятии внутреннего контроля.

    Нормативные документы дают только общее определение внутреннего контроля и внутреннего аудита, а построение этих систем на практике во многом зависит от специфики и масштаба деятельности предприятия, стадии его жизненного цикла.

    Внутренний контроль, как обязательный организационный элемент, достаточный промежуток времени уже функционирует в банковской сфере, однако для нефинансового сектора он является относительно новым понятием. Кроме того, иногда происходит подмена понятий «внутреннего аудита» и «внутреннего контроля», часто они рассматриваются как тождественные. Поэтому для эффективного внедрения и внутреннего аудита и внутреннего контроля на предприятиях небанковской сферы данные понятия необходимо разграничить, выявить между ними взаимосвязи и взаимозависимости, а также определить функции, присущие внутреннему контролю и внутреннему аудиту.

    Рассмотрим определения, использующиеся в международной практике. Определение внутреннего аудита содержится в международных стандартах аудиторской деятельности (МСА 610 «Использование внутренних аудиторов»).

    В качестве определения внутреннего контроля можно взять определение, содержащееся в наиболее востребованной и авторитетной методологии указанного аспекта, разработанной комите-

    том COSO (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, Комитет организаций-спонсоров комиссии Тредвея, создан в 1985 г. в США для формулирования определения внутреннего контроля и обеспечения руководства для оценки его эффективности).

    Модель COSO включает в себя несколько основных понятий:

    — внутренний контроль представляет собой процесс;

    — внутренний контроль зависит от людей;

    — внутренний контроль может обеспечить руководству лишь достаточную уверенность;

    — внутренний контроль направлен на достижение целей в одной или нескольких отдельных, но пересекающихся категориях.

    Кроме этой концепции существует еще три концепции, призванные оценить, описать и усовершенствовать внутренний контроль:

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    — указание о рассмотрении структуры внутреннего контроля при аудите финансовой отчетности (SAS 55 от 1988 г.), утвержденное Американским институтом дипломированных бухгалтеров с внесенными позднее изменениями (SAS 78 от 1995 г.);

    — доклад «Контроль и аудит систем» (SAC), подготовленный исследовательским фондом Института внутренних аудиторов (1991 г.);

    — стандарт «Цели контроля при использовании информационных технологий» (COBIT), разработанный Ассоциацией аудита и контроля информационный систем ISACA 1996 г.

    Проведем сравнение понятий внутреннего контроля и внутреннего аудита, приведенное в выше указанных документах (табл. 1).

    Таблица 1

    Сравнение понятий внутреннего контроля и внутреннего аудита

    Внутренний аудит (МСА 610) Внутренний контроль (модель COSO)

    Определение Внутренний аудит означает деятельность по оценке работы, проводимая организацией или предоставляемая ей в качестве услуги Внутренний контроль — процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и остальным персоналом компании

    Цель Масштаб и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от масштабов и требований его руководства и представителя собственников Обеспечение «разумной уверенности» касательно достижения целей в следующих категориях: — эффективность и продуктивность операций; — надежность финансовой отчетности; — соблюдение законов и правил

    Элементы 1) мониторинг системы внутреннего контроля; внутренний аудит обычно представляет собой особую ответственность руководства субъекта по проверке средств контроля и мониторингу их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию; 2) исследование финансовой и операционной информации — обзорная проверка средств, используемых для определения, измерения, классификации информации и составления отчетности по ней; 3) обзор экономии, эффективности и действенности деятельности, включая нефинансовые средства субъекта; 4) обзор соблюдения требований законодательства, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства 1) контрольная среда, 2) оценка рисков, 3) средства контроля, 4) информация и коммуникация, 5) мониторинг

    Из данного сравнения видно, что внутренний контроль — это одна из функций менеджмента компании по ее управлению, которая в том или ином виде всегда присутствует на предприятии, а внутренний аудит — оценочная деятельность, которая не носит обязательного характера.

    Цели внутреннего аудита определяются руководством компании или представителем собственников, а цели внутреннего контроля — в обеспечении «разумной уверенности» в эффективности операционной деятельности, надежности финансовой отчетности, соблюдении законодательства.

    Для функционирования системы внутреннего контроля на предприятии должна быть создана определенная среда, состоящая из пяти взаимосвязанных компонентов: контрольная среда, оценка рисков, средства контроля, информация и коммуникация, мониторинг. Поэтому внутренний контроль организационно более сложная структура, чем внутренний аудит.

    Для функционирования внутреннего аудита может быть создано отдельное подразделение, состоящее из одного или более сотрудников.

    Предмет исследования и во внутреннем контроле и во внутреннем аудите во многом совпадают:

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    — оценка эффективности хозяйственной деятельности;

    — оценка финансовой отчетности;

    — оценка соблюдения норм законодательства.

    Частично совпадают и функции — оценка достоверности отчетности, ее полнота, надежность, уместность внешней и внутренней информации. Но при этом функции внутреннего контроля шире — это не просто констатация того, или иного факта, но и участие в создании системы эффективной системы управления. Система внутреннего контроля должна не только обеспечить достоверность и достаточность информации, создаваемой на предприятии, но и обеспечить:

    — выявление отклонений фактических показателей от плановых и выявить причины отклонений;

    — своевременное создание информационной базы для руководства, используемой для принятия управленческих решений.

    Еще одной функцией системы внутреннего контроля является обеспечение физической сохранности активов компании, предотвращение мошенничества и хищений.

    При этом оценку должного функционирования системы внутреннего контроля может дать внутренний аудит.

    В России существует стандарт , регламентирующий внутренний аудит (Правило (стандарт) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696).

    Указанный Стандарт применяется лишь к сфере внутреннего аудита в той части, которая имеет отношение к аудиту финансовой (бухгалтерской) отчетности, поэтому сфера его применения ограничена только аудитом финансовой отчетности и не затрагивает сферу управленческого учета и другой внутренней отчетности предприятий.

    Внутренний аудит в России появился в 1990 гг. В 2000 г. был создан Российский институт внутренних аудиторов, который в 2011 г. перевел на русский язык «Международные стандарты внутреннего аудита».

    По данному Стандарту руководитель внутреннего аудита должен составить риск-ориен-тированный план, определяющий приоритеты внутреннего аудита в соответствии с целями организации. Внутренний аудит должен проводить оценку и способствовать совершенствованию процессов корпоративного управления, управления рисками и контроля, используя систематизированный и последовательный подход. Таким образом, стандарты разделяют деятельность внутреннего аудита на три составляющие: управление рисками, контроль и корпоративное управление.

    Задачи, поставленные перед аудиторами в соответствии с указанным Стандартом:

    1. аудиторы отслеживают и оценивают эффективность существующей системы управления рисками;

    2. аудиторы оценивают риски, достаточность и эффективность контроля в сфере корпоративного управления.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    К функциям внутреннего аудита, изложенным в МСА 610, дополнительно добавлено управление рисками.

    Определение системы внутреннего контроля дано в ПСАД № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности»,

    «Система внутреннего контроля представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственности, руководством, а также другими сотрудниками аудируемого лица, для того, чтобы обеспечить достаточную уверенность в достижении целей с точки зрения надежности финансовой (бухгалтерской) отчетности, эффективности и результативности хозяйственных

    операций и соответствия деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам. Это означает, что организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению любой из этих целей.

    Система внутреннего контроля включает следующие элементы:

    — контрольная среда;

    — процесс оценки рисков аудируемым лицом;

    — информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    — контрольные действия;

    — мониторинг средств контроля» .

    Из данного определения видно, что оно во многом совпадает с понятиями и определениями, приведенными COSO.

    В отмечено, что внутренний контроль в понимании COSO основывается на интеграции в бизнес-процессы определенных процедур, обеспечивающих выполнение управленческих решений с минимальными рисками. В зависимости от целей все процедуры контроля можно разделить на четыре группы : директивные, профилактические, детективные и корректирующие.

    Директивные функции должно осуществлять руководство предприятия: это создание организационной структуры, принятие корпоративных правил и положений, планирование, внедрение определенных директивных процедур, контроль информационных потоков, создание системы мотивации. К директивным функциям относится также контроль полномочий — контроль, за выполнением своих должностных обязанностей, разграничение полномочий при управлении предприятием, при совершении

    На многих предприятиях уже давно функционируют службы экономической безопасности, которые частично осуществляют профилактические функции (например, проверка надежности контрагентов, участие в инвентаризации товарноматериальных ценностей, организация внутреннего контроля основных средств, сырья и материалов, контроль за реализацией продукции), а также осуществляют детективные функции: идентификация нежелательных событий, их предупреждение, выяснение причин наступления, обеспечение информационной безопасности.

    Другие профилактические и корректирующие функции относятся к финансовому блоку предприятия. Профилактические функции: контроль документального оформления, т. е. обеспечение отражения всех разрешенных операций, в том числе кон-

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    троль реализации продукции, контроль денежных поступлений, контроль кредиторской задолженности, расчетов с бюджетом, проверка правильности учета затрат на производство; обеспечение информацией для принятия управленческих решений, обеспечение финансовой информацией, управление рисками; корректирующие функции: контроль выполнения бюджетов и других текущих планов, определение отклонений и выявление причин их возникновения.

    Одной из тенденций развития аудита, в том числе и внутреннего аудита, является расширение его целей и задач и превращение из просто контрольного органа, в орган, целью деятельности которого является установление стратегических возможностей развития предприятия, проведение стратегического анализа и определение перспектив развития . Поэтому функции внутреннего аудита можно разделить на две группы: стратегические и текущие.

    К стратегическим функциям внутреннего аудита относятся:

    — мониторинг внешней среды деятельности предприятия;

    — участие в разработке стратегии развития предприятия;

    — создание системы оценки рисков, управление рисками;

    — оценка инвестиционных и других проектов.

    К текущим функциям можно отнести:

    — изучение систем бухгалтерского учета;

    — оценка и мониторинг адекватности систем бухгалтерского учета;

    — оценка эффективности систем бухгалтерского учета;

    — учет, финансовый анализ и контроль;

    — мониторинг системы внутреннего контроля;

    — контроль за соблюдением законодательства;

    — оценка степени надежности информации, предоставляемой системе управления;

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    — консультации по бухгалтерским, налоговым, правовым вопросам;

    — участие в автоматизации учета (бухгалтерского, управленческого, налогового);

    — контроль за выполнением плановых показателей.

    К текущим функциям внутреннего аудита, относятся согласно МСА 610 также следующие функции:

    — изучение финансовой и операционной информации: на внутренних аудиторов может быть возложена ответственность за обзор инструментов, используемых для выявление, измерения, классификации и отражения финансовой и операционной

    информации, а также за детальное изучение отдельных статей, включая тестирование операций, остатков и выполняемых процессов ;

    — обзор операционной деятельности: обзор экономичности, эффективности и результативности операционной деятельности, включая нефинансовые аспекты деятельности организации;

    — обзор соблюдения законодательства;

    — корпоративное управление; внутренние аудиторы могут участвовать в процессе корпоративного управления, способствуя достижению целей в области корпоративной этики и ценностей, управление результатами деятельности и подотчетности, доведения информации о рисках и контролях до сведения соответствующих функций в организации, а также эффективного взаимодействия между лицами, наделенными руководящими полномочиями, внешними и внутренними аудиторами и руководством.

    Из приведенных перечней функций внутреннего контроля и внутреннего аудита, видно, что директивные и детективные функции присущи только внутреннему контролю, а профилактические и корректирующие функции присущи как внутреннему контролю, так и внутреннему аудиту, но у внутреннего аудита есть еще стратегические функции, которые не используются во внутреннем контроле.

    Выбор конкретных функций внутреннего контроля и внутреннего аудита, не может быть стандартизирован и зависит от целей и задач, которые определяет для себя и выполняет каждое предприятие. Также выбор определяется размером организации, ее организационной структурой, структурой управления.

    Правильное определение функций, выполняемых системой внутреннего контроля и внутренним аудитом, позволит:

    — организационно правильно выстроить службы внутреннего контроля и внутреннего аудита;

    — обеспечить их взаимодействие;

    — создать эффективную систему контроля на предприятии;

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    — поможет избежать ненужного дублирования функций, выполняемых службой внутреннего контроля и внутреннего аудита, не допустив при этом пропуски важных функций.

    Литература

    1. Булыга Р. П., Мельник М. В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития: монография / под ред. Р. П. Булыги. М., 2013.

    2. Кабашкин В. А., Мышов В. А. Повышение роли внутреннего аудита и контроля в условиях рыноч-

    ной экономики // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 13.

    3. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение «О порядке ведения бухгалтерского учета производных финансовых инструментов». М., 2012.

    4. Сотникова Л. В. Внутренний контроль и аудит: учебник. М., 2000.

    5. Стандарты аудиторской деятельности. М., 2012. С. 61.

    6. Шуклов Л. В. Постановка внутреннего контроля как основа для перехода на МСФО: типичные проблемы и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 36.

    * * *

    FUNCTIONS OF INTERNAL CONTROL AND INTERNAL AUDIT AT THE ENTERPRISE

    A. A. Novoseltsev

    Отдел внутреннего аудита

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *